Ранение болконского в бородинском сражении кратко

Обновлено: 07.07.2024

Описание героя

Происхождение, внешность, характер

Предками князя Андрея Болконского были представители высшей аристократии из старинного, знатного рода дворян. О его матери ничего не известно, возможно, она умерла, когда дети были еще маленькими. Воспитанием Андрея и его сестры Марьи занимался отец – довольно жесткий человек с упрямым характером. Отношения с отцом у Андрея были напряженными с самого детства. По мере взросления он уже не предпринимал попыток сблизиться со своим суровым родителем, потому что все так же натыкался на черствость и непонимание. С сестрой же у него сложились самые теплые отношения. Андрей жалел Марью, которая всю свою жизнь посвящала служению капризному графу Болконскому.

Болконский производил впечатление человека, наделенного незаурядным умом, который привык постоянно анализировать как внешние события, так и душевные переживания. Его стремление к государственной деятельности обусловлено не только личным тщеславием, но и стремлением принести пользу обществу, служить на благо своего народа и отчизны. Его можно назвать кристально честным, но немного запутавшимся патриотом, который не перестает искать смысл жизни и ответы на мучившие его вопросы.

Аустерлицкое сражение

В армии Болконский назначается на должность адъютанта Кутузова. Понимая всю важность грядущего Аустерлицкого сражения, он грезит о славе, но не исключает и собственной гибели. В самый критический момент, когда под давлением наступающих французов началось смятение в русских войсках, готовых к отступлению, Андрей поднимает с земли упавшее знамя и разворачивает солдат в атаку.

Встреча с французским императором

Андрей попадает в плен, где снова встречается с Наполеоном. Видимо, мужество русского офицера оставило в душе Бонопарта какое-то одному ему понятное чувство. По его приказу Болконский переводится в госпиталь, а потом и вовсе отпускается на свободу. Андрей должен быть благодарен своему кумиру, но воспоминание о его цинизме на поле Аустерлицкого сражения в прах развеивает его священный трепет перед этим самовлюбленным тираном.

Вернувшись в имение, Андрей застает умирающую жену. Даже родившийся сын Николенька не может предотвратить все больше овладевающую им депрессию. Болконский решает, что со службой покончено, и воевать он больше не пойдет. Он принимает решение всю свою жизнь посвятить семье и воспитанию ребенка. Встреча с Пьером окончательно убеждает его в том, что он делает правильный выбор.

Две встречи с дубом

Природа в романе Толстого играет роль не только красивого фона. Встречаются эпизоды, где она помогает лучше понять состояние героя, подталкивая его к осознанию своего пути и места в жизни. Так было и в жизни Андрея Болконского, которому довелось дважды, в разные периоды проезжать мимо старого, векового дуба.

Отношения с Наташей Ростовой

Решивший покончить с военной карьерой, Андрей, чтобы развеять набегавшую временами хандру, отправляется к Ростовым в Отрадное. Там он впервые видит Наташу, – девочку, которая умеет просто радоваться тому, что живет, что на чистом небе светит солнце и что рядом близкие и родные люди. Андрей, отвыкший от такой естественной непосредственности, любуется этой, ни на кого не похожей девушкой и еще не знает, что она навсегда изменит его судьбу.

Следующая встреча на первом балу Наташи положила начало их отношениям. Красивый, статный офицер кружил в центре сверкающего зала хрупкую и нежную партнершу, которая светилась таким неподдельным счастьем, что вызывала восхищение у всего московского бомонда.

Молодые люди начали встречаться и все больше понимали, что их объединяет нечто большее, чем взаимная симпатия. И для Наташи, и для Андрея было свойственно доброжелательное отношение к миру и окружающим, оба были равнодушны к светским шаблонам и условностям. Отношения развивались, и Наташа уже видела в Болконском своего мужа. Все шло к тому, чтобы объявить о дате предстоящей помолвки.

Старый князь Болконский неодобрительно отнесся к выбору сына. Он считал его невесту слишком юной и неопытной и не мог доверить ей воспитание своего внука. Таим образом, несмотря на объявленную помолвку, свадьба была отложена на год.

Война 1812 года и смерть Болконского

В ходе Бородинского сражения князь Болконский получает смертельное ранение в живот. По воле случая он попадает к Ростовым и на одной из их подвод, вместе с другими ранеными покидает Москву. Встреча с Наташей в очередной раз переворачивает жизнь Андрея. Оба понимают, что уже никогда не будут вместе, но чувствуют и другое – то, как они дороги друг другу. До последнего вздоха Болконского Наташа самоотверженно ухаживает за ним, мысленно вымаливая прощение у этого человека.

Андрей прощает и своего соперника Анатоля, и свою возлюбленную Наташу Ростову. Его ненависть остается в прошлом, поэтому он, прощая весь мир, обретает гармонию с самим собой. Преодолевая свой ужас перед смертью, он понимает, что, покидая жизнь, открывает для себя нечто новое, незнакомое и великое. С этой же, земной жизнью, связь Андрея с каждой минутой становится все слабее и слабее. Все беды, проблемы, желания, которые так тяготили его, отходят куда-то на последний план, становятся ничтожными перед лицом того таинственного, что ждет его впереди.

Роль героя в произведении

Несмотря на стремление к славе, Андрей Болконский остается величайшим героем русской литературы, истинным патриотом Отечества, забота о котором является его долгом. На примере двух главных персонажей – Пьера и Андрея Толстой показывает, что, несмотря на разные пути, оба они являются лучшими представителями высшего общества. Поиски смысла жизни подводят их к одинаковому пониманию – этот смысл состоит в единении с народом, в абсолютной любви к этому народу.

Развитие героя по мере сюжета

Изначально этому герою, по замыслу Толстого, была отведена довольно скромная роль. Тщеславный индивидуалист должен был слиться с основной массой и пасть на поле брани. Но в процессе работы над романом автор заставил своего персонажа пройти огромный путь эволюции.

В сражении под Аустерлицем Болконский переполнен жаждой совершения подвига. Он понимает, что ему предоставляется уникальный шанс. Он берет знамя, представляя себе, что этим поступком спасает русское войско. Но внезапное ранение обрывает его честолюбивые мечты. Величайшее небо, открывшееся герою, приводит его к пониманию, что в сравнении с настоящей жизнью все эти военные баталии ничтожны и бессмысленны. Он возвращается в имение и решает посвятить себя семье.

Под влиянием череды событий – ранения, последующего плена и смерти жены Андрей впадает в глубокую депрессию. В это время происходит его первая встреча с дубом, которая наталкивает героя на мысль, что жизнь для него кончена. Постепенное возрождение к жизни происходит после встречи с Наташей в Отрадном. Болконским овладевает жажда государственной деятельности. Но общение с видным деятелем того времени Сперанским обнажает всю фальшь бюрократического аппарата, и он снова испытывает разочарование.

Отношение автора к герою

Лев Николаевич Толстой характеризуется тем, что почти всегда выражает определенное отношение к своим героям. Возможно, это связано с тем, что писатель очень четко разграничивает понятия добра и зла, что помогает лучше понять поступки его персонажей.

Болконский близок автору хотя бы потому, что свое жизненное предназначение он связывает со служением народу. Он заботится о крестьянах и даже предоставляет некоторым из них свободу, наделив землей. Остальным заменяет барщину оброком. Это качество близости к народу было очень ценно для самого Толстого, совпадающего взглядами со своим героем.

Свое положительное отношение к Болконскому Толстой проявляет и в том, что изображает его, как лучшего представителя аристократии. Он наделяет этот образ замечательными чертами дворянина-патриота, готового отдать жизнь за Отчизну. Толстой прекращает путь его исканий геройской гибелью во имя спасения родины.

Даже смерть героя связана с мировоззренческой философией самого Толстого. В границах романа писатель возвышает земную любовь со всеми ее ошибками над христианской. В этом заключено противоречие духовных ценностей Андрея, которые так и остались для него до конца не постижимыми. Продолжить поиски этой истины предстоит его лучшему другу Пьеру Безухову.

Прототипы

В свое время поисками прототипов Андрея Болконского занимался краевед Николай Фролов. По его мнению, прообразами князя могли быть два человека. Один из них – молодой офицер гвардейского полка Петр Михайлович Волконский, возглавивший в Аустерлицком сражении атаку резервного батальона.

Вторым прототипом он называл князя Дмитрия Николаевича Голицына. Во время войны с Наполеоном этот офицер гусарского полка получил тяжелое ранение в бою под Бородино. Он умер в 1812 году, будучи ровесником главного героя.

Много совпадений в биографиях прослеживается и с генералом-лейтенантом Николаем Тучковым. Он также был смертельно ранен в Бородинском сражении и после долгих мучений скончался в Ярославле.

Экранизации героя

Полк, которым командовал Болконский стоял в резерве, но под непрерывным обстрелом.
Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня
был направлен усиленно-сосредоточенный огонь из нескольких сот
неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял
здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой
стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области
дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым
свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы
давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты
перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из
полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный,
ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой,
заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было.
Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды
смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались.
Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и
показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему
нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого
солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от
созерцания ужаса того положения, в котором они были.
Когда граната, брошенная неприятелем, вертится в нескольких шагах от него и смерть
видится со всей ясностью, он помнит о том. что на него смотрят,
что он должен показывать пример. Он не падает на землю, хотя
это могло спасти его от смерти, а стоит как стояло в Бородине
всё русское войско, потеряв половину своего состава.
Князь Андрей получает смертельное ранение.
Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы.

В военных делах необходимо терпение и время. Болконский понимает, что Кутузов знает о неизбежном ходе событий, который сильнее его воли. Главное, думает князь, что Кутузов — русский.

На Можайской дороге Безухов видит русских солдат, мужиков-ополченцев. Он удивляется, как могут эти люди, которые завтра, быть может, умрут, думать о чем-то, кроме смерти. Пьер видит крестный ход: все солдаты и офицеры бегут к иконе Богородицы. Кутузов опускается на колени и прикладывается к иконе, за ним то же делают солдаты.

Накануне сражения Пьер видится с Андреем Болконским. Безухов говорит о расположении русских войск, о том, что война подобна шахматной игре. Но князь Андрей замечает, что в шахматной партии есть время думать и все видно, в отличие от сражения. Все зависит не от диспозиции, а от духа войска.

Наполеон составляет диспозицию сражения, однако ничего из нее исполнено не было. Накануне сражения Наполеон говорит, что шахматы поставлены и игра начинается.

Бородинское сражение

Начало сражения Пьер видит с высоты кургана. Он поражен красотой зрелища: ее составляют звуки пушек, дым от выстрелов, который соединяется с туманом и по которому блестит утренний свет. Затем Безухов оказывается на батарее Раевского. Здесь он видит героизм русских солдат: они принимают Пьера в свою семью, так как у него доброе лицо и он не проявляет страха.

Граф замечает, как во время сражения на лицах солдат разгорается огонь: так выражается их готовность стоять за свою землю насмерть. Батарею обстреливают страшно, остается мало снарядов. Пьер бежит за ними, но ящик взрывается. Безухов видит на батарее французов, затем начинают наступать русские и прогоняют их. Пьер видит много убитых русских солдат. Он думает, что люди должны ужаснуться тому, что они сделали.

Наполеон во время сражения чувствует себя бессильным что-либо изменить. Он понимает, что сражение идет не так, как всегда, когда ему сопутствовал успех. Он первый раз в жизни представил собственную погибель.

Кутузов в своей ставке спокоен. То, что происходит на поле боя, он узнает по звукам сражения и по лицам тех, кто привозит ему донесения. Кутузов знает, что сражение выиграно. Полк князя Андрея находился во время битвы в резерве. Много людей погибло из-за обстрела.

Рядом с Болконским падает граната. Он думает, что на него смотрят, и остается стоять. Князь ранен, и его относят в госпиталь. Рядом с ним оказывается Анатоль Курагин, которому отнимают ногу. Болконский вдруг чувствует любовь к этому человеку. Это то чувство, о котором ему говорила княжна Марья, чувство божественное.

Сражение под Бородино заканчивается, когда люди безмерно устают и не хотят более истреблять друг друга. Русские потеряли половину войска, но стоят так же грозно, как и перед сражением.

Ход Бородинской битвы

Ход Бородинской битвы

Основная тактика Кутузова заключалась в отступлении. Главнокомандующий считал, что таким образом неприятель, активно продвигаясь вглубь России, исчерпает свои силы. Кроме того, он надеялся на помощь подкреплений, столь необходимых для окончательной победы над французами.

В сражении при Бородино погибло более 40 русских генералов, был смертельно ранен Багратион. Не сумел избежать этого и Андрей Болконский. В своих мемуарах Наполеон написал, что Московское сражение — самое масштабное в его жизни. Он также признался, что именно здесь получил большой военный опыт.

Детальное описание противостояния в романе Толстого позволяет читателям побывать в ставке французов, переместиться к русским в батарею Раевского или увидеть полк, где служил Болконский.

Сама битва считается кульминацией романа и описывает множество исторических событий.

  1. Роль полководцев.
  2. Общее настроение.
  3. Смысл происходящего на войне.
  4. Герои в минуту опасности.
  5. Взгляд Пьера Безухова.

Рассказ начинается с лета 1812 года. В этот период французы двигались по направлению к Бородино и не заметили, что русская армия уже успела укрепиться между Утицей и Бородинским полем.

Бой завязался

Бой завязался, когда французские войска обнаружили Шевардинский редут. Наполеону удалось перевести свою армию через реку, тем самым ослабив войска Кутузова. 25 августа всё было тихо, а 26 августа началось сражение. Толстой считал его абсолютно бессмысленным и странным. Но несмотря на это, Наполеон бросил вызов Кутузову, а тот принял его.

Русские войска потеряли редут в Шевардино, который должен был защищать левый фланг. Тогда было принято решение разбить армию на 3 линии:

Таким образом, несмотря на все трудности, были существенно ослаблены силы французов. Начиная с 19 и заканчивая 39 главой, Лев Толстой даёт краткий анализ Бородинской битве и рассматривает её роль в жизни своих персонажей, в особенности Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Судьба Пьера Безухова

Эпизод, где Пьера Безухова берут в плен французы, стал отправной точкой для начала его нравственной и духовной трансформации. До войны он ощущал себя совершенно одиноким и ненужным человеком. Зачастую в нём видели только обладателя большого богатства, которое, впрочем, не имело особого значения для их владельца. Но когда началась война, Пьер почувствовал себя частью чего-то большего. Комфортная жизнь, наполненная разными удовольствиями, теперь кажется герою абсолютно абсурдной.

Пьер Безухов и Платон Каратаев

Пьер Безухов старается найти новый смысл жизни, в чём ему помогает обычный крестьянин Платон Каратаев. Лев Толстой описывает момент приближения Безухова к будущему месту битвы. Выехав из Можайска, герой на своём пути встречает разные повозки, заполненные ранеными солдатами. Ощущение тревоги, страха и безнадёжности висит в воздухе. Идущий человек спрашивает у Безухова, здесь ли им помирать или около Москвы. Этим вопросом Толстой демонстрирует чувства, которые охватили героя в тот момент. Ему также становится известно, что на поле сражения сгоняют всех офицеров, солдат и обычных мужиков.

Безухов удивляется лёгкости и безмятежности этих людей. Они не беспокоятся о том, что могут завтра погибнуть, быть покалеченными или раненными. Для них существует только сегодня. Простой народ веселится. Но Безухов также видел, что каждый из собравшихся чувствует важность и торжественность грядущего события.

Битва при Бородино показала, насколько важна вера, единство для российского народа. Офицеры, солдаты и простые мужики, собравшиеся на поле для проведения молебна, не остановились, даже когда прибыл Кутузов со своими генералами.

Смерть Андрея Болконского

Большое количество офицеров, которые принимали участие в сражении, погибли, некоторых взяли в плен или смертельно ранили. Так случилось и с князем Андреем Болконским: ранение оказалось несовместимо с жизнью. Перед началом битвы он пребывает в нехарактерном для себя состоянии, чему и сам удивляется. Болконский ощущает странное беспокойство, которое было несвойственно ему. Перед его глазами пролетают все важные моменты из жизни, но всё же он уверен, что русская армия выиграет битву, чем и делится с Пьером.

Князь видит, как солдаты готовятся умереть, осознавая своё положение. Мужики, попавшие в ополчение, надевают чистые белые рубашки. Для него сражение стало последним этапом духовных поисков. Умирая на руках своей возлюбленной Наташи Ростовой, он думает о тёплой земле и траве. Глава, в которой был ранен Андрей Болконский, не может оставить читателей равнодушными, ведь его смерть была абсолютно бессмысленной.

Смерть Андрея Болконского

Стихотворение начинается с диалога, благодаря чему можно увидеть различие между страной 1812 года и Россией, которую наблюдает писатель, 25 лет спустя. В роли рассказчика выступает обычный солдат, высказывающий своё мнение о потомках. Повествование ведётся от третьего лица, что заметно благодаря использованию просторечных выражений автором в стихе. Также встречаются высокопарные словосочетания, подчёркивающие масштаб битвы и величие народа.

Читайте также: