Административные реформы российской дипломатии конца 18 начала 19 в кратко

Обновлено: 05.07.2024

10 февраля отмечается День дипломатического работника РФ. Первым профессиональным внешнеполитическим ведомством России стал Посольский приказ, учреждённый 469 лет назад. Однако отечественная дипломатическая служба зародилась гораздо раньше. Первое русское посольство появилось в 838 году в Константинополе. Роль и значение дипломатической службы увеличивались вместе с ростом влияния страны на мировой арене. О становлении российской дипломатии — в материале RT.

Исследователи продолжают спорить о том, какое событие стало точкой отсчёта истории отечественной дипломатии. Официально за основу учреждения Дня дипломатического работника взята дата образования Посольского приказа — 10 февраля 1549 года.

Однако дипломатия как инструмент внешней политики зародилась с появлением раннефеодального русского государства с центрами в Киеве и Великом Новгороде. Первым представительным органом интересов Руси стало посольство в Константинополе, которое было открыто в 838 году.

В IX—XI веках восточнославянские племена постоянно воевали с соседями — Византией и кочевыми южными народами (хазарами, печенегами, половцами). Огромное значение для развития государственности (и как следствие — дипломатии) имело крещение Руси в 988 году. По легенде, князь Владимир сделал выбор в пользу христианства после беседы с иностранными послами.

В XI веке Русь превратилась во влиятельного игрока на европейской арене. Расширению контактов с западным миром способствовала практика династических браков. В 1019 году киевский князь Ярослав Мудрый взял в жёны дочь короля Швеции Ингигерде.

Практически все дети киевского князя породнились с европейскими аристократическими домами. Дочь Ярослава Анна была отдана замуж за французского короля Генриха I, Елизавета — за норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия — за короля Венгрии Андраша I.

Сыновья Ярослава по настоянию отца также нашли жён за границей. Изяслав женился на дочери польского короля Гертруде, Святослав — на австрийской принцессе Оде, Всеволод — на дочери византийского императора Константина IX.


Игра древнерусских престолов: как дети и внуки Ярослава Мудрого делили власть

19 октября 1097 года князья Древней Руси собрались на Любечский съезд, который должен был положить конец феодальной усобице.

По мнению эксперта, с началом феодальной раздробленности древнерусского государства (вторая половина XI века) потребность в дипломатии, скорее всего, исчезла. Также Винокуров посетовал на отсутствие данных о дипломатической деятельности Руси в период монголо-татарского ига (1238—1480).

От Думы к Приказу

Потребность в дипломатическом искусстве, как полагает Винокуров, возникла в России с формированием централизованного русского государства в XV веке. Вопросами внешних сношений занимались непосредственно великий князь и члены Боярской думы.

Наиболее искусным дипломатом той эпохи историки называют Ивана III, который проводил результативную внешнюю политику. Именно при нём государственным гербом Руси стал византийский двуглавый орёл. Это определило цивилизационную преемственность русского государства как альтернативного центра силы на евразийском континенте.

Однако профессиональный подход в дипломатии возобладал только в период правления Ивана IV Грозного. 10 февраля 1549 года он учредил Посольский приказ — исполнительный орган, отвечавший за внешние сношения Москвы.


Исторические узы: как московские князья породнились с потомками Чингисхана

700 лет назад великий князь Московский Юрий Данилович взял в жёны сестру хана Золотой Орды Узбека, праправнучку хана Батыя. Так.

Руководителем приказа был назначен думный дьяк Иван Михайлович Висковатый. Он считается первым профессиональным дипломатом. Висковатый вёл переговоры с Ливонским орденом (заключение мира), Данией (договор о военном союзе) и Швецией (соглашение о перемирии на 20 лет).

Персонал Посольского приказа составляли дьяки и подьячие (помощники, выполнявшие делопроизводственную работу). Структурно этот орган власти был разделён на три территориальных управления (повытья). Одно отделение отвечало за сношения с Европой, а два других — с восточными странами.

Постоянные диппредставительства России за рубежом начинают появляться с 30-х годов XVII века. Толчком к этому послужила 30-летняя война в Европе (1618—1648) и Вестфальский мирный договор (1648), заложивший основу первой в истории системы международных отношений.

Учреждение Коллегии

Подлинный прорыв дипломатия России совершила в период царствования Петра I. Эпоха его правления связана с внедрением западных новшеств в общественно-политическое устройство. Военные победы и экономические успехи способствовали тому, что Россия вошла в круг ведущих европейских держав.

В декабре 1718 года Посольский приказ был преобразован в Коллегию иностранных дел (КИД). 24 февраля 1720 года был утверждён регламент нового органа. В основу КИД был заложен опыт системы госуправления шведского королевства. Систему приказов Пётр I считал слишком неповоротливой.


Государственный преступник или жертва интриг: почему Пётр I осудил сына на смерть

3 февраля 1718 года Пётр I лишил своего сына Алексея прав на престол. Вскоре наследника посадили в Петропавловскую крепость и стали.

КИД состоял из Присутствия (руководящий орган) и Канцелярии (исполнительный институт). Коллегию возглавлял президент, которому присуждался титул канцлера. При этом президент КИД не имел права принимать решений без одобрения членов Присутствия, асессоров (заседателей) и действительных тайных советников.

Канцелярия подразделялась на два департамента. Первый занимался непосредственно внешними сношениями, второй — финансовыми вопросами и хозяйственным обеспечением деятельности дипучреждений, а также взаимодействовал с народами России, включая уральских казаков и Малороссию (часть современной Украины).

Расцвет российской дипломатии XVIII века приходится на период правления Екатерины II, которая усилила влияние России в мире. На европейском театре дипломаты вели активные переговоры по заключению различных коалиционных соглашений. На южном — налаживали систему управления присоединёнными территориями.

Одним из самых значительных достижений политики Екатерины II стало ослабление Османской империи — главного геополитического соперника Петербурга. Как полагают эксперты МИД РФ, крупным успехом российской дипломатии был Кючук-Кайнарджийский мирный договор (1774) с Турцией, положивший начало присоединению Крыма.

Появление министерства

Важнейшей вехой в истории российской дипломатии является создание Министерства иностранных дел, ставшего прообразом современного дипломатического ведомства.

Манифест об учреждении МИД был подписан императором Александром I 20 сентября 1802 года. Однако процесс формирования нового исполнительного органа растянулся на 30 лет — КИД была упразднена только в 1832 году.

МИД обладал более разветвлённой, чем Коллегия, структурой. В составе министерства появилось несколько новых департаментов и десятки подразделений. В центральный аппарат входили Канцелярия, Департамент внутренних сношений, Азиатский департамент и Департамент личного состава и хозяйственных дел, Архивная служба, Комиссия по изданию государственных грамот и договоров.

В 1839 году штат центрального аппарата МИД насчитывал 535 человек. Однако в 1868 году министр иностранных дел Российской империи Александр Горчаков провёл реформу, сократив персонал в Петербурге до 134 чиновников. Впоследствии численность штата министерства вновь начала расти.

  • Портрет светлейшего князя главы МИД Российской империи Александра Михайловича Горчакова (Николай Богацкий, 1873 год)

Дипмиссии России за рубежом были разделены на посольства (крупные европейские государства), резидентуры (представительства в небольших странах и зависимых от Петербурга землях), генеральные консульства, консульства, вице-консульства и консульские агентства.


Угрюмый Гром: как великий советский дипломат крушил лёд в отношениях Москвы и Вашингтона

15 февраля 1957 года пост министра иностранных дел СССР занял Андрей Андреевич Громыко. На плечи талантливого дипломата легла вся.

После революции большевики на основе МИД создали Народный комиссариат по иностранным делам СССР (НКИД). Новый орган возглавил профессиональный дипломат Георгий Чичерин, внёсший в 1920-е годы огромный вклад в международное признание молодой социалистической республики.

В 1946 году НКИД был преобразован в Министерство иностранных дел СССР. В 1953 году советские дипломаты перебрались из доходного дома Первого Российского страхового общества на Большой Лубянке в сталинскую высотку на Смоленской-Сенной площади.

Основу дипломатических кадров МИД всегда составляли яркие представители интеллектуальной и творческой элиты. В частности, на дипломатической службе состояли классики русской литературы: Александр Сергеевич Грибоедов (глава посольства в Тегеране), Константин Николаевич Батюшков (сотрудник дипмиссии в Италии), Фёдор Иванович Тютчев (внештатный атташе в Мюнхене), Алексей Константинович Толстой (сотрудник русской миссии при германском сейме).

Конец XVIII — начало XIX в. в Европе характеризовались рас­пространением новой наполеоновской модели государственного администрирования. Ей были присущи многие черты военной ор­ганизации: максимальная централизация, единоначалие, суровая дисциплина, строжайшая ответственность чиновников. Одновре­менно новая административная система отличалась предельной рациональностью, логичностью структуры, конкурсной системой приема на государственную службу.

Наполеоновские реформы затронули и государственную службу России. Прежде всего был осуществлен переход от системы колле­гий к системе министерств. Ведущим принципом служебных отно­шений стал принцип единоначалия. 8 сентября 1802 г. Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Колле­гии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были расписаны между министрами, при которых для сношения с коллегиями были учреждены соответствующие канцелярии. Сейчас такие кан­целярии называют аппаратами министров.

Немало внимания уделялось кадровому составу руководителей дипломатических представительств за рубежом. По штатному рас­писанию 1800 г. послыназначались в Вену, Стокгольм; посланникив Берлин, Лондон, Копенгаген, Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин, Константинополь. Вместо министров и резидентов в Дрез­ден и Гамбург были назначены поверенные вделах, в Данциг и Ве­нецию — генеральные консулы.

Во второй половине XIX в. преобразования в системе высших и центральных органов власти были продолжены. Нововведения коснулись и Министерства иностранных дел, возглавляемого с 1856 по 1882 г. князем А.М.Горчаковым. Под его руководством министерство было освобождено от ряда несвойственных ему функций цензуры политических публикаций, управления окраина­ми империи, церемониальных дел. Развитие международных свя­зей в политической и экономической сферах требовало значитель­ного расширения сети зарубежных представительств. К началу 90-х годов XIX в. за границей функционировало 6 посольств и 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и вице-консульств Российской империи.

Главные задачи внешнеполитического ведомства и его структур определялись следующим образом:

— политические сношения с иностранными государствами;

— покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам;

— ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей;

— содействие удовлетворению законных требований иностран­цев по их делам в России;

изменения произошли и в практике подбора дипломатических кадров, повлекшие заметное обнов­ление состава дипломатического корпуса за границей. Отказались от практики предоставления дипломатических постов иностран­цам. С 1859 г. поступление на дипломатическую службу требовало наличия диплома о высшем гуманитарном образовании.Претендент на должность должен был в совершенстве владеть двумя иностранными языками, обладать глубокими познаниями в области исто­рии, географии, статистики, политэкономии, международного права. Совершенствовалась и система дипломатической переписки. В практику дипломатической корреспонденции между посольствами и центром окончательно вошел русский язык. Была учреждена срочная дипкурьерская связь.

13) Дипломатия России в начале 20 века (до 1917 года)

Роль главного исполнительно-распорядительного органа в области внешних сношений играло Министерство иностранных дел. Наряду с МИД свои задачи за ру­бежом самостоятельно решали военное, морское, финансовое, внутренних дел и другие ведомства. Участившееся инциденты вызывали потребность в постоянном присутствии при наместниках и генерал-губернаторах специальных представителей центра – ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ АГЕНТОВ. В их ф-ии входило наблюдение за соответствием действий местных правителей общему внешенеполитическому курсу империи.

Бюрократическая система сковывала инициативу, не давала возможности адекватно и быстро реагировать на меняющуюся внешнеполитическую обстановку. Архаичность государственных структур и несоответствие системы государственного управления про­исходящим в стране и на международной арене переменам вызвали к жизни симптомы очередного кризиса.

Работа Министерства иностранных дел по-прежнему стро­илась на началах жесткой централизации и строгой бюрократичес­кой иерархии. Министр иностр дел был наделен широкой исп властью и подчинен только императору.

Проект очередной реформы системы МИДа был поставлен на повестку дня в 1910 г. тогдашним ми­нистром иностранных дел А.П.Извольским. Им предусматривалась комплексная модернизация аппарата: создание в нем единого политического отдела, бюро печати, правового отде­ла, информационной службы; внедрение системы обязательной ротации чиновников центрального аппарата, дипломатической и консульской служб; выравнивание условий прохождения службы и оплаты труда служащих в министерской и заграничной системах.Серьезным нововведением стал усложненный конкурсный экза­мендля поступления на дипломатическую службу.

Первая мировая война изменила характер деятельности МИДа. Его главной задачей стало обеспече­ние внешнеполитической обстановки, благоприятной для успеш­ного ведения войны, а также подготовка условий будущего мир­ного договора.

Особое внимание в новом законе было уделено следующим за­дачам Министерства иностранных дел:

— защита русских экономических интересов за рубежом;

— развитие торгово-промышленных сношений России;

— укрепление русского влияния на почве церковных интере­сов;

— всестороннее наблюдение за явлениями политической и об­щественной жизни в иностранных государствах.

Эти и некоторые другие новации позволили придать аппарату большую гибкость, закрепить приоритет политических отделов, четко разграничить полномочия отдельных подразделений, свести до минимума параллелизм в их работе, повысить эффективность дипло­матической службы и дипломатии России в целом.Что в свою очередь позволило не увеличивая численность аппарата, обеспечить существенное увеличение объемов выполняемых работ.

В начале своего царствования молодой император Александр I провел ряд важных преобразований, среди которых особое место заняла административная реформа.

Александр I – сын Павла I, любимый внук Екатерины II. Российский император в 1801-1825 гг. Одним из воспитателей был Ф.С. Лагарп, прививший ему приверженность к идеям либерализма. Вступил на престол в возрасте 24 лет в результате дворцового переворота.

Повод к проведению реформ

К началу XIX века коллегиальная система управления, введенная еще Петром I, переживала кризис и не выполняла возложенных на нее функций. Александр I понимал, что дальнейшие реформы невозможны без упорядочения органов государственной власти, так как именно им предстояло стать проводниками преобразований.

Суть реформ

Проводимые императором и его сподвижниками, членами Негласного комитета, реформы имели экспериментальный характер, так как вводили новые для России формы и методы управления.

В 1802 году были ликвидированы коллегии. Вместо них создавались восемь министерств.

Высшим административным совещательным органом с 1802 года стал Кабинет министров (На тот момент – достижение российского права, так как император пошел на диалог с чиновниками, был готов обсуждать политические вопросы!). В состав нового правительства вошли все участники Негласного комитета: Кочубей – министр внутренних, Чарторыйский – иностранных дел, Новосильцев – заместитель министра юстиции.

Реформа имела прогрессивный характер, но на тот момент не были продуманы структура и функции новых органов. Сенат стал высшим судебным органом, задачей которого стал контроль власти на местах.

Ошибки первого этапа реформы были учтены в 1810-11 гг. Именно тогда предпринимается ряд мер, способствовавших укреплению и структуризации новых органов:

  • назначались ответственные перед императором министры, ведавшие делами министерств;
  • в отдельные министерства были выделены все самые крупные отрасли;
  • четко определены внутренняя структура, принципы ведения дел, взаимоотношения с другими органами.

Конечным результатом своих реформ деятель видел в ограничении власти императора и ликвидации крепостного права.

Реализация реформы

Осуществление проекта могло в корне изменить существующий строй. Александр I одобрил идеи М.М. Сперанского, но не решился на полномасштабную их реализацию.

В 1810 году был создан Государственный совет. В его функции вошли контроль порядка при подготовке и осуществлении законов. Новый орган должен был рассматривать и вносить собственные предложения, касающиеся доходов и расходов.

Причины приостановки реформы

Реформы начала XIX века имели либеральный характер, были направлены на преодоление прежних пережитков, постепенное устранение крепостного права, но накануне Отечественной войны 1812 года их реализация практически остановилась. В качестве причин поворота к консервативным взглядам императора следует принимать:

  • резкая критика преобразований со стороны высшего чиновничества и дворян, страх Александра I повторить судьбу отца;
  • сложная внешнеполитическая обстановка: приближающаяся война с Францией требовала объединения общества.

Итоги реформирования

Итак, либеральные реформы начала царствования Александра I не были полностью реализованы, но они стали основой для дальнейших преобразований. Идеи Сперанского будут отражены в реформах Александра II во второй половине XIX века.

Дипломаты Семён Воронцов и Андрей Громыко.

Портрет Александра Грибоедова работы И. Крамского, 1875 год.

Семён Воронцов

Древний род Воронцовых дал России целую плеяду государственных деятелей, в том числе и дипломатов. Семён Романович Воронцов, в юности едва не поплатившийся головой за поддержку Петра III во время переворота 1762 года, в 1784 году стал послом России в Англии и в этой должности добился немалых успехов. Воронцову удалось не допустить английского вмешательства в конфликт, восстановить торговые связи с Лондоном. Семён Воронцов был одним из тех немногих русских дипломатов, которые умели строить отношения без ущерба для российских интересов.

Братья Воронцовы сориентировали внешнюю политику России на союз с Англией и Австрией против наполеоновской Франции. Однако смерть Александра Воронцова не позволила этим планам реализоваться в полной мере. Семён Воронцов, тяжело переживавший кончину брата, в 1806 году подал в отставку, но остался в Лондоне, до самой своей смерти в 1832 году будучи агентом русского влияния при дворе английского монарха.

Семён Воронцов

Карл Нессельроде

Подписание Парижского мирного договора.

Консервативные взгляды Нессельроде, его неприятие любых революционных изменений во многом связаны с влиянием главы австрийской дипломатии Клеменса фон Меттерниха, знакомство с которым перешло в близкую дружбу.

Николай I разделял консервативные устремления Нессельроде, что вылилось в отправку русских войск на подавление венгерского восстания 1848–1949 годов. Однако политика, направленная на сохранение незыблемости европейских монархий, в итоге привела к Крымской войне 1853–1856 годов, в которой Россия оказалась вынуждена сражаться в одиночку с крупнейшими державами Европы.

Карл Нессельроде

Александр Горчаков

Отто фон Бисмарк.

Александру Михайловичу Горчакову досталась весьма незавидная доля — он стал главой министерства иностранных дел Российской империи в момент поражения России в Крымской войне и был вынужден лично принимать тяжёлые условия Парижского трактата.

Главной задачей своей деятельности Горчаков считал сдержанность на внешней арене, избежание любых конфронтаций, которые могли бы помешать внутренним преобразованиям, начатым императором Александром II, а также постепенное освобождение России от условий Парижского договора.

Благодаря личным хорошим отношениям с Отто фон Бисмарком, Горчакову удалось осуществить сближение с Пруссией. Эти близкие отношения помогли обоим государствам: Пруссия смогла завершить процесс объединения германских земель и создания Германской империи, а Россия сняла с себя бремя Парижского трактата.

Однако политика сдержанности повредила России после Р войны 1877–1878 годов. Большие военные успехи, достигнутые русскими войсками, были во многом сведены к нулю чрезмерно осторожной позицией русских дипломатов во главе с Горчаковым.

Александр Горчаков

Сергей Витте

Пётр Романов.

Выдающийся государственный деятель Сергей Юльевич Витте, не будучи дипломатом, отметился одним из самых крупных успехов за всю историю отечественной дипломатии. После поражения в Р войне 1904–1905 годов император Николай II поручил Витте возглавить русскую делегацию на мирных переговорах.

В итоге Витте добился почти невозможного — несмотря на поражение в войне и давление со стороны США и Великобритании, Россия отклонила большинство предъявляемых ей требований. В частности, Витте удалось избежать уплаты Японии контрибуции, за счёт которой Токио планировал компенсировать расходы, понесённые в военный период.

Более того, благодаря Витте, Россия, согласно Портсмутскому мирному договору, оставила за собой северную часть Сахалина, хотя к моменту окончания боевых действий Япония оккупировала весь остров.

Сергей Витте

Георгий Чичерин

Формально Георгий Михайлович Чичерин не был первым главой советской дипломатии, однако фактически дипломатическое ведомство Советской России стало строиться именно после того, как наркомом иностранных дел стал он.

На его долю пришлась чрезвычайно нелёгкая работа по выводу страны из международной изоляции.

Ещё не будучи главой наркомата иностранных дел, Чичерин в марте 1918 года подписал Брестский мир, положивший конец участию России в Первой мировой войне.

Затем в 1921 году он заключил международные договоры с Турцией, Ираном и Афганистаном, а годом позже пробил брешь и в европейской изоляции страны, во время Генуэзской конференции подписав Раппальский договор с Германией.

Георгий Чичерин

Максим Литвинов

Максим Максимович Литвинов, один из первых советских дипломатов, активно работавших на международной арене, возглавил народный комиссариат иностранных дел СССР в 1930 году. Именно на период его руководства пришлось окончательное признание Советского Союза странами Запада, включая Соединённые Штаты Америки, а также вступление СССР в Лигу Наций.

Если задача встраивания Советского Союза в систему международных отношений была решена успешно, то системы коллективной безопасности в Европе, в поддержку которой высказывался Литвинов, создать не удалось. Провал попыток создания союза с Англией и Францией привёл к отставке Литвинова с поста наркома.

Свою деятельность по созданию антигитлеровской коалиции Литвинов возобновил уже в более низкой должности после начала Великой Отечественной войны.

Максим Литвинов, 1973 год

Вячеслав Молотов

Вячеслав Молотов.

При этом именно Молотов в начале войны приложил максимум усилий переговорщика для объединения в антигитлеровскую коалицию СССР, США и Великобритании. Молотов же стоял и у истоков создания Организации Объединённых Наций (ООН ) — структуры, полвека обеспечивавшей международную безопасность в мире.

Молотов также сделал огромный вклад в будущее отечественной дипломатии, в 1944 году инициировав создание на базе факультета международных отношений МГУ Московского государственного института международных отношений (МГИМО).

Вячеслав Молотов

Александра Коллонтай

Коллонтай была красоткой.

Пламенная революционерка Александра Михайловна Коллонтай стала первой в истории мировой дипломатии женщиной-послом, на протяжении 15 лет возглавляя посольство СССР в Швеции. До этого, начиная с 1923 года, было несколько лет работы полпредом в Норвегии и Мексике, где Александре Коллонтай удалось добиться значительного улучшения двусторонних отношений.

За время работы послом в Швеции Александра Коллонтай смогла снизить и нейтрализовать влияние в этой стране гитлеровской Германии, а через неё воздействовать и на Финляндию, в годы Великой Отечественной войны являвшуюся союзником Гитлера. Большая заслуга Коллонтай есть и в переговорах о выходе Финляндии из войны в 1944 году.

Александра Коллонтай

Андрей Громыко


Пожалуй, ни один из российских и советских дипломатов не имел такого авторитета в народе, какой имел Андрей Громыко. Это, безусловно, объяснялось крепостью позиций страны на внешнеполитической арене во времена Громыко.


Изучение предпосылок административных реформ в России в начале XIX в. требует историко-правового анализа. Особенно это касается политических предпосылок данных реформ.

К началу XIX в. существовали глубокие структурные кризисные явления в системе государственной власти Российской империи, затронувшие высшие государственные учреждения.

Но, изначальная универсальная компетенция, которой был наделен Сенат в сфере законодательства, управления и суда, с момента своего учреждения, привела к концу XVIII в. к его чрезмерной перегрузке делами самого различного характера и удручающе медленной скорости их разрешения.

Это положение не смогли радикально улучшить меры, предпринятые в начале царствования Павла I – учреждение трех временных департаментов и увеличение штата канцелярии Сената 2 .

Рассмотрение и разрешение законосовещательных и управленческих дел, не говоря уже о судебных, растягивалось на месяцы и годы.

Поэтому деятельность Сената в конце XVIII – начале XIX в. можно охарактеризовать, как полностью лишенную оперативности и динамизма.

Эта рутинность и медленность деятельности Сената была в том числе одной из причин удаления императора Павла I , с юных лет отличавшегося импульсивностью и чрезмерной деятельностью, от сенатских дел, что в свою очередь привело к усилению власти генерал-прокурора Сената (основного докладчика у императора по сенатским делам), вплоть до почти полной зависимости от него Сената 1 .

Неповоротливость механизма Сената, проявившаяся еще со второй четверти XVIII века, привела к постепенной утрате им части законодательных и исполнительных функций, перешедших к различным органам (учреждениям) – Верховному тайному совету (1726-1730), Кабинету министров е.и.в. (1730-1741), Конференции при высочайшем дворе (1756-1762), Императорскому совету (18.05 – 28.06.1762), Совету при высочайшем дворе (1769-1801); и все большей специализации Сената в качестве высшего судебного органа империи.

В части законосовещательных полномочий в царствование Екатерины II выдвинулся Совет при высочайшем дворе, который фактически стал высшим законосовещательным органом империи, но в царствование Павла I значение его резко упало 2 , вместе с объемом его законосовещательных полномочий. Он стал редко собираться и сосредоточил свою деятельность в основном на вопросах цензуры, торговли и промышленности.

Поэтому, к началу XIX в. Совет при высочайшем дворе сохранил свое значение высшего законосовещательного органа при императоре только номинально.

Из этих должностных лиц необходимо выделить нескольких, тех, компетенция которых выходила за рамки какой-либо одной отрасли или сферы государственного управления. Это – генерал-прокурор, управляющий (начальник) Военно-походной е.и.в. канцелярии и военный губернатор Санкт-Петербурга П.А.Пален (в течение краткого промежутка времени).

Генерал-прокурор Правительствующего Сената к концу XVIII века осуществлял большую часть текущего управления государством – управление внутренними делами, юстицией и частично финансами, (с 1797 г. управление финансами перешло к Государственному казначею, впрочем, к концу царствования Павла I снова возвратилось к генерал-прокурору) 1 .

Кроме того, через него восходили на высочайшее утверждение дела тех центральных учреждений государственного управления, руководители которых не имели доступа к императору 2 .

Помимо этого, от воли генерал-прокурора зависели все менее важные дела государственного управления, проходившие через Сенат 3 .

К концу XVIII в. генерал-прокурор, по сути, стал своеобразным первым министром или первенствующим сановником Российской империи – основной фигурой высшего государственного управления после императора.

Фактическая компетенция управляющего (начальника) Военно-походной е.и.в. канцелярии, (только фактическая, так как деятельность Военно-походной е.и.в. канцелярии в 1797-1808 гг. не была юридически регламентирована), определялась устными распоряжениями императора и основным функциональным назначением этого учреждения, выполнявшего роль личной императорской канцелярии по военным вопросам.

Военный губернатор Санкт-Петербурга граф П.А.Пален должен быть упомянут среди наиболее авторитетных сановников Российской империи конца XVIII – начала XIX в., только в течение краткого временного отрезка, примерно с 27 февраля по 17 июня 1801 г. Именно в этот период деятельность военного губернатора Санкт-Петербурга вышла за пределы местного государственного управления и затронула сферу центрального и даже высшего государственного управления.

Это объяснялось, с одной стороны, сосредоточением в руках П.А.Палена различных по своему характеру должностей: управляющего гражданской частью в Эстляндской, Курляндской и Лифляндской губерниях (с 26.09.1800), военного губернатора Санкт-Петербурга (с 28.07.1798 по 12.08.1800 и с 21.10.1800 по 17.06.1801), главного директора почт (с 18.02. по 13.03.1801), первоприсутствующего в Коллегии иностранных дел (с 27.02.1801), члена Совета при высочайшем дворе (с 27.02.1801) 2 , а с другой стороны и в главной мере, тем обстоятельством, что после отставки графа Ф.В.Растопчина, последовавшей 20.02.1801 1 , П.А.Пален стал главным доверенным должностным лицом императора Павла I .

Определяющая роль, которую сыграл П.А.Пален в осуществлении дворцового переворота в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., позволила ему сохранить на определенное время свое лидирующее положение и при Александре I , и даже укрепить его – 3 июня 1801 г. к веренице должностей П.А.Палена добавилась должность управляющего гражданской частью Санкт-Петербургской губернии, ставшая последней в его политической карьере 2 .

К началу XIX в. усилий генерал-прокурора и отдельных должностных лиц, приближенных к императору, в сфере высшего государственного управления, явно перестало хватать, в связи с отраслевым и технико-организационным усложнением труда по управлению государством.

Эти чиновники не могли заменить специального высшего административного органа власти.

Таким образом, практически все элементы, составлявшие систему высших органов Российской империи – Сенат, Совет при высочайшем дворе, генерал-прокурор и узкий круг должностных лиц приближенных к императору, за исключением разве что Святейшего Правительствующего Синода, нуждались в реформировании.

Эта система нуждалась в существенном административном преобразовании.

1 История Правительствующего Сената за двести лет. 1711-1911. Т. 2. СПб., 1911. С. 696.

2 ПСЗ-1. Т. 24. № 17639. С. 234-237.

1 История Правительствующего Сената за двести лет. 1711-1911. Т. 2. С. СПб., 639.

Читайте также: