Консерватизм в экономике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Консерватизм – это термин, который относится к одной из многих политических философий или доктрин, а также к политическому выбору, представленному многими современными партиями (обычно связанными с правыми партиями). Консерваторы отвергают представление о возможности познания законов коллективной жизни и социального планирования. Консерваторы считают, что любые реформы должны быть постепенными, они определённо не хотят революций и выступают против проектов идеологической трансформации. Они стремятся защитить старый порядок из-за своей веры в эволюционный, а не революционный характер культурных и политических изменений.

История возникновения концепции консерватизма

Консервативное мышление обычно является ответом на социальную и политическую нестабильность. Его предпосылка восходит к древнему миру.

На рубеже XVIII и XIX вв. этот термин использовался для сохранения существующего политического порядка и являлся попыткой противостояния рационалистической традиции эпохи Просвещения. Консерватизм как идеология оформился в эпоху Нового времени, в XIX в., вступив в конфликт с либерализмом и социализмом. Идеология консерватизма возникла в ответ на идеологические принципы французского Просвещения и Французской революции 1789 г.

Доктрина консерватизма выросла из радикальной критики Просвещения, проявившейся в:

  • критике индивидуализма Просвещения (антииндивидуализм)
  • критике рационализма Просвещения (антирационализм);
  • критике отказа от идеи первородного греха.

Консерваторы считали, что человек по своей сути является социальным существом и поэтому должен жить в обществе. Они отвергли теорию общественного договора Просвещения и концепции законов природы. Они считали, что человек никогда не жил один – он всегда был окружён обществом. Даже если человек и жил один, то он не был человеком. Он очеловечивался только тогда, когда он социализировался.

Философы Просвещения считали, что человек руководствуется только соображениями разума, тогда как консерваторы отвергли эту точку зрения. По их мнению, человек – разумное существо, но его действия в первую очередь определяются страстями и чувствами. Антирационализм – это взгляд человека на то, что разум сдерживается чувствами.

Консерваторы утверждали, что в человеке есть неизгладимая доза зла, которая является результатом первородного греха. Человека нельзя оставлять самому себе, потому что между людьми возникнет конфликт – своего рода война всех против всех. Власть нужна, чтобы управлять сообществом. Исходя из этого предположения мыслители (например, Т. Гоббс) объясняли, что люди, живущие в естественном состоянии, должны были призвать высшую силу, чтобы перестать сражаться друг с другом и уничтожать себя. Власть описывалась как своего рода загадка и способ остановить самоуничтожение.

Формы консерватизма

Формы консерватизма

Первоначально консерватизм проявляется как сопротивление модернизации и как образ мышления, подчёркивающий важность определённых духовных и материальных интересов, уничтоженных или подавленных появлением современного гражданско-индивидуалистического, индустриального и рыночно-конкурентного социального государства.

Существует 3 фазы или формы консерватизма:

  • авторитарный или реакционный консерватизм;
  • патерналистский или умеренный консерватизм;
  • либеральный консерватизм или неоконсерватизм.

Также выделяют следующие направления консерватизма:

  • консервативный либерализм;
  • либертарианский консерватизм;
  • фискальный консерватизм;
  • национальный и традиционный консерватизм;
  • культурный и социальный консерватизм;
  • религиозный консерватизм;
  • прогрессивный консерватизм;
  • тетчеризм и др.

Либеральный консерватизм

Либеральный консерватизм состоит из набора консервативных ценностей и традиционных либеральных принципов. Либеральный консерватизм может иметь разное значение в зависимости от страны и времени. Причина в том, что каждое общество уделяет особое внимание ценностям и принципам, которые являются его неотъемлемой частью.

Исторически концепция либерального консерватизма основана на принципах экономического либерализма (принцип невмешательства) и классических принципах консерватизма: сохранения традиций, уважения к высшим и религиозным ценностям.

Консервативная идеология на протяжении многих лет впитывала аргументы экономического либерализма. Вот почему принципы либерального консерватизма стали основными принципами консерватизма. В то же время в странах с традиционной либеральной экономикой, таких как США, консерватизм поддерживает позицию открытого рынка.

Эволюционный консерватизм – эволюционизм

Отец эволюционного консерватизма – Эдмунд Берк. По его мнению, эволюция процветала в Англии на рубеже XVIII и XIX вв. Эволюционные консерваторы соглашались с медленными изменениями политической системы, но были против революций.

Эдмунд Берк был озабочен сохранением связи между поколениями, чтобы слишком радикальные изменения не помешали старшим и молодым поколениям понимать друг друга. Он рассматривал революцию как незаконный разрыв исторической преемственности. Нация – это работа многих поколений прошлого, настоящего и будущего. Ни одно поколение не имеет права принимать решения от имени других. Революция – это как раз такое незаконное решение.

Он написал это ещё до того, как якобинцы организовали свои массовые убийства, но, основываясь на трудах Руссо и Гольбаха, он считал, что французские политические взгляды, как слишком абстрактные, аргументированные и полные пренебрежения традициями, обречены на провал.

В этом смысле идеи Э. Берка были продолжены мыслителями, такими как Алексис де Токвиль или Герберт Спенсер, а в политике – Уильямом Питтом Младшим, Отто фон Бисмарком, Бенджамином Дизраэли и Маргарет Тэтчер.

Традиционалистский консерватизм – традиционализм

Традиционалистский консерватизм

Создатель традиционного консерватизма – Жозеф де Местр. Традиционалисты пытались восстановить старый политический порядок, разрушенный в 1789 г. Французской революцией. Когда это оказалось невозможным, они попытались восстановить хотя бы часть политической традиции. В отличие от консервативных эволюционистов, традиционалисты не довольствовались сохранением общества и традиций, а стремились силой уничтожить революционные идеи и их приверженцев.

Идеи Жозефа де Местра продолжали такие мыслители, как Фридрих фон Генц, Карл Людвиг фон Галлер или Луи Габриэль Амбруаз де Бональд, а в политике – Клеменс Лотар фон Меттерних, Франсиско Франко и Юстус Мёзер. Венский конгресс является ярким историческим примером попытки восстановить старый порядок.

Некоторые консервативные мыслители считали и считают только традиционализм правильным консерватизмом, и для них эволюционный консерватизм является воплощением либерализма.

Неоконсерватизм

Неоконсерваторы (в XX в.) адаптировали свою идеологию к реалиям социальной и политической жизни, в том числе с точки зрения политической системы. Согласно идеологии неоконсерватизма, косвенная демократия – это система, наилучшим образом сочетающая власть государства и свободу граждан.

Неоконсерваторы борются за идею сильного государства. Такое государство, в их трактовке, должно гарантировать:

  • верховенство закона;
  • защиту прав граждан;
  • верховенство принципа свободы;
  • защиту от социального неравенства;
  • социальный порядок;
  • естественную социальную иерархию;
  • сознательное выполнение гражданами своего долга.

Неоконсерваторы придерживаются идей демократизации общественных отношений, повышения политической и социальной активности человека. Современные консервативные силы и течения надеются отказаться от устойчивого консервативного мышления и приблизить свою идеологию и практическую политику к интересам и потребностям масс.

Принципы консерватизма

Принципы консерватизма

Основные принципы консервативной идеологии:

  • традиционность;
  • политический реализм;
  • скептицизм;
  • проверка абстрактных теорий;
  • прагматизм;
  • оппортунизм.

Политический консерватизм стал тенденцией в устоявшейся политической активности общества. Сторонники политического консерватизма заинтересованы в сохранении экономической, социальной и политической структуры, в которой они живут, и отражают природу и особенности, которые могут гарантировать её стабильность.

Консерватизм характеризуется приверженностью сложившимся традициям и ценностям, а также неприятием радикальных изменений. Консерватизм как доктрина и идеология не всегда совпадает с деятельностью партий, называющих себя консерваторами. Этот термин обычно используется для описания правых групп.

Универсальных принципов для определения консервативной политики не существует, потому что традиции, лежащие в основе консерватизма, зависят от местных обстоятельств и времени. В связи с этим консерваторы со всего мира могут и не найти согласия между собой.

Идея законности и правопорядка

Идея порядка – ключ к консервативному мышлению. Порядок поддерживается традицией, привычкой к послушанию. Рационализм, идея свободного разума, понимается как подрывное учение, разрушающее основы всякой законности.

Для консерваторов без законов и прав не существует государства. Согласно консервативному пониманию, законы обязывают, независимо от согласия, и не следует верить в рациональность как основу индивидуальной и общественной жизни. Ссылаясь на безусловную силу закона, консерватизм естественным образом развил идею суверенитета как источника права.

Суверенитет – это неотъемлемое и неделимое право принимать решения, и тот, кто имеет это право в государстве, считается суверенным. Соединяя законность и суверенитет, возникает консервативная идея обязательства – люди должны прислушиваться к суверенной власти, потому что она основана не на их согласии, а на законе. Право соблюдается безоговорочно, поэтому невозможно обусловить послушание согласием.

Идея власти как необходимого зла

Власть для консерваторов – это не просто необходимое зло и не вытекает из общественного договора свободных людей, но развивается естественным образом как часть естественной формы общественной жизни, которую нельзя изменить никакими производными созданиями.

Родители имеют власть над своими детьми без какого-либо предварительного контракта или соглашения. Таким же образом и власть возникает из естественной необходимости. Власть укоренена в природе общества и во всех его институтах.

Для хорошего общества важно иметь и развивать множество органов власти, обслуживающих различные формы жизни. Каждый нуждается в руководстве, поддержке и безопасности, зная, где он находится и чего от него ждут. По этой причине консерваторы подчёркивают важность авторитета и дисциплины, роль политического лидерства.

Для многих консерваторов либерализм – это троянский конь тоталитаризма. Постоянно свергая традиционные власти, он ослабляет социальную структуру, способствует появлению деструктивных масс и искоренению индивидуальности. Таким образом он прокладывает путь тоталитарному господству.

Идея иерархичности

Идея иерархичности

Для консерваторов естественная структура общества – иерархическая. Социальное неравенство – неизбежное следствие организации общества, основанной на естественном неравенстве. Подобно тому, как мозг, сердце и лёгкие выполняют различные функции в организме, различные классы и группы, составляющие общество, имеют свои особые роли.

Консерваторы отказываются от политизации и вовлечения масс в управление государством. По их мнению, граждане подобны детям в семье – им нужны руководство и дисциплина. Их нужно научить осознавать свои обязанности и ответственность, а не только свои права. Власть государства естественно необходима и соблюдается для блага граждан. Большинство консерваторов крайне негативно относятся к неоправданному использованию государственной власти.

Идея человеческого несовершенства

Консерватизм пессимистично оценивает человеческую природу. Если либералы видят в человеке разумное существо, способное общаться с другими для улучшения своей жизни и благосостояния, то консерваторы говорят о склонности людей ошибаться, быть ограниченными, полурациональными существами, поведение которых невозможно улучшить.

По мнению консерваторов, люди – морально несовершенные существа, их интеллектуальные способности ограничены, а человеческие дела слишком сложны. Люди проводят свою жизнь, борясь с великими силами искушения, ежедневно сталкиваясь с традиционными пороками – склонностью к удовольствию, а не исполнением долга, ошибками самолюбия, самопрощения и др.

Эти пороки можно преодолеть только с помощью дисциплины, веры и институциональных ограничений. Вот почему для Э. Берка первая предпосылка существования общества состоит в том, чтобы сдерживать человеческие инстинкты, ограничивать их склонности и подчинять их страсти.

Людей можно сделать цивилизованными только в том случае, если не допускать выражения их жестоких и антиобщественных побуждений. Поэтому консерваторы подчёркивают роль традиционных институтов – семьи, Церкви, правительства, корпораций, школ. Они призваны развивать у человека чувство личной дисциплины, смелости и мотивации, а также подавлять или ограничивать совершаемые людьми ошибки.

Идея сохранения традиций

Идея сохранения традиций

Важная идея консерватизма – защита традиций, сохранение установленных обычаев и институтов. История – это не что иное, как приобретённый, переданный и институционализированный опыт поколений. Это выражается в неизменности структур, привычек и предрассудков, передаваемых из поколения в поколение.

Основа политической жизни – это историческое сообщество, сформированное многими поколениями людей, самосознательными традициями своих наций и стран. Эта историческая традиция создаёт условия жизни современников, которые невозможно изменить без большого ущерба.

Традиция выражает накопленную мудрость прошлого, которая сохраняется в учреждениях и политических институтах. Истинная конституция нации – это не лист бумаги. Конституция живёт в истории своих институтов. Прогрессисты видят настоящее как начало будущего, а для консерваторов это последняя точка, которую прошлое достигло в своём непрерывном развитии.

Мы не можем знать, где мы находимся, не говоря уже о том, куда мы идем, пока не узнаем, где мы были – это позиция консерватора. Консерваторы уважают традицию, потому что она даёт человеку чувство принадлежности и стабильности, даёт людям идентичность и чувство укоренённости. Изменения – это путешествие в неизведанное, они создают неопределённость и незащищённость.

Примеры традиционных ценностей в идеологии консерватизма:

  • порядок выше хаоса;
  • обращение к прошлому, а не к будущему;
  • преимущество сельского над городским;
  • единство и единообразие выше разнообразия и фрагментации;
  • естественное выше искусственного и технологического;
  • иерархия выше равенства (эгалитаризм);
  • признание неравенства выше перераспределения (материальных благ);
  • суверенитет выше объединений.

Статус-кво

Консерваторы обычно ограничивают инновации из-за неприятия риска. Изменения по природе вещей несут риск, могут нарушить или полностью разрушить социальный порядок, который часто является единственным гарантом сохранения консервативных, традиционных ценностей.

Сохранение статуса-кво помогает сохранить традиционные ценности, поэтому консерваторы предпочитают наследие инновациям, медленный прогресс вместо утопических проектов. По их мнению, единообразие важнее разнообразия.

Отношение к религии

Консерватизм уникален среди массовых и популярных политических идеологий своим акцентом на Церкви и христианской морали. Все консерваторы были шокированы нападками якобинцев на Церковь во Франции.

Консерватизм подчёркивает социальную ценность религии. Религия – важный социальный цемент общества. Это моральная фабрика, которая снабжает общество набором общих ценностей и убеждений, необходимых каждому обществу для сохранения единства.

Р. Нисбет отмечает, что для политического консерватизма важен только институциональный аспект религии. Институциональная Церковь имеет 2 основные ценности:

  • поощряет приписывание определённой святости жизненно важным политическим институтам и отношениям;
  • играет роль морального надзирателя за государственной властью и её произволом.

Отношение к собственности

Консервативное уважение имущественной безопасности проистекает из его приверженности закону, традициям и авторитету. Либералы считают собственность важной для развития человека. Консерваторы добавляют, что без обеспечения собственности никто не может иметь надёжных ожиданий в отношении будущего, порядок становится неопределённым, а вероятность анархии возрастает.

Собственность – это форма защиты граждан. Она обеспечивает безопасность в мире неопределённости. Собственники являются главными хранителями порядка и законности, потому что они больше всего заинтересованы в их поддержании. По словам Э. Берка, каждому гражданину намного легче развить чувство важности порядка, если он участвует в жизни общества через свою собственность.

Консервати́зм (франц. conservatism от лат. conservo — охраняю, сохраняю), в экономике — противоположное реформизму идеологическое направление, характеризующееся защитой основополагающих устоев капиталистической экономики — частной собственности, свободы личности, рыночного механизма как наиболее эффективного инструмента регулирования производства, максимальным ограничением вмешательства государства в его функционирование.

О государственном вмешательстве в экономику

Новые течения отразили существенные изменения в хозяйственном механизме капитализма, в его социальной структуре и общественном сознании этого периода. Эпицентром развернувшихся в этих условиях критических дискуссий стал вопрос о целесообразности и масштабах государственного вмешательства в экономику, о характере макроэкономической политики, ее целях и методах воздействия на экономику. Следствием новых настроений стал кризис реформизма и приход к власти в начале 1980-х почти во всех развитых странах консервативных правительств, взявших курс на сокращение масштабов государственного вмешательства в экономику.

Эти обстоятельства вызвали новый взрыв интереса к неоклассической школе с ее детально разработанным аппаратом анализа рыночного механизма, разнообразных микроэкономических процессов и эффектов. А в качестве философского обоснования взоры сторонников нового консерватизма обратились к неолиберальным теориям 1920-х — 1930-х годов, формировавшимся в период острых дискуссий между сторонниками государственного вмешательства в экономику и представителями все еще сильной, с глубокими интеллектуальными традициями либеральной школы.

Особую опасность они видели в подрыве рыночных структур и разрушении свободной конкуренции. Их страшила перспектива возникновения полностью централизованной системы планирования, за которую ратовала в то время социалистическая экономическая мысль, пользовавшаяся огромным влиянием и растущим авторитетом.

Значительный вклад в обоснование неолиберальной идеологии внесла австрийская экономическая школа, особенно такие ее представители, как Л. Мизес и Ф. Хайек.

В качестве альтернативы кейнсианской стратегии регулирования на основе политики управления спросом консерватизм выдвинул иную политику — политику, ориентирующуюся на стабильную денежную систему и увеличение экономического потенциала путем стимулирования частного производства и накопления капитала. Если реформистские модели, акцентируя расширение спроса, предполагали увеличение государственных расходов, в том числе и социальных, то консервативная стратегия, напротив, предполагает сокращение государственных расходов и перераспределение национального дохода в пользу потребления, а также всемерное поощрение интересов собственников и капитала, стимулирование предпринимательской инициативы и трудовой активности.

Консервативное регулирование предусматривает сохранение за государством роли центра долгосрочного, стратегического регулирования экономики, направленного на повышение ее конкурентоспособности и эффективности.

Первые зачатки консерватизма появились во Франции в ответ на буржуазную революцию. Тогда суть консерватизма была другой, нежели той, какой она известна сейчас.

Консерваторы 19 века

Позже В Англии и Америке она предстала в знакомой всем сущности с характерными признаками – сохранении традиций и устоев общества.

Кратко и понятно о сущности консерватизма

Консерватизм – это политические взгляды людей, деятельность которых направлена на стремление сохранить традиционные общественные устои жизни, ценности, установленный порядок.

Приверженцев консерватизма в современном мире сравнивают с борцами против попыток изменения революционным способом ситуации в государстве.

Сравнительная характеристика представителей консерватизма, либерализма и социализма показана в таблице.

Консерватизм, либерализм и социализм

Основные черты консерватизма:

недопущение вмешательства простых людей в политику государства;

большая роль церкви и семьи в обществе;

редкое проведение реформ;

высокая враждебность к революционным и радикальным взглядам;

уверенность, что в обществе главное – это сохранение порядка и классовости любыми способами, даже с привлечением армии;

Для достижения целей консерваторы использует старые, поверенные многими десятилетиями и даже столетиями методы:

удержание любыми способами власти в своих руках, если потребуется с применением военного вмешательства;

метод, при котором в государстве практически не принимаются новые реформы.

Неоконсерватизм

Неоконсерватизм сочетает признаки консерватизма и либерализма.

Неоконсерватизм

Характеристика неоконсерваторов включает:

неохотное признание демократии, так как в современном мире другой альтернативы нет;

признание двойственности человеческой природы – агностицизм;

государство считает, что не должно экономически и социально поддерживать граждан, которые сами могут заработать;

культурные и моральные нормы преобладают над социальными, экономическими и политическими.

Направление на неоконсерватизм было предпринято Западом в 60 - 70-х годах прошлого века, когда был расцвет феминистического и радикального движения среди молодежи.

Ультраконсерватизм

Ультраконсерватизм

Сторонники этого движения крайне отрицательно относятся к любым изменениям принятого и установленного порядка во всех сферах и группах общества: в политике, семье, религиозной жизни.

Ультраконсерваторы абсолютно уверены, что новые законы и реформы никогда не смогут изменить государство в лучшую сторону.

Консерватизм в России в XIX веке

В России консерватизм получил широкое распространение в 19 веке. Зародился как славянофильство, затем приобрел религиозные и этические черты.

Консерваторы

Российская история XIX века была полна событиями радикального и революционного характера: восстание декабристов, покушения на царя и высокопоставленных чиновников, отмена крепостного права, движения за предоставление больших прав народу.

Такие народные настроения привели к более консерваторским взглядам в правительственных кругах, чтобы взять контроль над населением.

Государственная политика основывалась на сохранении самобытности России. Особое внимание уделялось религиозному учению, укреплению самодержавия, сохранению исконно-русских устоев. Авторы консерваторских философских работ поддерживали такие взгляды.

Самыми известными представителями российского консерватизма XIX века были: Самарин, Хомяков, Киреевский, Аксаков.

Представители консервативной мысли XIX века

Список имен консерваторов берет свое начало еще в 18 веке, однако наибольшее распространение идеология получила в 19 веке.

Этапы развития консерватизма

В начале идея зародилась после революции во Франции, после стала распространяться по всей Европе, в том числе и в России. В середине 19 века добралась до Америки.

Самыми известными представителями идеологии консерватизма были:

Во Франции - Жозеф де Местр и Луи Габриэль Амбруаз Бональд (совместно с английским философом Эдмундом Беркем считаются основоположниками консерватизма).

В Великобритании – Эдмунд Берк, Роберт Пиль, Бенджамин Дизраэли.

В Германии – Отто фон Бисмарк.

В России — М. Н. Катков, К. П. Победоносцев, Н. Я. Данилевский, А. А. Фет, Ф. М. Достоевский.

Современный этап развития консерватизма

Стремление к консервативности, несмотря на преобладание в обществе толерантности и демократии, существует и в современном мире.

Современный консерватизм

Современный консерватизм подразделяется на три течения:

Не все современные страны имеют основной идеологией консервативные политические взгляды. Однако статистика показывает, что практически во всех странах мира есть консервативные политические партии или государственные мероприятия, посвященные консервативной идеологии.

Консерватизм в странах мира

Направления консерватизма имеют свою обособленную историю практически в каждой стране планеты. Цели и методы консервативной политики каждый страны отличаются.

Королева Елизавета 2

В современном мире консерватизм подразумевает наличие монархии в стране. Консервативные партии и монархические семьи смогли сохранить: Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Нидерланды, Люксембург, Япония и многие другие.

Партии, наполовину имеющие признаки консерватизма, христианские взгляды, есть в Австралии, Италии, Германии, Японии, Новой Зеландии, США.

В Ирландии, Португалии и Канаде есть социально-консервативные партии.

Политолог и ученый Клаус фон Байме разработал свой метод, по которому классифицировал все партии мира и истории. После чего обнаружил, что нет ни одной партии на планете, которую можно было бы полностью считать консервативной.


Приложение 1
Личность и общность
Различные политические идеологии (основанные на базе разных мировоззрений) заявляют о защите прав и интересов тех или иных субъектов. Во всех идеологиях существует пафос построения или преобразования общества ради кого-то.
Между тем сущность человека неотделима от его общности с другими людьми. Именно в благополучии общины и рода залог личного благополучия. Именно в суверенитете общины, рода или (на более развитых стадиях) нации — залог личной свободы и личного развития. Консервативные экономические преобразования должны исходить из первичности этих сложившихся общностей.

Виды консерватизмов и Россия

Приложение 2
Напротив, культивирование высших идеалов развития, социального творчества обычно сопровождало эпохи бурного роста цивилизаций и экспансии наций, результатом чего всегда был массовый энтузиазм, атмосфера общественного оптимизма и активное самосовершенствование человеческих ресурсов.
Приложение 3
Мораль и экономика
Современный либерализм агрессивен. Западная цивилизация в эпоху глобализации в явном и неявном виде поставила задачу стереть все различия между людьми и их общностями. Идёт процесс стандартизации. Идёт процесс взлома национальных суверенитетов. Идёт процесс вселенского упрощения, энтропии.
В этом процессе неизбежными следствиями являются примитивизация культуры, примитивизация личности и её запросов, превращение человека в своего рода жвачное животное, в стойле у которого полно жратвы, но в глазах читается полная бессмысленность. Признаки этого процесса мировой энтропии и всеобщего разложения сложно организованных структур человеческой личности и человеческого общества уже хорошо заметны повсюду.
Единство духовной жизни личности в таком мире разрушается. Болезненная раздвоенность жизни, личности ведёт к чувству постоянного дискомфорта, неудовлетворенности мироустройством, а в конечном счёте — к чувству безысходности, к фундаментальным сомнениям в осмысленности бытия.
Приложение 4
Справедливость и развитие
России нужен мобилизационный проект для ускоренного, прорывного выхода на более высокий уровень экономического и технологического развития. При этом очевидно, что любой мобилизационный проект всегда предполагает:
— повышенный уровень этатизации экономики и вообще общественной жизни, активную направляющую и вдохновляющую роль государства, а потому по существу является антиподом либеральной экономической политики, проводящейся в России более 20 лет;
Возможность осуществления такого проекта несовместима с существующим чудовищным неравенством, когда одна часть общества ищет смысл своей жизни в бесконечной гонке гламурного потребления, а другая находится в состоянии перманентной борьбы за физическое выживание. Такая модель общества ведёт к всеобщему отторжению любых призывов к развитию, так как вместо чувства причастности к общему делу, объединяющих общих интересов, атмосферы заинтересованности в конечных результатах совместных усилий она закономерно порождает всеобщее отчуждение, чувство безысходности и бесполезности какой-либо активной жизненной позиции и напряжения воли во имя достижения общенародных целей, которые воспринимаются как иллюзорные.
Сложившийся уровень неравенства и неудовлетворенность базовой потребности общества в справедливости столь велики, что превратились в основной тормоз развития и выступают главным фактором подрыва легитимности власти и существующего порядка в обществе, по сути же это фактор эрозии самого общества как такового.

Консерватизм, будучи одновременно и ценностной, и рационалистической мировоззренческой концепцией, отрицает идеи полного равенства. Во-первых, индивидуальные способности, возможности, профессиональные качества и навыки, а следовательно, и вклады различных индивидуумов в общее благо — объективно не равны. Во-вторых, в силу этого справедливое распределение не означает абсолютно равного распределения.

Русское общество ждёт от устройства социально-экономической системы не столько реализации принципа равенства возможностей или, напротив, установления полного равенства, сколько принципа воздаяния по заслугам. Это, кстати, истинный принцип настоящей рыночной экономики, но, к сожалению, не в том её воплощении, с которым мы сталкиваемся в России.

Однако в сложившихся условиях нельзя не признать, что существующий в России уровень неравенства противоестественен и явно несправедлив. И он сегодня является объективным тормозом развития.

Радикальное снижение этого уровня неравенства — императивное требование, условие гармонизации общественных отношений, условие дальнейшего движения вперед.

Можно спорить лишь по поводу тех или иных методов устранения этого уродливого неравенства и их уместности в нынешних условиях в России — насколько интенсивно использовать перераспределительную политику государства, в какой мере использовать налоговые и/или бюджетные инструменты такой политики, как избежать при этом социального иждивенчества, как эффективно совмещать меры перераспределительной политики с осознанной политикой государства по созданию условий для малого предпринимательства, развития самостоятельной предпринимательской инициативы и расширения самозанятости и т.п. Совершенно очевидно, что с той же целью реализации принципа справедливости в соответствии с ценностями российского общества необходимо дальнейшее совершенствование механизмов перераспределения всех видов природной ренты. Экономическая деятельность, связанная с эксплуатацией недр и природных богатств России, должна в максимально возможной степени работать на всех граждан страны.

Кстати, вопрос о собственности на природную ренту имеет в России не только прикладной, но и поистине сакральный характер. Православный взгляд на эту проблему совершенно однозначен: природные богатства страны даны Богом, а не созданы людьми. Но и с точки зрения светского общественного сознания они принадлежат народу, так как стали результатом исторической деятельности многих поколений.

Труд и капитал: мироустроение

Консерватизму свойственно уважительное отношение к собственности, однако это отношение не является безусловным и абсолютным. Данное уважительное отношение должно гарантироваться собственнику со стороны общества и его институтов, но только при условии ответственного отношения к этой собственности самого собственника.

Вместе с тем абсолютно невозможно игнорировать тот исторически подтверждённый факт, что косность, инерционность отношений собственности закрывает столь необходимые для развития социальные лифты; механизмы наследования собственности (особенно крупной) ведут к застою и неэффективности, ставя, таким образом, на новом уровне вопрос о справедливости (относительно вклада наследников в общее благо).

Указанное противоречие является сложным и комплексным по своей природе — идеального решения для него не просматривается вообще. Однако существует международная практика повышенного налогообложения наследства (особенно в части капитала), которая — пусть и не идеально — позволяет преодолевать это противоречие и не допускать застоя.

В отличие от распространённого в протестантских странах взгляда на богатство как на признак избранности к спасению в России богатство всегда рассматривалось как инструмент созидания. Тот, кто богат, обладает большими правами, но и большими же обязанностями по созиданию всеобщего благосостояния.

Консервативная позиция по отношению к бизнесу предполагает, что предприниматель является одновременно и мироустроителем. Стоит напомнить, на чём основывается православное отношение к собственности и богатству. Для чего даётся богатство? Прежде всего — для созидания. Нравственное отношение к богатству, моральный взгляд на мироустройство и, в частности, на модель экономики, идеал общественных отношений, построенных по образу родства, предполагают социальную ответственность капитала, ориентацию его деятельности на национальные интересы, облагораживание действительности.

Поощрение совмещения личных интересов и инициативы с общественным благом, культивирование общественно значимых достижений и истинной социальной эффективности бизнеса должны стать принципами организации экономической деятельности, принципами мотивации деловой активности, основой морали предпринимательства.

Социальный мир и гармония требуют от собственника и известного самоограничения, в частности, связанного с созданием благоприятных условий для своих работников.

В идеале фирма становится в чём-то похожей на семью: с взаимными обязательствами, правами и ответственностью каждого; управление должно строиться на основе учёта многообразия интересов всех участников — и владельцев-собственников, и менеджмента разных уровней, и рядовых сотрудников.

Примерами гармонизация отношений между собственниками и сотрудниками могут служить многие малые и средние предприятия в Германии, корпоративные отношения на многих предприятиях в Японии и Южной Корее. В этих странах экономические модели сознательно строились с прицелом на снятие (или на максимально возможное нивелирование) антагонизма в отношениях труда и капитала.

Консервативный ответ на проблему устранения этого антагонизма имеет свои собственные ценностные основания и специфику.

Либерализм практически целиком снимает вопрос о социальной ответственности, приписывая все гармонизирующие свойства механизму рынка.

Социал-демократия, однозначно стоящая на стороне труда, обременяет социальной ответственностью только бизнес, причём в возрастающей степени — пропорционально уровню богатства и доходов.

Консерватизм призван найти консенсусную позицию, основанную на гармонизации этих отношений, диалоге и взаимной ответственности.

Здоровый консерватизм не может не признавать роль частной инициативы в развитии. Одни только коллективистские механизмы творчества и созидания, как показал опыт, недостаточны. Однако неверно и противоположное утверждение с позиций исключительной эффективности частной инициативы: что творчество и созидание — удел индивидуумов, что мотивы — исключительно своекорыстны и эгоистичны.

С точки зрения консерватизма противопоказано делать ставку на крайние формы как индивидуализма, так и коллективизма. Необходимо оптимальное сосуществование и баланс этих экономических мотиваций и форм трудовой и деловой активности, равно как органичное сочетание конкурентных и солидарных механизмов и отношений.

Поэтому здоровый консерватизм в России должен ориентироваться на многообразие форм собственности и многоукладность. К сожалению, содействие созданию многоукладной экономики — это ещё очень слабо используемый рычаг государственной экономической политики на всех её уровнях. В реальности государство в России подчас создаёт преференциальный режим только избранным секторам и формам собственности, причём избранным далеко не с позиций интересов развития страны.

Особо отметим, что в многоукладности экономики содержится также огромный потенциал для многогранной реализации фактора труда как ключевой движущей силы развития. Либеральные реформы в нашей стране, к сожалению, полностью игнорировали значение трудовой этики, созидательного, производительного труда.

Практически не используется в России потенциал оживления традиционной трудовой этики, связанный с возрождением и укреплением таких солидарных форм трудовой активности, как артель и кооперация. Перспективная экономическая модель в России должна более активно экспериментировать и с поиском новых коллективных форм собственности (совладения), в которых также имеется огромный потенциал трудовых мотиваций, меняющих отношение и к труду, и к результатам деятельности, способных резко увеличить ключевые составляющие эффективности — производительность и повышение качества.

Сейчас в России, как и в западном мире, имеет место культ успеха, независимо от того, каким путём этот успех был достигнут. Этот культ порождает моральную индифферентность и подвергает эрозии нормальные трудовые мотивации. Зачем трудиться, если продуктивный труд не гарантирует справедливого вознаграждения и заслуженного социального статуса, когда, напротив, положение человека в социуме зачастую зависит отнюдь не от уровня и качества его трудовых усилий и степени общественной полезности его деятельности? (См. Приложение 5.)

Приложение 5
Подмена мотиваций
Вместо приоритета труда сейчас в России мы имеем дело с приоритетом и культом успеха.
Приложение 6
Генри Кэри: протекционизм и гармония интересов
Приложение 7
Политика протекционизма в России
Переход к развёрнутой политике государственного протекционизма в России состоялся поздно — в основном в период царствования Александра III, когда находящийся на посту министра финансов выдающийся ученый и государственный деятель И.А. Вышнеградский привлёк к работе над этой проблемой великого русского ученого Д.И. Менделеева. Его рекомендации были положены И.А. Вышнеградским в основу таможенного тарифа 1891 года.
Идеями Менделеева по проблеме покровительства и содействия развитию отечественных производительных сил после отставки И.А. Вышнеградского пользовался также сменивший его на посту министра финансов, а впоследствии председатель кабинета министров С.Ю. Витте. Покровительственные меры по отношению к российской экономике времён промышленных реформ второй половины XIX века и начала XX века способствовали становлению и развитию многих отраслей промышленности, транспорта, банковской сферы.
Большую роль в развитии российской промышленности сыграла деятельность ряда общественных организаций, последовательно выступавших за проведение покровительственной политики в отношении отечественной экономики. Среди этих организаций можно выделить Общество для содействия русской промышленности и торговле, в работе которого с самого его основания активное участие принимал Д.И. Менделеев.
Приложение 8
Д.И. Менделеев: экономический национализм
Приложение 9
Граф С.Ю. Витте — о свободе торговли и национальных интересах
М.О. Меньшиков
Нам же, простым гражданам, несущим трудовою жизнью своей тяжесть государственности, нельзя не прислушиваться к вечным заветам. Мы хорошо знаем, что эта святыня народная — Родина — принадлежит не нам только, живым, но всему племени. Мы — всего лишь третья часть нации, притом наименьшая. Другая необъятная треть — в земле, третья — в небе, и так как те нравственно столь же живы, как и мы, то кворум всех решений принадлежит скорее им, а не нам. Мы лишь делегаты, так сказать, бывших и будущих людей, мы — их оживленное сознание, — следовательно, не наш эгоизм должен руководить нашей совестью, а нравственное благо всего племени.

Читайте также: