Психодиагностика в 20 веке кратко

Обновлено: 02.07.2024

В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии. Рост промышленности, вовлеченность больших масс в процесс производства (в США), потребность в высококвалифицированных рабочих побуждали промышленников обратиться к проблеме профессионального отбора, профориентации. Это способствовало возникновению тестов .

Итак, можно сделать вывод, что история развития и становления психологической диагностики на Западе отличается широким разнообразием используемых методик, как в отношении формы, так и их содержания. Возникновение психологической диагностики вызвано требованиями практики, а развитие направлено на удовлетворение ее требований.

С этим связано появление не всегда теоретически обоснованных, но методически совершенных приемов и способов диагностирования. Одновременно с обилием новых лабораторных разработок для практической западной психодиагностики после второй мировой войны стал характерным определенный консерватизм, выражающийся в приверженности к работе с немногими тестами, которые прошли серьезную многолетнюю психометрическую адаптацию.

Развитие отечественной психодиагностики. Основные школы.

Начало схоже с зарубежной психодиагностикой. Основа – экспериментальная психология, которая у нас была материалистична в своей основе. У истоков экспериментальной психологии два великих физиолога - Сеченов и Павлов.

У Сеченова – материалистический субстрат деятельности (мозг).

У Павлова – теория условных рефлексов. Доказал психику физиологическими методами.

Бехтерев – его рефлексология является реализацией рефлекторной теории Сеченова и условных рефлексов Павлова.

Связь психических явлений с деятельностью мозга. Любое психическое явление связано с мозгом.

Психику Бехтерев назвал невропсихикой.

Психологию нужно переставить на объективные рельсы.

Бехтерев - создатель психоневрологического института. Инициировал создание первой в России лаборатории экспериментальной психологии в 1885 году при Казанском университете. Затем в Харькове, Санкт-Петербурге.

Первая экспериментальная лаборатория в Москве - 1895 год - Корсаков открыл на базе клиники нервных болезней Московского университета.

Единственная лаборатория при филологическом факультете в Новороссийске. Изучали объективные проявления психики.

В конце 19 века появилась экспериментальная психология.

В 1909 году при МГУ Г.И.Россолимо выполнил отечественную психодиагностическую работу. "Методика индивидуального психологического профиля". Методика, направленная на выявление умственной отсталости. С ее помощью можно оценить 11 психических процессов по 10-ти бальной системе.

Психические процессы разделил на 3 группы:

1. внимание и воля

2. точность и прочность восприятия

3. ассоциативная деятельность (мышление)

По результатам обследования строил систему координат, по горизонтали - 11 психических процессов, по вертикали - 10 баллов.

Результаты диагностики наносил на систему координат. Соединив точки можно оценить уровень выраженности психических процессов.

По форме профиля можно определить умственное развитие (отсталость) испытуемых.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Наиболее заметным достижением в области измерения индивидуальных различия, ознаменовавшим начало ХХ в., были тесты А. Бине, с именем которого также связано преодоление одного из первых кризисов в тестировании интеллекта. Шкалу бине начинают использовать всё более широко в развитых странах.

Одним из первых в США этот тест применил Генри Годдард, который включил его в группу методик, предназначенных для обследования прибывающих из Европы иммигрантов. Работа Годдарта отчётливо продемонстрировала, что может дать применение неадаптированного теста при обследовании людей, плохо владеющих английским языком или не знающих его вовсе. По данным этого обследования получалось, что 83% евреев, 80% венгров, 79% итальянцев и 87% выходцев из России могли быть охарактеризованы как слабоумные.

Неудовлетворённый переводом шкалы Бине-Симона (редакция 1908 г.), который представил Г.Годдарт, другой американский психолог Льюис Меддисон Термен в сотрудничестве с Х.Д. Чайлдз приступил к новой адаптации теста. Его подход заключался в проверке валидности и надёжности заданий шкалы так же, как это делал сам Бине, но на этот раз в США. Многие задания теста были модифицированы, а также добавлены новые. Это шкала (Стендфордская версия шкалы Бине-Симона) была стандартизирована на 2100 детях и 180 взрослых. Она охватила диапазон от трёхлетнего возраста до уровня взрослых старшего возраста, но не включала тестов для 11 лет. Результат выражался как соотношение умственного развития с возрастом и мог быть преобразован в коэффициент интеллекта или IQ. Заслугой Термена является также то, что впервые в истории тестирования была разработана серия подробных инструкция для проведения теста и определения результатов. Термен многократно подчёркивал, что отклонения от стандартной процедуры тестирования могут быть причиной серьёзных ошибок.

Стендфордская версия шкалы вскоре стала наиболее используемой для определения умственных способностей в США. Но всё ещё слишком заметный акцент делался на вербальные навыки, что приводило, например, к неоправданно низким результатам у лиц, родившихся за рубежом.

Используя эту шкалу, Термен также убедился в том, что она слишком легкая для младшего школьного возраста и слишком трудная для старших возрастов. Эти, как и некоторые другие замечания, не умаляли в целом положительного отношения к шкале. Термен писал, что психолог, её использующий, может получить после 45-минутной диагностики более надёжную и более информативную оценку умственный способностей ребёнка, чем та, которую могут предложить большинство учителей после года ежедневного общения с учащимся в классе.

Основные этапы развития шкалы Бине, применяемой и сегодня, можно представить следующим образом.

Бине и Симон 30 заданий, нет стандартизации
Бине и Симон Концепция умственного возраста, недостаточная стандартизация
Бине и Симон Включена ограниченная шкала для взрослых
Термен и Меррилл Много вербального материала
Термен и Меррилл Второе задание, используются параллельные формы, улучшена стандартизация
Термен и Меррилл Третье задание, обследовано 4,5 тыс. человек
Роберт Торндайк Рестандартизация на 2,1 тыс. человек
Торндайк, Хаген, Сеттлер 15 субтестов, удовлетворительная стандартизация, возрастной диапазон: 2-0, 23-11

Тесты Бине являются индивидуальными шкалами в том смысле, что они могут проводится только с одним человеком за раз. Большинство тестов в этих шкалах требуют от испытуемого устного ответа или манипулирования стимульным материалом, причём в некоторых из них нужно учитывать индивидуальное время выполнения задания. По этим и другим причинам такие тесты не приспособлены для группового использования. Для тестов типа шкалы Бине характерно то, что проводить их может только квалифицированный специалист. Такие тесты по существу являются клиническими инструментами, приспособляемыми для интенсивного изучения индивидуальных случаев.

В начале ХХ в. Тест как инструмент измерения индивидуальных различий все более активно вторгается в прикладные исследования. Массовое использование тестов заставляет исследователей перейти к групповому тестированию.

Создание и развитие группового тестирования связано с именем Артура Синтона Отиса, одного из аспирантов Термена. В 1912 г. Отис пришел к Термину с идеей создания тестов, с помощью которых можно было бы обследовать нескольких людей одновременно. Термен поддержал эту идею и в течение пяти лет Отис работал над созданием теста. Приняв за основу, как это сделал Термен, модель интеллекта Бине и работая таким же образом, как и Термен, Отис адаптировал уже имеющиеся задания для группового тестирования, а также разработал оригинальные задания. Несомненной заслугой Отиса была разработка таких приёмов предъявления материала испытуемому, которые требовали минимального использования письма. Работа была завершена в 1918 г.

Тесты, которые в конце концов создали военные психологи, стали называться армейский альфа и армейский бета. Первый предназначался для общего обычного тестирования; второй представлял собой невербальную шкалу, рассчитанную на неграмотных и новобранцев иностранного происхождения, которые не могли пройти тестирование на английском языке. Оба теста пригодны для проведения в больших группах людей.

Вскоре после окончания войны было получено разрешение использовать военные тесты в гражданских целях. Армейский альфа и бета тесты не только сами неоднократно перерабатывались, но и послужили образцом для многих групповых тестов интеллекта. Тестирование как самостоятельное направление сделало гигантский скачок в своём развитии. Вскоре были разработаны групповые тесты интеллекта для лиц всех возрастов и категорий – от дошкольников до аспирантов. Ещё совсем недавно невыполнимые, массовые программы тестирования затевались с завидным оптимизмом. Поскольку групповые тесты создавались как средства массового тестирования, их инструкции и процедура проведения были достаточно просты и потому предъявляли минимум требований к подготовке лиц, работающих с такими тестами. Школьные учителя начали проводить тесты интеллекта в своих классах. Студенты колледжей перед зачислением проходили стандартную проверку. Предпринималось широкое обследование особых групп взрослого населения, таких как заключенные.

В это же 10-летие был создан ряд других тестов для измерения интеллекта и специальных способностей: Доски форм Фергюсона (1920); Сборный тест общих механических способностей Стивенсона (1923). Это был первый тест, предназначенный для измерения способностей детей и взрослых к сборке частей механических приборов; Тест рисования человека (1926), созданный Флоренс Лаурой Гудинаф, в котором определение умственного уровня ребёнка осуществлялось с помощью полученных им оценок за завершенность рисунка, точность, моторную координацию; лабиринты Стенли Портеуса, первоначально разработанные в Австралии (1913).

Графики развития Гезелла были подвергнуты критике (особенно это касалось социально-личностный показателей), однако они какое-то время оставались уникальными и, по сути, единственным диагностическим инструментом, позволяющим психологам и родителям оценивать развитие ребенка на ранних этапах его жизни.

Несмотря на всеобщее увлечение тестами интеллекта, одновременно создавались и развивались методики для диагностики некогнитивной сферы личности (тесты личности). Идеи Гальтона о свободных ассоциациях не были забыты. С помощью ассоциативного эксперимента Евгений Блейлер и Карл Юнг пытались определить так называемые комплексы личности (неосознанно взаимосвязанные идеи, способные вызвать сильные чувства) и диагностировать психические болезни. Однако эта методика оказалась малопродуктивной для клинической диагностики и, как было установлено немного позднее, должна быть использована в комплексе с другими методиками.

Фолкер предлагает для оценки личности тест (1921), состоящий из списка слов (Х – О тест). Обследуемый должен был вычеркнуть слова в соответствии со следующими инструкциями: слова, которые имеют неприятное значение; наиболее явно ассоциируются с предложенным ключевым словом; относятся к предметам беспокойства обследуемого; обозначают негативные моральные качества. Однако оказалось, что этот тест имеет низкую надёжность и достоверность. Более того, никто не знал, как толковать полученные результаты.

Хартшорн и Мэй в 20-е гг. пытались использовать ситуации реальной жизни для изучения обмана, внушаемости и настойчивости у детей школьного возраста (создавались ситуации, в которых дети могли быть нечестными).

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Основные моменты процесса зарождения и применения методов психодиагностики. Особенности развития науки в ХХ веке. Взгляды Ф. Гальтона и Дж. Кеттелла. Определение научного статуса тестов, их использование в отечественной практике и принципиальные отличия.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.01.2010
Размер файла 21,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

Введение

1. Зарождение психодиагностики

2. Развитие психодиагностики в XX веке

3. Развитие общей психодиагностики

Заключение

Список литературы

Введение

История современной психодиагностики начинается с первой четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического периода в развитии психодиагностических знаний. Врачи - психиатры начали вести в клиниках систематические наблюдения за больными, записывая и анализируя результаты своих наблюдений. В это время появляются такие методы психодиагностики, как наблюдение, опрос, анализ документов. Но эти методы носили качественный характер, поэтому по одним и тем же данным разные врачи часто делали разные выводы.

Только во второй половине ХIХ в., когда немецкий психолог Вундт создал первую в мире психодиагностическую лабораторию, где в целях психодиагностики стали применять технические устройства и приборы, методы психодиагностики приобрели количественный характер.

Тогда же был открыт основной (базальный) психофизический закон Вебера. Проводя эксперименты на различение весов, длины линий и высоты акустического тона, Вебер установил, что отношение едва заметного изменения раздражителя dI к его исходному значению I есть величина постоянная, т.е. dI/I = constanta.

Согласно закону Вебера дифференциальный порог чувствительности - есть некая постоянная часть величины исходного раздражителя, на которую он должен быть увеличен или уменьшен для того, чтобы получить едва заметную трансформацию ощущения.

Открытие закона Вебера дало возможность измерения психодиагностических явлений. В соответствии с этим законом основным объектом измерения стали ощущения человека, и долгое время практическая психодиагностика ограничивалась измерением ощущений.

1. Зарождение психодиагностики

Предыстория тестов уходит в глубину веков, она связана с испытаниями различных способностей, знаний, умений и навыков. Сообщается, что уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах, где готовились писцы. Профессионально подготовленный писец, благодаря обширным по тем временам знаниям, был центральной фигурой месопотамской цивилизации. Он был обязан знать все четыре арифметических действия, уметь измерять поля, распределять рационы, делить имущество, владеть искусством пения и игры на музыкальных инструментах. Кроме того, проверялось умение разбираться в тканях, металлах, растениях.

В Древнем Египте только того обучали искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний. Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его биографические данные, уровень образованности; кроме того, оценивались внешность, умение вести беседу. Затем следовали проверки: умения трудиться, слушать и молчать, испытания огнем, водой, страхом преодоления мрачных подземелий в полном одиночестве и др. Все эти довольно жесткие испытания дополнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях- к учению и в том, что сумеет выдержать все тяготы длительного периода образования. Поэтому каждому кандидату предлагалось еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в храм - с внутренней или с внешней. 11 Абрамова Г.С., Практическая психология. Изд. 3, Екатеринбург, “Деловая книга”, 1998.- 68 с.

2. Развитие психодиагностики в XX веке

Кеттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство измерения, казалось бы, неизмеряемых свойств человеческой психики. В работе, опубликованной в 1890 г., он дал список 50 лабораторных тестов, которые мы бы сейчас назвали не тестами, а контрольными заданиями. Эти тесты проводились с соблюдением только двух из известных сегодня требований к тестам: имелась инструкция по их применению и подчеркивался лабораторный (т. е. научный) характер испытаний. В частности, указывалось, что лабораторию следует хорошо оборудовать, в нее не допускаются зрители во время тестирования; все испытуемые инструктируются одинаково, все они должны хорошо усвоить, что и как нужно им делать. Надо ли говорить, сколь непривычной казалась идея измерения для психологии XIX века.

Тем не менее к концу 20-х годов нашего столетия все больше стала ощущаться потребность в создании специфического направления, связанного с особенностями использования числа и меры. В психологии эту роль выполняла психометрия, в биологии - биометрия, в экономике - эконометрия, в науке в целом - наукометрия. К ним следовало бы добавить и социометрию, но последнюю Дж. Морено и Г. Гурвич свели к элементарным методам оценки взаимодействия индивидов в малых группах.

В 30-х годах ученые Кембриджа больше всего гордились тем, что их научная деятельность ни при каких мыслимых обстоятельствах не может иметь практического смысла. Цель, методы и результаты психотехники лежали в сфере практики, в то время как цели, методы и результаты традиционной психологии лежали в области теоретических рассуждений. Различались производительная и познавательная функции этих направлений. То, что имело ценность для психотехники, психология того времени ни принять, ни произвести сама не могла, так же как и психотехника мало что могла дать психологии.

Размежевание стало заметным в конце 20-х - начале 30-х годов. Вместо объединения усилий обе стороны приступили к взаимным обвинениям и затяжным дискуссиям. Психология обвинялась в схоластике, узком академизме, в неспособности воспринять новое и в отрыве от практики жизни. Психотехника, в свою очередь, осуждалась за узкий практицизм, противоречащий духу науки, за отрыв от психологии; она обвинялась в голом эмпиризме, прикладности, в чрезмерном увлечении тестами. Последнее обвинение стало узловым пунктом критики.

Начало 30-х годов характеризуется широким использованием тестов во многих странах. Во Франции они стали применяться для дефектологических целей и для профориентации, в США тесты использовались при приеме на работу, в колледжи, для оценки знаний школьников и студентов, в социально-психологических исследованиях. В России тесты применялись в основном в двух основных сферах: в народном образовании и в сфере профотбора - профориентации.

3. Развитие общей психодиагностики

В 30-е годы случилось так, что психотехника не оправдала возлагавшихся на нее надежд в смысле заметного повышения производительности труда. Она и не могла это сделать, потому что на том, сравнительно низком уровне промышленного развития прогресс в значительной мере зависел от уровня индустриализации и автоматизации производства. При достижении необходимого уровня развития средств производства человеческий фактор вновь начинает играть ключевую роль.

Вместе с этим опять возросло и значение тестов. Хотя в 30-е годы практическая работа по тестам затормозилась, научное изучение действительных возможностей этого метода в нашей стране не прекращалось. Часть тестов применялась под видом контрольных заданий, испытаний, и, наоборот, различные испытания нередко назывались тестами. Суть вопроса, разумеется, не в названиях, а в принципиальных отличиях.

Первое отличие состоит в том, что тест является научно обоснованным методом эмпирического исследования в психологии и в ряде других наук. Важная мысль К. Маркса о том, что одна экономическая эпоха отличается от другой не тем, что она производит, а тем, каким способом она это делает относится в полной мере и к психологической науке. В период зрелости в ней, как и везде, все большее внимание направляется на способы познания и на критерии обоснования истинности знания.

Второе принципиальное отличие связано со сравнительно новой ролью теста как инструмента теоретического исследования в таких, например, направлениях психологии, как изучение личности, способностей. Здесь использование тестов позволило преодолеть методологический тупик, в котором оказались авторы многочисленных теорий, концепций, интуитивных догадок и иных умозрительных построений, не видевших способа обоснования истинности своих суждений. Непосредственное же обращение к практике как критерию истины нередко дает противоречивые результаты, ибо действительно научная аргументация требует определенного структурирования, абстрагирования и, кроме того, методической вооруженности исследователя. Только в последние годы в психологии стала широко осознаваться задача согласования теоретических разработок с эмпирическими результатами, для чего стали необходимыми методы, позволяющие это делать без заметной потери качества такого согласования. Тесты являются сейчас, по-видимому, наиболее развитой в научном отношении частью методического арсенала, позволяющего адекватно скреплять теорию с эмпирией, в соответствии с некоторыми известными стандартами качества информации.

Заключение

С течением времени обыденное представление о тесте и научное понимание теста все больше удалялись друг от друга. Хотя всякий тест включает в себя элемент испытания, он не сводится только к нему, ибо сейчас это метод исследования, включающий в себя ряд чисто научных требований. На каждом этапе развития науки требования к тестам и они сами менялись. Игнорирование этого диалектического момента нередко приводит к упрощенчеству в оценках тестов.

Настоящая история тестов началась век назад, в канун периода ломки устаревшего общественного строя, революционного изменения общественного сознания, совпавшего по времени с научным кризисом, сразившим естествознание. Диалектика и материализм потрясли идеалистический фундамент психологии и стали основой новой методологии.

Список литературы

1. Абрамова Г.С., Практическая психология. Изд. 3, Екатеринбург, “Деловая книга”. 1998.

2. Немов Р.С., Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика, М.: “ВЛАДОС”, 1998.

3. Рогов Е.И., Настольная книга практического психолога: В 2 кн .- М.: изд. ВЛАДОС, 1998.

4. Головин С.Ю., Словарь практического психолога.- Минск: Харвест, 1998.

Подобные документы

Место и роль психодиагностики в системе научного знания. Методики и принципы психодиагностики. Теория психоанализа З. Фрейда, теория отчуждения Э. Фромма, трансакционный анализ личности Э. Берна. Конструирование и проблемы достоверности теста, опросника.

курсовая работа [49,0 K], добавлен 03.02.2010

Психодиагностика как наука и практическая деятельность. Ее объект, предмет, цели, задачи, принципы, методы, области применения. Ответственность социального работника. Группы психодиагностических методов. Этический кодекс психолога-психодиагноста.

реферат [20,6 K], добавлен 20.08.2015

Особенности развития отечественной психодиагностики. Требования, предъявляемые к квалификации психодиагноста. Понятие надежности теста как устойчивости к действию побочных факторов. Подходы и психодиагностические методики в сфере диагностики интеллекта.

реферат [68,1 K], добавлен 12.02.2017

Предмет и принципы психодиагностики в медицине, менеджменте, криминалогии. Основные методы психодиагностики: операционализация, верификация; их классификация. Понятие личности в психологии. Тесты как вид психодиагностики. Многофакторные тест-опросники.

контрольная работа [22,3 K], добавлен 06.12.2007

Разработка и использование методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Классификация методов психодиагностики по Й. Шванцаре, В.К. Гайде, В.П.Захарову, А.А. Бодалеву, В.В. Столину. Социокультурная адаптированность теста.

контрольная работа [22,2 K], добавлен 20.12.2010

Основные подходы к психодиагностике, общая характеристика методов. Особенности методик психодиагностики людей пожилого возраста. Проведение экспериментального иследования особенностей психодиагностики людей пожилого возраста на примере ЦСО г. Нариманов.

курсовая работа [49,1 K], добавлен 09.12.2011

Понятие визуальной психодиагностики и ее значение при работе с клиентами. Конституционные типологии человека. Скрытая визуальная психодиагностика личности. Основные типологии распределения энергии. Особенности слабых сигналов визуальной психодиагностики.

Психодиагностика берет свое начало из экспериментальной психологии.

  • Введение коэффициента интеллектуальности;
  • Введение статистических норм.

Далее в психодиагностике появляется групповое тестирование. Оно становится особенно уникальным в США перед первой мировой войной для распределения рекрутов.

Для тестов также были выведены нормы, они были проверены на валидность и надежность.

Стандартизация методики – единообразие процедуры проведения методики и оценки полученных в ходе обследования результатов.

Надежность методики представляет собой стабильность результатов при многократном обследовании.

Валидность методики – это достоверность измерения определенного психического свойство, которое подвержено измерению.

В это же время появляются другие тесты – тесты способностей, а также тесты достижений. Такие тесты использовались в консультировании по поводу профотбора. Создавались целые батареи тестов для отбора в различные учебные заведения.

Кроме того, стали появляться проективные методики, которые базировались на различных ассоциативных теориях.

Развитие отечественной психодиагностики

Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростом популярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Переводились зарубежные тесты и разрабатывались собственные.

Это были годы массового применения тестов в народном образовании, профотборе и профориентации, в промышленности и на транспорте. Если в педологии, больше внимания уделялось тестам интеллекта, то в психотехнике – тестам специальных способностей. Использование было интенсивным и неконтролируемым. Массовые тестовые обследования не подкреплялись серьезной проверкой качества инструментария, решения о переводе некоторых учащихся в классы для умственно отсталых детей принимались на основе коротких тестов без учета других факторов, влияющих на результаты проверки. Например, вызывал протест массовый перевод вполне умственно-сохранных, но педагогически запущенных детей (с низким уровнем развития речевого мышления или вербального интеллекта) из нормальных школ в школы для умственно отсталых детей. Возникла необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости.

  1. Россолимо Г. И. выявил психологические профили. Кроме того, он разработал краткий метод исследования умственной отсталости. Недостатком этого метода являлось то, что в методике не было проверки особенностей словесно-логического мышления.
  2. Трошин Г. Я. Считал, что наблюдение за детьми должно происходить в естественных условиях.
  3. Лазурский А. Ф. разрабатывал естественный эксперимент.
  4. Выготский Л. С. Ввел понятия зоны актуального и ближайшего развития.

История психодиагностики тесно переплетается с историей общей психологии, что представлено на рисунке 1.

Читайте также: