Проблемы теории права кратко

Обновлено: 05.07.2024

Данный учебный курс представляет собой систематическое изложение основных тем и проблем по программе общей теории права и государства. Он подготовлен с учетом опыта и достижений различных направлений отечественной и зарубежной юридической мысли и ориентирован на углубленное теоретическое изучение и познание права и государства. Существенное внимание в курсе уделено научному осмыслению современного этапа и перспектив развития права и государства в России, теоретическому обоснованию путей утверждения в стране идей господства права и правовой законности, прав и свобод человека, гражданского общества и правового государства. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических учебных заведений, специалистов в области юриспруденции и других общественных наук.

Раздел I. Предмет и метод общей теории права и государства

Глава 1. Предмет общей теории права и государства

Глава 2. Понятийно-правовое единство предмета и метода юриспруденции

Глава 3. Общая теория права и государства в системе юридических наук

Теория государства и права — это научная дисциплина, которая анализирует, изучает гражданско-правовую, конституционную, уголовно-правовую эмпирию, помогает сформулировать наиболее общие закономерности развития юриспруденции.

Причины, по которым не может претендовать на роль общетеоретической ни одна отраслевая наука:

  • ограничение предмета познания отраслевой науки рамками юридической практики, ее прикладной характер;
  • в отличие от общей теории, которая служит объединению всех юридических наук, отраслевая наука таким объединяющим началом не обладает.

Поэтому на сегодняшней день место общей теории государства и права не может занять ни одна частная юридическая наука.

Актуальные проблемы теории государства и права

Одной из проблем теории государства и права является то, что она носит идеологический характер в вопросах рассмотрения государства и права, а не нейтральный и беспристрастный. Вопросы оценки теории государства и права, типологии государства в советский период рассматривались и понимались через идеи марксизма-ленинизма. В постсоветский и современный период такие идеи рассматривались с позиций либерализма западноевропейского общества.

Среди наиболее распространенных ошибочных взглядов в теории государства и права выделяют:

  • культивирование утопических взглядов, а именно характеристика коммунистического общества, социального государства, победа преступности и т.д.;
  • отсутствие множественности идеологий, так как наличие только одной идеологии может порождать спекулятивность и однобокость суждений, косность и однообразие взглядов.

Готовые работы на аналогичную тему

Данные проблемы развития теории государства и права, юридической науки обусловили бурную активизацию поиска новых подходов к познанию государственно-правовых явлений. Встал вопрос о том, в каких условиях развиваться дальше: то ли в условиях внедрения юридического позитивизма, то ли внедрения новой юридической доктрины.

Система юридической науки, которая существовала практически весь двадцатый век, соответствовала критериям юридического позитивизма. Сущность юридического позитивизма состоит в признании позитивного права в качестве правовых норм и сведении любого права к действующим в данном обществе и в данную эпоху нормам, без учета того, справедливо или нет это право. Пока доминирующим в обществе будет юридический позитивизм, взгляды на государство и права, систему юриспруденции не изменятся.

В этой системе теория государства и права направлена на изучение общих специфических закономерностей возникновения, функционирования и развития права и государства, государственно-правовых процессов и явлений. Теория государства и права выступает методологическим каркасом, который соединяет области теоретической и практической юриспруденции, является обоснованием и духовно-нравственным мировоззрением сферы реализации права.

Актуальной проблемой теории государства и права являются вопросы терроризма, а именно:

  • принцип гарантированного результата, присущий террористической деятельности в конце XIX в., который состоит в получении минимального эффекта от теракта и проведения его при любых обстоятельствах;
  • терроризм как средство реализации общей воли народа;
  • необходимость провозглашения власти закона, отождествляемый в сознании общества с формой выражения народной власти;
  • работа законотворческого процесса на упреждение террористической деятельности, не дожидаясь наступления ее последствий.

Актуальной проблемой теории государства и права остается односторонний подход к пониманию права как средства принуждения. Отношения между личностью и государством постепенно трансформировались, так как в своей эволюции человек освобождался от рабства, форм несвободы, обретал равенство перед законом, права и свободы независимо от своих природных и социальных качеств.

Это послужило основанием для появления разрешительного типа правового регулирования, обращенного к государству и его органам. Равноправное, свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Признавая гарантией и признаком права принуждение с одной стороны, с другой — правовое принуждение само по себе гарантировать право не способно. Принуждение ставит человека в такое положение, когда у него нет выбора иных вариантов поведения. Действуя по принуждению, он ведет себя в интересах принуждающего и вопреки своей воле.

Настоящая социальная ценность права состоит не в устрашении человека, не в принуждении, а предоставлении ему свободы выбора действий и решений. В свободном государстве с развитым правом человек получает простор для свободного поведения, проявляет свою индивидуальность. Нужна организация правомерного поведения органами государства, правовое воспитание людей, чтобы развить социально-правовую активность и свободу личности на основе равновесия и согласия. Обязанностью государства и права является признание, защита и соблюдение прав и свобод гражданина и человека. Права человека и гражданина постоянно нуждаются в защите и заботе со стороны государства. Такая защита должна осуществляться постоянно, можно более полно и всесторонне, предоставлять гражданам правовые возможности участвовать в управлении государственными делами.

В последние десятилетия многие правоведы рекомендуют объединить теорию государства и права с теорией правосознания и теорией политической системы общества. Но широкого распространения эти идеи не получили. Теорию государства нужно рассматривать как теорию, включающую в свою структуру теорию государства, теорию государственной власти, правового государства.

Наука как социальное явление представляет собой сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, принято подразделять на три основные группы (подсистемы): естественные, технические (точные) и общественные (социальные), несмотря на различие объектов отражения естественные, технические и общественные науки тесно связаны между собой единой системой, проникают друг в друга и дополняют одна другую, как и сами реальные явления материального мира и сознания.

Таким образом, государство и право - обществоведческие понятия, а все юридические науки, то есть науки о государстве и праве, включая теорию государства и права, - науки общественные или гуманитарные.

Государство и право неразрывно связаны между собой общностью причин возникновения, единством исторической типизации, взаимодействием в процессе функционирования и другими необходимыми взаимосвязями. В реальной действительности они не могут существовать раздельно. С этих позиций обосновывается как наименование самой отрасли научного знания о них, так и название вузовской учебной дисциплины - "Общая теория государства и права". Теория государства и права является общей еще и потому, что она исследует свой объект - государственно-правовую действительность, как особое явление социальной жизни, отличное от совокупности других социальных явлений, но имеющее нечто общее в истории многих стран и эпох.

Учебная дисциплина "Теория государства и права" ставит перед собой задачу формирования первоосновы научного юридического мировоззрения гражданина.

Проблемы возникновения и закономерностей развития государства и права во все времена и у всех народов вызывали и продолжают вызывать острые, порой непримиримые споры. Основания для таких споров многопричинны. Остановимся на некоторых из них.

Во-первых, - это причины глубинного экономического характера. В любом цивилизованном обществе существуют объективно неразрывные взаимосвязи между состоянием государства и права и общим экономическим состоянием страны. Экономические отношения совсем не механически влияют на отношения государственно-правовые, так же как политика первенствует перед экономикой. Не только противоречивы сами по себе эти объективные связи, еще более противоречивы позиции стремящихся к их пониманию людей.

Во-вторых, - это социально-политические причины. Указанные споры и разночтения предопределяются как функциональной, так и структурной сложностью таких социально-исторических явлений, какими являются государство и право, их значимостью для политической организации общества в целом на всех этапах его развития.

Третья группа причин - разночтения многих положений теории государства и права - вытекает из сложности и безграничности собственно процесса познания, его связей с практикой, жизнью общества.

В-четвертых, обсуждение вопросов о происхождении, сущности и формах государственно-правовых явлений предопределяется различиями в подходах, мировоззренческих позициях, философских установках авторов. Материалистическое и идеалистическое понимание истории не совместимы так же, как различны метафизический и диалектический подходы к раскрытию социальных закономерностей, принципиальное признание или отрицание самой возможности познания государственно-правовых явлений.

в-пятых, - это причины социально-личностного характера, наиболее сложные в своей субъективности. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Проблемы государства и права так или иначе касаются вопросов общественной и личной жизни каждого, обязанностей, прав и свобод человека, их гарантий для гражданина со стороны государства. Выдвигая и отстаивая те или иные положения теории государства и права, различные авторы, тем самым так или иначе выражают определенную общественную идеологию и личную жизненную позицию, защищают соответствующие общественные, классовые, социально-групповые и, наконец, собственные социальные интересы. Современная отечественная наука теории государства и права в своем развитии прошла сложный путь в общем русле мировой науки от ранних философских воззрений на государственно-правовые явления, через зарубежные школы философии права, политологию права, энциклопедию права, общую теорию права российских философов и ученых юристов рубежа XIX-XX веков, Наряду с марксистско-ленинскими взглядами на государство и право, всегда существовали и существуют немарксистские политико-правовые теории. В течение последнего десятилетия происходит определенная эволюция отечественной теории государства и права от ее марксистско-ленинского содержания и формы, особенно в описании и объяснении государства, к более широко представленным взглядам и направлениям в изучении государства и права. . Произошло обогащение теории государства и права новыми знаниями о происхождении государства и права, сочетании классового и общечеловеческого в сущности государства и права. Появились новые знания о функционировании и эволюции социалистических государств. По-новому стали осмысливаться буржуазные государства. Появились и новые знания о гуманистических и демократических ценностях в развитии современной государственности. Стала понятнее демократическая ценность конституционной законности и верховенства закона. По-новому встал вопрос о социальном правовом государстве как одной из перспективных целей развития российской государственности. По иному выглядит проблематика законности, прав и свобод человека, приоритет прав отдельного индивида, личности над правами коллективных образований - государства, нации, народа.

Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.

Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества.

1. Государственная власть является публичной

Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.

Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.

2. Территориальное деление населения

В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.

3. Наличие специального аппарата власти

Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.

4. Наличие налогов и займов

Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

6. Законотворческая монополия

Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

Понятие права

Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.

В обществе существует система социальных регуляторов, которая состоит из следующих элементов:

1) обычаи — правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения и передачи из поколения в поколение;

2) нормы морали — нормы поведения, отражающие представление людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.д. Санкциями за нарушение норм морали выступают с одной стороны совесть человека, а с другой стороны, общественное порицание;

3) корпоративные нормы — регулируют отношения в трудовых коллективах;

4) нормы права — а) формулируется либо санкционируется государством; б) их исполнение обеспечивается принудительной силой государства; б) они общеобязательны; в) они регулируют общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников.

Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.

Проблемы теории государства и права

Понятие государства

Государство — это люди, живущие на определенной территории и объединенные властью. Таким образом, государство есть организация власти в обществе.

Государство является особой социальной организацией, имеющей признаки, отличающие ее от догосударственных организаций и от других организаций цивилизованного общества.

1. Государственная власть является публичной

Государственная власть является необходимым условием существования общества и используется для руководства совместной деятельностью людей и поддержания общественного порядка.

Власть есть воздействие одних людей на поведение (деятельность) других, при этом одни подчиняют своей воле других. Власть является социальным отношением.

2. Территориальное деление населения

В догосударственный период развития общества люди делились по признаку родства, а с возникновением государства стали делиться по признаку нахождения на определенной территории.




3. Наличие специального аппарата власти

Люди в этом аппарате не производят материальных и духовных благ, а профессионально занимаются управлением деятельностью других людей.

4. Наличие налогов и займов

Система налогов и займов служит финансовым обеспечением деятельности государства.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны.

6. Законотворческая монополия

Никто другой кроме государства не может издавать на территории данной страны общеобязательные предписания (законы).

Понятие права

Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства.

В обществе существует система социальных регуляторов, которая состоит из следующих элементов:

1) обычаи — правила поведения, сложившиеся в результате многократного повторения и передачи из поколения в поколение;

2) нормы морали — нормы поведения, отражающие представление людей о хорошем и плохом, о добре и зле и т.д. Санкциями за нарушение норм морали выступают с одной стороны совесть человека, а с другой стороны, общественное порицание;

3) корпоративные нормы — регулируют отношения в трудовых коллективах;

4) нормы права — а) формулируется либо санкционируется государством; б) их исполнение обеспечивается принудительной силой государства; б) они общеобязательны; в) они регулируют общественные отношения, закрепляя права и обязанности их участников.

Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.

Читайте также: