Марксизм политическая идеология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Марксизм представляет собой философское, политическое и экономическое учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом с целью преобразования общества и его перехода на более высокую ступень своего развития. Марксизм - это не просто идеология или своеобразный взгляд на мир, это целая научно обоснованная доктрина, которая объясняет развитие общества и возможность перехода на новую модель общественных отношений – коммунизм. Популярность этого учения на сегодняшний день очень незначительна, но его последователи фактически предопределили историю всего ХХ века. Марксизм кратко будет описан в данной статье.

Карл Маркс как основатель учения

Автором теории, которую последователи назовут марксизмом, был немецкий журналист, экономист и философ Карл Генрих Маркс. Общественный деятель родился в городе Трире в 1818 году, обладал блистательными способностями к наукам, и в 1841 году окончил Берлинский университет, так сказать, экстерном. В возрасте 23 лет защитил докторскую диссертацию по античной философии. Увлекался учением классика немецкой философии Г. Гегеля, который был идеалистом. Со временем Маркс занял материалистические позиции, но позаимствовал у Гегеля философский метод диалектики. Таким образом появилась теория марксизма, положения которой изначально были прописаны в "Манифесте Коммунистической партии" (1848 год). Перу этого гениального мыслителя и общественного деятеля принадлежат следующие работы: "Капитал", "Немецкая идеология", "Критика Готской программы", "Экономическо-философские рукописи". Умер Карл Маркс 14 марта 1883 года в Лондоне.

марксизм кратко

Источники марксизма

Марксизм - это целостная система взглядов на все социальные процессы. Но эту систему можно условно разделить и определить ее основные составные части, а также источники. Известный русский революционер-марксист В. И. Ленин в одной из своих работ выделил три источника, на которых основываются идеи марксизма.

Английская политическая экономия

Учение Маркса - это прежде всего учение об экономической теории. Поэтому источником этого учения являются предшествующие марксизму экономические представления, среди которых английская политическая экономия. Адам Смит и Давид Рикард положили начало современной политической экономии, создав трудовую теорию стоимости. Труды английских экономистов К. Маркс брал за основу своей теории.

Немецкая классическая философия

марксизм это

Утопическая социалистическая мысль

Еще задолго до появления марксизма в Европе существовало множество утопических учений. Их представители пытались найти выход из сложившейся ситуации тотальной общественной несправедливости. Среди более известных социалистов-утопистов можно выделить Роберта Оуэна, Шарля Фурье, Анри Сент-Симона и других. Карл Маркс критически проанализировал их произведения и вывел социалистическую мысль из стадии утопической в стадию научную.

Таким образом, всесторонность теории дала ей колоссальную популярность. Развитие марксизма обуславливалось широким рабочим движением в годы зарождения политической идеологии.

идеи марксизма

Основные постулаты теории Карла Маркса

В марксизме практически невозможно выделить идею, которую можно было бы считать основной. Марксизм - многогранное, четко выстроенное учение.

Диалектический материализм

Все учение марксизма строится на философской позиции материализма, главное положение которой состоит в утверждении, что материя по отношению к сознанию является первичной. Сознание - это всего лишь свойство организованной материи отражать реальность. Но сознание как таковое материей не является, оно только ее отражает, а также изменяет.

Материалистическая диалектика рассматривает окружающий нас мир как целое, где абсолютно все явления и объекты взаимосвязаны. Все в этом мире постоянно находится в непрерывном движении и изменении, рождении и гибели.

Теория марксизма понимает под диалектикой общие закономерности и развитие природы, человеческого мышления и общества.

Фундаментальными для философии марксизма (диалектического материализма) являются три диалектических закона: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания.

развитие марксизма

Материалистическое понимание истории

Марксизм рассматривает человека не как что-то отдельное, а как общественное существо, как продукт общественных отношений и связей. Все виды человеческой деятельности творят человека лишь постольку, поскольку он сам их творит.

Принципы исторического материализма следующие:

  • первичность материальной жизни над жизнью культурной;
  • основополагающими в любом обществе выступают именно производственные отношения;
  • вся история человеческого общества есть история борьбы классов (то есть одних социальных групп с другими);
  • признание того, что история является постоянно движущимся процессом смены общественно-экономических формаций (первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая).

В каждой общественно-экономической формации присутствует класс угнетателей и класс угнетенных. Определяются эти антагонистические классы по их отношению к средствам производства (земле – при феодализме, заводам и фабриками – при капитализме). При капиталистической формации существует класс буржуазии и класс наемных рабочих (пролетариат). Классы находятся в постоянной борьбе, и, как предполагал Маркс, пролетариат должен свергнуть эксплуататоров и установить свою диктатуру. В результате должно возникнуть новое справедливое общество и следующая общественная формация – коммунизм. Следует отметить, что марксизм – это не всегда коммунизм, многие используют это учение не в политических, а в научных целях.

теория марксизма

Политэкономия марксизма

Политическая экономия марксизма изучает исторические, сменяющие друг друга способы общественного производства, или систему производственных отношений. Все идеи марксизма, и политэкономия не исключение, строятся на диалектическом понимании природы общества.

основной марксизм

Мы рассмотрели марксизм кратко, и многие его положения остались без внимания. Но уже довольно ясно, что это не только не пустое и утопическое учение, а целый научный метод решения многих общественных противоречий. Марксизм – это не догматика советских учебников, это живая, динамически развивающаяся мысль. На Западе и в России множество интеллектуалов придерживаются учения Карла Маркса и его многочисленных преемников.

Марксизм

Марксизм – это социальная концепция, основы которой были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом, а также идеологическое и политическое течение его последователей.

Концепция марксизма

Марксизм

Критикуя капитализм, основоположники марксизма менее подробно разработали концепцию социалистического общества, что открывало различные возможности для толкований. Концентрируя внимание на социально-классовой борьбе, марксисты недооценивали важность психологических, культурно-национальных факторов. Сила марксизма была в его всеохватной системной картине мира, сопоставимой только с религией по способности отвечать на все вопросы. Марксизм был несовместим с религией и относился к любой ее форме резко отрицательно.

Марксизм

Критики марксизма

Уже первые критики марксизма (П.-Ж. Прудон, А. Герцен, К. Фогт, М. Бакунин и другие) указывали на противоречия в этом учении. Экономическая эволюция неизбежно ведет к коммунизму, но марксисты требуют скорейшей подготовки революционного переворота. Пролетарии не имеют культурных навыков для управления обществом в целом, поэтому руководство государством диктатуры пролетариата будут осуществлять бывшие работники и интеллигенты-коммунисты. Марксисты считают, что бывшие работники будут действовать в интересах всех работников, но другие положения марксизма гласят, что классовая позиция человека определяется не его происхождением, а его нынешним социальным положением. Став чиновником, рабочий будет действовать как чиновник, а не как рабочий. Новая бюрократия сохранит эксплуатацию и угнетение. Марксисты надеются на то, что пролетарская революция произойдет в мировом масштабе, в то время как в большинстве стран мира большинство трудящихся составляют крестьяне.

Марксизм

Организации марксистов

Победа марксизма

Марксизм

Ряд марксистских мыслителей и активистов уже в середине ХХ века констатировали кризис марксизма, связанный с тем, что его прогнозы во многих принципиальных вопросах не осуществляются на практике. Теоретики этого направления искали выход из кризиса, пытаясь найти новые, непролетарские революционные силы, скорректировать модель социализма, соединить марксизм с достижениями фрейдизма, анархизма и другого.

Значение марксизма

Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были:

- доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций; считали, что государство - продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса;

- мессианское предназначение пролетариата - осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно историческая роль рабочего класса;

- необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии могильщика капитализма;

- для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа;

- центральная идея марксисткой политической теории - идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной, исполнительной и судебной власти;

Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально - политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места: абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями; использование насильственных (революционных - часто преступных) форм социально-политических преобразований; преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическимив развитии общественной жизни; нетерпимость к инакомыслию; отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.

Реформизм и социал-демократия. Уже в конце XIX в. появляются политические идеи, переносящие акценты в марксисткой теории с насильственной пролетарской революции на эволюционный, реформистский путь. Первые проявления этих взглядов имело место при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса: в 1879 г. лидеры немецкой социал-демократии К. Хехберг и Э. Бернштейн выступили со статьей "Ретроспективное обозрение социал-демократического движения в Германии". В ней авторы предложили отказаться от исключительно пролетарского характера партии, от революционных методов борьбы, так как это отталкивает от партии все возрастающие слои мелкой и средней буржуазии и интеллигенции.

Наиболее полно эти новые идеи, названные ортодоксальными марксистами "ревизионистскими", "оппортунистически" (соглашательскими) изложил Э. Бернштейн (1850-1932), редактор органа немецких социал-демократов "Социал-демократ", в книге "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии". Он считал, что в новых условиях конца XIX в. экономическая борьба пролетариата, ведущаяся профсоюзным движением в легальных формах, и прежде всего - в парламенте, может предотвратить обнищание пролетариата, смягчить противоречия между трудом и капиталом. Подобные взгляды разделял и видный деятель II Интернационала Карл Каутский (1854-1938), хотя вначале и выступил с критикой Э. Бернштейна с позиций ортодоксального марксизма. В известной полемике с В.И. Лениным он подчеркивал позитивные функции института государства как органа, управляющего экономическими механизмами и гарантирующего гражданский мир на основе демократического политического консенсуса. За свои взгляды, и прежде всего за отказ от "революционной диктатуры пролетариата", К. Каутский был заклеймен как "ренегат" и в течении более 70 лет советский читатель был избавлен интересных работ известного теоретика марксизма и политика.




Современная социал-демократия, вышедшая из марксизма, сумела преодолеть догмы марксистского революционизма, и прежде всего - представления о завоевании власти пролетариатом как основы и единственного гаранта революционной перестройки общества, отстоять тезис о политической демократии как универсальной форме социалистических изменений. Социал-демократы стремились преобразовать общество свободного рынка в интересах людей наемного труда, отстаивая в сфере политики идею сотрудничества классов, отвергнув марксистскую теорию классовой борьбы в ее чистом виде и диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества. Что касается идеи социализма, то социал-демократы рассматривали ее в основном как определенный морально-этический принцип, реализующийся исключительно эволюционным путем в процессе постепенного созревания цивилизованных материальных и духовных основ общественной жизни, развития демократии прежде всего. Наиболее выдающиеся социал-демократы второй половины XX в - У. Пальме (Швеция), В. Брандт [ФРГ]. Ф. Гонсалес (Испания).

Ленинизм (Марксизм в России). В то время, как в Западной Европе в конце XIX - в начале XX в.в. сложилась новая социально политическая ситуация, ставящая и новые задачи перед пролетарским движением, в ее восточной части, в частности в России, ситуация способствовала распространению марксизма в ортодоксальной форме. В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924) не только полностью воспринял марксизм, но и поставил цель осуществить его главную идею на практике. Он также дальше развивает эту теорию приминительно к специфическим условиям многонациональной полуазиатской России и практически сформулировал политическую доктрину марксизма. Ее основные положения:

- вслед за К. Марксом В. Ленин подчеркнул, что в центре марксистской политической доктрины находится вопрос о классовой борьбе;

- Ленин тесно связал марксизм с идеологией;

- Ленин сформулировал концепцию социалистической революции и сделал вывод о возможности ее победы в одной отдельно взятой стране (Маркс и Энгельс считали, что революция должна произойти одновременно во всех развитых европейских странах);

- разработал и воплотил в жизнь концепцию авангардной политической партии - партии профессиональных революционеров, четко направленной на завоевание политической власти;

- разрабатывая марксистскую концепцию государства диктатуры пролетариата;

- В. Ленин большое внимание уделял разработке национального вопроса, положив в основу его разрешения в многонациональной стране положение о праве наций на самоопределение (На практике советские республики превратились в марионеточные образования, в которых все больше набирал темпы процесс денационализации).

Эти основные элементы ленинской политической доктрины, сформированные, в основном, до революции, стали основой практического преобразования общества - эксперимента, начавшегося в 1917 г. и продолжавшегося более 70 лет. Одна из характернейших черт политической жизни страны после Октября - сосредоточение всей политической жизни в руках авангарда партии, которая, чем дальше, тем больше бюрократизировалась, контролируя всю систему общества путем разветвленной сети номенклатуры. Террор против явных и воображаемых "врагов революции", широкомасштабные преследования различных слоев населения по классовому признаку (дворянство, предприниматели, купечество, духовенство, интеллигенция и др.) сопровождали уже первые шаги советской власти. Организованное насилие стало главным средством разрешения сначала политических, а затем и экономических, социальных и культурных проблем. В.И. Ленин открыто выступал за использование насилия и массового террора уже после победы Октября, объясняя его применение необходимостьюукрепления власти.

Так называемый ленинский этап в развитии марксизма закончился в конце 20-х годов идеологизацией марксизма, в результате которой сталинизм стал "единственно правильной" доктриной: канонизированные постулаты марксизма приобрели характер веры, исключительного права на истину, а развитие идей начало рассматриваться как отступничество, ревизионизм. Насилие, которое пытались оправдать чрезвычайными обстоятельствами в период революции и гражданской войны, теперь стало универсальным средством реализации политических и социальных целей. Сталинизм максимально использовал увлечение русских революционеров радикализмом, когда во имя идеи считалось возможным приносить в жертву все, начиная с культуры и заканчивая жизнью людей.

В результате утверждения насилия, опиравшегося на беззаконие, происходит превращение партии в самостоятельный орган диктатуры. Возникла диктатура партийно-государственного аппарата, новой бюрократии, которая правила, прикрываясь рабочим классом.

В большинстве стран, которые пошли по пути осуществления марксистских идей,характерно: расправа над политическими оппонентами; преследование граждан, принадлежащих к различным социальным категориям и считавшихся враждебно настроенными к установленному строю; ликвидировалось независимое крестьянство; массовая депортация и насильственное переселение; преследование семей - жертв режима; подавление личности и подчинение ее интересов государственным: существование в замкнутом, изолированном мире.

Современное общественно-политическое развитие подтвердило несостоятельность марксистских политических концепций, о чем свидетельствует распад социалистической системы, международного коммунистического движения.

Марксистская социалистическая доктрина включала ряд политических идей, которые должны были обеспечить переустройство общества. Главнейшими из них были:

- доминирование классовой борьбы как движущей силы исторического прогресса в общественной жизни, в истории всех антагонистических формаций; считали, что государство - продукт классовых отношений и служит интересам экономически господствующего класса;

- мессианское предназначение пролетариата - осуществить переворот в капиталистическом способе производства, ликвидировать эксплуатацию труда, классы. В этом всемирно историческая роль рабочего класса;

- необходимость насильственной политической революции для выполнения пролетарской миссии могильщика капитализма;

- для организации рабочего класса на политическую борьбу за власть и построение общества, основанного на коммунистических идеалах, необходимо создание особой бескомпромиссной пролетарской партии нового типа;

- центральная идея марксисткой политической теории - идея диктатуры пролетариата как орудия построения основ социализма в переходный период от капитализма к социализму. Суть диктатуры пролетариата - соединение законодательной, исполнительной и судебной власти;

Марксистские идеи оказали серьезное влияние на развитие социально - политической мысли, особенно европейской. Однако они не стали основой современной политологии. Критическое переосмысление марксистской политической концепции в конце XIX - начале XX в.в. и особенно практика социализма обнаружила ее уязвимые места: абсолютизация роли рабочего класса и пренебрежение другими слоями; использование насильственных (революционных - часто преступных) форм социально-политических преобразований; преувеличение экономических факторов и пренебрежение социально-политическимив развитии общественной жизни; нетерпимость к инакомыслию; отрицание исторических возможностей и перспектив в развитии капитализма и др.

Реформизм и социал-демократия. Уже в конце XIX в. появляются политические идеи, переносящие акценты в марксисткой теории с насильственной пролетарской революции на эволюционный, реформистский путь. Первые проявления этих взглядов имело место при жизни К. Маркса и Ф. Энгельса: в 1879 г. лидеры немецкой социал-демократии К. Хехберг и Э. Бернштейн выступили со статьей "Ретроспективное обозрение социал-демократического движения в Германии". В ней авторы предложили отказаться от исключительно пролетарского характера партии, от революционных методов борьбы, так как это отталкивает от партии все возрастающие слои мелкой и средней буржуазии и интеллигенции.

Наиболее полно эти новые идеи, названные ортодоксальными марксистами "ревизионистскими", "оппортунистически" (соглашательскими) изложил Э. Бернштейн (1850-1932), редактор органа немецких социал-демократов "Социал-демократ", в книге "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии". Он считал, что в новых условиях конца XIX в. экономическая борьба пролетариата, ведущаяся профсоюзным движением в легальных формах, и прежде всего - в парламенте, может предотвратить обнищание пролетариата, смягчить противоречия между трудом и капиталом. Подобные взгляды разделял и видный деятель II Интернационала Карл Каутский (1854-1938), хотя вначале и выступил с критикой Э. Бернштейна с позиций ортодоксального марксизма. В известной полемике с В.И. Лениным он подчеркивал позитивные функции института государства как органа, управляющего экономическими механизмами и гарантирующего гражданский мир на основе демократического политического консенсуса. За свои взгляды, и прежде всего за отказ от "революционной диктатуры пролетариата", К. Каутский был заклеймен как "ренегат" и в течении более 70 лет советский читатель был избавлен интересных работ известного теоретика марксизма и политика.

Современная социал-демократия, вышедшая из марксизма, сумела преодолеть догмы марксистского революционизма, и прежде всего - представления о завоевании власти пролетариатом как основы и единственного гаранта революционной перестройки общества, отстоять тезис о политической демократии как универсальной форме социалистических изменений. Социал-демократы стремились преобразовать общество свободного рынка в интересах людей наемного труда, отстаивая в сфере политики идею сотрудничества классов, отвергнув марксистскую теорию классовой борьбы в ее чистом виде и диктатуру пролетариата как единственно возможную форму политического устройства нового общества. Что касается идеи социализма, то социал-демократы рассматривали ее в основном как определенный морально-этический принцип, реализующийся исключительно эволюционным путем в процессе постепенного созревания цивилизованных материальных и духовных основ общественной жизни, развития демократии прежде всего. Наиболее выдающиеся социал-демократы второй половины XX в - У. Пальме (Швеция), В. Брандт [ФРГ]. Ф. Гонсалес (Испания).

Ленинизм (Марксизм в России). В то время, как в Западной Европе в конце XIX - в начале XX в.в. сложилась новая социально политическая ситуация, ставящая и новые задачи перед пролетарским движением, в ее восточной части, в частности в России, ситуация способствовала распространению марксизма в ортодоксальной форме. В.И. Ульянов-Ленин (1870-1924) не только полностью воспринял марксизм, но и поставил цель осуществить его главную идею на практике. Он также дальше развивает эту теорию приминительно к специфическим условиям многонациональной полуазиатской России и практически сформулировал политическую доктрину марксизма. Ее основные положения:

- вслед за К. Марксом В. Ленин подчеркнул, что в центре марксистской политической доктрины находится вопрос о классовой борьбе;

- Ленин тесно связал марксизм с идеологией;

- Ленин сформулировал концепцию социалистической революции и сделал вывод о возможности ее победы в одной отдельно взятой стране (Маркс и Энгельс считали, что революция должна произойти одновременно во всех развитых европейских странах);

- разработал и воплотил в жизнь концепцию авангардной политической партии - партии профессиональных революционеров, четко направленной на завоевание политической власти;

- разрабатывая марксистскую концепцию государства диктатуры пролетариата;

- В. Ленин большое внимание уделял разработке национального вопроса, положив в основу его разрешения в многонациональной стране положение о праве наций на самоопределение (На практике советские республики превратились в марионеточные образования, в которых все больше набирал темпы процесс денационализации).

Эти основные элементы ленинской политической доктрины, сформированные, в основном, до революции, стали основой практического преобразования общества - эксперимента, начавшегося в 1917 г. и продолжавшегося более 70 лет. Одна из характернейших черт политической жизни страны после Октября - сосредоточение всей политической жизни в руках авангарда партии, которая, чем дальше, тем больше бюрократизировалась, контролируя всю систему общества путем разветвленной сети номенклатуры. Террор против явных и воображаемых "врагов революции", широкомасштабные преследования различных слоев населения по классовому признаку (дворянство, предприниматели, купечество, духовенство, интеллигенция и др.) сопровождали уже первые шаги советской власти. Организованное насилие стало главным средством разрешения сначала политических, а затем и экономических, социальных и культурных проблем. В.И. Ленин открыто выступал за использование насилия и массового террора уже после победы Октября, объясняя его применение необходимостьюукрепления власти.

Так называемый ленинский этап в развитии марксизма закончился в конце 20-х годов идеологизацией марксизма, в результате которой сталинизм стал "единственно правильной" доктриной: канонизированные постулаты марксизма приобрели характер веры, исключительного права на истину, а развитие идей начало рассматриваться как отступничество, ревизионизм. Насилие, которое пытались оправдать чрезвычайными обстоятельствами в период революции и гражданской войны, теперь стало универсальным средством реализации политических и социальных целей. Сталинизм максимально использовал увлечение русских революционеров радикализмом, когда во имя идеи считалось возможным приносить в жертву все, начиная с культуры и заканчивая жизнью людей.

В результате утверждения насилия, опиравшегося на беззаконие, происходит превращение партии в самостоятельный орган диктатуры. Возникла диктатура партийно-государственного аппарата, новой бюрократии, которая правила, прикрываясь рабочим классом.

В большинстве стран, которые пошли по пути осуществления марксистских идей,характерно: расправа над политическими оппонентами; преследование граждан, принадлежащих к различным социальным категориям и считавшихся враждебно настроенными к установленному строю; ликвидировалось независимое крестьянство; массовая депортация и насильственное переселение; преследование семей - жертв режима; подавление личности и подчинение ее интересов государственным: существование в замкнутом, изолированном мире.

Современное общественно-политическое развитие подтвердило несостоятельность марксистских политических концепций, о чем свидетельствует распад социалистической системы, международного коммунистического движения.

Одна из них – марксизм, была разработана для решения проблем активно формировавшегося в XIX веке пролетариата (кто это?), который находился под прессом экономической эксплуатации буржуазии (кто это?).

Ленин, Маркс и Энгельс

Давайте разберемся в том, какие идеи выдвигали марксисты и как они стремились достичь своих целей.

Марксизм — это.

Марксизм - это философское, политико-экономическое учение, у истоков которого стояли К.Маркс и Ф.Энгельс. Выступает идеологией левых сил, которые ведут борьбу за реализацию интересов пролетариата, противодействуют эксплуатации труда (что это?) капиталом и отстаивают идею социального равенства.

Классики

Идейной основой марксизма выступают труды видных представителей немецкой классической философии Г.Гегеля и Л.Фейербаха, социализма-утопизма (Ш.Фурье, А.Сен-Симон), а также британской политэкономии (Д.Рикардо и А.Смит).

Философия марксизма возникла в 40-е годы XIX века, когда наблюдалось обострение социально-экономических противоречий в европейском обществе, порожденных кризисными явлениями капитализма (экономические кризисы, обнищание части населения, бесправие рабочих и другие).

Все это породило необходимость создания научной теории, которая обосновывала классовую борьбу, как способ устранения текущих проблем и вывода общества на более прогрессивную стадию (социализм), где не будет эксплуатации человека человеком.

Основные положения марксизма

Отвечая на вопрос, что такое марксизм нужно знать, что учение по-разному интерпретируется (это как?) в политической практике. В его основе лежат несколько базовых постулатов (что это?):

    Прибавочная стоимость - политэкономическая теория учения, основанная на идее Маркса о прибавочном продукте, который создается в результате производства (что это такое?).

Он получает завершенное развитие при капитализме в виде прибавочной стоимости, выражающейся в виде прибыли (что это?), ренты (что это такое?), процентов и становится самостоятельной задачей производства.

Базовым принципом материалистического понимания истории выступает признание основополагающей идеи развития производительных сил относительно процесса трансформации общественного сознания.

В процессе построения бесклассового общества должен наступить переходный период, во время которого власть получит пролетариат и будет осуществлять ее в форме неограниченной диктатуры (это как?).

Она необходима для ликвидации ранее существовавшей политической системы и устранения сил, которые ее поддерживают.

Подробнее об идеях марксистов можно узнать здесь:

Марксизм в России

Книга

Она занималась переводом трудов классиков марксизма и распространением их в российском обществе. Правда, сам Плеханов тяготел к социал-демократам и не поддерживал многие идеи Маркса, например, о диктатуре пролетариата.

Однако радикальные взгляды немецкого философа впоследствии активно разделял ученик Плеханова В. Ленин, который на базе РСДРП создал большевистскую партию, стремящуюся к свержению царизма и созданию социалистического общества нового формата.

Теория марксизма-ленинизма

Учение Маркса дорабатывало множество его последователей, среди которых выделяется В.Ленин, создавший идеологию марксизма-ленинизма.

Эта идеология утверждала необходимость свержения капитализма (что это такое?) в ходе революции и построения вместо него коммунистического общества.

В методах политической борьбы она сочетает идеологию с террором, одновременно формируя новый свод моральных ценностей, в которых высшим проявлением гражданского долга выступает служение идеалам партии, а не общества.

Обучение

В отличие от Маркса, который ставил важным условием проведения социалистической революции достижение высокого уровня развития капиталистических отношений Ленин выдвинул тезис (что это?) о возможности построения социализма в отдельно взятой стране, если она отсталая и по социальной структуре является крестьянской.

Заключение

Проведя глубокий научный анализ развития капитализма, всемирного исторического процесса и разработав новые формы политической системы марксизм не учел способность капиталистического строя меняться в соответствии с новыми реалиями.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Не думаю, что тема марксизма-ленинизма кому-то сейчас интересна. Мы все понимаем и видим, к чему эта теория привела. Многие страны полностью отреклись от этой теории и перестроились.

Ирина: а причем тут теория? Очевидно, что проблема была в реализации. Возможно, что время тогда еще не пришло. А сейчас этой теорией заражены 40% американских студентов.

Вы отстали от жизни. А она, как известно идет по спирали.

Марина: может и тюрьму, но с самыми счастливыми в мире заключенными. Люди ничего особо не имели, но были счастливы. А сейчас все у всех есть, но говорят, что живут в г.

В Западных странах и сейчас социалка на высоком уровне и дело тут не в идеях Маркса, а в том, что там сильно развито гражданское общество, мощные профсоюзы, люди умеют отстаивать свои права без всяких революций.

Чтобы понять что сейчас происходит, во что вырождается капитализм что будет с нами происходить, необходимо вернуться к работам Маркса, которые ,кстати, тщательно изучаются на западе, чем у нас.

Да, революция, красный террор это было ужасно, но а разве сейчас нет террора, со стороны глобалистов и ультра глобалистов. С каждым днем все яснее становится фашистская идеология глобалистов и ультра глобалистов.

Если красный террор унес жизни миллионов людей, то сейчас под благовидным предлогом уничтожаются (прививки, лекарства, голод, войны, эпидемии искусственно созданные и т.п.) также миллионы и есть нацеленность на миллиарды людей.

Читайте также: