Признаки государства рб кратко

Обновлено: 04.07.2024

Построение правового государства – это процесс перехода от одного этапа к другому, реализация намеченных направлений на практике. В Республике Беларусь права и свободы граждан рассматриваются как высшая ценность и цель государства. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции от общих до статей, посвящённых конкретным правам и свободам (Ст. 21-51, 60-63). Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважением прав и интересов (Ст. 14, 22).

Важным принципом правового государства является принцип разделения властей. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны. Они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга (Ст. 6). Следовательно, создается единый механизм, при котором ветви власти, решая государственные задачи правовыми средствами, не допускают возможности узурпации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. Важную роль в этом процессе играет президентская власть, где Глава государства выступает арбитрам между различными политическими силами.

Таким образам, Республика Беларусь стала на путь построения правового государства, который ей предстоит с честью пройти.

Республика Беларусь – социальное государство

В Конституции Республика Беларусь закреплена как социальное государство (Ст. 1). Социальное государство – форма организации государственной власти, для которой характерно стремление к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защиты, равных возможностей для самореализации путем осуществления активной социальной политики, направленной на повышение жизненного уровня населения.

Термин социально-ориентированное государство в научный оборот был введен на Западе в период Второй мировой войны. Это было продиктовано тем, что создатели правового государства полагали, что стоит только обеспечить каждому свободу от ограничений и поощрения конкуренции как это пойдет на пользу всем, сделает инициативу, частную собственность доступной для каждого, увеличит индивидуальную ответственность и инициативу, что приведет, в конечном счёте, к всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашённые в правовом государстве индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жесткой эксплуатации, обострению социального неравенства, классовой борьбы, фактическое неравенство превращало использование конституционных прав в привилегию имущих классов.

Ответом на несовершенство правового государства, а также неудавшуюся попытку обеспечить каждому материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и реальное равенство, являлась теория и практика социального государства. Материальной предпосылкой социального государства явился высокий уровень экономического развития ведущих стран Запада, позволяющий обеспечивать прожиточный минимум нуждающимся.

Беларусь провозгласила себя социальным государством и твердо следует этим принципам (курсом). Да и сама социалистическая система, в которой многие десятилетия жило наше общество, по своей сути, было социальным. Мы продолжаем двигаться в этом направлении, несмотря на то, что в нашу систему введены элементы либеральной идеологии. В Конституции нашей страны сохранены гражданам общедоступные ценности: качественное бесплатное образование, медицина, духовная сфера.

Многодетные семьи получают льготное жилье от государства, матерям выделяются различные пособия и возможность находиться в оплачиваемом декретном отпуске в течение 3-х лет после рождения ребенка.

Особая поддержка оказывается социально уязвимым слоям населения – пенсионерам, инвалидам, молодежи, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы и т. д.

Главной целью белорусской социальной политики является предоставление каждому трудоспособному человеку возможность своим трудом и предприимчивостью создавать свое семейное благосостояние, а нетрудоспособным и нуждающимся гражданам – обеспечить надежную социальную защиту. При этом осуществляется адресная поддержка, направленная на незащищенные группы и слои населения.

Социальные гарантии в белорусской модели развития выражаются в:

- равенстве мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

- праве молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

- праве на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

- справедливой доле вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

- праве на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

- праве на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

Планомерность государственного курса заключается в поддержке талантливой молодежи и студентов. Создан, не имеющий аналогов на территории СНГ, Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по поддержке одаренный молодежи.

В Республике Беларусь проводится активная политика на рынке труда, наблюдается один из самых низких уровней безработицы (примерно 1 % от трудоспособного населения). Существует отлаженная пенсионная система, относительно низкий по годам уровень выхода на пенсию.

Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: слабое развитие социальной инфраструктуры, транзитных услуг, бытового обслуживания.

Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшился.

Конституция - важнейший нормативный акт государства, его Основной Закон, выражающий волю граждан и закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами.

Конституции могут подразделяются на:

писаные - принимается в виде единого документа;

неписаные - совокупность законодательных актов (Швеция, Канада, Великобритания);

жесткие - изменяется (дополняется) в более сложном порядке, чем при обычной законодательной процедуре (Россия, Беларусь, Румыния, Испания, Эстония, Швеция, Италия и др.);

гибкие - изменяется (дополняется) в том же порядке, как и обычные законы (Великобритания, Индия, Новая Зеландия и др.);

временные - (срок действия указан в самом тексте) (Бразилия, Мексика);

постоянные - (срок не указан).

Изменения в Конституцию могут вноситься в процессе текущей деятельности, тогда они отражаются в действующем тексте и влекут за собой изменения отдельных статей или включение новых.

Коренные изменения в политической, экономической и социальной жизни общества приводят, как правило, к принятию новой Конституции.

Сущность конституции заключается в том, что она является

основным законом государства

обладает наивысшей юридической силой

является политическим и идеологическим документом.


Понятие и форма государственного устройства Республики Беларусь. Понятие суверенитета, его виды. Признаки Республики Беларусь как суверенного государства

Государственное устройство - это административно-территориальная или национально-территориальная структура государства, правовое положение государства в целом и его составных частей и характер взаимоотношений между ними. [2,128]

В соответствии со ст.1 Конституции Республики Беларусь наше государство является по форме государственного устройства унитарным.

Для унитарного государства характерны следующие признаки:

единая централизованная система органов исполнительной власти;

единая судебная система;

единая денежная система;

деление территории государства на административно-территориальные единицы, у которых статус органов власти определяется нормами общегосударственного права. [2,130]

Суверенитет -независимое от каких либо сил, обстоятельств и лиц верховенство, то есть суверенитет - это верховенство, единство, самостоятельность и независимость власти.

В период распада СССР в Республике Беларусь 27 июля 1990г. Верховным Советом была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, закрепившая основные принципиальные положения и атрибуты суверенитета. В августе 1991 г. Декларации был предан статус конституционного закона, основные положения, которого сохранились в ныне действующей Конституции. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет свою внутреннюю и внешнюю политику. Она защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. [1,139]

В конституционном праве выделяется три разновидности суверенитета:

суверенитет народа, или народный суверенитет

суверенитет государства, или государственный суверенитет

Народный суверенитет, означает, что народ, составляющий данное государство, ни с кем не делит свою власть.

Согласно 3 ст. Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией. [4,4]

Государственный суверенитет рассматривается как верховенство государственной власти внутри страны и её независимость во внешнеполитических отношениях.

Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:

независимость и самостоятельность

Верховенство государственной власти означает, что власть государства распространяется на всю территорию страны, на всех граждан и лиц, не являющихся гражданами, на юридические лица и общественные образования;

Самостоятельность и независимость государства означает, что государство по своему усмотрению определяет внутреннюю и внешнюю политику. Вместе с тем, независимость государственной власти Республики Беларусь не должна нарушать нормы международного права, т.к она присоединилась к этим нормам добровольно.

Единство государственной власти предполагает, что к ведению Республики Беларусь относится определение общих принципов организации представительных и исполнительных органов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Материальной основой государственного суверенитета является владение соответствующей территорией, определённой собственностью, культурным достоянием. [2,118]

Национальный суверенитет выражается в возможности и праве нации самостоятельно и независимо распоряжаться своей судьбой, определять характер своего бытия, самоопределяться в государственной, экономической и социально-духовной сферах, без влияния извне решать как внутренние, так и внешнеполитические вопросы. [2,123]

Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Что касается народного суверенитета как осуществления всей полноты власти народом, то его можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как только в этом случае воле народа придаётся государственно обязательная сила [1,139]

Конституционно правовой статус Республики Беларусь как суверенного государства - это его правовое положение, очерчиваемое Конституцией. Конституция подтверждает государственный суверенитет Республики Беларусь на всей её территории.

Важнейшим признаком суверенного государства являются государственные символы - Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн, столица. [2,121]

Признаки суверенитета Республики Беларусь:

Верховенство, единство и независимость государственной власти

Наличие своей территории, ее целостность и неделимость

Наличие своего гражданства

Право народа Республики Беларусь на самоопределение

Наличие собственных Вооруженных внутренних войск, органов государственной власти и общественной безопасности.

Наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы

Самостоятельность в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества

Наличие государственных символов - герб, флаг, гимн

Наличие органов, институтов, осуществляющих государственную власть.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть.

Основы государственного устройства Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Беларусь - президентская республика.

Глава государства - Президент Республики Беларусь.

Взаимодействие властей

Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.

Взаимодействуя с законодательной властью, Президент имеет право законодательной инициативы, уполномочен на подписание или отклонение законов. Президент имеет право принимать специальные акты, имеющие силу закона, - декреты. Декреты, указы и распоряжения Президента обязательны на всей территории Беларуси.

Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.

Президент участвует в формировании судебной ветви власти, назначая с согласия Совета Республики судей Верховного Суда. Президент назначает 6 судей Конституционного Суда, а также иных судей.

Наделение Главы государства соответствующими полномочиями одновременно означает и возложение на него обязанности, которая не может быть возложена ни на один другой орган, - выступать гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.


О чем эта статья:

Понятие государства

Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни. Сегодня это слово имеет другое определение: государство — это политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией.

Мы будем придерживаться определения, который дает школьный курс по обществознанию:

Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.

  • Российская Федерация;
  • Соединенные Штаты Америки;
  • Французская Республика.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Признаки государства

Есть основные признаки, по которым легко определить, государство перед нами или нет. Признаки, на которые можно ориентироваться:

  • единство территории;
  • законодательная деятельность;
  • суверенитет;
  • монополия на применение силы (легальное принуждение);
  • обязательность членства (гражданство);
  • налоговые сборы;
  • публичная власть.

Есть еще дополнительные признаки. В них входят:

  • государственные символы;
  • единый язык общения;
  • армия;
  • национальная валюта.

Государственные символы

Государственный гимн — это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак.

Государственный флаг и герб — это визуальные или зрительные опознавательные знаки. Гербы принято размещать на документах. Если нужно, чтобы государственную принадлежность было видно издалека — используют флаг.

Встречаются и государственные символы другого вида: национальные цвета, девизы, эмблемы в форме цветков и животных.

Функции государства

У государства есть внутренние и внешние функции:

Какие функции у государства внутри страны:

  • Экономическая: государство развивает экономику. А именно: создает государственные предприятия, финансирует промышленность, сельское хозяйство и другие области и принимает законы в экономической сфере.
  • Правоохранительная: государство обеспечивает правопорядок. А именно: защищает права и законные интересы человека, следит за соблюдением законодательства гражданами, организациями и государственными органами.
  • Социальная: государство обеспечивает защищенность личности и условия жизни для всех членов общества. Например, выплачивает пенсии, платит пособия по безработице, оказывает помощь многодетным семьям.
  • Культурно-просветительская: государство поддерживает культурную жизнь и обеспечивает образовательный уровень граждан, создает условия для их участия в культурной жизни, науке, искусстве.
  • Экологическая: государство борется с загрязнениями окружающей среды в своей стране. Например, с помощью закона запрещает загрязнения и наказывает за их нарушения.

К внешним функциям государства относятся:

  • Оборонительная: государство защищает граждан от внешних угроз, охраняет границы (пограничные войска), обеспечивает работу таможни.
  • Экономическое сотрудничество с другими странами: государство устанавливает многообразные экономические и научно-технические связи между странами.
  • Борьба за мир и мирное существование: государство отказывается от войны как способа решения спорных вопросов с другими государствами и разрешает их путем мирных переговоров.
  • Научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами: государство обеспечивает обмен между странами научным и культурным опытом. Например, участвует в работе ЮНЕСКО.
  • Взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды: государство защищает и улучшает окружающую среду на благо нынешнего и будущих поколений.

Типы государств

Государства бывают разные, и это отражено в понятии формы государства.

Форма государства — это модель, по которой государство устроено внутри. Она состоит из:

  • формы правления — кто руководит страной и как передается власть;
  • формы государственного устройства — как делится территория и как части взаимодействуют между собой;
  • политического режима — какими способами осуществляется власть.

Разберем все эти формы по порядку.

Форма правления

Форма правления — способ организации высших органов государства, порядок их образования и взаимоотношений.

Простыми словами, форма правления — это то, кто руководит государством и каким образом этот руководитель или руководители взаимодействуют с другими органами и членами общества, а еще способ, по которому эта власть передается.

Есть две основные формы правления — монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой глава государства это один человек (монарх, король, царь, император) и власть передается по наследству.

Монархия может быть абсолютной и ограниченной (парламентской или дуалистической). Приведем примеры для каждого вида монархии.

  • Примеры абсолютных монархий: Российская империя или Саудовская Аравия в наши дни, где вся высшая власть сосредоточена в руках монарха.
  • Примеры парламентских монархий: современная Великобритания и Нидерланды, где монархи играют символическую роль.
  • Пример дуалистической монархии: Марокко, где есть парламент, но у короля есть право назначить или сменить правительство.

Республика — форма правления, при которой верховная власть избирается и имеет срок правления. Республика может быть президентской, парламентской и смешанной.

  • Пример президентской республики: США, где президент избирается всенародным голосованием, руководит страной и имеет широчайшие полномочия.
  • Примеры парламентских республик: Германия и Италия, в которых главой государства считается премьер-министр, который возглавляет победившую партию.
  • Пример смешанной республики: Франция, где широкие полномочия есть и у парламента, и у президента.

Форма государственно-территориального устройства

Государственно-территориальное устройство — это способ взаимосвязи территориальных образований. Государства по территориальному устройству можно разделить на унитарные, федеративные и конфедеративные.

  • Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой регионы не самостоятельны и подчиняются единым центральным органам власти. Примеры унитарных государств: Франция, Испания, Япония.
  • Федерация — форма государственного устройства, при которой части страны обладают определенной политической самостоятельностью. Примеры федераций: Российская Федерации, США, Германия.
  • Конфедерация — союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Примеры конфедераций: Конфедеративные Штаты Америки (объединение противников федеральной власти в годы Гражданской войны в США с 1861 по 1865), Евросоюз, СССР.

Современная Швейцария по традиции называется Швейцарской Конфедерацией, но на деле имеет признаки федеративной республики.

Политический режим

Политический режим — это совокупность методов и способов для осуществления государственной власти и управления. Политический режим может быть демократическим, авторитарным и тоталитарным.

  • Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равными правами участников. Примеры демократии: современные Франция, Швеция, Индия.
  • Авторитаризм — политический режим, при котором власть осуществляет один человек или элитарная группа, партия при минимальном участии народа. Пример авторитаризма: СССР эпохи застоя, современный Китай.
  • Тоталитаризм — политический режим, при котором государство стремится к полному контролю над всеми аспектами жизни общества и человека. Примеры тоталитаризма: нацистская Германия, КНДР времен Ким Ир Сена, СССР сталинской эпохи.

Теории происхождения государств

Самые старые государства — это государства Древнего Востока, которые располагались в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Существуют различные теории, объясняющие, с чего все началось, но ни одну из них нельзя назвать единственно верной.

Теологическая теория звучит так: государство дано от Бога. Об этом писали богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория считает, что государство — это продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория — государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории: древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория рассматривает государство как продукт общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия — государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории: немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с обслуживанием сети оросительных каналов и строительством плотин на Древнем Востоке. Эту теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Стадии развития государства

Выделяют три основные стадии развития государства: ранее, развитое и зрелое.

  • Раннее государство — организационно и социально неполное. Примеры ранних государств: государство франков, донормандская Англия, Киевская Русь, античные полисы.
  • Развитое государство — сословно-корпоративное государство, характеризуется обязательной централизацией власти, более высоким развитием всех его институтов. Первые развитые государства появились в Египте, Месопотамии и Китае.
  • Зрелое государство — наиболее развитая структура, которая характерна для индустриального общества с классами и нациями. Является результатом развития капитализма и промышленной революции, то есть имеет принципиально иной производственный базис. Отличительная черта зрелых государств — их опора на нацию (нации) с общей национальной культурой. Первые развитые государства: Англия, Франция, Китай.

Современные государства мира

Международно признанные государства — это:

  • те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
  • те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.

В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.

Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.

Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.

Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.

Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Трансформация государства

В эпоху продолжающейся глобализации и становления постиндустриального общества институт государства значительно меняется. Среди ученых нет одного мнения, во что трансформируется государство и будет ли оно эффективным в его привычном понимании. Можно даже сказать, что современный институт государства проходит через кризис в условиях ускоренной модернизации общества.

Раньше государство воспринималось как что-то, что превосходит и подчиняет людей. Сейчас эта парадигма активно меняется. Теперь государство понимают как набор институтов, которые позволяют обществу функционировать, а политическая власть перестала устрашать.

Внутри самих государств активно зарождаются центры международной торговли, которые похожи на города-государства — мегаполисы. Такие крупные города, как Нью-Йорк, Токио и другие становятся с каждым годом более экономически независимыми. Эта тенденция отражает теорию о государстве-регионе или городе-государстве.

Активно разрабатывается теория о государстве-корпорации. Возрастающая роль средств массовой информации и неправительственных организаций порождает много гибридных образований, которые объединяют государственные и негосударственные структуры с целью более эффективного взаимодействия.

Также существуют теории о государстве-цивилизации или геоцивилизации. Исходя из анализа процесса глобализации, ученые сделали вывод, что в будущем есть шанс создать единую планетарную цивилизацию, а государство в привычном смысле просто исчезнет.

Читайте также: