Гражданин человек свободный и ответственный кратко

Обновлено: 16.05.2024

Презентация на тему: " Гражданин – человек свободный и ответственный. В Афинском государстве гражданами были только мужчины – коренные жители Аттики. Гражданин обладал личными." — Транскрипт:

1 Гражданин – человек свободный и ответственный

2 В Афинском государстве гражданами были только мужчины – коренные жители Аттики. Гражданин обладал личными и политическими правами. Он имел и обязанности : соблюдать законы, защищать отечество. В Афинском государстве гражданами были только мужчины – коренные жители Аттики. Гражданин обладал личными и политическими правами. Он имел и обязанности : соблюдать законы, защищать отечество. Гражданин – это житель какой–то страны, имеющий право гражданства.

3 В Римской империи постепенно все представители свободного населения получили права римского гражданина. Гражданин, пользовавшийся и публичными, и частными правами считался полноправным гражданином. А если не было публичных прав – неполноправным. В Римской империи постепенно все представители свободного населения получили права римского гражданина. Гражданин, пользовавшийся и публичными, и частными правами считался полноправным гражданином. А если не было публичных прав – неполноправным.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УРОК ГРАЖДАНСКОЙ ЗРЕЛОСТИ.

Цель: Усовершенствовать знания и представления учащихся о гражданине, его социальном статусе,

Основные задачи урока:

Сформировать представление уч-ся о гражданине как о носители основных гражданских ценностей и добродетелей; о том, что он имеет права и несет ответственность перед законом;

Установить соответствие знаний и умений учащегося требованиям к обществоведческой подготовке в 9 классе.

Формирование чувства гражданственности, , развитие у школьников гражданского долга и ответственности.

Развитие у обучаемых умений и навыков учебного труда.

Учащиеся должны знать:

Кто такой гражданин? Что значит – быть гражданином?

Гражданин неразрывно связан со своей страной.

Гражданин – человек, который любит свою Родину, переживает ее беды и проблемы как свои собственные.

Учащиеся должны понимать:

Конституция США (1787 г.), Декларация независимости (1776 г.), Декларация прав человека и гражданина (1789 г.) обеспечивают свободу человека путем провозглашения его естественных прав.

Учащиеся должны уметь:

1) Анализировать текст;

2) Объяснять смысл понятий;

Видеть и показывать, чем различаются гражданин и обыватель.

Тип урока – изучение нового материала с элементами беседы.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Ход и структура урока.

Мы с вами на прошлом уроке говорили об основном законе страны(Конституции).Давайте вспомним какие особенности имеет Конституция. И так она была принята (12 декабря 1993 года) .Каким образом (всенародным голосованием) как называется такое голосование (референдум)

Что такое референдум( принятие важнейших вопросов, требующих ответа да или нет.

Какое название правильное Российская Федерация или Россия?

На какие ветви делится власть?

С какого возраста на гражданина распространяются права и свободы?

Чем отличаются права мужчины и женщины?

Что является высшей ценностью государства?

Что такое гражданство?

Какие обязанности имеет гражданин России

Из каких разделов состоит Конституции

Как называется вступление к Конституции

Как называется первая глава

Я предлагаю посмотреть на фотогаллерею и ответить на вопрос

Почему именно я выбрала именно эти портреты?

Я предлагаю вам определить тему нашего урока

Наша цель сегодня: Познакомиться с понятием гражданина на примере гражданских поступков, познакомиться с биографиями Великих граждан.

Гражданин – человек, имеющий права

Частное и публичное право

Гражданин –человек свободный и ответственный

Значение понятия гражданин в разные эпохи

Открытие эпохи прав человека

Великие граждане России

Скажите мне ,а с чем ассоциируется у вас понятие гражданин?

Вопрос: Что означает быть гражданином своей страны?

Благодарная Россия- Гражданину Минину и Пожарскому

Напишите определение гражданина, и сравните его с определение из словаря Ожегова

Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей.

2.После выполнения задания учащиеся заполняют продолжения фраз индивидуально.

Гражданин – человек, который

потому что ___________________________________

(А сейчас девочки презентуют свою работу об одном гражданине России)

После презентации ответьте на вопрос

Почему мы с полной уверенностью можем назвать этого человека гражданином с большой буквы.

Задание 3 : Прочитать текст и ответить на вопросы:

У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и называли его балаболкой. Но вот когда на автостоянке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, так как боялись, что взорвется, а Пашка вскочил в машину, за руль полыхающего чудовища, и погнал автомашину к реке. Он едва успел спрыгнуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Пашка опять балагурит: мол, в космос запускали, а парашют не раскрылся.

- Как можно оценить поступок Пашки?

- Все ли могут поступить так, как герой рассказа?

- Какие чувства заставили его совершить этот поступок?

Это – это движения души, не позволяющие честному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей- Гражданские чувства

Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обществе и совершать поступки, направленные на улучшение жизни.

«Нет чувства к Родине

Без чувства человечности.

От бессердечности ничто не родилось.

Любите Родину, как чудо бесконечности,

как ветер вечности, коснувшийся волны,

Любите Родину, как вашу нареченную,

Чтобы за все ей не почувствовать стыда,

Любите Родину, но только нерасчетливо,

Перед уроком был проведен опрос «Где бы хотели жить?

В жизни всякое бывает

Жил-был мальчик. Как все дети.

Мальчик Родину любил.

Строй наш -лучший в целом свете.

В этом он уверен был.

Но потом все изменилось,

Перестройка к нам явилась.

Стала мощная страна

Бескультурна и бедна.

Пропадают все продукты:

Сахар, мясо,масло, фрукты.

Сопоставил мальчик факты.

И надумал ехать в Штаты.

«В Штатах райское житье-

Жить вольготно, без команды,

Всюду видео, джаз-банды!

Там я стану фабрикантом,

В лимузине ездить франтом.

На Гавайских островах.

Что же делать? Нужно быстро

Паспорт делать у министра…

У министра шурин был,

Чай гонял и кофе пил,

Тут пришла к нему сестра,

А герой наш ждал у двери,

Ждал, пока наестся деверь.

Так прождал он две недели,

Он придет- родня у двери.

Вот сидит однажды он,

Грустной думой удручен.

И спросил его сосед-

Посетитель средних лет:

«Что же ты, как крыса с баржи,

Той, что в море дало течь.

Ты послушай-ка, я старше,

Год прошел, прошел другой,

Изменился наш герой.

Он решил, сказав себе:

Учитель: Скажите как вы понимаете последнюю фразу мальчика

Приведите из перечня три чувства , которые помогли на ваш взгляд совершить гражданский поступок

Задание 4 (на партах у учащихся лежат карточки с заданием):

1.Выберите из предложенного перечня пять чувств человека, которые являются гражданскими, 2.затем сократите новый перечень до трех чувств. Объясните свой выбор.

скромность чувство вины

чувство справедливости стыдливость

чувство долга милосердие

чувство чести чувство ответственности

Рассказ учителя:

А давайте вернемся в историю и поработаем с учебником. Человек, имеющий права -это гражданин, А всегда ли гражданин имел права. Что означало быть гражданином В Древней Греции и Риме? (работа с учебником стр 222)

Греция- Рим Средние века, а когда вновь появился термин гражданин

Учитель: А теперь давайте решим простую логическую задачу. Гражданин – человек свободный и ответственный. Свободный, потому что имеет права, ответственный, потому что имеет обязанности.

Свобода человека – отсутствие каких – либо ограничений, стеснений в чем – либо.

Право человека - это то, что соответствует его природе и разрешено законами.

Приведите в соответствие группы и права и свободы граждан

А) частные права и свободы

Б) публичные права и свободы

1. право участвовать в управлении государства

2. право на образование

3. на свободу и личную неприкосновенность

4. право на распоряжение своими способностями к деятельности

5. право на жизнь

6.право на собственность

7. право на пенсию

Учитель:Вы знаете, что права не бывают без обязанностей

Какие из перечисленных обязанностей являются обязанностями по Конституции

-соблюдать правило пожарной безопасности

-не нарушать Конституцию

-состоять членом партии

-быть членом профсоюза

-участвовать в выборах

Обсуждения в группах, ответы, предложения.

Учитель: Вы прошли все этапы нашего урока гражданской зрелости.

Давайте закончим его притчей о добрых делах.

Но что значит — отвечает? В некотором смысле от­ветственность действительно есть ответ, отклик на вы­зов, который бросает нам конкретная ситуация, и на за­прос со стороны другого человека. Вести себя ответ­ственно —. значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, по­нимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть (чувствовать, схваты­вать) последствия каждого своего шага и стремиться пре­дотвратить возможный негативный ход событий. Ответ­ственное поведение в этом смысле — поведение разум­ное и в хорошем смысле слова расчетливое, поведение того, кому не все равно, что будет с ним и с другими.

Ответственность означает также способность правиль­но понять нужды как других людей, так и свои собствен­ные. Мы ответственно ведем себя по отношению к дру­гим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимо­сти, когда утверждаем их бытие и способствуем их разви-

тию. Равнодушие к другому, как и попытка ломать его через колено — это всегда безответственное отношение к нему. То же касается и отношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своем сохра­нении и развитии, и разумное умение руководить соб­ственным поведением, не давая воли иррациональным страстям.

Ответственное поведение сопровождается чувством от­ветственности, которое может выступать в позитивной и негативной форме. Позитивная форма переживания от­ветственности — чувство своей значимости, реального благотворного влияния на положение дел, ощущение оп­ределенной власти над происходящими событиями и со­ответствующего уважительного отношения людей. Нега­тивная форма ответственности — тревожность, неуверен­ность в себе, в своих знаниях и умении, связанная с не­возможностью гарантировать благоприятный исход собы­тий, боязнь испортить дело. Как правило, в пережива­нии ответственности присутствуют оба момента, но у раз­ных людей в разной мере.

На чем основано ответственное поведение? На этот воп­рос дал очень хороший ответ русский философ и культу­ролог XX в. М. М. Бахтин. Он пишет о том, что каждый человек занимает единое и единственное место в бытии. Таким образом, я — уникальная точка, никто не может в каждый конкретный момент заменить меня на моем мес­те. В любую минуту каждый находится на своем и только на своем месте — в обществе, в культуре, в межличност­ных отношениях, и именно с этого места он должен дей­ствовать. У человека нет алиби в бытии. Даже попытка уклониться от конкретного действия — тоже поступок. Никто не может меня заменить, ибо данное место в дей­ствительности занимаю именно я. Мое ответственное по­ведение определяется также тем, что я, образно говоря, ставлю подпись под теми моральными правилами, кото­рыми руководствуюсь в своих уникальных поступках. Без

______________________________ Лекция 2

моей воли, эмоций, без чувства ответственности, которое принадлежит мне, мораль окажется только сводом мерт­вых и абстрактных правил, весьма далеких от жизни.




И вот здесь вступает в силу другое понимание ответ-, ственности. Речь идет о той ответственности, которую не­сут. Нести ответственность значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смыс­ле слова расплатиться за них. В свою очередь безответ­ственность означает в этом контексте попытку свалить по­следствия своих деяний на других, заставить их расплачи­ваться за собственную трусость, неразумность или безу­держное удальство.

Ж.-П. Сартр, полагавший человека существом абсо­лютно свободным в выборе, усматривал одну-единствен-ную моральную норму, которой должны с необходимос­тью подчиняться люди — это ответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственную мо­раль, самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр или безудержно жесток. Это дело твоего выбо­ра. Однако при этом ты должен принять на себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты гово-

Свобода и ответственность

Но что значит — отвечает? В некотором смысле от­ветственность действительно есть ответ, отклик на вы­зов, который бросает нам конкретная ситуация, и на за­прос со стороны другого человека. Вести себя ответ­ственно —. значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий, по­нимая и осознавая, как отзовутся твои действия на тебе и на других. Это значит предвидеть (чувствовать, схваты­вать) последствия каждого своего шага и стремиться пре­дотвратить возможный негативный ход событий. Ответ­ственное поведение в этом смысле — поведение разум­ное и в хорошем смысле слова расчетливое, поведение того, кому не все равно, что будет с ним и с другими.

Ответственность означает также способность правиль­но понять нужды как других людей, так и свои собствен­ные. Мы ответственно ведем себя по отношению к дру­гим, когда уважаем в них личностей, стремимся помочь при просьбе о помощи, поддержать в случае необходимо­сти, когда утверждаем их бытие и способствуем их разви-

тию. Равнодушие к другому, как и попытка ломать его через колено — это всегда безответственное отношение к нему. То же касается и отношения к самому себе. Быть ответственным за себя означает и заботу о своем сохра­нении и развитии, и разумное умение руководить соб­ственным поведением, не давая воли иррациональным страстям.

Ответственное поведение сопровождается чувством от­ветственности, которое может выступать в позитивной и негативной форме. Позитивная форма переживания от­ветственности — чувство своей значимости, реального благотворного влияния на положение дел, ощущение оп­ределенной власти над происходящими событиями и со­ответствующего уважительного отношения людей. Нега­тивная форма ответственности — тревожность, неуверен­ность в себе, в своих знаниях и умении, связанная с не­возможностью гарантировать благоприятный исход собы­тий, боязнь испортить дело. Как правило, в пережива­нии ответственности присутствуют оба момента, но у раз­ных людей в разной мере.

На чем основано ответственное поведение? На этот воп­рос дал очень хороший ответ русский философ и культу­ролог XX в. М. М. Бахтин. Он пишет о том, что каждый человек занимает единое и единственное место в бытии. Таким образом, я — уникальная точка, никто не может в каждый конкретный момент заменить меня на моем мес­те. В любую минуту каждый находится на своем и только на своем месте — в обществе, в культуре, в межличност­ных отношениях, и именно с этого места он должен дей­ствовать. У человека нет алиби в бытии. Даже попытка уклониться от конкретного действия — тоже поступок. Никто не может меня заменить, ибо данное место в дей­ствительности занимаю именно я. Мое ответственное по­ведение определяется также тем, что я, образно говоря, ставлю подпись под теми моральными правилами, кото­рыми руководствуюсь в своих уникальных поступках. Без

______________________________ Лекция 2

моей воли, эмоций, без чувства ответственности, которое принадлежит мне, мораль окажется только сводом мерт­вых и абстрактных правил, весьма далеких от жизни.

И вот здесь вступает в силу другое понимание ответ-, ственности. Речь идет о той ответственности, которую не­сут. Нести ответственность значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смыс­ле слова расплатиться за них. В свою очередь безответ­ственность означает в этом контексте попытку свалить по­следствия своих деяний на других, заставить их расплачи­ваться за собственную трусость, неразумность или безу­держное удальство.

Ж.-П. Сартр, полагавший человека существом абсо­лютно свободным в выборе, усматривал одну-единствен-ную моральную норму, которой должны с необходимос­тью подчиняться люди — это ответственность за всякий свободный выбор. Ты можешь изобретать собственную мо­раль, самую странную и причудливую, можешь быть сверх меры добр или безудержно жесток. Это дело твоего выбо­ра. Однако при этом ты должен принять на себя и только на себя все последствия своего поведения. Если ты гово-

Оборудование: карточки с дополнительным материалом

Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, понятия (гражданин, государство, право, права человека, консти­туция, ответственность, декларация, правозащитник, диссидент, демократия, тоталитаризм, Комитет по правам человека), домашнее задание.

1. Работа с классом (на выбор учителя)

Проверка выполнения домашнего задания в тетради.

- Вставьте пропущенные слова и словосочетания.

1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридиче­скую силу, . ( прямое действие) и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в . ( Российской Федерации), не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблю­дать . (Конституцию) Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному . ( опубликованию ). Неопуб­ликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и граж­данина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются состав­ной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмот­ренные законом, то применяются правила . (международного до­говора).

Фронтальный опрос класса

- Что такое гражданство? (Принадлежность человека к госу­дарству.)

- Каковы обязанности гражданина России? ( Защита Оте­чества; уплата налогов; бережное отношение к природе, памятникам истории и культуры и др.)

- Какие признаки правового государства закреплены Консти­туцией России? (Правовое государство основывается на демократической государственности, характеризуется связанностью государственной власти правом, законом, ее ответственностью перед населением, подчинением интере­сам и приоритетам гражданского общества и отдельной личности.)

- Какие права человека называются частными и публичны­ми? ( Публичное право — совокупность отраслей права, ко­торые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный (публичный) интерес: международное право, конституционное право, административное право, фи­нансовое право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и др. Частное право - собирательное понятие, оз­начающее отрасли права, регулирующие частные инте­ресы: гражданское право, регулирующее имущественные, связанные с ними неимущественные отношения, а также торговое право (в тех странах, где действует торговое право).)

1. Гражданин - человек, имеющий права.

2. Открытие эпохи прав человека.

3. Великий гражданин России.

Задача для учащихся: выяснить, что значит быть свободным, какое звание самое почетное среди людей?

1. Работа учащихся с дополнительным материалом и тек­стом учебника

Учебник 1 (с. 224) или учебник 2 (с. 49).

Задание для учащихся: какими частными и публичными пра­вами обладали граждане Афин? Заполните таблицу.

Народное собрание происходило на склоне холма Пникс, а в более раннее время на рыночной площади - агоре. Граждане проходили к месту собрания, обнесенному со всех сторон красной веревкой, и рассаживались на скамьях. На Пниксе размещалось около пяти ты­сяч человек. Здесь можно было увидеть именитых и богатых граждан в красиво задрапированных плащах - гиматиях, много было и трудо­вого люда, который являлся сюда, оторвавшись от своей повседневной работы, не успев иногда переменить одежду. Крестьяне, пришедшие из сельской местности, были в войлочных шляпах, хламидах (плащах) и с посохами в руках.

Народное собрание выбирало должностных лиц, решало вопросы о войне, мире и договорах с другими государствами, обсуждало и ут­верждало законы, а также рассматривало другие важнейшие вопросы государственной жизни.

На каждый день, когда происходило собрание, избирался его пред­седатель - эпистат, который принимал послов, хранил государствен­ную печать и ключи от государственной казны. Никто не мог быть избран эпистатом дважды.

Каждый афинский гражданин мог предложить новый закон. Но это не означало, что его было просто провести в жизнь. Проект закона тщательно рассматривался в гелиее (суде присяжных, которые избира­лись по жребию на один год), при этом выяснялось, не противоречит ли он прежним законам, не является ли он вредным для республики. Если признавалось последнее, то автора его штрафовали и могли под­вергнуть другим наказаниям.

После обсуждения законопроекта в совете пятисот и на народном собрании происходило голосование. И если законопроект получал большинство голосов народного собрания, он становился законом.

При обсуждении дел, в которых сталкивались интересы различных групп, народные собрания проходили бурно и порой не обходились без потасовок. Так было при решении вопроса о Пелопоннесской войне. Мастера-оружейники, поставщики военного снаряжения, стояли за войну, ожидая от нее больших доходов. Земледельцы же знали, что война принесет им разорение, и протестовали против нее.

Если в Спарте на народном собрании принималось то решение, за которое громче всего кричали, то в Афинах вопросы решались голосованием - поднятием рук или опусканием камешков в урну.

Кроме участия в народном собрании простые люди могли изби­раться на различные государственные должности. Вождем афинской демократии в это время был Перикл. В течение 15 лет (445-430 гг. до н. э.) его избирали первым стратегом государства. При Перикле ввели оплату некоторых государственных должностей, для того чтобы ре­месленники, мелкие торговцы, крестьяне и другие малообеспеченные люди, будучи избраны, могли отрываться от своей работы без особого ущерба для себя. Человека, который уклонялся от общественных дел, афиняне не уважали и считали пустым. [20, с. 74-76]

Читайте также: