Проблемы функционирования политической власти в рф кратко

Обновлено: 02.07.2024

Цель курсовой работы является исследование особенностей политической системы, выявление проблем политической системы, раскрыть содержание основных направлений политической системы России и показать ее значимость и сущность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения о политической системы Российской Федерации;
раскрыть понятие и виды политической системы Российской Федерации;
изучить формирование политической системы Российской Федерации;
исследовать специфику развития и функционирования политической системы России;

Содержание работы

Введение 3
Общие положения о политической системы Российской Федерации 6
Понятие и виды политической системы Российской Федерации 6
Формирование политической системы Российской Федерации 11
Специфика развития и функционирования политической системы России 14
Структурные элементы политической системы современной России 14
Институциональные изменения политической системы России 20
Перспективы развития политической системы Российской Федерации 23
Современные проблемы политической системы Российской Федерации 26
Заключение 29
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

  1. Общие положения о политической системы Российской Федерации 6
    1. Понятие и виды политической системы Российской Федерации 6
    2. Формирование политической системы Российской Федерации 11
    1. Структурные элементы политической системы современной России 14
    2. Институциональные изменения политической системы России 20
    3. Перспективы развития политической системы Российской Федерации 23

    Список использованных источников 32

    В связи с этим понимание специфики политической системы общества сегодня, имеет большое значение, так как позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.

    Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.

    Объектом курсовой работы являются общественные отношения в области политической системы Российской Федерации.

    Предметом курсовой работы является состояние, динамика, механизмы и тенденции развития политической системы на федеральном и региональном уровнях в условиях политической трансформации России.

    Цель курсовой работы является исследование особенностей политической системы, выявление проблем политической системы, раскрыть содержание основных направлений политической системы России и показать ее значимость и сущность.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть общие положения о политической системы Российской Федерации;
    • раскрыть понятие и виды политической системы Российской Федерации;
    • изучить формирование политической системы Российской Федерации;
    • исследовать специфику развития и функционирования политической системы России;
    • раскрыть элементы и функции политической системы Российской Федерации;
    • выявить институциональные изменения политической системы Российской Федерации;
    • исследовать перспективу развития политической системы Российской Федерации;
    • рассмотреть проблему политической системы Российской Федерации.

    Степень изученности темы и новизны состоит в изучении политического воздействия государственной власти на государственно-правовую (юридическую) сферу жизнедеятельности общества, в последние годы находится в ряду наиболее востребованных в общественных науках – политологии, юриспруденции, истории.

    Вопросы места и роли государственной власти в формировании политики, в различных сферах деятельности государства активно обсуждаются не только в политологии, но и в теоретическом и отраслевом правоведении, написаны специализированные учебные курсы политико-юридического характера по политологии и юриспруденции.

    Теоретическую базу работы составили научные труды известных ученых представляющих современное российское политологическое сообщество, таких как: М.Г. Анохин, Г.В. Каменская, А.А. Радугин, А.Б. Венгеров.

    Методологической основой являются общенаучный (диалектический) метод познания, общие приемы формальной логики (анализ и синтез, дедукция и индукция, аналогия и сравнение и др.) и связанные с ними частно-научные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико-юридический, лингвистический, сравнительного правоведения.

    По структуре курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Содержание построено в четкой логической последовательности, позволяющей в целом раскрыть тему исследования.

    1 Общие положения о политической системы Российской Федерации

      1. Понятие и виды политической системы Российской Федерации

      Политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике 3 .

      Сегодня под политической системой, политологи понимают:

      • организованную на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом ;
      • совокупность взаимодействующих различных элементов (подсистем) в рамках, через или посредством которых протекают политические властные отношения;
      • упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть 4 .

      Политическая система имеет ряд характерных черт:

      • именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
      • она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
      • она обладает относительной самостоятельностью.

      Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям 5 .

      В литературе выделяют множество оснований классификации политических систем.

      1. В зависимости от государственного режима, политические системы можно подразделить на:

      • демократические;
      • антидемократические (тоталитарные и авторитарные).

      Данное деление основано на том итоговом политическом состоянии, которое существует в государстве и характеризует политическую обстановку той или иной страны.

      2. Национально-религиозные детерминанты позволяют говорить о политических системах:

      • христианских государств;
      • мусульманских стран;
      • арабских стран и т. д.

      Понятно, что данная классификация показывает расстановку национальных и религиозных факторов и политических сил в государстве.

      3. В зависимости от общественно-экономической формации выделяют:

      • политическую систему рабовладельческого общества;
      • политическую систему феодального общества;
      • политическую систему буржуазного (капиталистического) общества;
      • политическую систему социалистического общества.

      Каждый вид вышеназванных политических систем отличает исторически сложившийся способ производства.

      4. По территориально- географическим факторам делят:

      • политические системы азиатских стран;
      • политические системы европейских стран;
      • политические системы североамериканского региона и т. д.

      В основе этой классификации лежит метод географического детерминизма: предположение, что широким фактором в развитии общества являются географические условия (климат, ландшафт, размер территории страны) основателем которого является Ш.Л. Монтескьё.

      5. Исходя из взаимодействия с внешней средой предопределяют политические системы:

      • открытого типа (они же демократические);
      • закрытого типа.

      Закрытые политические системы неохотно контактируют с внешней средой, другими политическими системами, развиваются самобытно и не допускают вмешательства других систем их ценностей и ориентиров. Такие системы самодостаточны. Открытые системы наоборот готовы к взаимообмену ценностями и ресурсами. Развиваются, как правило, такие системы параллельно все вместе.

      6. В зависимости от степени культурной дифференциации и секуляризации политические системы подразделяются на (Дж. Пауэлл):

      • примитивные;
      • традиционные;
      • современные.

      Современные системы подразделяются на секуляризованные города-государства и на мобилизационные системы, сюда относятся:

      Этой работой я хотел бы показать основные проблемы во власти в России на настоящий период и, возможно, предложить решение некоторых из них.

      Для удобства рассмотрения каждая проблема представлена в отдельной главе, с указанием определения, глубиной проникновения и важностью решения.

      Перед тем как начать я укажу список исследуемых проблем:

      · Легитимность государственной власти в России

      Одним из основных специфических свойств политической власти является легитимность. Она представляет собой форму поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления (конкретной формы) правления либо государством в целом, либо его отдельными структурами и институтами.

      Легитимность, согласно определению, – это признание институтов, решений и действий данной политической власти правомерными.

      Существует три источника легитимности политической власти:

      Само понятие легитимности в настоящее время допускает различные толкования. Однако базовое представление о том, что эффективная и стабильная государственная власть должна быть легитимной, сомнению не подвергается. Ряд авторов предпочитает рассматривать легитимность с точки зрения характеристики политической системы или режима, тогда как их оппоненты видят в ней важный элемент массового сознания.

      Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, поддержкой ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан, согласием власти и подданных по основополагающим политическим принципам, например, свобода слова, защита гражданских прав или социальная помощь бедствующим слоям населения.

      В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является её гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности.

      С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.

      Разработка проблем легитимности и легитимации политической власти в российской науке началась сравнительно недавно и включает в себя как освоения достижений западной политической мысли, так и собственные наработки. Одной из первых попыток комплексного осмысления явления легитимности российской власти и возможностей ее укрепления в условиях перестройки социально-политической системы страны была предпринята научным сообществом в 1994 году в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова.

      К основным условиям влияющим на легитимацию и эффективность государственной власти в Российской Федерации следует отнести: уровень компетентности властных структур, соответствие их действий законодательству; доступность, демократизм государственной власти, ее уровень ответственности перед экономическими, политическими, правовыми и духовными требованиям, идущим от народа, а также взаимовлияние власти и общества друг на друга, гуманность государственной власти; деятельность политических СМИ.

      При этом легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, её критические показатели сигнализируют о наступлении кризиса – падения уровня признанности и оправданности полномочий субъектов и институтов политической власти. При наступлении кризиса легитимности, правомочность политической власти начинает оспариваться.

      На настоящий момент уровень доверия к правящей партии в России стремительно снижается, единственное что спасает эту партию – пассивное отношение народа к политике. Вкупе с слиянием понятий президент и премьер-министр в мозгах людей это может обернуться неприятными, а возможно и необратимыми последствиями.

      Исходя из вышесказанного и анализирую сводку последних новостей можно сказать что фактически уровень легитимности стремительно движется вниз. Остановить это можно лишь сделав невозможное – избавиться от коррупции, заменить чиновничий аппарат на более компетентный и перестать наконец выпускать глупые законопроекты. Хотя можно сделать проще, достаточно просто продолжать водить народ за нос уповая на всю ту же политическую пассивность.

      Коррупция – явление отнюдь не новое в жизни общества, оно имеет многовековую историю и присуще буквально всем государствам. В России первое упоминание о борьбе с коррупцией встречается в судебнике 1497 г., где речь идет о мздоимстве, т. е. о получении взятки. В более позднем судебнике 1550 г. наряду с мздоимством уже фигурировало и лихоимство. Под ним понималось получение должностным лицом судебных органов завышенных пошлин.

      Затем круг проявлений коррупции, зафиксированный юридической практикой в России, стал еще шире. К мздоимству и лихоимству прибавились хищение государственного имущества и лиходейство. На протяжении всей многовековой истории России происходила борьба с различными формами коррупции, которая в отдельные периоды, например, при Петре I, наказывалась чрезвычайно жестоко, вплоть до смертной казни.

      Термин "коррупция" происходит от латинского слова "corrumpere" – подкупать. Современное значение он приобрел в Европе в XV-XVI веках.

      В широком смысле коррупция - это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью в целях личного обогащения; продажность, подкуп должностных лиц, политических деятелей. В более узком смысле, под коррупцией обычно понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение, из которого извлекает выгоду какая-либо другая сторона, а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Типична ситуация, когда чиновник, обязанный по закону принять определенное решение по отношению к некоторому лицу, создает для этого искусственные незаконные преграды, чем понуждает своего клиента к даче взятки, что, как правило, и происходит. Эта ситуация соответствует традиционному понятию коррупции, потому что она сопряжена с дачей и принятием взятки.

      Как уже говорилось ранее, коррупция в России явление далеко не новое. Она существовала столько же, сколько существует государственность, только проявлялась она в разных формах и называлась по-разному.

      Исторически различающимися в российском общественном мнении и праве формами коррупции были уже известные нам мздоимство - получение в нарушение установленного законом порядка лицом, состоявшим на государственной или общественной службе, каких-либо преимуществ за совершение законных действий (бездействия) по службе, и лихоимство - получение тем же лицом каких-либо преимуществ за совершение по службе незаконных действий (бездействия). Мздоимство и лихоимство могут проявляться на всех уровнях системы власти, при этом объемы сумм и масштабы вредного воздействия на общество могут бесконечно варьироваться.

      Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит невосполнимый вред стране.

      В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах. Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания. Однако наиболее характерными и распространенными формами проявления коррупции являются взяточничество, подкуп государственных и общественно-политических деятелей, чиновничества, незаконный протекционизм и др. Благоприятной почвой для коррупции служат огосударствление общественной жизни, бюрократизация общества и государства, чрезмерная централизация управления, процветание теневой экономики, отказ от реальной демократии и т.д. Особенно широкие масштабы коррупция приобретает в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов, падения общественных нравов.

      Различают несколько форм коррупции: низовая (мелкая, повседневная); вершинная (крупная, элитарная). Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция, которая может выступать и в форме низовой коррупции - взятка за регистрацию предприятия, и в форме вершинной - использование административного ресурса для получения "нужного" результата выборов). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов политическая коррупция приводит к дискредитации демократических ценностей, к росту недоверия властям.

      К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предпринимателем, то чиновник-рэкетир вымогает взятку у бизнесмена помимо его воли. В случае, когда обе заинтересованные в коррупционной сделке стороны принадлежат к одной организации, принято говорить о "вертикальной" коррупции. Она, как правило, выступает в качестве моста между коррупцией вершинной и низовой. Масштабная низовая коррупция и бюрократический рэкет предельно опасны, поскольку, во-первых, создают благоприятный психологический фон для существования остальных форм коррупции и, во-вторых, взращивают вертикальную коррупцию. Последняя же является исходным материалом для формирования организованных коррупционных структур и сообществ.

      Любая форма коррупции предполагает наличие человека, имеющего возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами, принимая или не принимая те или иные решения. В случае если этим человеком является государственный служащий, мы имеем дело с государственной коррупцией; если это сотрудник коммерческой или общественной организации, речь может идти о коррупции в негосударственном секторе экономики.

      Государственная коррупция существует постольку, поскольку у чиновника имеется возможность распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами за счет принятия (или непринятия) тех или иных решений. К таким ресурсам относятся: бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Но если отобрать у чиновника распределительные функции, то весь чиновничий аппарат потеряет смысл существования. Государственные служащие выступают в роли субъектов коррупционной деятельности, ибо только они обладают властными полномочиями для принятия решений и осуществления действий, ведущих к возникновению коррупционных отношений.

      В наибольшей степени коррумпированность проявляется в деятельности органов исполнительной и судебной власти, которые непосредственно связаны с распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате), разрешением жизненно важных споров. Это обстоятельство предопределяет специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на указанную проблему и специалисты в области административного и муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу статуса государственных и муниципальных должностных лиц. Между тем проблема коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые изощренные формы. Не меньшая, а возможно, большая опасность коррумпирования публичной власти исходит из сферы законодательной государственной и представительной муниципальной власти. Одним из условий такого положения дел является несовершенство правовых основ формирования органов представительной власти.

      Коррупция в России процветает и будет процветать, коли серьезно разбалансирована вся система управления и утрачен контроль за исполнением принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали обычным явлением практически во всех структурах власти. На низком уровне находится исполнительская дисциплина в самом правительстве. Ответы на простейшие обращения по разрабатываемым законам приходится ожидать от правительства по полгода и больше. С таким отношением к делу страну вряд ли можно вывести из кризиса, преодолеть преступность.

      Коррупция неизбежна, так как действующая сейчас Конституция устранила всякий парламентский контроль за исполнительной и судебной властью. В Совете Федерации нет ни одной структуры, которая могла бы рассматривать жалобы и заявления на действия руководителей и судей, а также Генеральной прокуратуры. Не выработана четкая система не только отчетов, но даже предоставления информации о проделанной ими работе.

      Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления комплекса согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий. Одни из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление и систематизация представлений о коррупции, определение ключевых направлений борьбы с ней, выработка стратегии и тактики противодействия ей и организация профилактической деятельности, внесение соответствующих подсказанных практикой изменений в законодательство.

      На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

      - Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий

      - Предупреждение и предотвращение коррупции (Хорошее управление)

      - Верховенство закона и защита прав граждан.

      Предотвращать и предупреждать коррупцию гораздо эффективнее, чем бороться с ее последствиями. Действия властей в этом направлении на сегодняшний день представляются крайне неэффективными: отсутствует политическая воля, действия их случайны и непоследовательны, огромная часть госаппарата уже коррумпирована донельзя.

      Для предупреждения коррупции необходимы системные, комплексные, согласованные меры по двум главным направлениям:

      1. Принимать такие законодательные акты, чтобы возможность возникновения коррупции при их исполнении была бы минимальной.

      2. Создавать условия для возникновения общественного участия в процессах предотвращения коррупции, развивать его и повышать его эффективность.

      Но при всём этом существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. Если вы подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту своих рядов, вы обманываете избирателей. А обман избирателей — это, по определению, тоже коррупция. Вторая основа — это прозрачность власти. Если власть закрыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, а ему сверху вещают о предпринимаемых усилиях по ограничению произвола чиновников — это ложь. Третье непременное условие — это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть ломает и уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции. И существенно важно решать проблему слабой политической воли граждан России, чтобы в дальнейшем они могли сами следить за коррупцией и не допускать её появления и расширения.

      В итоге можно сказать, что коррупция в России это исторически сложившаяся и укоренившаяся тенденция к разложению логически верной политической власти, что в итоге может привести к анархии. Конечно же, коррупцию нельзя устранить за один день, но все-таки должны осуществляться активные действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что не маловажно. Проблема в том, что обсуждается эта проблема среди тех, кто эту проблему создает и возделывает.

      В настоящее время в России продолжает господствовать авторитарный политический режим, принципы демократии сочетаются с элементами личной власти.

      Авторитаризм представляет собой политический режим, при котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (лидер, семья, политическая партия, социальный класс) при минимальном участии народа.

      Авторитарный политический режим, как правило, эволюционирует в демократию.

      Для современной России характерно противостояние двух тенденции. С одной стороны, привилегированное положение президента в системе власти. С другой стороны, президент и его аппарат вынуждены считаться с набравшим силу крупным компрадорским капиталом, финансовой олигархией, сохраняющими серьезные позиции в СМИ и успешно оппонирующие президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.

      Некоторые реформы, проводимые властью, являются противоречащими принципам демократии, в частности создание так называемых федеральных округов с представителями президента, продление сроков избрания губернаторов и т. п

      Согласно Конституции РФ, Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации, формирующегося на основе регионального представительства. При этом законодательная власть Федерального собрания в свою очередь ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, а во-вторых, практикой издания исполнительной властью множества подзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов.

      В современной российской политической системе ни парламентское большинство, ни парламентские коалиции не обладают правом формировать правительство, борьба партий на выборах и сами выборы лишены того смысла, которым они наделены в демократических государствах. В связи с тем, что ни одна партия не в состоянии реализовать свою предвыборную программу, граждане утрачивают главный стимул для участия в избирательных компаниях.

      Ввиду неэффективности российской власти, растет число сторонников внесения изменений в Конституцию, которые позволили бы реформировать политическую систему путем перераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства и премьера, а также за предоставление парламентскому большинству формировать и контролировать правительство. Однако наличие сильного лидера, пусть даже и авторитарного, даёт гораздо больше способов решения проблем власти, связанных с чиновниками как таковыми.

      Россия, обладая огромным потенциалом к развитию, не может реализовать себя как в жизни, так и в политике. Конечно данная работа описывает далеко не все проблемы власти в современном российском обществе, но наиболее значимые и частопроявляемые. Решений этих проблем может быть масса, но все они будут бесполезны, если не убивать проблему в корне. Для этого нужно не просто менять систему, нужно менять мышление, делать народ более заинтересованным в своей лучшей жизни. И тогда проблемы будут решены гораздо быстрее и на гораздо большее время.

      Власть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

      Содержание
      Работа содержит 1 файл

      Проблема власти в современной России.doc

      1. Воздействие бюрократии на власть………………………………………… 5

      2. Проблема легитимности власти ……………………………………………..8

      Власть - это возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

      Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

      Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

      Власть – ключевой вопрос политики, занимающий центральное место в политической науке. Для ориентации в современных политических реалиях необходимо понимание смысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России.

      Власть в России постоянно стремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясь создать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такими доминирующими структурами стали прежде всего этатизм и патернализм, которые являются в известной степени универсальными в массовом сознании российского народа.

      Под этатизмом понимается: 1) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результата и цели общественного развития; 2) процесс усиления роли государства в экономической и политической жизни общества.

      Патернализм – это отеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам.

      Отношение к государственной власти в России обусловливается этатистским представлением о необходимости сохранения политического единства и социального порядка.

      В данной работе мы рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, проблемы власти в современной России. Рассматривая нынешнюю ситуацию, сложившуюся в связи с происходящими в ней политическими, экономическими и социальными изменениями, можно отметить, что большая часть проблем вызвана не объективным трудностями переходного периода, а не надлежащим исполнением самой властью своей функции.

      1. Воздействие бюрократии на власть

      Бюрократия (от фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. κράτος — господство, власть) — под этим словом подразумевают то направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным); затем под бюрократией разумеют класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих агентов центральной правительственной власти.

      Бюрократизмом может быть поражен любой уровень государственной власти: должностное лицо, государственный орган, государство в целом. При этом бюрократизм представляет собой явление динамическое, он подвержен трансформации, то есть во властно-управленческой системе его может быть больше, а может быть и меньше. Причем, чем больше в системе бюрократизма, тем меньше в ней демократизма, и наоборот. Следовательно, борьба с бюрократией возможна и необходима.

      Бюрократия создает порой непреодолимые трудности в принятии и реализации важных государственных решений, а так же порождает рост социальной напряженности, вызванных несправедливым распределением собственности и доходов государства в пользу представителей этой социальной прослойки.

      Становится все более очевидным факт, что отечественная бюрократия за 17 лет российских реформ заметно изменилась, усилила свое влияние на жизнь страны, овладела многообразием инструментов по защите и продвижению своих интересов в новых экономических и политических условиях. Что практически не меняется, а если и меняется, то в худшую сторону, – так это негативное отношение к бюрократии со стороны общества.

      Всякий раз, когда в стране возникает потребность в переменах, вопросы чиновничества, его проблемы неэффективности и коррумпированности выходят на передний план. Так было, когда началась перестройка М. Горбачева, в таких же условиях продолжил политическую деятельность Б. Ельцин. Вот и сегодня, судя по результатам настоящего исследования, антибюрократические умонастроения в обществе весьма заметно усилились.

      В этом симбиозе власти и бюрократического инструмента, не смотря на кажущуюся выгоду обеим сторонам, для Кремля таится та же опасность, как и в начале прошлого века, поскольку чиновники всегда могут откреститься от продавленных ими политических решений.

      2. Проблема легитимности власти

      Другая проблема для нынешней власти заключается в том, что она, не осознав себя как власть, не самоидентифицировавшись и не отделившись от своих манипуляторов, не может стать свободной, независимой, и продолжает оставаться де-факто заложницей всех тех социальных групп, которые ее поддерживают и используют свою близость к ней в личных (пусть даже и патриотических) целях. В результате этого союза власть лишается самостоятельности, и не является в глазах народа гарантом справедливости, то есть носительницей и хранителем этой его главной национальной идеи. Если в период революционного подъема такая зависимость еще могла быть оправдана сложностью переходного момента, то, с установлением обычного режима функционирования государства, эта ущербность становится явной и воспринимается как нарушение общественного договора (легитимности) между властью и народом.

      Легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные группы, которые негативно относятся к ней и ее политике.

      Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций.

      В настоящее время только президент Д.А. Медведев и немногочисленная команда его единомышленников отождествляются с властью и несут всю полноту ответственности за происходящее, от которой тем самым освобождаются любые теневые структуры, оказывающие непосредственное влияние на принятие властью политических решений - оборачивается против власти, так как лишает ее инструментов проведения своей политики, направленной на защиту интересов всего общества.

      Не спасает в этой ситуации и искусственное ограничение демократических процедур. Так отмена губернаторских выборов, и переход к практике назначения и утверждения местными советами предложенной президентом кандидатуры, помогло отчасти снизить риск прихода к власти случайных и одиозных личностей, но с другой стороны еще более укрепило влияние чиновничества на саму власть, сведя к минимуму возможности прихода к управлению людей не из числа региональной номенклатуры.

      Проблема нынешней власти и в данном случае заключается в том, что она не может найти легитимных рычагов воздействия на общество, используя для наведения порядка в сфере исполнения ее решений различные суррогатные средства. Это переводит ее деятельность из политической плоскости в надполитическую, делает ее представителей марионетками в руках закулисных манипуляторов, или требует для решения этой проблемы применения недемократических, неконституционных методов.

      В решении проблемы самоопределения власти сегодня могла бы оказать помощь оппозиция, так как оппозиция вполне может рассматриваться как часть партии власти. Открытое же обсуждение и учет мнения оппозиции при принятии политических, кадровых и иных решений могли бы оказать неоценимую помощь власти для освобождения ее от ответственности за принятие решений, причиняющих ущерб интересам определенных группировок, однако и в этой части не все благополучно. Оппозиция не желает иметь с властью ничего общего, предпочитает не делить с нею ответственность, оставаться в стороне. С другой стороны, для успешного решения стоящих перед обществом проблем, любая критика должна быть конструктивной, то есть чтобы она сохраняла важнейшее, позитивное свойство: быть направленной на укрепление и развитие государства.

      Однако, это отношение может и должно поменяться, если рассматривать оппозицию как неотъемлемую часть самой партии власти. Только в таком виде эта комбинация будет работоспособной, в отличие от искусственно создаваемых ее аналогов. В противном случае никакая оппозиция (даже конструктивная) не будет способна выполнять созидательной функции, так как ее единственной целью будет захват власти, то есть смена политического режима.

      2.2 Политика, право, экономика: проблемы соотношения.

      Список использованной литературы

      Введение

      Власть - это центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, проблема культуры общества и жизни конкретного человека. Исследования власти как общественного явления и политической власти в особенности позволяют понять многие проблемы современного общества. Тем не менее, они далеки от завершения. Немало толкований политической власти до сих пор являются спорными.

      Многими учеными выделяется проблема отношения политики к власти, причем эти понятия нередко отождествляются. Действительно, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. В политической науке и философии нередко возникают споры о первичности одного из этих явлений, связанных рядом отношений. Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества. Пришедшие к власти политические силы формируют ее конкретные материализованные структуры всевозможных масштабов (правительство, парламент, монарх, президент, и т.д. и т.п.), которые во имя осуществления той самой политики и в своих интересах сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, власть – причиной политики. Исходя из всего вышесказанного, изучение сущности политической власти является крайне актуальным.

      Целью данной работы является рассмотрение понятия власти в целом и изучение сущности, форм и функций, проблемы легитимности политической власти в частности.

      Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

      - рассмотреть понятие власти;

      - выявить основные формы и функции власти;

      - исследовать феномен политической власти, как один из видов власти;

      - определить элементы структуры политической власти, ресурсы политической власти;

      - раскрыть понятие легитимности как основания политической власти.

      Объектом данной курсовой работы является такой феномен в жизни общества как политическая власть.

      Предметом исследования выступает сущность, структура, ресурсы политической власти.

      Основными методами исследования являются метод анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительный метод.

      Власть и общество.

      Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидуумов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.

      Основные элементы-признаки общества:

      совокупность индивидов, обладающих волей и сознанием;

      Первичный элемент-человек, само общество не является простой совокупностью индивидов, оно включает в свой состав социальные группы – семьи, классы, нации, сословия и др., которые тесно связаны устойчивым взаимодействием друг с другом.

      совместная деятельность, совместный интерес;

      регулирование отношений в обществе общеобязательными определенными правилами поведения (нормами);

      наличие власти, способной защитить общественные интересы

      Значение общества для человека:

      Только в обществе человек совершенствуется, становясь личностью.

      Общаясь с себе подобными, человек развивает речь, приобретает навыки определенного поведения.

      Человек удовлетворяет свои потребности, добивается намеченных целей[1].

      Власть: понятие и виды

      Одним из элементов-признаков общества является наличие власти, способной защитить общественные интересы.

      Власть–это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств (воли, авторитета, регламентирующих актов и т.д.).

      Существенные признаки власти:

      наличие не менее двух партнеров для отношения власти;

      выражение власти в официальных формах: приказах, распоряжениях, Указах; в статьях Кодексов, с угрозой санкции за неповиновение;

      осуществление власти особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями;

      обеспечение власти специальными средствами, институтами, включая институт принуждения.

      Источники (ресурсы) власти:

      право (законы, кодексы);

      авторитет (в первобытном обществе);

      насилие (войны, революции);

      богатство (имущественный ценз для избирателей в Парламенты Англии, Франции); [2]

      наличие организации (выборы, руководящая партия, победившая на выборах).Значение власти – ни одно общество не может существовать без власти, она является основным элементом любого общества.

      Роль власти в жизни общества – сглаживает и регулирует социальные конфликты; организует общество для достижения общих целей[3].

      1. В зависимости от субъекта, осуществляющего власть:

      К ней относятся: государственная, власть одной социальной группы (власть диктатуры пролетариата), политическая власть. Государственная власть отличается от указанных видов власти тем, что она всеобща, обязательна и универсальна, т.е. распространяется на всех проживающих на территории государства, и способна решить любые вопросы общественной жизни.

      К ней относятся: религиозная, производственная (она принадлежит главе фирмы или предприятия), школьная (она в руках у директора школы), групповая (в классе властью обладает староста, хотя фактическим лидером может быть и другой ученик), семейная (здесь главенствует один из родителей, а может быть, бабушка) и другие виды власти.

      2. В зависимости от способа организации власти и властвования:

      Методы осуществления государственной власти:

      Включает совокупность организационных, психологических, идеологических, информационных средств и форм активного воздействия на разум и волю людей, их индивидуальное или групповое сознание, результатом которых является усвоение и принятие индивидом коллективом определенных социальных ценностей.

      Включает совокупность принудительных психологических, организационных, материальных средств и форм активного воздействия на волю и поведение подвластных субъектов.

      методы морального и материального стимулирования, наказания и поощрения, формирования и выявления общественного мнения, дозированной информации и дезинформации и др[4] [5].

      Особенности и функции политической власти.

      Любой вид власти в обществе возникает в определенной сфере и имеет свои пределы компетенции. Например, родительская власть имеет место во взаимоотношениях родитель — ребенок, экономическая власть — в экономических отношениях и т. д.

      Политическая власть имеет ряд отличительных признаков от иных видов власти, а именно:

      1) всеобщий обязательный характер власти и верховенство над всеми иными видами власти;

      2) монополия на регламентацию политической жизни, на издание указов, распоряжений и т. п.;

      3) право на насилие — легальность и монополия в использовании силы в пределах своей страны;

      4) возможность использования самых разнообразных ресурсов для достижения своих целей.

      Власть нельзя сводить только к господству и подчинению (принуждению, насилию и проч.). В обычных условиях миллионы людей добровольно выполняют требования законов и не ощущают давления со стороны власти[6].

      Принуждение действует как некий символический посредник, как эквивалент, определяющий грань между нормой и отклонением.

      Оно применяется только в том случае, если нарушение имело место. Частое применение насилия со стороны власти свидетельствует о нестабильности общественных отношений. Это признак того, что либо власть действует неадекватно своим функциям, либо значительная часть граждан оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые требования[7].

      В демократических политических системах политическая власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение создает механизм сдержек и противовесов, основная задача которого состоит в том, чтобы не допустить узурпации (захвата) всей полноты власти одной из ветвей.

      Однако на деле установить паритет властей не всегда удается. Так, в России в последние 10 лет явно доминирует исполнительная власть во главе с Президентом.

      Функции политической власти как инструмента социального управления:

      - формирование политической системы общества;

      - сохранение социальной целостности;

      - руководство органами власти и государственным аппаратом методами и средствами их деятельности;

      - управление делами общества и государства с помощью различных средств и методов;

      - контроль и целенаправленное воздействие на различные структуры общества в интересах власти;

      - укрепление и поддержка стабильности существующей системы власти (власть должна беречь сама себя) во имя своих интересов и целей развития всего общества;

      - реализация потребностей и интересов, осуществляющих властные функции социальных групп;

      - регулирование социальных отношений;

      - поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга[8].

      Вместе с тем особенностью современного этапа общественного развития является тот факт, ставший очевидным для многих развитых демократических стран, что добиться удовлетворения своих групповых интересов, пренебрегая интересами гражданского общества, невозможно. Это ведет к дестабилизации общества, а значит, влечет за собой угрозу потери власти, перемены в социальном порядке. Поэтому западная политология сегодня трактует власть как реальную способность выразить общий интерес через частный интерес социальной группы или класса. Такое понимание политической власти находит свой отклик и в нашей отечественной политической науке и дает возможность найти новые ресурсы власти[9].

      Используя свои возможности, власть должна формировать политическую систему общества, создавать оптимальные политические отношения между государством и обществом, социальными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения и по возможности превращать их в бесконфликтные и организованные.

      Таким образом, политическая власть выполняет такие общественно значимые функции, как:

      - поддержание общественного порядка и стабильности;

      - выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

      - достижение общественного согласия (консенсуса);

      - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

      - управление делами общества[10].

      - на макроуровне управления (высшие центральные политические институты, государственные учреждения, партии и организации);

      - на мезоуровне управления (региональное, областное, районное);

      - на микроуровне управления (непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление).

      Эффективное осуществление власти возможно лишь тогда, когда есть чёткое представление о способах ее функционирования.

      Власть, как общественное явление, выполняет организационные, регулятивные и контрольные функции[11].

      В системном виде можно выделить также следующие основные функции власти:

      - анализ политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций;

      - определение собственной стратегии и частных, тактических задач;

      - репрессивная функция - надзор и пресечение отклоняющегося от норм поведения;

      - присвоение и распоряжение необходимыми ресурсами (материальными и духовными - воля, интеллект, солидарность и поддержка сторонников и т.д.);

      - распределение ресурсов политики (меры доверия, соглашения, обмен уступками и преимуществами, награды, вознаграждения и т.п.);

      - преобразование политического и общественного окружения власти в ее интересах и в интересах ее политики.

      В качестве определённого итога предыдущего анализа политической системы общества теперь мы можем указать на её внутреннее, глубинное содержание, которое составляет её сущность. Во всякой политической системе концентрируются интересы классов и других социальных групп. Само существование этой системы обусловлено социальными причинами и прежде всего необходимостью защиты и реализации коренных социальных интересов. В этом её сущность.

      Уяснение того, какие социальные интересы и цели отражают тот или иной политический институт, то или иное явление политической жизни, составляет важнейшую исследовательскую, познавательную и политическую задачу[12].

      © 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.01)

      Читайте также: