Рабство в древней греции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Греко-персидские войны привели к росту рабства. В рабов обращали военнопленных и захваченное на войне мирное население. Росту рабства способствовало и мор­ское пиратство. В V веке до н.э. почти во всех греческих по­лисах существовали рынки рабов, особенно большие на Делосе и в Афинах. На рынках покупатели осматривали рабов, словно скот или вещи. На груди раба висела дощечка с надписью. В ней указывался возраст раба, откуда он родом, что умеет делать. Раб стоил дороже, если был силён, молод, знал какое-нибудь ремесло. Рабы не имели имён, а носили клички, словно домашние живот­ные. Они не могли иметь семью или собственное имущество.

Рабский труд в хозяйстве

Рабы выполняли самую тяжёлую ра­боту. В рудниках они добывали металлы, а в каменоломнях — мра­мор. Особенно широко рабский труд применялся в ремесленном производстве. В гончарных мастерских, например, рабы месили глину, вращали гончарный круг, поддерживали огонь в печи для обжига. А вот лепили и расписывали посуду свободные мастера.

Производство керамики было очень развито в Греции. В Афи­нах целый район назывался Керамик. Особенно ценились рас­писанные чёрным лаком вазы. Секрет изготовления этого лака до сих пор не раскрыт. Вначале появились чернофигурные вазы, когда чёрным лаком наносили изображение, а фоном служил естественный цвет глины. В V (5) веке до н.э. изготовляли краснофигурные вазы. На таких сосудах, наоборот, чёрным ла­ком закрашивался фон изображений.

С течением времени начинает расти бездна между хозяевами и рабами, число последних постепенно увеличивается. В одной только Аттике, по Афинею, в 309 г. до н. э их было до 400.000, хотя некоторые учёные склонны считать эти цифры завышенными (согласно их подсчётам - около 120.000). Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам (не считая метэков, положение которых было совершенно особое, как и положение илотов в Спарте, гимнетов в Аргосе, коринефоров и катонакофор в Сикионе, мноитов (мноты), клеротов, войкеев, амафиотов, на Крите, пенестов в Фессалии, киллириев (калликирии, килликирии) в Сиракузах, Мариандины (дорофоры) в Гераклее Понтийской, кониподы в Эпидамне, киликраны в Гераклее Трахинской, кравгаллиды в Дельфах, вифины в Византии, и т. д. ) было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом. У богатых людей рабов было не менее 50. По словам Ксенофонта, в рудниках некоторых состоятельных греков работало по 300, 600 и даже 1000 рабов. Ещё больше было рабов в Коринфе и Эгине (по Атенею — 460.000 и 470.000). За ними по численности рабов следовали Мегара, Хиос, Родос, Милет, Фокея, Тарент, Сибарис, Кирена. Даже в Аркадии при отсутствии промышленности, торговли и мореходства число рабов доходило до 300.000.

Источники рабства

Источники рабства, в общем, были те же, как и везде: естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, торговля рабами, продажа детей (практиковавшаяся всюду, кроме Афин) и подкидывание их (дозволенное везде, кроме Фив), обращение в рабство несостоятельных должников; кроме того, закон признавал рабами вольноотпущенников и метэков, не исполнивших своих обязанностей по отношению к государству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина.

Занятия рабов

Рабы составляли домашнюю прислугу: вели хозяйство, прислуживали за столом, образовывали личную свиту — которая, однако, была немногочисленна (1—3 раба), нередко заменяли сторожевых собак. Они занимались также ремеслами и промыслами в городе и деревне. Многие рабы жили отдельно от своего господина, самостоятельно занимаясь ремеслами и внося известный оброк (греч. άποροφά ), весь остальной заработок оставался в их руках. В Афинах некоторые рабы успевали составить себе довольно крупные состояния и своей пышностью и расточительностью подавали даже повод к жалобам и нареканиям. Существовали спекуляторы, которые или сами эксплуатировали своих рабов, или отдавали их в наем с самыми разнообразными целями. Доходность рабов была различная в зависимости от их ремесла: так, рабы, занимавшиеся в мастерских отца Демосфена изготовлением мечей, приносили ему ежегодно 30 мин (при стоимости их в 190 мин); кожевенники Тимарха — 2 обола в день; Никий за каждого раба-рудокопа платил по оболу в день. Рабы служили гребцами и матросами во флоте, в случае крайности набирались иногда и в военную службу и за храбрость получали свободу, причём их владельцы вознаграждались за счёт казны.

Положение рабов

С согласия господина раб мог откупиться на волю. Можно было освободить раба и по завещанию. Когда освобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и других общественных местах; в других случаях имя раба заносилось в списки граждан; иногда свобода давалась путём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. Вольноотпущенные (греч. άπελεύθεροι ) не становились, однако, вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним исполнять некоторые обязанности; в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены в рабство. После смерти вольноотпущенника его имущество поступало в распоряжение прежнего господина. Раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например за донос о государственном преступлении.

Кроме рабов частных были и рабы общественные (греч. δημόσιοι ), принадлежавшие городу или республике. Они находились в гораздо лучшем положении, могли владеть собственностью и достигали иногда значительного благосостояния; вне исполнения своих обязанностей они пользовались почти полной свободой. Из таких общественных рабов составлен был отряд стрелков, носивший название Σχύθαι, хотя не все они были скифами; на обязанносги его лежало охранение порядка в народном собрании, судах, других общественных местах и при общественных работах. Тюремщики, исполнители судебных приговоров, писцы, счетоводы, глашатаи и др. обыкновенно принадлежали к этому же классу; были и общественные рабы удовольствий, то есть обитатели домов терпимости. Храмы также владели рабами, носившими имя гиеродулов: одни из них служили в самом храме (певцы и певицы, флейтисты и трубачи, фигуранты, скульпторы, архитекторы и т. д. ), другие были на положении крепостных. Эти гиеродулы жертвовались в пользу храмов частными лицами, из благочестия или тщеславия.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев

В системе общественных отношений Древней Греции рабство было повсеместно распространено. Рабом мог владеть как один хозяин, так и государство, полис или храм. В последнем случае невольника признавали государственной собственностью.

Рабство в Древней Греции

рабы в древнем риме
Для каких целей использовались рабы в Древней Греции?

Рабам доставалась самая тяжелая и невыносимая работа: на мельницах, плантациях или в шахтах. Невольники носили на своих плечах неподъемные грузы, задыхались от работы в душных шахтах. На кораблях рабов брали в качестве гребцов и приковывали их цепями, часто избивая плетью. Большинство рабов очень рано умирали, не выдержав нагрузок, недостатка пищи и сна, избиения.
Существовали и рабы для дома, их использовали в качестве прислуги. Они готовили хозяевам еду, учили их детей, некоторым доставалась грязная работа, например, в конюшне.
За хорошее служение господину или государству рабу могли даровать свободу. Он становился вольноотпущенным, но при этом все равно не имел полноценных прав и платил в казну государства пошлину.

женщины рима фото
Женщины-рабыни в Древней Греции

Чаще всего женщин-рабынь использовали в качестве прислуги в домах древних греков. Им поручали различную работу: уход за детьми, готовка пищи и подача воды для омовения рук перед трапезой. Некоторым из них доставалось звание ключницы, включающее в себя управление всем хозяйством в доме, ведение продовольственных записей.
В общем же, положение женщин-рабынь было незавидно. Они не могли перечить хозяину, если он пожелает разделить свое ложе с ними. Тем не менее сыновья, рожденные рабыней от господина, считались свободными гражданами. Хотя такое происхождение и накладывало неприглядный отпечаток на социальный статус человека.

фото: Рабство в Древней Греции

Рабство в Древней Греции было приемлемым и распространенным явлением, как и в большинстве организованных обществ того времен.

Рабы играли важную роль в древних обществах, поскольку их использовали при строительстве храмов и других строительных работах, однако, они были заняты в важнейшей области сельского хозяйства.

Ремесленники, которые работали со своими мастерами, жили в своих кварталах и зарабатывали деньги на добровольной основе.

Даже величайшие мыслители того времени, а их было очень много, не могли представить себе мир, свободный от рабства, поскольку это было столь устоявшимся явлением.

Однако с рабами обращались по-разному, и условия, в которых они жили и работали, могли различаться - в значительной степени в зависимости от времени и места, в котором они жили.

В Афинах, городе-государстве с демократическим правительством, люди росли вместе с семейными рабами, и дружить с ними было обычным делом.

С другой стороны, в олигархической Спарте с рабами обращались жестко, а условия их жизни были бесчеловечными и унизительными.

Кем были рабы в Древней Греции?

Было много источников, поставляющих рабов в экономику. Некоторые из рабов рождались свободными, но из-за бедности были проданы родителями на невольничий рынок.

Есть записи, в которых упоминается продажа не менее 20 000 рабов Филиппом II Македонским, отцом Александра Великого. После завоевания Скифии он добывал детей и женщин и продавал их на невольничьих рынках.

Рабство в древних Афинах

По оценкам, в Афинах в VI и V веках до нашей эры было до 80 000 рабов, а в среднем в семье было три или четыре раба.

Многие рабы работали и жили в доме своего хозяина, выполняя всю работу по дому и во многих случаях заботясь о детях семьи.

Рабы-мужчины делали покупки для домашнего хозяйства. Если они жили и работали самостоятельно, они платили своим хозяевам периодические выплаты.

Есть письменные документы, свидетельствующие о том, что рабы участвовали в строительстве Эрехтейона и работали на серебряных рудниках Лауриона.

Известно, что рабыни занимались обработкой шерсти и розничной торговлей, их также использовали в качестве кормилиц для младенцев. Также известно, что они работали в ремесленных мастерских на агоре.

Рабыни также работали проститутками в публичных домах и наложницами, лишенными любых прав. Иногда наложница оставалась с мужчиной в его доме - вместе с его женой. В других случаях ей давали отдельный дом, в котором жили бы ее дети.

В классические времена рабский труд был основной рабочей силой в ремесленной промышленности. Большинство ремесленных фабрик принадлежало богатым политикам.

Есть записи о том, что Демосфен владел двумя фабриками, которые в основном содержались рабами. Одна из этих фабрик производила мечи и имела около 30 рабов, а другая использовала 20 рабов и производила кушетки.

Лисий, известный писатель, владел крупнейшим в истории производственным центром: фабрикой по производству щитов, где 120 рабов работали, производя сложное оружие.

Рабы в Спарте

В городе-государстве Спарта все рабы принадлежали государству. Их считали врагами и заставляли носить унизительную одежду, чтобы отличать их от спартанцев.

Спартанцы называли их илотами (είλωτες) - это слово до сих пор используется в Греции для обозначения того, кто много работает с низкой оплатой и в плохих условиях.

Илоты невероятно превосходили численностью жителей примерно в двадцать один раз. Илоты составляли всю основу спартанской экономики и играли важную роль в производстве продуктов питания.

Однако спартанцы относились к илотам как к животным и не позволяли им покидать место, которое они обслуживали.

Илотов публично торжественно избивали, чтобы напомнить им об их рабском положении. Даже убийство илота не было наказуемым деянием.

По словам Плутарха, спартанцы даже заставляли своих рабов напиваться, чтобы показать молодым спартанцам проблему чрезмерного пьянства. Хуже того, юным спартанцам было дозволено кинжалами убивать илотов по своему желанию, чтобы терроризировать их и держать их в страхе и подчинении.

Спартанцы также производили потомство с женщинами-илотами, чтобы увеличить число государственных служащих. Этих детей называли ноти (νόθοι), они занимали промежуточное положение между рабом и свободным человеком.

Восстания рабов в Древней Греции

Читайте также: