Идеология американского общества в 18 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Какая идеология может быть у колонизации?
Кто сильнее тот и прав, а кто против убивается
Ведь коренное население было современных США уничтожено практически полностью, остальные сосланы в резервации
Вот и ищи идеологию

Моя хата с краю - чем дальше от власти, тем лучше!
Первопоселенцы расползались по Америке, рискуя соседством с индейцами, лишь бы подальше от центральной власти.

Свои правила поведения — обязательный труд и молитва, порицание праздности — пуритане превратили в правила поведения для всех жителей колоний. Они были уверены в том, что дисциплина начинается с семьи, где никто не может оспаривать власть отца. Американские пуритане искренне считали себя народом, избранным Богом, и хотели спасти всех, даже если это требовало применения насилия.

В XVII в. такое религиозное мировоззрение рождало фанатизм. Но с середины XVIII в. в культуре и общественной мысли происходят серьёзные перемены. Развивается светское образование, наука, литература и искусство. Увеличивается число колледжей. К Гарвардскому университету прибавились Йельский и Принстонский. В 1765 г. в колониях издавалось 43 газеты, были открыты публичные библиотеки, быстро развивалось типографское дело. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия.

Важнейшим элементом американской политики на мировой арене является ее идеологическая подоплёка. На этот элемент не всегда обращают должное внимание страны, имеющие дело с американской внешней политикой.

Впоследствии представление об этой исключительности сохранялось и укреплялось в Америке благодаря многим факторам: удалённости от перенаселённой Европы, на редкость благоприятным географическим и природным условиям социально-экономического развития, растущим успехам североамериканских колоний в освоении новых, весьма обширных территорий.

Американские элиты мыслят США как политическую систему, в самой своей сущности сочетающую указанные элементы прогресса: именно в США были созданы оптимальные предпосылки для становления гражданского общества, поэтому США как государство уже в самом себе есть прообраз либерального человечества — Соединённых Штатов Мира. Штаты в США не воюют между собой, поэтому мир должен воцариться и в масштабе всей планеты, где государства станут Штатами, тем более, что в английском языке это одно и то же слово — State (означает и государство, и штат). В этой исторической оптике США больше, чем государство — это прообраз будущего устройства всемирного гражданского общества. Значит, США — не просто силовой, но смысловой, идейный авангард Запада, это будущее Запада, где исполнение высшей цели развития частично уже достигнуто.

[1] Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек / пер. с англ. М. Б. Левина. — М.: АСТ, 2007.

Как и в сфере экономики, где развитие осложнялось пережитками старого, в области идеологии новые, передовые идеи пробивали себе путь в борьбе с отжившими, реакционными теориями. Вплоть до начала XVIII в. в колониальной культуре господствовали клерикалы, насаждавшие нравственно-религиозный фанатизм. Это сковывало формирование
общественной мысли и развитие общей культуры.

С середины XVIII в. в развитии культуры и общественной мысли колоний происходят серьезные перемены, которые были прямым следствием роста среднего сословия и формирования национальной буржуазии. Широко распространение получили идеи буржуазного просветительства, успешно развивались светское образование, наука, литература и искусство. Если в начале XVIII в. в колониях было только три колледжа, то к середине столетия появились еще шесть. Влияние церкви на обучение в колледжах к этому времени заметно ослабло. В отличие от Европы, где борьба с духовенством была осложнена тем, что оно являлось крупнейшим землевладельцем и занимало прочные экономические позиции, в североамериканских колониях Англии духовенство этими позициями, не располагало. К тому же церковь была раздроблена на многочисленные враждующие секты, и это облегчало борьбу с ней.

Буржуазное просветительство, будучи идеологией нарождавшегося капитализма, имело для того времен прогрессивное значение. Середина и вторая половина XVIII в. характеризовались широким распространение грамотности, печатной продукции и библиотек. Быстро развивалось типографское дело. В Бостоне, Филадельфии и Нью-Йорке появились десятки книжных магазинов. В 1754 г. в Нью-Йорке открылась первая публичная библиотека, основанная Б. Франклином. а через несколько лет в колония существовала уже целая сеть библиотек, служивших важными центрами просвещения.

Немалую общественно-просветительскую роль сыграла журналистика. Привозимые из Англии и печатавшиеся в самих колониях различного рода альманахи, а также газеты и журналы оказали сильное влияние на развитие и рост общественно-политического сознания. В 1765 г. в колониях издавались 43 газеты. Большинство из них печаталось в северных и центральных колониях, где уровень образованности среди массы населения и интерес к политическим новостям был относительно более высоким, чем на Юге.

Другая ситуация наблюдалась в Новой Англии с ее сильно выраженными чертами общинной жизни, что давало сильный
импульс формированию самобытных национальных традиций. Американское просвещение неразрывно связано с именами таких блестящих ученых и мыслителей, как Бенджамин Франклин и Томас Джефферсон, которым предстояло сыграть выдающуюся роль в борьбе колоний за независимость.

Т. Джефферсон испытал сильное влияние французских и английских просветителей. В произведениях этих деятелей, как и многих других американских писателей и публицистов того времени, можно без труда обнаружить влияние Руссо, Монтескье, Кондорсе, Вольтера, Бэкона, Локка, Гаррингтона, Мильтона и др. Особенно импонировала буржуазии североамериканских колоний философия Джона Локка с его доктриной естественного права на жизнь, свободу и собственность.
Философия Локка, с одной стороны, развивала и обосновывала идею права на революцию, а с другой — пропагандировала классовый компромисс. Выдержки из сочинений Локка, равно как и других прогрессивных философов того времени, популяризировались в альманахах и памфлетах.

1. Бенджамин Франклин (1706—1790) стал всемирно известным благодаря своим, научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Республиканские симпатии ученого-энциклопедиста сблизили его со сторонниками независимости колоний. В конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британской империи как единого политического образования и развивает идею гомруля, т. е. самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций.

В 1769 г. Франклин впервые назвал североамериканские провинции государствами (штатами). Идеи гомруля были подхвачены в последующие годы. Франклину принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов.

2) Пейн одним из первых стал проводить четкое различие между обществом и государством – поих происхождению, роли и назначению:

3) В споре о природе власти и прав человека с Э.Берком, либеральным защитником независимости американских колоний и в то же самое время консервативным критиком идей и практики французской революции, Пейн фиксирует внимание на том, что критик смешивает право делегированное с правом присвоения:

- для Берка государство есть не что иное, изобретение человеческой мудрости, а права человека— разумные требования, которые люди выдвигают при выборе между добром и злом.

- Пейн, в свою очередь, утверждал, что зарождение и существование власти строится исключительно на согласии управляемых.

Все формы правления он делит на два вида:




- наследственное правление – монархии, аристократии.

Поскольку правительственная власть требует таланта и способностей и поскольку таланты и способности не могут переходить по наследству, то очевидно, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканского, а для монархического и аристократического правления.

3. Томас Джефферсон, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности.

1) Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия — он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы (1777), президентом американского философского общества. Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права человека, как право народа на самоуправление.

Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверятьих тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений.

4) Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни — организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам).

5) Полемизируя с Юмом относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

6) В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления государством, при которой традиционная аристократия богатства и станса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

4. Александр Гамильтон (1757—1804) был выдающимся гос.деятелем, автором глубоких разработок власти конституционной теории и практики и энергичным защитником сильной централизованной власти федерального правительства.

Представители централистов-федералистов разделяя мнение демократов о необходимости верховенства власти народа в государстве, они в то же вор связывали это с потребностью в обуздании дурных свойств склонностей людей, поскольку без такого обуздания они никогда не станут подчиняться велениям разума и справедливости.

Гамильтон разделял мнение Дж. Адамса о том, что установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. Без учета этого обстоятельства любая конституция превращается в пустое хвастовство. Народ — это всего лишь огромный зверь, с которым мудрому правителю следует считаться в той мере, в какой раздоры и недовольства могут угрожать его власти.

5. К группе федералистов примыкает по своим политическим взглядам и Джон Адамс(1735—1826), автор первого фундаментального труда по вопросам государства и политической науки, последовательный противник правления большинства и один из идейных предтеч современного консерватизма.

1) Адаме поддержал Джефферсона в обосновании законодательной и административной самостоятельности колоний, доказывая с помощью новых исторических и юридических аргументов абсурдность и несправедливость подчинения парламенту, который находится на расстоянии трех тысяч миль.

2) Дж. Адаме одним из первых выделил вопрос о государственном устройстве в разряд исключительно важных и злободневных:

- В отличие от Пейна он допускал и признавал целесообразность монархической формы правления при одном важном условии – если знать будет в состоянии контролировать (сдерживать) короля, министры — контролировать знать и т.д.

- Все простые формы правления— монархия, аристократия, демократия — выглядели в его истолковании как воплощение деспотизма.

Идеал Адамса — смешанная форма правления, в частности трехэлементный баланс: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палата парламента — все это вместе образует некую форму сбалансированной публичной власти.

Отрасли правительственной власти должны не только действовать, но и восприниматься как гармонично составленное целое.

- Одной из центральных идей, занимавших Адамса, стало обоснование неизбежности существования социальных различий и всевозможных социальных группировок и классов (класс джентльменов, класс простых людей и др.).

Собранные им исторические и фактические материалы группировались таким образом, что аристократия предстает в истории господствующим элементом во всяком цивилизованном обществе от древности до наших дней.

1. Бенджамин Франклин (1706—1790) стал всемирно известным благодаря своим, научным трудам по электричеству, а также подвижничеству на ниве просветительства и дипломатии. Республиканские симпатии ученого-энциклопедиста сблизили его со сторонниками независимости колоний. В конце 60-х гг. он отказывается от восприятия Британской империи как единого политического образования и развивает идею гомруля, т. е. самоуправления и политического самоопределения североамериканских провинций.

В 1769 г. Франклин впервые назвал североамериканские провинции государствами (штатами). Идеи гомруля были подхвачены в последующие годы. Франклину принадлежит одна из версий плана конфедерации штатов.

2) Пейн одним из первых стал проводить четкое различие между обществом и государством – поих происхождению, роли и назначению:

3) В споре о природе власти и прав человека с Э.Берком, либеральным защитником независимости американских колоний и в то же самое время консервативным критиком идей и практики французской революции, Пейн фиксирует внимание на том, что критик смешивает право делегированное с правом присвоения:

- для Берка государство есть не что иное, изобретение человеческой мудрости, а права человека— разумные требования, которые люди выдвигают при выборе между добром и злом.

- Пейн, в свою очередь, утверждал, что зарождение и существование власти строится исключительно на согласии управляемых.

Все формы правления он делит на два вида:

- наследственное правление – монархии, аристократии.

Поскольку правительственная власть требует таланта и способностей и поскольку таланты и способности не могут переходить по наследству, то очевидно, что наиболее невежественная страна лучше всего подходит не для республиканского, а для монархического и аристократического правления.

3. Томас Джефферсон, сочетал занятия философией с большой активностью на поприще государственной и общественной деятельности.

1) Значительны заслуги Джефферсона в деле просвещения и пропаганды свободомыслия — он был автором Закона штата об установлении религиозной свободы (1777), президентом американского философского общества. Общественное обучение (от начальной школы до университета) он считал таким же неотъемлемым атрибутом демократической республики, как и естественные права человека, как право народа на самоуправление.

Собирая народные деньги и оберегая свободу народа, не следует в то же время доверятьих тем, кто заполняет учреждения законодательной, исполнительной и судебной властей, особенно в тех случаях, когда они не испытывают никаких ограничений.

4) Республиканские принципы в организации и деятельности государства, по его мнению, должны пронизывать последовательно все уровни — организацию и деятельность федерации (по вопросам внешней и общефедеральной политики), штата (по отношению к гражданам), а также округа, района и отдельного прихода (по всем мелким, но в то же время важным местным вопросам).

5) Полемизируя с Юмом относительно происхождения всякой справедливой власти и ее носителей (большинство, меньшинство, отдельные личности), Джефферсон твердо держался принципа правления большинства, полагая, что лекарством от зла, приносимого демократией, является еще большая демократизация, поскольку от народа можно ожидать несправедливостей в целом меньше, чем от правящего меньшинства.

6) В последние годы жизни он склонялся к мысли о необходимости и желательности такой организации управления государством, при которой традиционная аристократия богатства и станса уступила бы место естественной аристократии талантов и способностей.

4. Александр Гамильтон (1757—1804) был выдающимся гос.деятелем, автором глубоких разработок власти конституционной теории и практики и энергичным защитником сильной централизованной власти федерального правительства.

Представители централистов-федералистов разделяя мнение демократов о необходимости верховенства власти народа в государстве, они в то же вор связывали это с потребностью в обуздании дурных свойств склонностей людей, поскольку без такого обуздания они никогда не станут подчиняться велениям разума и справедливости.

Гамильтон разделял мнение Дж. Адамса о том, что установление системы сдержек и противовесов в сфере власти необходимо вследствие неистребимого эгоизма людей, которых нужно заставлять сотрудничать во имя общего блага, невзирая на их неуемную жадность и честолюбие. Без учета этого обстоятельства любая конституция превращается в пустое хвастовство. Народ — это всего лишь огромный зверь, с которым мудрому правителю следует считаться в той мере, в какой раздоры и недовольства могут угрожать его власти.

5. К группе федералистов примыкает по своим политическим взглядам и Джон Адамс(1735—1826), автор первого фундаментального труда по вопросам государства и политической науки, последовательный противник правления большинства и один из идейных предтеч современного консерватизма.

1) Адаме поддержал Джефферсона в обосновании законодательной и административной самостоятельности колоний, доказывая с помощью новых исторических и юридических аргументов абсурдность и несправедливость подчинения парламенту, который находится на расстоянии трех тысяч миль.

2) Дж. Адаме одним из первых выделил вопрос о государственном устройстве в разряд исключительно важных и злободневных:

- В отличие от Пейна он допускал и признавал целесообразность монархической формы правления при одном важном условии – если знать будет в состоянии контролировать (сдерживать) короля, министры — контролировать знать и т.д.

- Все простые формы правления— монархия, аристократия, демократия — выглядели в его истолковании как воплощение деспотизма.

Идеал Адамса — смешанная форма правления, в частности трехэлементный баланс: исполнительная власть, верхняя аристократическая и нижняя демократическая палата парламента — все это вместе образует некую форму сбалансированной публичной власти.

Отрасли правительственной власти должны не только действовать, но и восприниматься как гармонично составленное целое.

- Одной из центральных идей, занимавших Адамса, стало обоснование неизбежности существования социальных различий и всевозможных социальных группировок и классов (класс джентльменов, класс простых людей и др.).

Собранные им исторические и фактические материалы группировались таким образом, что аристократия предстает в истории господствующим элементом во всяком цивилизованном обществе от древности до наших дней.

Какая идеология может быть у колонизации?
Кто сильнее тот и прав, а кто против убивается
Ведь коренное население было современных США уничтожено практически полностью, остальные сосланы в резервации
Вот и ищи идеологию

Моя хата с краю - чем дальше от власти, тем лучше!
Первопоселенцы расползались по Америке, рискуя соседством с индейцами, лишь бы подальше от центральной власти.

Свои правила поведения — обязательный труд и молитва, порицание праздности — пуритане превратили в правила поведения для всех жителей колоний. Они были уверены в том, что дисциплина начинается с семьи, где никто не может оспаривать власть отца. Американские пуритане искренне считали себя народом, избранным Богом, и хотели спасти всех, даже если это требовало применения насилия.

В XVII в. такое религиозное мировоззрение рождало фанатизм. Но с середины XVIII в. в культуре и общественной мысли происходят серьёзные перемены. Развивается светское образование, наука, литература и искусство. Увеличивается число колледжей. К Гарвардскому университету прибавились Йельский и Принстонский. В 1765 г. в колониях издавалось 43 газеты, были открыты публичные библиотеки, быстро развивалось типографское дело. Крупнейшими культурными центрами стали Бостон и Филадельфия.

Читайте также: