Исторические ступени китая на пути к модернизации кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Строительство основ социализма в Китае. Новое правительство начало проводить аграрную реформу. Земли помещиков, монастырей, храмов и сельских богачей, а также скот и инвентарь распределялись между крестьянами на уравнительной основе. Особое внимание уделялось развитию системы образования, строительству железных дорог и предприятий тяжёлой индустрии.

Эти меры встретили поддержку большинства крестьянства, составлявшего 80% населения страны. Затем руководство КНР взяло курс на строительство социализма по примеру СССР. Началось создание крестьянские кооперативов. Осуществлялась национализация железных дорог, банков заводов и фабрик, в первую очередь принадлежавших иностранцам. Экономика почти полностью перешла под контроль государства.

Советский Союз активно помогал Китаю в перевооружении армии, создании тяжёлой промышленности, в частности машиностроения и автомобилестроения.

Однако постепенно отношения между СССР и Китаем начали ухудшаться. Это было связано с развенчанием культа личности И.В. Сталина в 1956 г., на XX съезде КПСС. Критика совершённых в годы сталинизма преступлений вызвала недовольство руководства компартии Китая. Любые шаги по улучшению советско-американских отношений воспринимались как предательство интересов Китая. Мао Цзэдун видел в Соединённые Штатах основного врага, поскольку американцы не признавали КНР. Они продолжали считать гоминьдановский режим на Тайване законным представителем китайского народа.

Охарактеризуйте социально-экономическое и политическое развитие Китая после Второй мировой войны. Какое значение для Китая имели отношения с СССР?

2. Социально-политические эксперименты в КНР. В 1958 г. по инициативе Мао Цзэдуна началось осуществление политики «большого скачке

На базе обобществления всей собственности крестьянства в деревнях давались сельскохозяйственные коммуны. Вводилось уравнительное распределение произведённой продукции. Под страхом наказания трудящиеся были обязаны работать с полной отдачей сил при минимальном обеспечении продовольствием. От коммун требовали не только аграрную, и промышленную продукцию. По всему Китаю создавались примитивные печи для выплавки железа. Правда, низкое качество исключало возможность его дальнейшего использования в производстве.


Китайские солдаты изучают идеи Мао Цзэдуна

В 1969 г. произошли вооружённые столкновения на советско-китайской границе. В Китае не скрывали, что считают возможной войну с СССР.

Со смертью Мао Цзэдуна в 1976 г. ситуация в Китае стала меняться хотя влияние его последователей сказывалось ещё несколько лет.

Осуществление рыночных реформ, начавшееся в 1981 г., было связано именем Дэн Сяопина, который считался их идейным вдохновителем.

3. Курс прагматических реформ. Реформы были ориентированы на получение конкретного результата в ближайшем будущем. Именно поэтому их назвали прагматическими. Начали осуществляться преобразования, ведущие к возрождению рыночной экономики.

Коммуны распускались. Крестьяне стали арендаторами на принадлежащей государству земле. Они получили возможность приобретать скот технику в личную собственность, использовать наёмный труд и продавать часть произведённой продукции на свободном рынке.

Правительство поощряло создание частных и кооперативных предприятий, а государственным была предоставлена значительная самостоятельность. К модернизации экономики привлекался иностранный капитал. Создавались так называемые свободные экономические зоны. За 1979-2000 гг в Китай было вложено около 634 млрд долл. капиталов зарубежных инвесторов.

В 1989 г. в Пекине начались выступления студентов и интеллигенции с требованиями демократизации политической жизни. Власти прибег: к военной силе. Митинг на площади Тяньаньмэнь был жестоко подавлен войсками. Компартия Китая сохранила за собой руководящую роль в обществе. Изменения в экономике не затронули политической жизни.


Протестующие китайские студенты. 1989 г.

Сочетание политической стабильности с открытой для зарубежных инвесторов экономикой сделало Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП в Китае 1980-2005 гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — около 10%. Страна, население которой является самым многочисленным на нашей планете — 1 млрд 200 млн человек, полностью обеспечивает свои потребности продовольствии. Китай освоил производство информационных технологий, он поставляет на мировой рынок компьютерное оборудование, аудио- и видеотехнику. КНР стала третьей после ССР и США космической державой, самостоятельно осуществила пилотируемый полёт в космос. По многим, хотя спорным, оценкам Китай к середине — концу XXI в. сможет на равных соперничать с Соединёнными Штатами.

Сегодня относительно новой для Китая проблемой стало углубление социального неравенства. Появился новый слой богатых граждан из числа зажиточных крестьян и предпринимателей. Возросло число чиновников, обогащающихся за счёт служебного положения. Власти ответили на это кампаниями по борьбе с коррупцией и незаконным обогащением, которые сопровождались массовыми казнями. Увеличилась неравномерность в развитии отдельных областей страны. Наиболее преуспевающие приморские провинции, связанные с передовыми отраслями промышленности, вырвались вперёд. В аграрных регионах возросла безработица, особенно среди малограмотных выходцев из внутренних районов Китая.


Танки идут к площади Тяньаньмэнь

4. Внешняя политика Китая. В 1971 г. КНР нормализовала отношения США, которые согласились с тем, что Тайвань должен стать неотъемлемой частью Китая. Представитель КНР занял своё место в Совете Безопасности ООН, ранее принадлежавшее Тайваню.

С началом реформ Китай стремился поддерживать торгово-экономические отношения со всеми странами мира. Важным для КНР событие стало воссоединение в 1997 г. с Гонконгом (по соглашению с Великобританией, у которой истёк срок аренды этого порта и прилегающих земель).

Агрессивная политика Мао Цзэдуна привела к китайско-вьетнамскому кому конфликту в 1979 г., в котором армия КНР потерпела поражение. В 1980-е гг. отношения между двумя странами нормализовались. Вьетнам также вступил на путь рыночных реформ при сохранении руководящей роли правящей Компартии. Традиционно тесные контакты Китай сохраняет с Северной Кореей.

Большое значение власти Китая придают развитию отношений с Россией. В 1996 г. на встрече в Шанхае состоялось подписание соглашения о мерах доверия в зоне границы. Оно было дополнено договором 1997 г. между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном о взаимном сокращении вооружённых сил в приграничных районах.

В 2001 г. эти страны на очередной встрече в Шанхае учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Её участники обязались углублять экономическое сотрудничество и согласовывать свои усилия в борьбе с международным терроризмом.

В 2001 г. был подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Он предполагает отказ сторон от применения силы друг против друга, обязательство консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Москва и Пекин достигли компромиссного соглашения линии прохождения российско-китайской границы на Дальнем Востоке.

1. Какие два этапа можно выделить в истории Китая второй половины XX — начала XXI в.? Заполните сравнительную таблицу.

Этапы развития Китая, примерные

Цели и содержание внутренней политики

Цели и содержание внешней политики

2. На основе текста учебника сформулируйте особенности послевоенного развития Китая.

3. Подберите источники и подготовьте презентацию о современном Китае. Какие достижения вывели Китай в ряд наиболее динамично развивающихся стран мира? Как вы считаете, может ли китайский опыт модернизации и реформирования быть полезным для других стран мира?

Каковы негативные последствия прагматических реформ для китайского общества? В чём заключаются противоречия образа Китая в современном мире?


Мао Цзэдун

Мао Цзэдун (1893—1976) — лидер Коммунистической партии Китая (КПК), председатель правительства КНР. Родился в семье преуспевавшего крестьянина. Окончил педагогическое училище, работал в библиотеке Пекинского университета, там впервые познакомился с марксистской литературой.

В 1921 г. Мао Цзэдун принял участие в учредительном съезде Компартии Китая, в 1923 г. стал членом её Центрального Комитета (ЦК).

Для политики Мао Цзэдуна была характерна непредсказуемость, склонность к резким поворотам, рискованным социально-политическим экспериментам.


Дэн Сяопин

Дэн Сяопин (1904—1997) в возрасте 16 лет уехал учиться во Францию, где познакомился с марксистскими идеями.

Разработка урока всеобщей истории в 9 классе. Сама тема очень интересная, но объёмная. Поэтому полвека в развитии Китая даются очень компактно. Урок по ФК ГОС. Мы пока не перешли на ФГОС.

ВложениеРазмер
kitai.docx 60.74 КБ
kitaipril1.pptx 2.68 МБ
kitaipril2.docx 13.93 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ

Создать условия для формирования у учащихся знаний об основных событиях истории Китая во второй половине XX века.

- обучающие : познакомить учащихся с основными событиями, которые происходили в Китае во второй половине XX века.

- развивающие: развитие умения анализировать источники информации разных типов, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи.

- воспитательные: воспитание толерантности, уважения к традициям, культуре и историческому прошлому других народов.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся : фронтальная; индивидуальная.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Приветствует учащихся, создает позитивный настрой на работу.

Актуализация темы, целеполагание.

Презентация, слайды 1-3.

Актуализирует знание учащимися терминов, использованных в названии темы. Организует работу учащихся по сравнению иллюстративного материала (слайд 2). Подводит учащихся к формулировке целей урока. Актуализирует тему урока: Китай одна из наиболее динамично развивающихся стран, важный торговый партнёр России.

Вспоминают и озвучивают определения указанных терминов. Сравнивают иллюстрации, формулируют цель урока.

Презентация, слайд 4

Актуализирует знания учащихся о предыдущем периоде в истории Китая (Гражданская война), кратко излагая эти события и иллюстрируя их с помощью схемы, представленной на презентации. Способствует анализу учащимися этой информации путём постановки вопроса: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

Анализируют информацию, изложенную учителем, формулируют ответ на представленный вопрос.

Изучение нового материала.П.1.Строительство основ социализма в Китае.

Презентация, слайды 5-7

Модули для составления схемы.

Аудио фрагменты: Гимн СССР, гимн КНР.

Корректирует ответы учащихся. Начинает составлять схему на доске. Организует работу учащихся по сравнению аудио фрагментов и иллюстраций. Знакомит учащихся с основной характеристикой путей модернизации Китая, избранных на этапе строительства основ социализма.

Анализируют и сравнивают информацию, представленную в виде аудио фрагментов и иллюстраций. Озвучивают результаты сравнения. Записывают тему урока. Начинают составлять схему в рабочих тетрадях

Модули для составления схемы.

Раздаточный материал: карточки с высказыванием Мао Цзэдуна (Приложение 2)

Презентация, слайды 11-13

Модули для составления схемы.

П.4. Курс прагматических реформ.

Презентация, слайд 14

Модули для составления схемы.

Анализируют предложенные высказывания, формулируют своё понимание текста.

Формулируют итоги проведения политики Прагматических реформ. Продолжают составлять схему в тетради.

Презентация, слайды 15-17

Организует работу учащихся по решению заданий для закрепления изученного на уроке материала. Возвращает учащихся к вопросу, поставленному в начале урока: Что позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран мира? Корректирует ответы учащихся.

Составляют последовательность рассмотренных в течение урока событий, отвечают на вопрос учителя.

Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Презентация, слайд 18

Отмечает активность учащихся, выставляет оценки за работу на уроке. Определяет объем домашнего задания:

Записывают домашнее задание, вспоминают критерии оценивания и структуру мини-сочинения по истории.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация темы, целеполагание.
  3. Актуализация знаний.
  4. Изучение нового материала:

Строительство основ социализма в Китае.

Социально-политические эксперименты в КНР.

Курс прагматических реформ.

Теперь посмотрите на доску и сравните два представленных на ней изображения. О чём они нам говорят? Давайте попытаемся сформулировать цель нашего урока, исходя из увиденного. Цель нашего урока: выяснить, каким образом за достаточно короткий период времени Китай из полузависимой страны, которую более развитые страны использовали, как рынок сырья и сбыта, превратился в одно из наиболее динамично развивающихся современных государств.

Почему для нас важен опыт развития Китая? На данный момент, экономика Китая – это вторая экономика мира по объему ВВП, аналитики прогнозируют к 2025 году её выход на первое место в мире. Взаимоотношения между Россией и Китаем, особенно в экономической сфере становятся всё более тесными, достаточно вспомнить, что Китай занимает опять же второе место в мире по объему импортируемой нефти, а Россия является одним из её крупнейших экспортеров. Поэтому вам, будущим вершителям нашей будущей истории, вполне вероятно пригодятся знания полученные сегодня.

  1. Но прежде, чем перейти к непосредственному рассмотрению новой темы, напомню вам события, предшествующего периода, а вы подумайте: какие проблемы стояли перед китайским обществом после окончания периода непрерывных войн?

В 1927 г. начинается Гражданская война между КПК и Гоминьданом распался, давайте вспомним, что это за политические силы. В 1931 году Япония захватила Манчжурию, а в 1937 году начала открытую агрессию в центральном Китае. Номинально КПК и Гоминьдан объединились, чтобы противостоять агрессору, однако действовали не согласовано, а на последнем этапе и вовсе больше заботились о собственном лидерстве в стране. Окончательный разгром японцев в Китае связан с вступлением в Китай Советской армии. Гражданская же война продолжалась до 1949 года, при чём в условиях разгорающейся в мире Холодной войны США поддерживали Гоминьдан, а СССР – КПК. В результате власть в стране перешла к коммунистам.

  1. 1. Итак, какие проблемы предстояло решить новому коммунистическому правительству Китая? Страна была разорена в ходе войн, перед коммунистами стояла не простая задача: преодолеть отставание от западных стран. То есть фактически сразу новое правительство сталкивается с вопросом: как модернизировать страну? Основные этапы модернизации мы представим в виде схемы. Но прежде откроем тетради и запишем число и тему урока. Ну, а теперь приступим к схеме:

Первым модулем в нашей схеме станет само образование КНР. Что в таком случае будет следующим модулем? Это та задача, с которой столкнулась страна:

Модернизация может проводится различными путями, какой же путь выбрал лидер КПК – Мао Цзэдун? Два аудио-отрывка помогут нам ответить на этот вопрос.

Была выбрана советской модели развития, которая на начальном этапе копировалась почти без изменений. Она включала в себя коллективизацию – то есть ликвидацию частного землевладения и превращение его в общественное, индустриализацию, то есть создание крупной промышленности. В политической сфере эти события сопровождались установлением власти одной партии и её лидера – Мао Цзэдуна. Мао – великий вождь и учитель, так звучит надпись на плакате. Сравните два изображения – какую общую черту политической жизни они демонстрируют? Это культ личности. С этого момента все успехи в развитии стали результатом деятельности Мао, а все неудачи – его врагов.

Революция была завершена со смертью Мао. Её итогами стали убийство около миллиона человек, около ста миллионов так или иначе пострадало, было уничтожено огромное количество древних китайских ценностей, стран была просто истерзана. Преодоление кризиса связано с деятельностью Дэна Сяопина. Это политический деятель пострадавший в годы Культурной революции, но обретший популярность в последние годы жизни Мао Цзэдуна. Он берёт курс на проведение прагматических реформ. Что означает слово прагматические?

Нам осталось заполнить последний модуль. К чему пришел Китай в результате всех потрясений, на пути модернизации и реформирования?

  1. Ещё раз внимательно посмотрите на свои записи в тетради, постарайтесь запомнить основные события. Закройте тетрадь и посмотрите на доску, постарайтесь составить верную последовательность событий.

Целью нашего урока было выяснить, что же позволило Китаю стать одной из наиболее динамично развивающихся стран, нашли мы ответ на этот вопрос?

Факты и перспективы модернизации Китая

Достижение модернизации является целью многих поколений китайского народа – целью, к которой Новый Китай стремился два столетия. Китайский народ ждал этого 260 лет – с 1840 года по конец XXI века. Теперь, по прошествии 160 лет, страна стала предварительно развитой. Но в течение века предстоит пройти еще через многое, чтобы достичь статуса среднеразвитой страны, затем развитой, а затем – полноценной модернизации. Ниже кратко изложены 20 фактов, 20 перспектив и 10 особенностей модернизации Китая.

1. Основные сведения о модернизации Китая

Модернизация Китая будет национальной модернизацией, которая затронет рекордное количество населения; сложность и комплексность ее может превысить аналогичные параметры во всех развитых странах. Анализ фактов о модернизации Китая не может быть всеобъемлющим: ниже изложены 20 основных фактов, но и они составляют лишь малую часть того, что можно сказать о модернизации в Китае.

1) Начало модернизации: середина XIX века (1840–1860 годы).

2) Конечная точка модернизации: сила динамичности модернизации, хотя в данный момент не представляется возможным определить ее конечную точку.

3) История модернизации: три фазы – начальная модернизация, частичная и полноценная.

4) Главная черта модернизации: она является национальной модернизацией, которая затронет рекордное количество населения.

5) Природа модернизации: первичная модернизация с некоторыми элементами вторичной.

6) Тип модернизации Китая: догоняющая.

7) Модель модернизации: большую часть времени – ориентированная на индустриализацию.

8) Начало модернизации: более чем через сто лет после начала упреждающей модернизации в развитых странах.

9) Ход модернизации: уже пройден путь до предварительно развитой страны.

10) Скорость модернизации: прирост за последние 15 лет составляет 3,5 %, что превышает средние показатели по миру.

11) Фаза модернизации в 2006 году: период расцвета первичной модернизации.

12) Уровень модернизации в 2006 году: уровень предварительно развитых стран, далеко позади развитых.

13) Международный рейтинг модернизации в 2006 году: индекс вторичной модернизации находится на 70-м месте в мире (из 131-го).

14) Уровень первичной модернизации в 2006 году: завершена на 80 %.

15) Уровень вторичной модернизации в 2006 году: приблизительно 40 % от уровня развитых стран.

16) Разрыв в модернизации в 2006 году: наибольший международный разрыв в национальном доходе в расчете на душу населения (30-кратный).

17) Модернизация в шести областях: низкий уровень экономической и экологической модернизации, все еще отстающей в развитии.

18) Распределение модернизации в Китае: равное между севером и югом, существенно ниже на западе.

19) Региональная модернизация Китая (первичная): в 2006 году. 4 региона, включая Пекин, вступили в период вторичной модернизации, остальные все еще находятся в разных фазах первичной.

20) Региональная модернизация Китая (вторичная): в 2006 году некоторые индексы в Пекине и Шанхае сопоставимы с аналогичными индексами в Италии.

Важнейшей чертой модернизации Китая в 2006 году является совместное существование двух фаз. Распределение неравномерное: большинство регионов было в фазе первичной модернизации, существенно меньшее число достигло начала вторичной, приближаясь к развитым странам.

2. Перспективы модернизации в Китае

На перспективы модернизации Китая влияют как собственные старания страны, так и международная обстановка. Если в XXI веке не произойдет какого-либо важного кризиса, мы можем приблизительно обозначить перспективы модернизации Китая, основываясь на подсчетах среднего ежегодного роста уровня развития в период с 1990 по 2005 год.

1) Задача модернизации (I): базовое достижение модернизации к 2050 году.

2) Задача модернизации (II): полное достижение модернизации к концу XXI века.

3) Уровень модернизации (I): завершение первичной модернизации к 2020 году.

4) Уровень модернизации (II): превышение среднемирового уровня к 2040 году.

5) Уровень модернизации (III): достижение высокого уровня развития по мировым стандартам к концу XXI века.

6) Рейтинг модернизации (I): среди первых 60 стран мира к 2020 году.

7) Рейтинг модернизации (II): среди первых 40 стран мира к 2050 году.

8) Рейтинг модернизации (III): среди первых 20 стран мира к концу XXI века.

9) Фаза модернизации (I): вступление в период вторичной модернизации к 2020 году.

10) Фаза модернизации (II): завершение вторичной модернизации в конце XXI века.

11) Вероятность модернизации: примерно 4%-ная вероятность становления как развитой страны в XXI веке, основываясь на международном опыте.

12) Путь модернизации: наиболее вероятна интегрированная модернизация (основная стратегия).

13) Развитие модернизации: возможно достижение уровня развитых стран, наподобие США, к концу XXI века.

14) Экономическая модернизация: достижение высокого уровня развития экономики в конце XXI века.

15) Социальная модернизация: достижение высокого уровня социального развития в конце XXI века.

16) Международная модернизация: уровень международной конкурентоспособности в десятке лучших в мире – к 2050 году.

17) Культурная модернизация: достижение высокого уровня культурной жизни к концу XXI века.

18) Модернизация человеческих ресурсов: ИЧРП на уровне развитых стран к 2050 году.

19) Экологическая модернизация: высокий уровень развития экологии в конце XXI века.

20) Региональная модернизация: более половины регионов Китая достигнут развитого уровня к концу XXI века.

Если цель третьего шага будет достигнута, о модернизации Китая к 2050 г. можно будет сказать примерно следующее.

1) Экономическая модернизация: ежегодный доход на душу населения превысит 20 000 долларов США, а ключевые индикаторы по своим значениям будут среди 40 лучших в мире.

2) Социальная модернизация: 100%-ное обеспечение пенсионными выплатами и медицинским страхованием, около 80 % урбанизации и информатизации.

3) Политическая модернизация: будет построена политическая цивилизация, характеризующаяся демократией, равенством, свободой и высокой эффективностью; уровень международной конкурентоспособности – в десятке лучших в мире.

4) Культурная модернизация: качество культурной жизни превысит среднемировые показатели, ключевые индикаторы способности к культурным инновациям по своим значениям будут среди 20 лучших в мире.

5) Модернизация человеческих ресурсов: величина ИРЧП среди 20 лучших в мире, охват более 80 % населения высшим образованием, средняя ожидаемая продолжительность жизни превысит 80 лет.

6) Экологическая модернизация: полное разделение экономического роста и экологической деградации, условия жизни людей по своему качеству будут сопоставимы с условиями в крупнейших развитых странах.

Модернизация Китая является составляющей всемирной модернизации, так что в данном контексте возможно обращение к международному опыту. Согласно подсчетам, сделанным на основании этого опыта, вероятность становления Китая как развитой страны в XXI веке составляет около 4 %. Это значит, что, опираясь лишь на международный опыт, мы не можем быть полностью оптимистичными относительно будущего модернизации Китая. В XXI веке численность населения Китая составит 1,4 млрд.; так что если Китай станет развитой страной, структура населения мира существенно изменится. Китаю следует активно развивать свои исследования в области модернизации для нахождения наиболее эффективных ее путей, снижения затрат и трудностей модернизации и повышения национальной способности к инновациям и вероятности достижения модернизации.

3. Важные особенности модернизации Китая

За последние 160 лет модернизация Китая принесла много важного опыта. С учетом известных на весь мир достижений в числе важных особенностей модернизации Китая можно назвать следующие.

1) Модернизация Китая относится к догоняющему типу.

Модернизация Китая является не спонтанной, а целенаправленной, что характерно при догоняющем типе модернизации. Для модернизации такого типа особенно важно учиться на опыте стран-первопроходцев, выбившихся в лидеры по уровню развития. Но, разумеется, речь не идет об имитации: слишком велики различия в международной обстановке.

2) Модернизация Китая удовлетворяет основному закону всемирной модернизации.

Модернизация Китая охватывает образование, развитие, изменения и международное взаимодействие современной цивилизации, включая инновации, выбор, диффузию и рецессию цивилизационных факторов, а также международную конкуренцию и смену статуса, что составляет основное содержание модернизации. Из этого следует, что базовые принципы модернизации применимы и к Китаю. В целом модернизация включает в себя как универсалии, так и различия в разных странах и сферах жизни. Модернизация Китая должна одновременно удовлетворять основным законам и сохранять свою индивидуальность.

3) Процесс модернизации Китая переживал как провальные, так и крайне успешные времена.

В течение трех столетий – между XVIII и ХХ веками – Китай упустил множество блестящих возможностей, но в то же время очень многого достиг. В число упущенных возможностей входят: участие в распространении первой промышленной революции в 1793 году, начало второй промышленной революции в период с 1840 по 1860 год, участие в распространении второй промышленной революции в 1895 году, третья промышленная революция (наилучший момент для автоматизации и создания индустриальной экономики) в период с 1945 по 1970 год и т. п. В числе успешных моментов стоит отметить следующие: в 1945 году Китай был в числе стран – учредителей ООН и стал постоянным членом Совета Безопасности; Китай не упустил период с 1970 по 2000 год, когда началась четвертая промышленная революция (информатизация); за-рождение экономики знаний и начало вторичной модернизации в целом совпало с началом политики реформ и открытости. Упущенные возможности ускоряли деградацию Китая, в то время как все успехи помогали ему возрождаться.

4) Задачи модернизации Китая сложнее задач, с которыми столкнулись развитые страны, поэтому международный опыт не может послужить единственным решением проблем.

На данный момент модернизация Китая – это модернизация страны с наибольшей численностью населения в мире. В 2005 г. общая численность населения 20 развитых стран составляла около 820 млн. человек: 330 млн. в Западной Европе, 300 млн. – в США, 130 млн. – в Японии.

В Китае же проживало 1,3 млрд. человек. С точки зрения охвата населения задачи модернизации Китая существенно сложнее, чем те, с которыми столкнулись развитые страны: это число в четыре раза превышает суммарную численность населения 12 западноевропейских стран, более чем в четыре – США и в 10 раз – численность населения Японии. Таким образом, задачи модернизации Китая – беспрецедентно сложные и объемные. Опыт стран, которые ранее провели модернизацию, не может быть единственным примером решения проблем Китая. Для этого потребуются более глубокие исследования во всех областях и большое число инноваций во всех сферах жизни.

5) Модернизация Китая подвергается давлению с разных сторон, и должен быть найден путь, который подходит для такой ситуации.

Процесс всемирной модернизации состоит из двух стадий – первичной и вторичной. Всемирная модернизация – нелинейный процесс, и вторичная модернизация отчасти является развитием и продолжением первичной, а отчасти – вступает с ней в противоречие. На данный момент в ходе всемирной модернизации осуществляется поиск компромисса между странами, которые уже вступили в период вторичной модернизации, и теми, которые все еще продолжают работать над осуществлением первичной, при этом подвергаясь влиянию вторичной. Первичная модернизация Китая еще не завершена, но она включает в себя некоторые элементы вторичной, благодаря чему некоторые регионы уже перешли на этот новый уровень. Таким образом, Китай находится под давлением необходимости завершения первичной и одновременно – осуществления вторичной модернизации в максимально сжатые сроки. Подобный одновременный вызов никогда не вставал перед развитыми странами. Китаю требуется найти подходящий путь, и основная стратегия интегрированной модернизации представляется наиболее рациональным вариантом.

6) Перед модернизацией Китая встает проблема ресурсов и необходимости в большем международном пространстве.

Для модернизации требуется материальная поддержка ресурсами. На данный момент население мира, пользующееся благами модернизации, составляет более 1 млрд. человек. Уже такие масштабы модернизации оказали серьезное воздействие на мировые запасы ресурсов и окружающую среду. Достижение модернизации для 1,3 млрд. человек, проживающих в Китае, будет не меньшим ударом по запасам мировых ресурсов и окружающей среде, даже без учета эффекта замещения, оказываемого экономикой знаний на материальные ресурсы. Китаю необходимо всячески улучшать свое международное положение и расширять международное пространство.

7) Модернизация систем и мысли неотделима от модернизации Китая в целом.

Всемирная модернизация включает в себя не только модернизацию жизни и структуры, но и модернизацию систем и мысли. В век экономики знаний модернизация знаний, систем и мысли является еще более важной. В последние 100 лет основной приоритет в модернизации Китая отдается индустриализации; после начала вестернизации модернизация в аспектах материалов и технологий приковывает к себе все более пристальное внимание, что вполне закономерно; однако модернизация систем и мысли является крайне нестабильной. Отрицательные эффекты отставания в этой области развития постепенно станут ясны по мере дальнейшей модернизации материалов и технологий, все более становясь ключевым фактором общей модернизации Китая. Таким образом, упор на модернизацию систем и мысли является неизбежным стратегическим выбором.

Феодальные идеи в Китае обладают длительной историей, потому отказаться от них не слишком просто. Однако без отказа от этих идей и полной эмансипации сознания людей достижение модернизации в Китае представляется весьма сомнительным.

8) В ходе модернизации Китая необходимо учитывать региональное неравенство и культурное разнообразие.

Всемирная модернизация характеризуется асинхронностью и разнообразием способов осуществления. В ходе процесса модернизации разрыв между богатыми и бедными, а также региональное неравенство вполне естественны. Однако до определенной степени их необходимо держать под контролем. В Китае эти разрывы лишь увеличиваются. В стране проживают представители различных этнических групп с совершенно разной культурой и разными характеристиками. Культурная модернизация – всемирный тренд, о культурном разнообразии можно сказать то же самое. В ходе модернизации Китая необходимо рационально относиться к асинхронности развития и культурному разнообразию: говоря конкретнее, к последнему требуется относиться с уважением, но при этом внедрять общепринятые нормы культуры, ликвидировать разрывы между богатыми и бедными и региональные разрывы, поддерживать гармонию в обществе.

9) Политические цели модернизации Китая должны со временем развиваться.

10) Модернизация Китая одновременно является мировой тенденцией и национальным возрождением.

* Deng Xiaoping. 1993. Selected Works of Deng Xiaoping. Vol. 3. Beijing: People Press.

Экономический подъем в Китае стал одним из важнейших событий на мировой арене во второй половине ХХ столетия. Всего за три десятилетия социалистическому государству удалось добиться впечатляющих результатов, благодаря которым страна вышла на принципиально новый уровень развития. Высокие темпы экономического роста стали возможны за счет проведения социально-экономических и системно-структурных преобразований в стране.

Путь модернизации Китая – реформирование

Строительство социализма

В первую очередь, новое правительство занялось реформированием аграрной сферы. Все земли, сельскохозяйственное оборудование и скот, принадлежавшие монастырям и зажиточным помещикам, были распределены между всеми крестьянами. Поскольку 80% страны составляли именно крестьяне, подобные меры встретили большую поддержку в адрес правительства.

Путь модернизации Китая – реформирование

Рис. 1. Распределение земель среди крестьян.

Следующим шагом Мао Цзэдуна стало строительство социализма в стране по примеру дружественного СССР. Правительство КНР начало предпринимать самые решительные меры в этом направлении:

  • создание крестьянских кооперативов;
  • национализация фабрик, банков, железных дорог;
  • развитие образовательной системы;
  • строительство предприятий тяжелой промышленности.

В деревнях создавались сельскохозяйственные коммуны, и крестьяне должны были выкладываться в полную силу при самом скудном прожиточном минимуме. Кроме аграрной продукции, коммуны обязаны были обеспечивать страну продуктами промышленного производства. В Китае повсеместно стали создавать примитивные плавильные печи, однако выпускаемая продукция была столь низкого качества, что не могло быть и речи об ее использовании в промышленных целях.

Как следствие, экономика Китая стала стремительно ухудшаться, и в 1959 году в стране начался голод, ставший причиной гибели более 20 миллионов человек. В происшедшем руководство КНР обвинило внутреннюю оппозицию и советских специалистов, которые в 1960 году были отозваны обратно в СССР.

Путь модернизации Китая – реформирование

Рис. 2. Голод 1959 года.

Ситуация в Китае начала меняться лишь со смертью Мао Цзэдуна в 1969 году, однако его влияние сказывалось на политике страны еще в течение нескольких лет.

Китай на пути модернизации и реформирования

В 70-х годах правительство Китая сделало ставку на прагматические реформы, которые бы смогли обеспечить получение видимого результата в обозримом будущем. К ним следует отнести такие преобразования в стране:

  • Роспуск коммун. Крестьяне получили возможность арендовать государственную землю и свободно работать на ней, приобретать необходимую технику и скот, и продавать свою продукцию на рынке.
  • Создание кооперативных предприятий, предоставление большей самостоятельности государственным организациям.
  • Активное привлечение иностранного капитала.

Проведение реформ в области экономики никоим образом не коснулось изменений в политической жизни страны. Устроенный в 1989 году митинг интеллигенции и студентов с требованиями демократизации политики оказался провальным. Китайская компартия сохранила лидирующую позицию в обществе.

Путь модернизации Китая – реформирование

Рис. 3. Активное развитие промышленности в КНР.

Что мы узнали?

Читайте также: