Екатерининский дворец в санкт петербурге история кратко

Обновлено: 07.07.2024


История

Сарица — Сарская мыза — Саарское село — Царское село

Вот такие метаморфозы произошли с названием Царского села под Санкт-Петербургом, в городе Пушкин, где и расположен Екатерининский парк. В XVII веке тут была скромная усадьба в небольшом парке, принадлежавшая шведскому магнату.

Когда Пётр Первый изгнал шведов, он подарил территорию со всеми постройками своему соратнику Меншикову, а впоследствии передал Марте Скавронской. Став супругой императора под именем Екатерина, она дала парку новое название и увлеклась его переделкой. Был построен двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами,так называемые Каменные палаты, и перепланирована парковая зона в соответствии с модой того времени. Недалеко от дворца был создан Зверинец: так называли закрытую часть леса для царской охоты.

Тогда же началась постройка оранжереи и многочисленных павильонов. Поскольку в той местности не было естественных рек и других водоёмов, развернулось строительство каналов от ключей, бьющих неподалёку. Благодаря этим усилиям образовалось пять прудов.

Во времена императрицы Елизаветы, дочери Екатерины и Петра, Царское село стало летней императорской резиденцией — элегантной и роскошной. Парадный дворец окружили с двух сторон двухэтажными флигелями и соединили их галереями. Сад был украшен парковыми скульптурами, а многолетние деревья привозили из садов Санкт-Петербурга.

Работы по усовершенствованию дворца и парка требовали баснословных расходов, но императрица Елизавета Петровна не скупилась на деньги. Ведь в этой резиденции она устраивала самые пышные балы и приёмы с фейерверками, гуляньями, развлечениями. Каждая знаменательная победа в военных операциях отмечалась новыми архитектурными объектами. Так появились, к примеру, Чесменская колонна, Кагульский обелиск, Башня-руина как символ разрушенной турецкой крепости.

Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села символизирует силу и славу русского флота
Кагульский обелиск в Екатерининском парке спроектировал архитектор Антонио Ринальди в 1771 году в честь победы в Кагульском сражении
Башня-руина это памятник, посвященный Русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов. Символизирует победу над Османской империей

На территории 107 гектаров причудливо смешались архитектурные стили: английский классицизм, готика, китайские мотивы.

В планировку дворцово-парковой зоны изменения вносились вплоть до конца XVIII века, а затем появлялись лишь отдельные объекты:

Архитектура


Екатерининский дворец — один из самых масштабных в окрестностях Санкт-Петербурга. Он построен в стиле позднего барокко, а фасад украшен накладными портиками таким образом, что их осевая система гармонирует со схемой парка. Внешний вид дворца отражает и архитектурную моду XVIII века, и личные вкусы его коронованных хозяев.

Екатерининский дворец был заложен по приказу Екатерины I, она задумала его как летнюю резиденцию. Начало строительства пришлось на 1717 год и проходило под надзором Иоганна Фридриха Браунштейна, немецкого архитектора.

Кардинальные перемены в облик дворца, сохранившиеся до наших дней, внесла следующая хозяйка — Елизавета Петровна, дочь Екатерины и Петра. Она посчитала здание слишком старомодным и строгим и призвала к работе известного русского архитектора итальянского происхождения Б. Ф. Растрелли. Как известно, он также строил Зимний Дворец на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Екатерининский дворец - бывший императорский дворец

Работа Растрелли в Царском Селе проходила с 1752 по 1756 год. Парадные помещения выстроены анфиладой вдоль продольной оси здания. Масштаб залов увеличивается к центру — там, где расположена Картинная галерея и Большой зал. Парадная лестница выдвинута в юго-западную сторону дворца. Архитектурный стиль Екатерининского дворца относят к русскому барокко. Фасад щедро украшен классической колоннадой с позолотой, лепниной, а также изящными декоративными статуями, изображающими героев мифов. Окна расположены в нишах и создают игру цветотени. Цветовая гамма фасада сочетает голубой цвет с белым и золотым, благодаря чему здание выглядит торжественно, по-праздничному.

Камеронова галерея - памятник архитектуры в Екатерининском парке

Она была задумана как прибежище от непогоды и место для конфиденциальных бесед. Рядом с галереей расположен Фрейлинский сад с прекрасными цветами.

Фрейлинский сад, расположенный вдоль Камероновой галереи со стороны дворца

Эрмитажная галерея ведёт от главного дворца к Эрмитажу — малому дворцу, в котором собирались лишь избранные. В нём воображение поражали не только роскошные интерьеры, но и разные инженерные хитрости: тайные ходы, подъёмные устройства — прототипы современных лифтов. К интерьеру Эрмитажа приложил руку архитектор Михаил Земцов, а к фасадам — Растрелли. Павильон затейливо украшен колоннадой и статуями. По задумке императрицы, он стал уменьшенной копией дворца.

Эрмитаж — парковый павильон в Екатерининском парке в Царском селе

Павильон Грота находится на берегу царскосельского Большого пруда

Его стены изнутри были выложены морскими раковинами. Но до наших дней Грот дошёл с классической лепкой. А снаружи его украшают барельефные композиции с изображением Нептуна и дельфинов.
Между галереей и дворцом находится Холодная баня — двухэтажная постройка с купальным залом, русской парной и тёплой ванной.

Холодная баня с Агатовыми комнатами это памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села, созданный по заказу Екатерины II

Скрипучая Китайская беседка, которая является частью дворцового комплекса, была построена ещё при Екатерине. Это прототип чайного домика — места для созерцания и размышлений. Императрица любила китайское искусство и повелела построить павильон с флюгерами в виде китайского флага. Они скрипели, вращаясь на ветру, поэтому получили такое название.

Скрипучая беседка - экзотический павильон в Царском Селе

Основные достопримечательности

Екатерининский дворец в одноименном парке стал музеем в советское время. Он сильно пострадал во время Великой Отечественной войны. Его восстанавливали долгие годы, и даже сейчас над отдельными помещениями трудятся реставраторы. Дворцовый комплекс принимает гостей на постоянных и временных экспозициях. Перечислим достопримечательности, доступные на постоянной основе.

Что посмотреть во дворце?

Янтарная комната


В годы войны она была вывезена и утеряна. А в 2010 году к 300-летию города Пушкина её восстановили. Кстати, начало реставрации было положено ещё в 1979 году. Янтарную комнату не зря называют восьмым чудом света. Мягкое золотистое сияние окутывает пространство благодаря тому, что солнечные лучи льются в окна и отражаются в зеркалах и янтаре.

Ещё более магическая обстановка создаётся вечером при свечах. Панно из янтаря были подарены российскому императору Петру I . Сначала янтарная комната находилась в Зимнем дворце, а потом Елизавета Петровна приказала перевезти всю обстановку в Царское село.

Одна из главных достопримечательностей дворца — Янтарная комната

Большой зал или Светлая галерея

В Большом зале дворца — Светлой галерее туристы рассматривают золочёную резьбу, роспись на потолке, роскошный паркет из морёного дуба. Здесь проходили торжественные великосветские балы. Архитектор Растрелли рассчитал оптический эффект окон и зеркал так, чтобы помещение казалось бесконечным. А особый акустический эффект способствует тому, что звук повторяется 32 раза.

Светлая галерея или большой зал предназначался для проведения официальных приемов и торжеств, парадных обедов и балов

Картинный зал


Что посмотреть в парке?

Кстати на видео — Грот, где летом поют парни в черном. Обычно это происходит за закрытыми дверями в ожидании кэша от крупных групп. Но вы можете напроситься в нагрузку к ожидающему перед дверью следующему по очереди гиду.

  • Из Камероновой галереи открывается волшебный вид на сад и Большой пруд. На втором этаже галереи — экспозиция из бронзовых бюстов знаменитых полководцев, императоров, общественных деятелей. Это кумиры императрицы Екатерины. Кстати, сама императрица поднималась в галерею по специальному пандусу, а не по лестнице.
  • Эрмитажная аллея привлекает внимание статуями. Противостояние России и Швеции олицетворяет амазонка, которая опирается на щит. На нём символически изображены образы двух стран — орёл и лев. А величественная статуя Геркулеса символизирует победителя, Петра I.
  • Знаменитые Агатовые комнаты расположены в Холодной бане. Стены в комнатах для отдыха отделаны яшмой, в те времена этот минерал называли агатом. Кроме яшмы, помещения украшены другими самоцветами, мрамором, бронзой.

Режим работы в 2019 году

  • Екатерининский парк работает ежедневно, кроме вторника.
  • Санитарный день — последний понедельник месяца.
  • Купить билеты можно с 10:00 до 16:45

Цена билетов в 2019 году

  • взрослые — 700 рублей
  • пенсионеры, курсанты, военнослужащие срочной службы — 350 рублей
  • студенты и учащиеся с 16 лет — 350 рублей
  • лица, не достигшие 16 лет – бесплатно

Где находится

Адрес

Пушкин, улица Садовая, 7

Как добраться

Летом хорошо погулять в парке, прокатиться по озеру на гондоле. Но в это время года слишком много туристов. На эту тему читайте нашу статью об очередях в янтарную комнату. Поэтому идеальное время — золотая осень. Что же касается посещения дворца, лучше отвести на него побольше времени в зимний день.


Северная Пальмира богата историческими достопримечательностями. Одним из выдающихся комплексов является Екатерининский дворец Санкт-Петербурга, который занимает центральное место в красивейшем дворцово-парковом комплексе Царского села. Прекраснейшие залы привлекают ежедневно тысячи туристов, которые стремятся посмотреть внешнее и внутренне убранство комплекса.

Вид на дворец

Где находится Екатерининский дворец?

В нашей статье мы хотим рассказать об одном из самых интересных мест Северной Пальмиры. Город полон прекрасных исторический зданий, каждое из которых является архитектурным шедевром. Однако, особе место среди достопримечательностей занимает дворцово-парковый комплекс, в котором долгое время обитали монархи.

Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге еще величают Большим Царскосельским или Большим Екатерининским дворцом. Многие годы он служил официальной резиденцией (летней) трех монархов России – Екатерины ІІ, Екатерины І и Елизаветы Петровны.

Несложно догадаться, где находится Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге. Расположен комплекс в 26 километрах от Северной Пальмиры, в бывшем Царском Селе. Ныне город носит название Пушкин.


О значимости дворца говорит его статус. Он считается объектом культурного наследия страны. К тому же весь дворцово-парковый комплекс входит в списки культурного наследия ЮНЕСКО.

Посещение комплекса

В Екатерининском дворце (Санкт-Петербург) находится знаменитая Янтарная комната. Ее осмотр входит в стандартную экскурсию по комплексу. Работники формируют небольшие экскурсионные группы, состоящие из 15-20 человек, в холле дворца. Далее экскурсоводы водят гостей по залам. В среднем одна экскурсия длится 20 минут. Если вы хотите более подробно посмотреть дворец, то можно отстать от группы и самостоятельно пройтись по залам.

Екатерининский дворец (Санкт-Петербург) является центральным объектом всего дворцово-паркового комплекса. Особой популярностью среди наших и иностранных туристов пользуется Янтарная комната, которая была восстановлена к 300-летию Санкт-Петербурга.

Если вы хотите посетить комплекс, то можно это сделать в любой день кроме вторника. В летний и зимний период он открыт для посещения с 12.00 до 18.00. Во дворце и парке разрешена фотосъемка. Исключением является Янтарная комната, в ней фотографироваться запрещено.

Меблировка дворца

Стоимость входного билета во дворец Екатерины 2 в Санкт-Петербурге составляет:

  1. Для детей (до 16 лет) любого гражданства вход бесплатный.
  2. Для иностранцев – 1000 рублей.
  3. Для студентов и пенсионеров – 350 рублей.
  4. Для российских граждан – 700 рублей.

История дворца

В 1717 году на побережье Невы отстраивался Санкт-Петербург. В это же время в Царском Селе было начато строительство под руководством архитектора Браунштейна первого царского каменного дома. В историю строение вошло под названием каменных палат Екатерины І. Строительство было завершено в 1724 году, в честь чего был организован праздник. На мероприятии присутствовали влиятельные чины и царь. Здание представляло собой типичное строение восемнадцатого века.

В период царствования Елизаветы Петровны было принято решение расширить дворец, используя проект Земцова. Однако смерть архитектора не позволила осуществить замысел. Далее работы в Царском Селе вел Квасов, которого вскоре сменил Чевакинский. И только с 1748 года строительством стал руководить Растрелли. Елизавета Петровна издала указ о перестройке имеющегося здания. А уже в 1756 году царице и иностранным послам Растрелли продемонстрировал свое творение.

Позолоченный барельеф

Новый дворец был выполнен в стиле барокко и вызывал восхищение своими размерами и живописным декором. Лазоревые фасады с белоснежными колоннами и золотыми орнаментами выглядели очень празднично и торжественно. Стены дворца Растрелли украсил всевозможными фигурами атлантов и прочими лепными элементами, которые были выполнены скульптором Дункером. На украшение позолотой Большого Екатерининского дворца в Пушкине было потрачено 100 килограмм червонного золота. В это же время было окончено оформление парадного плаца и одноэтажных служебных корпусов.

Украшение дворца

Работы в период правления Екатерины ІІ

В дальнейшем новые работы по оформлению жилых и парадных помещений были начаты в 1770 году. Новая хозяйка дворца – Екатерина ІІ - была увлечена античным искусством, а потому пожелала, чтобы ее апартаменты были украшены с учетом модных тенденций. Отделку покоев она поручила архитектору Камерону, который являлся знатоком античности, в том числе и архитектуры. Он создал интерьеры в Лионской и Арабесковой гостиной, в Купольной столовой, Китайском зале, Синем и Серебряном кабинетах и в опочивальне. Его творения отличались утонченной красотой, изяществом отделки и строгостью оформления. Стоит отметить, что этим помещения Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге погибли во время Великой Отечественной войны. Они не восстановлены до сих пор.

Большой зал

Камерон примерно в то же время оформлял комнаты для великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Из тех помещений ныне восстановлены Официантская, Зеленая столовая, Китайская голубая, Парадная голубая и Опочивальня. Комнаты позволяют оценить творчество талантливого шотландского зодчего, работы которого очень нравились Екатерине ІІ.

В 1817 году уже по велению Александра І был создан Парадный кабинет и еще несколько соседних комнат. Над ними работал архитектор Стасов. Все они были выполнены в едином стиле. Их интерьеры посвящены блистательным победам русской армии в войне 1812 года.

Последние работы по формированию анфилады были проведены в 1860-1863 годах. Над Парадной лестницей трудился архитектор Монигетти, который оформил ее в стиле рококо.

Интересные факты

Как мы уже упоминали, строительством и оформлением дворца Екатерины в Санкт-Петербурге в разное время занимались самые разные зодчие. Но именно Растрелли создал парадные залы для проведения приемов. Главной их особенностью стало богатое декорирование золотом. Не менее пышно были оформлены покои для проживания царственного семейства.

По рисункам архитектора была выполнена Светлая галерея, или Большой зал. Стоит отметить, что он является самым большим залом прекрасного дворца Екатерины в Пушкине. Его еще называют Тронным залом. Он был предназначен для парадных обедов, официальных приемов, маскарадов и балов. Зал занимает всю ширину здания, его площадь составляет 860 м кв.

Историки отмечают, что при Елизавете Петровне в России придворная жизнь вышла на новый уровень и приобрела особый размах. В это время на содержание царского двора и соблюдение придворных церемоний тратились огромные средства, которые составляли большую часть бюджета государства. Растрелли сумел учесть масштабность придворных мероприятий. Архитектор вложил все свои умения в оформление Тронного зала.

Зеркала Большого зала

Помещение размерами 17 на 47 метров не имеет перекрытий, что позволило создать ощущение света и простора. Через огромнейшие окна, которые выходят на две стороны здания, лучи солнца буквально пронизывают все пространство. В вечернее время зал освещался свечами, вмонтированными в обрамление зеркал.

В годы правления Екатерины ІІ были оформлены комнаты императрицы в южной части корпуса. Кроме того, появился Арабесковый зал, считающийся одним из самых красивых и ярких парадных помещений. Его стены украшены роскошными панно с арабесками. Зал был полностью уничтожен во время войны. Восстановительные работы в нем были закончены только в 2010 году.

Судьба дворца в годы войны

В годы войны Екатерининский дворец в Царском Селе очень сильно пострадал. Сам город Пушкин был захвачен фашистами. Многочисленные произведения искусства были безвозвратно утеряны. Не менее сильно пострадали и здания дворцового комплекса. Некоторые из них немцы использовали для подсобных помещений, не щадя мебель и интерьеры. Многие картины были вывезены в Германию. А также бесследно исчезла Янтарная комната. Сильно пострадал и парк, значительное количество деревьев было уничтожено. После освобождения от фашистов от многих помещений дворца остались лишь руины.

История создания Янтарной комнаты

Самым известным помещением Екатерининского дворца (СПб) является Янтарный кабинет. Он был создан Готфридом Тюссо для короля Пруссии Фридриха І. Для отделки помещения был использован янтарь. Комната была украшена многочисленными янтарными панелями и панно. В 1717 году сын короля Фридриха – Вильгельм І преподнес комнату в подарок Петру І. Янтарный кабинет аккуратно запаковали и отправили в Петербург.

Дальнейшая судьба кабинета

Янтарная комната

Поиски комнаты были организованы уже после окончания войны. Но все они не дали никаких результатов. Изначально предполагали, что комната сгорела при пожаре. Но позднее появилась версия, о то что она уцелела. Существует много версий о дальнейшей судьбе кабинета.

С 1979 года русские мастера работали над воссозданием Янтарной комнаты. Полностью она была восстановлена к 300-летию СПб в 2003 году. Новый кабинет был выполнен из калининградского янтаря.

Парадная лестница

В настоящее время при входе во дворец туристов встречает Парадная лестница, выполненная из белого мрамора. Прекрасное творение было создано архитектором Монигетти. Лестницу выстроили на месте Китайского зала.

Парадная лестница

Большой зал

Большой зал – это первое помещение, в которое попадают гости. Он оставляет самые восторженные впечатления. Его еще величают Светлой галереей. В свое время помещение было создано для официальных приемов. Но им сегодня он поражает богатством и золотым убранством. Зеркала в окружении позолоты создают неповторимое впечатление. Растрелли сумел создать эффект бесконечности помещения. Любой звук в этом помещении повторяется 32 раза, благодаря чему голос императрицы казался властным и сильным. Однако акустический эффект был утерян после реставрации. Но через несколько лет он самостоятельно восстановился.

Завершает богатый интерьер зала паркет из высветленного мореного дуба. Во время балов во дворце гости с трепетом ожидали появления императрицы. В самый торжественный момент распахивались двери в зал и взгляд поражала парадная золотая анфилада дворца, которая протянулась вдоль всего здания. Императрица шла сквозь анфиладу в окружении золота.

Это гениальное творение Растрелли просто поражает воображение. Пышное убранство зала очень впечатляет иностранных гостей. Известно, что Елизавета Петровна была большой модницей. Она не разрешала появляться в одном и том же наряде дважды на балах. В ее гардеробе насчитывалось 15 тысяч платьев. Балы во дворце проходили с большим размахом. Придворным тоже приходилось соответствовать обстановке и своей императрице.

Кавалерская столовая

Возле Большого зала находится Кавалерская столовая, украшенная резными узорами в золоте и потрясающими картинами. В центре комнаты располагается стол, задрапированный скатертью и украшенный лентами. В столовой можно увидеть предметы известных сервизов. Когда-то в этом помещении проводились приемы для малых групп гостей и небольшие балы.

Белая парадная столовая

Белая столовая служила помещением для обедов членов императорской семьи. Здесь проходили празднества, официальные обеды с красивой сервировкой стола.

Белая Столовая

Стены помещения украшены картинами придворного художника Гроота, на которых изображены сцены охоты.

Вместо послесловия

Гости в ходе экскурсии имеют возможность, кроме упомянутых помещений, посмотреть Картинный и Арабесковый залы, Зеленую и Малиновую столбовые комнаты, Портретный зал. Все они невероятно красивы и впечатляют туристов.

Экспозиция Екатерининского (до 1910 года — Большого Царскосельского) дворца-музея охватывает более чем 300-летнюю историю выдающегося памятника и знакомит с творчеством архитекторов, которые участвовали в его строительстве и отделке в XVIII–XIX веках, а также с достижениями реставраторов, возродивших дворец после Великой Отечественной войны. Из 58 залов дворца, разрушенных в годы войны, воссоздано 32.

В царствование императрицы Елизаветы Петровны, в конце 1742 — начале 1743 года, решено было расширить здание по проекту М. Г. Земцова (1688–1743), однако смерть зодчего помешала осуществлению замысла. После Земцова работы в Царском Селе вели А. В. Квасов (1720 — после 1770) и его помощник Дж. Трезини (1697–1768), но уже в мае 1745 года Трезини сменил известный архитектор С. И. Чевакинский (1713–1780), который осуществлял надзор за строительством в Царском Селе вплоть до начала 1750-х годов.

С конца 1748 по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор императорского двора Ф. Растрелли (1700–1761). 10 мая 1752 года Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, и уже 30 июля 1756 года Растрелли демонстрировал свое новое творение венценосной заказчице и иностранным послам.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону (1743–1812). Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

Комнаты, предназначавшиеся для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, оформленные Ч. Камероном в эти же годы, ныне воссозданы: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные и Опочивальня позволяют познакомиться с уникальными интерьерами, созданными шотландским зодчим, творчество которого так любила Екатерина II.

В 1817 году по заказу императора Александра I архитектор В. П. Стасов (1769–1848) создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, оформленных в едином стиле — все в этих помещениях было посвящено прославлению блестящих побед, одержанных русской армией в Отечественной войне 1812 года.



Екатерининский дворец вместе с дворцово-парковым ансамблем является Объектом культурного наследия России и Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он расположен в Царском Селе (ныне город Пушкин) и с 1710 по 1918 г. был загородной резиденцией российских царей.

Ранняя история

В 1717 г. на месте этой деревянной усадьбы началось строительство каменного дворца.



Дальнейшее строительство дворца

Первый каменный дворец строился 6 лет: с 1717 по 1723 г. Руководил строительством Иоганн Браунштейн. В течение этого времени были возведены другие постройки: жилые и сельскохозяйственные, а также запланирован новый сад, вырыты пруды, затем появилась деревянная церковь. Сарская мыза была переименована в Сарское село (в 1725 г. оно стало называться Царским Селом).

После смерти Петра I в 1725 г. и Екатерины I в 1727 г. Царское Село стало принадлежать Елизавете Петровне, младшей их дочери. Она возродила традиции и идеалы Петровского периода, при ней был учрежден Московский университет. В годы её правления было возведено несколько больших дворцов, отличавшихся особой роскошью. На престол она взошла в 1741 г., и с этого времени особое внимание уделяла строительству Екатерининского дворца, сделав его летней резиденцией. Она не жалела денег на лучших архитекторов, садовников и предметы роскоши.

В 175 г. архитектор Растрелли начал перестраивать Екатерининский дворец в любимом стиле императрицы – барокко. Для неё он построил павильон Эрмитаж, а в 1755 г. из Зимнего дворца сюда перевезли Янтарный кабинет, мозаичные панно которого прусский король подарил Петру Великому в 1709 г.

В парках Царского Села появились постройки в различных стилях: античном, готическом, египетском, китайском, а также миниатюрные искусные пруды.



Дворец при Екатерине II

Екатерина II взошла на престол в 1762 г. Она проводила политику просвещённого абсолютизма; её правление ознаменовалось ещё бо́льшим закрепощением крестьян, расширением привилегий дворянства, расширением границ Российской империи и вхождением России в число великих европейских держав в области культуры.

Она много сделала и для дальнейшего развития Царского Села. При ней были возведены Камеровнова галерея, Орловские ворота, заложен Новый сад. Для будущего императора Александра I по проекту Дж. Кваренги в стиле классицизма возведён Александровский дворец, а вокруг него – пейзажный парк с прудами. Когда в 1780-х годах был основан Баболовский парк, он образовал с остальными парками единый парковый массив.

При Екатерине II в Царском Селе был проведён водопровод. Павел I, взошедший на престол после Екатерины II, не продолжил начатые ею постройки, а некоторые и вовсе разрушил.

Эпоха Александра I

Александр стал достойным наследником своей бабки, Екатерины II. Он достроил и улучшил то, что было создано Екатериной. Частично перестроил Оранжереи в Александровском парке. Построил в классическом стиле несколько зданий: Манеж, Конюшенный корпус, Большую оранжерею. Но главное – он основал в 1811 г. Царскосельский лицей с целью воспитания достойных людей для государственной службы. Известно, что здесь 6 лет (1811-1817) жил и учился А.С. Пушкин.

Развитие дворца в XIX веке

Император Николай I также много сделал для развития Царского Села: первая железная дорога в России начала действовать именно здесь: в 1837 г. она соединила Петербург и Царское Село. В 1840 г. был построен Екатерининский собор.

Александр III обеспечил Царское Село (и Екатерининский дворец в том числе) телефонной связью, а в 1887 г. – электричеством. В то время это был единственный в Европе полностью электрифицированный город.

Для Николая II, который здесь родился, Царское Село с 1905 г. стало его постоянной резиденцией. Во время его правления были переоформлены интерьеры Александровского дворца, для конных войск был построен Федоровский городок, возведен Федоровский собор (1913). Здесь он с семьёй содержался под арестом в последний период своего правления и жизни. В годы Гражданской войны дворец сильно пострадал, его коллекции были разграблены. В 1918 г. дворцово-парковый комплекс был национализирован и стал музеем.



Великая Отечественная война и её последствия

В сентябре 1941 г. Царское Село было оккупировано немецкими войсками. Парки и сады были уничтожены, коллекции искусства уничтожались или вывозились (было вывезено убранство Янтарной комнаты). Екатерининский дворец немцы превратили в гараж, в Александровском дворце находился штаб гестапо, а церковь стала конюшней. В 1944 г. Екатерининский дворец был сожжён.

Но после войны Царское Село активно восстанавливалось, причём работы велись исключительно на научной основе, поэтому реставрация дворца до сих пор окончательно не завершена.

Читайте также: