Античное рабство это кратко

Обновлено: 30.06.2024

Античное классическое рабство – историческая форма рабства, в которой раб является собственностью хозяина, наряду с орудиями производства, предметами быта и т. д. Рабов можно было купить и продать, хозяин мог распоряжаться их жизнью по собственному усмотрению. Единственной мотивацией рабов к труду была система устрашений и наказаний.

историческая форма рабства, в которой раб является собственностью хозяина, наряду с орудиями производства, предметами быта и т. д. Рабов можно было купить и продать, хозяин мог распоряжаться их жизнью по собственному усмотрению. Единственной мотивацией рабов к труду была система устрашений и наказаний.

Ай-ай-ай. Не хорошо использовать в наглую слова, которые я до этого написал

Иван Иванов Знаток (289) я не использовала ваши слова.я нашла их на сайте

Мы продолжаем говорить о специфике рабства в античности - первая часть . Определяющим в понимании античного рабства в исторической науке стал экономический (хозяйственный) аспект данного явления. Считается, что античная демократия могла существовать только благодаря рабовладельческому строю. Однако, выводы отечественного исследователя И.Е. Сурикова дают возможность утверждать, что большинство населения в период античности (в том числе в Древнем Риме) составляли все-таки свободные хозяева небольших земельных наделов и свободные ремесленники, а вовсе не рабы. В их домохозяйствах было не более одного-двух рабов, которые становились почти членами семьи (Суриков И.Е. 2012, 108, 185-191). Такое общество, тем самым, могло оставаться демократическим и без использования рабского труда (Суриков И.Е. 2012, 108, 185-191). Те же строительные проект большой реконструкции Афин при Перикле были рассчитаны на привлечение свободных работников, а не рабов. В Римской империи строительством, как бы сейчас сказали инфраструктурных объектов (дорог, амфитеатров, акведуков) занимались легионеры. Поэтому античная демократия и античное общество вполне могло обойтись без рабов, тем более не античная демократия была следствием рабовладельческого строя, а наоборот классическое античное рабство было результатом развития античной демократии и борьбы за свои права гражданской массы, о чем мы ещё поговорим в дальнейшем.

С расширением же римской империи темпы завоевания новых территорий снижались, и этот ресурс появления рабов становился все меньше. Однако вовсе не завоевания были основным источником появления рабов. Рабы, в основном, шли из римских провинций, где людей, например, обращали в рабство за долги. Германцы и другие пограничные племена ловили и продавали римлянам рабов из сопредельных им земель. Хотя к началу III в. н.э. на территории самой Римской империи порабощать было уже некого: многие закрепили свой свободный, а затем и гражданский статус, либо получили статус зависимого населения другого, не рабского типа, однако рабы продолжали поступать и использоваться в хозяйстве.

Не следует забывать, что человека в рабе видел даже Аристотель, замечавший, что

Цицерон пишет о своем рабе – молодом секретаре:

Владислав Семенов, Игорь Ларионов

Валлон, А. (1941) История рабства в античном мире. Пер.С.П. Кондратьева. Москва.

Дуров, В.С. (1993) Художественная историография Древнего Рима. Санкт-Петербург.

Колосовская, Ю.К. (2000) Рим и мир племен на Дунае I-IV вв. н.э. Москва.

Коптев, А.В. (1995) От прав гражданства к праву колоната. Формирование крепостного права в поздней Римской империи. Вологда.

Кузищин, В.И. (1973) Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в. н.э. Москва.

Кузищин, В.И. (1976) Генезис рабовладельческих латифундий в Италии (II в. до н.э. – I в. н.э.). Москва.

Кузищин, В.И. (1990) Античное классическое рабство как экономическая система. Москва.

Кузищин, В.И. (2011) Исследования в области экономической истории античности. Санкт-Петербург.

Сергеенко, М.Е. (1958) Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. Москва - Ленинград.

Суриков, И.Е. (2012) Полис, логос, космос: мир глазами эллина. Категории древнегреческой культуры. Москва.

Утченко, С.Л. (1965) Кризис и падение Римской республики. Москва.

Штаерман, Е.М. (1964) Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. Москва.

Штаерман, Е.М. (1996) История крестьянства в древнем Риме. Москва.

Штаерман, Е.М., Трофимова, М.К. (1971) Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италии). Москва.

Finley, M.I. (1980) Ancient Slavery and Modern Ideology. NY.

Fitzgerald, W. (2000) Slavery and the Roman Literary Imagination. Cambridge.

Frank, T. (1933-1940) An Economic Survey of Ancient Rome. Vol.I-V.

Vogt, J. (1965) Sklaverei und Humanitaet. Studien zur antiken Sklaverei und ihrer Erforschung. Wiesbaden.

Vogt, J. (1975) Ancient Slavery and Ideal of Man. Cambridge.

Westermann, W.L. (1955) The Slave System of Greek and Roman Antiquity. Philadelphia.

Спасибо, что дочитали текст до конца!

Будем благодарны за финансовую помощь для развития нашего проекта:
Сбербанк 5336 6901 0993 2311
ЮMoney (Яндекс.Деньги) 4100116427373438

Если вы хотите продолжения, новых статей и видео про историю, культуру, искусство, гуманитарную науку и образование, то для развития канала ставьте лайки, подписывайтесь на канал , смотрите наше видео на ютуб-канале , смотрите больше материалов в группе В Контакте , читайте нас в телеграмме . Оставляйте комментарии, конструктивная критика принимается.

С течением времени начинает расти бездна между хозяевами и рабами, число последних постепенно увеличивается. В одной только Аттике, по Афинею, в 309 г. до н. э их было до 400.000, хотя некоторые учёные склонны считать эти цифры завышенными (согласно их подсчётам - около 120.000). Весьма вероятно, что соотношение свободных граждан к рабам (не считая метэков, положение которых было совершенно особое, как и положение илотов в Спарте, гимнетов в Аргосе, коринефоров и катонакофор в Сикионе, мноитов (мноты), клеротов, войкеев, амафиотов, на Крите, пенестов в Фессалии, киллириев (калликирии, килликирии) в Сиракузах, Мариандины (дорофоры) в Гераклее Понтийской, кониподы в Эпидамне, киликраны в Гераклее Трахинской, кравгаллиды в Дельфах, вифины в Византии, и т. д. ) было 1:3. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом. У богатых людей рабов было не менее 50. По словам Ксенофонта, в рудниках некоторых состоятельных греков работало по 300, 600 и даже 1000 рабов. Ещё больше было рабов в Коринфе и Эгине (по Атенею — 460.000 и 470.000). За ними по численности рабов следовали Мегара, Хиос, Родос, Милет, Фокея, Тарент, Сибарис, Кирена. Даже в Аркадии при отсутствии промышленности, торговли и мореходства число рабов доходило до 300.000.

Источники рабства

Источники рабства, в общем, были те же, как и везде: естественный прирост, война, морской разбой, похищение детей, торговля рабами, продажа детей (практиковавшаяся всюду, кроме Афин) и подкидывание их (дозволенное везде, кроме Фив), обращение в рабство несостоятельных должников; кроме того, закон признавал рабами вольноотпущенников и метэков, не исполнивших своих обязанностей по отношению к государству, а также иностранцев, обманом присвоивших себе права гражданина.

Занятия рабов

Рабы составляли домашнюю прислугу: вели хозяйство, прислуживали за столом, образовывали личную свиту — которая, однако, была немногочисленна (1—3 раба), нередко заменяли сторожевых собак. Они занимались также ремеслами и промыслами в городе и деревне. Многие рабы жили отдельно от своего господина, самостоятельно занимаясь ремеслами и внося известный оброк (греч. άποροφά ), весь остальной заработок оставался в их руках. В Афинах некоторые рабы успевали составить себе довольно крупные состояния и своей пышностью и расточительностью подавали даже повод к жалобам и нареканиям. Существовали спекуляторы, которые или сами эксплуатировали своих рабов, или отдавали их в наем с самыми разнообразными целями. Доходность рабов была различная в зависимости от их ремесла: так, рабы, занимавшиеся в мастерских отца Демосфена изготовлением мечей, приносили ему ежегодно 30 мин (при стоимости их в 190 мин); кожевенники Тимарха — 2 обола в день; Никий за каждого раба-рудокопа платил по оболу в день. Рабы служили гребцами и матросами во флоте, в случае крайности набирались иногда и в военную службу и за храбрость получали свободу, причём их владельцы вознаграждались за счёт казны.

Положение рабов

С согласия господина раб мог откупиться на волю. Можно было освободить раба и по завещанию. Когда освобождение совершалось при жизни господина, о нём объявлялось в судах, в театре и других общественных местах; в других случаях имя раба заносилось в списки граждан; иногда свобода давалась путём фиктивной продажи какому-нибудь божеству. Вольноотпущенные (греч. άπελεύθεροι ) не становились, однако, вполне независимыми от своих прежних владельцев и должны были по отношению к ним исполнять некоторые обязанности; в случае неисполнения ими этих обязательств они вновь могли быть обращены в рабство. После смерти вольноотпущенника его имущество поступало в распоряжение прежнего господина. Раб мог получить свободу и от государства, за исполнение военной службы или за особо важные заслуги, например за донос о государственном преступлении.

Кроме рабов частных были и рабы общественные (греч. δημόσιοι ), принадлежавшие городу или республике. Они находились в гораздо лучшем положении, могли владеть собственностью и достигали иногда значительного благосостояния; вне исполнения своих обязанностей они пользовались почти полной свободой. Из таких общественных рабов составлен был отряд стрелков, носивший название Σχύθαι, хотя не все они были скифами; на обязанносги его лежало охранение порядка в народном собрании, судах, других общественных местах и при общественных работах. Тюремщики, исполнители судебных приговоров, писцы, счетоводы, глашатаи и др. обыкновенно принадлежали к этому же классу; были и общественные рабы удовольствий, то есть обитатели домов терпимости. Храмы также владели рабами, носившими имя гиеродулов: одни из них служили в самом храме (певцы и певицы, флейтисты и трубачи, фигуранты, скульпторы, архитекторы и т. д. ), другие были на положении крепостных. Эти гиеродулы жертвовались в пользу храмов частными лицами, из благочестия или тщеславия.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Догреческий субстрат · Лелеги · Пеласги · Ионийцы · Ахейцы · Эолийцы · Дорийцы · Дорийское вторжение · Эллинское происхождение древних македонцев


Конечно, и у античного рабства были темные стороны. В суде рабов-свидетелей непременно пытали — хотя бы для виду; считалось, что иначе хороший раб будет врать в пользу хозяина, а дурной — во вред. Очень тяжела была жизнь государственных рабов, занятых на строительстве или в рудниках (тут мало что изменилось). Притеснения и жестокость иногда вынуждали рабов на самоорганизацию и восстания, в том числе такие масштабные, что для их подавления требовались недюжинные военные усилия. Самый известный пример, конечно, восстание Спартака (ударение на первый слог). Хотя советские учебники и голливудские фильмы в один голос уверяли нас, что у рабов была своя революционно-социальная программа, это, конечно, не так; восставшим рабам не приходило в голову, что надо бы отменить рабство. Жизнь без рабства они не представляли, как и их хозяева, и по той же причине — античный человек любого звания не верил в прогресс.

Читайте также: