Роман тихий дон судьба русского народа и казачество в годы войны кратко

Обновлено: 02.07.2024

Роман Шолохова литературоведы называют эпопеей, предсказанием, психологическим произведением. Главным отличием романа является основной персонаж – казак. Народ в романе “Тихий Дон” проживает не одно десятилетие, раскрывает уникальные и типичные черты, показывает всю свою разноликость и многострадальность.

Казачество

Автор романа выделяет казачество в отдельную социальную группу. Это не просто крестьянство, забитое и запуганное самодержавием. Казачество сложный многослойный класс, отображающий жизнь всей страны. Оно схоже с другими народами, с коренным русским населением. Но есть особая стать у казаков, они ценят свою историю, характер, удаль и свободолюбие. Казачество гудит, не понимая, куда ведут его власти. Они буйно веселятся, так же яростно грустят. Казаки слагают песни о реке, о трудной жизни, о вечной борьбе за свободу. Мужики поют перед уходом на битвы, службы. Матери поют над детьми. Автор поет вместе со своим народом. Он выбирает строки песен эпиграфом к роману. В песне о Доне белая рыбица бьется посередине, студеные ключи мутят чистую воду, поднимают со дна тину.

Характеры донского народа

Тихий Дон скрывает множество характеров людей. Не все они мирные, тихие и спокойные. Как и течение реки люди различны. Автор показывает самые типичные характеры. Богатый, любящий роскошь Коршунов не принимает идеи советской власти. Он торговец до корней волос. Ему жалко расставаться с тем, что дала ему жизнь: авторитет, достаток, земля.

Другой по характеру казак Пантелеймон Мелехов. Его жизнь устоялась, казалась прочной. Война расшатывает устои, рушит быт, меняет отношения. Авторитет отца становится слабым. Пантелеймон мечется между сыновьями, войной и мирной жизнью. Он труженик, но вдруг не гнушается мародерства. Метания Мелехова переходят в чудачества, но в какой-то степени объясняют поведение Григория, непонимающего, на чью сторону перейти: белых, красных, отдельно стоящих банд.

Народ и природа

Уже с названия романа начинает прослеживаться связь человека с природой. Река как связующее звено. Дон могуч, красив. Он меняет свой характер, его втягивает водоворот событий, происходящий вокруг. Он уже не тих, реки красной крови вытекают и изменяют человека. Природа сопровождает людей, создает атмосферу радости, горя, смерти и рождения. Автор использует картины природы для раскрытия глубинных тем: отношение казачества к войне, болезни и любовь, дом и семья. Казаки не хотят воевать, они любят свои станицы, сады и пашни. Хутора склоняются перед красными и белыми. Все будто вымирает от страха. Трескучим раскатом громыхает гроза, предвещая смерти и гибель народа. В душе людей страх оживает с великой силой, звенит лес как конная рать, движущая по замороженному лесу.

Вымышленные и реальные лица

Автор создавая роман, вводил в сюжет реальных лиц. Исторические деятели дополняли характер вымышленных героев. Такое смешение воспринимается читателем как реальное действие. В конце романа кажется, что Григорий Мелехов жил на самом деле. Его историю просто передали потомкам. Революционных деятелей Шолохов берет из истории: Подтелков, Кривошлыков. С их изображением были согласны не все современники автора. Зарождающийся класс коммунистов представлен образом Михаила Кошевого. Характер формируется в войне, в борьбе против Мелеховых. Михаил начинает возвышаться над людьми, считает, что имеет право вершить их судьбы. Кто он, победитель в войне?

Такой же убийца или бог среди людей? Вопрос очень сложный. На него каждый пытается ответить по-своему.

Народ – герой романа, казачество – главный персонаж произведения. Написать сочинение “Народ в романе Тихий Дон” можно, описав историю одной семьи, одного человека. Можно взять за основу предложенный материал, дополнить информацию собственными рассуждениями.

"Тихий Дон" М. Шолохова - роман-эпопея, раскрывающая судьбу народа в период Первой мировой и Гражданской войн. Российская действительность предоставила в распоряжение автора такого рода конфликты, которых еще не знало человечество. Старый мир до основания разрушен революцией, ему на смену идет новая социальная система. Все это и обусловило качественно новое решение таких "вечных" вопросов, как человек и история, война и мир, личность и народ.

В романе показан величайший социальный сдвигв судьбе народа. Не только гибель казачества как сословия изображена в книге, М. Шолохов прослеживает жизнь всей нации, общенародную судьбу.
Столкнулись два мира представлений и верований, произошли крутые исторические разломы.

События гражданской войны в России вызывали у ее участников прямо противоположные отклики, они винили друг друга, учили ненавидеть и карать. Когда “года минули, страсти улеглись”, начали появляться произведения, которые стремились показать события войны объективно, внушить читателям мысль о том, что гражданская война – трагедия нации.
Шолоховский роман “Тихий дон” (1925-1940 гг.) по тональности существенно отличается от “Донских рассказов”, созданных автором “по горячим следам” событий гражданской войны. Взвешеннее

здесь оценки, мудрее автор, объективнее повествование.
Шолохов не случайно начинает роман с показа мирной жизни на Дону задолго до трагических событий: войны и революции. Он как бы стремится поделиться с нами теми мелкими подробностями быта казачьего хутора Татарского и станицы Вешенской, где люди не ощетинились еще в смертельной схватке, не превратились в злобных врагов. Мирно живут и занимаются хозяйством “Крепкие хозяйства” Пантелей Прокофьевич Мелехов и его будущий сват Мирон Коршунов, мучается рядом со Степаном Астаховым Аксинья, растет и расцветает Наталья, готовится к смерти дед Гришака.

радости, быт, труд, мысли и надежды с теплотой и симпатией изображает писатель. Крестьянский труд (пахота, покос, уборка урожая, молотьба), полная гармония его героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира, о незыблемости его нравственных устоев и истин (“не пакости соседу, на тяжелую работу наваливайся миром”).
И вот с началом войны 1914 года “всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон”. Всего 4 года оставалось до начала трагических событий гражданской войны. Дон еще не “раскололся”, но одногодки Григория Мелехова поставлены уже под ружье и учатся убивать.

Пройдет совсем немного времени, и, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные политические, эти люди объединятся в некие военные сообщества и начнут убивать друг друга, искренно веря в то, что они совершают благие дела. Подтелков и Мелехов, Кошевой и Коршунов в своей яростной борьбе не щадят братьев, сватов, крестных, пока не начинают захлебываться своей и родной кровью.
Гибнут и мучаются люди на Дону, под влиянием событий разрушаются не просто социальные связи в хуторе, постепенно рушатся нравственные устои. И прежде всего это отражается на тех, кто не воюет и не рвется к власти, кто в эти трудные годы мужественно противостоит ударам судьбы и стремится сохранить домашний очаг, детей как непреходящую, общечеловеческую ценность. Гибнет в “отступе” Пантелей Прокофьевич Мелехов, “расказачивают” Мирона Григорьевича Коршунова. Один на один с жестокой судьбой ведет поединок Наталья.

Григорий не лукавит перед женой, честно признается: “Трудно мне, через это и шаришь, чем забыться: водкой ли, бабой ли”. Наталья не прощает мужу измен, думает о детях, о семье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое.

Поэтому последняя мысль Натальи была о детях (“Придет отец поцелуй его за меня и скажи, чтобы он жалел вас”). Поэтому и Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. После возвращения Мишки Кошевого, убийцы ее сына и жениха ее дочери (!), она встречает его словами: “Душегуб ты!

Душегуб! Ступай отсюда, зрить на тебя не могу!” Но время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку – та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, – проснулась в сердце Ильиничны. Эту же линию общечеловеческих чувств и ценностей продолжает Дуняшка, спасающая Григория и оставляющая его детей на свое попечение.
Что бы ни переживали герои романа Шолохова “Тихий Дон”, на чьей стороне и с какими лозунгами они бы ни выступали, симпатии их автора с теми, кто и в огне братоубийственной войны стремился сохранить общечеловеческие устои и думает о будущем народа и страны.

Обе книги романа открываются эпиграфом, форма которого представляет собой казачью песню. Уже в этих песнях отражено отношение казачества к войне и пагубное влияние войны на их мирную жизнь.

Казаки живут семьями в несколько поколений, их быт налажен уже десятилетиями, каждый член большой казачьей семьи имеет свои обязанности.

В романе поэтично изображена земля, потому что для казаков она играет важную роль. Значительное место в сюжете занимает сцена сенокоса, для казаков это словно праздник, во время него даже поют песни.

Но вот казаков призывают на войну, и в хуторе остаются только старые казаки, женщины и дети. Многие не справляются с покосом, потому что недостаточно рабочей силы. Казачки ходят на игрища и заигрывают там с молодыми казаками, и так принято у многих. Таким образом, война показала, что не такими крепкими были семейные узы.

Сами казаки не хотели воевать, они мечтали о том, как вернутся в родной дом, будут снова работать на земле.

Из-за отсутствия хозяина дома разрушались и хутора. Когда Степан Астахов ушел на войну, значительно было разрушено его хозяйство. Но война также разрушила и человеческие отношения. Сейчас речь идет о гражданской войне. Ведь многие казаки разделились, и те, чьи взгляды были противоположными, не могли примириться друг с другом. И в результате этой ненависти умирали люди. Так, был убит Петр Мелехов. За него отомстила его жена Дарья, и она даже не пожалела убить своего кума. Михаил Кошевой убил деда Гришаку, а Митька Коршунов жестоко убил мать Кошевого.

Война рассорила казаков, сделала их более жестокими и непримиримыми друг к другу. Хотя казаки и привыкли воевать, но их место – на земле, и это отражено в эпиграфе:

«Уж как то мне всё мутну не быть,

Распустил я своих ясных соколов,

Ясных соколов – донских казаков.

Размываются без них мои круты бережки,

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: