Концепция жизненного пути рубинштейна кратко

Обновлено: 05.07.2024

Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

В отличие от других живых существ человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в известном смысле и к каждому человеку. Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет свою историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, аналогично тому как развитие человечества опосредуется продуктами общественной практики, посредством которых устанавливается историческая преемственность поколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, правильно и то, что, чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно иметь какие-то внутренние возможности для этого. Однако эти возможности и потенции человека глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, она через них растет и формируется. Между личностью и продуктами ее труда, между тем, что она есть, и тем, что она сделала, существует своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно, чтобы человек исчерпал себя в том деле, которое он сделал; напротив, люди, в отношении которых мы чувствуем, что они исчерпали себя тем, что они сделали, обычно теряют для нас чисто личностный интерес. Тогда же, когда мы видим, что, как бы много самого себя человек ни вложил в то, что он сделал, он не исчерпал себя тем, что он совершил, мы чувствуем, что за делом стоит живой человек, личность которого представляет особый интерес. У таких людей бывает внутренне более свободное отношение к своему делу, к продуктам своей деятельности; не исчерпав себя в них, они сохраняют внутренние силы и возможности для новых достижений.

В этих взглядах на человека и на его жизненный путь С.Л. Рубинштейн очень близок современной экзистенциальной психологии. Рассмотрим те моменты его концепции, где он спорит с экзистенциализмом.

Итак, С.Л. Рубинштейн в своих трудах пытается представить целостный подход к наукам о человеке, объединяя философскую антропологию, гносеологию и онтологию. Жизненный путь для Рубинштейна - это не сумма жизненных событий и не последовательность этапов жизни; это целостное, непрерывное явление, которое прежде всего определяется этическими, нравственными отношениями человека к другим людям. Для Рубинштейна личность человека - это его жизненный путь, его деятельность на этом жизненном пути, деятельность, которая способна изменить не только жизнь человека, но и мир вокруг него. Личность как субъект жизни у Рубинштейна - это индивидуально-активный человек, строящий условия жизни и свое отношение к ней; субъектом жизни человек становится, если начинает ответственно подходить к самой жизни и ее выборам; жизненный путь должен, по мнению Рубинштейна, заканчиваться стремлением вверх - к нравственным, этическим ценностям. Концепция Рубинштейна, его понимание бытия и сущности человека во многом противостоит экзистенциализму М.Хайдеггера, но в тех моментах, где он говорит собственно о существовании человека, о его человеческой ситуации, о свободе и необходимости, о человеческой смертности, об ответственности и человечном отношении к другим людям - он становится по-настоящему экзистенциальным философом.

Список литературы

Рубинштейн

Жизненный путь советского психолога

Родился Сергей Рубинштейн в Одессе, в семье известного адвоката. Его младший брат Николай впоследствии стал известным советским историком. Семья Леонида Рубинштейна была весьма обеспеченной, да ещё и интеллигентной. В доме часто собирались интеллектуалы со всего города, прежде всего врачи и юристы. Казалось бы, в такой обстановке у ребёнка должно развиться доброжелательное отношение к культуре, однако у Сергея эти посиделки вызывали отвращение. Дело было в том, что интеллигенция перед революцией чаще всего проводила время в бесплодных умствованиях, отличалась упадническим настроением.

Учился мальчик в элитной Ришельевской гимназии. Именно там он заинтересовался марксизмом и даже некоторое время посещал подпольный марксистский кружок. Марксизм его привлекал прежде всего новизной, свежестью, призывом к действию и направленностью на изменение мира; в этом он был отличной альтернативой упадническому духу той интеллигенции, которая собиралась в доме.

Интересно, что после революции Рубинштейн всё-таки вернулся в университет и снова стал заведовать кафедрой психологии. Университет в это время был переименован в Одесский институт народного образования.

Исследования Рубинштейна

Известно, что во время ленинградской блокады Рубинштейн проявлял настоящее мужество. Он сам согласился остаться в городе, чтобы продолжать работу в суровых условиях и поддерживать своих коллег. Когда его аспирант Г. Лосев, пребывая на грани жизни и смерти, лежал в госпитале далеко от центра Ленинграда, Рубинштейн, несмотря на физическую слабость, шёл пешком через весь город, чтобы навестить его и поделиться своим скудным пайком.

В 1959 году было принято решение удостоить Сергея Рубинштейна Ленинской премии. Однако до её вручения он так и не дожил – умер в начале 1960 года.

Научные исследования Рубинштейна в области психологии

Уже в своей первой работе 1922 года, посвящённой будущей теории деятельности, Рубинштейн указал, что человек в процессе своей деятельности не только выражает себя, а ещё и создаёт себя. Деятельность формирует сознание и личность. Поэтому наблюдая за деятельностью субъекта, можно понять его внутренний мир и определить, чем этот субъект является. Эти принципы, по мнению Рубинштейна, должны быть положены в основу педагогики.

Рубинштейна даже можно назвать родоначальником теории деятельности, поскольку другие психологи этой темой тогда ещё не занимались. Первое время единственным его сторонником был ленинградский психолог М. Я. Басов, благодаря которому Рубинштейн и был приглашён из Одессы в Ленинград. Московские психологи, разрабатывавшие в то время теорию реакций, отвергли позицию Рубинштейна и не пожелали с ним сотрудничать.

И, разумеется, свою роль сыграл детский опыт – столкновение с праздными умствованиями старой интеллигенции, которые сразу вызвали у будущего психолога неприятие. Рубинштейн сразу ощутил, что если личность не проявляет никакой активной деятельности, то эта личность мертва, и никакие разглагольствования оживить её не способны.

Наблюдать за деятельностью субъекта, чтобы узнать о его психике, предлагали ранее и другие авторы. Так, Генри Ругер ещё в 1910 году наблюдал за испытуемыми, которым было предложено решить механическую головоломку. Вначале было видно, что они пытались её решить наугад; но после того, как у них что-то получалось, они осмысляли свой опыт и делали всё меньше ошибок. Так учёный смог выявить работу интеллекта и наблюдать механизм получения образования.

Интеллект Рубинштейна.jpg

В русле психологии деятельности Рубинштейн описывал и своё понимание педагогики. Он считал, что ребёнок должен быть не просто объектом воспитательного воздействия, а должен быть его соучастником. В соответствии с этим Рубинштейн предлагал заменить традиционную школьную систему, основанную на запоминании готовых знаний, на более современную, призванную развивать творческий потенциал ученика. Это согласовывалось с позицией многих других психологов того времени, в том числе зарубежных. Так, педагогическая система Дьюи, основанная на похожих принципах, в двадцатые годы активно внедрялась в советскую систему образования, а сам Дьюи посещал СССР.

Когда в СССР были введены научные звания, Рубинштейн стал первым в стране доктором педагогических наук.

Рубинштейн Сергей Леонидович

Уникальные работы Рубинштейна – выдающегося ученого, педагога и философа, принадлежат к числу самых весомых в отечественной и зарубежной психологии. Сергей Леонидович обладал аналитическим талантом, интересным научным толкованием идей, способностью вычленять, систематизировать важное. Его исследования принимаются за основу разнообразных научных теорий и в настоящем времени. Ученый прошел нелегкий жизненный путь, полный взлетов и падений. Много трудился, несмотря на слабое здоровье, двигался вперед, навстречу своим идеалам и мечтам.

Детство и юность

Рубинштейн родился в Одессе 18 июня 1889 года. Родители будущего ученого относились к кругу русской интеллигенции. Отец, Леонид Осипович, являлся именитым юристом и придерживался демократических взглядов, что повлияло на убеждения и образ мыслей его четырех сыновей. Мать, Полина Петровна, с детства прививала детям нравственные и культурные ценности, воспитав высокообразованных людей.

Сергей Рубинштейн (слева) с отцом и братом

Сергей Рубинштейн (слева) с отцом и братом

Будучи болезненным ребенком, первое образование Сергей получил в домашних условиях, изучая мировую литературу, философию, математику, свободно владел тремя иностранными языками. Одинокое детство, проведенное дома, подорванное от трудной работы здоровье отца, приучили его быть стойким, самостоятельным и решительно преодолевать трудности.

Карьера

Сергею, как человеку еврейской национальности, пришел отказ от царя на просьбу обучаться в российском университете. Поэтому, достигнув 20 лет, он уехал в Германию для получения образования.

В молодости

Начало пути

Вскоре, 28 июля 1914 года, вспыхнула Первая мировая война. Рубинштейн, отвергнув предложение занять должность профессора европейского высшего учебного заведения, возвращается в Одессу:

Деятельность во время Великой Отечественной войны

Продемонстрировав твердость духа, Рубинштейн добровольно остается в Ленинграде проректором института. Несмотря на слабое сердце, принимает участие в подготовке обороны города, поддержке населения, знакомит командование со спецификой психологии фашизма.

На этом трудном для страны этапе, ученый на базе знаний о нейрофизиологии, занимается задачей восстановления трудоспособности раненых. По его проекту, в Институте философии оборудованы специализированные помещения для научных экспериментов в области психологии с использованием европейской аппаратуры.

Сергей Рубинштейн (в центре) с братьями Николаем и Григорием

Сергей Рубинштейн (в центре) с братьями Николаем и Григорием

Послевоенные год

В этот промежуток времени линия жизни Рубинштейна постоянно изменяется вследствие разных событий:

Психолог Сергей Рубинштейн

Личная жизнь

О жизни Сергея Леонидовича известно мало. Он был отзывчивым и скромным человеком. Ученый отказался от приглашения руководить кафедрой европейского университета, приехав на родину, заботиться о матери и трех братьях после смерти отца. Черты характера ученого в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. Например, обладая с рождения плохим зрением, попросил начальника охраны института научить его стрельбе, на тот случай, если гитлеровцы прорвут оборону. А в тяжелые дни делился своим скудным пайком с умирающим от голода аспирантом Лосевым.

Рубинштейн толерантно относился к психологам Александру Лурии, Льву Выготскому, хотя их взгляды на науку не разделял. Ученый охотно приглашал их на свои лекции и конференции. Друзьями его были известный режиссер Сергей Эйзенштейн, физиолог Леон Орбели.

Семейная жизнь не сложилась – все свое время Сергей Леонидович отдавал науке, у него не было ни жены, ни детей. Прожив не безоблачную, насыщенную творческими событиями жизнь, он внес ценный вклад в становление отечественной и мировой науки.

Вывод

Рубинштейну удалось создать оригинальную концепцию психики человека. В деятельности личности выделял мотивы, цели, действия, а их регулятором – психическое (чувства, понятия). Занимался исследованием проблем эмоций, памяти, восприятия и речи. Утверждал, что все стороны человеческой личности проявляются в труде, причем, трудности мобилизуют душевные силы личности. На занимаемых управленческих должностях ученый ставил себе целью увеличить популярность психологической науки в СССР, вопреки всем попыткам ее дискредитации.

Читайте также: