Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях кратко
Обновлено: 05.07.2024
Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях." 2015, 2017-2018.
Проблема познаваемости мира связана с решением вопроса о том, как соотносятся человеческие знания, имеющие всегда субъктивно-органическую природу, с объективным порядком вещей. В решении этой проблемы выделяют три основные стратегии: 1. Познавательный оптимизм уверен в. [читать подробнее].
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.
Познание – это социально–организованная форма духовно – творческой деятельности человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Содержание
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и соц.среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.
Познание – это соц.-организованная форма духовно-творческой деят-сти человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму и обретают статус знания.
Среди различных форм, видов, уровней орг-ции знания важно выделить 3 его разновидности:
а) знание как инф-ция об объективном мире природы и общества;
б) знание о внутр., дух.-психич. мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;
в) знание о целях и идеально-теоретич. программах преобразования природного и социокультурного мира.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеч. деятельности и поведения.
Познавательная деятельность человека, органично включенная в ткань его реальной жизни и общения, непрерывно связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психич. активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошибки, иллюзии и т. д. Однако суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных хар-к действительности в знании. Этот вопрос, конкретизирующийся в проблеме истины в познании, и является центральным для собственно философского подхода к исследованию познавательной деятельности.
Становление фил. образа познания происходило в античной Ф.. Как и в других областях фил.знания, в эпистемологии античные мыслители заложили фундаментальные основания последующих традиций. При этом важно выделить 2 важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие фил. учений о познании. К ним относятся:
а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная в Ф. Платона, в его концепции познания как припоминания;
б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, которая была разработана Аристотелем.
Одним из центр. вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии выделялись: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Бэкон, Спиноза и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
Усилиями представителей античного скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания.
Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма, согласно кот. мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей Кант.
Осн. круг проблем гносеологии традиц. включал вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и др.
В совр. Ф познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии как философско-методол. дисциплины, изучающей прежде всего феномен знания как универсальный результат познавательного отношения.
Важнейшей особенностью человеческого отношения к миру является постоянное его изменение и преобразование в целях удовлетворения потребностей человека и общества. Чтобы успешно интегрироваться в природную и соц.среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.
Познание – это соц.-организованная форма духовно-творческой деят-сти человека, направленная на получение и развитие достоверных знаний о действительности.
Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму и обретают статус знания.
Среди различных форм, видов, уровней орг-ции знания важно выделить 3 его разновидности:
а) знание как инф-ция об объективном мире природы и общества;
б) знание о внутр., дух.-психич. мире человека, в котором содержатся представления о сущности и смысле самопознания;
в) знание о целях и идеально-теоретич. программах преобразования природного и социокультурного мира.
Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания и существование культуры как совокупности программ человеч. деятельности и поведения.
Познавательная деятельность человека, органично включенная в ткань его реальной жизни и общения, непрерывно связана с сознанием, волей, памятью, эмоциями. Она может рассматриваться как процесс порождения жизненно важного опыта, как психич. активность субъекта, включающая убежденность, веру, ошибки, иллюзии и т. д. Однако суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения субъектом сущностных хар-к действительности в знании. Этот вопрос, конкретизирующийся в проблеме истины в познании, и является центральным для собственно философского подхода к исследованию познавательной деятельности.
Становление фил. образа познания происходило в античной Ф.. Как и в других областях фил.знания, в эпистемологии античные мыслители заложили фундаментальные основания последующих традиций. При этом важно выделить 2 важнейшие идеи, которые оказали кардинальное воздействие на последующее развитие фил. учений о познании. К ним относятся:
а) идея активности разума и творческой природы познания, обоснованная в Ф. Платона, в его концепции познания как припоминания;
б) идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов и вещей, которая была разработана Аристотелем.
Одним из центр. вопросов классической гносеологии всегда оставалась проблема принципиальной познаваемости мира и условий адекватности наших знаний объектам исследуемой реальности. В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии выделялись: гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.
Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Бэкон, Спиноза и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.
Усилиями представителей античного скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания.
Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма, согласно кот. мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. Одним из наиболее известных представителей Кант.
Осн. круг проблем гносеологии традиц. включал вопросы статуса и роли субъекта познания, структуры познавательного процесса, проблемы истины, форм и методов познания и др.
В совр. Ф познавательные проблемы становятся предметом рассмотрения в рамках эпистемологии как философско-методол. дисциплины, изучающей прежде всего феномен знания как универсальный результат познавательного отношения.
Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. И это не чисто схоластический вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых разных формах.
В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: рационализм, скептицизм и агностицизм.
В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. Для обоснования совей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (апостеори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта в формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма. Познание – это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов.
В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.
Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей не может иметь достоверное значение о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только с собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, насущность их считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте.
Скептицизм – в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины. Скептицизм возник еще в античной философии, где он был представлен Пироном, Тимоном, Энесилемом и др. и систематизирован Секстом Эмпириком. Скептицизм опирается на различные теоретические предпосылки. Ими могут быть либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний вообще.
Скептицизм оправдан в качестве некоторого исходного момента исследования, помогающего ученому непредвзято подойти к изучаемому явлению, отбросить устаревшие предрассудки и догмы. Но в качестве общеметодологического принципа, лежащего в основе теории познания, скептицизм неприемлем, поскольку ведет к отрицанию объективной истины, т.е. познания вещей такими, какими они существуют вне нашего сознания. В обыденном смысле скептицизм – настроение, психологическое состояние, сомнение в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.
Интуиция означает то же самое, что и непосредственное созерцание, знание, полученное в ходе практического или духовного освоения объекта, наглядное представление. В различных философских учениях способность непосредственно и целостно познавать объект понимается по-разному.
Читайте также: