Революционная идеология и революционное движение в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

- историческое развитие России должно идти и идет по-своему, отличному от стран Европы, пути.
- для России не характерно и неприемлемо такое явление, как капитализм.
- самодержавие не имеет социальной основы в русском обществе.
- в своем развитии Россия движется к социализму, минуя стадию капитализма.
- ячейка будущего социалистического общества не семья, а община.
- крестьянскими массами должна руководить организация профессиональных революционеров.
- крестьянство, в массе своей, уже готово к тому, чтобы воспринять и откликнуться на социалистические идеи.
- революция – единственно верный способ социальных изменений.

Истоки и причины возникновения. Социальная база.

Цели движения.

Целью народничества как общественно-политического движения было полное переустройство общества на основе социалистических принципов.

Течения в народничестве.

Пропагандистское направление. Его идеологи - П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский. Основной постулат – социальная революция должна готовиться постоянной пропагандой интеллигенции среди народа. Неприемлемость насильственного пути переустройства.

Бунтарское или анархическое течение. Его главным идеологом был М. А. Бакунин. В основе этого направления – отрицание государства как такого и замена его обществами на принципе автономии. Путь достижения цели – через революцию, бунт и восстания. Череда мелких бунтов и восстаний готовит собой большой революционный взрыв.

Социально-революционное или заговорщицкое. Лидер – П. Н. Ткачев. Приверженцы этого течения полагали, что не просвещение должно готовить революцию, а, наоборот, – революция должна дать народу просвещение, равенство и братство. Поэтому не стоит тратить время на просвещение, а создав тайную, дисциплинированную организацию профессиональных революционеров захватить власть. В отличие от анархизма Бакунина, Ткачев выступал за сильное государство, способное превратит страну в большую коммуну.

Деятельность народников.

Первые нелегальные и полулегальные кружки народников появились еще в 1850 годы. Уже тогда они разделялись на пропагандистские и заговорщицкие.

Значение народничества.

Идеология народничества оказала огромное влияние на общественную жизнь России второй половины XIX века. Прямыми наследниками этой идеологи были социалисты-революционеры – одна из ведущих сил русских революций. Вовлечение в общественную жизнь большого числа молодежи, практика общественной жизни и политической борьбы – тоже заслуга народничества. Народничество – это общественная инициатива снизу, заставившая власть считаться с мнением, пусть пока небольшой, части общества. Пожалуй, это главное идеологическое значение народничества 19 века в России.


После отмены крепостного права в 1861 году наряду с либеральными и консервативными идеями наблюдался рост и революционного движения. Стоит отметить, что у него были свои идейные вдохновители, которые считали путь царских реформ медленным и бесполезным. Кратко о зарождении революционного народничества и его идеологии говорим в этой статье.

Зарождение революционного народничества и его идеология

Портрет Герцена

Рис. 1. Портрет Герцена.

Портрет Чернышевского

Рис. 2. Портрет Чернышевского.

Именно народники стали главными реакционерами в государстве, став сторонниками более радикальных мер, чем чернопередельцы. В конечном итоге было сформировано три различных направления.

которые читают вместе с этой





Линии сравнения

Течения в народничестве

Название

Идеолог

Цель

Социалистический переворот с опорой на крестьянство

Главная движущая сила

Методы борьбы

Стихийный народный бунт

Вооруженный переворот, заговор

М. А. Бакунин

Рис. 3. М. А. Бакунин.

Ткачев же считал, что крестьяне не смогут встать на революционный путь. Этот переворот в государственном управлении должна взять на себя интеллигенция. Это должна быть малая группа людей, хорошо подготовленная и прошедшая строгий отбор. Ткачев считал невозможным крушение государственных устоев в входе революционной борьбы, но должна быть изменена система старых укладов.

Что мы узнали?

Идеи Герцена и Чернышевского были основой, которую развили Бакунин, Лавров и Ткачев. Революционное общество росло и готовило Россию к погружению в революционную борьбу.

Общая характеристика исторической ситуации 60-х годов XIX века в России

На рубеже 50-60-х гг. XIX века кризис феодально-крепостнической системы в Российской империи достиг кульминации. Крепостное право сдерживало развитие капиталистического уклада в промышленности и консервировало на низком уровне организацию сельского хозяйства. Стремительно росли не только недоимки крестьянских хозяйств, но и помещичьи долги кредитным учреждениям. Устаревшие рамки производственных отношений уже вступили в противоречие с развитием производительных сил, что демонстрировало наличие революционной ситуации в России, вызвавшей немалое беспокойство в Петербурге.

Так, революция из области представлений начала перемещаться в практическую плоскость.

Понятие и идеология революционного движения

В истории человечества нередки взрывы народного негодования (восстания, бунты, мятежи, крестьянские войны), вызванные нарушениями сложившихся общественных представлений о справедливости в самых разных её проявлениях. Эти массовые выступления в историографии определяются как народные движения. В отличие от народного движения революционное движение представляет собой социальный процесс, имеющий целью полную смену господствующей системы социально-экономических, политических и духовных ценностей.

Причины развития российского революционного движения в 60-е годы XIX века

После великой крестьянской реформы 1861 года революционная ситуация в России стала менее острой. Поэтому революционное движение попало в новые условия:

Главное – сохранилась старая самодержавная система, с привилегированным дворянством, полицейским произволом и отсутствием элементарных демократических прав и свобод граждан.

Центральная проблема общественной жизни страны – аграрно-крестьянский вопрос оставался по-прежнему нерешённым.

Существующие социальные противоречия между помещиками и крестьянами дополнились антагонизмами между капиталистами и пролетариатом, дворянством и буржуазией и т. д.

Колебания правительственного курса от либерализма к репрессиям и незавершённость реформ усиливали активность революционного движения.

Цели и задачи

Революционное движение 60-х годов в России XIX века, в силу фундаментальной политической недоразвитости имело ограниченные цели:

  1. Свершение крестьянской революции для ликвидации феодализма в России.
  2. Совершенствуя крестьянскую общину перейти к социализму, минуя стадию капитализма.

Задачами революционеров стали:

  1. Формулировка конкретных теоретических положений и практических шагов будущей революции.
  2. Создание революционных организаций.
  3. Координация действий с возможными союзниками (польскими повстанцами).

Движущие силы

Революционные организации

Ещё в 50-х годах возникли два центра русского революционно-демократического движения:

  • заграничный (эмигрантский) во главе с А. И. Герценом, занимал умеренную позицию революционной пропаганды;
  • внутренний российский центр представляли Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев (нигилизм).

Накануне Великой крестьянской реформы умеренные либералы отмежёвались от радикальных революционеров.

Пропагандистские методы борьбы использовали образованные в 60-е годы организации


Главной задачей, стоящей перед властью и обществом в середине XIX столетия, было решение крестьянского вопроса. В среде интеллигенции предлагалась масса проектов дальнейшего развития страны, и все они первостепенной целью определяли отмену крепостного права.

О своем видении решения проблемы первым заговорил А. Герцен, который предложил теорию общинного социализма. Он считал, что социализм в России появится на базе крестьянской общины. Его главный сторонник Н. Чернышевский доработал эту концепцию и считал, что община – это только переходный этап к коллективной форме производства и потребления.

Идеи общинного социализма легли в основу идеологии народничества:

– Россия должна идти по своему пути.

– Капитализм чужд развитию России.

– Русское общество не содержит социальной основы для самодержавия.

– Россия придет к социализму, не проходя период капитализма.

– Новое социалистическое общество будет опираться не на семью, а на общину.

– Крестьянством должны руководить профессиональные революционеры.

– Крестьяне уже созрели до социалистических идей.

– Только революция способна провести социальные идеи.

Идеи общинного социализма совпадали с мыслями разночинной интеллигенции. Крестьянская реформа 1861 года так и не решила многих вопросов, что все более подталкивало к активным действиям. Еще одним поводом для недовольства стало введение платы за получение высшего образования, из-за чего в университетах не могло учиться большинство разночинной молодежи. Вот они и стали главной социальной опорой народничества в XIX веке.

Идеология революционного народничества

У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

Линии сравнения

Течения в народничестве

Название

Идеолог

Цель

Социалистический переворот с опорой на крестьянство

Главная движущая сила

Методы борьбы

Стихийный народный бунт

Вооруженный переворот, заговор

Течения в народничестве

Что мы узнали?

Из статьи по истории для 8 класса мы узнали, что возникающие все новые революционные кружки вели Россию к все более обостряющемуся противостоянию между полицейским аппаратом и народовольцами, к постоянным покушениям на императора и обострению вооруженной борьбы против государственного аппарата.

Революционное народничество

Деятельность народников



Рис. 4. Покушение Соловьева (Источник)

Историография народничества

Первоначально в дореволюционной исторической науке сложилась охранительная или государственническаяконцепция народничества (С. Татищев), которая совершенно справедливо расценивала террористическую деятельность революционных народников как вереницу бессмысленных злодеяний.

Затем в пику охранительной концепции сложилась либеральная концепция народничества, представители которой (А. Корнилов), всячески приукрашивали деятельность народников как мирных деятелей либерального толка, терроризм которых они считали вынужденной мерой, и возлагали ответственность за конфронтацию и политический террор на царское правительство.

Список литературы

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 20096
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

Читайте также: