Государственный строй африки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Авторы: А. В. Старикова (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. А. Попов (Население: этнический состав), И. Р. Ютяева, А. А. Токарев, А. А. Архангельская (Исторический очерк), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), А. П. Горохова (Литература), В. А. Погадаев (Балет, Кино) Авторы: А. В. Старикова (Общие сведения, Население, Хозяйство), В. А. Попов (Население: этнический состав), И. Р. Ютяева, А. А. Токарев, А. А. Архангельская (Исторический очерк); >>

Ю́ЖНО-АФРИКА́НСКАЯ РЕСПУ́БЛИКА (аф­ри­ка­анс Republiek van Suid-Afrika, англ. Republic of South Africa), ЮАР.

Иди Амин

В течение доколониальной эпохи в Африке те политические объединения, которые не развили государственных структур, постепенно и чем дальше, тем грубее были поглощены большими государственными формациями. Вот тогда африканские общества смогли констатировать, что любая власть стремиться получить себе как можно большее могущество и что любое государство, лишившись контроля, имеет тенденцию восстанавливать власть.

Одной из древнейших форм протеста всегда было отделение. Диссиденты — одиночки или группы — клялись на верность вождям, что прославились своей толерантностью, а еще чаще основывали новые объединения, которые лучше соответствовали чаяниям людей на свободу и независимость.

В XIX веке сложилась более совершенная территориальная государственная организация. Большинство государств выбрали скорее федеральную, чем централизованную систему, по крайней мере, в более поздних попытках усилить унификацию власти накануне колониальной эпохи. Только местные общины — поселки, бывшие королевства или племена присягнули на верность королю и согласились с такими обязанностями, как уплата налогов и поставка воинами войска, все они сохраняли свои собственные законы, обычаи, языки и религиозные обряды.

Есть доказательства того, что эта политическая модель еще не выветрилась из народной памяти. Показательно, что одним из факторов в современных соревнованиях за демократию является стремление основать или реставрировать во многих государствах федеральные структуры. Это может отражать уход от централизации, унаследованной от колониализма (во франкоязычных и португалоязычных странах), или же порожденной сразу после него (особенно в англоязычных странах), а, возможно, и твердое желание вернуться к прежним организационным формам.

С конца XIX века политическая борьба образованных африканцев и городского рабочего класса дала о себе знать в некоторых странах, таких, например, как Сенегал, Южная Африка, Гана и Нигерия. Сперва колониальная власть сдерживала эту борьбу в рамках умеренного реформизма, однако действительно плодотворной она стала после второй мировой войны, когда современные политические партии начали массово поддерживать крестьянство. Только тогда колонизаторы заставили реформировать колониальную систему — перед тем, как согласиться на ее полную ликвидацию.

Разрушению колониального строения очень помогли разные формы сопротивления: оппозиция синкретичних церквей и мессианских движений; забастовки и волнения среди полиции; восстания крестьян и вооруженные мятежи, почти всегда возглавляемые религиозными лидерами, стремившимися возродить в обновленном виде древние верования; импорт идеологий и методов из Европы (коммунизма, в частности, в Южную Африку, во французскую Западную Африку, а впоследствии — в португальские колонии); насилие (особенно распространено в Гане).

На самом же деле граждане новых государств редко когда получали царство политики, а еще реже — то остальное, что должно было добавиться. После обретения независимости всеобщим явлением стали однопартийные системы. Во многих странах состоялась — под новыми лозунгами и по разным поводам — реставрация старого колониального строя. Везде люди беднели, а большинство руководителей богатело.

В начале шестидесятых годов Конго получил сотрясение от крестьянских восстаний против государства, которое отождествлялось с бюрократической централизацией, технократической и властной модернизацией, неоколониализмом, грабительскими налогами и коррупцией. Беспорядки в городах, организованные или рабочими (как в случае с отставкой аббата Филбера Юлу в Конго 1963 года), или учащимися и студентами (вроде свержения Центральноафриканской империи Жана Бэд эля Бокасси), положили конец многим режимам, которые олицетворяли в карикатурном виде наихудшие пороки пост колониального периода.

Немало художников очень много сделали для того, чтобы посеять в молодых душах зерна радикального критицизма, которые сегодня так обильно взошли. Значительное влияние имели, например, песни нигерийского музыканта Фели с образным обличительным описанием потребительского образа жизни буржуазии в Нигерии. Другой пример — конголезский певец Зао, который без чрезмерной политической ангажированности превозносил, однако, такие запрещенные понятия, как антимилитаризм и пацифизм, изображал нищету городской жизни и выводил из равенства всех людей перед лицом смерти их равенство в жизни.

Автократические олигархии отступают, но еще не сказали своего последнего слова. Поэтому необычное разнообразие применяемых форм борьбы указывает на две вещи, а именно — на изобретательность сторонников демократии и на упругость и способность к изменениям существующих режимов.

Количество откровенных или скрытых гражданских войн показывает, что для многих лидеров современное положение представляется только повторением прежних форм беспорядков. В худшем случае это переходный период, который надо преодолеть с минимальным ущербом благодаря взвешенной комбинации непоколебимости и туманных обещаний.

Читайте также: