Любимая музыка пушкина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. Его произведения объединяют людей всех возрастов, вероисповеданий, национальностей, переводятся на десятки языков мира.

Произведения, написанные А. С. Пушкиным, стали неисчерпаемым источником вдохновения и для многих композиторов. Сегодня я предлагаю вам список наиболее известных музыкальных произведений по произведениям А. С. Пушкина :


"Пушкин не был. музыкантом., а, между прочим, бывал на всех вечерах, даже исключительно музыкальных", - писал поэт Д.П. Ознобишин. Про А.С.Пушкина мы знаем многое, а интересно была ли у поэта любимая музыка.

Содержимое разработки

исследовательский проект на тему:

Румянцева Ирина Ивановна

Актуальность исследования: Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотели бы узнать была ли любимая музыка у известного поэта А.С.Пушкина.

Проблема: "Пушкин не был. музыкантом. а, между прочим, бывал на всех вечерах, даже исключительно музыкальных", - писал поэт Д.П. Ознобишин. Про А.С.Пушкина мы знаем многое, а интересно была ли у поэта любимая музыка.

Цель работы: Узнать какая музыка окружала Александра Сергеевича Пушкина, обогатила его душу и помогла раскрыть писательский талант величайшего нашего гения

Провести опрос по выявлению уровня знаний о любимой музыке А.С.Пушкина у обучающихся школы.

Изучить историческую, учебную, справочную литературу о музыке, которая окружала поэта;

Систематизировать полученную информацию.

Предмет исследования: любимая музыка А.С.Пушкина.

Методы исследования: анализ, обобщение, сравнение, наблюдение, проведение опроса.

Нужно провести опрос среди учащихся 6 В класса, или всех шестых классов и задать им вопросы, сделать выводы

Каким было первое музыкальное впечатление поэта?

Какую музыку любил слушать Пушкин?

Играл ли поэт на музыкальных инструментах?

Любил ли петь великий русский поэт?

С кем из музыкантов и композиторов был знаком?

Какие музыкальные произведения написаны по произведениям Пушкина?

Учащиеся знают о музыке, которую любил поэт немного.

Поэтому, я решила рассказать всем учащимся об этом.

Вот, что я узнала.

1. Первое музыкальное впечатление

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

За морем синичка жила

Не пышно жила пиво варивала

Солоду купила, хмелю взаймы взяла,

Чёрный дрозд пивоваром был,

Сизый орёл винокуром слыл.

Совушка – вдовушка незваная пришла

Синичка по сеничкам похаживала…

Эту шуточную песню вечерами слушал поэт с великим удовольствием. И в зависимости от того, в каком настроении была няня, так и звучала песня. Если нянюшке было весело, она пела с озорством, удалью, если же была печальна и задумчива, то это сразу отражалось на настроении и звучании песни.

Именно это и трогало Пушкина.

Известно, что Пушкин не играл ни на одном музыкальном инструменте; не обладал певческим голосом, хотя часто напевал вполголоса, но зато поэт был особо одарённым слушателем и ценителем прекрасной музыки своей эпохи, выбирал произведения высоко художественные, мелодичные и красивые!

2. Песни народов России

Пушкин любил и собирал народные песни и не только русские. На Кавказе он с увлечением слушал

ГРУЗИНСКИЕ, РАЗБОЙНИЧЬИ, ЧЕРКЕССКИЕ

3.Ямщицкие песни

Особенно любил Пушкин ямщицкие песни, которые слышал во время своих нескончаемых переездов.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То раздолье удалое,

То сердечная тоска.

4.Цыганские песни

Живя в Кишинёве, поэт часто приходил в цыганский табор, где слушал и записывал страстные, задушевные цыганские песни.

Ах, матушка, что так в поле пыльно?

Государыня, что так пыльно?

А чьи то кони, чьи то кони?

Кони Александра Сергеевича.

5.Танцевальная музыка

Пушкин любил танцевальную музыку, обожал балы и сам признавался в этом:

Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума.

В 19 веке на смену медленным спокойным танцам пришли танцы стремительные: мазурки, галопы, кадрили, полонезы, но королём танцев стал – ВАЛЬС!

Однообразный и безумный,

Как вихрь жизни молодой,

Крутится вальса вихрь шумный

Чета мелькает за четой

6.Пушкин любил БАЛЕТ.

Любимые балеты поэта:

Мои богини! Что вы? Где вы?

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полёт?

7.Любимая светская музыка

Первым сильным музыкальным увлечением поэта была музыка Джоаккино Россини. Оперы популярного итальянского композитора очень полюбились поэту:

Но уж темнеет вечер синий,

Пора нам в оперу скорей:

Там упоительный Россини,

Европы баловень – Орфей.

Музыка Моцарта стала ещё одним глубоким увлечением Пушкина.

В Михайловском поэт посещал семейство Осиповых-Вульф, где падчерица Алина исполняла сонаты Моцарта на фортепиано и радовала Александра Сергеевича.

8.Гостиные, салоны, концерты…

"Пушкин не был. музыкантом. а, между прочим, бывал на всех вечерах, даже исключительно музыкальных", - писал поэт Д.П. Ознобишин

К числу великосветских музыкальных салонов принадлежал салон пианистки Марии Шимановской. Обе ее дочери, согласно Глинке, "изрядно пели". Посещая салон Волконской, Пушкин встретился с виолончелистом Матвеем Виельгорским и его братом - композитором Михаилом Виельгорским. Михаил Виельгорский организовал у себя в Москве "музыкальные утра". Пушкин писал: "Нигде мы не слышим такой музыки, как в доме Виельгорских".

9.Поэзия Пушкина в музыке.

Еще при жизни А.С.Пушкина романсы и песни на его стихи были очень популярны!

10.Вклад в мировую музыкальную культуру

Романсы: Глинка, Метнер, Римский-Корсаков, Рахманинов, Верстовский, Яковлев, Вьельгорский, Корсаков, Кнайфель, Шостакович, Глазунов, Даргомыжский, Мосолов, Бородин, Чайковский, Кюи, Сильверстов, Алябьев, Нечаев

1821 — Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого

волшебника (балет), композитор Ф. Е. Шольц.

1823 — Кавказский пленник, балет, композитор К. Кавос

1831 — Чёрная шаль, или Наказанная неверность ,одноактный

балет на сборную музыку различных композиторов

1842 — Руслан и Людмила (опера), композитор М.Глинка

1850 — Пиковая дама, композитор Фроманталь Галеви

1856 — Русалка (опера), композитор А.Даргомыжский

1858 — Кавказский пленник (опера), композитор Ц. Кюи

1867 — Золотая рыбка (балет), композитор Л.Минкус

1868 — Каменный гость (опера), композитор А. Даргомыжский

1869 — Борис Годунов (опера), композитор М.Мусоргский

1878 — Евгений Онегин (опера), композитор П. Чайковский

1883 — Мазепа (опера), композитор П. Чайковский

1891 — Пиковая дама (опера), композитор П. Чайковский

1892 — Алеко (опера), композитор С. Рахманинов

1896 — Дубровский (опера), композитор Э. Направник

1897 — Моцарт и Сальери (опера), композитор Н. Римский- Корсаков

В заключении хочется сказать, что Александр Сергеевич Пушкин

не играл ни на одном музыкальном инструменте;

не обладал певческим голосом, хотя часто напевал вполголоса,

его привлекала музыка разных стилей и жанров: народная, танцевальная, вокальная и инструментальная

поэт был особо одарённым СЛУШАТЕЛЕМ и ценителем прекрасной музыки своей эпохи, выбирал произведения высоко художественные, мелодичные и красивые!

Пушкин всегда описывал свои впечатления о прослушанных произведениях либо в стихах, либо в письмах родным и друзьям, обращая внимание и на характер музыки, и на её смысловое и музыкальное содержание

С юных лет и на протяжении всей жизни великого русского поэта окружала разнообразная музыка.

Несмотря на то, что жанры и стили её были различны, это были позитивные, поистине музыкальные, высоко художественные произведения, которые обогатили душу Пушкина и помогли в полной мере раскрыть талант величайшего нашего гения, побудили его рисовать, сочинять, напевать, помогли сформировать чувство патриотизма, любви к Отчизне!

Давайте попытаемся думать о том, что несёт в себе музыка, для чего она написана, какие чувства вызывает в душе, на какие действия побуждает?

Тогда жизнь наша и мы все будем добрее, талантливее, успешнее, умнее и красивее…

Экспериментальное исследование

Исследование проводилось в два этапа.

Изучение исторической, учебной, справочной литературы, слушание музыкальных произведений по теме исследования, составление примерного плана исследования.

1.Проведение опроса по следующим вопросам:

Каким было первое музыкальное впечатление поэта?

Какую музыку любил слушать Пушкин?

Играл ли поэт на музыкальных инструментах?

Любил ли петь великий русский поэт?

С кем из музыкантов и композиторов был знаком?

Какие музыкальные произведения написаны по произведениям Пушкина?

2.Практическая работа изучение литературы, обработка вопросов по данному исследованию, создание презентации.

. Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. (скрипка в петербургском театре);

. Рёвом скрыпок заглушён
Ревнивый шёпот модных жён (в столице на балу);

. рожок
Пастуший будит селянина;

. Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались .
(на именинах Татьяны);

Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды (Ленский накануне дуэли);

Потом приносят и гитару.
(соседской Дуне) и т.п.

Удивительна звукопись в изображении танцев. Вальс, вошедший в моду после Венского конгресса 1815 г., вначале танцевали на две, а не на три доли:

Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой.

В описании мазурки сливаются воедино зрительные и звуковые образы:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Трещал паркет под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы.
Теперь не то – и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Ещё мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же.

Он звуки льёт – они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего Аи
Струя и брызги золотые.

В творчестве Пушкина мы нередко встречаем старинные, но до сих пор не забытые русские народные песни.

Романсы на стихи Пушкина писали такие композиторы, как А.П.Бородин, А.Т.Гречанинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, Ю.А.Шапорин, С.С.Прокофьев, В.Я.Шебалин, Д.Д.Шостакович, Т.Н.Хренников, Г.В.Свиридов и др. Всех, даже самых знаменитых композиторов, и не перечислишь. Иногда музыкальная память помогает нам представить того или иного автора по одной-двум мелодиям.

Фонтан любви, фонтан живой,
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слёзы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной.
Ах! лейся, лейся, ключ отрадный,
Журчи, журчи свой мне быль.

Удивительно, но в душу пушкинского стиха проник, прикоснувшись к тайне самого русского нашего поэта, английский композитор Бенджамен Бриттен (1913–1976). Не зная русского языка, работая с подстрочником, он смог слить слова с музыкой, которая выразила чувства поэта, композитора, певицы и слушателя. Вокальный цикл Бриттен писал в Армении, вдохновляемый Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской, и посвятил своё сочинение певице (1966).
Многогранность пушкинского творчества, неоднозначность образов и широта идей вдохновляли композиторов на создание сложных, многоплановых произведений.

Зорю бьют. Из рук моих
Ветхий Данте выпадает.
На устах начатый стих
Недочитанный затих –
Дух далече улетает.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Кайдаковская детская школа искусств Вяземского района Смоленской области

Преподаватель Федорова Елена Николаевна

Музыка в жизни и поэзии Пушкина

«…Из наслаждений жизни

одной любви Музыка уступает,

Пушкин был не простым, а особо одаренным любителем музыки, близко подходившим к самым различным явлениям музыкальной жизни – от итальянской оперы до Моцарта, от русских композиторов его эпохи и молодого Глинки до русской народной песни в особенности, с необычайной впечатлительностью откликавшимся на все новое и свежее в этом искусстве.

Музыкальные впечатления детства Пушкина – русская народная песня. Именно о ней надо говорить как о первом глубоком источнике музыкальных влечений и интересов поэта, его живых и непосредственных откликов на искусство звука.

… в вечерней тишине

Являлась ты веселою старушкой.

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила.

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Иль звучным фортепьяно

Под беглою рукой

Иль тонны повторяешь

Петербургский период жизни Пушкина – со дня окончания лицея (1817) до ссылки на юг (1820) – полон ярких театральных впечатлений. Театральный мир – трагедия, комедия, балет, безусловно, занимали у Пушкина в этот период первое место.

И снова Пушкин приближается к народному музыкальному творчеству, интерес к которому не прекращается уже до конца его жизни.

Стихи Пушкина получают наибольшую популярность – при жизни поэта – начиная с середины 20-х годов. Они кладутся на музыку, входят в музыкальный обиход любителей, довольно быстро получают широкое распространение.

В Москве, в конце 20-х и в самом начале 30-х годов, незадолго до женитьбы, Пушкин вновь увлекается цыганским пением.

Зрительность образов и ситуаций – одна из ценнейших черт самой поэзии Пушкина для его истолкователей-музыкантов.

Поэзия в представлении Пушкина почти неизменно связана с музыкой, и прежде всего – музыкой природы:

В гармонии соперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйной.

С этими элементами пушкинской поэзии мы быстро свыкаемся, склонны, быть может, даже не отдавать себе отчета в том, что они говорят об очень тонких слуховых восприятиях поэта, о его звуковой памяти, о его общей музыкальной восприимчивости.

Нетрудно проследить, что Пушкин… передает свои вполне реальные звуковые ощущения, чрезвычайно отчетливо запоминаемые им:

Все было тих; лишь ночные

Да дрожек отдаленный стук

С Мильонной раздавался вдруг;

Лишь лодка, веслами махая,

Плыла по дремлющей реке:

И нас пленяли вдалеке

Рожок и песня удалая.

Но слаще, средь ночных забав,

Напев Торкватовых октав!

Вдруг из-за двери в зале длинной

Фагот и флейта раздались…

Садился он за клавикорды.

И брал на них аккорды…

Финал гремит; пустеет зала;

Шумя, торопится разъезд;

Толпа на площадь побежала

При блеске фонарей и звезд,

Сыны Авзонии счастливой

Слегка поют мотив игривой,

Его невольно затвердив,

А мы ревем речитатив.

Наибольшее место, в смысле отражения музыкальных впечатлений, делено в его поэзии песне.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика.

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

И наконец, с удивительной силой выражена Пушкиным его любовь к народной песне в неоконченном стихотворении 1833 года.

В поле чистим серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге в тьме ночной

Сладки мне родные звуки

Звонкой песни удалой.

Пой, ямщик! Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальний вой.

Пой «Лучинушка, лучина,

По приезде в Москву поэт бывал в доме известных литературных деятелей братьев Киреевских, один из которых, Петр Васильевич, принадлежал к крупнейшим собирателям народных песен. В доме у них часто пелись народные песни, и Пушкин, несомненно, знакомился с ними.

Неизменный живой и художественный интерес к народной песне можно проследить у Пушкина и в дальнейшем.

Во время своей поездки в Оренбургский край для собирания материалов по истории восстания Пугачева он находит в Бердах старуху, которая не только рассказывает, но и поет песни про Пугачева.

За несколько месяцев до смерти, в августе 1836 года, Пушкин написал стихотворение, которое стало поэтическим итогом его творчества, завещанием, обращением к далеким потомкам – к нам:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин – неотъемлемая часть мировой культуры, духовного и нравственного мира всех поколений. Об этом прекрасно сказал наш земляк, поэт А. Т. Твардовский: «Человеческий разум, основу гуманности противопоставляем мы в нашей борьбе безумию, самоубийственной слепоте, человеконенавистничеству старого мира и вместе с Пушкиным провозглашаем:


Уже темнеет вечер синий,
Пора мне в оперу скорей.
Там упоительный Россини,
Европы баловень — Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый.
Он звуки льет, они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые.
Все в неге, в пламенной любви,
Как закипевшего аи
Струя и брызги золотые.

Я остановлюсь на перечисленных четырех операх, которые заслужили международное признание и являются мировой классикой — как поэтической, так и музыкальной. Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

И поэт, и композитор уделяют большое внимание трагедии совести, переживаемой царем Борисом. Многогранный образ Бориса Годунова является одним из высших достижений мирового поэтическогго и оперного творчества. Либретто написано Мусоргским.

В России премьера состоялась в 1890 году в Мариинском театре через 57 лет после написания поэтом повести.

Горячо увлеченный сюжетом композитор обращает внимание на раскрытие сложных психологических процессов, руководящих поступками героев. И композитор, и либреттист глубоко вникли в суть пушкинской повести и благодаря этому лаконичный сюжет перерос в гениальную оперу с великолепными ариями, дуэтами, которые так завораживают слушателей.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.

Графиня исполняет романс из французской оперы композитора Гретри. Завораживающе звучит тема рока. В конце звучит тема любви, побеждающая мрачную тему трех карт.

Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России. Создателями ее были поэт Скриб (либреттист) и композитор Галеви.

Довелось ли слушать свои творения Пушкину в музыке? Известен следующий факт. Услышав в 1823 году романс на свои стихи, он был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.

Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, отрывок из которого прилагаю.

Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

У многих сюжетов числится от 5—10 до 40 авторов музыки. По неточным данным, Пушкиным написано более 450 стихотворений. Более 100 созданы в лицее.

Лицейская лирика представляет для нас исторический интерес, показывая, с чего начинал поэт. Адресатами Пушкина были воспетые им красавицы, каждая из которых становится музой. Увлекался он многими, порой одновременно.

Одно из первых стихотворений, ставших через много лет романсом, посвящено Марии Раевской, дочери генерала, с семьей которого поэт ездил по Крыму в 1820 году.

В 1824 году, живя в Одессе, Пушкин увлекся Амалией Резнич. Итальянка, красавица, жена крупного коммерсанта. Она уехала на родину, в Италию, и там вскоре умерла. Узнав о ее смерти, Пушкин посвящает ее памяти стихотворение. Через много лет Бородин написал великолепную музыку.

Для берегов отчизны дальней
Ты покидала край чужой.
В час незабвенный, в час печальный
Я много плакал пред тобой…

Одной из постоянных привязанностей была графиня Воронцова — Елизавета Ксавельевна. Знакомство состоялось в Одессе в 1823 году. Женщина умная, обольстительная, она была старше Пушкина на 7 лет. Отношения Пушкина и Воронцовой выходили за рамки светских ухаживаний, и это перестало быть тайной для мужа-губернатора.

Музыку на это стихотворение написал Есаулов.

Как и многие мои сверстники, я была воспитана в духе преклонения перед русской культурой и перед первым поэтом России. И меня беспокоит мысль о том, что русская культура замкнется на нашем поколении. А наши внуки и правнуки ничего не будут знать о Пушкине или будут смотреть и слушать классические оперы в недостойных, извращенных постановках… В назидание моим пра-пра… я посвятила стихотворение поэту к 200-летию со дня его рождения. Привожу последнюю строфу:

Я хочу, чтоб наши внуки
Его имя сберегли
И волшебной лиры звуки
Сквозь столетья пронесли!

Читайте также: