Кратко о моей памяти

Обновлено: 04.07.2024

Память играет очень важную роль в жизни человека. С её помощью закрепляется и сохраняется прошлый опыт. Память делает возможным повторно использовать данную информацию или просто возвращаться в сферу сознания. Важная функция памяти - это связь прошлого человека с его настоящим. Конечно же без хорошей памяти невозможно обойтись ни в процессе учёбы, ни на работе.

Всё, что человек знает или умеет, является следствием работы его мозга, который делает возможным сохранять множество образов, мыслей, чувств и другой информации. Если у человека не будет памяти, он не сможет ничему научиться. Он даже будет не способен жить самостоятельно.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что память необходимо тренировать и развивать. Чтобы улучшить память и сделать её более продуктивной, можно использовать следующие приёмы: заучивание стихов, запоминание картинок, интеллектуальные игры и тому подобное.

Существует несколько причин, которые способны влиять на продуктивность памяти: интерес к заучиваемому материалу, его сложность, личные способности человека, обстановка, в которой находится учащийся.

Если человек быстро все запоминает, способен долго удерживать заученную информацию и может затем воспроизвести всё в точности - это значит, что у него хорошая память.

Все люди запоминают по-разному: у одних память образная, у других она логическая, а у третьих - эмоциональная. Образная память может быть зрительной, слуховой, осязательной. Многие люди лучше запоминают учебный материал, когда они его видят. Некоторые предпочитают прослушивать информацию, а другие делают это на ощупь. Но лучше, когда человек запоминает с помощью нескольких видов. Особенно важно, чтобы информация задерживалась в памяти как можно дольше. Для этого недостаточно просто зазубрить материал, лучше его заучивать осознано. Логика играет большую роль в запоминании.

Обладая хорошей памятью, легче жить: сдавать экзамены, играть в интеллектуальные игры, общаться с людьми, у которых разные интересы. Необходимо делать всё возможное, чтобы развивать свою память.

Сочинение №2

Воспоминания, как и сама абстрактная память, играют в жизни человека немаловажную роль, то и дело, направляя его, или предупреждая о чём то. Память – очень важный аспект в жизни любого человека, она позволяет ему, основываясь на прожитом опыте, руководствуясь им, выполнять различные дела, действия, и вообще, направлять свою жизнь в нужное русло.

Память сама по себе вещь неописуемая, которую просто так нельзя причислить ни к одной категории вещей в нашей жизни. Память начинает функционировать примерно с четырёх или пяти лет, и развивается и заполняется по мере взросления человека. Благодаря ей мы запоминаем всех людей вокруг, запоминаем дорогу от школы до дома, запоминаем важную информацию.

Память – своеобразный путеводитель по нашей жизни. Просто заглянув в нее, мы можем увидеть всё то, что с нами происходило в тот или иной отрезок времени. Конечно, мы можем не всё запомнить, но, как правило, важнейшие события из нашей жизни сохраняются в нашей памяти. И это одна и её прелестей. Она помогает хранить эмоции, хранить то, что когда то навело вас на очень сильные чувства, и это прекрасно.

Также память может послужить как вещь, предостерегающая от ошибок, совершенных в прошлом. Дабы избежать того что с вами уже происходило, достаточно просто вспомнить о данной ситуации, провести параллели с настоящим, и сделать выводы. С помощью данного алгоритма можно избежать множество проблем, и именно этим нам также очень сильно помогает наша память.

Но также есть и плохая сторона памяти. Иногда мы запоминаем ужасные события. Например, смерть близкого человека, или случай который произошел в вашей жизни, неважно, важно то, что как бы вы ни хотели избавиться от этих воспоминаний – они никуда не денутся. Эти воспоминания часть вас и с этим, скорее всего, придётся мириться.

Так или иначе, память потрясающая вещь в человеческом сознании, которая играет немаловажную роль в функционировании личности. Она, как было сказано выше, очень сильно помогает человеку в его жизни.

Но, так как данное сочинение было, написано основываясь исключительно на субъективном мнении, что стоит, несомненно, учитывать, то оно не претендует на объективность или исключительную верность.

9 класс. ОГЭ 15.3

У каждого в жизни происходят яркие события, которые остаются нашей памяти.

Что же собой представляет память и на какие виды она делится?

Память - способность человеческого мозга:

- воспроизводить её в нужный момент времени,

- восстанавливать мысли или ощущения, которые когда-то в жизни уже происходили.

За хранение информации отвечают практически все отделы головного мозга. Если начинается сбой в одном из подразделений , то человек может начать терять память. Чтобы не происходили сбои в системе, нужно тренировать её с помощью различных занятий, тестов и развивающих игр.

Память делят на виды: по времени, по типу информации, по задействованному органу чувств.

Память, которая удерживается длительное время, называют долговременной. Срок действия этой памяти неограничен и она может храниться всю жизнь. Кратковременная, наоборот, может удерживать полученную информацию очень небольшой промежуток времени.

В зависимости от того, какой тип информации получаем, память делят на вербальную и невербальную. Материалом для тренировки вербальной памяти могут быть не только предметы, а также набор слов, чисел, или целые тексты.

Невербальная позволяет сохранять и вспоминать услышанные звуки, ощущения, увиденные изображения.

Вид памяти, когда задействованы органы чувств (зрение, обоняние, вкус, слух, осязание) делят на:

- зрительную (сохраняет и воспроизводит зрительные образы картинок или вид природы) , как правило, она запоминается очень легко;

- обонятельную (запоминает запахи окружающего мира);

- вкусовую (воспроизводит вкусовые рефлексы: кислое, сладкое, горькое, солёное);

- слуховую (характеризуется запоминанием различных звуков в природе),

- тактильную (воспроизводит чувства, которые возникли при контакте с неким предметом).

Произвольная память, наоборот, позволяет нам сохранять информацию, которую нам нужно запомнить в любом случае. Например: выучить предмет перед контрольной работой или экзаменом.

В памяти откладываются моменты, когда человек испытывал болевые или неприятные ощущения. Поэтому, она помогает вновь не допускать подобных ошибок в жизни человека.

Также читают:

Картинка к сочинению Роль памяти в жизни человека

Популярные сегодня темы

Книга о Карлсоне, который живёт на крыше по авторством А. Линдгрен – это захватывающая и увлекательная история, которая несёт в себе важные воспитательные моменты как для детей, так и для родителей.

Свита Воланда представляет собой коллектив, прислуживающий своему хозяину. Кот Бегемот, Азазелло, Коровьев и Гелла — это мистические существа, обладающие магическими и шутовскими способностями.

Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., мы видим школьницу - девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные

Жила одна женщина, у нее не было детей, а она так мечтала о ребенке. Однажды пошла она к одной колдунье и рассказала ей о своей мечте. Колдунья дала ячменное зёрнышко, которое нужно было посадить в горшок для цветов и ждать.


Все о нашей памяти: как устроена память, любопытные факты, упражнения и полезные советы для развития памяти

Все о нашей памяти: как устроена память, любопытные факты, упражнения и полезные советы для развития памяти

— Каждый раз, когда не сможете вспомнить имя или название места, отмечайте в дневнике.
— А если я не смогу вспомнить о дневнике.

В этой статье мы познакомим вас с принципами работы памяти, расскажем о приемах запоминания и извлечения воспоминаний, поделимся упражнениями, рекомендациями ученых и неожиданными фактами о памяти. Вы это точно запомните 🙂

Как устроена память

фото на телефон

Все знают, что краткосрочная память используется тогда, когда вам нужно удержать в сознании какую-то мысль в течение примерно минуты (например, телефонный номер, по которому вы собираетесь позвонить). При этом очень важно не думать о чем-то еще — иначе вы сразу забудете номер. Это утверждение справедливо как для молодых, так и для пожилых людей, но для последних его актуальность все же немного выше. Краткосрочная память участвует в различных процессах, например, служит для отслеживания изменений в числе при сложении или вычитании.

Долгосрочная память отвечает за все, что понадобится нам более чем через минуту, даже если в этом промежутке вы отвлекались на что-то другое. Долгосрочная память делится на процедурную и декларативную.

  1. Процедурная память касается действий, к примеру, езды на велосипеде или игры на фортепиано. Если однажды вы научились это делать, впоследствии ваше тело будет просто повторять нужные движения — и управляется это процедурной памятью.
  2. Декларативная память, в свою очередь, участвует в осознанном вызове информации, к примеру, когда вам нужно восстановить список покупок. Этот вид памяти может быть либо вербальным (словесным), либо визуальным (зрительным) и подразделяется на семантическую и эпизодическую память.
  • Семантическая память относится к значению концептов (в частности, к именам людей). Допусти, знание о том, что же такое велосипед, относится этому виду памяти.
  • Эпизодическая память — к событиям. Например, знание о том, когда вы в последний раз отправились на велосипедную прогулку, взывает к вашей эпизодической памяти. Частью эпизодической памяти является автобиографическая — она касается различных событий и жизненных переживаний.

Структура долговременной памяти

Наконец, мы добрались до проспективной памяти — она относится к вещам, которые вы собираетесь сделать: позвонить в автосервис, или купить букет цветов и навестить свою тетушку, или почистить лоток кота.

Как формируются и возвращаются воспоминания

Воспоминание — это механизм, заставляющий впечатления, полученные в настоящем, влиять на нас в будущем. Для мозга новый опыт означает спонтанную активность нейронов. Когда с нами что-то происходит, кластеры нейронов включаются в действие, передавая дальше электрические импульсы. Работа гена и выработка протеина создают новые синапсы, стимулируют рост новых нейронов.

горы зимой

А вот процесс забывания похож на то, как снег ложится на предметы, укрывая их собой, от чего они становятся белыми-белыми — да такими, что уже не различишь, где что было.

У механизма извлечения воспоминаний имеется важное свойство. Его удалось тщательно изучить только в последние двадцать пять лет: когда мы достаем из внутреннего хранилища закодированное воспоминание, оно не обязательно распознается как нечто из прошлого.

Возьмем, к примеру, катание на велосипеде. Вы садитесь на велосипед и просто едете, а в мозге срабатывают кластеры нейронов, позволяющие крутить педали, держать равновесие и тормозить. Это один тип воспоминания: событие в прошлом (попытки научиться кататься на велосипеде) повлияли на ваше поведение в настоящем (вы на нем катаетесь), но вы не ощущаете сегодняшнюю велопрогулку как воспоминание о том дне, когда у вас впервые получилось это сделать.

велосипед

Если же попросить вас припомнить самое первое катание на велосипеде, вы задумаетесь, просканируете хранилище памяти, и, допустим, у вас возникнет образ папы или старшей сестры, которые бежали за вами, вы вспомните страх и боль от первого падения или восторг от того, что вам удалось-таки добраться до ближайшего поворота. И вы будете точно знать, что вспоминаете что-то из прошлого.

Два типа обработки воспоминаний тесно связаны в нашей повседневной жизни. Те, что помогают нам крутить педали, называются имплицитными воспоминаниями, а способность вспомнить день, когда мы научились кататься, — эксплицитными воспоминаниями.

Мастер собирать мозаики

У нас есть кратковременная рабочая память, грифельная доска сознания, на которой мы можем в каждый данный момент поместить какую-либо картину. И, кстати, она имеет ограниченную емкость, где хранятся присутствующие на переднем плане сознания образы. Но есть и другие виды памяти.

книги

Как и некоторые виды снотворного, алкоголь печально известен тем, что временно отключает наш гиппокамп. Однако состояние отключки, вызванное алкоголем, не то же самое, что временная потеря сознания: человек находится в сознании (хотя и недееспособен), но не кодирует происходящее в эксплицитной форме. Люди, испытывающие такие провалы в памяти, могут не помнить, как они попали домой или как встретили чело- века, с которым по утру проснулись в одной постели.

Гиппокамп также отключается в состоянии гнева, и люди, страдающие приступами неконтролируемой ярости, не обязательно лгут, когда утверждают, что не помнят сказанного или сделанного ими в этом измененном состоянии сознания.

Как проверить свою память

Психологи используют разные техники для проверки памяти. Некоторые из них можно провести самостоятельно дома.

тест на проверку памяти

Как память связана с органами чувств

По словам ученого Майкла Мерцениха, «один из наиболее важных выводов, сделанный на основе результатов недавно проведенного исследования, — то, что органы чувств (слух, зрение и другие) тесно связаны с памятью и когнитивными способностями. Из-за этой взаимозависимости слабость одного часто означает, или даже становится причиной, слабости другого.

мальчик

Например, известно, что пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, постепенно теряют память. А одним из проявлений этой болезни бывает то, что они начинают меньше есть. Оказалось, что, поскольку среди симптомов этого заболевания есть и расстройство зрения, больные (помимо прочих причин) просто не видят еду…

Кстати, любопытно, что воздействие синего света усиливает реакцию на эмоциональные раздражители гипоталамуса и миндалины, то есть участков мозга, ответственных за организацию внимания и памяти. Так что смотреть на все оттенки синего полезно.

Приемы и упражнения для тренировки памяти

Первое и самое главное, что нужно знать, чтобы память была хорошей — тренируйте ее. Исследования продемонстрировали, что гиппокамп, ответственный за пространственную память, увеличен у водителей такси. Это значит, что чем чаще вы занимаетесь деятельностью, которая задействует память, тем лучше вы ее прокачиваете.

А также вот еще несколько приемов, которые помогут вам развивать память, улучшать способность вспоминать и запоминать все, что нужно.

Книга Память не изменяет


1. Безумствуйте!

Некоторые вещи лучше всего запоминаются при помощи безумных ассоциаций. Представьте, что вы собираетесь отвести своего сына на футбольный матч на Бетховен-стрит. Чтобы не забыть эту информацию, вообразите себе Бетховена, сидящего за роялем, наигрывающего сонату и одновременно удерживающего у себя на голове футбольный мяч, а рядом — своего сына, с восхищением наблюдающего
за этим.

2. Создавайте хорошее настроение

Как показало исследование, проведенное профессором Ричардом Риддеринкхофом из университета Амстердама, позитивное настроение тоже способствует запоминанию. Если вы хорошо себя чувствуете, то и информация усваивается лучше. Как этого добиться? Кто-то вспоминает самые счастливые моменты своей жизни, кто-то ставит свою любимую музыку, а кто-то обещает себе награду (обязательно полезную!) за выполненное задание

3. Карандаш в помощь

И еще один лайфхак: не можете что-то вспомните — нарисуйте это. Если вы не помните этого сейчас, это не значит, что не помните совсем. Майкл Микалко уверен: рисунок и схематическое изображение полезны для извлечения из памяти информации, которая иначе могла быть не использована. Например, помните ли вы количество окон в вашем доме? Схематическое изображение дома позволяет увидеть и сосчитать окна.

А еще рисунки или схематическое изображение проблемы хорошо стимулируют творческое мышление, поскольку помогают заметить некоторые особенности, которые могут быть пропущены.

Упражнение на развитие памяти

Упражнение на развитие памяти

Прочитайте следующий список слов. Придумайте историю, где все эти слова будут фигурировать. Когда почувствуете, что запомнили все до одного слова, запишите их на листе бумаги. Не забудьте себя проверить.

Это задачка посложнее. Запоминайте в течение 1 минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строчках.

Упражнение на развитие памяти

Запоминайте группу животных, изображенных на картинке, в течение одной минуты. Дальше пока не подглядывайте 😉

Упражнение на развитие памяти

Теперь, не заглядывая на рисунок, запишите названия животных в алфавитном порядке.

Разрушительная нехватка воды

Любопытный факт. Оказывается, даже незначительное обезвоживание может крайне негативно повлиять на структуры мозга, ответственные за внимание, психомоторные и регулирующие функции, а также мышление, память и восприятие.

освежающий напиток

Нехватка воды, как уже было доказано, замедляет реакцию рабочей памяти, снижает внимание и концентрацию и повышает усталость и тревожность у взрослых людей.

И самое плохое, что, как подтверждают некоторые исследования на крысах, когнитивные нарушения, возникающие вследствие обезвоживания, скорее всего, необратимы, поскольку ущерб наносится мозгу на клеточном уровне. По мере старения риск обезвоживания неуклонно растет: об этом тоже не стоит забывать.

Подушка — всему голова

Сон — это сама память, изменяющаяся прямо на глазах.
Берт Стейтс

Ночью мозг поразительно активен, и не только когда подсовывает нам сценарий, согласно которому мы обретаем способность летать — сами по себе, без помощи аэроплана. Используя те же нейронные цепи, которые позволяют нам существовать в дневном мире, мозг, заступая в ночную смену, принимается выполнять грандиозный набор важных когнитивных задач.

Например, когда мы только засыпаем, нам видятся некие лишенные сюжета образы, связанные с одной из важнейших функций, выполняемых мозгом по ночам. Он заново прокручивает все, что мы испытали в период бодрствования, дабы извлечь из этого опыта самое существенное, то, что будет отправлено в долговременную память.

щенки спят

Так обновляется внутренняя модель мира, которая руководит нашим дневным поведением.

Но они также фиксировали, что происходило в этих клетках, когда крысы спали. Когда спящие крысы входили в фазу REM (быстрый сон) и, как принято считать, видели сны, импульсы возникали в тех же скоплениях нейронов, что и при дневной беготне по лабиринту. Только представьте себе!

science

Повторы импульсов были настолько точными, что Уилсон мог даже показать какому именно месту в лабиринте соответствовал тот или иной импульс — где находилась крыса во время дневного своего путешествия и двигалась ли она в этот момент или стояла на месте. При этом путешествие крысы по лабиринту во сне занимало столько же времени, сколько занимало и путешествие наяву.

Полезные привычки для улучшения памяти

Анхельс Наварро рассказывает о полезных действиях и привычках, которые помогают развивать память. Вот лишь некоторые из них.

  • Интерес и желание запомнить очень важны для процесса памяти. Без такого желания усвоенные знания тут же забываются.
  • Ритм или веселая мелодия, вызывающая ассоциацию с текстом, лучше запоминается.
  • Будьте наблюдательны. Внимательность ко всему, что вы видите и слышите, помогает запоминанию.
  • Изучая информацию, карикатурно преувеличивайте ее черты.
  • Будьте организованны: храните часто используемые вещи на одних и тех же местах. Внешний порядок — это и внутренний порядок тоже.
  • Используйте образное мышление. Образы задерживаются в памяти гораздо дольше, чем слова.
  • Разбивайте списки слов по смысловым категориям.
  • Выполняйте повседневным дела устоявшимся способом.
  • Практикуйте виды деятельности, помогающие думать: решение головоломок и кроссвордов, отгадывание загадок, игра в шахматы.
  • Перед сном размышляйте о том, что хотите запомнить из текущего дня.
  • Чаще говорите о своих воспоминаниях — выражайте их словами.
  • Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте идеи к образам.

Теперь вы знаете, как развивать память, и остается лишь применять новые знания на практике. Заставьте свою память работать на вас 😉

Мозг человека и мысли

Что такое память и каковы ее возможности

Память — это процесс сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта. В психологии память изучается давно и интерпретируется по-разному:

  • Ассоцианистская теория считала основной единицей памяти ассоциацию (связь, соединение). Механическое сложение ассоциаций должно становиться основой памяти. В дальнейшем она переосмысливается и углубляется.
  • Бихевиоризм рассматривал память как процесс, в ходе которого приобретаются различные двигательные и речевые навыки.
  • Гештальтпсихология изучила процессы запоминания, акцентировав внимание на намерении субъекта. Это научное направление изучает социальную природу человеческой памяти.

На современном этапе память рассматривается как познавательный процесс, для которого характерны такие свойства:

  1. Объем. Он показывает возможность запоминания и сохранения информации.
  2. Быстрота запоминания (скорость произвольного запоминания).
  3. Готовность к воспроизведению (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию).
  4. Точность воспроизведения (качество сохранения и повторного воспроизведения информации).
  5. Длительность сохранения (способность удерживать необходимую информацию в течение определенного времени).

Каковы возможности нашей памяти? Память можно тренировать, чтобы запоминать больше. Но не стоит думать, что забывание — это результат неправильной работы памяти, подчеркивает психолог и исследователь из Университета Калифорнии Бенджамин Шторм. Забывание обеспечивает правильную работу памяти и мышления, освобождая ресурсы для новых задач.

Мозг и лампочка

Свойства памяти: Freepick

Ученые также исследуют, что делать, чтобы улучшить работу памяти и расширить ее возможности. Они установили ряд приемов, которые способствуют активизации памяти человека.

Когда люди не ждут проверки усвоения информации, то забывают ее очень быстро. Исследователь когнитивных способностей человека профессор Брэд Уайбл выяснил: когда человек не ожидает, что его будут проверять, он зачастую не помнит ничего. Однако когда предстоит проверка, запоминание происходит лучше в два или даже три раза.

Классическая музыка улучшает память

Прослушивание классических музыкальных произведений усиливает активность генов, которые связаны с процессами памяти и обучения, и одновременно снижает активность генов, влияющих на нейродегенеративные процессы. Исследования группы авторов показали, что классическая музыка активно влияет на геном человека.

Дневной сон улучшает память в пять раз

Эксперимент показал, что дневной сон, который длится меньше часа, улучшает работу памяти в пять раз. Две группы испытуемых запоминали пары несвязанных слов. Затем первая группа спала 45–60 минут, а вторая — смотрела видео. После проверки оказалось, что в первой группе уровень запоминания выше.

Тонкие механизмы работы памяти ученым еще предстоит открыть. Однако то, что знаем сегодня, можно и нужно использовать для расширения собственных возможностей.

Виды памяти

О памяти говорят как о чрезвычайно сложной когнитивной (познавательной) функции. В ее работе принимают участие многие отделы мозга, она используется постоянно.

Характер психической активности

Согласно этому критерию, память бывает:

  • двигательной (моторной);
  • эмоциональной;
  • образной;
  • словесно-логической.

Двигательная память — это способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению различных движений. С ее помощью формируются различные практические и трудовые навыки (ходьба, письмо).

Эмоциональная память запечатлевает пережитые чувства и эмоциональные состояния в виде представлений. Обычно то, что сопряжено с эмоциональными переживаниями, запоминается легко и надолго. Этот вид памяти важен для мотивации человека.

Образная память связана с возможностью сохранения и использования образов восприятия. Специфичность запечатленного образа определяется особенностями восприятия человека, работой его системы анализаторов.

Словесно-логический вид памяти необходим для запоминания и воспроизведения мыслей.

Характер целей деятельности

Мозг и два маленьких человека в белом

Виды памяти: Freepick

Этот критерий также называют критерием произвольности. По нему память делят на:

  1. Непроизвольную. Когда процессы запоминания и воспроизведения осуществляются автоматически, без волевого усилия человека и контроля сознания.
  2. Произвольную. Для этого вида памяти характерно запоминание и воспроизведение, для которого необходимо напряжение воли.

Длительность сохранения информации

Согласно этой классификации, память разделяют на:

  • кратковременную;
  • оперативную;
  • долговременную.

Оперативная память связана с запоминанием и воспроизведением информации, которая необходима для осуществления конкретной текущей деятельности. После решения задачи информация может полностью исчезнуть.

Так бывает с материалом, который студенты учат непосредственно перед экзаменом. Этот вид памяти — переходной от кратковременной к долговременной памяти.

Долговременная память сохраняет весь объем знаний и опыта человека. Чем чаще информация из нее воспроизводится, тем прочнее она закрепляется.

Характер приобретения информации

Память бывает генетической и прижизненной. Первая сохраняет видовую информацию, а вторая — индивидуальный опыт человека.

Генетическая память — склонность к определенному поведению и действиям, которые развились и закрепились у вида эволюционно. Например, страх падения и рефлекторная реакция на падающий предмет (отскочить, оглянуться на шум) — это проявление генетической памяти. Всю информацию, которую человек усваивает после рождения, относят к прижизненному виду памяти.

Способ запоминания

Выделяют механическую и смысловую память. Механическое запоминание осуществляется путем простого повторения. Для смысловой памяти необходимы ассоциативные и смысловые связи.

Чертоги памяти человека хранят огромные объемы информации. Часть из нее постепенно забывается, что естественно и необходимо для правильной работы мозга. К счастью, с памятью можно работать и улучшать ее.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Виды памяти у человека

Что такое память и ее значение для человека

Конечно же, не обойдемся без моей любимой науки – психологии. Давайте посмотрим, о чем мы говорим, когда произносим такие фразы, как “у тебя куриная память” или “у меня фотографическая память – я помню, как выглядел вор”.

Память – это важнейший психический процесс, который помогает запоминать, сохранять и потом воспроизводить информацию, полученный человеком опыт.

В этом определении уже мы встречаем 3 главных свойства когнитивного процесса:

  1. Запоминание. Механизм, который помогает нам запоминать большие объемы информации, основан на физиологических “следах” в мозге – это определенные узелки, которые формируются от нервных клеток, и мы с их помощью запоминаем что-то новое.
  2. Сохранение. Эти узелки некоторое время остаются такими же, как и при формировании, что на психическом уровне помогает сохранить информацию.
  3. Воспроизведение. Здесь в ход вступает память и речь, когда человек может заново воссоздать то, что было запомнено.

Без этих свойств и разных видов памяти нам никак нельзя прожить. Для функционирования памяти мозг задействует несколько своих отделов. Главный – это гиппокамп. Именно здесь сохраняется множество воспоминаний, которые оставляет нам бурная молодость.

Память состоит из процессов. И она действительно очень сложно устроена. Чтобы запомнить и воспроизвести самую малость, например, что мы вчера надевали, нужно задействовать все процессы памяти:

  • Кодирование. Наше восприятие помогает получить информацию, внимание – усвоить, а память – запомнить ассоциации.
  • Хранение. Долгое удерживание информации, хранится в системе нашей памяти.
  • Восстановление. Когда нам требуется что-то вспомнить, мы срочно обращаемся к хранилищу памяти, потом восстанавливаем нужную информацию. Особенно легко это сделать с помощью мнемотехники.

Виды памяти

На сегодня существует много классификаций этого когнитивного процесса. Память делится на виды в зависимости от цели, длительности и способа запоминания. Рассмотрим кратко каждый из видов.

По длительности воспроизведения

Мы уже говорили, что человек может запомнить ситуацию многолетней давности, но не помнить, что кушал утром. Почему так? Потому что работают разные виды временной памяти. Какие они бывают, смотрите ниже.

❗ПРИГЛАШАЮ ВАС В СВОЙ TELEGRAM-КАНАЛ ПО ДЕНЬГАМ❗

Как-то холодным осенним вечером я лежал в студенческом общежитии №17, и мою юную голову не покидали мысли. Как же разбогатеть? Как не работать всю жизнь на дядю, путешествовать, наслаждаться жизнью и делать то, что тебе нравится, а не то, что хотят другие?

Мыслей было много, а потом я уснул. Это был интересный путь длиною в 8 лет. Путь тренировок, попыток, непонимания со стороны окружающих. Но у меня получилось, пусть и с фиг знает какой попытки.

Получилось создать пассивный доход, получилось раскрутить этот блог, получилось создать капитал в инвестициях в 40+ тыс. $, приобрести недвижимость и спортивную машину. А также полгода прожить на Бали и путешествовать.

Приглашаю вас развиваться вместе со мной! 😉

Мгновенная

Помогает сохранить информацию на мгновение или очень маленький промежуток времени. Ее еще называют сенсорной, так как она работает через органы чувств: зрение, слух, нюх, осязание, вкус. Именно сенсорная память помогает в полноте запомнить тот или иной предмет.

Замечали ли вы за собой такое явление: где-то увидели слово, например, “шаурма”, и оглядываетесь – где эта вывеска. Глаза ее считали без вашего осознанного ведома, мозг закрепил, а сознание только догоняет. Вот это и есть работа мгновенного запоминания.

Оперативная

Вполне ограниченный временными рамками вид. Такая память нам нужна для выполнения определенного вида деятельности. В повседневности мы сохраняем какие-то данные для использования их в скором времени. Вот тут то и нужен этот вид.

Элементарный пример: второклассник решает пример: 9+4*5-16. Оперативная память работает, когда он запоминает промежуточные значения 20 и 29, чтобы потом отнять 16. Сразу после окончательного ответа все промежуточные цифры уже не нужны, поэтому забудутся. То есть этот вид нужен только для каких-то операций в уме.

Кратковременная

Недолгое хранение информации. Это данные по работе, общению и та информация, что сохраняется для беспрепятственного использования. Но если долго ее не использовать, она или забывается окончательно, или переходит “в подчинение” долговременной памяти.

Например, номер телефона близкого человека мы можем помнить наизусть долгое время. А вот номер, который нам продиктовали для какого-то важного звонка, мы помним, повторяем до того момента, когда он будет уже не нужен. Потом нам уже сложно воспроизвести последовательность чисел в нужном порядке.

Долговременная

Информация, которая тут сохраняется, может извлекаться при необходимости, потом опять туда погружаться. Этот вид – часть подсознания. Иногда оно хранит что-то всю жизнь. Например, первое свидание, последний звонок, свадьбу, предательство и т. д. Долговременная память намного больше информации может вместить, чем предыдущие виды. У нее почти нет ограничений.

По характеру психической активности

Эта классификация получила и другое название – распределение видов по содержанию информации. То есть здесь учитывается ее качество и канал поступления.

Образная

Человек начинает мыслить образами еще в раннем детстве, а творческие люди воспринимают окружающую среду только образами. Поэтому этот вид очень эффективный. С его помощью намного легче что-то запомнить. Вы это можете встречать в повседневной жизни: “Помнишь женщину, с которой я вчера разговаривал?”, “А, это у которой был слишком тяжелый запах и ярко-красные губы?”

Что это? Это сработал образ: запах и картинка губ женщины. Образная память разделяется в зависимости от того, через какие органы чувств попадает информация.

С помощью разных анализаторов феноменально запоминали известные личности, например, Пушкин или Моцарт.

Примеры феноменальной образной памяти

Примеры феноменальной образной памяти

Зрительная

Запоминаем с помощью глаз. Через этот орган чувств поступает до 80% всей информации в наш мозг. Поэтому этот вид очень важен в жизни.

Слуховая
Вкусовая

Запоминаем вкус чего-то. Кстати, некоторые слишком чувствительные люди могут выделять вкус несъедобных предметов и присваивать им свой цвет.

Тактильная

Запоминаем с помощью прикосновений. Например, прикасаемся к гречневой крупе и по ощущениям уже можем ее отличить от других вид круп.

Обонятельная

Вспоминаем то, что нюхали. Помню, в детстве мне нравилось проходить мимо одного дома – от него всегда пахло жареными пирожками или котлетами. Вот вам работа обонятельной памяти.

Моторная

Эта память больше изучается и используется спортивными психологами, профессиональными спортсменами, спортивными врачами. Она работает, когда человек запоминает движение рук и корпуса во время плавания, катания на лыжах, коньках, роликах, при разных спортивных играх. Без нее невозможно выполнить повседневные движения, она – основа трудовых навыков.

Эмоциональная

Мы помним, какие ощущения переживали. Этот вид сохраняет в нашем бессознательном все переживания, чувства, ощущения, которые возникали при определенной ситуации.

При стрессовой ситуации этот вид работает на ура, так как не всегда вспомнятся причинно-следственные связи, но всегда всплывут, а может, даже и повторятся испытанные чувства.

Логическая

Ее часто называют словесно-логической, так как мышление и речь неразрывно связаны. Это память на мысли и слова. Условно ее делят по способу запоминания на логическую и механическую. Такое деление происходит из-за разных функций: логическая ищет связи между объектами и процессами, а механическая помогает запомнить с помощью многократного повторения.

Этот вид во всех своих проявлениях виден в обучении. Когда ученик зазубривает стих или же ищет связь между строчками, чтобы хорошо запомнить сначала смысл, а потом уже расположение слов в стихе. Подробнее разберем на примере ниже.

Эйдетическая

Простыми словами это фотографическая память. Человек как будто фотографирует все, с чем сталкивается. От его зоркого взгляда не ускользнет деталь одежды, расположение стульев, мимика при разговоре. Он запоминает все до мельчайших деталей.

Психологи говорят, что такой вид – врожденная способность человека, которая с возрастом может утрачиваться. Поэтому фотографическую память нужно тренировать, эффективно развивать свой мозг комплексно, чтобы быть способным все “фотографировать” в памяти.

Социальная

Это накопленная информация человеком, живущем в определенном обществе, который взаимодействует в определенной группе. Ее еще называют в широком представлении коллективной памятью. Например, на постсоветском пространстве 9 мая пожизненно будет праздником Победы. Тогда как в какой-нибудь африканской стране это обычный день.

От уровня социальной памяти человека зависит его поведение и стиль жизни, в конце концов, характер. Не буду углубляться в этническую психологию – это вообще отдельный раздел науки, просто социальная память очень с ней пересекается.

Пространственная

Этот вид изучается биологией и нейронауками. Это одна из форм памяти. Она отвечает за запись информации в головной мозг о своей пространственной ориентации там, где человек находится. Без нее человеку сложно ориентироваться на улицах знакомого города.

Особенно важна пространственная форма для слепых людей. Они с помощью нее перемещаются: ощупывают стены, дорогу, запоминают повороты в доме и расположение мебели в комнатах.

По цели

Здесь выделяются виды в зависимости от цели деятельности человека. Если просто сказать: оно мне надо или нет? От этого и зависит память человека в данном случае: стоит ли прилагать усилия для запоминания чего-то или нет.

Непроизвольная

Здесь у человека вообще нет надобности что-то запоминать. Он просто вспоминает, какие блюда подавали в Египте, на каком самолете он туда летел, какие картины видел из иллюминатора. То есть тут ведущим является интерес – так и происходит запоминание, как бы невзначай.

Произвольная

Здесь человек целенаправленно тратит свои ресурсы для запоминания чего-либо. Часто она используется для достижения результата. Поэтому ведущей в этом процессе является воля или внутренняя мотивация: что я в итоге получу? Когда у вас есть ответ на этот вопрос, тогда включается и развивается произвольная память.

По организации запоминания

Здесь речь про то, как в нашем мозге организовывается процесс запоминания. В ход идут и другие виды, которые я перечисляла выше.

Эпизодическая

Вид, который характеризует запоминание конкретных событий, которые мы лично пережили. Эти события мы можем выстроить по хронологии в своей биографии. Здесь речь идет как о крупных датах и ситуациях, так и о мелочах: что мы сегодня ели на завтрак и какой шарфик надевали. Этот вид тесно связан с эмоциями, поэтому 100-процентного воспроизведения воспоминаний не будет.

Семантическая

С помощью этой формы запоминания мы храним в головном мозге все словесные данные: имена, разные названия, буквы, знаки, языки, общую информацию какого-то абстрактного характера. Здесь нет воспроизведения дня, времени или обстоятельств, как в предыдущем виде. Семантическая память работает, когда нам нужно вспомнить, что столица России – Москва, а Франции – Париж.

Процедурная

У этого вида памяти несколько названий: процедурная, имплицитная, процессуальная. О чем здесь речь? Человек запоминает непроизвольно все, что делает, каким двигательным навыкам учится.

Например, еще в детстве мы учим ребенка завязывать шнурки – это о процедурной памяти. Мы учимся кататься на велосипеде, автомобиле, правильно держать нож, играть на фортепиано, доводим до автоматизма благодаря именно этому виду.

По наличию мнемотехнических средств

Как вы запоминаете? Повторили фразу и все? Или нужно отвлечься, связать ее с каким-то предметом в комнате? Эта классификация разделяет память на два вида, в зависимости от использования мнемотехнических средств.

Опосредованная

Для запоминания человеку нужно использовать разные виды мнемотехник, приемов, средств. Это помогает эффективно запомнить, сохранить, а потом узнать и воспроизвести информацию.

Приемы мнемотехники

Приемы мнемотехники

Непосредственная

Здесь подключаются уже описанные виды памяти, например, процедурная или образная. Запоминание, узнавание или воспроизведение материала напрямую зависит от воздействия на органы чувств человека.

Примеры некоторых видов памяти

Мы видим, что видов памяти существует очень много, они все перекликаются друг с другом, дополняют. Ниже на примерах вы поймете, как работает этот психический процесс. Опишу несколько ситуаций, где задействованы разные виды.

Как работает словесно-логическая память? Вам нужно запомнить стих:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Как сработает словесный вид: повторяем сначала первую строчку, потом первые две, потом три и затем четыре. После этого пару раз повторим весь куплет и переходим ко второму. Это работает, но ненадолго. Называется “зубрежка”.

Логический вид будет действовать по-другому. Ищем причинно-следственные связи. Он пришел как вежливый, поздоровался: “Я пришел к тебе с приветом”. Шел рано утром: “Рассказать, что солнце встало”. И увидел красоту природы: “Что оно горячим светом по листам затрепетало”.

Опосредованная память: возьмем тот же стих. Для его легкого запоминания можно не только логику подключать, но и мнемотехники. Например, делаем зарисовки стиха: на “Я пришел к тебе с приветом” рисуем человека с большим ртом (привет такой). На “Рассказать, что солнце встало” рисуем солнце над облаком. На “Что оно горячим светом по листам затрепетало” – лист, внизу стрелки в 2 стороны и огонь над ним.

Пример эмоциональной памяти. В жизни она довольно часто проявляется. Особенно у чувствительных людей. Ребенок не помнит, что именно сказал папа, но помнит на всю жизнь, как почувствовал себя неудачником, помнит стыд и чувство вины и т. д.

Или, наоборот, помнит, как важна была поддержка родителей, когда он не выиграл на соревнованиях. И на всю жизнь усвоил, что все могут ошибаться. Но одни уже не стараются после ошибок, а другие исправляют их и достигают большего. Это работа запомненных и сохраненных эмоций.

Заключение

Память – очень сложный когнитивный процесс. Она иногда нас подводит, иногда от чего-то уводит, а к чему-то приводит. Все зависит, какой вид мы используем и насколько развиваем. Память можно развивать и тренировать. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-тренажеров.

Чтобы узнать, на каком уровне она у вас работает, посетите подборку тестов на память. Результаты покажут, что нужно подтянуть.

А пока вы будете проходить тесты, у меня для вас уже есть инструменты для улучшения памяти и работы мозга.

  1. Овладеть мнемотехниками и применять их в жизни.
  2. Запоминать важную информацию в больших количествах.
  3. Быстро и легко учить иностранные языки.
  4. Эффективно воспринимать что-то новое.
  5. Быть впереди всех по запоминанию.
  1. Быстро запоминать имена новых знакомых.
  2. По лицу сразу вспоминать имя.
  3. Узнавать знакомых среди толпы.
  4. Узнавать внешность по фамилии или имени.

Помимо курсов, советую также читать специальные книги для развития памяти.

Желаю вам успехов в прокачке полезного процесса, а также в профессиональной и личной сфере! До встречи!

Читайте также: