Продолжение традиций гомера и новаторство вергилия в энеиде кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одной из жемчучин мировой литературы является, без сомнения, историко-мифологическая эпическая поэма Вергилия "Энеида". Несмотря на то, что на её страницах древнеримский поэт отдаёт значительную дань традиции двум другим монументальным произведениям античной литературы - "Илиаде" и "Одиссее" Гомера, читая поэму, мы не можем не заметить и новые, отличные от устоявшихся черты. Это связано, прежде всего, с исторической эпохой, в которую она создавалась, - эпохой правления императора Августа, "золотым веком" римской истории и литературы.

Для укрепления власти императору требовалось идеалогическое обоснование её легитимности, а также требовалось объяснение военной экспансии на Восток. Рим воспринимался как наследник традиций Трои, поэтому Вергилий, будучи придворным поэтом, приступил к созданию большой эпической поэмы об Энее - герое Троянской войны. Обновляя мифологический эпос, поэт вступает в своеобразное соревнование с другим великим поэтом - Гомером. Его ожидала нелёгкая задача - создать поэму, ориентированную на гомеровский стиль, но удовлетворяющую новым идеологическим потребностям.

Среди сходных черт мы можем выделить:

1. Источники поэм - мифы Древней Греции и Рима.

2. Распадение сюжета "Энеиды" на две части: первая сходна по сюжету с "Одиссеей" (при этом, главный герой Эней, как и Одиссей, - "беглец по воле рока"), вторая - с "Илиадой" (война с италийскими племенами).

3. Злоключения Одиссея вызваны гневом Посейдона, странствия же Энея - Юноны. Вражда Юноны (Геры) к троянцам - гомеровская традиция, осложнённая римской политической мотивировкой: Юнона - покровительница Карфагена, векового врага римлян.

5. Заимствование отдельных сцен и мотивов: поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, перечисление племен.

6. Значительная роль отдаётся диалогам, ведь эпос по Аристотелю - "подражание речам".

7. Монументальный стиль с огромной детализацией.

8. Возвышенный тон.

9. Гекзаметрический стих.

10. Устойчивые формулы (например, воззвание к Каллиопе - музе эпической поэзии).

11. Большое количество повторов (дань устной традиции).

12. Эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и т.д.

В то же время, среди различий следует указать:

1. Помимо мифов, источниками "Энеиды" следует считать как и гомеровский эпос, так и древнеримскую лирику, а также исторические труды.

2. Пропагандистский характер "Энеиды" - нацелена на прославление династии Юлиев. Так, к примеру, если Одиссей отправляется в Аид узнать свою судьбу, то Эней отправляется туда, чтобы узнать судьбу Рима.

3. "Илиада" и "Одиссея" - поэмы о прошлом, "Энеида" же носит актуально-политический характер, соотнесена с современностью.

4. В "Энеиде" впервые изображается ломка человеческой судьбы в исторических событиях (любовь Энея и Дидоны).

5. Изображение сильного и страстного женского характера Дидоны в "Энеиде". В отличие от Пенелопы в "Одиссее", она уже может самостоятельно выступать в роли правительницы государства (женщина становится социально активной).

6. Различия в изображении взаимоотношений людей и богов: у Гомера люди подчинены богам, но способны принимать самостоятельные решения, согласные или противоречащие божественной воле, у Вергилия люди следуют воле богов, хоть и внутренне с ними не согласны.

7. Различие в изображении взаимоотношений между богами: порой комические сценки их перебранок у Гомера сменяются полным подчинением богов воле Юпитера у Вергилия, боги изображены возвышенно.

8. Сверхъестественное изображается у Гомера как нечто естественное и обычное, у Вергилия - как чудесное и непривычное.

9. Лиризм и большая субъективная мотивированность действий в "Энеиде", больший драматизм и трагичность.

10. Большая детализация в "Энеиде" - традиции римской лирики.

11. Более легковесный стих в "Энеиде".

Таким образом, несмотря на многочисленные заимствования мотивов, сюжетных схем и поэтических формул, "Энеида" глубоко отлична от гомеровских поэм. Вергилий в "Энеиде", сохраняя внешнюю близость с "Илиадой" и "Одиссеей", создаёт что-то новое. В отличие от гомеровского эпоса, полностью уходящего в прошлое, у Вергилия миф всегда переплетен с современностью.

37. Жанровое своеобразие творчества Горация.

Младшим современником Вергилия был Квинт Гораций Флакк, выдающийся поэт эпохи Августа. Гораций родился в 65 г. до н.э. в Венузии, на юге Италии. Отец его был вольноотпущенником, владел небольшим имением. Он дал своему сыну хорошее образование. Сначала Гораций учился в Риме в школе, где изучал Гомера и древних римских поэтов, а потом уехал в Афины.

"Эподы". "Эподы" были изданы Горацием в 31-30 гг. до н.э. Он, так же как и Архилох (греческий поэт VII в. до н.э.), большей частью писал ямбами. Сборник эподов состоит из 17 стихотворений, написанных на близкие темы из современной ему действительности. Содержание эподов отличается разнообразием, но среди них можно выделить группу стихотворений политического направления. Эпод 1 был написан позднее других, однако занимает в сборнике первое место, как посвящение Меценату и как выражение отношения поэта к вельможе, в котором он видит своего защитника и покровителя. Прославление сельской жизни на лоне природы - любимой теме поэта - Гораций посвящает эпод 2. В этом стихотворении он использует пародию. Серьезность изложения всех прелестей деревни контрастирует с неожиданной концовкой - все это лишь лицемерные высказывания жадного ростовщика Альфия.

"Оды". Еще в эподах у Горация наметился путь к стихотворениям, которые он назвал "Песни" ("Carmina"). Под этим названием он издал в 23 г. сборник лирических стихотворений в трех книгах. Первый сборник состоит из 38 стихотворений. Первые шесть од третьей книги получили название "римских од", так как в них прославляются Рим и политика Августа. Сборник открывается стихотворением, посвященным Меценату. Люди проявляют склонность к различным занятиям, говорит Гораций, но поэзия стоит выше всего, и истинное его призвание - быть лирическим поэтом. Повторяющаяся тема о неизбежности смерти связана у Горация с призывом к наслаждениям быстротечной жизни, к радостям любви. Перипетии непостоянной любви поэт рисует в высокохудожественной форме диалога в стихотворении III, 9. В одах Горация проходят Лидии, Хлои, Гликеры. В таких стихотворениях Гораций выступает как повеса, который воспевает вино и чувственные наслаждения, без заботы о будущем, о завтрашнем дне. Но в любви Горация нет той силы страсти, которая отличает творчество других лирических поэтов. Любовь его неглубокая, героини малоконкретны.

Выходец из средней семьи, но получил неплохое юридическое образование. Боялся людей.

Тит Лукреций Карр живет только в период гражданских войн. Он решил нравственно помочь гражданам, опирается на философию эпикуров. Развивает теорию Демокрита гекзаметрами. Пытается доказать, что жизнь вечна. Он говорил, что в принципе Земля умирает, а человечество прогрессирует.

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней очень много глаголов. Отбор деталей. На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна.

Самый прославленный поэт императорского Рима.

Характерная для Феокрита ироническая подача любовного томления заменена напряженной эмоцией страсти..

Дидактическая задача Вергилия состояла не столько в изложении агрономической дисциплины, сколько в проповеди нравственной ценности земледельческого труда, в показе его радостей, в прославлении сельскохозяйственной деятельности как специфической формы жизни.

Идиллические описания земледельческой жизни получают политическое завершение в обильных хвалах, расточаемых Октавиану. Прославление Италии, ее природы, населения и исторических деятелей звучало в годы составления поэмы с особенной актуальностью, так как Октавиан собирал вокруг себя силы Италии для борьбы с восточной частью империи; Зловещим предзнаменованиям и ужасам гражданских войн в конце первой книги противостоит восторженная хвала сельской жизни в конце второй; заключительную часть третьей книги составляет описание страшной эпидемии, а поэма в целом завершается жизнеутверждающим сказанием о пчеловоде Аристее

В 30 году до н.э. Октавиан победил Антония в битве при мысе Акций (Египет) и, вернувшись в Рим триумфатором, объявил себя императором Августом. Одной из задач первого императора стало создание новой, “классической” римской культуры и литературы. Определяющее мнение о новых произведениях создавалось в кружке Гая Цильния Мецената. Первым великим поэтом “золотого века” римской литературы был Вергилий.

Публий Вергилий Марон

Публий Вергилий Марон (70-19 до н.э.) родился близ Мантуи, в северной Италии. При содействии Мецената он получил имение в Кампании и дом в Риме. Он относился к Империи и Октавиану с искренним восхищением и воспевал их во всех своих произведениях.

Первой поэмой Вергилия является сборник пастушеской поэзии – “Буколики” или “Эклоги”. Сборник содержит 10 эклог: собственно буколических (поэтические состязания пастухов) и аллегорически-буколических ( иносказательно выражающие политические и философские идеи). Особенным успехом пользовалась в последующие эпохи IV эклога, которая содержит пророчество о рождении младенца для спасения мира. Средневековая Европа расценивала это как пророчество о рождении Христа. Основной характерной чертой “Буколик” является идеализация как образов пастухов, так и сельской жизни.

Вторая поэма Вергилия – “Георгики”. Слово означает “Земледельческое стихотворение”. Тема соответствует настроениям Аргуста, который хотел восстановить и оздоровить мелкое и среднее крестьянство, разоренное десятилетиями гражданских войн. По традиции, заложенной Гесиодом (“Труды и дни”), этот сельскохозяйственный трактат состоит из 4-х частей: земледелие, скотоводство, садоводство (у Гесиода - виноградарство) и пчеловодство. Наряду с восхвалениями Августу и Меценату, Вергилий изображает счастливых сельских тружеников, поэтизируя и идеализируя труд, природу Италии.

Третья поэма Вергилия – “Энеида”, написана по поручению Октавиана Августа. Троянец Эней, сын Венеры и троянца Анхиса был предупрежден богами о том, что он должен покинуть горящий город и спастись. Унося на плечах своего отца, и уводя за руку сына, Эней погружается на корабль и отплывает от Трои. Он добирается до Италии, женится на дочери царя Латина, Лавинии и становится основателем рода римских царей.

Из 12 песен “Энеиды” первые 6 написаны по образцу гомеровской “Одиссеи:, вторые 6 – “Илиады”. Песнь I повествует о странствиях Энея, о преследовании его корабля Юноной, о прибытии его к берегам Карфагена. Венера просит Юпитера помочь Энею утвердиться в Италии, а Меркурий побуждает карфагенян любезно принять Энея. Прекрасная царица Дидона устраивает пир в честь Энея.

Песни П и Ш – это рассказ Энея о гибели Трои. Он повествует о коварстве греков, о деревянном коне, о гибели Лаокоона, об убийстве беззащитного старца Приама Пирром, сыном Ахилла. Проведя некоторое время на горе Ида, Эней наконец шпгружается на корабль и отплывает в долгое странствование. Он попадает во Фракию, на Делос, на Крит, проплывает мимо Сциллы и Харибды, киклопов и т.д. В Эпире его встречает Андромаха, вдова Гектора, которая вышла замуж за его брата Гелена. В Сицилии умирает Анхис.

Песнь IV. Дидона, поклявшаяся хранить верность своему убитому мужу Сихею, не может противиться вспыхнувшему чувству к Энею. Она нарушает данный обет и решает выйти за него замуж. Однако Энея ждет великая миссия и он, побуждаемых богами, покидает Карфаген. Дидона всходит на погребальный костер, проклинает Энея, предвещает будущие Пунические войны между Римом и Карфагеном и пронзает себя мечом, подаренным ей Энеем.

Песнь V. Эней останавливается на Сицилии, где устраивает игры в честь Анхиса. Покровительница Карфагена Юнона организовывает поджог его флота, но Юпитер гасит его.

Вторая часть “Энеиды” описывает войны Энея в Италии.

Песнь VII. Царь Лациума – Латин, соглашается отдать за Энея замуж свою дочь Лавинию. Но против Энея восстает жених Лавинии Турн, вождь рутулов. Жители Лациума и другие италийские племена переходят на сторону Турна.

Песнь VIII. Эней заключает союз с греком Эвандром. Сын Эвандра, Паллант становится другом Энея и просит помощи у этрусков. По просьбе Венеры ее муж Вулкан изготовляет доспехи для Энея и щит с изображением будущей истории Рима.

Песнь IX. Рутулы под предводительством Турна врываются в лагерь Энея, но троянцы отчаянно защищаются.

Песнь X. Новый жестокий бой. Турн убивает Палланта.

Песнь XI. В лагере Энея совершается обряд погребения убитых троянцев. На стороне рутулов выступают амазонки во главе в Камиллой, но ее убивают в бою. Рутулы отлтупают.

Песнь XII. Поединок Энея и Турна. Юнона прекращает защищать Турна и Эней его убивает. “Энеида” не была закончена Вергилием, он просил сжечь поэму, но после его смерти ученики и друзья прочли ее и решили, что этот шедевр надо сохранить.

В конце “Энеиды” должно было быть описано примирение рутулов с троянцами, женитьба Энея на Лавинии, рождение у них сына Иула, предка Ромула и Рема, основателей Рима. По некоторым вариантам мифа они произошли от сына Энея – Аскания, выведенного им из Трои.

Основные черты поэмы:

Произведение – глубоко национально, проникнуто римскими чертами

В отличие от гомеровских поэм “Энеида” не является “энциклопедией древности”, т.к. лишена описания бытовых деталей.

Боги постоянно решают судьбы героер, но не наделены человеческими чертами

Герой – пассивен, он сам не решает свою судьбу.

В “Энеиде” Вергилия реализовалось желание римлян иметь “своего” Гомера. Представленив о Риме как о “возрожденной Трое” уже утвердилось во времена Августа в качестве официальной версии. Римская история присутствует в поэме Вергилия как отдаленное будущее, основы которого закладывает герой, ведомый богами.

Важную роль приобретает в поэме идея рока: герой покидает гибнущую Трою, скитается по морю, встречается с Дидоной и т.д. Поражение и гибель Дидоны предопределены свыше как и поражение карфагенян в Пунических войнах.

Миф об Энее был для Августа важен и как средство заклрепления идеи божественного основания власти. Поскольку сын Энея носил имя Юл, то на основании сходства имен возникла возможность обожествления рода Юлиев.

Образ главного героя также воплощал “августовские идеалы”: верность воинскому долгу, благочестие, отцелюбие и т.д.

Энея часто сравнивают с Одиссеем, но Одиссей борется с неблагоприятной судьбой, полагаясь на собственные силы, свою волю, свой ум. Эней же “принимает” возложенную на него богами миссию. Одиссей, отдав долг общегреческим интересам стремится вернуться на родину, к семье. Эней же, теряя родину, отца, жену обретает горизонты сверхличной, исторической задачи.

В Энее подчеркивается сознательная готовность служить будущему.

Особая роль принадлежит второму главному персонажу поэмы – Дидоне. История любви Энея и Дидоны в истории культуры имеет значительную самоценность. Известны полотна художников разных эпох с этим сюжетом, опера Перселла “Дидона и Эней”, стохотворения А.Ахматовой, Й. Бродского и др. поэтов.

1. пастушечья поэзия

2. включает 10 стихотворений - эклоги

3. прошлое всегда счастливо, настоящее печально

4. источники – идиллическая поэзия Феокрита, почти пересказ

отличия от Феокрита:

1. герои В. носят условные маски пастухов, на деле образованные поэты

2. мир природы – не просто фон, он исполнен таинственной жизни

3. образы неоднозначны, как в эллинистической поэзии

4. нестройность композиции – эклоги перекликаются парами в 4-й книге предсказание рождения ребенка (→счастливый век, все делается само, не свойственно для формы буколик) → Христос для христиан

"Энеида" Вергилия и ее отношение к гомеровской традиции

Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части : первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой".Можно привести много примеров и прямых подражаний Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. У Гомера были предтечи, но не было лит. предшественников, а Вергилий уже с детства изучал гомеровские гекзаметры, киклических и эллинистических поэтов, философов и ораторов.Гомер и Вергилий заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и история, поэзия и политика,чтобы показать необходимость возникновения могучей Римской империи и прославить свое время как возвращение "Золотого века".

Черты монументальности у того и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до изображения мировой римской державы.

У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима. Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. Если Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, то у Верг. наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком , это происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности. Множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала. Острый драматизм, который иногда достигает трагедии.

Состоит из 12 книг. Вергилий делит на две части.

Первая часть – бегство Энея из горящей Трои и прибытие в Карфаген – 5 книг.

Мать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана (Гефест), чтобы тот сковал ее сыну доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изображен весь мир, на щите Энея - весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похищение сабинянок, победа над галлами, преступный Катилина, доблестный Катон и, наконец, торжество Августа над Антонием и Клеопатрой. …

Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней много глаголов. Отбор деталей.

На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна.

• посвящена и прошлому, и настоящему

• драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон

• соотносит мифологическое прошлое и современность

• судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок.

• Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року.

• и Эней и Дидона показаны в развитии

• Каждый эпизод – эпилии.

- Мировоззренческая установка (италийский патриотизм, идеализация древности), принятая Вергилием, выражается не только в пропаганде отдельных лозунгов актуального значения – она пронизывает всю художественную структуру поэмы, определяя ее особенности как большого эпоса нового типа.

В отличие от гомеровского эпоса, полностью уходящего в прошлое, у Вергилия миф всегда переплетен с современностью.

Поэма состоит из 12 книг и по содержанию делится на две части. Первая часть (кн. 1-б) посвящена рассказу о бегстве Энея из-под Трои, его пребыванию в Карфагене у царицы Дидоны и дальнейшим скитаниям. Во второй части (кн. 7-12) повествуется о войнах, которые ведет Эней в Италии. Кончается поэма победой Энея над италийским вождем Турном. 6-я книга является связующим звеном между этими двумя частями. В ней рассказывается о том, как Эней спускается в подземное царство, чтобы повидаться с умершим отцом Анхизом. Там Эней встречается с душами погибших троянских героев, прежних друзей и спутников, знакомится с будущими героями Рима, судьба которых живо интересует Энея, легендарного основателя Италийского царства.

Эней и его спутники находятся в Ливии, неподалеку от строящегося Карфагена. Этот мощный город основан энергичной женщиной, царицей Дидоиой, бежавшей из Тира после того, как ее любимый муж Сихей был вероломно убит ее же братом Пигмалионом. Она горячо сочувствует несчастьям Трои

Третья книга — скитания Энея. Плавание Энея мыслилось одновременным со странствиями Одиссея и частично было приурочено к тем же местностям, но Вергилий, проводя троянцев мимо Скиллы и Харибды или острова киклопов, не дублирует гомеровских приключений.

Царь Латин, правивший в Лациуме, узнает в пришельце Энее предназначенного оракулом жениха своей дочери Лавинии и дружелюбно принимает троянцев.

По наущению Юноны воспламеняет посватавшегося за Лавинию Турна, царя племени рутулов, и вызывает столкновение между сыном Энея Асканием и латинянами.

С возвращением Энея (десятая книга) начинается ожесточенная битва, в которой Паллант гибнет от руки Турна. Успех уже на стороне троянцев. подвиги и смерть Камиллы заполняют одиннадцатую книгу. Двенадцатая приводит к единоборству Энея и Турна, которое должно определить исход борьбы.

Заключительная сцена единоборства построена по образцу единоборства Ахилла и Гектора, Турн побежден; Эней уже готов пощадить его, но замечает на его плече перевязь погибшего Палланта и, подобно Ахиллу, мстящему за Патрокла, вонзает меч в грудь противника.

С самого начала своей литературной деятельности Гораций выступает как сторонник содержательной поэзии и как мастер стиха, виртуоз метрической формы. Он становится в оппозицию как к безыдейности неотериков, так и к архаистическому преклонению перед древними поэтами Рима, и ориентация на греческих.

Гораций начинает с политической поэзии, с пылкого протеста против непрекращающихся гражданских войн (7-й эпод).

2-й эпод прославляет прелести сельских занятий, любовные стихотворения.

Гораций предпочитает выбирать противников, представляющих общественную опасность. Стремление подняться над субъективизмом неотериков;

Гораздо более продуктивным оказывается Гораций в области сатиры.

проблема индивидуального счастья становится отныне центральной для всей поэзии Горация.

Гораций отстаивает право сатирика на свободное обличение пороков

Язык Горация, как и сюжет его стихотворений, чаще всего прост и ясен. Если и встречаются некоторые неясности или погрешности, то это вызвано обычно трудностями адаптации латинского языка под греческие лирические размеры.

Оды отличаются высоким стилем, который отсутствует в эподах и от которого он отказывается в сатирах. Воспроизводя метрическое построение и общий стилистический тон эолийской лирики, Гораций во всем остальном идет по собственному пути. Как и в эподах, он использует художественный опыт разных периодов и часто перекликается с эллинистической поэзией. Древнегреческая форма служит облачением для эллинистически-римского содержания.

• поэт должен быть образованным человеком, мыслителем

• поэзия – не развлечение

Из отдельных поэтических жанров Гораций подробно останавливается только на драме. Устанавливаемый им канон предполагает трагедию классического типа. Тенденции позднейшего времени к отрыву хора от действия, к развитию повествовательной стороны и к сильным зрительным эффектам Гораций отвергает. К эллинистическим теориям восходит известное правило о том, что трагедия должна состоять из пяти актов; оно стало впоследствии одной из основных норм трагедии европейского классицизма.

Кодекс классицизма- горацианское послания

Гораций очень скоро был признан «классиком Значение Горация в том, что он, стоя; на пороге новой эпохи, относившейся с более повышенным интересом к внутреннему миру человека, оставался на почве античного материализма и сохранил оптимистическое миросозерцание, выработанное прошлым.

55. Римская элегия. Элегии Овидия.

Выделяется три периода его творчества:

не был склонен идеализировать прошлое

хотел восстановить старинную мораль и гражданскую былую доблесть

Декламационный стиль стал преобладающим в литературе периода империи, и творчество Овидия открывает в этом отношении новый этап развития римской поэзии.

век золотой народился, все круто и справедливо, безопасность, мир, не было войны, не путешествовали, земля все сама приносила, реки текли молока, струились реки нектара…

Сатурн → в тартар низвергнут → миром владел Юпитер → серебряный век → хуже

разделил он четыре времени года → мерзкая погода → дома → медный век – суровее, склонен к ужасающим браням, но не преступный → железный век – худший, все справедливое пропало → обманы, коварство, насилье, война, вражда

кн 2: миф о Фаэтонте, сыне Солнца, попросившем у отца его колесницу и чуть не сжегшем землю – пожар.

кн 3: о Нарциссе, отвергшем любовь нимфы Эхо, но влюбившемся в свое собственное изображение

кн 4: новелла о несчастной любви Пирама и Фисбы, получившая огромное распространение в европейской литературе

кн 6: сказание о Ниобе, гордившейся своими детьми и потерявшей их за высокомерную похвальбу

кн 7: о ревнивой любви Кефала и Прокриды

кн 8: несчастный полет Дедала и Икара, идиллия Филемона и Бавкиды

кн 10: сказание об Орфее и Эвридике, любовные мифы, рассказываемые Орфеем

кн 11: преданная любовь Кеика и Галькионы

Заключительная книга содержит изложение учения Пифагора о переселении душ.

• эпическая поэма в гекзаметре

• состоит из 15 книг, 250 сказаний, имеющих своим финалом превращение

1. по циклам (аргосские мифы, фиванские, аргонавты, Геракл, Эней и его потомки)

2. по сюжету - близкие или контрастные

• стремится именно к пестроте и разнообразию повествований, избегает однообразия (меняется величина, подробность изложения, тон и настроение)

• чередует грустные и веселые картины, трогательные и ужасные, возвышенные и смешные

• любовные темы: идиллическая жизнь бедной и благочестивой старой четы

• боевые сцены, сражения

• стиль короткого, напряженного и эмоционально окрашенного повествования

• В последних частях поэмы Овидий переходит от греческих сказаний к италийским и римским

Поэма состоит из 15 книг. Это увлекательное, живо написанное произведение с массой персонажей, с постоянной сменой места действия. Овидий собрал около 250 мифов о превращениях. Разрозненные мифы с различными героями соединены здесь в единое целое. Для придания единства произведению поэт пользуется различными приемами: он объединяет мифы по циклам (фиванский, аргосский и др.), по сходству персонажей, по месту действия. Часто придумывает связующие звенья между разнородными легендами. Как искусный рассказчик, он пользуется приемами рамочной композиции, вкладывая повествование в уста различных героев. Поэма начинается с рассказа о сотворении мира из беспорядочного хаоса, а кончается философским заключением Пифагора. Пифагор говорит о вечной изменчивости и чудесных превращениях, происходящих в окружающей природе, призывает не употреблять в пищу мясо живых существ. Подобно своим предшественникам (Вергилию, Лукрецию), Овидий стремится дать философское обоснование избранной им темы. Однако у него это заключение не влияет на все произведение в целом. Овидий сосредоточивает внимание на образах действующих лиц, на их приключениях и переживаниях, на описании той обстановки, в которой происходит действие.

Соединение фантастики с реальностью характерно для всей поэмы Овидия. Его герои, с одной стороны, сказочные мифологические фигуры, с другой - обыкновенные люди. Повествование не усложнено никакими глубокомысленными рассуждениями. Так, в рассказе о Фаэтоне подчеркнуты простые, понятные всем черты внутреннего облика: самоуверенность молодости, мудрость и нежная заботливость зрелости. Эта доступность, легкость и поэтичность рассказа обеспечили поэме Овидия широкую популярность в древнее и новое время. С античной мифологией в увлекательном изложении Овидия читатель нового времени знакомился обычно по этой широко известной и любимой уже в средние века поэме. Многие рассказы дали материал для многочисленных литературных произведений, опер, балетов и картин: описание четырех веков и рассказ о любви Аполлона к нимфе Дафне, превратившейся в лавровое дерево (I кн.), миф о красавце Нарциссе, влюбившемся в собственное изображение, и нимфе Эхо (III кн.), о гордой Ниобе, оскорбившей Диану (VI кн.), о полете Дедала и Икара (VIII кн.), о скульпторе Пигмалионе, создавшем статую прекрасной женщины и влюбившемся в свое создание (X кн.), о нежных супругах Кеиксе и Галькионе (XI кн.) и др.

Превращения в "Метаморфозах" - обычно результат вмешательства богов в судьбу героев. Иногда они вызваны несправедливой злобой божества или являются заслуженной карой за проступок действующего лица. Подчас, спасаясь от грозящей беды, персонажи поэмы сами молят богов об изменении своего внешнего облика. Так, нимфа Дафна, которую преследует влюбленный Аполлон, обращается к своему отцу, богу реки Пенею, с просьбой о помощи:

Описания Овидия чрезвычайно наглядны, он видит рисуемую картину во всех подробностях. Эта наглядность описаний дала возможность художникам эпохи Возрождения снабдить издания "Метаморфоз" серией живописных иллюстраций.

Богатство античной мифологии позволило Овидию изобразить в поэме самые различные персонажи. Перед читателями проходят герои различного возраста и пола: юноши, скромные девушки, старики и старухи, зрелые, умудренные жизнью мужи. Наряду с богами и царями выступают и простые смертные: кормчий Главк, старики Филемон и Бавкида, юные влюбленные Пирам и Тисба, скульптор Пигмалион и др. Их чувства, как и характер персонажей, различны: тут и жестокий деспот Терей, и самовластный надменный Пенфей, бесхитростная юная Каллисто, надменная богиня Юнона. Герои Овидия - это в сущности его современники, но как бы перенесенные в сферу мифа, опоэтизированные и облагороженные.

Черты монументальности у того и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до изображения мировой римской державы.

У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима. Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. Если Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, то у Верг. наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком , это происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности.

Читайте также: