Государственный строй сша в 20 в кратко

Обновлено: 06.07.2024

Новый курс Рузвельта. В 30-е годы кризис. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Президент Г. Гувера в надежде фактически ничего существенного не предпринимало.

Обстановка обострялась – голодные походы, демонстрации. В таких условииях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт — кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса - “Новый курс”. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп. В целях уменьшения безработицы принимаются экстраординарные меры. Безработных направляли в создаваемые специальные организации (“трудовые лагеря”), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д. Проведение “Нового курса” потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства. Дела, связанные с отношениями между работником и работодателем, рассматривались судами, не учитывая фактическое социально-экономическое неравенство сторон в договоре. Законом Норриса — Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон Вагнера, впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов.

В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию (пенсии гражданам). В 1938 г. закон, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени. В итоге “Новый курс”, являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса.

РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ США В XX ВЕКЕ (XIX, XX, XXIV, XXVI ПОПРАВКИ).

К началуXX в. США становятся крупнейшей мировой державой. Население страны увеличилось во много раз в нема­лой степени за счет эмигрантов. Большая часть национального дохода присваивалась. Крупнейшими финансово-промышленными корпорациями. После первой мировой войны США из страны-должника превратилась в страну-кредитора.

В 60-70 гг. принимаются законы в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности.

Организационная двухпартийная система (республикан­цы-демократы) сложилась в США еще в XIX в. Основным зве­ном партийной организации явились комитеты избирательных участков, а формально высшими органами - национальные пар­тийные комитеты и национальные партийные конвенты (съезды).
Юридической регламентации подверглись финансовые и структурные основы партийной деятельности. Немаловажную роль в этом сыграли конституции отдельных штатов, избира­тельные законы 1965 и 1970 гг., а также решения судов, обла­дающих правом конституционного надзора. Основная опора двухпартийной системы - это хорошо подготовленный электо­рат, большинство которого составляет средний класс. Однако другие партии и движения не могут при сложившейся системе рассчитывать на успех.

Другая тенденция в государственно-правовом развития - это диффузия (рассредоточение) источников формировании государственной политики. Здесь большую роль стали играть различные предпринимательские союзы, известные как группы давления. Наиболее известная из них - национальная ассоциа­ция промышленников, объединяющая до 70% промышленных компаний, и Торговая палата. Данные структуры оказывают серьезное давление на законодательные и исполнительные орга­ны штатов.

Еще одной тенденцией явилась централизация государ­ственной власти, хотя XX, ХХП, XXV поправки к Конституции законодательно ограничили время пребывания одного лица на посту президента двумя сроками.

Усиление исполнительной власти сопровождалось соз­данием обширного аппарата управления. К серединеXX в. в США уже действовали три типа государственных учреждений:

1) департаменты (министерства) по отдельным отрас­лям;

2) национальные агентства - учреждения, близкие по значению к министерствам, но не имеющие статуса последних;

3) различные временные комиссии, бюро, советы, колле­гии, администрации, создаваемые для определенных важных задач.

Первые шаги по реформированию государственного аппарата были сделаны еще в XIX в. Закон о гражданской служ­бе Пендлтона (1883 г.) установил принципы комплектования федеральных государственных служб. Предусматривались от­крытые конкурсы - экзамены на замещение государственных должностей, было запрещено увольнять чиновников по полити­ческим мотивам, контроль за выполнением закона возлагался на независимый орган - комиссию гражданской службы.

В 1939 г. закон Хэтча "О политической деятельности" запретил государственным служащим участвовать в политиче­ских кампаниях.

В 1947 году исполнительный приказ № 9835 президен­та Г. Трумэна обязывал комиссию гражданской службы прове­рять политическую благонадежность кандидатов на государст­венные должности. Еще более ужесточил эту практику исполни­тельный приказ № 10450 президента Д. Эйзенхауэра (1953 г.) "О проверке политической благонадежности и лояльности госу­дарственных служащих", предусматривающий возможность их досрочного увольнения. Однако, как таковой, в стране не сложилась система общегосударственной службы, каждый штат имеет свой административный аппарат управления.

К началу XX в. США становятся крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей. Во многом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа, они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Население страны многократно увеличилось в немалой степени за счет эмигрантов, прежние отечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, а новое пожинало плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Из этих войн она вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после Первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся в середине 50-х гг. научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права. Все это в совокупности повлияло на развитие американской государственности, которое носило фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. По своему содержанию это развитие воплощает почти все наиболее характерные, типичные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Оно определяется по меньшей мере несколькими принципиальной важности тенденциями, которые взаимодополняют и уравновешивают друг друга.

Демократические преобразования во многом стимулировали совершенствование партийной системы, с помощью которой традиционно обеспечивалось кадровое комплектование органов власти и управления представителями господствующей элиты. Организационная структура сложившейся еще в XIX в. двухпартийной системы (республиканцы - демократы) была сориентирована на удовлетворение требований избирательных кампаний. Основным звеном партийной организации явились комитеты избирательных участков, а формально высшими органами – национальные партийные комитеты и национальные партийные конвенты (съезды), хотя многие вопросы определяют частные или юридические лица, оказывающие партиям негласную, но весьма значительную финансовую помощь несмотря на то, что это в той или иной мере запрещено. Юридической регламентации подверглись финансовые и структурные основы партийной деятельности. Немаловажную роль в этом сыграли конституции отдельных штатов, избирательные законы, а также решения судов, обладающих правом конституционного надзора. Однако негласное финансирование партий отдельными лицами и корпорациями продолжается. Причем нередко они направляют средства представителям обеих партий одновременно.


Принципиальные различия между демократами и республиканцами в основном исчезли спустя некоторое время после окончания войны между Севером и Югом. Тем не менее, накал избирательной борьбы между ними сохранился, поскольку каждая партия выражает интересы соперничающих в борьбе за власть группировок, доминирующих в экономике и политике. Борьба за рядового избирателя побуждает партийных руководителей выступать с разоблачениями своих оппонентов в коррупции и других противоправных действиях. Но фактическая монополия двухпартийной системы с ее опорой на средний класс лишает другие общественные организации каких-либо надежд на успех в ходе выборов и соответственно минимизирует демократизацию избирательного права.

Другая заметная тенденция связана с диффузией источников формирования государственной политики. Здесь все большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им объединения, известные как группы давления. В середине XX в. их насчитывалось более трех тысяч, и затем наметилось уменьшение их количества за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников, объединяющая около 70% промышленных компаний, и Торговая палата. Эти объединения выполняют как экономические, так и политические функции. На основе прогнозов экономического и социально-политического развития, составляемых высококвалифицированными специалистами, эти объединения готовятт меморандумы, рекомендации и даже основные тезисы будущих законопроектов, которые направляются президенту, конгрессу, властям штатов. Данные документы не являются обязательными для государственных властей, но последние в своей политике учитывают требования "большого бизнеса". Крупнейшие корпорации используют и другие каналы воздействия на государственные власти.

  • XX, XXII, XXV поправки к Конституции законодательно ограничили время пребывания одного лица на посту президента двумя сроками, а для лица, ". занимающего пост президента или исполняющего его обязанности в течение двух лет из того срока, на который президентом было избрано другое лицо", только одним сроком;
  • вице-президенту, при определенных условиях, предоставлялось право замещения должности президента.


Усиление исполнительной власти сопровождалось созданием разветвленного аппарата управления, состоящего из наемных служащих-профессионалов. До XX в. чиновничий аппарат США был сравнительно невелик, и этим США отличались от бюрократизированных государств континентальной Европы. Но в XX в. президент имел под своим началом большой бюрократический аппарат управления, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы жизни страны. К этому времени в США действовали три типа государственных учреждений:

  • департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли управления (первые департаменты были созданы еще в XVIII-XIX вв.; в XX в. они изменились количественно и качественно - значительный аппарат чиновников выполнял большую часть государственной работы);
  • национальные агентства - учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых;
  • многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, нередко имеющих жизненно важное значение для страны.

Но развитию государственного управления были присущи и иные черты. Государственные службы оказались вне действенного государственно-правового контроля. Такое положение во многом обусловливалось и отсутствием в США административных судов и прокурорского надзора. Возмущение общественности коррупцией, злоупотреблением властью и некомпетентностью части государственного аппарата вынудило Конгресс заняться его реформированием. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в XIX в.


Закон о гражданской службе Пендлтона (1883 г.) установил принципы комплектования федеральных государственных служб. Предусматривались открытые конкурсы - экзамены на замещение государственных должностей, было запрещено увольнять чиновников по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона возлагался на создаваемый "независимый" орган - комиссию гражданской службы. Во многом благодаря этому закону и принятым много позже нормативным актам в США не сложилась жестко корпоративная каста чиновников. Появилось немало высококвалифицированных гражданских специалистов по государственному управлению. Но это не привело к исчезновению "системы добычи". Не выполнялся и принцип недопустимости увольнения по политическим мотивам.
В 1939 г. закон Хэтча "О политической деятельности" запретил государственным служащим участвовать в "политических кампаниях". В 1947г. исполнительный приказ № 9835 президента Г.Трумэна обязывал комиссию гражданской службы проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности. Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ № 10450 президента Д. Эйзенхауэра (1953 г.) "О проверке политической благонадежности и лояльности государственных служащих", предусматривавший возможность их досрочного увольнения. Впоследствии эти приказы перестали применяться, но результаты их воздействия сказываются и в настоящее время.


В структуре государственного управления проявилась особенность, обусловленная федеративным устройством США. В стране не сложилось формально единой государственной службы. Каждый штат имеет свой административный аппарат управления, что не означает его фактической общегосударственной разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления.


В середине XX в. особую значимость приобрели такие учреждения, как ФБР, ЦРУ, Совет национальной безопасности, Министерство обороны. История показала, что президенты, опираясь на них, имеют возможность принимать важные государственные решения, превышая при этом правомочия, предоставленные им Конституцией, особенно в такой сфере, как вопросы войны и мира. Не считаясь с Конституцией, президенты неоднократно отдавали приказы о ведении военных действий за границей. Весьма авторитарно проявила себя исполнительная власть и внутри страны. В этом отношении показательно ее вторжение в область законодательства. Посредством так называемых исполнительных приказов президенты приобрели право на "делегированное законодательство". Вместе с тем усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других ветвей. Законодательная и судебная власти остаются важным звеном системы "сдержек и противовесов". В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права Конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.

16 поправка 3 февраля 1913 года — Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили, безотносительно к переписи или исчислениям населения.

17 поправка 8 апреля 1913 года — при открытой вакансии в представительстве того или иного штата в Сенате исполнительная власть штата назначает выборы в целях замещения этих вакансий. При этом Законодательное собрание штата может уполномочить его исполнительную власть на производство временных назначений до тех пор, пока вакансии не будут замещены народом путем выборов.

19 поправка 18 августа 1920 года — избирательное право не должно ограничиваться или отрицаться в связи с полом.

20 поправка 23 января 1933 года — конгресс сбирается не реже 1 раза/год. Сессия начинается в полдень 3 января; вступление в силу данной статьи в качестве поправки к Конституции — одобрение Законодательными собраниями ¾ штатов в течение 7 лет.

22 поправка 27февраля 1951 года (принята после того как Рузвельт в нарушение традиции избирался четыре раза) — ни одно лицо не должно быть избрано на пост Президента более двух раз; вступление в силу данной статьи в качестве поправки к Конституции — одобрение Законодательными собраниями ¾ штатов в течение 7 лет

23 поправка 29 марта 1961 года — округ, являющийся местопребыванием правительств США, назначает выборщиков Президента и Вице-президента в числе, равном общему числу сенаторов и представителей в Конгрессе, на которое округ имел бы право, будь он штатом (но не меньше, чем самый малонаселенный штат).

24 поправка 23 января 1964 года — право голосовать не может быть ограничено или отрицаться по причине неуплаты любого налога.

25 поправка 23 февраля 1967 года — в случае отстранения Президента с поста, его смерти или отставки Вице-президент становится Президентом. Когда пост Вице-президента становится вакантным, президент назначает Вице-президента, вступающего в должность после утверждения его большинством голосов обеих палат Конгресса.

26 поправка 1 июля 1971 года — граждане США, достигшие 18 лет, не должны лишаться или ограничиваться в избирательном праве в связи с возрастом.

Конституция оставалась в общем неизменной, но все более очевидной становилась зависимость правительства от банков и крупных промышленных компаний.

Неофициальными, но самыми авторитетными советниками правительства становятся Торговая палата Соединенных Штатов и Национальная ассоциация промышленников.

Все более обнаруживалось стремление Вашингтона вмешиваться в дела, которые до того времени считались компетенцией штатов. Финансовые субсидии — стали выдавать начиная с 1916 года — предоставляя субсидии, правительство выговаривает себе право контролировать их расходование и тем самым контролирует действия местных властей вообще.

В 1913 г. была принята XVII поправкак Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было утверждено XIX поправкой(1920 г.). хотя женщины получили доступ к избирательным урнам в некоторых штатах еще в 70-х гг. XIX в. (первым такую практику ввел Вайоминг). Во многих штатах и на федеральном уровне на выборах сохранены цензы оседлости и образования. Только в 1964 г. XXIV поправказапретила взимать плату за участие в выборах (избирательный налог) или не допускать к выборам за неуплату налогов (на федеральных выборах). В 1971 г. активный возрастной ценз на федеральных выборах был снижен до 18 лет как для мужчин, так и для женщин (XXVI поправка).




2.Усиление исполнит власти, централизации ее в руках президента.

Так как правовая система США строится на принципах, принятых в англосаксонских странах, то основой ее является судебный прецедент. Прецедентом называют решение, принятое определенным судом при рассмотрении конкретного дела, получающее силу источника права. Судебный прецедент в такой системе права позволяет устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. У судебных прецедентов есть своя иерархия. Согласно ей решения, принятые судом высшей инстанции являются обязательными для нижестоящих судов.

16 поправка 3 февраля 1913 года — Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, из какого бы источника они ни происходили, безотносительно к переписи или исчислениям населения.

17 поправка 8 апреля 1913 года — при открытой вакансии в представительстве того или иного штата в Сенате исполнительная власть штата назначает выборы в целях замещения этих вакансий. При этом Законодательное собрание штата может уполномочить его исполнительную власть на производство временных назначений до тех пор, пока вакансии не будут замещены народом путем выборов.

19 поправка 18 августа 1920 года — избирательное право не должно ограничиваться или отрицаться в связи с полом.

20 поправка 23 января 1933 года — конгресс сбирается не реже 1 раза/год. Сессия начинается в полдень 3 января; вступление в силу данной статьи в качестве поправки к Конституции — одобрение Законодательными собраниями ¾ штатов в течение 7 лет.

22 поправка 27февраля 1951 года (принята после того как Рузвельт в нарушение традиции избирался четыре раза) — ни одно лицо не должно быть избрано на пост Президента более двух раз; вступление в силу данной статьи в качестве поправки к Конституции — одобрение Законодательными собраниями ¾ штатов в течение 7 лет

23 поправка 29 марта 1961 года — округ, являющийся местопребыванием правительств США, назначает выборщиков Президента и Вице-президента в числе, равном общему числу сенаторов и представителей в Конгрессе, на которое округ имел бы право, будь он штатом (но не меньше, чем самый малонаселенный штат).

24 поправка 23 января 1964 года — право голосовать не может быть ограничено или отрицаться по причине неуплаты любого налога.

25 поправка 23 февраля 1967 года — в случае отстранения Президента с поста, его смерти или отставки Вице-президент становится Президентом. Когда пост Вице-президента становится вакантным, президент назначает Вице-президента, вступающего в должность после утверждения его большинством голосов обеих палат Конгресса.

26 поправка 1 июля 1971 года — граждане США, достигшие 18 лет, не должны лишаться или ограничиваться в избирательном праве в связи с возрастом.

Конституция оставалась в общем неизменной, но все более очевидной становилась зависимость правительства от банков и крупных промышленных компаний.

Неофициальными, но самыми авторитетными советниками правительства становятся Торговая палата Соединенных Штатов и Национальная ассоциация промышленников.

Все более обнаруживалось стремление Вашингтона вмешиваться в дела, которые до того времени считались компетенцией штатов. Финансовые субсидии — стали выдавать начиная с 1916 года — предоставляя субсидии, правительство выговаривает себе право контролировать их расходование и тем самым контролирует действия местных властей вообще.

В 1913 г. была принята XVII поправкак Конституции США, заменившая косвенные выборы сенаторов прямыми. Равенство мужчин и женщин в избирательных правах было утверждено XIX поправкой(1920 г.). хотя женщины получили доступ к избирательным урнам в некоторых штатах еще в 70-х гг. XIX в. (первым такую практику ввел Вайоминг). Во многих штатах и на федеральном уровне на выборах сохранены цензы оседлости и образования. Только в 1964 г. XXIV поправказапретила взимать плату за участие в выборах (избирательный налог) или не допускать к выборам за неуплату налогов (на федеральных выборах). В 1971 г. активный возрастной ценз на федеральных выборах был снижен до 18 лет как для мужчин, так и для женщин (XXVI поправка).

2.Усиление исполнит власти, централизации ее в руках президента.

Так как правовая система США строится на принципах, принятых в англосаксонских странах, то основой ее является судебный прецедент. Прецедентом называют решение, принятое определенным судом при рассмотрении конкретного дела, получающее силу источника права. Судебный прецедент в такой системе права позволяет устанавливать, изменять или отменять правовые нормы. У судебных прецедентов есть своя иерархия. Согласно ей решения, принятые судом высшей инстанции являются обязательными для нижестоящих судов.


На заре двадцатого века Америка уже не была республикой, активно борющейся за свою свободу и выживание. Ее можно охарактеризовать как одну из крупнейших и наиболее развитых держав во всем мире. Внешняя и внутренняя политика США в начале 20 века строилась на желании и стремлении занять более влиятельную позицию на мировой арене. Государство готовилось к серьезным и решительным действиям за главенствующую роль не только в экономике, но и в политике.

Присягу в 1901 году принес очередной неизбранный и самый молодой президент – 43- летний Теодор Рузвельт. Его приход в Белый дом совпал с началом новой эпохи, не только в американской, но и в мировой истории, богатой на кризисы и войны.

В статье мы расскажем про особенности развития США в начале 20 века, основные направления внутренней и внешней политики, социальное и экономическое развитие.

Администрация Т. Рузвельта: внутренняя политика

сша в начале 20 века

Рузвельт, во время присяги на пост президента, дал своему народу обещание, что продолжит внутреннюю и внешнюю политику страны в соответствии с курсом своего предшественника Маккинли, трагически погибшего от рук радикалов. Он предполагал, что зреющая в обществе тревога по поводу трестов и монополий беспочвенна и в основном бесцельна, и высказывал сомнение в необходимости какого-либо ограничения со стороны государства. Возможно, это объясняется тем, что ближайшими соратниками президента были главы влиятельных корпораций.

Бурное экономическое развитие США в начале 20 века шло по пути ограничения естественной рыночной конкуренции, что приводило к ухудшению состояния малого и среднего бизнеса. Недовольство народных масс вызывалось ростом коррупции и распространением монополий в политике и экономике государства. Т. Рузвельт всеми силами стремился нейтрализовать нарастающее беспокойство. Делал он это путем многочисленных нападок на коррупцию в большом бизнесе и содействовал привлечению к ответственности отдельных трестов и монополий, инициировал судебные процессы на основании принятого в 1890 году закона Шермана. В конченом счете компании отделывались штрафами и возрождались под новыми именами. Шла бурная модернизация США. В начале 20 века штаты уже принимали черты корпоративного капитализма в классическом его варианте.

Президент Т. Рузвельт вошел в историю США как наиболее либеральный. Его политика не смогла устранить ни злоупотребления монополий и рост их мощи и влияния, ни рабочего движения. Зато внешняя деятельность страны ознаменовалась началом широкой экспансии на мировую политическую арену.

Роль государства в экономике и социальных отношениях

экономическое развитие сша в начале 20 века

В результате социальное развитие США в начале 20 века идет в сторону углубления неравенства (расслоения) общества, положение рядовых американцев становится бедственным. Растет недовольство против корпоративного капитала в среде фермеров, рабочих, прогрессивной интеллигенции. Они осуждают монополии и видят в них угрозу для благосостояния народной массы. Все это способствует возникновению антитрестовского движения, сопровождающего повышением активности профсоюзов и постоянной борьбой за социальную защиту населения.

Законодательные акты

Взаимоотношения с коренными индейцами

развитие сша в начале 20 века

Развитие США в начале 20 века: Панамский канал

Представители Панамы (официально еще не существовавшей в качестве независимого государства) и США в начале 20 века, а точнее, в ноябре 1903 года, подписали договор. Согласно его условиям, Америка получала в бессрочную аренду 6 миль Панамского перешейка. Спустя полгода Колумбийский сенат отказался ратифицировать договор, ссылаясь на то, что французы предложили более выгодные условия. Это вызвало негодование Рузвельта, и вскоре в стране, не без поддержки американцев, началось движение за самостоятельность Панамы. В это же время у берегов страны весьма кстати оказался военный корабль из Штатов – для наблюдения за происходящими событиями. Спустя буквально пару часов после провозглашения независимости Панамы Америка признала новое правительство и получила взамен долгожданный договор, на этот раз уже вечной аренды. Официальное открытие Панамского канала состоялось 12 июня 1920 года.

Экономика США в начале 20 века: У. Тафт и В. Вильсон

европа и сша в начале 20 века

Республиканец Уильям Тафт долгое время занимал судебные и военные посты, являлся близким другом Рузвельта. Последний, в частности, поддержал его в качестве преемника. Тафт занимал пост президента с 1909 по 1913 годы. Его деятельность охарактеризовалась дальнейшим усилением роли государства в экономике.

Отношения двух президентов испортились, и в 1912 они оба предприняли попытку выставить свою кандидатуру на будущие выборы. Распыление республиканского электората на два лагеря привело к победе демократа Вудро Вильсона (на фото), что наложило большой отпечаток на развитие США в начале 20 века.

Законодательные акты

политическое развитие сша в начале 20 века

С целью реализации программы был принят Закон о тарифах 1913 г., на основе которого была проведена их полная ревизия. Торговые пошлины снизили, а налоги на доходы подняли, установили контроль над банками и расширили возможности импорта.

Дальнейшее политическое развитие США в начале 20 века ознаменовалось рядом новых законодательных актов. В том же 1913 году была создана Федеральная резервная система. Ее целью был контроль за выпуском банкнот, денежных знаков, имеющих значение и установление процента банковских кредитов. Организация включала 12 национальных резервных банков из соответствующих районов страны.

Без внимания не оставили и сферу социальных конфликтов. Принятый в 1914 году Закон Клейтона уточнял спорные формулировки законодательного акта Шермана, а также запрещал его применение в отношении профсоюзов.

Реформы прогрессивного периода являлись всего лишь робкими шагами на пути приспособления США в начале 20 века к новой обстановке, возникшей в связи с трансформацией страны в новое мощное государство корпоративного капитализма. Усиление тенденции произошло после вступления Америки в Первую мировую войну. В 1917 г. был принят Закон о контроле над производством, топливом и сырьем. Он расширил права президента и позволил ему снабжать флот и армию всем необходимым, в том числе с целью предотвращения спекуляции.

Первая мировая война: позиция США

Европа и США в начале 20 века, как и весь мир, стояли на пороге глобальных мировых катаклизмов. Революции и войны, крах империй, экономические кризисы – все это не могло не повлиять на внутреннюю обстановку в стране. Европейские страны обзавелись огромными армиями, объединялись в подчас противоречивые и нелогичные союзы с целью защитить свои границы. Результатом накаленной обстановки стала разразившаяся Первая мировая война.

Вступление США в войну

особенности развития сша в начале 20 века

Теория позиции нейтралитета была весьма убедительной и разумной, но на практике оказалась труднодостижимой. Сдвиг произошел после того, как США признали морскую блокаду Германии. С 1915 года началось расширение армии, что не исключало участия США в войне. Этот момент приблизил действия Германии на море и гибель американских граждан на затонувших кораблях Англии и Франции. После угроз президента Вильсона наступило некоторое затишье, продлившееся до января 1917 г. Затем началась полномасштабная война немецких судов против всех остальных.

История США в начале 20 века могла бы пойти по иному пути, но случились еще два события, подтолкнувшие страну к вступлению в первую мировую. Во-первых, в руки разведки попала телеграмма, где немцы открыто предлагали Мексике принять их сторону и напасть на Америку. То есть такая далекая заокеанская война оказалась совсем рядом, угрожая безопасности своих граждан. Во-вторых, в России произошла революция, и с политической арены ушел Николай II, что позволило с относительно чистой совестью присоединиться в Антанте. Положение союзников было не самым лучшим, они несли огромные потери на море от немецких подлодок. Вступление США в войну и позволило переломить ход событий. Военные корабли уменьшили число немецких субмарин. В ноябре 1918 г. вражеская коалиция капитулировала.

Колонии США

колонии сша в начале 20 века

Активная экспансия страны началась еще в конце 19 века и охватывала Карибский бассейн Атлантического океана. Так, колонии США в начале 20 века включали Гуановые острова, Гавайские. Последние, в частности, были аннексированы в 1898 г., а спустя два года получили статус самоуправляемой территории. В конечном счете Гавайи стали 50-м по счету штатом США.

В том же 1898 г. была захвачена Куба, которая официально перешла к Америке после подписания с Испанией Парижского договора. Остров оказался под оккупацией, получив формальную независимость в 1902 г.

Кроме того, в число колоний страны можно смело отнести Пуэрто-Рико (остров, проголосовавший в 2012 г за присоединение к штатам), Филиппины (обрели независимость в 1946 г), зона Панамского канала, Кукурузные и Виргинские острова.

Это лишь краткий экскурс в историю США. Вторая половина 20 века, начало 21 столетия, последовавшие далее, могут быть охарактеризованы по-разному. Мир не стоит на месте, в нем постоянно что-то происходит. Вторая мировая война оставила глубокий след в истории всей планеты, последовавшие экономические кризисы и холодная война сменились оттепелью. Над всем цивилизованным миром повисла новая угроза – терроризм, который не имеет территориальных и национальных рамок.

По мере роста капитализма разница между партиями все более и более стиралась. Обе они стали представлять интересы монополистического капитала. Монополии подкупали и ту и другую партию. Например, Джон Рокфеллер обычно жертвовал крупные суммы в фонд республиканцев, а его компаньон делал щедрые взносы в партийную кассу демократов. Так было 70- 80 лет назад, так обстоит дело и в наши дни.

Демократические свободы, торжественно провозглашенные в конце XVIII в., сохранили в США свою силу лишь на бумаге. Политические права народа всячески ограничивались. Долгое время права голоса были лишены женщины, эмигранты (в течение первых пяти лет пребывания в США), а на деле и сезонные рабочие. В южных штатах до сих пор применяется избирательный налог. Миллионы бедняков - особенно негров - тем самым не допускаются к избирательным урнам.

Подчинение государственного аппарата монополиям

В случае победы демократов на выборах роль оппозиционной партии переходила к республиканцам. Таким образом, попеременно одна из буржуазных партий становилась центром притяжения недовольных, что служило серьезным препятствием для образования третьей партии. Двухпартийная система, создавая видимость демократии, мешала возникновению в США подлинно народной партии.

Широкое распространение взяточничества и хищений в государственном аппарате США открывало перед чиновниками и депутатами законодательных учреждений множество возможностей обогащения за счет народа. Между демократами и республиканцами велась борьба за доходные должности.

Добавить комментарий


Today 05.03.2022 14:59:37
✔4-03-1945г - Финляндия объявляет войну нацистской Германией ✔5-03-1795г - Договор Базель - Пруссии заканчивается войну с Францией ✔5-03-1824г - Британия официально объявить войну Бирме.

Читайте также: