Идеалистическое понимание истории кратко

Обновлено: 07.07.2024

Давайте посмотрим на мир с точки зрения завершающейся истории.

В социализме развитие рассматривается как борьба классов (См. рис.1)

Основой жизнедеятельности людей Маркс считал материальное производство.

Внутри его он выделял производительные силы и производственные отношения.

Рост производительных сил (тезис) и косность производственных отношений (антитезис) по Марксу создают противоречие и непримиримую борьбу между двумя основными классами (классом угнетенных и классом поработителей).

В ходе классовой борьбы угнетенный класс уничтожает старую политическую систему и создает новый более справедливый строй, сглаживая тем самым, на определенный период противоречие между производительными силами и производственными отношениями (синтез). Так по Марксу вслед за рабовладельческой формацией, возникает феодальная, затем капиталистическая, а затем коммунистическая, которая является вершиной социального прогресса, так как в ходе своего развития (от социализма к коммунизму) ликвидирует классовые отношения и сами классы. ( См. рис. 1.)


Рис. 1. Марксистская теория общественно-экономических


По этой же причине основу народной власти в России составляет не олигархия, а самодержавие, опирающееся на народное самоуправление.

Таким образом, национальная идея России состоит:

1) В формировании национального духа (самосознания), направленного на создание Народной Монархии; (Закон);

2) В симфонии государственной, хозяйственной и церковной ветвей власти; (Любовь);

Идея Закона, Любви и Вдохновения – есть идея социальной симфонии России.



Рис. 3 и 4 представляют собой единый Славяно-Евразийский Союз (Русский мир).

Местное самоуправление в России он представлял наподобие казачьего, которое и занималось бы распределением прибыли.

Все в мире развивается через противоречие и Третий Рим в этом смысле не исключение. Рост национального самосознания (тезис) и косность национальных отношений (антитезис) создают противоречие и борьбу наций в Третьем Риме за роль лидера Евразии. Но эта борьба нейтрализуется жертвенным служением русского народа (синтез), созданием государства нового типа - государства-миротворца. (см. рис 3и 4)

В этом и состоит задача государственно-образующей нации.

В свою очередь при росте производственных отношений (тезис) и косности производительных сил (антитезис) в Третьем Риме, возникающее противоречие и классовые столкновения нейтрализуются (синтез) политикой социальной справедливости ( см. рис.3. и 4)

Вывод: объективному идеализму Гегеля и диалектическому материализму Маркса и Ленина мы можем противопоставить идеалистическое понимание истории и развития общества на православной основе.

Идеалистическое понимание истории и развития общества на православной основе - залог формирования монархического сознания русской элиты. При этом будущая русская монархия должна унаследовать свои византийско-иранские черты: утонченно-аристократическое восприятие власти и демократическое понимание характера национального управления. Это царство русский народ создаст во имя спасения мира, так как механизм разрушения западной цивилизации необратим.

Идеал, основанный на гордости, станет искать соответствующую для него форму.

Такой формой был Древний Рим, католический Рим, наполеоновская империя, затем Третий Рейх.

Русская культура может и должна стать ведущей среди всех остальных культурно – исторических типов земли.

Почему? Потому, что только русская культура способна закрепить ведущую роль идеалистической культуры в рамках суперкультуры Славяно – Евразийского Союза.

А для чего? Для того чтобы доказать, что человек как творец способен организовать социальный мир с точки зрения Смысла ( Идеи Красоты).

Идеалистическое понимание истории не сводится только к философии Гегеля, просто в его философии эта позиция наиболее ярко выражена. Согласно идеалистической концепции основой исторического процесса, его движущими силами являются не материальные условия жизни человека, а его духовные начала или идеи. Идеализм – некая объективно существующая идея (Мировой Разум), выраженная во мнении, что основную роль в историческом процессе играют идеи основных исторических личностей, согласно которым они поступают и действуют. У Гегеля – эта идея объективно существует. Абсолютный идеализм Гегеля.

Гегель (тезисно): суть идеализма в целом

Гегель – представитель немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель); у истоков этого движения стоял Кант. Таким образом, Гегель – последний представитель классической немецкой философии.

Что связывает его с Кантом? Одной из основных проблем классической немецкой философии является преодоление кантовского дуализма (вещи самой по себе и вещи для нас). Вслед за Юмом Кант показывает, что предмет нашего познания формируется субъектом в процессе познавательной деятельности на основе неких априорных установок и форм. Поэтому есть две вещи – в том состоянии котором она существует пока её никто не видит, и вещь, которая дана нам в восприятии.

По Канту: опыт невозможен без существования того зеркала.

По Аристотелю: истина – есть соответствие знания действительности. Но если действительность не дана нам трансцендентно, то, как мы можем говорить об истине? Немецкая классическая философия – попытка преодоления этого дуализма.

Абсолютный идеализм Гегеля


По Гегелю – в утверждении о действительности человек чаще всего опускает самого себя. Отсюда – любое высказывание об объективной действительности предполагает наличие познающего субъекта. В ситуации познания – субъект всегда существует, причём без наличия наблюдателя – всё окружающее исчезает. Поэтому первично – сознание. Фраза – познание есть отражение объективного мира в сознании человека – предполагает в первую очередь наличие сознания человека. Субъект всегда существует. Если поставить вопрос о первичности: без наличия наблюдателя все исчезнет. Исток всего существующего – некое сознание, или субстанция – субъект (небо голубое для субъекта). Двойственность объективного и субъективного возникает в сознании.

Понятие диалектики (развития): если Мировой Разум охватывает все, то в чем заключается замысел его существования? По аналогии с человеческим сознанием Его основная цель – познание. Но он же и есть ВСЁ. Поэтому Мировой Разум познает самого себя, это его цель. Для этого необходимо действовать. Форма действия Мирового Разума – это его развитие (диалектика), которое проходит три основных состояния:

1. Разум как идея, как чистый дух. Первое действие Мирового Разума – переход в противоположное самому себе состояние – в материю.

3. Вступает в силу закон борьбы противоположностей. В конечном итоге процесс заканчивается Абсолютной идеей. Абсолютная идея – состояние, в котором процесс самопознания Мирового Разума завершается, все становится ясным, устанавливаются все конечные истины. Тогда всё заканчивается.


Диалектика (др.–греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя.

Философия истории Гегеля

История человечества в этой схеме – это переход от природного состояния к состоянию Абсолютной Идеи. В человеческой истории осуществляется замысел Мирового Разума.

История и история мысли являются единым процессом развёртывания Абсолютной Идеи. Исторические формации имеют как сходства, так и различия и представляют собой различные ступени развития идеи. Процесс движения истории един и диалектичен. Диалектика определяет все исторические изменения. Наилучшим способом можно понять историю, если рассматривать развитие государств в диалектическом свете. Отдельно взятое государство можно назвать тезисом. По мере развития государство само порождает свою противоположность или антитезис. Тезис и антитез вступают в конфликт, и в конечном итоге, в результате борьбы появляется новая цивилизация, находящаяся на более высоком уровне, чем оба образования, ей предшествующие. В синтезе заключено самое ценное, что было в них. Смысл истории по Гегелю есть прогресс в сознании свободы.

Критерии исторического прогресса – в развитии Разума и Свободы. Гегель выделяет три этапа человеческой эволюции:

1. Мир Древнего Востока – мир, который не знал Свободы вообще.

2. Античный мир – греки и римляне достигли осознания Свободы. Впервые появляется понятие свободы. Но она была уделом избранных.

3. Новое время (Германский мир), в котором живет Гегель. Этот мир усвоил христианскую идею и дошел до осознания свободы каждого. Это одна из основ западноевропейской цивилизации.

Государство выше человека. Человек лишь средство для государства. Так же и в истории – человек не цель исторического развития, а всего лишь её средство, инструмент. Мировой Разум не имеет в виду человека. Он расточителен и беспощаден по отношению к человеку, его силам и жизни. Человек – временное явление. У истории нет цели сделать человеческое существование счастливым – ибо он (человек) – лишь временное явление.

(* Согласно Гегелю, Гегель – первый человек, который увидел всё в целом; первая искра, которая всё осветила.)

Понятие исторической личности и исторического народа.

Как происходит исторический процесс?

Смысл истории для людей, участвующих в ней, скрыт (открылся только Гегелю). Людям история кажется последовательностью случайных и зачастую бессмысленных событий. Основной носитель исторического процесса – человек. Но человек в своей жизни ставит перед собой локальные цели, которые никаким образом не соотносятся с идеей Мирового Разума, увлечены своими целями.

Как тогда возможен исторический прогресс?

Мировой Разум реализует себя в духе народа. Дух бывает разный и поэтому все народы делятся на исторические и неисторические присутствующие в истории лишь как статисты. Исторические: китайцы, индусы, шумеры, египтяне, греки, римляне, немцы.

И общий вектор истории прокладывают исторические личности. Существует два типа исторических личностей:

1. Воспроизводящие – те, кто своей деятельностью создаёт необходимые для истории условия. Их большинство, это народ. Поэтому деятельность народа продуктивна, но не осознанна. Он (народ) бессознательный, слепой исполнитель Мирового Разума. Народ ведут всемирно-исторические личности. Элита определяет развитие культуры.

2. Всемирно-исторические личности – тоже неосознанно превращают историческую необходимость в свою личную цель. Ставят перед собой задачи, которые соответствуют целям Мирового Разума, сами не подозревая этого. Народы слепо идут за ними. Но со временем выясняется, что их цели – это миражи. Например, крестовые походы не увенчались успехом, но определили исторический процесс.

Человек умнеет в процессе исторического развития, в погоне за этими миражами. Но на этом пути человек всё ближе становиться к Мировому Разуму. Историческая личность велика тем, что её собственные интересы совпадают с целью истории, целью Мирового Разума. Эти личности редко попадают в ряды гуманистов, но моральные оценки по отношению к великим историческим личностям не применимы. Эта ошибка выводить ход исторических событий из характера исторического деятеля. Исторический процесс определяется не психологией, а степенью совпадения их целей с целями исторического процесса.

Гегель критикует историков за подход к анализу с точки зрения морали. Это закрывает путь к пониманию подлинного смысла деятельности исторических личностей. Не стоит заниматься морализацией и психологизацией истории. И место на историческом подиуме – не подарок судьбы, а скорее тяжёлое испытание для этого человека. Но оказавшись на этом месте – человек уже не в состоянии отказаться от своего жребия, и что–либо изменить в отношении себя самого. (Наполеон, из дневников – всю свою жизнь я жертвовал всем, мною всегда управляли обстоятельства, движет мною…).

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Идеалистическое понимание истории не сводится только к философии Гегеля, просто в его философии эта позиция наиболее ярко выражена. Согласно идеалистической концепции основой исторического процесса, его движущими силами являются не материальные условия жизни человека, а его духовные начала или идеи. Идеализм – некая объективно существующая идея (Мировой Разум), выраженная во мнении, что основную роль в историческом процессе играют идеи основных исторических личностей, согласно которым они поступают и действуют. У Гегеля – эта идея объективно существует. Абсолютный идеализм Гегеля.

Гегель (тезисно): суть идеализма в целом

Гегель – представитель немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель); у истоков этого движения стоял Кант. Таким образом, Гегель – последний представитель классической немецкой философии.

Что связывает его с Кантом? Одной из основных проблем классической немецкой философии является преодоление кантовского дуализма (вещи самой по себе и вещи для нас). Вслед за Юмом Кант показывает, что предмет нашего познания формируется субъектом в процессе познавательной деятельности на основе неких априорных установок и форм. Поэтому есть две вещи – в том состоянии котором она существует пока её никто не видит, и вещь, которая дана нам в восприятии.

По Канту: опыт невозможен без существования того зеркала.

По Аристотелю: истина – есть соответствие знания действительности. Но если действительность не дана нам трансцендентно, то, как мы можем говорить об истине? Немецкая классическая философия – попытка преодоления этого дуализма.

Абсолютный идеализм Гегеля


По Гегелю – в утверждении о действительности человек чаще всего опускает самого себя. Отсюда – любое высказывание об объективной действительности предполагает наличие познающего субъекта. В ситуации познания – субъект всегда существует, причём без наличия наблюдателя – всё окружающее исчезает. Поэтому первично – сознание. Фраза – познание есть отражение объективного мира в сознании человека – предполагает в первую очередь наличие сознания человека. Субъект всегда существует. Если поставить вопрос о первичности: без наличия наблюдателя все исчезнет. Исток всего существующего – некое сознание, или субстанция – субъект (небо голубое для субъекта). Двойственность объективного и субъективного возникает в сознании.

Понятие диалектики (развития): если Мировой Разум охватывает все, то в чем заключается замысел его существования? По аналогии с человеческим сознанием Его основная цель – познание. Но он же и есть ВСЁ. Поэтому Мировой Разум познает самого себя, это его цель. Для этого необходимо действовать. Форма действия Мирового Разума – это его развитие (диалектика), которое проходит три основных состояния:

1. Разум как идея, как чистый дух. Первое действие Мирового Разума – переход в противоположное самому себе состояние – в материю.

3. Вступает в силу закон борьбы противоположностей. В конечном итоге процесс заканчивается Абсолютной идеей. Абсолютная идея – состояние, в котором процесс самопознания Мирового Разума завершается, все становится ясным, устанавливаются все конечные истины. Тогда всё заканчивается.


Диалектика (др.–греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. В диалектическом материализме — общая теория развития материального мира и вместе с тем теория и логика познания. Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика — это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя.

Философия истории Гегеля

История человечества в этой схеме – это переход от природного состояния к состоянию Абсолютной Идеи. В человеческой истории осуществляется замысел Мирового Разума.

История и история мысли являются единым процессом развёртывания Абсолютной Идеи. Исторические формации имеют как сходства, так и различия и представляют собой различные ступени развития идеи. Процесс движения истории един и диалектичен. Диалектика определяет все исторические изменения. Наилучшим способом можно понять историю, если рассматривать развитие государств в диалектическом свете. Отдельно взятое государство можно назвать тезисом. По мере развития государство само порождает свою противоположность или антитезис. Тезис и антитез вступают в конфликт, и в конечном итоге, в результате борьбы появляется новая цивилизация, находящаяся на более высоком уровне, чем оба образования, ей предшествующие. В синтезе заключено самое ценное, что было в них. Смысл истории по Гегелю есть прогресс в сознании свободы.

Критерии исторического прогресса – в развитии Разума и Свободы. Гегель выделяет три этапа человеческой эволюции:

1. Мир Древнего Востока – мир, который не знал Свободы вообще.

2. Античный мир – греки и римляне достигли осознания Свободы. Впервые появляется понятие свободы. Но она была уделом избранных.

3. Новое время (Германский мир), в котором живет Гегель. Этот мир усвоил христианскую идею и дошел до осознания свободы каждого. Это одна из основ западноевропейской цивилизации.

Государство выше человека. Человек лишь средство для государства. Так же и в истории – человек не цель исторического развития, а всего лишь её средство, инструмент. Мировой Разум не имеет в виду человека. Он расточителен и беспощаден по отношению к человеку, его силам и жизни. Человек – временное явление. У истории нет цели сделать человеческое существование счастливым – ибо он (человек) – лишь временное явление.

(* Согласно Гегелю, Гегель – первый человек, который увидел всё в целом; первая искра, которая всё осветила.)

Понятие исторической личности и исторического народа.

Как происходит исторический процесс?

Смысл истории для людей, участвующих в ней, скрыт (открылся только Гегелю). Людям история кажется последовательностью случайных и зачастую бессмысленных событий. Основной носитель исторического процесса – человек. Но человек в своей жизни ставит перед собой локальные цели, которые никаким образом не соотносятся с идеей Мирового Разума, увлечены своими целями.

Как тогда возможен исторический прогресс?

Мировой Разум реализует себя в духе народа. Дух бывает разный и поэтому все народы делятся на исторические и неисторические присутствующие в истории лишь как статисты. Исторические: китайцы, индусы, шумеры, египтяне, греки, римляне, немцы.

И общий вектор истории прокладывают исторические личности. Существует два типа исторических личностей:

1. Воспроизводящие – те, кто своей деятельностью создаёт необходимые для истории условия. Их большинство, это народ. Поэтому деятельность народа продуктивна, но не осознанна. Он (народ) бессознательный, слепой исполнитель Мирового Разума. Народ ведут всемирно-исторические личности. Элита определяет развитие культуры.

2. Всемирно-исторические личности – тоже неосознанно превращают историческую необходимость в свою личную цель. Ставят перед собой задачи, которые соответствуют целям Мирового Разума, сами не подозревая этого. Народы слепо идут за ними. Но со временем выясняется, что их цели – это миражи. Например, крестовые походы не увенчались успехом, но определили исторический процесс.

Человек умнеет в процессе исторического развития, в погоне за этими миражами. Но на этом пути человек всё ближе становиться к Мировому Разуму. Историческая личность велика тем, что её собственные интересы совпадают с целью истории, целью Мирового Разума. Эти личности редко попадают в ряды гуманистов, но моральные оценки по отношению к великим историческим личностям не применимы. Эта ошибка выводить ход исторических событий из характера исторического деятеля. Исторический процесс определяется не психологией, а степенью совпадения их целей с целями исторического процесса.

Гегель критикует историков за подход к анализу с точки зрения морали. Это закрывает путь к пониманию подлинного смысла деятельности исторических личностей. Не стоит заниматься морализацией и психологизацией истории. И место на историческом подиуме – не подарок судьбы, а скорее тяжёлое испытание для этого человека. Но оказавшись на этом месте – человек уже не в состоянии отказаться от своего жребия, и что–либо изменить в отношении себя самого. (Наполеон, из дневников – всю свою жизнь я жертвовал всем, мною всегда управляли обстоятельства, движет мною…).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Исторически ИПИ было первым, практически до середины 19 в. ему не было альтернативы - ранние попытки рассмотрения человека как материального успеха не имели (связано это с тем, что понятие материи раньше было неполным, и фактически происходила подмена всеобщего особенным. см. в лекциях по общей философии).

Основные положения ИПИ, аргументация

Идеализм, как мы должны помнить хотя бы до сдачи экзамена, имеет объективную и субъективную разновидности.

ОИ - предполагает мировое духовное начало. Общество развивается в соответствии с развитием мирового сознания (Шопенгауэр, Гегель).

СИ - первично сознание отдельного человека, и оно играет решающую роль в истории.

Человек начинает анализ истории с идей. Возникновение истории идёт таким образом: сначала возникают какие-то духовные принципы, идеи - а затем общество изменяется согласно им. Например, принцип "чести, верности и долга" даёт феодальный строй, а "свобода, равенство, братство" - капитализм.

Основные положения ИПИ:

· сознание определяет бытие (каков наш дух, таков и мир, который нас окружает)

· сознание определяет социально-экономический строй общества.

· решающая роль в истории принадлежит гениальной личности или мировому духовному началу.


Каковы же аргументы в защиту этого взгляда?

Наиболее общим является осознанная деятельность. В её основе лежит идеальный побудительный мотив, даже когда речь идёт о естественных потребностях человека.

Любые идеи должны пройти через сознание. Возникают они в политической сфере, а закрепляются - в правовой. Потому политика и право суть ведущие сферы жизни общества.

Обратимся к социологам-идеалистам: Сорокину и Веберу.

Питирим Сорокин

Идеи - определяющие в жизни людей. Любой идее нужна материальная оболочка. (например, реализация в кирпичной кладке стены идеи архитектора). Тогда идея становится сущностью материальных предметов.

Прямо из материи идею вывести нельзя. Например, можем ли мы вывести эстетическую функцию Венеры Милосской из куска мрамора? Или функции знамени, флага - из куска ткани?.

Материальные оболочки идей - предельно разнообразны. Например, православный храм имеет предметы культа - иконы и т.п. Попав в храм, несведущий человек, наблюдая за их применением, вполне может сделать выводы о существовании идеи, которая объединяет все эти предметы. Если часть предметов потеряется, то сама идея церкви не пострадает. Но только стоит внести довольно малые изменения в самой идее церкви (вспомним реформы патриарха Никона), как в ней сразу может произойти раскол.

Политический примерчик. Маркс пишет о коммунизме. Идея коммунизма должна пройти массу ступеней, прежде чем будет создано коммунистическое общество. Здесь ведущей, с точки зрения Сорокина, является именно идея.

Общество, по Сорокину, включает уровень культуры (идеи) и социальный уровень (люди). Подсистемой указанных уровней является наука, религия, искусство, этика. Этика, в свою очередь, разделяется на мораль и право, а право - на политику и экономику.

Все эти сферы выделяются в соответствии с ценностями: в науке - истина, в религии - добро, в искусстве - красота, в этика - справедливость. Взаимодействие подсистем-ценностей порождает определённые суперсистемы - чувственную и духовную.

Духовная суперсистема - общество, в котором люди объединены идеей божественного творения мира и человека. Главный объект воздействия - душа человека, а наука уходит на второй план. Для такого общества характерен альтруизм, прославление духовной красоты человека.


Чувственная суперсистема - люди объединяются идеей преобразования природы, которая выступает главным объектом воздействия. Наука здесь на первом плане. В этике преобладают отношения эгоизма, в искусстве - прославление чувственной и телесной красоты человека.

Перечислим этапы истории по Сорокину, развитие которой он рассматривал как процессы смены суперсистем.

· 8 - 6 вв. до н.э. - Духовная. Становление философии.

· 5 - 4 вв. до н.э. - Идеальная система. Гармоничное развитие и материальной, и духовной формы, духовная имеет определяющую роль.

· 3 в. до н.э. - 5 в. н.э. - Древний Рим. Чувственная система. Человек - в большей мере правовое существо, собственник.

· 5 - 12 вв. - Духовная, феодализм. Попытка человека построить жизнь только на религиозных началах.

· 13 - 14 вв. - Возрождение. Идеальная. Человек обращается к природе, равен Богу в деле творчества. Важна физическая составляющая.

· 14 - 20 в. - Человек, перестаравшись в деле преобразования природы, скатывается обратно к чувственной системе.

Макс Вебер

Больше упорствует над вторым положением ИПИ, пытается показать, что становление капитализма есть следствие протестантизма.

Дух капитализма. Капитализм - общество, основанное на деятельности крупных промышленных предприятий, владельцы которых стараются получить максимальную прибыль за счёт рациональной организации труда и дисциплины. В любую эпоху было стремление к максимизации прибыли, при этом, однако, капитализм вкладывает большую часть обратно в производство, и увеличивает таким образом его масштабы.

Путь протестантизма. Здесь Вебер опирается на Кальвина, выделяя в его учении следующие моменты:

· Бог создает мир и человека во славу себе.

· Создавая человека, он ещё до рождения определяет его предназначанеие - кто будет спасен после смерти, а кто нет.

· Человек не знает и не может узнать своего предназначения.

· Те, кто проклят богом и те, кто избраны, должны служить Богу, создавать рай на земле, трудиться во славу Богу.

· Человек должен быть бережливым.

Почему же при таком положении дел человек должен трудиться, если всё равно не может изменить ничего? Для человека важно узнавать, что будет, даже если он не может узнать этого. Возможно и такое, что если человек трудится и ему сопуствует успех, то это придаёт уверенности в его избранности. Тем не менее, человек не может быть уверен в своей избранности, и должен каждый день это проверять. Как видно, капитализм и протестантизм весьма тесно связаны на идейном уровне. Более того, Вебер указал, что наиболее развитые капиталистические общества появлялись именно там, где был развит протестантизм.

Почему до сер. 19 века нет альтернативы ИПО?

Все мыслители до Маркса объясняли общественную жизнь как явление, изучали её поверхностно. А на поверхности как раз лежат идеи. Более глубокие причины не рассматривались (т.е., не изучалось, откуда же именно берутся идеи).

Вновь вернёмся к Веберу. По его мнению, установление капитализма связано с появлением протестантизма. Видно, что он совершенно не затрагивает вопрос, почему же возникает протестантизм? К тому же, протестантизм в себе содержит довольно странные идеи. Человеку явно комфортнее следовать нормам католицизма, т.к. здесь спасение и избрание богом возможны по тому, как проживёшь жизнь. Протестантизм же ничего не объясняет, лишь утверждая, что от человека ничего не зависит, и никакой возможности изменить своё предназначение нет.

Тем не менее, последователи у протестантизма нашлись. В первую очередь это средний класс - мелкие ремесленники. В феодализме они жили по чётко регламентированным правилам, и хотя обычному человеку могло оказаться весьма трудно на своём месте, система обеспечивала стабильность. На заре капитализма система потихоньку рушится, а производства получают возможность развиваться. В итоге какие-то мастерские растут быстро, какие-то - не очень быстро.

И, с одной стороны, мастерские ремесленников обретают свободу, но в то же время включаются в конкуренцию с более крупными и успешными соседями. Это порождает определённую неуверенность перед лицом крупных предпринимателей. В протестантизме бог в чём-то оказывается подобен последним - это некоторая слепая сила, у которой невозможно выпросить протектората и т.п. Жизненные, социально-экономические условия и породили такую религию, в которой человек избран, если в труде ему сопутствует успех - труд закрепляется как способ существования.

Вторая причина ИПО уходит корнями в исторически первое разделение общества на классы. Рабы занимались физическим трудом, рабовладельцы духовным - управлением, наукой и т.п. Как только физический труд был передан рабам, то его сразу объявили презренным, т.к. никому в голову не придёт заниматься трудом, которым занимается раб-нечеловек. В этот период происходит полнейший отрыв мыслительной деятельности от физической, все источники развития переходят к свободным людям, которые "физически не работают". Платон и Аристотель полагают, что достойной человека может быть только философия, а любые физические усилия вообще противоречат человеческому достоинству.

Третья причина - пожалуй, главная, - заключается в неразвитости материальной сферы. В ней ещё не удаётся найти источники развития общества.

Во-первых, труд и быт не были разделены в пространстве и времени - ремесленники жили и трудились под одной крышей. Материальная сфера не выступала как сфера жизни общества, и практически статична. Неподвижность связана прежде всего с тем, что используется ручной труд, а ручные орудия труда крайне консервативны, и могут веками оставаться неизменными по своему виду и возможностям.

Во-вторых, не видна связь между трудом и производственными отношениями (вплоть до внедрения машинного труда).

Труд породил рабовладение, но неспособен его поддержать - для этого привлекаются законы, государство (теория насилия). Или такая трактовка труда: это данное богом испытание, одни испытываются богатством, другие - бедностью, и т.п.

Нельзя не признать, что и в рамках идеалистического понимания истории осуществлялся прогресс знаний, имели место гениальные догадки, плодотворные теоретические разработки. Особенно большой вклад в разработку научной концепции общества и соответствующей методологии его познания внесла немецкая классическая философия. Научное исследование исторического процесса, подобно изучению природы, начинается там и тогда, где и когда удается выделить объективные законы, независимые от воли и сознания преследующего свои цели человека. В истории философии в полном объеме такую задачу выдвинули как раз классики немецкой идеалистической философии. Вслед за Кантом Гегель четко поставил проблему объективных оснований исторического процесса: интересы, воля, желание, действия людей, как правило, разнонаправлены; но хаос случайного — только внешний рисунок истории, за которым скрывается внутренняя логика исторического процесса, его объективная закономерность.

Контуры научной методологии обозначились: идти следует не от субъективных намерений участников исторического процесса, в том числе и самых выдающихся, а от внутреннего, объективного основания, которое делает историю единым, в самом себе упорядоченным процессом и определяет характер индивидуальных целей и субъективных воль. Как уже говорилось в предыдущих главах, Гегель мистифицировал историческую закономерность, связав ее с саморазвитием абсолютной идеи. Проблема не была решена, но была уже осмыслена, и идти вперед можно было, только разрабатывая ее дальше, преодолевая слабости ее идеалистической интерпретации. Принципиально новый шаг вперед в этом направлении был сделан К. Марксом.

На первый взгляд может показаться, что задача, которую решали и решили К. Маркс и Ф. Энгельс, не столь уж сложна: достаточно разделить все общественные явления на те, которые принадлежат сфере сознания, и те, что находятся вне его. После этого можно первую группу явлений назвать идеальной, вторую — материальной и установить зависимость одних явлений от других. Как будто все просто и ясно. На самом деле эта простота весьма обманчива. Попробуем проанализировать, к чему ведет такое чисто внешнее решение проблемы.

Начнем с вопроса: где искать основу общественных идей, теорий? В процессах, протекающих вне сознания? Но дело в том, что в обществе имеется очень много таких организаций, институтов, которые хотя и существуют вне сознания и даже активно воздействуют на него, по своей природе являются вторичными, зависимыми от общественного сознания. Известно, например, какую огромную роль в жизни общества играют государство, политические партии. И, наверное, никто не отнесет их к явлениям духовным, поскольку они действуют в качестве мощных орудий социальной практики. А между тем эти институты по своему происхождению зависят от политических и правовых взглядов людей, то есть от общественного сознания. Именно на этом основании материалисты домарксистского периода и многие современные немарксистские социологи делали и делают, по существу, идеалистический вывод: нет в обществе таких явлений, которые бы не определялись сознанием.

Но если даже постановка проблемы оказывалась делом весьма непростым, требующим диалектического мышления, то тем более сложным было ее решение. Оно предполагало как выработку и введение новых категорий, так и исследование их соотношения с объективной реальностью. Необходимо было вскрыть и теоретически отразить в диалектике понятий сложную взаимозависимость различных сторон и уровней общественного организма.

Читайте также: