Московская лингвистическая школа кратко
Обновлено: 02.07.2024
одно из основных направлений в русском дореволюционном языкознании, созданное в 80—90-х гг. 19 в. Ф. Ф. Фортунатовым. М. л. ш. — новый этап в развитии теории грамматики и сравнительно-исторического индоевропейского языкознания, так называемое формальное направление в изучении структуры языка. Оно разграничило реальные значения, относящиеся к обозначаемому, и формальные значения, относящиеся к самому языку. Было выдвинуто новое понимание формы слова как его способности распадаться на основную и формальные принадлежности. Был разработан строгий формальный метод сравнительно-исторического анализа, сделан ряд крупных открытий в области сравнительной морфологии индоевропейских языков, разработана сравнительная семасиология. Фортунатов сформулировал идею внешней и внутренней истории языка, единства истории языка и истории общества, которая определяет задачи и методологию науки о языке, т. к. сравнительно-исторический метод вытекает из объективного факта форм существования самого языка. К М. л. ш. принадлежат Г. К. Ульянов, М. М. Покровский, В. К. Поржезинский, А. И. Томсон, Я. М. Эндзелин, Д. Н. Ушаков и др.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Смотреть что такое "Московская лингвистическая школа" в других словарях:
Московская лингвистическая школа — Формальная школа, московская фортунатовская школа. Сложилась в ходе научной и преподавательской деятельности в (18761902) и функционировала до середины 1910 х гг. С 1903 организационным центром Московской лингвистической школы фактически… … Москва (энциклопедия)
московская фонологическая школа — лингвистическая школа, возникшая в конце 20 х гг. XX в. в Москве в среде учёных, работавших в крупнейших учебных и языковедческих научных центрах столицы. Её основатели Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров и др.… … Москва (энциклопедия)
Московская фонологическая школа — (МФШ) одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ[1] о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой). Возникновение школы… … Википедия
Московская фонологическая школа — Московская фонологическая школа направление в исследовании звукового уровня языка. М. ф. ш. возникла в конце 1920‑х гг. Её основатели Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, А. А. Реформатский, В. Н. Сидоров, А. М. Сухотин и их единомышленники … … Лингвистический энциклопедический словарь
Казанская лингвистическая школа — Казанская лингвистическая школа направление в языкознании, к которому принадлежали И. А. Бодуэн де Куртенэ, его ученики Н. В. Крушевский (как и Бодуэн, он может быть назван русско польским учёным[1]) и… … Википедия
Пражская лингвистическая школа — Пражская лингвистическая школа одно из основных направлений структурной лингвистики. Центром деятельности П. л. ш. был Пражский лингвистический кружок (создан в 1926, организационно распался в начале 50‑х гг.). Творческий расцвет относится к… … Лингвистический энциклопедический словарь
Петербургская фонологическая школа — Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия
МОСКО́ВСКАЯ ФОРТУНА́ТОВСКАЯ ШКО́ ЛА (московская лингвистическая школа), одно из направлений отечественного языкознания, занимавшее в нём центральное положение со 2-й пол. 19 в. Основана Ф. Ф. Фортунатовым , преподававшим в Моск. ун-те в 1876–1902. Среди его учеников – А. И. Томсон , Г. К. Ульянов, В. К. Поржезинский , Д. Н. Ушаков , Н. Н. Дурново , а также А. А. Шахматов , создавший затем отд. школу. В М. ф. ш. входили также А. М. Пешковский , М. Н. Петерсон и др., в её рамках начиналась деятельность Н. С. Трубецкого и Р. О. Якобсона .
МОСКОВСКАЯ ФОРМАЛЬНАЯ (ФОРТУНАТОВСКАЯ) ШКОЛА, одно из ведущих направлений отечественной лингвистики конца 19 в. и 20 в. Сформировалась в Московском университете в 1880–1890-е годы. Создателем школы был Ф.Ф.Фортунатов. В числе его старших учеников были Г.К.Ульянов (1859–1912), А.И.Томсон (1860–1935), А.А.Шахматов; последний в дальнейшем отошел от формальной школы. Позже у Фортунатова учились В.К.Поржезинский (1870–1929), Д.Н.Ушаков, Н.Н.Дурново, которые, особенно двое первых, после ухода Фортунатова в 1902 из университета стали главными хранителями традиций школы. Их учеником, в частности, был М.Н.Петерсон (1885–1962), в свою очередь в течение нескольких десятилетий хранивший и отстаивавший принципы Московской формальной школы. Из школы вышли многие крупные лингвисты: Н.Ф.Яковлев, Г.О.Винокур, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, А.И.Смирницкий и многие другие, а также работавшие большую часть жизни за рубежом Н.Трубецкой и Р.Якобсон. Одним из ответвлений школы была Московская фонологическая школа. Перечисленные выше ученые шли каждый своим путем, выдвигали разнообразные концепции и часто выходили за рамки фортунатовской школы, однако всегда оставались верны ее традициям. Якобсон в 1960-е годы писал: «Московская лингвистическая школа, верная заветам своего основоположника Филиппа Федоровича Фортунатова, была и остается призвана осознать, обосновать и развить его учение о том, что язык – не одна лишь внешняя оболочка по отношению к явлениям мысли и не только средство для выражения готовых мыслей, а прежде всего орудие для мышления.
Московская формальная школа формировалась во времена господства исторического подхода и младограмматизма. Отдавая должное этим идеям, Фортунатов выходил за рамки младограмматических концепций и исторического подхода в целом. Увлекавшийся математикой, он стремился к математической точности и в своих лингвистических исследованиях. Если большинство языковедов 19 в. тяготели к рассмотрению языка в логических или психологических категориях, то Фортунатову было свойственно стремление изучать язык, исходя из собственно лингвистических критериев и по возможности не обращаясь к категориям других наук. Его научные интересы во многом лежали в области теории грамматики, где он стремился выявить общие законы грамматической структуры, не связанные с историческим развитием. Фортунатов занимался также типологией, сопоставлением строя языков независимо от их истории и родственных связей. Близкие подходы сохранялись у учеников Фортунатова, некоторые из них, особенно Дурново, впоследствии непосредственно обратились к структурным методам.
Не отказываясь от исторических и сравнительно-исторических исследований, представители фортунатовской школы занимались синхронным изучением языков, прежде всего современных. Областью их специальных исследований были грамматика, позднее также фонология. Значительную роль в становлении и развитии идей школы сыграла деятельность Московской диалектологической комиссии (1904–1931), развернувшей активные исследования русских, украинских и белорусских диалектов.
Становление структурализма в той или иной степени было воспринято многими представителями фортунатовской школы, особенно принадлежавшими к третьему ее поколению, а вышедшие из нее Трубецкой и Якобсон сыграли значительную роль в возникновении и деятельности Пражского лингвистического кружка; Якобсон позднее повлиял и на развитие американского структурализма. В частности, именно в московской формальной школе (Яковлев, Трубецкой) понятие фонемы, выработанное первоначально в петербургской лингвистической школе и отсутствовавшее у Фортунатова и его непосредственных учеников, было переосмыслено на основе отказа от психологизма и выработки строго лингвистических критериев выделения фонем; в дальнейшем усилиями Якобсона и Трубецкого этот подход занял господствующее положение в мировой лингвистике.
В советское время в Московском государственном университете и других московских лингвистических центрах влияние фортунатовских традиций всегда было значительным, хотя в столице работали и авторитетные ученые других школ, прежде всего В.В.Виноградов.
Московская лингвистическая школа сформировалась в последней трети XIX в. под влиянием трудов, а главное — педагогической деятельности выдающегося русского учёного Филиппа Фёдоровича Фортунатова, который 25 лет (с 1876-го по 1902 г.) преподавал в Московском университете. Ее сторонники при исследовании всех сторон языка опирались на собственно лингвистические (формальные, реально представленные в языке) факты. Ф.Ф.Фортунатов воспитал блестящую плеяду учеников, которые прославили русскую науку и вывели Московскую лингвистическую школу на европейский уровень. Учениками Фортунатова были известные русские лингвисты Алексей Александрович Шахматов (1864-1920), Александр Матвеевич Пешковский (1878—1933), Михаил Михайлович Покровский (1868 —1942), Вячеслав Николаевич Щепкин (1863-1920), Борис Михайлович Ляпунов (1862—1943), Виктор Карлович По- ржезинский (1870—1929), Николай Николаевич Дурново (1876— 1937), Дмитрий Николаевич Ушаков (1873—1942), Михаил Николаевич Петерсон (1885—1962), Василий Михайлович Истрин (1865-1937), Евгений Фёдорович Будде (1859—1929), Александр Иванович Томсон (1860—1935) и др.
Основные положения Московской лингвистической школы содержатся в немногочисленных работах самого Ф.Ф.Фортунатова, опубликованных при его жизни. В заслугу Московской лингвистической школе следует поставить
признание языка не только психическим, но и социальным явлением, тесно связанным с мышлением и подчиняющимся в своём развитии и внешним, и внутренним, собственно языковым законам; строгое разграничение описательного (синхронического) и исторического (диахронического) подхода в изучении языкового материала; признание системного характера языка; разработку теоретической грамматики, опирающейся на конкретные языковые факты (учение о форме слова); создание систематических сравнительных грамматик индоевропейских языков; введение термина морфология вместо употреблявшегося ранее термина этимология, который допускал смешение истории грамматических форм и их современного состояния; интерес к живым языкам и системное описание народных говоров; уточнение методики сравнительно-исторического анализа; открытия в области сравнительно-исторической грамматики индоевропейских и славянских языков (теория дивергентно-конвергентной эволюции языка, методика установления относительной хронологии, признание диалектного членения индоевропейского праязыка, восстановление ряда элементов фонологической системы индоевропейского праязыка, открытие важнейших закономерностей праславянского языкового единства и др.).
Общетеоретические взгляды Ф.Ф. Фортунатова:
Язык, считал Фортунатов, — это строгая система, в которой всё взаимосвязано и взаимообусловлено.
В своей первой лекции, прочитанной в 1876 г., Фортунатов настойчиво проводит мысль о связи языка с жизнью общества, которому он принадлежит.
Очень важным следует признать положение Фортунатова о том, что генеалогическая классификация языков не связана с делением человечества на расы.
В 1895 г. он открыл закон о передвижении ударения в литовско-славянском праязыке от начала к концу слова. Одновременно с Фортунатовым и независимо от него этот закон применительно к литовскому языку был описан Ф. де Соссюром, поэтому в истории языкознания закон получил название закона Фортунатова — де Соссюра. Закон объясняет, почему иногда в современных славянских и в литовском языках у существительных при склонении происходит передвижение ударения с основы на окончание (ср. рус. вода — воду, нога — ногу), а в восточнославянских словах с полногласными корнями ударение падает то на первый слог, то на второй (ср. ворон — ворона, голод — голодный и пр.).
Грамматические классы Фортунатов разделил на две группы: А) слова с формами словоизменения и Б) слова без форм словоизменения.
Учение о грамматической форме слова Фортунатов применил к типологической классификации языков мира, которую назвал морфологической. В зависимости от того, как проявляют себя основная и формальная принадлежности (т.е. основа и аффикс) в словах, Фортунатов разделил все языки на пять типов.
Агглютинативные языки, у которых основа и аффикс остаются по своему значению отдельными, как бы склеенными частями слов (урало-алтайские языки).
Флективно-агглютинативные языки, у которых основы слов сами имеют формы за счёт внутренней флексии, а отношения между основой и аффиксом такое же, как у агглютинативных языков (семитские языки).
Флективные языки, представляющие флексию основ в сочетании основ с аффиксами (индоевропейские языки).
Корневые языки, в которых слова соответствуют корням слов в других языках, а форм слов, образуемых аффиксами, нет вообще (китайский, сиамский и другие языки).
Полисинтетические языки, которые по образованию форм отдельных слов относятся к языкам агглютинативным, но выделяются в особый класс, потому что обладают дополнительно формами, образующими слова-предложения (языки американских индейцев).
Читайте также: