Александр 1 и польский вопрос кратко

Обновлено: 04.07.2024

С созданием Великого герцогства Варшавского в 1807 году мнение высшего света о Франции значительно ухудшилось. Дворяне крайне страшились восстановления Речи Посполитой. Страшились в первую очередь за свой карман.

Оренбургский помещик М.В. Веригин писал:

«В новой конституции герцогства Варшавского говорится, что никто не имеет права владеть крепостными.

И вот одним росчерком пера дворяне почти лишены собственности.

Можно опасаться, что эта эпидемия распространится и у нас.

Среди этих помещиков мы видим такие знатные и популярные роды как Кутузовы, Румянцевы, Репнины, Суворовы и т.д. Очевидно, возможность восстановления Наполеоном Речи Посполитой приводила в ужас большую часть дворянства.

Но действительно ли Наполеон этого хотел?

Мы должны понимать, что в этом случае Бонапарт навсегда бы поссорил себя с Россией, Австрией и Пруссией – участницами разделов 1772, 1793 и 1795 гг. Это явно не входило в планы императора французов.

Наполеон никогда прямо не заявлял полякам о намерении возрождать их родину. Он никогда не заявлял этого и своим самым приближенным людям. Скорее всего, он лишь пользовался поляками как людским ресурсом, всячески их воодушевляя, но при этом не беря на себя никаких обязательств.



Карта герцогства Варшавского после Шенбруннского мира

Проблемы вокруг конвенции

21 октября 1809 года французскому послу в Петербурге была вручена нота, в которой содержалось требование заключения особой конвенции по этому вопросу.

Также министр иностранных дел Франции направил в Петербург письмо, в котором речь шла о том, что император французов

23 декабря 1809 года состоялось подписание конвенции, после чего она была отправлена в Париж для ратификации. Казалось бы, проблема решена.

Предоставляю читателю основные пункты этой конвенции:

«Ст. 1: Польское королевство никогда не будет восстановлено.

Ст. 3: Награды, принадлежащие бывшему Польскому королевству, упраздняются и никогда не будут восстановлены…

Наполеон и представить себе не мог, что конвенция будет составлена настолько оскорбительно для его чести и самих поляков. Он соглашался со всеми пунктами, но их формулировка вызывала вопросы. Более того, конвенция обязывала бы императора французов брать на себя лишние обязательства в случае стремления к восстановлению Речи Посполитой со стороны какой-либо третьей страны.

«Взять на себя непреложное и всеобъемлющее обязательство, что королевство Польское никогда не будет восстановлено, было бы актом неблагоразумным и несовместимым с моей честью.

Если поляки, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами, восстанут как один и окажут противодействие России, то мне нужно будет употребить все свои силы, чтобы усмирить их – так, что ли?

Если же они найдут себе в этом деле союзников, то мне нужно будет употребить свои силы, чтобы сражаться с этими союзниками?

Это значит требовать от меня невозможного, бесчестного и к тому же совершенно независящего от моей воли.

Я могу утверждать, что никакого содействия, ни прямо, ни косвенно, не будет мною оказано какой-либо попытке восстановить Польшу, но не более того.

Что же касается до упразднения старых орденов, то это можно допустить только по кончине нынешних их обладателей и пожалованием новых наград.

Наконец, что касается будущего территориального расширения герцогства Варшавского, то возможно сие запретить только на основе взаимности и при условии, что Россия возьмет на себя обязательство никогда не присоединять к своей территории ни куска, отторгнутого от старых польских провинций.

Казалось бы, замечания Наполеона вполне справедливы. Он составил ответный проект, пункты которого были представлены в более мягких выражениях, однако смысл от этого не менялся. Например, первый пункт теперь выглядел так:

Последующие пункты были также немного изменены, но в целом смысл оставался прежним. Редакция Наполеона отвечала интересам как России, так и Франции. Обе державы остались бы довольны.

Но этот вариант был отвергнут российской стороной.

Александр, видимо желая, чтобы проект вновь был отвергнут, прислал новый вариант договора. В нем были абсолютно такие же статьи, как в конвенции, подписанной в декабре 1809 годоа, которые были недопустимыми. Первую статью российский император видоизменил следующим образом:

Тогда почему, вопреки интересам своей страны (ведь редакция Наполеона вполне подходила обеим державам, и даже посол России во Франции Куракин признавался, что никак не может уяснить себе разницу, какова имеется между условием, что Польша никогда не будет восстановлена, и пунктом о том, что никогда ни прямо, ни косвенно не будут поступать с тем, чтобы ее восстановить), Александр с маниакальным упорством настаивал именно на своем варианте?



Формально правителем герцогства Варшавского был саксонский король Фридрих Август I. Наполеон отказался назначать герцогом какого-либо своего брата, так как понимал, что посадить на Висле одного из своих родственников значило бы официально поместить туда Францию, следовательно, водворить ее на границах России и создать возможность столкновения между двумя государствами.

Чтобы прояснить это, необходимо провести краткий экскурс по русско-французским отношениям при Александре I.

Синхронные источники доказывают, что российский император уже с 1803 года формирует новую коалицию против Франции. При этом у нашей страны не было ни единой причины для конфронтации, а наоборот, Наполеон делал все, чтобы с нами сдружиться. Объяснение этому можно найти только в личной зависти Александра к Бонапарту. Поражение под Фридландом и еще несколько причин вынудили российского императора заключить мир с Наполеоном.

Но по-настоящему русский царь мириться с императором французов не хотел. Еще в Тильзите Александр говорил прусскому королю, своему союзнику в борьбе против Франции:

Мы заберем обратно все, что потеряли.

Он сломит себе шею.

Как было сказано в начале, русское дворянство начало испытывать явную антипатию к Франции после создания герцогства Варшавского. Так не выгодно ли было Александру, который уже давно для себя решил биться насмерть с Наполеоном, использовать гнев русской аристократии?

Разве не выгодно ему было всячески подпитывать опасения помещиков, чтобы оправдать в их глазах следующую войну?

Ответы на эти вопросы очевидны.

Королевство Конгрессовое. Как русский царь возродил Польшу и чем она за это отплатила

В итоге трёх разделов Речи Посполитой (в 1772, 1793 и 1795 годах) к Российской империи перешли земли Великого Княжества Литовского (кроме части с городом Белостоком, отошедшей к Пруссии). Эти территории были разделены на губернии (Курляндскую, Гродненскую и Виленскую). Здесь были сохранены прежняя правовая система (Литовский статут), выборность судей и маршалков (руководителей местного самоуправления) на сеймиках местной шляхты.

Коренные польские земли, населённые в основном этническими поляками, достались Пруссии — в том числе Варшава. В Прусском королевстве на их основе были созданы три провинции: Западная Пруссия, Южная Пруссия и Новая Восточная Пруссия. Официальным языком стал немецкий, введены прусское земское право и немецкая школа, королевские земли и имения костёла отобраны в казну.

Галичина, или Русское воеводство, со смешанным польско-русинским населением, отошла к Австрии. Эти земли получили название Королевство Галиция и Лодомерия и были разделены на 12 округов. Здесь также были введены немецкая школа и австрийское право.

Однако оно появилось вновь спустя два десятилетия, когда под этим историческим названием было воссоздано Польское государство. Определяющая роль в его восстановлении принадлежала России и лично российскому императору Александру I.

Не стоит забывать ещё одного человека, благодаря которому Польское королевство вновь стало политической реальностью — польского князя Адама Чарторыйского.

Он был сыном князя Адама Казимира Чарторыйского (в своё время — одного из претендентов на польский трон) и Изабеллы Флеминг. Однако ходили упорные слухи, что Адам-младший родился от связи Изабеллы с генералом Николаем Репниным, который был послом Екатерины II в Речи Посполитой и обладал большим влиянием на решения короля и Сейма.

После поддержки Адамом Чарторыйским восстания Костюшко в 1794 году он был арестован в Брюсселе по распоряжению австрийского правительства. Екатерина II приказала наложить секвестр на владения Чарторыйских на Волыни и в Подолии. В ходе переговоров при посредстве австрийского императора Франца II императрица России пообещала пересмотреть своё решение, если молодые князья Адам и Константин вступят в русскую службу. Братья приехали в Санкт-Петербург 12 мая 1795 года и стали офицерами русской гвардии.

Однако, поскольку его пожелания императором приняты не были, князь в конце 1806 года ушёл из Министерства иностранных дел, оставив за собой только должность куратора Виленского учебного округа. При этом и в последующие годы Адам Чарторыйский вёл конфиденциальную переписку и регулярно встречался с Александром I, обсуждая с ним как польский вопрос, так и политическую ситуацию в Европе.

А ситуация там уже в следующем году кардинально изменилась.

14 октября 1809 года в Шёнбруннском дворце в Вене был подписан мирный договор между Францией и Австрией, по которому Австрия утрачивала значительные территории с населением 3,5 миллиона человек. Королю Саксонскому как герцогу Варшавскому отходила часть Галиции с населением 1,5 миллиона человек.

В итоге территориально Польша была воссоздана почти в своих этнических границах: в состав Княжества Варшавского входили Варшава, Познань и Краков. При этом настойчивые пожелания России, чтобы результаты австрийско-французской войны не привели к усилению Княжества Варшавского, оказались проигнорированными.

Поляки, живущие на территории Княжества Варшавского, воодушевлённо ждали начала неизбежной войны Наполеона против России.

24 июня 1812 года наполеоновская армия перешла Неман и началась война с Россией, причём польские войска под командованием Юзефа Понятовского оказались на переднем крае военных действий. Открывшийся в этой обстановке в Варшаве Сейм провозгласил создание Королевства Польского.

Польским королём был объявлен саксонский король Фридрих Август I, а главой Генеральной конфедерации был избран Адам Казимир Чарторыйский, ещё в 1764 году возглавлявший Польский сейм.

Акция провозглашения Польского королевства была инспирирована Наполеоном, преследовавшим цель сильнее привязать к себе поляков и гарантировать себе их содействие в войне против России. Сыграла свою роль и позиция польской шляхты, которая, особенно после создания Княжества Варшавского, всё более ориентировалась на Францию. Испытывая глубокую неприязнь к России, она продолжала надеяться на восстановление Королевства Польского в границах до 1772 года и рассчитывала на помощь Наполеона — причём речь шла и о тех поляках, которые были подданными Российской империи.

В марте 1813 года Александр I назначил Временный верховной совет Княжества Варшавского, президентом которого стал варшавский генерал-губернатор Василий Ланской, а вице-президентом — Николай Новосильцев, причём оба были противниками восстановления Польского государства.

К началу 1814 года военные действия шли уже на территории Франции. Александр I стремился к полному разгрому армии Наполеона и низложению его с трона. 1 марта 1814-го собравшиеся в Шомоне представители четырёх держав (России, Австрии, Пруссии и Великобритании) подписали договор об оборонительном и наступательном союзе против Наполеона, причём о Польше в нём не упоминалось.

30 мая 1814 года был подписан так называемый первый Парижский мирный договор между тремя странами-союзницами и занявшим французский престол Людовиком XVIII. Договор предусматривал, что представители всех государств, принимавших участие в войне, в двухмесячный срок соберутся на конгресс в Вену для решения оставшихся несогласованными территориальных вопросов. Однако Венский конгресс открылся лишь 1 октября 1814 года.

Восстановление, по возможности, старого абсолютистско-дворянского режима — такова была основная цель европейских держав, уполномоченные представители которых прибыли в Вену после окончания войны с Наполеоном. Кроме того, большинство государств стремились вернуть европейские границы к состоянию до начала Наполеоновских войн.

Талейран, так же как английский и австрийский уполномоченные, попытался оказать давление на российского императора, стремясь повлиять на его позицию в отношении Польши.

3 мая 1815 года состоялось подписание договора между Россией и Австрией.

Каждая из сторон выражала согласие на предоставление своим польским подданным в течение шести лет права беспрепятственного въезда на территорию другого договаривающегося государства.

Царство Польское

Тадеуш Костюшко в этой связи писал Адаму Чарторыйскому, что он очень признателен Александру I за возрождение польской нации, но сожалеет, что не все польские земли объединены в Королевство Польское.

9 июня 1815 года представители восьми держав подписали заключительный Генеральный акт, подводивший итоги Венского конгресса. В статье I этого документа констатировалось:

К титулам российского императора добавлялся и титул царя (короля) польского.

27 ноября 1815 года в Королевском дворце в Варшаве Александр I лично подписал Конституцию Царства Польского.

Документ был составлен на французском языке и озаглавлен Charte Constitutionelle du Royaume de Pologne — Конституционная Хартия Королевства Польского. В Польше и на Западе это образование называют исключительно Королевство Польское, в Польше также употребляют название Королевство Конгрессовое (Królestwo Kongresowe) — акцентирую внимание на том, что оно было создано по решению Венского конгресса.

Это была первая Конституция на территории Российской империи, одна из самых либеральных в Европе, и подданные Царства Польского получали особые права по сравнению с остальными частями империи. Остальные подданные Российской империи обрели аналогичные права и свободы лишь через 90 лет, согласно Манифесту императора Николая II от 17 октября 1905 года.

Под председательством царя или наместника создавался Государственный совет, который и управлял текущими делами Царства Польского — хотя решающим было мнение наместника. В составе Совета было пять комиссий (министерств): по вопросам вероисповедания и народного просвещения, юстиции (избранная из членов Высшего Суда), внутренних дел и полиции, военная, финансов и казначейства.

Польский язык объявлялся языком администрации, суда, армии и т. п.; все должности должны были замещаться только одними поляками. При этом польская армия сохраняла цвета своего обмундирования, свои особые костюмы и всё, что касается её национальности, и могла использоваться только на территории Европы.

Ближайшее окружение Александра I было весьма недовольно подобным отступлением царя от основ самодержавия.

К сожалению, основатель русского консерватизма не ошибся. Поляки начали конфликтовать с Россией ещё во времена Александра I, а с восшествием на престол Николая I проблемы только усилились, хотя он был первым (и последним) российским монархом, короновавшимся на престол Царства Польского в Варшаве.

Однако через полтора года, 29 ноября 1830 года, в Варшаве вспыхнуло антирусское восстание, которое охватило не только всё Царство Польское, но также территории Северо-Западного края и часть Правобережной Украины.

При этом 25 января 1931 года Сейм принял постановление о лишении императора польской короны. Это означало крушение надежд на мирное разрешение проблемы.

Польские историки считают, что именно со дня постановления Сейма о детронизации конфликт сменился настоящей войной. В ходе подавления восстания, которое закончилось только в октябре 1831 года, с каждой из сторон погибло по 40 тысяч человек.

Старое административное деление на воеводства было заменено делением на губернии. Фактически это означало принятие курса на превращение Царства Польского в русскую провинцию, в частности, на его территорию распространялись действовавшие во всей России монетная система, система мер и весов.

В 1851 году между Российской империей и польскими землями были ликвидированы таможенные границы. Отсутствие торговых барьеров способствовало стремительному подъёму и развитию польской промышленности, а также повышению уровня жизни подданных Царства Польского.

Александр I — император и самодержец Всероссийский, получивший власть в результате дворцового переворота и цареубийства. Россия во времена его правления имела огромную территорию, что делало ее самой крупной страной в мире. На ее просторах уже проживало множество самых разных народов, это делало ее многонациональным государством. К тому же в процессе постоянных войн шло регулярное присоединение земель, поэтому в состав государства вливались все новые и новые народности.

Александр I

Из-за этого Россия постоянно впитывала в себя новые традиции и обычаи, это способствовало формированию ее культуры. Конечно, имея дело с такими особенностями государства, их нельзя было не учитывать во внутренней политике. При Александре I велась своеобразная национальная политика, позиция власти относительно вновь присоединяемых земель была четко обозначена. В частности, такие регионы, как Сибирь, Финляндия, Польша, Кавказ, Прибалтика стали непосредственными участниками этой национальной политики. Каждый регион по отдельности — это самобытная территория, имеющая свои обычаи и устои.

Великое княжество Финляндское

Финские земли вошли в состав Российской империи только после того, как шведы потерпели поражение в русско-шведской войне 1809 года. До этого территории принадлежали Швеции. Так как в состав государства вошли не только новые земли, но вместе с ними и народности, пришлось разрабатывать новую национальную политику.

Финские земли нельзя назвать многонациональными, на них проживало всего две коренные народности — финны и шведы. К ним было решено применять сдержанную политику и дать этим народам максимальную самостоятельность. Это решение было принято Александром I. В число особенностей такой политики можно отнести:

Великое княжество Финляндское

Польское царство

Немного позже, в 1815 году, в состав Российской империи вошла Польша, именуемая в те времена Польским царством. В год присоединения была принята Конституция, согласно которой император Александр I становился полноправным властителем Польского царства.

Поляки не имели ничего против такого положения вещей, так как новая Конституция ничем не ущемляла их прав и отличалась либеральностью. Однако, именно это станет большой проблемой впоследствии, когда наступит смерть Александра I. Через 10 лет из-за такой политики вспыхнут конфликты между русскими и поляками.

Не обращать внимания на такие проблемы не получалось из-за большой численности поляков на территории России — они занимали третье место среди народов, проживавших в Российской империи. На первом и втором местах были только русские и украинцы соответственно. К сведению, на четвертом месте были евреи, на территории Польши их проживало огромное количество.

Россия осуществляла следующие политические меры в отношении Польши:

  1. Несмотря на то, что Александр I являлся единственным правителем Польского царства, вводилась новая конституция, которой должны были присягнуть все, в том числе российский император.
  2. Разрабатывать и вводить новые законы на подвластной территории должен был император, но в некоторой степени те же функции возлагались на местный сейм, состоящий исключительно из поляков. В частности, сейм мог рекомендовать принятие тех или иных законов Александру I, а право принять их или отклонить оставалось по-прежнему за ним.
  3. Главные должности и посты в Польском царстве имели право занимать только поляки.
  4. Польский язык по-прежнему остался официальным. На нем же велось все делопроизводство на завоеванной территории.

Польская Конституция — это вопрос, требующий особенного рассмотрения, так как она отличалась своей неоднозначностью. С одной стороны, согласно ее положениям, Россия была либеральна полякам (особенно это касалось знатных граждан), с другой же имели место огромные противоречия. Это связано с тем, что даже сама Конституция воспринималась всеми по-разному.

Польское царство

Поляки смели надеяться, что благодаря такой либеральной политике территория Польши в дальнейшем сможет расширяться за счет прилегающих земель Белоруссии и Украины, а, возможно, в будущем все земли снова объединятся в распавшуюся Речь Посполитую. Александр I со своей стороны полагал, что по новой Конституции поляки и так получили огромные привилегии, возможно, и этого не стоило для них делать.

То есть император не планировал еще больше расширять права поляков, а дворяне на это искренне рассчитывали. Именно это и стало почвой для дальнейших проблем и конфликтов на польских землях. Нужно добавить, что система образования в Польше была полностью зависима от России, в отличие от Финляндии. То есть, если сравнивать положение Финляндии и Польши после присоединения к России, можно без труда заметить, что финны и шведы находились в более выгодном положении, нежели поляки.

Причиной тому стали многолетние исторические противоречия между Россией и Польшей. Доверия к полякам у России было гораздо меньше, поэтому они и получили меньше прав.

Прибалтийские земли

В Прибалтике еще до присоединения к России имелись свои проблемы, такие, к примеру, как национальный вопрос. Основано это было на земельных территориях. Ко времени правления Александра I в состав Прибалтики входили следующие губернии: Курляндия (после распада речи Посполитой она вошла в состав Российской империи), Лифляндия (была присоединена к России еще в 1721 году) и Эстляндия.

Привилегий у Прибалтики было еще меньше, чем у Польши и Финляндии, наиболее острым оставался по-прежнему земельный вопрос, даже после присоединения к России. Так уж исторически сложилось, что большинство помещиков были германцами, а крестьяне — латышами и эстонцами. Из-за этого постоянно вспыхивали конфликты, носящие немецко-прибалтийский характер.

Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию и попытаться улучшить ее, Александр I пошел на крайние меры и в 1804 году отменил в Прибалтике крепостное право. После такого указа, каждый крестьянин получал земельный надел и мог даже передать его своим наследникам. Следовательно, помещики утратили часть своих прав — они уже не могли продавать или менять своих крестьян.

Последние, наоборот, получали больше прав, так как сократились самые разные их повинности перед помещиками. Такие меры российского императора не могли не спровоцировать конфликты с помещиками из Прибалтики. Для того, чтобы погасить разногласия, Александру I пришлось сделать шаг назад.

Прибалтийские земли

В 1816-1819 годах ему пришлось отозвать назад часть своих законов в отношении крестьян. К примеру, у них отняли право на землю и ее наследование. Все это снова было возвращено помещикам, крестьяне отныне могли претендовать лишь на аренду земель. Несмотря на то, что крестьяне имели собственные органы управления и исполнения, контроль за всем этим возлагался так же на помещиков.

Кавказ

Исторически сложилось так, что Кавказ всегда был проблемной территорией для Российской империи. Во многом этому способствовало огромное количество национальностей, населяющих эти земли. Их насчитывалось порядка 50. При этом каждая имела свой язык, культуру, обычаи и устои.

Основными и наиболее многочисленными народностями Кавказа являлись:

  1. Иранская, представленная в основном курдами, осетинами и татами.
  2. Армянская, в число которой входили только сами армяне.
  3. Тюрская — ее представителями были кумыки, балкарцы, карачаевцы, азербайджанцы и ногайцы.
  4. Карельская была представлена только грузинами.
  5. Северо-кавказская — наиболее многонациональная, включающая в себя ингушей, черкесов, лезгинов, сокуров, абазинов, абхазов, даргинцев и рутульцев.

Каждый народ говорил на собственном языке, имел свою религию, народные промыслы, то есть все они в корне отличались друг от друга. Конфликты у них периодически вспыхивали друг между другом, что уж говорить о России.

Однако, Россия все же попыталась проводить максимально мягкую политику в данном регионе, не подавляла религию, национальные языки и традиции. Присоединение Кавказа резко обострило отношения России с Ираном и Турцией. Они так же претендовали на данные земли.

Кавказ на карте

Народности, населяющие Кавказ, неоднозначно отнеслись к притязаниям России. Если некоторые были только рады такому положению вещей и присоединились с радостью сами, спасаясь от Турции и Ирана, то другие приходилось в буквальном смысле завоевать и подчинять.

Сибирь

Казалось бы, какие проблемы могут быть связаны у России с Сибирью, ведь этот регион не приходилось ни завоевывать, ни присоединять и вообще он изначально являлся российской территорией. Однако, национальный вопрос стоял очень остро и здесь.

Всего лишь за половину 19-го столетия численность населения Сибири увеличилась с 200 тысяч до 600 тысяч человек. Помимо естественной демографии, сюда прибыло очень много переселенцев с запада. Таких людей здесь называли не иначе как инородцами.

Император решил сохранить самобытность каждого народа, не важно, являлись ли они коренными жителями Сибири или стали теми самыми инородцами. Другой вопрос, смогут ли эти люди вписаться в жизнь империи — в этом и заключалась вторая задача.

С целью решить разом все эти вопросы, создали Устав об управлении инородцев. Его автором стал генерал-губернатор Сибири Сперанский. Согласно данному Уставу, инородцы подразделялись на следующие категории:

Предполагалось по Уставу, что первые две группы впоследствии примут тот же образ жизни, что оседлые и войдут в число крестьян, получив заодно все причитающиеся им права. Все жители Сибири, как те, что входили в эти три группы, так и инородцы, имели одно сходство — они не допускались к воинской службе. В этом состояла уникальность устава Сперанского, аналога ему не имела ни одна страна мира.

Жители Сибири

Итоги политики Александра I

Если рассматривать с точки зрения отношения к народам, то политику Александра I можно назвать действительно прогрессивной, мягкой и очень гибкой. С его стороны не наблюдалось желания подчинить или истребить народы, он хотел не только сохранения их самобытности, но и мирного сосуществования друг с другом.


В уроке рассматривается положение народов, вошедших в состав Российской империи. Описывается ситуация в Финляндском княжестве, Царстве Польском, прибалтийских губерниях. Говорится о положении народов Кавказа и Сибири.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Национальная политика Александра I"

В XVIII–XIX веках состав населения России претерпел существенные изменения. Этому в первую очередь способствовало расширение границ страны, включение в её пределы больших территорий с пёстрым национальным составом.

Так, по данным седьмой ревизии за 1815 год, в России проживало около 45 миллионов человек. При этом существенный процент (по некоторым данным, около 30) её населения составляли народы, не являвшиеся восточнославянскими. Но подробнее о том, какие народы населяли империю, вы узнаете далее.


Вопросы занятия будут следующими: Финляндия в составе России. Царство Польское и его конституция. Прибалтика в составе России. Народы Кавказа. Население Сибири.

В начале 19 века Российская империя являлась многонациональным государством, которое было населено представителями разных народов. В период царствования Александра I в состав России были включены различные территории.

Кроме земель бывшей Речи Посполитой, ранее принадлежавших Пруссии и Австрии (где в основном проживали поляки и евреи), были присоединены земли, населённые финнами и шведами. На особом положении находилась Прибалтика.

Всё XIX столетие Россия продвигалась на Кавказ, постепенно принимая под свою опеку его многочисленные народы. Ещё в конце XVIII века к России были присоединены новороссийские и кубанские земли. Их освоение вызвало поток переселенцев не только из центральных районов страны, но и из-за границы.

При Александре I в Северном Причерноморье селились болгары, греки, сербы, гагаузы, немцы. Поэтому при проведении реформ требовалось учитывать местные особенности различных регионов страны. Проводить сбалансированную национальную политику в отношении каждого из многочисленных народов империи.

По итогам Русско-шведской войны 1808–1809 годов Россия присоединила Финляндию. Этот регион получил название Великое княжество Финляндское и сразу же приобрёл особый статус в составе империи.


Интересно, что в княжестве использовался григорианский календарь, в то время как Россия жила по юлианскому. Поэтому в официальных документах Российской империи, касающихся княжества, устанавливались две даты – по григорианскому и юлианскому календарям.

Финляндия была наделена довольно обширной автономией в управлении. Имела собственный сейм (собрание представителей всех сословий). Без его согласия нельзя было издавать, изменять или отменять ни один закон.

Для управления Великим княжеством Финляндским император назначал генерал-губернатора. Как правило, им становился выходец из прибалтийских дворян. Генерал-губернатор возглавлял Комитет главного управления. Он являлся высшим административным учреждением. Состоял из 12 местных жителей: шести дворян и шести недворян.

Всё делопроизводство в Финляндии велось, как и прежде, на шведском языке. Также был учреждён Правительственный совет. Он управлял судом и государственным хозяйством. Автономными оставались система образования и система местного самоуправления. Однако все должностные назначения в крае осуществлялись российским императором.

Также в качестве жеста доброй воли и желая завоевать расположение своих новых подданных в 1811 году Александр I присоединил к Великому княжеству Финляндскому город Выборг с окрестностями. В целом достаточно мягкая политика российских властей позволяла обеспечить относительно спокойное развитие Финляндии в составе империи.

По решению Венского конгресса в состав России вошли земли герцогства Варшавского – государства, где к 1815 году не было крепостного права, существовала конституция, были провозглашены гражданские свободы. Поляки стали третьим по численности народом империи (после русских и украинцев), а евреи – четвёртым. Царство Польское, образованное в 1815 году, получило значительную самостоятельность.


Александр I даровал ему конституцию. Она считалась одной из самых либеральных в Европе. Согласно её статьям, главой Царства Польского являлся российский император. Он был обязан приносить присягу на верность конституции. Непосредственно от имени императора власть осуществлял наместник. Законодательная власть принадлежала царю и Сейму.

Сейм состоял из двух палат: Сената и Палаты послов. Его нижняя палата избиралась от городов и от дворянства, а верхняя назначалась императором. Избирательное право было ограничено возрастным и имущественным цензом. Сейм не обладал правом принятия законов. Он мог лишь предоставлять обращение на имя императора с предложением принять те или иные нововведения. Также все проекты законов должны были обсуждаться в Государственном совете – совещательном органе при наместнике.

Конституция Царства Польского гарантировала населению неприкосновенность личности, частной собственности, свободу вероисповедания, справедливый суд, свободу печати. Провозглашала равенство всех граждан перед законом. Польский получил статус единственного государственного языка. Назначение на государственные должности могли получить только подданные Царства.

Однако принятие конституции привело польское дворянство в состояние восторга. Многие стали надеяться на дальнейшее усиление независимости Царства Польского, на расширение его границ за счёт украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой. Поэтому отношение к конституции было разным: поляки считали её принятие началом пути к восстановлению своей государственности.

Император Александр I полагал, что и так сделал для Польши слишком много. В итоге это противоречие привело к формированию мощного польского национально-освободительного движения. Оно развернулось в последующие десятилетия, став источником множества проблем для Российской империи.

Реформаторская деятельность Александра I затронула также ещё одну национальную окраину империи – Прибалтику. Прибалтийские народы проживали в трёх западных губерниях России – Эстляндской, Лифляндской и Курляндской.

К началу XIX века положение прибалтийских крестьян значительно ухудшилось. Фактически они находились под крепостным и национальным гнётом своих помещиков, которые в большинстве имели немецкое происхождение. Крестьянами же были предки современных эстонцев и латышей.

Александр I попытался смягчить ситуацию. Согласно его указу от 1804 года, все прибалтийские крестьяне признавались прикреплёнными к земле, а не к помещику. Также запрещалась их продажа без земли.

Крестьяне объявлялись владельцами своих наделов, но они не имели права передавать участки по наследству. Была введена строгая регламентация размеров барщины и оброка (повинностей). Однако указ не касался безземельных крестьян-батраков. Их положение не изменилось.


В то же время новый закон был невыгоден для прибалтийских дворян. Они потеряли часть своих земель. Поэтому в 1816–1819 годах в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях Александр I провёл новую реформу.

Здесь отменялась крепостная зависимость крестьян от помещиков – крестьяне получили личную свободу. Однако они потеряли все права на свои наделы. Собственниками земли объявлялись помещики. Крестьяне же получили лишь право аренды участков у них.

Согласно реформе, создавались крестьянские волостные общины и крестьянские суды. Правда, контроль за их деятельностью возлагался на помещиков. Ещё одной национальной окраиной империи являлся Кавказ. Карта его народов всегда была чрезвычайно пёстрой. К началу 19 столетия здесь проживало более 50 народов. При этом они относились к самым разным языковым семьям.

К армянской (армяне) и иранской (осетины, курды, таты) группам индоевропейской семьи. К картвельской семье (грузины). К северокавказской семье (абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры). К тюркской (кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы) группе алтайской семьи.

При этом народы Кавказа не только говорили на разных языках, но и исповедовали разные религии. Христианство – грузины, армяне, осетины. Ислам суннитского толка – большинство горских народов. Ислам шиитского толка – часть дагестанцев и азербайджанцев.


В основном горские племена занимались скотоводством, а также подсобными промыслами – охотой, рыболовством. У большинства из них господствовал родоплеменной строй. Всю первую четверть XIX века проходило расширение российских владений на Кавказе.

Каждое из расположенных здесь государственных образований имело свою историю вхождения в состав империи. Одни сами принимали подобное решение, другие сражались с русскими войсками за независимость.

Присоединение кавказских земель к России имело как позитивные, так и негативные последствия. С одной стороны, кавказские народы получили надёжную защиту от нападок со стороны Турции и Ирана. Началось обоюдовыгодное взаимодействие экономики и культуры народов Кавказа и России. Русская администрация стала арбитром в межнациональных и родовых спорах.

С другой стороны, включение Кавказа в состав империи стало источником многочисленных внутренних проблем в будущем. Обострило противоречия России с южными соседями. Введение новой системы управления, появление новых культурных обычаев, рост числа переселенцев из России часто вызывали протест местного населения. Кроме того, освоение новых земель требовало от российской казны огромных расходов. Это отвлекало часть средств, предназначенных для развития центральных областей страны.

Свои тонкости присутствовали и в национальной политике, проводимой властями в Сибири. Население этого обширного региона постепенно росло. В начале XIX века здесь проживало около 200 тысяч человек. Но уже к середине столетия его численность достигла 600 тысяч. В Сибирь переселялись жители центральных районов. Но это создавало угрозу того, что местные народы могли утратить свои самобытные черты.

Все нерусские народы Сибири именовались в то время инородцами. У многих из них сохранились признаки родоплеменных отношений. Они активно перемещались по огромным сибирским просторам. Манси и ненцы продвигались на восток, занимая земли энцев. Селькупы двигались на юг по Енисею. Тунгусы (эвенки) расселялись на северо-запад. Чукчи теснили юкагиров. Заметно увеличили территорию своего проживания якуты, численность которых быстро росла.

Шёл процесс формирования новых народов. Так, хозяйственная и культурная близость племён, проживавших в Туве, стала основой их этнической общности. Жившие в Минусинской котловине племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев, кызыльцев образовали хакасский народ. Монголоязычные племена Прибайкалья и Забайкалья – бурятский.

Всё это требовало от российских властей как бережного отношения к народам Сибири, так и включения её коренных жителей в экономическую и культурную жизнь российского общества.

Желая упорядочить управление инородцами, в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев. Он был разработан при активном участии Михаила Сперанского, являвшегося на тот момент генерал-губернатором Сибири. Согласно этому документу, коренные народы делились на три разряда – бродячие, кочевые и оседлые. Оседлые инородцы полностью были приравнены в своих правах к государственным крестьянам. Они несли все те же повинности. К ним были причислены такие народы, как татары, алтайцы, шорцы, южные ханты и манси.


Устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые с целью уравнивания их в правах с русским крестьянством, за исключением воинской службы. В Российской империи инородцам её несение не полагалось. Устав об управлении инородцев был самым прогрессивным для своего времени документом в отношении коренных народов. Аналогов ему не имело ни одно государство того периода.

Таким образом, в первой четверти XIX века российская власть была поставлена перед необходимостью строить национальную политику с учётом интересов всех народов империи. Ввиду этого широкую автономию получила Финляндия. Была принята самая либеральная в Европе конституция Царства Польского. В прибалтийских губерниях произошла отмена крепостного права. На землях Кавказа власти старались проводить осторожную политику, правда, не всегда удачно, чтобы не вызвать протестов местного населения. Для упорядочения управления народами Сибири в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев.

Читайте также: