Расскажите о главных достижениях индийской культуры периода средних веков кратко

Обновлено: 08.07.2024

В средние века в развитии культуры Индии состоялись существенные сдвиги. Завершается ассимиляция культур севера и юга полуострова, завершается становление религий индуизма и буддизма.

На протяжении XIII-XV вв. в развитии Индии были два существенные моменты. Во-первых, на севере Индии продолжался процесс объединения элементов мусульманской и индийской цивилизаций. Во-вторых, в настоящее время достаточно интенсивно развивалось городское жизни, которое было связано с развитием резиденций различных правителей и привлечением Индии к международной торговле посредством арабских купцов. Быстро росли такие города, как Гоа, Каликут, Камбай, Агра, Панипат, Лахор, Мультан, Дели.

Опираясь на предыдущие достижения, культура Индии продолжала развиваться, обогащая своими достижениями мировой культуре. Так, уже в начале нашей эры в Индии пользовались десятичной системой чисел, которая теперь применяется во всем мире. Индийские математики умели вычислять площади фигур и объемы тел, выполнять действия с дробями, относительно точно определять число p

Весомыми были достижения в медицине. Индийские врачи совершенстве знали внутреннее строение тела, делали сложные операции, используя около 200 хирургических инструментов, готовили лекарства от всевозможных болезней. Они славились своими знаниями и умениями во всех странах Востока.

До наших дней сохранилось много сооружений во времена Средневековья. Шедеврами архитектуры этой эпохи является буддийские храмы, вытесанные в скалах: Аджанта, Эллоры, О. Элефант.

Храм в Аджанта - Это целый комплекс сооружений, пещер, которые строились на протяжении девяти веков. 30 залов храма были расписаны фресками (сохранились фрески лишь в 16 пещерах), отражающие жизни тогдашней Индии, сцены из жизни Будды. Краски, которыми написаны фрески, не потеряли яркости и доныне. Их главным свойством является то, что они светятся в темноте.

Кроме храмов в скалах, возводились храмы в виде башен. В Ориссе было построено целое храмовый городок и обнесено мощным забором. Внутри храма почти не украшали, однако извне они были сплошь покрыты рельефами, статуями и мастерски выполненным резьбой по камню. Скульпторы воспроизводили сцены из легенд и сказаний. Они умели хорошо изображать людей и животных в движении.

Начиная с XIII в. на архитектуру Индии значительный влияние оказывала мусульманская культура. Наиболее впечатляющим стал огромный минарет Кутб-Минар в Дели. Его высота достигает 70 метров



Развитие культуры Древней Индии

С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.

Для древнеиндийской культуры характерны следующие особенности:

  • Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
  • Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
  • Погружение в глубины человеческой души. Данная особенность может противоречить предыдущей, но только на первый взгляд. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
  • Музыкальность и танцевальность – характерная черта культуры Древней Индии.
  • Почитание любви, которую индусы никогда не отождествляли с грехом.

Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире появилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана.

Второй период – арийский – связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.


Урок формирует представление об истории Индии в Средние Века, её отдельных моментах и особенностях. Характеризует государства, существовавшие на территории Индии в период Средневековья. Объясняет структуру общества Индии. Знакомит с достижениями науки и культуры Индии периода Средних Веков.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Индия. Государства и культура"

В VI веке, после долгой войны с кочевниками, государство Гу̀птов, объединявшее часть Индии, распалось.

К VII веку в Индии сложилось несколько крупных государств во главе с местными династиями. Они располагались в Северной Индии, Бенгалии,

Декане, на Крайнем юге.

К X веку в землях Индии существовало уже около 70 самостоятельных государств. Во главе их находились ра̀джи.

Индия в VII веке

Ра̀джа владел всей землёй страны. Он давал её в пользование крестьянам взамен – собирал с них налог. Так же, за несение службы, землю получали воины и чиновники. Часть земель была в пользовании монастырей и храмов.

Раздробленность страны и своевольство раджей делали Индию уязвимой перед внешней опасностью.

В VIII веке Индия неоднократно подвергалась нападениям арабов. Они подчинили её Северо-Западные земли.

Индия в VIII веке

В XI веке Северные и Северо-Западные регионы Индии были завоёваны правителями мусульманского государства Ганзевѝдов.

К XIII веку на этих землях образовалось отдельное мусульманское государство – Делѝйский султанат.

Его первым правителем стал Кутбу̀д-дин Айба̀к (1206–1210 годы).

К концу XIII века под властью султанов находилась уже большая часть Индии.

В регионах Делийского султаната правили наместники, назначенные из приближённых султана. Они были обязаны собирать налоги, следить за порядком, содержать войско.

Со временем их влияние окрепло настолько, что они стали передавать свою должность наследникам. Постепенно перестали подчиняться султану. К середине XIV века Султанат фактически распался.

Ещё в первой половине XIII века правители Дели неоднократно подвергались набегам монголов. Благодаря единству Делийского султаната их вторжение было отбито, но многие земли сильно пострадали.

В 1398 году в земли ослабленного междоусобицами Делийского султаната вторгся Тамерла̀н. Его войска полностью опустошили земли по пути своего следования. Ими был взят и разграблен Дели.

После нашествия Тамерлана под контролем султана осталась лишь небольшая область вокруг Дѐли. Стране потребовались долгие годы, чтобы восстановиться и снова стать единой.

Среди европейцев ходили легенды о сказочных богатствах Индии.

Многие купцы и путешественники мечтали попасть в Индию и разбогатеть.

Страна славилась своими ювелирными изделиями из золота, серебра, драгоценных камней. Тончайшими тканями. Изделиями из слоновой кости и ценных пород дерева.

Но большинство европейцев стремились в Индию ради пря̀ностей (различных специй). В Европе они ценились на вес золота.

Города на побережье Индии вели активную торговлю с Китаем, Африкой, арабскими странами. Торговля приносила индийским правителям огромные доходы.

Не меньшее значение имело сельское хозяйство. Климат Индии позволял крестьянам собирать по 2–3 урожая в год. Основными культурами были рис, просо, пшеница. Также выращивали фрукты, хлопчатник, тутовые деревья.

Сельское хозяйство Индии

Города Индии были многолюдными. В них проживали не только индусы, но и представители других народов. Вместе они составляли пёстрое и очень своеобразное индийское общество.

Главной особенностью средневекового общества в Индии являлось деление людей на ва̀рны и ка̀сты – слои, различающиеся в имущественном и правовом статусе, а также по месту, занимаемому в обществе. Переход в более высокую касту был практически невозможен.

По легенде, Бра̀хма (бог творения в индуизме) создал четыре основные варны из своих частей тела. Бра̀хманов (чиновники) – из губ. Кша̀триев (воины) – из рук. Ва̀йшьев (торговцы, земледельцы) – из бёдер. Шудр (рабочие, слуги) – из ступней.

Индийская наука была весьма развита. В математике применялась изобретённая ещё в первых веках новой эры десятеричная система счисления. Индийские цифры заимствовали арабы. От них они попали в Европу, а после – распространились по всему миру.

Математики производили действия с дробями, вычисляли площади фигур и объёмы тел.

Известный индийский астроном Арьябха̀та в начале VI века сделал выводы о том, что Земля – это шар, вращающийся вокруг своей оси.

Многочисленные обсерватории позволяли астрономам рассчитывать движение небесных тел, составлять точные календари.

В индийских пособиях по медицине было достаточно точно описано строение тела человека и отдельных органов.

Врачи умели проводить сложные операции. Они пользовались более чем 200 хирургическими инструментами. Широко применяли анестезию.

Средневековая архитектура Индии была весьма разнообразна.

Ярким её примером являются культовые постройки (храмы различных религий).

В Центральной Индии таковыми являются высеченные в скалах буддистские храмы в Аджа̀нте.

Внутри они расписаны великолепными фресками. На них изображены сцены из повседневной жизни, мифологические персонажи, события из истории.

В Западной Индии, благодаря шестиметровому изображению бога Шивы, более всего известен индуистский пещерный храм на острове Элефа̀нта.

После мусульманского завоевания в Индии появляются мечѐти.

Мечеть Кувва̀т-уль-Исла̀м и минарет Кутб-Мина̀р в Дели стали ярким примером индо-исламской архитектуры.

Индийские скульпторы украшали храмы многочисленными рельефами, статуями, искусной резьбой. Их произведения были очень динамичными.

Мастера умели очень точно передать движения людей и животных, показать внутренний мир персонажей своих работ.

С приходом мусульман в искусстве Индии произошли изменения.

Ислам отвергал изображения живых существ.

Но в постройках мусульманского периода проявились как исламские, так и индийские традиции. Мечети, дворцы, мавзолеи вместе с традиционными минаретами и арабскими арками дополнялись индийским орнаментом, колоннами и другими чертами, характерными для искусства и архитектуры Индии.

Индийские украшения храмов

Индийские художники проявляли мастерство при оформлении книг. Их миниатюры украшали сборники легенд, мифов и сказок. Произведения научной литературы.

Портреты, созданные ими, очень точно передавали даже самые мелкие детали.

Культура Индии была многогранна. На её примере развивались многие культуры соседних с Индией стран и народов.

Подведём итоги.

За период Средних Веков в землях Индии произошло образование Делийского султаната и его распад.

Дальнейшее развитие кастовой системы.

Больших успехов достигла наука (медицина, математика, астрономия).

Индийское средневековое искусство

Индийское средневековье — это пора большого созидательного подъема. В это время выросли новые города и селения, возникли замечательные храмовые ансамбли, в украшении которых раскрылись яркие грани народной фантазии. На протяжении веков в Индии сложились те художественные традиции, которые оказали огромное влияние на искусство последующих поколений Индии. Для истории Индии характерна смена нескольких религий. Существовавший буддизм вытесняли брахманские верования во главе с Брахмой. Эта религия, укреплявшая власть феодалов, разделила жителей Индии на касты. В VII веке в Индии распространяется религия индуизм, основными божествами которого стали Вишну и Шива. Вишну - хранитель мира и Шива - олицетворяющий движение в природе, ее созидательные и разрушительные начала. Им посвящались основные храмы и приносились жертвы. И хотя еще продолжалось строительство буддийских храмов, основное внимание уделялось прославлению богов индуизма.

Скальный храм Кайласанатха в Эллоре. 755г.



В VII — VIII веках грандиозных размеров достигло индийское пещерное строительство. Это были огромные храмы, высеченные в толще скалы. Двух-трехэтажные залы сложной формы углублялись в скалу до 40 метров. Длинные галереи, многоколонные террасы так же, как и стены сумрачных храмовых помещений, были покрыты рельефными изображениями брахманских, а порой и буддийских божеств, героев эпоса, показанных в непрерывном движении, полных напряжения и энергии. Техника и мастерство обработки камня достигли в Индии небывалого совершенства. Храмы украшались колоннами, покрытыми сложными скульптурными узорами. Скульптура заполняла и все внутреннее пространство храмов, составляя неразрывное целое с их стенами. Суровые и гневные каменные божества, взирающие из таинственного полумрака, изображались в битве со злом или в готовности к подвигу.

Скальный храм Кайласанатха в Эллоре. 755г.



Классический памятник раннего индийского средневековья - храм Кайласанатха в Эллоре (храм владыки горы Кайласа в Эллоре - вершины мира, места легендарного обитания бога Шивы). Неповторимы величие его размеров и пространственного замысла. Архитекторы создали в содружестве с ваятелями невероятный по трудоемкости, сказочный по богатству скульптурного оформления, окруженный двором монумент, включающий галереи, портики, залы, рельефные композиции и отдельно стоящие статуи.
В каменных тайниках обнаружена медная пластина, на которой были выгравированы слова: " О, как я мог сделать подобное без волшебства?!"

Скульптура в храме Кайласанатха в Эллоре


Скальный храм Бадами


Крепость Голконда



В X — XI веках Индия вступила в период развитого феодализма. В Это время в крупных городах возникли большие комплексы наземных храмов.

Скульптура в храме Махабалипурамы


Прибрежный храм в Махабалипураме. 8в.


Древний храм в Дели



В храмах того времени собиралось огромное количество сокровищ: ювелирные украшения, бронзовые статуи, редкие камни — все это храмы получали в дар.
К IX веку изжила себя трудоемкая техника вырубания храма из цельной скалы. Бурно развивается техника кладки стен из тесаного камня. Строительный камень известняк, песчаник, мрамор, гранит — все это добывали в скалах, резали каменные блоки и доставляли их к храму.
Храмы X — XI веков отличались сложностью архитектурных форм. Они представляют собой многоступенчатый комплекс, восходящий кверху в виде горных вершин. Храмы богато украшены скульптурой, которая издали воспринимается как сложный кружевной узор.

Янтарный Форт. Джайпур. Раджастан.


Рельефная скульптура


Конарк, храм Сурьи (Солнца). Рельефная скульптура.

Храм, посвященный древней богине Минакше



Стремясь передать щедрость и изменчивость природы, которую олицетворяли божества Вишну и Шива, мастера изображали их фантастическими многоголовыми и многорукими существами. Особенно популярным стало изображение многорукого Шивы — царя танцев. Поражает воображение величественная шестиметровая статуя трехликого Шивы, высеченная из каменной глыбы.

Трехликий Шива


Гробница Хамаюна в Дели



В XIII веке Индию завоевали мусульманские феодалы из Средней Азии. В большей части страны индуизм был вытеснен новой религией — и с л а м о м. В связи с этим в Индию проникли и другие культурные традиции. С XIII века на севере Индии началось широкое строительство м е ч е т е й и м и н а р е т о в, м а в з о л е е в и м е д р е с е (мусульманские школы ). Возникли и новые города с укрепленными замками, роскошными дворцами, базарами и рядами улиц. Однако, мусульманское искусство в Индии приняло свой, неповторимый облик, т. к. оно органично переплелось с индийскими традициями. При постройке мусульманских зданий индийские мастера широко употребляли элементы индийской архитектуры, искусно использовали свой традиционный материал.
В период правления Акбара в Индии был построен мавзолей отца Акбара Хамаюна. Это мощное купольное здание, имевшее внушительный облик, было выстроено из белого мрамора и красного песчаника. Оно соединяет в себе черты нарядности и монументальности. Является не только архитектурным памятником, но и частью великолепного садово-паркового ансамбля вДели.

Минарет Кутб-Минар в Дели. 13век.



В 1230 году в Дели был построен огромный минарет Кутб-Минар. Его стройный и одновременно мощный ствол достигал в высоту 73метров, а диаметр основания имел 16 метров. Массивные, словно ребристые грани, перехваченные в ряде мест узорными поясами, узорные балконы, как бы сдерживающие неудержимый рост минарета кверху, сочетание золотистого и красного песчаника придают ему ощущение монументального величия.

Фрагмент минарета Кутб-Минар


Мавзолей Тадж - Махал



Гениальным памятником индийской мусульманской культуры является мавзолей Тадж - Махал, построенный в XVII веке в Агре повелителем Шах Джаханом для его любимой умершей жены. Мавзолей построен из мрамора на высоком берегу реки Джамны. К нему ведут строгие аллеи. Словно стрелы, прорезают они великолепный, четко распланированный сад, украшенный каналами и водоемами, аккуратно подстриженными деревьями и кустарниками. Их густая зелень оттеняет белизну беломраморного здания. Оно будто парит в небе, кажется легким благодаря глубоким нишам на его наружных стенах и сплошной инкрустации стен, которая издали воспринимается как сквозная резьба. Округлый гладкий купол здания восхищает легкостью и грацией. Высота самого здания 75 метров, а по его углам стоят 4 стройные минарета (41 метр), которые кажутся огромными свечами. Изумляет взор великолепная отделка Тадж Махала: изящный, утонченный орнамент, вырезанный из мрамора разных оттенков, затейливая арабская вязь.

Читайте также: