Сентиментальный вальс чайковский история создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Фортепианная музыка П. Чайковского и её место в репертуаре пианистов разного уровня (М.И. Дубинина)

ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА П. ЧАЙКОВСКОГО

и её место в репертуаре пианистов разного уровня.

Автор: преподаватель Хабаровского краевого колледжа искусств

Марина Ильинична Дубинина.

К 180-летию со дня рождения П. И. Чайковского

Противоречивые суждения о музыке Чайковского имели место всегда, имеют место они и сейчас. Но каждое из суждений имеет место и почву под собой лишь тогда, когда оно касается конкретных произведений, конкретных частей произведений и конкретных их эпизодов. Оценки музыки Чайковского можно рассматривать лишь в контексте с его конкретными произведениями. Содержание его музыки необъятно. Здесь можно встретить и глубокие философские размышления, и беззаботные развлекательные ритмы и мотивы, и передачу страстных эмоций от картин природы и ещё многое другое. Если брать только какую-либо одну сторону творчества Чайковского, оценка её будет неполной. А это дилетантский подход, не имеющий ничего общего с профессиональным музыковедческим анализом.

Он всей душой любил народ

Презрев чины, ранжиры, ранги

Он в чумы, сакли и яранги

И, нажимая на педали,

В такие уносился дали,

Какие нам постичь едва ль.

1) хоральные пьесы

Более всего я ценю исполнение Большой сонаты Чайковского современным пианистом Аркадием Севидовым. У меня была пластинка с этой записью, и когда я начала учить её, частенько прослушивала её. Потом, когда я уже её знала хорошо, я ставила пластинку на проигрыватель и играла вместе с пластинкой. Мне нравилась в исполнении Севидова тщательная продуманность исполнительской концепции в сонате. Интересно были расставлены темпы. Не всегда это соответствовало указаниям в нотной записи, но это было логично и естественно. Это убеждало. Был прекрасный звук, агогика, были логично оформлены фразы.

М. Савин призывал к тому, чтобы такую музыку доставали из-закромов и исполняли. Должны же найтись такие энтузиасты. Это была ещё одна функция клуба любителей музыки П. И. Чайковского в Хабаровске. С. Монахова и М. Савин создали в помещении, где проходили заседания клуба, музей подлинных вещей Чайковского.

История создания

То, что мы имеем возможность восхищаться одним из самых любимых балетов, необходимо выразить благодарность не только Петру Ильичу, но и Ивану Александровичу Всеволжскому - директору императорских театров. Этот талантливый руководитель постоянно просматривал немало литературы, выискивая материал, который мог бы быть использован в качестве основы для музыкальных спектаклей. Так, в 1890 году ему пришла идея на сцене Мариинского театра поставить не обычный спектакль, а пышную феерию, включающую в себя как оперу, так и балет.

Петр Ильич Чайковский

Чайковский
Иван Александрович Всеволожский

Содержание

Композиция, заключённая автором в сложную трёхчастную форму, открывается радостно-взволнованным вступлением, построенным на вальсовых интонациях, на которых затем будет основана главная тема первой части. Торжественное звучание аккордов группы духовых инструментов, сопровождаемые плавными переливами арфы, сразу вносят в музыку вальса светлое настроение. А далее остаётся только одна восхитительная арфа . Своей завораживающей и хрупкой развёрнутой каденцией она придаёт произведению волшебный окрас, который настраивает слушателей на ожидание чуда.


Первая часть вальса (Dolce cantando), включающая в себя две разнохарактерные темы, начинается с величаво-призывного, но в то же время проникновенного и мягкого хода валторн по звукам тонического трезвучия. Затем развитие музыкального материала продолжает устремлённая вверх, полётная мелодия кларнетов . Вторая тема первой части отличается гибкостью и изяществом. Ласковая, но в то же время необычайно радостная, она ликующе звучит в исполнении скрипичной группы. Далее после репризного повторения всей первой части начинается трёхчастный средний раздел, настроение которого отличается нежностью и поэтичностью. Его безмятежную и светлую основную мелодию, певуче исполняют флейты и гобои . При повторном проведении эта тема наполняется особым сказочным колоритом, который вносит звучание колокольчиков. Следующий эпизод второй части вальса является лирическим центром всей композиции. Здесь танцевальной музыке очаровательную романсовую распевность придаёт удивительно пластичное звучание альтов и виолончелей . Вслед за тем, после повторения первой темы среднего раздела, проведение которой теперь поручено скрипичной группе, вновь возвращается тематический материал первой части, однако теперь характер музыки из возвышенно - мечтательного и созерцательного превращается в парадный и жизнеутверждающий. Завершается вальс кодой с пышным и фееричным звучанием всего оркестра.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Формирование музыкального вкуса учащихся посредством восприятия музыки П.И. Чайковского.

Научить детей отличать музыку вальса от другой музыки.

1.Познакомить детей с вальсом в различных произведениях П.И. Чайковского и услышать разнообразие вальсов.

2.Развитие у учащихся самостоятельной, творческой деятельности.

3.Учить детей культуре поведения в качестве слушателя.

4. Воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.

5. Расширить кругозор учащихся.

СТРУКТУРА УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Повторение и закрепление темы.

3. Тема. Основная часть.

4. Творческая работа ,слушание музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, диск СД с фонограммой, карточки с заданиями и тестами , репродукции.

Хороший слог, прекрасное вступленье,

Глубокий вздох, изящный реверанс.

Вас скромно пригласило Вдохновенье

Исполнить романтично- легкий вальс.

Закончен бал, но свечи не погасли,

Гармонией наполнен тронный зал.

Вы Вдохновением полны и так прекрасны!

Ах, этот вальс - Любви бесценный Дар.

Эту волшебную музыку создал П.И. Чайковский и тема нашего урока

Учитель. Да, это общее название бальных и народных танцев музыкального размера ¾. Аккомпанемент вальса такой: на первой четверти находится басовый звук, а на второй и третьей - два аккорда. (Учитель играет на фортепиано аккомпанемент).

А как дирижировать в этом размере? (Дети показывают, все дирижируют под игру фортепиано).

Своё происхождение вальс ведёт от неторопливого и плавного крестьянского вальса лендлера. Он был распространён в Австрии, Германии, Чехии. Во второй половине 18 века танец из сельских кабачков переступил пороги дворцов. Но был принят не сразу.. …Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным . Это недопустимо, когда кавалер держит даму за талию.

Еще в 19 веке его преследовали, в Вене разрешалось его танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы и как только падала последняя песчинка, оркестр замолкал не закончив фразы..

Но вальс нельзя было остановить..

В 19 веке вальс стал популярным во всей Европе.

Пары , танцующие вальс, выглядят романтично и очень красиво: партнёр одет в строгий костюм, а на партнёрше роскошное платье

Классический Венский бал существует более 200 лет

Были созданы определенные критерии, которыми бал должен обладать, чтобы считаться настоящим Венским балом.

Среди прочего, должен соблюдаться особый бальный протокол и проведение бала.

Бал должен открываться молодыми парами дебютантов, в полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Вальс прочно вошел в творчество русских композиторов.

В музыке Чайковского вальс занимает важное место: он был его любимым танцем. Много вальсов он сочинил для фортепиано.

Но прежде чем мы будем знакомиться с одним из них, я хочу вас познакомить с этим композитором.

Назовите, пожалуйста, какие произведения П.И. Чайковского вы знаете….

Творчество П.И. Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных

Творчество Чайковского охватило почти все музыкальные жанры, среди которых ведущее место занимают самые масштабные - опера и симфония. В них нашла наиболее полное отражение художественная концепция композитора.. Однако и в этих жанрах всегда слышна главная интонация музыки Чайковского - певучая, лирическая, рожденная непосредственным выражением человеческого чувства и находящая столь же непосредственный отклик у слушателя.

Музыка Чайковского воплощает драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства.

В наши дни сбывается мечта Чайковского о том, чтобы увеличивалось число людей, любящих его музыку. Одним из свидетельств мировой славы великого русского композитора стал Международный конкурс его имени, привлекающий в Москву сотни музыкантов из разных стран.

Но прежде чем стать известным композитором, Чайковский сначала был ребенком….

И о его детстве мы узнаем из рассказов учеников…

Восемь счастливых детских лет прожил П.И. Чайковский в Воткинском доме. Дом счастливого, беззаботного детства, стены которого помнят веселье, озорные голоса, робкое прикосновение к инструменту неуверенных детских пальчиков, импровизации и первые прекрасные мелодии, которые рождало детское воображение будущего великого композитора. Всю свою жизнь Чайковский мечтал вернуться на свою родину, но, к сожалению, судьба не предоставила ему такой возможности. Петр имел трех братьев, сам он был вторым ребенком в семье.

Воспитание, образование и основы культуры Петр получил в семье. Воспитательницей всех детей была Фанни Дюрбах, которая своими нравственными и душевными качествами завоевала симпатии всех членов семьи. Фанни с первой же встречи стала выделять самого младшего из своих учеников (Петра). Все, кто знал счастливую семью Чайковских, единодушно признавали исключительную способность Пети вызывать всеобщие симпатии, несмотря на то, что он был не так красив и подвижен, как Николай, и даже порой бывал нетерпим и капризен. Но любой, кто пообщался с Петром хотя бы несколько минут, сразу поддавался очарованию не столько его ума, сколько сердца.

Дети в семье Чайковских жили своей жизнью, совершенно отдельно от взрослых, только во время приема пищи все сидели за одним столом.

По воспоминаниям Фанни, у детей были свои занятия и забавы, а вечера под праздник они проводили в своих комнатах, читая книги и беседуя. Летом дети вместе с воспитательницей в экипаже совершали поездки по окрестностям Воткинска.

Пете было четыре с половиной года, когда старшие дети - брат Николай и двоюродная сестра Лидия приступили к занятиям. Ценою горьких слез он добился, чтобы и ему позволили сидеть на уроках. Довольно быстро он нагнал в учении старших детей и к шести годам свободно читал по-немецки и по-французски.

Музыка звучала в доме всегда. Его отец играл на флейте, мать - на рояле. По праздникам приглашался оркестр и даже хор певчих. Ребенок не просто слушал музыку, он ощущал ее всем своим маленьким существом.

Самыми сильными музыкальными впечатлениями в детстве мальчик был обязан механическому инструменту. Илья Петрович вывез из Петербурга механический орган - оркестрину, музыкальный инструмент с клавиатурой, с функцией звуковоспроизведения музыки, записанной на бумажную перфоленту. Она была снабжена набором валиков с записью произведений Моцарта, Россини, Беллини.

Мальчик с поразительной точностью подбирал на рояле мелодии оркестрины. Он так пристрастился к игре, что был способен беспрестанно перебирать пальчиками на чем попало. Однажды, самозабвенно выстукивая мелодию на оконном стекле, Петя разбил его и сильно поранил руку. После этого случая решено было пригласить для Пети учительницу музыки.

Довольно скоро музыкальные способности Пети уже не вызывали ни в ком сомнений. Но после неуемных фортепианных фантазий мальчик становился настолько нервозным и так терял силы, что возникали серьезные опасения за его здоровье. Казалось, столь фанатичное увлечение музыкой неминуемо погубит ребенка. Но, к счастью, этого не случилось.

В 1848 году Илья Петрович вышел в отставку в чине генерал-майора. Семья готовилась к отъезду

В Санкт-Петербург. Сентябрьский вечер. Уже поданы лошади. Путники, покидавшие ставший дорогим кров Воткинского дома, присели перед дорогой. Установилась минутная тишина. И снова - суматоха расставания. Отъезжающие усаживаются в повозку.

Значительно позже эти минуты отзовутся в сердце Пети сладкой болью, и тогда захочется ему до мельчайших драгоценных черточек воскресить в памяти облик родного дома. А много лет спустя картины далекого детства станут музыкой, в которой обретут бессмертие и морозный узор на стеклах, и желтые одуванчики на солнечной лужайке, и трепет весенней листвы в саду на берегу пруда.

Много вальсов композитор сочинил для фортепиано.

Эта пьеса - одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу (приводится много примеров вальса в произведениях композитора). В русской музыке традиция вальса идет от М. И. Глинки. Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса - так называемые гемиоли (дается объяснение этой ритмической фигуры).

Но прежде, чем мы его будем слушать , я вам раздам листочки ,на которых вы будете выполнять следующее задание : записывать характер прослушанных произведений.

(Звучит вальс, дети выполняют задание)

Какое основное движение в вальсе? Правильно, кружение..

Название вальса происходит от немецкого слова walzen - кружиться. Кружение сочетается с широкими, скользящими движениями.

Музыка вальсов разнообразна по своему характеру. Есть вальсы радостные и грустные, бравурные и спокойные, светло-мечтательные и задумчиво-печальные.

В размере вальса композитор писал романсы, пьесы, эпизоды в балетах, операх и даже в симфониях.

2. Композитор много вальсов сочинил для фортепиано, один из них - "Сентиментальный вальс".

(Звучит музыка, дети делают задание).

Наверное, я бы не вспомнила о вас,

Но у Чайковского в то утро воскресенья

В усадьбе, под “Сентиментальный вальс”

Застенчиво кружился снег весенний.

Внимая вальсу, в стороне от всех,

Я думала, бредя пустой аллеей:

Он с вами схож, весенний этот снег,

Что тронуть ветви нежностью не смеет.

И снова стынь откуда-то взялась,

И грусть, что время весен пролетело…

Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,

Задумчивый, весь от снежинок белый.

Пётр Ильич писал почти во всех жанрах, но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера..

3. В его десяти операх часто звучит вальс. Опера "Евгений Онегин" сочинена Чайковским по роману Александра Сергеевича Пушкина "Евгений Онегин". О вальсе в романе есть такие слова:

Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Мы поговорим о четвёртой картине оперы. Бал в доме Лариных в честь именин Татьяны.

Во время вальса назревает столкновение Ленского с Онегиным.. Музыка вальса постепенно драматизируется, отражая переживания героев.

(Звучит Вальс на балу у Лариных ). Дети выполняют задание…

После того, как Маша спасла Щелкунчика ,бросив туфлю мышиного короля, Щелкунчик

Превращается в принца. Он благодарит Машу за спасение и приглашает ее следовать за ним.

Оба отправляются в путь. Зал превращается в зимний лес. Метель кружит танцующие снежинки.

Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и чувства Маши, оказавшейся в волшебном мире.

Поводом к обращению к музыке для детей послужили ,прежде всего , общение с детьми в семье

сестры в Каменке.

А сейчас мы проведем маленькую викторину .

(Дети выполняют работу на карточках)

7. Итог урока

Сегодня мы с вами погрузились в мир прекрасной музыки русского композитора 19 века

Мы познакомились с особенностями вальса, с некоторыми из них ,в творчестве Петра Ильича Чайковского . Я надеюсь, вы полюбите этот танец также, как любил его композитор.

-Что вы взяли для себя из сегодняшнего урока?

Музыка должна приносить радость, душевный покой, стройность мыслей, оказывать помощь в трудную минуту.

-К какой музыке обратились бы вы в трудный момент?

- Есть ли в вашем багаже такая музыка?

Об этом вы расскажете мне на следующем уроке

Наш сегодняшний урок хочется завершить словами другого композитора

Д. Шостаковича: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к

  • Характеристика танца
  • История и развитие
  • Популярные композиции
  • Известные виды
  • Талантливые исполнители
  • Классический дресс-код
  • Интересные факты

Характеристика танца

Классический вальс характеризуется несколькими особенностями:

  • ритмичная и быстрая структура;
  • трехдольный размер;
  • закрытая позиция;
  • грациозность и легкость.

Ритм шагов отбивается на счет три, а каждый такт содержит 3 доли. Именно на них и нужно совершать движения. Партнеры должны стоять лицом друг к другу, а женщина располагается чуть правее от мужчины. Танцор кладет руку на талию партнерше, а она — ему на плечо. Свободными ладонями они замыкают фигуру.

Каждое движение должно быть легким и грациозным.

Вальс — это бальный танец. Если раньше его исполняли только на торжественных приемах, то сейчас он стал частью соревнований. Он включен в Европейскую программу спортивно-бальных танцев.

История и развитие

Вальс впервые появился в 70-х годах ХVIII века, но ближайшие сто лет он был под запретом на балах и приемах. Чопорные аристократы и служители церкви осуждали этот танец. Ведь держать свою даму за талию на глазах у всех было неприличным.

Вальс возник среди простого народа. Но нельзя назвать одну страну, где исполняли этот танец. В нем прослеживаются мотивы сразу нескольких наций:

  • австрийский лендлер;
  • чешский фуриант;
  • французская вольта.

Австрийский лендлер

Лендлер сначала был частью обряда сватовства. Юноша кружил вокруг себя девушку, которая ему понравилась. Так он показывал серьезность своих намерений. Фуриант — настоящее театральное представление. Гордый молодой человек хватал симпатичную партнершу за талию, притягивал к себе и танцевал с ней. А вольта — это постоянные повороты и кружения пар.

Больше всего современный вальс похож на лендлер. Из сельских праздников он попал в дома аристократов благодаря Марии Терезии — эрцгерцогине Австрии. Девушке настолько понравился танец, что она перенесла его в зал своего дворца.

Европейская буржуазия переняла его, им увлеклись даже американцы. А жители СССР все еще считали танец вульгарным. Он только после Великой Отечественной войны появился во многих республиках.

Популярные композиции

Танец повлиял на появление разных направлений музыки: оперы, балета, сюиты. А для пар, исполняющих вальс, композиторы специально писали романтические мелодии. Некоторые из них стали шедеврами мировой классики:

Иоганн Штраус

Известные виды

  • венский;
  • вальс-бостон;
  • фигурный.

Знаменитый Императорский бал

До сих пор в Вене во время Танцевального сезона знаменитый Императорский бал открывают именно этим вальсом. Серьезной критике подвергаются все составляющие: одежда и украшения, манеры, жестикуляция и даже мимика.

В 1834 году одна дама, миссис Отис, собрала в своем доме в Бостоне богатую публику. Она хотела познакомить гостей с танцем, который учитель хореографии Лоренцо Папанти привез в США из Вены. Хотя он сделал движения более медленными, это не испортило общего впечатления. Вальс-бостон со временем прижился среди представителей аристократического класса. Сдержанные и элегантные па характеризуют этот танец.

Советский Союз долго восстанавливался после Второй мировой войны. Руководство страны следило за развитием культуры. Тогда хореографы пытались обучить других медленному красивому танцу. Позаимствовав движения из венского направления, они создали фигурный вальс. Он отличается упрощенными, но изысканными па.

Талантливые исполнители

Романтичный танец завоевал сердца хореографов, любителей музыки и композиторов. Для многих известных личностей вальс стал своеобразной музой. На его основе свои мелодии создавали талантливые люди:

  • Франц Шуберт;
  • Фредерик Шопен;
  • Александр Грибоедов;
  • Иоганн Штраус;
  • Петр Чайковский.

Композитор Шуберт

Краткий доклад о вальсе может содержать информацию о творчестве этих композиторов. Шуберт часто играл веселые мелодии на фортепиано в венских кабаках. Одна из его импровизаций напоминала вальс. Хотя Шуберт редко записывал композиции на бумаге, некоторые ноты дошли и до сегодняшних дней.

Шопен однажды проводил летние каникулы в деревне Шафарн. На сельском празднике он услышал мелодию, сыгранную на скрипке. На основе этой композиции он создал около 17 разных вальсов. Мелодии Грибоедова остались практически незаметными, хотя в музыкальных обществах Петербурга они были известными.

Штраус учился играть на скрипке в кабаке своего отца. Но родители не хотели, чтобы он был музыкантом. Хотя это не помешало ему написать более 150 вальсов. Чайковский создавал музыку для балетов, опер, романсов. Он писал композиции, которые в нотах передавали описания событий, происходящих на сцене.

Классический дресс-код

Мужчина должен быть одет в черный фрак с длинными фалдами и белую рубашку. Обязательно наличие галстука-бабочки. А из обуви лучше выбрать классические оксфорды или лоферы. Разрешено минимальное количество аксессуаров: карманные часы на цепочке, запонки из золота, носовой платок. Если на кавалере нет перчаток из белоснежной ткани, дама может отказать ему в танце.

Классический дресс-код

Для девушки нужно подобрать длинное вечернее платье с пышной юбкой. Плечи должны быть оголены, желательно глубокое декольте. Белые ткани выбирают только те, кто впервые в жизни идут на бал. Остальным непозволительно надевать такое платье. Молодые дамы приобретают наряды светлых оттенков: кремового, голубого, розового, желтого. Замужние леди надевали темные платья — лиловые, красные, синие, черные.

Образ нужно дополнить туфлями на каблуке в тон одежде. А также необходимы длинные перчатки, искрящиеся украшения, миниатюрная сумочка. Волосы обязательно собирают на затылке, оголяя шею и плечи.

Интересные факты

В начале XIX века Джордж Байрон в одной из своих работ высмеял новое веяние моды — романтичный танец. Он с иронией относился к вальсу.

Во время Великой Отечественной войны вальсы писали для поднятия боевого духа офицеров и солдат. На музыку накладывали стихотворения поэтов, пишущих о силе и доблести воинов.

Фредерик Шопен и Жорж Санд

Фредерик Шопен постоянно писал музыку в порыве чувств. Он любил выливать в свои композиции сильные эмоции, освобождаясь от них. Каждой возлюбленной — Констанце Гладковской, Марии Водзиньской, Дельфине Потоцкой — он посвящал новую работу.

Вальс изменил мышление многих хореографов. Благодаря ему танцевальный мир стал выразительнее и раскованнее. Но в то же время к нему добавились душевность, лирика и романтизм. Музыкальное направление развивается и до сих пор, современные композиторы создают уникальные мелодии.

Читайте также: