Житие пахомия великого кратко
Обновлено: 03.07.2024
Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.
Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба. приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.
Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.
Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.
Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.
Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.
Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.
С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды, в отсутствие преподобного, повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.
Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.
Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни".
Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор (память 17 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.
Преподобный Пахомий Великий наряду с Антонием Великим (память 30 января), Макарием Великим (память 1 февраля) и Евфимием Великим (память 2 февраля) является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял Святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.
Однажды, после 10 лет пустынной жизни, преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним.
Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.
Постепенно к преподобному Пахомию стали собираться ученики. Всех их поражало трудолюбие наставника, который успевал исполнять все монастырские работы: возделывал сад, беседовал с приходящими, просившими наставления, и служил больным. Преподобный Пахомий ввел устав общего жития, установив единообразие для всех в пище и одежде. Иноки обители должны были трудиться в назначенных им послушаниях на общую пользу обители. В числе послушаний было переписывание книг. Иноки не должны были иметь собственных денег или принимать что-нибудь от своих родственников. Преподобный считал, что послушание, исполняемое с усердием, выше поста и молитвы, и требовал от иноков точного соблюдения устава, строго наказывая нарушителей.
Однажды к преподобному Пахомию пришла его сестра Мария, которая давно желала увидеть брата. Но строгий подвижник отказал ей в свидании и через привратника передал ей благословение вступить на путь монашеской жизни, обещая в этом свою помощь. Мария заплакала, но поступила согласно указанию брата. Тавеннисские иноки построили для нее жилище на противоположном берегу Нила. К Марии стали собираться инокини, и вскоре создалась женская обитель со строгим уставом, который был передан преподобным Пахомием.
Число иноков монастыря быстро возрастало, что вызвало необходимость постройки еще 7-ми монастырей поблизости. Количество иноков доходило до 7000, и все они находились под руководством преподобного Пахомия, который посещал все монастыри и управлял ими. В то же время преподобный Пахомий оставался глубоко смиренным иноком, который всегда готов был повиноваться и принимать замечания от каждого брата.
Суровый и строгий к себе, преподобный Пахомий имел великое милосердие и снисхождение к недостаточно зрелым духовно инокам. Один из иноков стремился к подвигу мученичества, но преподобный отвращал его от этих стремлений и наставлял безмолвно исполнять монашеское послушание, укрощая в себе гордость и приучаясь к смирению. Однако инок не послушал наставника и ушел из обители, после чего подвергся нападению разбойников, которые под страхом смерти принудили его принести жертву языческим богам. В полном отчаянии инок вернулся в обитель. Преподобный велел ему усиленно молиться днем и ночью, соблюдать строгий пост и жить в полном молчании. Инок последовал наставлению преподобного, и это спасло его душу от отчаяния.
Преподобный учил всячески опасаться осуждения других и сам боялся даже в мыслях осудить кого-либо.
С особой любовью относился преподобный Пахомий к больным инокам. Он посещал их, ободрял унывающих, убеждал благодарить Бога и возлагать надежду на Его святую волю. Больным он ослаблял пост, если это было необходимо для их выздоровления. Однажды в отсутствие преподобного повар не готовил монахам вареной пищи, ссылаясь на то, что братия любят поститься. Вместо своего послушания он сплел 500 рогож, но преподобный не одобрил его поступка; и в наказание за непослушание велел сжечь все изготовленные поваром рогожи.
Преподобный Пахомий всегда поучал иноков иметь надежду только на помощь и милость Божию. В обители как-то случился недостаток пшеницы. Целую ночь святой провел в молитве, а утром привезли от начальника города большое количество хлеба для монастыря, не взяв ничего в уплату. Господь сподобил преподобного Пахомия дара чудотворения и исцеления болезней.
Ему были открыты Господом последующие судьбы монашества. Святой знал, что последние монахи не будут иметь такой ревности к подвигам, как первые, будут ходить как во тьме, не имея опытных руководителей. Простершись на земле, преподобный Пахомий горько плакал, взывая к Господу и прося милости к ним. В ответ он услышал Голос: "Пахомий, помни о милосердии Божием. О последних монахах знай, что и они получат награду, ибо им придется страдать от тяжкой для инока жизни".
Под конец своей жизни преподобный Пахомий тяжко заболел от бывшей в тех местах моровой болезни. За ним с сыновней любовью ухаживал его ближайший и любимый ученик преподобный Феодор (память 29 мая). Скончался преподобный Пахомий около 348 года в возрасте 53-х лет и был погребен у горы возле обители.
Благодаря Пахомию, египетскому монаху, великому основоположнику правил монашеского общежития, монашество получило первый устав и руководство по обустройству жизни в монастыре. Этот человек считал, что иноки должны работать, слушаться настоятеля обители и какую-то часть времени проводить в молитвах. Преподобного старца, преобразившего жизнь монахов, канонизировали в лике святых чудотворцев.
Житие Великого Пахомия
На заре становления христианства в древнем Египте жил человек, придумавший, как обустроить монашескую жизнь. Звали его Пахомием. Родился он в бедной семье недалеко от египетского селения Шенесет в конце 3 столетия. Родители его были язычниками. В 20-летнем возрасте Пахомий отправился в Фивы и записался солдатом в армию к правившему в тех краях римскому императору. Новобранцев поселили в помещении городской темницы. Местные жители приходили проведывать солдат и приносили им немного еды.
Пахомий решил узнать причину, побудившую незнакомых людей помогать новобранцам. Так впервые он узнал о Христе и законе Божьем, велевшим делиться с ближним куском хлеба. Юношу до глубины души растрогали рассказы о жизни и мученической кончине Спасителя, и он решил после службы в армии посвятить себя служению Господу.
Отслужив положенный срок, Пахомий пришел к египетским христианам и принял крещение. Став христианином, он поселился в селении Шенесет, где в одиночку жил, работал и молился Богу. Однажды одинокий подвижник почувствовал необходимость в духовном общении и пришел к известному в тех краях монаху-отшельнику Паламону Фиваидскому. Старец принял его своим послушником. Пахомий вместе с Паламоном молился Богу, чтил законы Божьи, постился, вел аскетический образ жизни.
Прошло около 10 лет. Однажды Пахомий отправился в пустыню Египта, чтобы в одиночестве помолиться Спасителю. На его пути появились развалины селения Тавенниси. В этом месте он услышал голос с небес, приказавший ему построить монашескую обитель. Пахомий вернулся к себе и рассказал о происшедшем старцу Паламону. Монах сразу понял, что это Божье повеление, и помог своему послушнику построить небольшое монашеское жилище в указанном Господом месте.
Паламон, благословивший начало основания иноческой обители в египетской пустыне, стал жить со своим послушником в новом монастыре, возглавил его, а вскоре умер. Его место занял Пахомий. В монашескую обитель постоянно приходили люди, желавшие посвятить свою жизнь служению Господу. Новый настоятель всех принимал и давал инокам различные указания.
Однажды монаху во сне явился ангел в образе схимника и вручил ему свиток с уставом монашеского общежития. Пахомий ввел в своей обители новые порядки, предписывающие всем инокам работать под руководством настоятеля, не иметь никакого личного имущества, одинаково одеваться и есть из одного котла.
К монашеской общине преподобного старца присоединился и его родной брат Иоанн. Вскоре монахиней стала и сестра Пахомия, Мария. Правда, ради нее был построен отдельный женский монастырь, который вскоре заселился инокинями.
Всю жизнь преподобный старец посвятил служению Господу и устройству монашеской жизни. Под его руководством было построено 9 мужских и 2 женских монастыря. Количество иноков доходило (по разным данным) до 3-7 тысяч. Всеми делами в монастырях управлял преподобный старец, а простые монахи должны были его беспрекословно слушаться.
Настоятель иноческой обители был строг не только с иноками, но и по отношению к самому себе. Правда, к больным монахам он относился с поблажкой. Заболевшим инокам разрешалось меньше работать и соблюдать менее строгий пост.
Преподобный старец читал проповеди своим монахам, объяснял законы Божьи и учил надеяться только на Бога. Главным занятием для иноков он считал чтение молитв. Правда, жившие в обители монахи, в большинстве своем, были безграмотными. Они молились только выученными наизусть словами Иисусовой молитвы.
Почитание в православии
Христиане всех обрядов помнят и чтят память Великого Пахомия, который, благодаря знаниям, дарованным ангелом, в 4 веке обустроил монашескую жизнь и создал первый киновитный устав общежития монахов. Правда, древние правила отличаются от тех, по которым живут иноки в наши дни. Устав монашеского общежития Пахомия Великого стал основой для написания современного статута.
Преподобный старец вошел в историю и как верный последователь законов Божьих, став примером для подражания для миллионов христиан. Святой церковью он канонизирован в лике чудотворцев. Памятное праздничное богослужение в честь преподобного старца совершается ежегодно 15 (28) мая в православии и 9 мая в католицизме.
Икона Великого Пахомия
Почитание византийского египетского монаха, основоположника монашеского устава, зародилось после распространения его учения в других странах. Иконописцы изображали Пахомия Великого в виде седобородого старца в монашеской одежде. На иконах преподобный в одной руке держит свиток с правилами для монахов, а другой — благословляет верующих.
Иконописцы запечатлели и сцену, когда иноку является ангел в одеянии схимника и вручает ему устав с описанием порядка в иноческом общежитии. На некоторых иконах преподобный старец изображен в полный рост в монашеской одежде и с крестом в руке.
О чем просят у святого
Преподобного старца, подарившего монахам устав монашеского общежития, христиане молят об укреплении веры в Спасителя и заступничестве. Верующие просят Пахомия Великого защитить их от дьявольских козней, дать душе и телу спасительное исцеление и простить все прегрешения.
Святой помогает инокам, которые присягнули в верности Господу. Преподобный старец является для священнослужителей примером для подражания, небожителем, помогающим монахам преодолеть все трудности несения монашеского послушания во имя Спасителя.
Верующие обращаются к святому и просят его помолиться на небе Господу о спасении их души и прощении грехов. Преподобный монах помогает всем христианам, раскаявшимся в прегрешениях и живущим по законам Божьим.
Православные тексты
Во славу преподобного инока читаются прославляющие его гимны и молитвенные тексты. Верующие помнят и чтят святого, подарившего монахам устав монашеского общежития. Пахомия Великого называют светочем, озарившим духовными знаниями темные души многих людей.
Тропарь
Тропарь преподобного Пахомия Великого
Глас 8
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси,/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пахомие отче наш,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.
Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и из глубины стенаниями плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Пахомий, отче наш; моли Христа Бога о спасении душ наших.
Кондак
В кондаке Пахомия Великого называют ярким светилом, осветившим умы людские и преобразившим египетскую пустыню в огромное количество монастырских обителей. Преподобный монах сам взвалил на свои плечи такой тяжелый крест и с честью его пронес до самой смерти. Святой изнурил себя постом, постоянно молясь за спасение душ грешников.
Кондак преподобного Пахомия Великого
Глас 2
Светильник светел показался еси в концех,/ пустыню же грады сотворил еси множествы монашескими,/ сам себе распен, крест твой на рамо взем,/ и воздержанием тело изнурил еси,/ моля непрестанно о всех нас.
Перевод: Ярким светилом ты показался во всех концах Земли, преобразив пустыню во множество монастырских городов, сам себя распяв и крест свой подняв на плечи, ты изнурил тело воздержанием, непрестанно молясь обо всех нас.
(Епископ Еленопольский Палладий. Лавсаик, или повествование о жизни святых и блаженных отцов. Часть 2).
(Древние иноческие уставы. Житие преп. Пахомия М. 1994.)
Из жития преп. Пахомия Великого. ЗАПРЕЩЕНИЕ МОЛИТВЫ ЗА САМОУБИЙЦ.
![]() |
Икона св. Пахомия. |
Скоро узнал об этом преподобный Пахомий. Глубоко опечаленный этим случаем, старец запретил поминать их в молитвах домашних, совершать литургию и подавать милостыню за них. Пахомий строго отнесся и ко всем сестрам общежития. Ввиду того что они не употребили должного старания, чтобы найти невинную и обидчицу, примирить и успокоить их, и пренебрегли их положением и спокойствием, а может быть, и поверили клевете одной из сестер, старец отлучил их от святого причащения на семь лет.
(Добротолюбие избранное для мирян).
Внутренний строй Пахомиевых монастырей.
Устав, данный ангелом.
Правила пр. Пахомия в позднейших редакциях.
Правила пр. Пахомия, переведенные бл. Иеронимом.
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пахомие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Читайте также: