Публицистика это кратко в истории

Обновлено: 04.07.2024

Значительное развитие русская политическая мысль получает в трудах Владимира Мономаха, который вошел в историю не только как выдающийся государственный и военный деятель Древней Руси, но также и как автор нескольких сочинений. Его знаменитое “Поучение” – это не только свод бытовых нравственных советов, но и политическое завещание князя. Владимир Мономах выдвигает задачи общегосударственного порядка, считая обязанностью князя заботу о благе государства, о его единстве. Он призывал прекратить междоусобицы, предупреждая, что из-за них “погибнеть земля Руская. ”.

В целом “Поучение” окрашено личным чувством. Владимир – это не только государственный деятель, но и чувствующий, остро переживающий жизненные события человек. Его волнует проблема этической ответственности человека за происходящее, проблема сохранения сострадания, справедливости, чести, трудолюбия. Его “Поучение” в полной мере можно назвать одним из первых публицистических произведений.

Немалое литературное наследство оставил и Кирилл Туровский. Большое количество дошедших до нас произведений, свидетельствует о значительной популярности сочинений этого древнерусского мыслителя в русском обществе. Особый интерес представляет "Притча о человеческой душе и теле", в которой автор, в символически-аллегорической форме раскрывая суть взаимоотношений тела и души, поднимает духовно-нравственные проблемы. Вывод, который делает Кирилл Туровский из своих рассуждений, однозначен: каждый человек должен крепить свою душу и изгонять телесные искушения, только тогда перед ним откроются врата Царства Небесного.

Даниил Заточник – один из самых загадочных древнерусских авторов. В “Молении” в образной форме иносказаний и афоризмов автор саркастично изобразил быт и нравы своего времени, трагедию незаурядного человека, которого преследуют нужда и беды. Даниил Заточник – сторонник сильной и “грозной” княжеской власти, к которой он обращается с просьбой о помощи и защите. Даниил выше всего ставит интеллектуальную силу человека, встает на защиту человеческого достоинства. Мудрый человек, стремясь выбраться из бедственного, безвыходного положения, не может и не должен поступаться своим человеческим достоинством, идти против своей совести.

Нравственность и политика тесно переплетаются в “Слове о полку Игореве”. Сознание необходимости единения, совместных действий против половцев, призыв к воскрешению старых идеалов “братолюбия” — вот что находится в центре внимания автора. Это произведение является политической речью, написанной в жанре политической риторики и предназначенной для оглашения на княжеском съезде.

Событиями монголо-татарского нашествия вызвано появление в древней литературе поэтического произведения “Слово о погибели Русской земли”. Оно по теме и стилю перекликается со “Словом о полку Игореве”. Эти памятники имеют много общего: высокий патриотизм, проявление национального самосознания. Центральная тема “Слова о погибели Русской земли” – скорбь о Русской земле, поруганной иноземными захватчиками. Тема эта развернута автором на основе контрастного противопоставления разорения Руси и ее недавнего прошлого.

Серапион – самый видный церковный проповедник XIII века. От его творчества сохранилось 5 поучений – яркие памятники трагической эпохи. В трех из них автор рисует живую картину разгрома и бедствий, обрушившихся на Русь, считает их Божьей карой за грехи, проповедует путь спасения во всенародном покаянии и нравственном очищении. В двух других поучениях он обличает веру в колдовство и грубые суеверия. Это один из прекрасных образцов древнерусского церковно-учительного красноречия.

Можно сделать вывод, что произведения древнерусской литературы не только остро реагируют на политические события в стране, но и поднимают духовно-нравственные проблемы.

Публицистика XIV – XVII веков

Идея единения народа не утратила своей актуальности и в последующий период – с XIV по XVII века, но приобретает новый аспект: народ должен объединиться не только для защиты государства, но и для управления им, то есть необходимо создание сословно-представительной монархии как наилучшей формы правления для России.

Стремление оправдать борьбу Ивана Грозного против боярства и доказать необходимость сильной самостоятельной самодержавной власти наиболее ярко выразилось в сочинениях Пересветова И.С. – публициста конца XVI и начала XVII века, автора “Эпистолы” и “Большой челобитной”. Пересветов выдвигает принцип равенства всех перед лицом государя, борется против неравенства по рождению и выступает за неравенство, создаваемое самим правительством, награждающим лучших.

Ермолай-Еразм – русский писатель и публицист XVI века, автор повести о Петре и Февронии Муромских. Наиболее важным его публицистическим произведением является трактат “Благохотящим царем правительница”, который был направлен им царю с предложением проведения социальных реформ. Автор сочувственно относится к крестьянству как основному создателю благосостояния общества. По его мнению, крестьянство терпит непосильные лишения, более всего притесняемое боярством. Поэтому он предлагает среди прочих реформ и такие, которые могли бы облегчить его тяготы. Ермолай-Еразм призывает царя к действиям на благо всего общества.

Старец Филофей в историю русской литературы вошел, прежде всего, как писатель-публицист, в сочинениях которого идея московского единодержавия получила свое наиболее законченное литературное оформление, как создатель знаменитой теории “Москвы — третьего Рима”. Идея произведения “Послание на звездочетцев” – показать особую роль России как единственной православной страны, которая уцелела в мире, утратившем истинное христианство.

В этот период получает распространение духовная публицистика: беседы, поучения, незатейливые нравоучительные рассказы. Основным содержанием их была проповедь всеобщей христианской любви к людям и Отечеству. Но острота политического содержания, как необходимый признак публицистики, есть даже в произведениях, повествующих о жизни святых, а тем более в публично адресованных посланиях. Их рассылали по всей Руси и многократно зачитывали перед народом. Так происходило со многими пастырскими и княжескими посланиями.

Активное противостояние в обществе, расколы в церковной среде, политические выступления XVI – XVII веков вызвали к жизни публицистические воззвания, письма и листовки. Среди прогрессивных публицистов того времени Максим Грек, Вассиан Патрикеев, Иван Пересветов, Андрей Курбский, Иван Грозный [2] . Таким образом, в русской литературе XVI – XVII веков происходят серьёзные изменения – она приобретает характер религиозно-политической публицистики, проникая в летопись, в жития святых, в деловую письменность. Это послания Ивана Грозного, “Житие протопопа Аввакума”. А с началом крестьянских войн публицистика окончательно разрывает связи с богословской риторикой и становится светской.

Переписка Смутного времени, объединявшаяся в специфические подборки и отсылавшаяся в соседние города, создавала предпосылки для возникновения русской периодической печати. Комплект документальных и агитационных текстов, отправленный из Нижнего Новгорода вологжанам, дополнялся документами из Москвы, Смоленска и Рязани. Так объединялись известия из разных источников, создавая панораму политических ситуаций в русских княжествах [3] , т.е. появился прототип газеты. Интересно, что становление периодической печати в Европе происходит в этот же период.

Публицистика XVIII века

XVIII век был интереснейшим, напряженным и результативным веком в истории государства Российского: реформы Петра Великого, “просвещенный абсолютизм” Екатерины II, в это время бурно развивается наука, образование, культура и общественно-политическая мысль России. Самый главный вопрос, получивший оценку у всех выдающихся деятелей того времени, несомненно, крестьянский вопрос. Однако единства в оценке крепостного права не было.

М.М. Щербатов, помещик, экономист и публицист немало своих трудов посвятил крестьянскому вопросу. Он обращает внимание на отсталость российского земледелия, низкую производительность труда крестьян. Щербатов критикует либеральную деятельность Екатерины II, считая, что ее действия ведут к оттоку крестьян из деревни. Он резко выступает против отмены крепостничества, считая безумством освобождение крестьян.

Другая часть российских деятелей придерживалась противоположных взглядов – это А.П. Сумароков, Феофан Прокопович, А.Н. Радищев и многие другие. А. Н. Радищев — публицист, выступавший против монархии и крепостного права, провозгласивший в своей книге “Путешествие из Петербурга в Москву” необходимость революции в России. Картины крепостной неволи и самодержавной деспотии написаны в ней пером страстного патриота, защитника родного народа. В произведении с неслыханной для того времени смелостью и прямотой автор наносил сокрушительные удары по всем устоям тогдашней императорской России: крепостному праву, господствующей православной церкви, царской власти.

Ф. Прокопович отстаивал идею приоритета светской власти перед церковью. В трагикомедии “Владимир” он подвергает резкой критике реакционное духовенство, которое было главным противником преобразований Петра Великого. Так начинается проникновение публицистики в художественную литературу.

А. П. Сумароков – автор девяти трагедий, которые носили ярко выраженный политический и публицистический характер. Например, в трагедии “Дмитрий самозванец” Сумароков выразил мысль о том, что правитель, монарх, который не способен навести порядок во вверенном ему государстве, должен быть подвергнут всеобщему презрению народа и свергнут с престола.

Главный вопрос, который поднимают публицисты XVIII века, – крестьянский. Особое внимание уделяется падению нравственности правящих слоёв. Решение социальных и политических проблем авторы видят в просвещении народных масс.

Публицистика XIX века

В XIX веке наблюдается стремительное развитие публицистики в России, она сделалась неизбежным элементом и художественной литературы, и критики. Центральной проблемой произведений этого жанра оставался вопрос об освобождении крестьян и форме политической власти. Активность общественной мысли выявила такие имена, как М.П.Погодин, С.П.Шевырев, Н.И.Греч и Ф.В.Булгарин. Ярким образцом публицистики являются “Выбранные места из переписки с друзьями” Н.В.Гоголя.

Блестящими образцами революционно-демократической публицистической критики 60-х годов стали статьи Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева. Замечательными публицистами-художниками являются Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский, Ф.М.Достоевский. Публицистика 40—60-х гг. ставила проблему крепостного права, свободы человеческой личности, женской эмансипации, семьи и брака, идеи социализма и революции.

Публицист-славянофил А.С.Хомяков считал, что Россию в целях оздоровления ее социальности нужно вернуть к началам православия, которые он видел в Киевской и Московской Руси, возродить сам "дух православия", который, по его убеждению, хранился в народе.

Блестящим публицистом-критиком был В.Г.Белинский, один из представителей русского "западничества". Письмо Белинского к Гоголю — замечательный яркий памфлет, с четко выраженными политическими требованиями. В. Г. Белинский был первым русским журналистом, кто соединил публицистику с обществом и поставил ее на службу не литературе, а государству.

Н.А.Добролюбов — выдающийся публицист, литературный критик. Для Добролюбова его литературная деятельность в “Современнике” была единственной и главной трибуной, с которой он мог вести непрекращающуюся пропаганду своих идей. Главное назначение своей литературной деятельности Добролюбов видел в проповеди революционно-демократических идей. Народ в его представлении — главная движущая сила истории. В статьях “Что такое обломовщина?” и “Когда же придёт настоящий день?”, посвящённой роману И.С. Тургенева “Накануне”, он утверждал: России нужны новые люди, для которых защита народных интересов станет главным делом их жизни [4] .

Д.Страхова нельзя безоговорочно зачислить ни в какой философский или мировоззренческий “лагерь”. Активный сотрудник неославянофильских журналов “Время”, “Эпоха”, “Заря”, в которых он отстаивал идею “русской самобытности” и монархии, подвергал критике либеральные и нигилистические воззрения, бывшие весьма популярными, высказывал своё враждебное отношение к западу и опубликовал ряд статей против Чернышевского и Писарева.

“Русское слово” – одно из самых ярких демократических изданий 60-х годов. Журнал этот, выходивший в течение шести лет, пользовался большим авторитетом у передового читателя. По всем основным проблемам общественно-политической жизни в период своего расцвета (1863–1865 гг.) “Русское слово”, хотя и не всегда последовательно, но страстно и самоотверженно, отстаивало революционно-демократические позиции. На его страницах развернулась деятельность Д.И.Писарева – выдающегося революционера, замечательного литературного критика и публициста, талантливого пропагандиста естествознания.

Практически все политические или общественные явления второй половины девятнадцатого века нашли своё отражение в творчестве Ф.М.Достоевского. На страницах романа “Преступление и наказание” он полемизирует с революционерами-демократами, нигилистами, сторонниками других идей, получивших распространение в 60-х годах XIX века. В 1876 году, основывает и начинает единолично выпускать отдельное издание по типу ежемесячного журнала под названием “Дневник писателя”. Этот журнал имел необыкновенный успех у читателей, умножая славу Достоевского — писателя и публициста.

Публицистическая и редакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в “Отечественных записках” явилась новым этапом той работы, которую он начал еще в “Современнике. В публицистических циклах “Признаки времени” и “Письма о провинции” Салтыков-Щедрин, как бы подводя итог послереформенному десятилетию, ставит вопросы, волновавшие всех сотрудников и читателей “Отечественных записок”: что изменилось в жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного движения? Писатель увидел причину неудачи борьбы в том, что слишком неоднородно было “движение реформаторов”, как он условно называл движение 60-х годов. Хотя крепостное право юридически было отменено, сатирик утверждал, что крепостное право живет во всем — “в нашем темпераменте, в нашем образе мыслей, . Все, на что бы мы ни обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается” [4] . Одной из главных тем его литературной деятельности становится разоблачение либерализма. Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к личному благополучию господствует в либеральном обществе. Но именно эти качества и определяют их будущее поражение, считает писатель [5] .

Публицистика XIX века отразила бурную общественно-политическую жизнь России, и этот период можно считать окончательным оформлением её как самостоятельного литературного жанра.

Публицистические произведения - это отражение эпохи, злободневных тем времени, поэтому они тесно связаны с историческими, экономическими и социальными процессами, происходящими в стране.

Основными темами произведений древнерусской литературы является проблема единения народа перед лицом внешней опасности, а также духовно-нравственные проблемы.

Одной из наиболее важных тем для церковных публицистов XII–XIII веков стала тема нравственности человека и его служения Господу, проблема человеческого достоинства и чести, нравственного очищения.

Публицисты XIV–XVI веков критиковали политический режим, выражали сочувственное отношение к тяжёлому положению крестьянства. И в эту эпоху не теряет значимости тема человеческого достоинства, ума.

Главный вопрос, который поднимают публицисты XVII–XVIII веков, – крестьянский. Особое внимание также уделяется падению нравственности правящих слоёв. Решение социальных и политических проблем авторы видят в просвещении народных масс.

Публицистика XIX века отразила бурную общественно-политическую жизнь России, и этот период можно считать окончательным оформлением её как самостоятельного литературного жанра.

Мы видим, что меняются эпохи, политические устройства общества, но для публицистики вечной остаётся тема духовной нравственности каждого человека и общества в целом.

Далее исследователь тесно связывает публицистику с политической деятельностью, имея в виду ее социальный аспект. Из этого можно вывести, что основа публицистического текста – случай из социальной жизни, обобщенный до общественно значимого явления. Анализ и обобщение роднят публицистику и аналитику, а отличается она яркой гражданской позицией автора.

История возникновения

История публицистики восходит к временам Древнего мира. Прообразом является ораторское искусство Древней Греции и Рима. Выступления включали в себя приемы риторики, актерского мастерства и психологии. Целью был детальный анализ проблемы и убеждение слушателей.

история публицистики в мемах

Те же черты выражались в жанре проповеди, которая была предтечей публицистики в Средних веках. Также публицистикой можно назвать труды на религиозные темы, которые несли воспитательно-нравоучительную функцию. Однако настоящий публицистический жанр появился в эпоху Возрождения. Это был памфлет – обличительное произведение на социальную тематику. Именно с этого времени публицистика основывалась на случаях из социальной жизни.

история развития публицистики в мемах

Основные черты

Основы публицистики – это осмысление отдельных фактов социальной жизни как представление общественно значимых явлений. То есть, если хочется рассказать о бюрократии, то нужно не абстрактно рассуждать, а начать с частного случая, после все обобщить.

В публицистике журналистика тесно сливается с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что выражается в языке, средствах выразительности. Также имеет большое значение впечатление автора и его осмысление факта.

Главные функции публицистики – экспрессивная (воздействующая) и информативная.

функции публицистики

Виды, жанры и стили

Публицистику можно разделить по тематическим видам: военная, литературная (это расширенная версия отзыва или рецензии, в которой затрагивается не только конкретное произведение, но и современная автору социальная ситуация), политическая, социальная (затрагивает наиболее острые проблемы, но социальный аспект присутствует в любом из видов), философская, сатирическая.

Жанры художественно-публицистических произведений:

язык публицистики, Хантер Томпсон

Язык публицистики сочетает в себе экспрессию и стандарт. Здесь могут присутствовать выражения как публицистического стиля, так и художественного (а этот последний стиль может сочетать в себе все остальные и даже позволять отступления для наилучшего выполнения авторской задачи).

Особенности лексики – сочетание общественно-политических выражений с разговорными и даже просторечными. Могут добавляться авторские неологизмы, переносное значение слов, а также пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты. Интересную и новаторскую публицистику можно встретить в гонзо-журналистике.

Средства выразительности обусловлены функциями. С экспрессивностью связана оценочность, для этого употребляются эпитеты с положительной или отрицательной оценкой. Также могут употребляться метафоры и сравнения, чтобы убедить читателя и передать ему авторскую позицию. Информативность достигается документальностью изложения, выражающимися специальными терминами, профессиональными выражениями.

Особенности

Итак, характеризуют публицистику:

  1. Сочетание экспрессии и информации;
  2. Использование разнообразных стилей языка для более яркого изображения описываемого явления;
  3. Стремление передать аудитории собственную точку зрения на определенную проблему;
  4. Общественный резонанс темы;
  5. Преобладание художественности над срочностью.

Примеры

Эпоха Просвещения в Европе является прекрасным временем для публицистики (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. де Монтескьё).

В России наибольшего внимания заслуживают авторы XIX века. Множество писателей обращалось к публицистике – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен. Критика была не аналитическим, а публицистическим жанром, авторы затрагивали и общественные проблемы (В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и Д.И. Писарев).

пример публицистики

Публицистика времен войны поражает энергичностью, сильным гражданским посылом к единению против врага. Главные авторы – А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, М. Шолохов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л. Соболев, В. Вишневский, Л. Леонов, М. Шагинян, А. Сурков, В. Величко.

ПУБЛИЦИСТИКА (от слова публичный, общественный) — область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно-политические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенного класса в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженные оценку, призыв и т. д. В то время как художник свое идейное утверждение дает через систему образов, у публициста образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли, к-рое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы. От научно-теоретических работ П. отличается тем, что она не имеет специфических черт научного исследования и пользуется теми или другими научными исследованиями, стремясь к разработке вопросов общественного порядка и освещению их уже на основе добытого научного знания. Самым ярким жанром П. является памфлет (см.). В памфлете всегда звучат ирония, сарказм, насмешка, издевательство над врагом и яркий горячий призыв к читателю. Публицистическими жанрами являются также фельетон, заметка, обращение, воззвание, прокламация, политическое письмо, лозунг, публицистическая статья. Особое место в П. занимают такие жанры, как воспоминания, письма, дневники. Дневники Герцена, Добролюбова, многочисленные воспоминания о Ленине, Сталине и т. д. могут быть приведены как образцы публицистических произведений.

Выясняя вопрос о взаимоотношении публицистики и литературы художественной, надо отличать те литературные произведения, в которых выступает тенденция, не вытекающая из положения и действия (по выражению Энгельса), от тех произведений, где публицистичность является органической частью идейно-образной системы. Публицистичность первого рода может проистекать и из неумения художника образно отразить мир, неумения, обусловленного в частности художественной беспомощностью автора.

Развитие публицистики тесно связано с развитием общественной жизни. П. феодальной формации, П. капиталистической эпохи в зависимости от политических условий, места и времени либо существует самостоятельно либо пользуется художественной литературой и критикой как средствами, создавая особый тип художественной литературы и публицистическую критику. В эпоху диктатуры пролетариата П. развивается наряду с художественной литературой и критикой, становясь в руках пролетариата мощным орудием коммунистического перевоспитания масс и пропаганды идей коммунизма и пролетарской революции во всем мире. В то же время советская художественная литература и критика, сохраняя свою специфичность, приобретают четкую идейную направленность и заостренность, выражая этим свойственную пролетарскому мировоззрению действенность, партийность.

В период Реформации, когда крестьянское движение шло под знаменем религиозной борьбы, возникла нужда в обращении к широким народным массам. Этой потребности отвечала П., видное место среди произведений к-рой занимает полемика между Фомой Мюнцером — вождем крестьянского восстания 1525 — и вождем Реформации Лютером.

Разве публицистика и журналистика — это не одно и то же?

Что такое публицистика?

Сама по себе публицистика — это область литературы, которая освещает актуальные общественно-политические вопросы. Она смотрит на них с позиции определенного класса, стремится воздействовать на общество и поэтому содержит ярко выраженные оценку, призыв и прочее. Как правило, публицистика выступает реакцией общества на какую-то проблему, оказывает реальное влияние на политические движения, поэтому она включает в себя литературу и массовую агитационную, и пропагандистскую.

От художественной литературы публицистику отличает то, что если в первой идея передается через систему образов, то во второй образ привлекается лишь как одно из средств выражения мысли. При этом он может и отсутствовать, не нарушая общего вида публицистической работы. Памфлет — один из самых ярких жанров публицистики. В нем практически всегда присутствуют ирония, сарказм, насмешка, издевательство над врагом, а также пламенный призыв к читателю.

Вклад Ришелье в публицистику

Первая периодическая газета родилась во Франции. Как это связано с публицистикой? Так или иначе, появление первой в истории периодической газеты и развитие публицистики во Франции в XVII веке все-таки тесно связано. Можно сказать, что во многом все это возникло благодаря кардиналу Ришелье и его окружению.

Уже в начале XVII века во Франции многие понимали, что общественное мнение очень важно для политики. Для контроля и тел, и умов подданных правящим кругам надо было привлечь проповедников и писателей, которые бы защищали их политику. Лучше всех это осознавал кардинал Ришелье. С 1642 года он был первым министром Франции и фактически управлял страной от имени короля Людовика XIII.

В журналистике большинству Ришелье известен тем, что вместе с Теофрастом Ренодо он основал первое в истории периодическое издание La Gazette. Но еще до этого события кардинал много занимался пропагандой. Она была тщательно продумана и по форме, и по содержанию, чтобы содействовать распространению идей или создавать нужное настроение. Ришелье сам участвовал в издании памфлетов, большая часть из них была направлена на борьбу с антииспанскими настроениями. Кардинал использовал больше писателей для прославления своей администрации, чем любой другой государственный деятель. Среди них были Матье де Морг, Франсуа Ланглуа, Сьер де Фанка.

Теофраст Ренодо.jpg

Во многих проправительственных памфлетах, появившихся между 1624—1627 годами, прослеживались две основные темы: восстановление авторитета королевской власти и осуждение испанского народа. Король рассматривался как главный рычаг в жизни нации, а испанцы критиковались за их гордыню, честолюбие и беспринципность.

Правда, в начале 1631 г. Мария Медичи, мать Людовика XIII, развернула кампанию по дискредитации политики Ришелье. В составлении памфлетов против него принял участие Матье де Морг — он перебежал на сторону врагов кардинала. Именно эти агрессивные анонимные памфлеты заставили Ришелье искать новые пути воздействия на общество, а именно La Gazette.

Публицистика в годы Великой французской революции

Еще в период подготовки к Французской революции стала особенно популярна публицистика в формах памфлета, фельетона, газетной сатиры Особенно выделились просветители вроде Вольтера, А. Дидро, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Бомарше и др. Можно сказать, что сама революция держалась на нескольких публицистах и по совместительству журналистах того времени. Среди них были Жан-Поль Марат, Камиль Демулен, Максимилиан Робеспьер, Мирабо и другие.

Камиль Демулен.jpg

Жан-Поль Марат — друг народа и мученик свободы?

Жан-Поль Марат.jpg

Лейтмотивом всех брошюр, статей и памфлетов Марата был призыв к насилию и террору. Его обвинения были чисто политическими, но звучали чудовищно. Публицистика Марата была очень эмоциональна, хотя по содержанию статьи однообразны — большинство работ написаны по одной и той же схеме.

Публицистика в Англии

К середине XVII века английская буржуазия окрепла и начала бороться за свои политические права. Взгляды на политическое устройство короля Карла I, парламента и в принципе ведущих деятелей Англии расходились. Фактически их борьба велась с 1640 по 1649 годы: король несколько раз то созывал, то распускал парламент, когда ему было нужно, а представители законодательного органа всеми силами старались ограничить власть короля.

Борьба общества и парламента против Карла I требовала своей аргументации — все это как раз и отразилось в публицистике. Печать и особенно памфлеты были самым эффективным оружием в политической борьбе именно потому, что периодическая пресса в середине XVII в. была еще слабо развита. Сатирические произведения распространялись по всей стране и подробно, в красках освещали политическую борьбу между сторонниками короля и оппозицией.

Даниэль Дефо.jpg

Сторонник парламента Генри Паркер, близкий к партии индепендентов, в своих памфлетах говорил обратное. Он выдвигал теорию народоправства — королевская власть не первична, а вторична. Весь парламент в его лице был уверен, что английская корона получила власть от народа и для народа. По его теории, парламент — это народный представитель, а потому он стоит выше власти короля.

Джонатан Свифт.jpg

Надо сказать, что промышленный переворот в Англии и развитие буржуазных отношений в принципе создали мощное развитие публицистики как формы политической борьбы. На появление периодических органов печати вроде The Spectator и широко известных памфлетов Свифта и Дефо повлияли борьба за освобождение Ирландии, чартистское движение и многое другое.

Как связаны античная риторика, свобода печали и публицистика?

Тем не менее сам англичанин продолжительное время занимал пост государственного служащего, который в том числе осуществлял цензуру. Вероятно, Мильтон считал, что лучше него с такой работой никто не справится. Но он до последнего отстаивал свободу английской прессы, и в 1649 году вышел Акт о печати, согласно которому можно было публиковаться без предварительной цензуры, но указав имя, если понадобится.

Английские памфлетисты

Джон Лильберн и Джерард Уинстенли — еще два значимых памфлетиста эпохи Английской революции 1640−1660 годов. Первый был лидером левеллеров — радикальной политической партии, которая выступала против частной собственности, за республику и законодательное ограничение парламентской власти. Второй же принадлежал к самому левому движению — диггерам, защищавшим интересы городской и сельской бедноты. Оба идеолога оказали значительное влияние на публицистов Великой французской революции (1789−1794), а имя Уинстенли можно найти на памятнике борцам за счастье человечества в Александровском саду в Москве.

Джон Лильберн.jpg

Джон Лильберн всю жизнь провел в политической борьбе. Еще в молодости, в 1638 году, он был приговорен Звездной палатой к позорному столбу и публичной порке за распространение запрещенных в то время пуританских памфлетов. Остальных памфлетистов за год до этого, когда Лильберн скрывался в Ирландии, подвергли отрезанию ушей, клеймению каленым железом и пожизненному заключению. Стоя у позорного столба, англичанин произнес пламенную речь и бросил в толпу несколько листовок с запрещенными текстами, за что его посадили в первый раз.

Английская публицистика после революции

После принятия Билля о правах английская пресса быстро продолжает развиваться. И публицистика не теряет своего веса.

Публицистика в годы Реформации в Германии

Немецкая печать и пресса развивались в условиях раздробленного государства. В XVI-XVII веках Германия была разбита на отдельные феоды, где каждый из князей пытался поддерживать абсолютизм в масштабах своего владения. Из-за этого газеты, которые сначала были исключительно информационными, а затем стали информационно-аналитическими, были заключены в локальные рамки.

Реформация в XVI веке и Крестьянская война 1524−1525 гг. дали сильный толчок к развитию публицистических произведений. Реформация — это движение, которое касалось не только церковно-религиозных, но и социально-политических преобразований. Общество менялось, зарождались новые классы, но институт церкви со скрежетом подстраивался под новые реалии. В Германии, как в государстве со слабой центральной властью, этот вопрос был особенно острым — население было недовольно папской курией.

Мартин Лютер.jpg

Мартин Лютер и Томас Мюнцер — больше, чем проповедники?

По словам Ф. Энгельса, Реформация касалась, в первую очередь, не церковных проблем, она вскрывала классовые противоречия в обществе Германии. В то время оформилась аристократическая часть духовенства, держащая власть в своих руках и смело ею пользовавшаяся. Городское общество делилось на патрициат, самый богатый слой городского населения, и оппозиции: бюргерскую, чьи требования носили только конституционный характер, и плебейскую, которая состояла из низших масс общества без гражданских прав. Мартин Лютер главенствовал над бюргерской реформацией, Томас Мюнцер — над плебейской.

Томас Мюнцер.jpg

Читайте также: