Составьте таблицу указав в ней художественные направления деятелей культуры и их произведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

Перечислить достижения наук и техник в первой трети XX века.

Задание 2

Изучив материалы занятия, учебника и презентации

Составь таблицу, указав в ней художественные направления, деятелей культуры и их основные произведения

Таблица

Задание 3 Выполнить тест

Вопрос 1

Почему научные открытия рубежа Х1Х - ХХ вв. называют революцей в естествознании?

1 потому что они привели к пересмотру прежних представлений о материи и мироздании

2 потому что они положили начало промышленной революции

3 потому что они разрывали с прежней религиозной картиной мира

Вопрос 2

Какие научные открытия были сделаны в первой четверти ХХ века? Укажите два правильных ответа.

1 создание основ генетики

2 открытие строения атома

3 создание теории тяготения

4 открытие электрического тока

Вопрос 3

Что такое модернизм?

1 период в развитии культуры, характеризующийся отказом от реализма, ориентированный на новаторство в форме и содержании произведений искусства

2 религиозное течение, выступающее за обновление в христианской церкви

3 направление в художественной культуре, отрицающее все культурные достижения прежних эпох

Вопрос 4

Какие стили относятся к авангардному искусству

1 футуризм, сюрреализм, дадаизм

2 романтизм, реализм, сентиментализм

3 классицизм, пуантилизм, барокко

Вопрос 5

Кто из перечисленных деятелей искусства был связан с кинематографом?

1 М. Линдер, Ч. Чаплин, М. Пикфорд

2 П. Пикассо, Х. Миро, В. Кандинский

3 Р. Ролан, М. Твен, В. Гюго

Вопрос 6

Какие художники были яркими представителями направления в живописи - ИМПРЕССИОНИЗМ, два правильных ответа

Тема 2.8 Развитие культуры в первой трети XX века

Основные понятия и термины. Неклассическая картина мира, модернизм, символизм, модерн, импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, неопримитивизм, абстрактный импрессионизм, супрематизм,дадаизм, сюрреализм.

1 Образование. Наука. Техника

6 Олимпийское движение

7 Повседневная жизнь

8 Городской транспорт

9 Средства связи.

1 Образование. Наука. Техника

Значительный прогресс в. развитии образования благодаря развитию промышленности после Первой мировой войны.

Создание привилегированных, закрытого типа учебных заведений, школ, функционировавших под эгидой церкви, технических колледжей и институтов.

Деятельность общепризнанных центров науки — университетов в Оксфорде, Кембридже, Сорбонне, Гарварде, Бостоне, Принстоне, Штутгарте, Берлине, Москве, Петербурге, Киеве,Харькове, Одессе.

В странах Азии, Африки и Латинской Америки подавляющее большинство населения оставалось неграмотным.

Быстрое развитие физики, особенно ядерной (Макс Планк, Луи де Брель, Эрвин Шредингер, Поль Дирк, Альберт Эйнштейн, Эрнест Резерфорд, Нильс Бор, супруги Жолио-Кюри, Роберт Оппенгеймер, А. Иоффе, И. Курчатов, М. Семенов).

Разворачиваются исследования в области математики (Ж. Адамар, Э. Борель, А. Леберг, А. Вейль, Д. Гильберг, Дж. Биркгоф, Н. Винер, С. Берштейн, И. Виноградов, Н. Келдыш, П. Новиков и др.).

Успешно развивалась астрономия (в США установлен телескоп с большим диаметром зеркала, обнаружена планета Плутон); химия (созданы искусственные вещества: пластик, каучук, открыты инсулин и териксин, синтезированы витамины А, В, С, D).

Развивались автомобильная, авиационная, химическая, радиотехническая отрасли

промышленности, базировавшиеся на новых открытиях науки.

Использование электроэнергии, разработка разных систем механизации и автоматизации

на ее основе (паровые котлы, генераторы электрического тока, газовые турбины, реактивные двигатели, полуавтоматические и автоматические станки).

Налаживание производства алюминия для развития самолетостроения.

Развивался и количественно возрастал автомобильный, воздушный и водный транспорт

Запись в тетради


Основные направления в развитии мировой литературы — реализм и модернизм.

Реализм — раскрывались проблемы повседневной жизни человека, его отношения со средой, влияние бытия на формирование сознания, критика недостатков социального устройства общества,

осмысление противоречий между отдельной личностью и обществом. Представители: Р. Роллан, Т. Манн, Т. Драйзер, А. Барбюс, Дж. Стейнбек, Э.-М. Ремарк и др.

Модернизм — отрицание традиций, того, что духовная жизнь человека обусловлена его материальным положением, сосредоточенность на Я — личности героя, психологизм, погружение в подсознание человеческой психики, в центре внимания — личность человека, его внутренний мир, уверенность в том, что человек способен перестроить мир. Представители: М. Пруст, Ф. Кафка, Дж. Джонс и др.

Экспрессионизм — Г. Гросс, К. Пермеке, М. Громер, Э. Мунк, сюрреализм — Ив Танги, М. Эрнест, С. Дали, постмодернизм — П. Сезан, кубизм — П. Пикассо,

абстракционизм — В. Кандинский, супрематизм — К. Малевич

Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни распространились ощущения кризиса, близких перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение модернизма (термин подчеркивал современность течения). Модернизм не имел общей идейно-художественной программы, но его сторонников объединяли неприятие в той или иной степени реализма, поиск новых художественных форм и средств.

Известными направлениями модернизма были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Невероятно популярны были произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки, иногда невидимые глазу.

Смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединенных понятием авангардизм. Формами авангардизма были кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова и др. Выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С. Дали (сюрреализм).

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Так, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников-коммунистов Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение.

В 20 — 30-е гг. XX в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло) и необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Шарль Jle Корбюзье.

Экспрессионизм как общекультурное явление был присущ и театральному искусству.

В Германии это направление представляли А. Йессенр, Б. Райх, Б. Брехт.

Во Франции лучшие художественные силы были сосредоточены в театре «Комеди

Е. Вахтангову, В. Мейерхольду

Мэри Пикфорд (1893—1979) — американская киноактриса, приобретшая мировую известность

С совершенствованием техники резко выросло количество кинотеатров.

технических средств кино дало возможность снять одну из самых популярных

6 Олимпийское движение

Наибольшую популярность в мире из видов спорта приобретает футбол. В США и Канаде развивается хоккей. Физкультура и спорт становятся массовым явлением. Во многих странах бокс, баскетбол, футбол, хоккей стали видами профессиональной деятельности. Возводятся огромные стадионы, спортивные комплексы, возникает спортивная индустрия.

Олимпийские игры проводились в 1920 г. в Антверпене, в 1924 г. — в Париже, в 1926 г. — в Амстердаме, в 1932 г. — в Лос-Анджелесе, в 1936 г. •— в Берлине.

Самоизоляция СССР от олимпийского движения (до 1952 г. СССР не участвовал в Олимпийских играх) только вредила развитию спорта. В СССР проводились альтернативные Международные рабочие олимпиады Отличия в развитии культуры

Демократические государства — культура развивалась как проявление индивидуальной свободы человека в творчестве. Власть не имела права навязывать деятелям искусства, что и как они должны создавать. Отсюда разнообразие художественных стилей, течений, направлений, школ, и, как следствие, произведения-шедевры.

Тоталитарные государства — культура должна была формировать у людей выгодные

государственной власти стереотипы и вкусы. Творчество деятелей культуры находилось под

постоянным контролем правящей партии. Наследие предыдущего либерального периода

уничтожалось, переписывалась история, сооружались монументы вождей

7 Повседневная жизнь

Появление лифтов. Строительство высотных жилых и административных зданий поставило ряд сложнейших проблем, требовавших скорейшего и эффективного технического решения. Помимо гидравлических лифтов, получивших известное распространение в предшествующий период, в последние

десятилетия XIX в. стали использоваться паровые и электрические лифты. В административных зданиях наряду с обычной конструкцией лифтов стали устраивать непрерывно движущиеся лифты со скоростью около 30 см в секунду. Каждая платформа таких лифтов опускалась и поднималась при помощи цепей, дверей в лифтах не было, что позволяло свободно входить на платформу и сходить с неё. В конце XIX в. в США для перемещения посетителей административных, общественных зданий и магазинов были созданы наклонные лифты, получившие впоследствии название эскалатора. Этот термин появился в США в 1904 г. Слово образовано от глагола escalade — взбираться на стену по лестнице. Эти лифты представляли собой наклонно расположенную ленту, состоявшую из двух бесконечных тяговых цепей, на которых шарнирно прикреплены ступени. Такой лифт приводился в движение паровым или электрическим двигателем.

8. Городской транспорт.

Первая в мире подземная железная дорога была открыта в начале 1863 г. в Лондоне. В 1891 г. была проложена первая линия метро глубокого залегания: на станциях установили эскалаторы, линия была электрифицирована.

В 1880-е гг. в городском транспорте Западной Европы появились трамваи.

В 1890-е гг. возникают новый вид механического безрельсового транспорта и автомобилестроение как особая отрасль машиностроения.

К массовому поточному производству автомобилей приступил в 1912—1913 гг. Г. Форд. К началу Первой мировой войны, т. е. менее чем через 30 лет после появления автомобилей с бензиновым мотором, число их во всём мире достигло 2 млн. На первом месте по объёму автомобильной продукции были США. В 1900 г. в этой стране имелось 8 тыс. легковых автомобилей, в 1910 г. — 458 тыс. легковых и 10 тыс. грузовых, в 1913 г. — 1,2 млн легковых и 64 тыс. грузовых.

Одним из первых приступил к съёмке игровых сюжетных фильмов известный французский фокусник Ж. Мельес в 1896 г. К 1910 г. его студия сняла 4 тыс. фильмов, причём Мельес впервые показал огромные возможности кинематографии как нового жанра искусства при постановке фантастических и трюковых сцен.

В 1900—1909 гг. впервые заговорили о телевидении — передаче изображения на расстоянии, но осуществить эту идею удалось только в 1925 г.


.












© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.018)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЕКЦИЯ № 32 § 78. Культура в первой половине XX в.

Новое в науке и технике. В начале XX в. была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон и т.д.), открыты кванты, что повлекло за собой разработку квантовой механики. Тогда же появилась теория относительности Альберта Эйнштейна, предлагавшая оригинальную версию понимания пространства, времени и движения. В 30-е гг. XX в. начались исследования возможности осуществления ядерной реакции.

Химики, искавшие способы создания новых искусственных материалов, разработали способ получения синтетического каучука. В медицине огромное значение имело открытие англичанином Александером Флемингом в 1929 г. первого антибиотика — пенициллина.

Новые течения в художественной культуре. Еще в конце XIX в. в духовной жизни распространились ощущения кризиса, близких перемен, в том числе в сфере культуры. Отражением этих настроений стало зарождение модернизма (термин подчеркивал современность течения). Модернизм не имел общей идейно-художественной программы, но его сторонников объединяли неприятие в той или иной степени реализма, поиск новых художественных форм и средств.

Известными направлениями модернизма были импрессионизм, постимпрессионизм, символизм. Невероятно популярны были произведения французских художников-импрессионистов Э.Мане, Э.Дега, О. Ренуара, К. Моне и др. Представителями постимпрессионизма считаются В. Ван Гог, П. Сезан, П. Гоген. Оба эти течения отличает особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки, иногда невидимые глазу.

Смелые поиски новых художественных форм вели представители течений, объединенных понятием авангардизм. Формами авангардизма были кубизм, фовизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм и др. Первые шаги абстракционизма связаны с именами русских художников В. Кандинского, К. Малевича, М. Ларионова и др. Выдающимися представителями авангардистских направлений стали художники П. Пикассо (кубизм), А. Матисс (фовизм), Э. Нольде (экспрессионизм), С. Дали (сюрреализм).

Новое качество приобретали и произведения, создававшиеся в рамках реалистических традиций. Так, всемирную известность получила монументальная живопись мексиканских художников-коммунистов Д. Риверы, X. К. Ороско, Д. Сикейроса. Их огромные фрески на стенах административных и общественных зданий рассказывали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение.

В 20 — 30-е гг. XX в. распространились течения рациональной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих течений способствовали распространение новых строительных материалов (железобетон, прочное стекло) и необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные, промышленные комплексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал француз Шарль Jle Корбюзье.

Литература. В литературе начала XX в. продолжал во многом господствовать реализм. Писатели обращались к социальной тематике, критиковали пороки общества (французы Р. Ролан и А. Франс, американец Т. Драйзер и др.).

Популярность получает жанр антиутопии. Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл создают произведения, рисующие антигуманный мир возможного будущего, в котором человек полностью подчинен государству.

Новую эру в кинематографе открыло звуковое кино. В конце 30-х гг. в кино пришел цвет. Сначала на экран переносились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документальное кино, мультипликация.

В 20 — 30-е гг. XX в. крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов.

Нацизм и культура. С приходом к власти Гитлера ряд немецких деятелей культуры оказался в эмиграции, другие стали сотрудничать с режимом.

В Италии Муссолини провозгласил лозунг возрождения величия Римской империи. В стремлении подражать античной архитектуре создавались обширные проспекты и парадные площади для проведения шествий и манифестаций.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Охарактеризуйте главные направления развития науки и техники в первой половине XX в.

2. Какие новые течения появились в искусстве в первой половине XX в.?

3. Чем характеризовалось развитие литературы и театра между двумя мировыми войнами?

4. Как недемократические режимы повлияли на развитие культуры?

5. Составьте таблицу, указав в ней художественные направления, деятелей культуры и их основные произведения.

Каждый американский фильм должен утверждать, что образ жизни Соединенных Штатов — единственный и лучший для любого человека. Так или иначе, каждый фильм должен быть оптимистичным и показывать маленькому человеку, что где-нибудь и когда-нибудь он схватит за хвост свое счастье. Фильм не должен выворачивать наизнанку темные стороны нашей жизни, не должен разжигать решительных и динамичных страстей.

ЗАДАНИЕ К ДОКУМЕНТУ

Приведите примеры из известных вам американских фильмов, демонстрирующих выполнение их создателями указаний, содержащихся в данном документе.

Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием Серебряного века русской культуры. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.

Серебряный век русской культуры кратко в таблице

Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

Серебряный век русской культуры кратко в таблице

Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Серебряный век русской культуры кратко в таблице

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

Серебряный век русской культуры кратко в таблице

Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

Серебряный век в мировой истории

Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

Что мы узнали?

Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

Конец XIX – начало XX вв. – период, вошедший в историю под названием Серебряного века русской культуры. Ярче всего это проявилось в русской поэзии, литературе и искусстве. Этот стремительный взлет во всех областях культуры Н. А. Бердяев назвал “русским культурным ренессансом”.

Серебряный век русской культуры кратко в таблице

Состояние общества в последние годы Российской империи

В конце XIX – начале XX вв. развитие России происходило крайне неравномерно. Огромные успехи в развитии науки, техники, промышленности переплетались с отсталостью и неграмотностью подавляющего большинства населения.

XX век провел резкую грань между “старой” и “новой” культурой. Еще больше усложнила ситуацию Первая мировая война.

Культура Серебряного века

В начале XX века ведущим направлением в литературе остается критический реализм. В то же время поиски новых форм приводят к возникновению абсолютно новых течений.

Серебряный век русской культуры кратко в таблице

Рис. 1. Черный квадрат. К. Малевич. 1915.

Творческая элита видела в Первой мировой войне предзнаменование близкого конца света. Популярными становятся темы мировых катаклизмов, печали, тоски, бесполезности жизни.

Многие поэты и писатели, действительно, очень правдоподобно предсказывали будущую Гражданскую войну и победу большевиков.

Кратко о Серебряном веке русской культуры рассказывает следующая таблица:

Таблица “Серебряный век русской культуры”

Область культуры

Направление

Ведущие представители

Особенности творчества

Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн.

Правдивое изображение жизни, обличение существующих общественных пороков.

Поэты-символисты К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, Андрей Белый

Противопоставление “пошлому” реализму. Лозунг “искусство для искусства”.

Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам

Главное в творчестве – безупречный эстетический вкус и красота слова

Острая критика существующего государственного и общественного строя.

В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Отрицание всех общепризнанных культурных ценностей. Смелые эксперименты в стихосложении и словообразовании.

В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. И. Левитан

Изображение социальной действительности и быта, сюжеты из русской истории, пейзажная живопись. Основное внимание уделяется мельчайшим деталям.

Группа “Мир искусства”: М. Н. Бенуа, Н. Рерих, М. Врубель и др.

Стремление создать совершенно новое искусство. Поиск экспериментальных форм выражения.

В. Кандинский, К. Малевич.

Полная отрешенность от реальности. Произведения должны порождать свободные ассоциации.

Смешение различных стилей

С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин.

Мелодизм, народная певучесть в сочетании с поиском новых форм.

Серебряный век русской культуры кратко в таблице

Рис. 2. Богатырский скок. В. М. Васнецов. 1914.

В эпоху Серебряного века больших успехов достигает русский театр и балет:

  • В 1898 г. был основан Московский Художественный театр во главе с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
  • “Русские сезоны” за рубежом с участием А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, М. И. Фокина стали настоящим триумфом русского балета.

Серебряный век русской культуры кратко в таблице

Рис. 3. А. П. Павлова. 1912 год.

Серебряный век в мировой истории

Серебряный век имел огромное значение для развития мировой культуры. Россия доказала всему миру, что по-прежнему претендует на роль великой культурной державы.

Тем не менее эпоха “культурного ренессанса” стала последним завоеванием разрушающейся Российской империи. Октябрьская революция положила конец Серебряному веку.

Что мы узнали?

Золотой век русской культуры в конце XIX века сменился Серебряным. Эта эпоха, длившаяся до октября 1917 г., ознаменовалась появлением огромного количества гениальных деятелей культуры и искусства. Культурные завоевания Серебряного века пользуются огромным уважением во всем мире.

Читайте также: