Природа российского федерализма кратко

Обновлено: 03.07.2024

Для глубокого и всестороннего исследования и понимания современных проблем и тенденций развития Российской Федерации нельзя обойтись без знания ее прошлого, процесса ее возникновения и развития . Необходимо учитывать богатейший опыт, особенности, традиции, сложившиеся на русской земле в течение многовековой истории существования Российского государства.

Прикрепленные файлы: 1 файл

федерализм1.docx

1. Природа российского федерализма: принципы и особенности

1.1 Этапы формирования федерализма

Я считаю, чтобы понять природу российского федерализма нужно рассмотреть его особенности и структуру через призму лет.

Для глубокого и всестороннего исследования и понимания современных проблем и тенденций развития Российской Федерации нельзя обойтись без знания ее прошлого, процесса ее возникновения и развития . Необходимо учитывать богатейший опыт, особенности, традиции, сложившиеся на русской земле в течение многовековой истории существования Российского государства.

Идеи российского федерализма начали формироваться с XIX в., в обстановке самодержавной целостности государства, учитывая богатые традиции общинной организации общества, опыт земского самоуправления. Появилось множество публикаций по проблемам автономии и федерации. Были как рьяные сторонники федерализации России - А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н. Костомаров, Н.М. Муравьев, М.А. Бакунин и др., так и противники - П. Пестель, Н.И. Лазаревский и т.д

1917 - январь 1918 г. - переломный период, революционная ситуация позволяет проявиться федеративным тенденциям. Две революции 1917 г. коренным образом изменили весь политико-правовой, социальный уклад России, включая и муниципальные органы власти. В сложившейся кризисной ситуации взгляды В. И. Ленина и большевиков относительно федерации изменились. Обострившееся национально-освободительное движение охватило территорию страны и заставило оставить нереализованными программные установки большевиков на единую республику. Они понимали невозможность сохранения России как унитарного государства. Россия впервые была провозглашена Федерацией в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа , принятой на III Всероссийском съезде Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г.

Следующий этап становления государственности связан с созданием нового союзного государства. Параллельно с возникновением РСФСР в 1918 г. на территории бывшей Российской империи возникли формально независимые государственные образования советского типа на Украине, в Белоруссии, Азербайджане, Армении, Грузии. Большевикам удалось собрать большую часть территорий Российской империи в единое государство. 30 декабря 1922 г. на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР).

Всем конституциям советского типа был присущ в значительной мере фиктивный характер . Они провозглашали принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни. Это относилось к утверждаемым в них принципам принадлежности власти трудящимся, полновластия Советов, федеративного устройства государства, использования гражданами закрепленных в конституциях прав и свобод . В Советском государстве действовал деспотический принцип власти, общество попало под контроль государства, говорить о существовании федеративных отношений не приходится. Между тем государство становилось слишком сложным по своей территориальной структуре, а жесткая централизация управления тормозила развитие общества .

Кризис государственности подтолкнул руководство страны к активным действиям.

Первым шагом в этом направлении являлась принятая 12 июня 1990 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР . Россия перестала быть частью другого федеративного государства.

Перед руководством страны стояли две основные задачи: немедленная реконструкция унитарной формы государственности и сохранение целостности государства, борьба с центробежными силами. Еще одной проблемой являлись не закрепленные нормативно отношения центра и республик, получивших суверенитет. Единственным выходом из опасной ситуации было преобразование российской государственности на основе реального федерализма. Обстановка в России требовала новых форм государственных отношений. Попыткой приостановить процесс распада страны стало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора , признающего суверенитет республик в составе России. Договор также закреплял статус субъектов Федерации не только за республиками, но и за территориальными образованиями (краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения). Таким образом, сфера федеративных отношений распространилась на всю территорию государства. Радикально не изменив своего национально-государственного устройства, Россия перестроилась на создание реальных федеративных отношений.

Важнейшее значение имело принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ . Она более полно и последовательно зафиксировала изменения, произошедшие в государстве, закрепила новые качества федеративного устройства. Конституционное оформление получили основные принципы классического федерализма. Нельзя не отметить, что в Конституции РФ отсутствует характеристика субъектов Федерации как суверенных, что вызвало недовольство республик в составе РФ.

Итак, опыт федеративных и национальных отношений в Российской Федерации уникален и своеобразен, он не может быть поставлен в один ряд с историей развития федерализма в других странах. Поэтому, конечно, необходимо применять прогрессивный опыт федеративного устройства других стран, но учитывая тот факт, что Российская Федерация - уникальная цивилизация, требующая специального подхода и учета всех специфических особенностей сложившей государственности. Исследование эволюции федеративных отношений показывает, что путь, который прошла страна от фиктивного советского федерализма до современного федеративного государственного устройства России, является единственно правильным и необходимым для создания стабильного, политически и экономически сильного, единого государства. В связи с этим полностью поддерживаем точку зрения, что "федерация - это не только оптимальная форма государственного устройства, это единственная возможность сохранения и укрепления единства нашей страны" .

2.2 Сущность и значения принципов российского федерализма

Сущностные черты российского федерализма проявляются в его принципах. Конституционные принципы федерализма - это базовые начала российской государственности. Они получают закрепление в Конституции России и конкретизацию в основных законах субъектов Федерации. Это:

1) государственная целостность России;

2) равноправие и самоопределение народов России;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов;

5) юридическое равноправие субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим содержание каждого из этих принципов.

Государственная целостность России предполагает государственный суверенитет и территориальное единство Федерации, а также верховенство ее Конституции и законов.

Как всякая социальная система, Федерация - это живой организм: он живет, развивается, изменяется. Субъекты Федерации, с одной стороны, тесно взаимосвязанные с федеральным центром, составляют государственное единство, а с другой - в определенной степени автономны.

В научной литературе термины "территориальная целостность", "государственная целостность", "государственное единство" нередко употребляются как синонимы. Однако это категории близкие, но не тождественные. Территориальная целостность, т.е. сохранение незыблемости государственной территории, запрет сецессии (свободного выхода субъектов из состава федерации), является составным элементом более широкой категории - "государственная целостность".

В юридической литературе государственная целостность трактуется как собирательная конструкция, интегрирующая многообразные начала российской государственности, в результате чего Россия как государство обретает свойства единого организма .

Государственная целостность страны находит выражение в единстве конституционно-правовой системы, верховенстве федерального права по предметам исключительного ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов; единстве конституционно-правового статуса личности; единых принципах организации и функционирования органов государственной и муниципальной власти; единой кредитно-денежной и таможенной системах; едином информационном и культурном пространстве; едином государственном языке; единых Вооруженных Силах Российской Федерации.

Государственная целостность России обеспечивается системой гарантий. Одна из них - президентская власть. Согласно ч. 2 ст. 80 федеральной Конституции Президент России принимает меры к охране государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности государства .

Проблема государственной целостности постоянно привлекает внимание ученых-конституционалистов .

Принцип государственной целостности предполагает безусловное признание государственного суверенитета России. Это проявляется в том, что Россия как суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть - ни власть субъектов Федерации, ни общественных объединений, ни церкви, ни местного самоуправления - не вправе присваивать себе функции государственной власти. Только Российское государство определяет весь строй правовых отношений в стране; пределы свободы личности и меры ответственности за правонарушения; стратегию модернизации социально-экономического и общественно-политического развития, национальной безопасности, международных отношений; устанавливает систему органов публичной власти, определяет характер их взаимоотношений, полномочия.

2. Конституции и уставы субъектов, развивая идеи, заложенные в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве , закрепляют принцип равноправия и самоопределения народов, населяющих регионы.

В конституциях республик, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономных образований подчеркивается национальный характер государственности.

Самоопределение народов как базовый принцип российской государственности закреплен в преамбулах Конституций Алтая, Башкортостана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Марий Эл, Саха (Якутии), Северной Осетии - Алании, Татарстана, Чувашии.

Например, в Преамбуле Конституции Бурятии провозглашается, что полномочные представители многонационального народа республики, признавая право народов на самоопределение, заботясь об их самобытном развитии, уважая суверенные права других народов, проживающих на территории республики, принимают Конституцию. Закреплены гарантии прав и свободное развитие наций и национальных групп, проживающих в Бурятии; создаются условия для сохранения и развития ими своих традиций и обычаев; поощряется не противоречащая законодательству деятельность национально-культурных центров, ассоциаций и иных этнических общественных формирований (ст. 4).

В Конституции Удмуртии подчеркивается, что ее развитие осуществляется равноправным участием всех наций и народностей республики во всех сферах ее жизнедеятельности (ст. 1). Гарантируется сохранение и развитие языка и культуры удмуртского и других народов, проживающих на территории республики. Государство заботится о сохранении удмуртской диаспоры, компактно проживающей в субъектах Российской Федерации (ст. 1).

Обеспечивается поддержка со стороны публичных властей Федерации и субъектов развитию национальных традиций, обычаев, языка. Так, Конституция Саха (Якутии) гарантирует сохранение и возрождение коренных народов республики, а также русских и других старожилов (ст. 42.1). Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных и малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение и пользование землей и ресурсами, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-промысловыми угодьями; на организацию социальной и медицинской программ с учетом экологических особенностей среды обитания и хозяйствования; на защиту от любой формы насильственной ассимиляции и этноцида, а также посягательств на этническую самобытность, исторические и священные места, памятники духовной и материальной культуры (ст. 42.1).

Предусмотрено, что на территории компактного проживания малочисленных народов Севера по их волеизъявлению могут создаваться национальные административно- территориальные образования: национальные сельские, поселковые, кочевые советы, национальные районы, действующие на основе принципа местного самоуправления.

В то же время следует отметить, что положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока России оставляет желать лучшего. Многим из этих народов грозит полное исчезновение. Так, кереки на Чукотке представлены лишь 8 жителями, алюторцы в Корякин - 12, энцев на Таймыре всего 237 человек .

3.Принцип единства системы государственной власти предполагает:

а) формирование федеральных и региональных органов государственной власти на основе признания единства и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

б) соблюдение единых принципов организации и координация деятельности органов государственной и муниципальной власти;

в) участие Президента Российской Федерации в назначении и освобождении от должности глав исполнительной власти субъектов Федерации;

г) соподчиненность (т.е. субординацию) в системе органов исполнительной и судебно-прокурорской власти;

д) юридическую ответственность государственных и муниципальных служащих за нарушение закона;

е) существование института федерального вмешательства;

ж) информатизацию всех государственных структур.

Каждый субъект Федерации - это особая форма территориальной организации публичной власти .

Принцип единства системы государственной власти затрагивался в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 2-П "По делу о толковании статей 71 (пункт "г"), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции Российской Федерации" и от 1 февраля 1996 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава - Основного закона Читинской области" .

По способу образования федерации принято разделять на договорные и конституционные. Первые образуются путем заключения договора между участниками будущей федерации, вторые - путем принятия конституции нового государства.

Несмотря на условность такого деления (очень часто оба начала переплетаются - сначала декларируется образование федерации в виде договора, декларации или иного документа, а затем создается конституция, в которую декларация входит в виде составной части), дискуссии о договорной или конституционной природе Российской Федерации имеют глубокое теоретическое и прикладное значение, как для отечественной науки конституционного права, так и для всего комплекса общественных наук.

В отличие от СССР, созданного 30 декабря 1922 г. на основе Договора об образовании СССР, современная Российская Федерация носит конституционный характер.

Таким образом, закрепив конституционную природу российского федерализма, Конституция РФ 1993 г. поставила точку в возможных дискуссиях, совершенно определенно закрепив характер федеративного устройства России, и не оставила конституционно-правового аргументационного поля для разногласий по поводу природы федерации в России.

Помимо собственно правовых аргументов, причиной для довольно долгого сохранения разночтений выступали такие факторы, как преувеличение роли Федеративного договора, заключённого в Москве 31 марта 1992 г.) в конституировании нового российского федерализма, а также неадекватное понимание смысла и целей договорной практики разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, помноженные на политические амбиции ряда представителей региональных элит.

Федеративный Договор - договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ. Фактически данный Договор представляет собой 3 договора: Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ", Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ", и Договор "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти автономной области, автономных округов в составе РФ".

Теоретические построения, направленные на преувеличение роли Федеративного договора 1992 г. и обоснование позиции, согласно которой принятие этого документа существенно меняет правовую природу Российской Федерации, были вызваны к жизни конкретными историческими условиями, когда ослабление центра привело к росту претензий региональных органов власти на политическую и экономическую самостоятельность вплоть до сепаратизма. Например, в одном из интервью бывший Президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев высказывал мысль, что Федеративный договор доминирует над Конституцией РФ и Конституцией Республики Татарстан, а председатель Госсовета Республики Татарстан Ф. Мухаметшин называл договор, заключенный между Российской Федерацией и Республикой Татарстан в феврале 1994 г., межгосударственным. Однако концепция "договорной федерации", по мнению многих экспертов, является потенциально опасной для целостности государства. Ведь из того факта, что федерация создана волей договаривающихся сторон, следует логический вывод о возможности денонсации или выхода какого-либо участника из договора. В отличие от него федеральная конституция, принятая на всенародном референдуме и являющаяся выражением воли не регионов, а граждан, не может быть отвергнута или "денонсирована" ни одним из субъектов федерации.

Как напоминает Б.С. Эбзеев, в основе Федеративного договора лежали 5 принципиальных положений:

1) признание в качестве субъектов Российской Федерации не только национально-государственных и национально-территориальных, но и административно-территориальных единиц "высшего звена";

2) равенство конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации - национальных и территориальных;

3) наличие общефедерального масштаба прав человека и признание равенства прав и свобод независимо от этнической, конфессиональной или иной принадлежности граждан на всей территории Российской Федерации;

4) единство экономического, политического и конституционно-правового пространства федерации;

5) сочетание единства и целостности федеративного государства с максимальной самостоятельностью составляющих его субъектов.

При этом важно помнить, что сами договоры при подписании исходили из уже существовавшей федерации, а потому не могли повлиять на ее конституционно-правовой статус. Договоры были подписаны в период "парада суверенитетов", когда республики в составе Российской Федерации принимали в одностороннем порядке декларации о своем государственном суверенитете. Но Федеративный договор, заключенный между органами власти Российской Федерации и органами власти республик, не изменил их статуса и не стал формой признания их государственного суверенитета.

Несмотря на противоречивость в практике реализации, Федеративный договор в целом (как политический документ) сыграл положительную роль в купировании (устранении) центробежных тенденций начала 1990-х годов и сохранении единой Российской Федерации. Многие его положения, прежде всего, о разделении предметов ведения на 3 группы: федеральные, совместные и предметы ведения субъектов Федерации, были восприняты новой Конституцией РФ. Но сам Федеративный договор не является составной частью новой Конституции, не имеет равнозначной с ней юридической силы. В разд. II "Заключительные и переходные положения" (п. 1) Конституции РФ указано, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям нового Основного Закона страны действуют положения Конституции РФ.

Задачу согласования интересов федерации, регионов и граждан, нахождения баланса между разновекторными влияниями различных политических сил решает конституция, которая закрепляет правовое положение федерации и ее субъектов, определяет основы их взаимоотношений между собой.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий при всей их важности носят по отношению к Конституции РФ подчиненный характер и не могут толковаться как какое-либо изменение установленного в ней правового статуса Федерации и ее субъектов, а также как изменение принципа равноправия субъектов Федерации.

По состоянию на 1 января 1999 г. было заключено 42 договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти 46 субъектов Российской Федерации, 262 соглашения о разграничении полномочий по конкретным предметам совместного ведения между федеральными органами. В дальнейшем новые договоры с субъектами Федерации не заключались. В настоящее время действующим является один договор - с Республикой Татарстан. Таким образом, договор с Татарстаном прошел сложную процедуру "внутригосударственной ратификации" (т.е. процедуру утверждения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий федеральным законом), выдержал испытание временем (не "растворился" среди многочисленных "технических" договоров и соглашений), вновь остался единственным и уникальным.

При оценке значения договоров важно понимать, что эти документы являются не только конституционным инструментом разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, но также и важнейшим инструментом развития федеративных отношений в целом, поскольку они способствуют укреплению и повышению эффективности деятельности органов государственной власти, обеспечивают согласование интересов Федерации и ее субъектов, дают возможность поиска и апробации новых экономических и правовых решений.

Таким образом, ни заключение в 1992 г. Федеративного договора, ни развитие в 1994 - 1998 гг. договорной практики разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации не изменили и не могли изменить конституционную природу Федерации в России.

Россия является конституционной Федерацией. Последнее обстоятельство доказывает и тот факт, что сама Конституция РФ 1993 г., в которой была заключена новая, федеративная модель политико-территориальной организации государства, была принята на всенародном референдуме.

Федерализм закреплен как одна из основ конституционного строя России. Федерализм - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов РФ, в которой выражено добровольное желание всех наций, народов, субъектов РФ, т.е. всего многонационального народа России, сохранить "исторически сложившееся государственное единство". Он выступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий. Федерализм призван: обеспечивать и сохранить исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства; интегрировать его территориальные сообщества; учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления (регионального, этнического и иного свойства).

Федерализм как форма и принцип организации гос-ва по содержанию проявляет себя в виде совокупности задач, целей, способов, конституционно-правовых отношений, норм и принципов, определяющих основное предназначение Федерации - установление пределов централизации и децентрализации власти и управления на всей территории страны.

Сущность рос федерализма составляют гос-ная целостность, единство системы гос власти, разграничение предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов.

Конституция, закрепляя федерализм, одновременно устанавливает, как, на каких принципах устроена РФ..

Современная конституционная модель российского федерализма объединяет национальные и территориальные начала - в этом ее своеобразие. Конституция исходит из многообразия субъектов РФ. К ним относятся республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ, перечень которых дан в Конституции.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на территории страны. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами РФ наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. РФ построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие гос-но-территориальное устройство РФ:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.

Равноправие также выражается в равном представительстве в Совете Федерации. "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти".

Еще один признак равноправия субъектов - разграничение в Конституции РФ предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. РФ взяла на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъектам Федерации должна быть предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий определен с учетом того, что он должен быть достаточным для обеспечения интересов Российского государства в целом, всего многонационального народа России. Заметим, что предметы ведения Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов приведены непосредственно в Конституции Российской Федерации. Предметы ведения субъектов в ней не перечисляются. Да это практически и невозможно сделать, поскольку они постоянно расширяются в интересах проживающего на территории субъекта Федерации населения




Федерализм закреплен как одна из основ конституционного строя России. Федерализм - это конституционная основа исторически сложившегося государственного единства народов РФ, в которой выражено добровольное желание всех наций, народов, субъектов РФ, т.е. всего многонационального народа России, сохранить "исторически сложившееся государственное единство". Он выступает как юридическая гарантия целостности территории России, составляющих ее республик и территорий. Федерализм призван: обеспечивать и сохранить исторически сложившееся государственное единство, территориальную целостность государства; интегрировать его территориальные сообщества; учитывать и сочетать многообразные интересы государства и особенности его частей; способствовать их самоорганизации и саморегулированию; противодействовать различным формам обособления (регионального, этнического и иного свойства).

Федерализм как форма и принцип организации гос-ва по содержанию проявляет себя в виде совокупности задач, целей, способов, конституционно-правовых отношений, норм и принципов, определяющих основное предназначение Федерации - установление пределов централизации и децентрализации власти и управления на всей территории страны.

Сущность рос федерализма составляют гос-ная целостность, единство системы гос власти, разграничение предметов ведения и полномочий между фед-ми органами гос власти и органами власти субъектов РФ, равноправие и самоопределение народов.

Конституция, закрепляя федерализм, одновременно устанавливает, как, на каких принципах устроена РФ..

Современная конституционная модель российского федерализма объединяет национальные и территориальные начала - в этом ее своеобразие. Конституция исходит из многообразия субъектов РФ. К ним относятся республика, край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ, перечень которых дан в Конституции.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на территории страны. Это получило свое выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик, автономной области, автономных округов, а также преобразовании одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни. Поэтому субъектами РФ наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. РФ построена на сочетании территориальных с национально-территориальными началами добровольного объединения ее субъектов. Это объединение нашло отражение в Конституции РФ.

Основы конституционного строя включают следующие принципы федерализма, определяющие гос-но-территориальное устройство РФ:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти;

4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами гос власти субъектов Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти.

Равноправие также выражается в равном представительстве в Совете Федерации. "В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов власти".

Еще один признак равноправия субъектов - разграничение в Конституции РФ предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. РФ взяла на себя обязательство руководствоваться основными принципами федерализма, в соответствии с которыми субъектам Федерации должна быть предоставлена вся полнота государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Объем принадлежащих исключительно РФ предметов ведения и полномочий определен с учетом того, что он должен быть достаточным для обеспечения интересов Российского государства в целом, всего многонационального народа России. Заметим, что предметы ведения Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов приведены непосредственно в Конституции Российской Федерации. Предметы ведения субъектов в ней не перечисляются. Да это практически и невозможно сделать, поскольку они постоянно расширяются в интересах проживающего на территории субъекта Федерации населения

Многолетний опыт формирования качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации убеждает в том, что всесторонняя интеграция - это объективно необходимый для любой Федерации процесс. Следует совершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого необходимо исследование правовых основ российского федерализма, существующих в современном мире практик распределения полномочий, бюджетных средств и других ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации, а также других проблем федеративных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…….……3
1. Природа российского федерализма: принципы особенности……….……5
2. Институт федерального вмешательства: понятие и правовое регулирование…………………………………………………………………12
3. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России…………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………. 25
Список использованной литературы………………

Файлы: 1 файл

Конституционная модель федеративных отношений в России.docx

1. Природа российского федерализма: принципы особенности……….……5

2. Институт федерального вмешательства: понятие и правовое регулирование…………………………………………… ……………………12

3. Актуальные вопросы правового регулирования и развития федеративных отношений в России………………………………………………………….. 18

Список использованной литературы…………………………………….……27

В современном мире существуют различные формы государственно- территориального устройства, в том числе более 20 федераций.

Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.

Многолетний опыт формирования качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации убеждает в том, что всесторонняя интеграция - это объективно необходимый для любой Федерации процесс. Следует совершенствовать федеративное устройство России законодательными мерами, с учетом необходимых и законных потребностей всех субъектов Федерации. Для этого необходимо исследование правовых основ российского федерализма, существующих в современном мире практик распределения полномочий, бюджетных средств и других ресурсов между федеральным центром и субъектами федерации, а также других проблем федеративных отношений.

Актуальность темы определяется сложностью и противоречивостью современного периода российской государственности, также заключается в том, что проблема формирования качественно новых федеративных отношений в современной Российской Федерации поставлен на повестку дня самой историей нашего государства. Современный этап становления федерализма во многом выявил основные тенденции этого сложного и противоречивого процесса. В исследованиях, посвященных различным аспектам федерализма в современной Российской Федерации, существует множество подходов в оценке происходящих в обществе перемен, нуждающихся в глубоком научном осмыслении.

Объектом исследования является сложный и динамично развивающийся процесс становления и развития качественно новых федеративных отношений в Российской Федерации как системной целостности.

Предметом исследования является специфика федеративных отношений как фактора социально-политических процессов в Российской Федерации в течение последних лет.

Цель исследования – изучить устройство федеративных отношений в России и выявить их проблемы на современном этапе

Информационной базой исследования являются учебная литература по теме, авторские работы известных политологов, социологов, историков и правоведов.

1. Природа российского федерализма: принципы и особенности

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции, она имеет прямое действие или, другими словами, является непосредственно действующим правом. И в этом смысле Конституция — органическая составная часть правовой системы и реализуется самостоятельно без каких-либо дополнительных предписаний. Однако многие положения Конституции, в том числе и нормы, регламентирующие федеративные отношения, нуждаются в конкретизации. Конституцией предусматривается принятие ряда конституционных федеральных законов и федеральных законов: о порядке образования и принятия в состав Российской Федерации новых субъектов Федерации, о порядке изменения статуса субъекта Федерации, об общих принципах организации представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и др.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм.

1. Государственная целостность Российской Федерации. Государственная целостность - неотъемлемый признак суверенного государства. Государственная целостность федеративного государства гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из Российской Федерации. Российская Федерация имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство.

2. Единство системы государственной власти. Данный принцип означает как общие основы построения органов государственной власти Федерации и субъектов, так и проведение общей государственной политики.

Принцип единства системы государственной власти выражается прежде всего в единстве системы органов государственной власти. В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

3. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Конституция РФ в ст. 5 закрепляет, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (ч. 1), а также, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Равноправие субъектов Российской Федерации означает равные возможности в обладании и осуществлении правами и обязанностями. Естественно, различные субъекты Российской Федерации обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, что создает различие в их правовом статусе, то есть наличном объеме реализуемых субъектом Российской Федерации прав и обязанностей.

Равноправие субъектов Российской Федерации является только провозглашенным и не подтверждается дальнейшим конституционным регулированием и политико-правовой практикой федеративных отношений:

1) в ст. 5 Конституция РФ называет республики государствами, предоставляя им право иметь свои конституции. Остальные субъекты Российской Федерации вправе иметь только уставы. Конституция РФ (ст. 66) устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. В отношении порядка принятия конституций республик такого ограничения не установлено - они могут быть приняты и на республиканском референдуме;

2) в соответствии со ст. 68 Конституции РФ республики вправе устанавливать свои государственные языки. Такое право не предоставлено автономной области и округам, также образованным по национальному признаку;

4) ст. 66 Конституции РФ предусматривает, что автономные округа могут входить в состав края или области, то есть находиться в составе иного субъекта Российской Федерации. При этом территория и население автономного округа включаются в состав территории и населения края или области;

5) практика заключения двухсторонних соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Такие договоры заключены не со всеми субъектами Российской Федерации и, таким образом, отношения с одной группой субъектов регулируются помимо Конституции РФ, многостороннего Федеративного договора еще и двухсторонними договорами, а другая группа субъектов руководствуется только Конституцией РФ и федеративным договором. Кроме того, содержание двухсторонних договоров с разными субъектами Российской федерации существенно различается между собой.

5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в Российской Федерации предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В Российской Федерации предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов, а также заключения договоров и соглашений.

При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы:

1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. Указанные акты не могут быть приняты, если их принятие ведет к изменению конституционно- правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате признаваемых и гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РФ и единств системы государственной власти в РФ;

2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ;

3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий;

4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ;

5) согласование интересов федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений;

6) добровольность заключения договоров и соглашений;

7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий;

Читайте также: