Особенности освоения детьми звуковой стороны речи кратко

Обновлено: 07.07.2024

Развитие языковых навыков у детей связано с развитием мышления.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Онтогенез речи у детей дошкольного возраста охватывает весь процесс становления и развития различных сторон речи, начиная с первых ее проявлений, первых речевых актов, заканчивая совершенствованием для использования в качестве общения и мышления. Онтогенез детской речи завершается в школьные годы.

Особенности онтогенеза речи дошкольников, этапы онтогенеза

Некоторые современные специалисты включают в это понятие период пребывания ребенка в утробе матери. В это время ребенок находится наиболее близко к матери, он слышит ее речь, которую способен воспринимать и запоминать.

Обратите внимание! Развитие языковых навыков у детей связано с развитием мышления. В детском возрасте эти процессы идут во времени параллельно друг другу и качественно переплетаются один с другим. Происходят переходы от выражения эмоций, чувств и потребностей к выражению названий предметов, действий и позднее — понятий.

Развитие речи связано с пониманием речи окружающих. На ранних этапах оно проявляется как раз благодаря пониманию слов окружающих людей (ребенок видит артикуляцию, движение губ, слышит слоги). Улавливая слова, произносимые близкими, ребенок начинает подражать речи взрослых.

В первый и второй годы жизни речью выражаются в основном эмоции и желания, появляются первые осмысленные слова. Слово имеет огромное значение для маленького ребенка. Оно является для него целым предложением. Но речь начинает усложняться и появляются первые составные предложения. Этот этап завершается формированием первоначальных грамматических связок у младших дошкольников. Язык начинает становиться средством установления контакта с окружающими и познания мира.

Среди ученых существует мнение, что если ребенок не заговорил к трем годам, родителям будет довольно трудно понять его в будущем. Поэтому к этому периоду развития нужно отнестись с особым вниманием. Это время ускорения развития речи, ее переход в диалоговую, растет словарный запас, длина предложений увеличивается, усложняется структура. Грамматически речь на этом этапе еще не полностью оформлена, она носит ситуативный характер.

То есть высказывание как правило связано со сложившейся в данный момент времени ситуацией вокруг ребенка. Уже в этом возрасте дети задумываются о том, как отражаются их высказывания в сознании собеседника.

Обратите внимание! Можно заметить в связи с этим остановки и изменения интонации во время произнесения предложений.

В 4-5 лет ребенок произносит завершенные диалоговые фразы. Он может пересказывать сказки и короткие рассказы, составлять предложения по карточкам. Однако, вопросительные предложения еще не появляются в этот период в правильной форме.

Причины нарушения грамматического строя у дошкольников

Нарушения грамматического строя детей-дошкольников выражаются в неправильном употреблении слов, грамматических форм слов и предложений.

Причины недостаточного развития грамматического строя в речи дошкольников можно разделить на две группы: внешние факторы и внутренние факторы.

К внешним факторам относятся социально-психологические причины — в семьях родителей-маргиналов, в семьях, где есть глухонемые или люди с нарушением речи, в связи с ограничениями социальных контактов (такими, как болезни). Также такого рода проблемы могут возникать в билингвальных семьях, не заботящихся о лингвистической компетенции ребенка. Психологический климат в окружении (отсутствие положительных эмоций) также является существенной причиной отставания в речевом развитии, в частности в нарушении грамматического строя.

К внутренним факторам относятся:

  • генетическая предрасположенность,
  • факторы, сложившиеся во время внутриутробного развития, такие как инфекционные заболевания матери, тяжелое течение беременности, родовые травмы, асфиксация новорожденного,
  • несовместимость матери и ребенка по резус-фактору.

Биологические факторы включают неготовый артикуляционный аппарат:

  • органические: центральные (нарушение речевых центров коры головного мозга); периферические (нарушение периферического речевого аппарата, нарушение его иннервации), например, алалия, дизартрия.

Обратите внимание! Так как факторов много характеристику ребенку с нарушением речевого аппарата дать довольно сложно, но важно правильно выбрать причину неправильного развития.

Если разговорные навыки не соответствуют схеме правильного овладения связной устной речью, ребенку требуется помощью педагога для улучшения произносительных умений и навыков. Специфика работы педагога с дошкольниками предполагает и контакты с родителями, которые могут происходить в форме кратких презентаций, контрольных бесед с ними, открытых уроков.

Консультации для воспитателей по развитию речи дошкольников по ФГОС

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) содержит цели и задачи системы дошкольного образования. Возникающие в последние годы многочисленные интегративные подходы к речевому развитию позволяют создать основанную на современных технологиях базу обучения дошкольников. Воспитатели могут получать консультации, которые обогащают их опыт, они должны соответствовать требованиям, изложенным в стандарте.

Методика воспитания звуковой культуры у детей дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста восприимчив к звукам, они составляют главнейший компонент живой речи. Методика воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста должна учитывать особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Обратите внимание! Звуковая сторона речи — многоплановое и сложное явление, это фонетическое и орфоэпическое единство, выразительность и четкость речи и дикции. Она характеризует язык, делает его уникальным и узнаваемым.

Для звуковой культуры русского языка характерна певучесть гласных, мягкость согласных, эмоциональность интонации.


Песни приучают детей обращать внимание на богатство звуков речи.

Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие:

  • артикуляционного аппарата, голоса, речевого дыхания,
  • восприятия речи.

Оно охватывает совершенствование произношения отдельных звуков — линейных фонем, слов, а также орфоэпические особенности языка, над линейные просодемы (мелодика, сила и темп речи, тембр).

Сказка как средство речевого развития детей дошкольного возраста

Так как развитие навыков устного общения идет во времени параллельно развитию мышления, прекрасным средством для этого будет использование на занятиях с детьми сказок.

Сказка развивает мышление, так как в ней содержится множество элементов нравоучений, также она настраивает детский коллектив на позитивный лад.

Посредством сказки увеличивается словарный запас ребенка, он знакомится с речевыми оборотами, такими как метафора, узнает строение предложений, грамматику языка через знакомство с текстом.

Формы работы со сказками:

  • пересказ,
  • сочинение сказочных историй (в том числе по карточкам),
  • театрализованная деятельность,
  • игра.


Театрализованная деятельность — одна из форм работы со сказками как дидактическим материалом.

Использование вышеперечисленных форм занятий способствует развитию распознавания речи, обогащению новыми словами и оборотами, улучшению ее звуковой стороны.

Обуваемся в лапти. Значение народного фольклора в формировании родного языка.

Русские сказки, потешки, загадки, пословицы и поговорки, народные песни, прикладное творчество являются источниками развития родной речи.

Чтение русских сказок, знакомство с обычаями и ремеслами обогащают родную речь.

В них можно встретить много образов, знакомясь с которыми ребенок лаконично и ясно, более ярко выражает мысли и чувства. Загадки развивают одновременно и мышление, в частности подключается образное мышление.

Обратите внимание! Песни, потешки — отличный материал работы со звуковой стороной речи.

Нетрадиционные методы и приемы развития речи детей.

Применение некоторых нетрадиционных методов в сочетании с традиционными для некоторых детей является единственным эффективным вариантом развития родной речи. Все больше ученых замечают положительные результаты при таком сочетании подходов. Сказкотерапия, психогимнастика, релаксация позволяют, преодолевая трудности на пути обучения, добиваться высоких результатов.

Эффективны при развитии разговорных навыков дошкольников и такие виды деятельности как наглядное моделирование, развивающий логопедический массаж, массаж с использованием карандашей, игры с автоматизацией звуков, парадоксальная гимнастика.

Стена тишины или трудности воспитания речи глухих детей.

При взаимодействии с неслышащим ребенком перед воспитателем возникает ряд трудностей:

  • у ребенка с пораженным слуховым анализатором затруднено распознавание звуков,
  • ребенку требуется психолого-педагогическая реабилитация, помощь в обучении обязательна, так как языковой навык обретается только вовремя занятий, а при исключительном взаимодействии с окружающими процесс развития может остановиться.

Обратите внимание! Современные подходы к развитию речи детей дошкольного возраста объединяются в комплекс видов деятельности и обеспечивают правильное речевое развитие практически любого ребенка.

Детство — это время, когда язык развивается ускоренными темпами, поэтому педагогам и родителям нужно с большим вниманием относиться к каждому из его периодов.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности. Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

ВложениеРазмер
zvukovaya_kultura_rechi.docx 19.98 КБ

Предварительный просмотр:

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. [2, с. 303-310]

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной. Само освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д. Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой – первые самостоятельные слова.

К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале дифференцируются (отделяются) гласные звуки от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонким, твердые – мягким и т.д. Далее начинается усвоение социально закрепленных гласных звуков.

Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько звуковых вариантов.

Новые фонетические элементы появляются группами, а порядок усвоения групп согласных находится в зависимости от артикуляционных особенностей звуков, составляющих эти группы. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки.

Для правильного решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.

В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата.

Речь формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.

К концу второго года жизни ребенок пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка (Н.Х. Швачкин).

Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов.

Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.

Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими. [4, с.3-5]

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.

Умение произносить звуки и слова развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Pay).

Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи.

Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8–9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10–11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка-Дошкольника, как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Pay, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания. [1, с. 207-220]

Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).

Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению физиологических механизмов речи, и недостатки звукопроизношения еще более закрепляются.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Е.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.

Осознавать значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.

Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

4.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1989.- 111с.: ил.

5.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.

6.Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Кн. для воспитателя дет. сада.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 1988.-159 с.: ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо.


Артикуляция звука Ж. Закрепление произношения звука в слоге, в разных словах. Воспитание звуковой и интонационной культуры речи.


Каталог дидактических игр по формированию звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Каталог предназначен для педагогов и родителей.


Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Звуковая культура речи: звук И"

Упражнять в выразительности интонацией при воспроизведении звукоподражаний и стихотворных строк.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматривается проблема формирования умений в овладении звуковой культурой речи детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности. Раскрывается специфика работы воспита.


Консультация для воспитателей об особенностях развития речи в разных возрастных группах.

Процесс овладения звуковым строем русского языка детьми до­школьного возраста изучен и описан в работах А.Н.Гвоздева, В.И.Бельтюкова, Д.Б.Эльконина, М.Е.Хватцева, Е.И.Радиной1. Освоение звуков начи­нается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на осно­ве определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.Эльконина, на­чинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание об­ращенных к ребенку слов, с другой — первые самостоя­тельные слова.

К концу первого года появляются первые слова. С нача­ла второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале отделяются гласные звуки от согласных. Далее дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные — шумным, глухие — звонким, твердые — мягким и т. д.

Согласные, подчеркивал М.Е.Хватцев, дифференцируются постепен­но через переходные звуки, например с переходит в ш че­рез стадии: ссь — ш.

К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.

Важными предпосылками овладения чис­тым звукопроизношением в дошкольном возрасте являются соответствующее развитие слухового анализатора и фонема­тического слуха, дополняемые особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.

Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольно­му возрасту сформирован, но имеет особенности.

Одной из важных предпосылок формирования речи яв­ляется способность ребенка к подражанию.

Фонетической стороной речи ребенок овладевает, по­вторяя речь окружающих взрослых. Подражание звукам речи возникает во втором полуго­дии первого года жизни, особенно интенсивно оно разви­вается на втором году. В 8—9 мес. можно развить такое под­ражание, когда ребенок способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10—11 мес. возникает умение по­вторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.

Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все пред­посы лкидля успешного овладения звуковой стороной рус­ского языка: соответствующее разви­тие коры головного мозга в целом, фонематического вос­приятия речи и речедвигательного аппарата; высокая пластичность нервней си­стемы, повышенная подражательность, особая восприимчи­вость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.

По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного ста­новления всех звуков родного языка.

Всякое отступление от правильного произношения в воз­расте свыше пяти лет, утверждает Е.Ф.Рау, необходимо рас­сматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка.

Поэтому необходимо систематически упражнять орга­ны артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выра­ботку воздушной струи, правильного дыхания.

В процессе дыхательных упражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и дли­тельный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы дети напрягались и уставали. Упражнения проводят­ся сидя, не более 1,5 мин (начиная с 0,5 мин).

2 этап— становление звуков речи, или постановка звука.Это создание новой нервной связи между звуковыми (вос­приятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зритель­ными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощу­щениями. В большинстве случаев необходимо одновремен­но затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением 1 .

постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуаль­ной работы (шипящие, свистящие, р, л).

При полном отсутствии звука или при его неустойчи­вом произношении, что часто наблюдается у дошкольни­ков, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подража­нию или вызывание звука. Обучение здесь основано на под­ражании детьми речи воспитателя, четкому произноше­нию звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке про­исходит благодаря выделению звука в слове, более дли­тельному и напряженному его произношению воспитате­лем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.

если невозможно поставить звук на основе подража­ния, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемые упражне­нием детей.

Доступно для детей объясняется положение зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается об­разец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец про­изношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.

В период становления звука надо быть внимательными к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука педагог напоминает существенные моменты его ар­тикуляции, дает образец правильной речи.

Для упражнений необходимо давать детям новый рече­вой материал, так как хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное произноше­ние звука.

3этап— закреплениеи автоматизация звуков.С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация зву­ка есть введение вновь созданной и закрепленной относи­тельно простой связи — речевого звука — в более сложные последовательные речевые структуры — в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или про­износится неправильно (О. В. Правдина).

Работу на этом этапе можно рассматривать как заторма­живание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых.

Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечива­ется доступностью и систематичностью речевого материа­ла (переход от изолированно произносимого звука к вклю­чению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середи­не, вконце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложня­ются.

В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по кар­тине). Для закрепления и автоматизации нового звука тре­буются систематическая тренировка, создание таких ус­ловий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10—20 раз. Воспитатель показом артикуляции, на­поминанием о своих прежних указаниях помогает ребен­ку овладеть речевым навыком.

вновь появившийся звук надо поддерживать всеми сред­ствами (одобрение ребенка, поощрение и т. д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование разных анализаторов: слухового — как ведущего, зрительного (по­каз артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение паль­цами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дро­жания кончика языка при звуке р).

IV этап— этап дифференциации смешиваемых звуков. Вос­нове его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произ­несены ребенком в любом сочетании и все же употребля­ются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Для дифференциации звука эффективен прием сравне­ния двух артикуляционных укладов и установление их раз­личия. При сопоставлении двух звуков не следует сравни­вать правильный звук с его искаженным вариантом.

— Как позовешь кошку ? - Кис-кис!

как прогонишь воробья с огорода? — Кыш-кыш! Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и

лучше улавливать смысловую разницу между словами. Затем переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки, нужные для дифференциации.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомен­дуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушка­ми, звукоподражанием, с элементами движений, с пени­ем; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чи­стоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

Звуковая культура речи закладывается в тот период, когда ребенок учится разговаривать. В возрасте от трех до семи лет дети осваивают произношение, интенсивно наполняют лексический запас, открывают для себя грамматический строй речи, научаются связно высказываться. У каждого ребенка эти процессы сопровождаются неодинаковой успешностью. Если речевые нарушения не устранить в детстве, то в последующие годы преодолеть их гораздо труднее.

Понятие звуковой культуры речи

Формирование звуковой культуры

Соответственно, звуковая культура речи — это многогранное понятие, включающее чистое произношение, характеристики звучания, речевое дыхание, содержательность высказываний, общую выразительность речи.

В тесной взаимосвязи с работой артикуляционного аппарата и дыхательных мышц находится речевой слух. Детям с ослабленным слухом — или просто рассеянным и невнимательным — трудно уловить и воспроизвести сложные звуки, обеспечить содержательность, выразительность речи. Поэтому, говоря о воспитании звуковой культуры, обязательно включают развитие речевого слуха.

Особенности формирования звуковой культуры речи дошкольников

Речь ребенка формируется на примере вербального общения взрослых людей, которые его окружают. Для некоторых родителей и бабушек-дедушек становится открытием, что даже с крохой непозволительно сюсюкать и подстраиваться под детский лепет. С первых дней жизни дети должны слышать ласковую, но при этом правильную речь с точки зрения грамматики и произношения. Только так развитие связной речи у детей дошкольного возраста будет происходить естественно и полноценно.

Начиная с трехлетнего возраста, дошкольник начнет повторять вслед за взрослыми слово за словом. Крайне важно, чтобы его звукоподражание опиралось на отчетливые правильно произносимые фразы.

Звукопроизношение

Звуковая сторона речи у детей дошкольного возраста меняется с каждым месяцем благодаря естественному совершенствованию речевого аппарата.

Малыши 3-4 лет имеют характерную речевую особенность, заключающуюся в смягчении практически всех слов. Большинство детей еще не произносят звук Р, шипящих Ж, Ч, Ш, Щ.

Произношение

Несколько подряд стоящих согласных звуков и вовсе превращают фразы малышей в новые лексические изобретения.

Характеристики речевой выразительности

Становление звуковой выразительности речи происходит, когда высказывания дошкольника приобретают связность. Мелодику произношения предложений дети улавливают раньше, чем начинают говорить. Интонация, логическое ударение в предложении приходит, когда ребенок начинает говорить осмысленно.

Темп и речевое дыхание

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками обусловлены еще и тем, что детский организм имеет слабо разработанную систему дыхательных мышц, дыхательных путей.

Развитие дыхания

Поэтому ребенок может не договаривать слова, перескакивать сложные звукосочетания, высказываться чрезмерно торопливо. При этом речь звучит взволнованно или крикливо.

Важно разрабатывать дыхательные мышцы ребенка, практикуя глубокие вдохи и выдохи.

Полезны занятия, где приходится как можно дольше дуть. Подойдет пускание мыльных пузырей, обдувание шара одуванчика, соревнование, кто дальше подвинет дуновением шашку на шахматной доске. Такие простейшие игры развивают речевое дыхание дошкольника.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Какой будет речь дошкольника, в большой степени зависит от внимательного отношения родителей и воспитателей к этому вопросу. Культуру речи необходимо прививать, воспитывать.

Первое, что необходимо соблюдать взрослым, это подавать пример ребенку своей грамотной речью и культурой словесного общения.

Во-вторых, родители обязаны внимательно следить за продвижением своего дитя в освоении родного языка. Здесь важно не умиление детским произношением, а аккуратные подсказки, как употребить слова правильно, побуждение формулировать повествовательное предложение. В произношении трудных звуков необходимо систематически тренироваться, чтобы предупредить возможные речевые нарушения.

Формирование правильного произношения

Родителям следует ориентироваться на возрастные нормы формирования чистого произношения. Преодолевая 5-летний рубеж, ребенок должен научиться произношению всех звуков. Уже приближаясь к этому возрасту, взрослым нужно в качестве профилактики возможных речевых проблем у своего ребенка стимулировать развитие его слухового внимания. Это можно делать повсеместно в игровой форме:

  • Предложить ребенку закрыть глаза и прислушаться к окружающим звукам. Потом расспросить, что он услышал.
  • Практиковать совместное рассказывание сказок, имитируя голоса сказочных героев.
  • Учить вычленять звуки в слове: взрослый называет слова, а дошкольник определяет, есть ли в нем обозначенный звук.

Тренировка дикции и выразительности

Формированию дикции и выразительности эффективно способствует заучивание и рассказывание небольших занятных стихов. Детям нравятся потешные рифмованные строки. Это доступные и простые приемы на развитие речи у детей 3-4 лет. Малыши с вдохновением рассказывают стихи, стараясь повторить все акценты, которые услышали в декламации мамы или бабушки. Тем более что детские четверостишия часто включают одновременно повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Как в данном примере:

Хозяйка

Кроме тренировки интонационной выразительности, подобные декламации являются благодатной средой для автоматизации трудно дающихся дошкольнику звуков.

Способствует развитию речевой выразительности также театрализованная деятельность, которую несложно организовать в домашних условиях. Дети любят слушать любимые сказки чуть ли не каждый день. Они в точности знают содержание и внимательно следят, чтобы рассказчик не пропускал никаких эпизодов.

Самое время поручить дошкольнику одну из притягательных для него ролей. Даже без дополнительного напутствия ребенок постарается изобразить характер героя, применяя соответствующие темп и тональность речи.

Игры на развитие культуры речи

Прививать ребенку звуковую культуру речи следует с помощью игровых условий. Полноценное звучание развивается в процессе тренировок, а игра как раз и является той естественной для дошкольника деятельностью, где он готов многократно повторять одни и те же действия и слова.

Можно подобрать игры, направленные на тренировку дикции и эмоциональности высказываний, на формирование артикуляционного аппарата, на становление речевого дыхания, на расширение словарного запаса. Рассмотрим примеры для каждой из перечисленных групп.

Диалог

Игры-диалоги с применением кукол. Зачастую достаточно задать тематику, и дети самостоятельно разыграют диалог. Это может быть встреча лесных жителей или приход в гости на чаепитие, беседа персонажей из мультфильма или бытовой сюжет.

Выполнение подобных игровых упражнений служит эффективной профилактикой возможных недостатков произношения и стимулирует развитие звуковой стороны речи.

Читайте также: