Взаимоотношения с хазарским каганатом и византией кратко

Обновлено: 02.07.2024

Государство древних хазар или Хазарский каганат – одно из самых дискуссионных государств раннего Средневековья на территории Евразии. Несмотря на значительное влияние и большую территорию, источников по истории хазар не так уж много, а самое главное – среди них крайне мало внутренних литературно-исторических памятников, то есть таких, которые бы написали сами хазары. В новейшее время это послужило поводом для многих любителей истории сомневаться в том, что Хазарский каганат вообще существовал, а не был выдуман позднейшими летописцами. Откуда же всё-таки мы черпаем информацию о загадочном народе и можно ли доверять этим свидетельствам?

Место византийских источников в историографии Хазарии

Письменных источников, посвящённых описанию хазар, их истории, облику, войску и отношениям с другими народами, до обидного мало. Например, из славянских источников о хазарах упоминает лишь "Повесть временных лет", куда оно было вставлено в виде позднейших включений, заимствованных из других памятников.

Наиболее полно Хазария была описана в трудах арабских историков и византийских летописцев. При этом любопытен тот факт, что и Хазарский каганат, и Византия, и Арабский халифат были политическими и военными соперниками, которые периодически враждовали друг с другом. При этом с точки зрения геополитики и хазары, и византийцы находились "по одну сторону баррикад", и часто прямо или косвенно помогали друг другу против мусульманских завоеваний. Однако это не исключало взаимных претензий - представители двух соседствующих империй частенько ходили друг на друга войной, хотя серьёзным вторжением эти кампании не заканчивались ни разу с обеих сторон.

Что византийцы сообщали о хазарах

Сведения о Хазарском каганате появляются в византийских летописях только в IX веке – причиной тому был не только упадок страны, но и забвение историографии, из-за которого в VII - VIII веках почти отсутствуют внутренние источники.

А вот в хрониках Феофана исповедника и патриарха Никифора уже есть описание того, как хазары соседствовали с владениями Константинополя на Крымском полуострове. Примечателен тот факт, что именно к ним обратился опальный император Юстиниан II, когда оказался в ссылке в Херсонесе. Хазары заступились за него, как оказалось, напрасно – после возвращения на престол неблагодарный император отплатил бывшим союзникам тем, что выгнал из Херсонеса хазарского наместника – тудуна.

Впрочем, у обеих империй всё же было больше общего, чем спорного. Существует версия, согласно которой в VIII - IX веках Хазария принимала на себя удары арабов, тем самым оттягивая часть их сил, в то время как Византия меньше подвергалась нападениям.

Наиболее подробные сведения о Хазарском каганате содержатся в трактате Константина Багрянородного "Об управлении государством". Он сообщает о системе двоевластия у соседа, когда каган – потомственный правитель и числа родовой знати – делил власть с беком, на котором лежала административная и внутриполитическая деятельность. Из современных систем правления это можно сравнить с парламентско-президентской республикой или ещё лучше – с парламентской монархией.

Следующим исследованием в данной главе являлось Хазарское государство на рубеже VIII—IX вв. и новый этап характера византийско-хазарских отношений. Прежде всего необходимо отметить, что с начала 80-х годов VIII в. прежние длительные союзнические отношения между Византийской империей и Хазарским государством разрываются, что было обусловлено некоторыми важными изменениями, произошедшими внутри Тюркско-хазарского государства. Окончательный разрыв союзнических отношений с Византией произошёл на рубеже VIII—IX вв. (в 780-х гг.) и сменился на враждебные, и до конца своего существования Хазарский каганат жестко противостоял Константинополю. Что же произошло? Наши исследования выявили следующие причины. В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что территорию Каганата, как было сказано выше, населяли народы, исповедовавшие разные религии — в основном язычество и христианство. В начале VIII в. (712 или 720 гг.) в Хазарию вместе с хорезмийцами эмигрировали из Хорезма и часть иудеев, которые исповедовали иудаизм, а около 764 (или 780) года эта религия стала в Хазарском каганате государственной. При этом надо подчеркнуть, что процесс перехода к новой религии в Хазарии шёл постепенно и мирным путём.

Гвардия должна была, прежде всего, охранять правительство и город-столицу Итиль. А военные внешние операции с возвышающейся Русью и другими непокорными народами проводились с помощью болгарских, аланских и других войск, подданных Хазарскому каганату. На пограничьи Каганата и Руси находился военно-хозяйственный лагерь с узловыми мощными крепостями по линии, в которых жили иудейские военачальники, а вокруг в землянках со своими семьями воины, зависимые от Каганата [18, 51, 54, 169].

К моменту возникновения средневековой Руси Хазарский каганат доминировал на территории Восточной Европы в военно-политическом отношении. В силу этого, одним из главных объектов русско-хазарского соперничества стали земли, населенные южной половиной восточнославянских племен.

К моменту возникновения средневековой Руси Хазарский каганат доминировал на территории Восточной Европы в военно-политическом отношении. В силу этого, одним из главных объектов русско-хазарского соперничества стали земли, населенные южной половиной восточнославянских племен.

Сам Олег, вопреки Пушкину, с хазарами никогда не воевал. Однако, к концу периода его правления, (согласно летописным датировкам), относится набег русов на мусульманские страны Прикаспия через территорию Хазарского каганата в 912/13. На обратном пути войска русов с добычей были уничтожены мусульманской гвардией хазарского царя. Причем сделано это было по инициативе самих мусульман, желавших отомстить русам за бедствия единоверцев. Царь Хазарии, предупредил русов об опасности, но не смог пойти против воли влиятельной мусульманской общины Итиля.

Определенная тенденция просматривается в последовательности походов Руси против Византии на Черном море и на Каспий. Первое появление русов у берегов византийской столицы в 860 г. ненадолго предшествовало нападению на город и порт Абаскун, расположенный на Иранском побережье Каспийского моря в правление табаристанского эмира ал-Хасана ибн Зайда (864 – 884 гг.). Набег русов на Ширван имел место вскоре после похода Олега на Константинополь. По сведениям ал-Масуди это случилось после 300 г.х. (912 г.). Затем, в конце правления византийского императора Романа Лакапина (920 – 944 гг.) состоялось первое известное по письменным источникам военное столкновение хазар и напавших на них русов под предводительством некоего Х-л-гу – тезки Олега. Х-л-гу, попытался захватить С-м-к-р-ц – центр хазарских владений на Таманском полуострове. Но был отбит и вынужден был, по словам Кембриджского Анонима, оставить Хазарию и уйти в Персию. Самое интересное в этой информации, то в тоже самое время состоялись поход Игоря на греков (941 г.) и набег русов на азербайджанский город Берда’а (943 – 944 гг.).

Окончательный разгром Хазарии Святославом (964 – 965 гг. по летописным датировкам), наоборот, предшествовал новому появлению Руси на Дунае (969 – 971 гг.). Эта же информация подтверждается наблюдениями ибн Хаукаля, согласно которым, разгромив Хазарию, русы ушли в Рум и ал-Андалус. Новое появление русов на Каспии в 987 г. также хронологически почти совпадает с летописной датировкой похода Владимира Святославича против Херсона (988 г.).

В историографии нет общепризнанного объяснения феномена приблизительного хронологического соответствия датировок военно-политической активности русов на Каспии и на Черном Море в IX – Х вв. Предположение А.Н. Сахарова о том, что Русь действовала исходя из гипотетических тайных соглашений с Византией, выполняя союзнические обязательства против мусульман, а Хазария также имела в этом свой особый интерес, едва ли может быть принято. Возможность существования таких секретных соглашений к русско-византийскому договору 912 г. в силу отсутствия источников вряд ли когда либо можно будет обосновать.

Также нелегко говорить о реальности союза Хазарии с русами, как это предполагает И.Г. Коновалова. В начале X в. отношения Руси и хазар, испорченные присвоением дани со славянских племен Олегом, были далеки от идиллии. Можно лишь предполагать, что русы и хазары могли иметь какие-то общие интересы, хотя бы из-за того, что для успешного похода на Каспий Руси требовалось согласия хазар на прохождение ее кораблей через дельту Волги.

В VII в. между Хазарией и Византией еще не существовало той прочной связи, основанной на единстве политических интересов, какая установилась в VIII в. Наоборот, молодая Хазарская держава представляла для Византии в то время опасного врага. Она быстро овладела теми областями Причерноморья, которые издавна находились в сфере византийского влияния или даже входили в состав империи.

В отличие от Восточного Крыма и Таманского полуострова, где лишь немногие поселения продолжали существовать и после гуннского погрома, Южный Крым в VI в. переживал пору своего расцвета. Политическим и экономическим центром здесь был Херсон, тесно связанный с земледельческим населением горного Крыма и игравший важную роль в торговле с кочевниками. Византия прилагала немало усилий для того, чтобы держать Крым в своей власти. Юстиниан I превратил Херсон в сильную крепость — старые стены города были утолщены и надстроены, вновь возведена прибрежная линия стен. На юж«ом берегу Крыма были сооружены две новые крепости—Алуста и Гурзувиты. На подступах к Херсону через горный Крым воздвигнута целая система мощных укреплений: Сюрень, Эски-Кермен, Мангуп (Дорос), Инкерман (Каламита), Чуфут-Кале и др.1 Много внимания уделялось распространению христианства среди местного населения как лучшей форме идеологического закрепления влияния и власти империи. В связи с этим много усилий вкладывалось в строительство храмов как в самом Херсоне, так и его области. Большие базилики с мраморными архитектурными деталями обнаружены в Мангупе, Эски-Кермене, Чу-фут-Кале, Партените2. В Херсоне вдоль всего морского берега и в центре города открыто раскопками много богато отделанных церквей; каждый квартал имел свой храм. Сам город был благоустроен: имел дворец, бани, по крайней мере два рынка, канализацию и водопровод. Всюду господствовали византийские формы3.

Местное население Крыма, по-видимому, состоявшее преимущественно из готов и алан, еще недостаточно изучено. Некоторое представление о его культуре дают могильники типа Суук-Су (возле Гурзуфа), обнаруженные во многих местах юго-западного Крыма4. Здесь, среди прочего погребального инвентаря, находятся так называемые пальчатые фибулы, пряжки с инкрустацией камнями и цветными стеклами и другие вещи местной художественной традиции, восходящей к формам,

созданным в предшествующий период в мастерских Боспора, и не имеющие ничего общего с Византией. Они свидетельствуют, что, несмотря на сильное воздействие Византии, местная культура оставалась самобытной, родственной с культурой варварского мира, в особенности с Поднепровьем, где того же типа вещи получают широкое распространение.

Кратковременное тюркютское завоевание в 576-581гг. не вызвало существенных изменений в жизни Крыма. Незыблемыми оставались позиции Византии в Крыму и в период существования Болгарского царства Кубрата. Катастрофа разразилась с появлением хазар, которые не ограничились подчинением болгар, но стали теснить и Византию. Археологические наблюдения, произведенные при раскопках ряда раннесредневековых поселений не только в Крыму, но и на Таманском полуострове, показывают, что многие из них к VII в. прекратили свое существование. В Эски-Кермене и в Мангупе к этому времени относятся разрушения таких монументальных построек, как стены и храмы 5. К сожалению, археологические исследования пока что не дали точных дат этих разрушений, но, к счастью, об этом имеются данные другого порядка.

В 695г. в Херсон был сослан свергнутый с престола византийский император Юстиниан II9. Кроме престола, он потерял еще и нос, отрезанный у него по распоряжению его счастливого соперника Леонтия. Однако это не лишило Юстиниана надежды вновь вернуть себе трон. Деятельность, которую он развил в ссылке, возбудила опасения среди херсонцев. Они не сочувствовали намерениям экс-императора и помышляли о выдаче его византийскому правительству императора Апсимара-Тиверия, в 698г. ставшего на место свергнутого в свою очередь Леонтия. Предупрежденный об опасности, Юстиниан бежал в горную крепость Дори в Крымской Готии, в то время находившейся под протекторатом хазар. Оттуда он обратился к хазарскому кагану и получил разрешение явиться к нему. Каган, имя которого в греческой передаче было Ибузир Гляван, любезно встретил Юстиниана, по-видимому, обещал ему помощь и выдал за него замуж свою сестру, названную при крещении Феодорой. С разрешения кагана Юстиниан поселился в находившемся во власти хазар городе кубанских болгар Фанагории на Таманском полуострове. Этот город был наиболее удобным для экс-императора, чтобы следить за событиями в Византии и поддерживать связи с его довольно многочисленными, как показали дальнейшие события, сторонниками в Константинополе.

Когда в Византии стало известно о сближении Юстиниана с хазарским каганом, Апсимар отправил к последнему посольство с просьбой выдать соперника живым или мертвым и с обещанием щедрого вознаграждения за эту услугу. Прельстился ли каган обещаниями или он не верил в успех замыслов Юстиниана, но он, по данным нашего источника, согласился исполнить желание Апсимара и под видом охраны Юстиниана от умыслов византийского императора окружил его хазарской стражей. Личному представителю кагана Папацию и архонту (правителю) Боспора Болгицию было приказано убить Юстиниана по первому знаку. Об намерениях кагана стало известно Феодоре, которая и предупредила мужа об угрожающей опасности. Юстиниан, пригласив к себе Папация и правителя Боспора, приказал задушить их, а затем, отослав жену к ее брату, с несколькими приближенными бежал на рыбачьем судне из Хазарии в Дунайскую Болгарию.

Через 5 лет после своего возвращения на трон Юстиниан снарядил большой флот против того города, в котором он был в ссылке. Византийский хронист объясняет эту экспедицию желанием Юстиниана отомстить херсонцам за обиды, которые они ему причинили. Едва ли, однако, жестокий император стал бы так долго медлить с возмездием своим врагам. Этот поход был вызван тем, что опасавшиеся мести Юстиниана херсонцы отложились от империи и организовали ранее не существовавшее местное самоуправление во главе с протополитом (первенствующим). Вместе с тем херсонцы отдались под протекторат Хазарии, в связи с чем в городе появился хазарский тудун (наместник), в обязанности которого входил контроль за местным управлением и исправным поступлением соответствующих налогов. Из приказа командующему экспедицией видно, что Юстиниан преследовал еще более широкие задачи - возвратить Византии не только Херсон, но и Боспор и другие бывшие византийские владения в Крыму.

В самом Херсоне вспыхнуло восстание против Юстиниана; во главе его встал сосланный сюда знатный армянин Вардан, которого еще Апсимар заподозрил в намерении захватить трон византийских императоров и выслал на остров Кефалонию, откуда Юстиниан перевел его в Херсон. К восстанию примкнул и спафарий Илья, назначенный Юстинианом правителем Херсона.

Узнав об этом, Юстиниан направил в Херсон патрикия Георгия, епарха Иоанна и турмарха фракийских войск Христофора с отрядом в 300 воинов с поручением восстановить в городе прежнее положение, вернуть хазарского тудуна и главу херсонского самоуправления протополита Зоила и отозвать назначенного туда византийского правителя, вышеупомянутого спафария Илью. Юстиниан пытался таким образом ликвидировать последствия своей опрометчивости и путем восстановления того положения, которое было в Херсоне до его возвращения Византией, погасить очаг опасного для трона возмущения.

Во всех этих событиях роль хазар была, по-видимому, более значительной, чем это указано хронистами,6. Подчинение Херсона хазарам произошло без нажима со стороны последних и было результатом доброй воли самих херсонцев, продиктованной опасениями мести со стороны Юстиниана. Заговор Вардана, нашедший благоприятную почву для развития среди возмущенных жестокой расправой херсонцев, мог созреть только при содействии хазар. Однако восставшие против Юстиниана херсонцы не отдались снова под власть хазар, а отправили возвращенного из Константинополя тудуна вместе с придерживавшимся хазарской ориентации протополитом к кагану. Экономически и культурно Херсон был слишком тесно связан с Византией, чтобы согласиться на окончательный разрыв с империей, если в этом не было острой необходимости. Замечательно, что на этот раз восстание с самого начала развертывалось не как событие узкого местного значения, а с целью общегосударственного переворота. Особо следует подчеркнуть, что и хазары не воспользовались тяжелым положением, в котором оказался Херсон, для того, чтобы силой подчинить его своей власти, а наоборот, поддержали его в борьбе с центральным правительством. Они учли предшествующий опыт, когда в результате перехода Херсона в их руки возник острый конфликт с Юстинианом, лишь в силу случайных обстоятельств не вылившийся в хазаро-византийскую войну. Теперь они, поддерживая Вардана, не хотели новых осложнений и ради союза и дружбы с Византией не претендовали на Херсон.

Юстиниан отправил против Херсона большое войско под начальством патрикия Маврикия с задачей полностью уничтожить город и его жителей. Прибыв на кораблях, оно осадило мятежный город и успело разбить осадными орудиями две городские башни, расположенные со стороны моря 17. Подоспевшие на выручку крупные силы хазар заставили прекратить осаду. По-видимому, еще до осады Вардан бежал из Херсона к хазарскому кагану, который признал его императором. Снявшие осаду византийские войска были не в состоянии выполнить приказ императора и боялись возвратиться в Константинополь. Им ничего не оставалось как отложиться от Юстиниана и примкнуть к Вардану. Они вступили в переговоры с новым императором и принесли ему присягу. Получив крупный залог от византийского войска, обеспечивающий безопасность Вардана, названного при провозглашении императором Филиппом, каган отпустил его, и он во главе флота быстро переправился в Константинополь и захватил власть. Юстиниану отрубили голову, а его сына от хазарской царевны, Тиверия, зарезали, вытащив из церкви, куда его спрятала в тщетной надежде на спасение бабушка, мать Юстиниана. Так погиб в 711г. последний из династии Ираклия, правившей Византией более 100 лет.

Что выиграли от своего участия в деле низвержения Юстиниана хазары? Они обеспечили за собою прочный, долговременный союз с Византией, договорились о совместных действиях против общего врага - арабов - и о разделе сфер влияния в Закавказье. Это было главное, в чем обе стороны были заинтересованы в одинаковой степени и ради чего они были готовы на серьезные взаимные уступки. Арабы в это время развивали особенно широкую экспансию на востоке и западе: они теснят Византию, отбирая у нее одну провинцию за другой, они захватывают Закавказье и вырывают, можно сказать, изо рта Хазарии такой лакомый кусок, каким была Албания. Восстановление традиционного союза между Византией и Тюркютским каганатом, который теперь представляла Хазария, как его осколок и продолжение, было необходимо для обеих сторон, и перед лицом этой необходимости Византия и Хазария уладили свои крымские противоречия путем восстановления status quo. Херсон возвратился во власть Византийской империи, тогда как вся остальная часть полуострова, включая Готию, осталась в подчинении у хазар.

В первый и последний раз Херсон оказался в центре политических событий Византийской империи, но коль скоро они закончились, он вновь вернулся к положению отдаленного захолустья, места ссылки опальных вельмож, да пункта, через который Византия осуществляла свои политические и экономические связи с варварами Северного Причерноморья.

Читайте также: