Отзыв о симфонии 7 шостаковича кратко

Обновлено: 05.07.2024

Вы смотрите "Седьмую симфонию" ? Какие у вас впечатления?

Я видела в интернете разные отзывы, в том числе и негативные. Людям что-то не нравится, чему-то не верят, чем-то возмущаются. Кому-то не хватает динамики. Кому-то хочется менее упитанных актеров. Кому-то - менее жестоких НКВД-шников. Кому-то не дает спокойно смотреть сюжет тема антисемитизма.

Каждый зритель имеет право на собственное, личное восприятие картины. И на ее неприятие.

Но в этом вопросе я на другой стороне. Среди тех, кто за этот сериал.

Я в принципе всегда только "за", если есть возможность увидеть ту или иную интерпретацию нашей истории, нашего прошлого. И в таких проектах я не ищу стопроцентной достоверности. Истины не может знать никто. Что говорить об истории, если даже события наших с вами дней разные люди, политики, страны - трактуют по-разному, порой, диаметрально противоположно.

Поэтому я не жду фотографической точности от сюжета. Я всего лишь хочу, чтобы сериал нашел своего зрителя. Того, кому это будет нужно. Кто не станет придираться к деталям, а почувствует и примет атмосферу в целом, поймает ритм повествования, поверит в сюжет. Кому важно, чтобы наше поколение помнило о страшных событиях, которые еще несколько лет назад казались недавними, но живых свидетелей которым все меньше, и скоро не будет совсем.

Прошу прощения за такое длинное вступление. Просто мне хочется, чтобы те, кому "Седьмая симфония" не понравилась, помнили, что есть и те, кто смотрит ее с комом в горле.

Наверное, не по всем персонажам я сегодня смогу пройтись, оставлю что-то на потом. Но есть вещи, которые хочется сказать прямо сейчас.

Большая удача для сериала, что два таких мощных актера, как Алексей Кравченко и Алексей Гуськов , согласились принять в нем участие.

Их противостояние-тандем - это одна из самых важных линий. Это ведь не только борьба характеров двух человек, это столкновение двух миров. Двух классов. Которые прежде не воевали, но держали вежливый нейтралитет, приправленный презрением.

Теперь они вступили в противостояние, из которого, я очень на это надеюсь, выйдут пусть не друзьями, но людьми, которые уважают друг друга. Отринувшими предубеждения. Переосмыслившими свои принципы. Научившимися признавать свои ошибки и прощать чужие.

Теперь Лиза Боярская .

Знаю, что не всем она импонирует. Читала в комментариях к анонсу сериала, что из-за этой актрисы многие отказались от его просмотра.

А я ее роль считаю честной, чистой, без капли фальши. Не представляю на ее месте кого-то другого. У Лизы тоже была важная задача - сыграть не просто мать, потерявшую недавно рожденного ребенка, а собирательный образ. Образ женщины, у которой война отняла самое дорогое, но которая нашла в себе силы жить дальше. И даже отыскать в сердце тепло и любовь для чужого ребенка.

Наталья Рогожкина . И здесь тоже собрано воедино все, чем были в войну русские женщины. Самопожертвование, вера, умение подставить плечо, чтобы мужчины могли не волноваться за тыл, пока занимаются своим важным делом.

Без жены дирижера оркестра не прозвучала бы Ленинградская симфония. Точнее, дирижер бы не справился с этой задачей.

И, конечно, Голос блокадного Ленинграда. Виктория Толстоганова - Ольга Берггольц, читающая в конце серий стихи, так глухо, и в то же время пронзительно, с такой ненавистью к врагу и любовью к людям. Мне стыдно, что прежде я недолюбливала Викторию Толстоганову. Сейчас я понимаю всю глубину и силу ее дарования, когда плачу от ее голоса, читающего стихи, которые слышала не раз еще с детства.

Я оставляю за всеми, кому сериал не понравился, право его не любить. Но за собой я оставляю право - на ком в горле, на слезы, на надежду, что память о блокаде Ленинграда всегда будет жить. И право не понимать, как можно считать такой сериал скучным, и искать в нем в первую очередь недостатки, не замечая того, как важно любое слово в память о нашей истории.


Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) - это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но И всему Советскому народу.

В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес и к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад B общее дело борьбы с врагом.

Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал B короткие часы затишья, вспоминал родных и близких. Многие фронтовики до сих пор помнят видавший виды оконный патефон, на котором они слушали любимые песни под аккомпанемент артиллерийской канонады.

Участник Великой Отечественной войны писатель Юрий Яковлев пишет:

"Когда я слышу песню о синем платочке, то сразу переношусь в тесную фронтовую землянку. Мы сидим на нарах, мерцает скупой огонек коптилки, потрескивают в печурке дрова, а на столе — патефон. И звучит песня, такая родная, такая понятная и так крепко слитая с драматическими днями войны. "Синенький скромный платочек падал с опущенных плеч.

В одной из песен, популярных в годы войны, были такие слова:

"Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!"

Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе прерванное войной производство грампластинок.

История создания "Ленинградской симфонии"

Война пробудила в Шостаковича желание закончить произведение и привести его к торжествующему и победному финалу. Композитор решил использовать ранее начатую пассакалью в симфонии, она стала большим эпизодом, который строился на вариациях, и заменял разработку. Летом 1941 года первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями, которые были закончены композитором еще до эвакуации из Ленинграда.

Автор вспоминал о собственной работе над произведением:

"Я писал ее быстрее, чем предыдущие произведения. Я не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны я уже принялся за работу. Тогда я проживал в консерватории, как и многие мои знакомые музыканты. Я являлся бойцом противовоздушной обороны. Я не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог".

Четвертая часть давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать, Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался духом и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено.

Исполнение симфонии №7

Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве весной 1942. Дирижировал премьерой Самуил Самосуд Примечательно, что на исполнение B небольшой город приехали корреспонденты из разных стран. Оценка слушателей была дана более чем высокая, сразу несколько стран захотели исполнить симфонию в известнейших филармониях мира, стали поступать просьбы об отправке партитуры. Право первым исполнить сочинение за пределами страны, было поручено знаменитому дирижеру Тосканини. Летом 1942 года произведение было исполнено в Нью-Йорке и имело огромный успех. Музыка разлетелась по всему миру.

Но ни одно исполнение на западных сценах не могло сравниться с масштабами премьеры в блокадном Ленинграде. 9 августа 1942 года, в день, когда по плану Гитлера город должен был пасть от блокады, прозвучала музыка Шостаковича. Все четыре части были проиграны в исполнении дирижера Карла Элиасберга. Произведение звучало в каждом доме, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Немцы были в изумлении — это был настоящий подвиг, показывающий силу Советского народа.

Интересные факты о симфонии №7 Шостаковича

В день премьеры весь город наполнялся музыкой Шостаковича. Симфония транслировалась по радио, а также из городских уличных громкоговорителей. Люди слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Многие плакали от переполнения чувством гордости за страну.

Большинство музыкантов вывезли из города еще вначале блокады, позтому возникли сложности в том, чтобы собрать целый оркестр. Но все—таки он был собран, и произведение разучено буквально за несколько недель. Дирижировал ленинградской премьерой известный дирижер немецкого происхождения Элиасберг. Таким образом, подчеркивалось, что вне зависимости от национальной принадлежности ка>кдый человек стремится к миру.

В 2015 году произведение было исполнено в филармонии города Донецк. Премьера состоялась в рамках специального проекта.

Поэт и друг Александр Петрович Межиров посвятил данному произведению стихи.

Музыка связана с еще одним военным событием, которое произошло уже в наши дни. 21 августа 2008 года произведение было исполнено в Цхинвале. Дирижировал симфонией один из лучших дирижеров современности Валерий Гергиев. Исполнение транслировалось на ведущих каналах России, трансляция также была проведена на радиостанциях.

На здании Санкт-Петербургской филармонии можно увидеть мемориальную доску, посвященную премьере симфонии.

Седьмая симфония представляет собой одно из произведений, написанных на исторической основе. Великая Отечественная война пробудила B Шостаковиче желание создать, помогающее человеку обрести веру в победу и обретение мирной жизни. Героическое содержание, торжество справедливости, борьба света с тьмой — вот, что отражается B сочинении.

Симфония имеет классическую 4—х частную структуру. Каждая часть имеет собственную роль в плане развития драматургии:

I часть симфонии


Первая часть начинается B ясном светлом до мажоре широкой, распевной мелодией эпического характера, с ярко выраженным русским национальным колоритом. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Побочная партия также песенна. Она напоминает мягкую спокойную колыбельную. Заключение экспозиции звучит умиротворенно. Все дышит спокойствием мирной жизни. Но вот откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется и мелодия: примитивная, похожая на банальные куплеты шансонетки ? олицетворение обыденности и пошлости.

II часть симфонии представляет собой скерцо. Музыка содержит в себе образы Ленинграда B мирное время с нотками сожаления о былом спокойствии. Первая тема, излагаемая струнными, соединяет в себе светлую печаль и улыбку, чуть приметный юмор и самоуглубленность. Гобой выразительно исполняет вторую тему — романсовую, протяженную. Затем вступают другие духовые инструменты. Темы чередуются в сложной трехчастности, создавая образ привлекательный и светлый, B котором многие критики усматривают музыкальную картину Ленинграда прозрачными белыми ночами. Лишь в среднем разделе скерцо появляются иные, жесткие черты, рождается карикатурный, искаженный образ, исполненный лихорадочного возбуждения. Реприза скерцо звучит приглушенно и печально.

Финал симфонии

Тональность до мажор выбрана не случайно. Дело в том, что данная тональность является символом чистого листа, на котором пишется история, и куда она повернет решает только человек. Также до мажор предоставляет множество возможностей для дальнейших модуляций, как в бемольном, так и диезном направлении.



Дмитрий Шостакович

Еще в середине сентября 1941 года гитлеровская армада подступила к стенам города. Офицеры вермахта в бинокли могли прекрасно видеть проспекты и памятники Ленинграда. Фюрер требовал как можно быстрее взять город. Уже были напечатаны билеты для нацистов на торжественный банкет 9 августа 1942 года в лучшей ленинградской гостинице. Однако очередной штурм захлебнулся, и планы фашистов рухнули. Взбешенные сопротивлением, они продолжили утюжить город тоннами снарядов, бомб и мин, душили его голодом.

Профессору Ленинградской консерватории композитору Дмитрию Шостаковичу власти неоднократно предлагали эвакуироваться. Но он категорически отказывался, более того несколько раз являлся в штаб народного ополчения и просил записать его добровольцем, чтобы с оружием в руках защищать город. К счастью ему отказали, прекрасно понимая, что гениальный композитор неминуемо погибнет в окопах.
Позже он написал в своем дневнике:

"Я начал работать над Седьмой симфонией в самые первые дни войны. В это время, я выполнял две обязанности: композитора и пожарного — дежурил на крыше консерватории и тушил зажигательные бомбы. При этом таскал туда партитуру, не мог от нее оторваться. Не люблю такие говорить про себя слова, но это была самая вдохновлённая моя работа".

Первые три части симфонии были закончены в сентябре 1941 года в блокадном Ленинграде.

1 октября Шостакович вместе с семьей был все-таки эвакуирован — военным самолетом сначала в Москву, а затем в Куйбышев, где 27 декабря была и закончена симфония. Там же с огромным успехом премьера прошла 5 марта 1942 года. Оркестром дирижировал Самуил Самосуд.

29 марта симфония прозвучала в Москве, через несколько месяцев микрофильмы улетели в Нью-Йорк и Лондон.

В мае 1942 года четыре объемные нотные тетради были доставлены в Ленинград. Руководство города считало, что для поднятия духа ленинградцев очень важно исполнить симфонию в блокадном городе. Этот факт так же должен был показать врагу, что город не сломлен и сдаваться не собирается.



Театральные афиши, октябрь 1941 г.

Первая репетиция.

Для того, чтобы грандиозная музыка зазвучала в стенах филармонии, необходимо было собрать 80 музыкантов. За месяцы блокады многие из них умерли от голода, сотни воевали на фронтах, некоторые после ранения лечились в госпиталях. По просьбе дирижёра Оркестра Ленинградского радиокомитета Карла Ильича Элиасберга (именно ему поручили исполнение седьмой симфонии Шостаковича) по радио объявили о регистрации оставшихся в живых музыкантов. По фронтам прошел приказ командования об отзыве оркестрантов.

Шатаясь от слабости, бледный и изможденный Элиасберг обходил военные госпитали в поисках музыкантов.

Виртуоза ударных инструментов Жаудата Айдарова он отыскал в морге, где вдруг заметил, что пальцы музыканта слегка шевельнулись.

- Да он же живой! Что же вы его в мертвецкую закатила? - воскликнул дирижер.

Это мгновение стало вторым рождением Жаудата. С огромным трудом медики выходили его.

На первую репетицию оркестра явились люди, обожженные войной, но не сломленные, не отчаявшиеся. Двух альтистов доставили из госпиталя. Тромбонист прибыл с передовой, где служил в пулеметной роте. Валторниста направил в оркестр родной зенитный полк. Раненый осколком контрабасист явился с забинтованной головой.

Огрубевшими непослушными руками музыканты касались струн. Истощенные духовики дрожащими губами пытались извлечь звуки труб, тромбонов и валторн.

Первая репетиция длилась всего полчаса. Ценой огромных усилий музыканты сумели сыграть первую часть симфонии.. Исполнение было далеко от совершенства, не хватало силы, мощи, слаженности. Но Элиасберг, стремившийся всеми силами удержаться с пультом, каким-то шестым чувством понял: симфония будет непременно исполнена.



Ленинград в блокаде

Артиллерийская прелюдия.

В течении 2-х месяцев шли репетиции. За это время дирижёру и музыкантам был увеличен паек. Все они находились под наблюдением медиков и постепенно набирали силу, к ним возвращались прежнее мастерство и уверенность.

С каждым разом оркестр звучал все слаженнее. Ударник Айдаров набрал форму и, держал железный ритм, своей вдохновенной игрой словно придавал коллегам дополнительной силы.

В начале августа 1942 года на улицах города появились афиши:

"Управление по делам искусств исполкома Лен горсовета, Ленинградский комитет по радиовещанию, Большой зал Филармонии сообщают, что в воскресенье 9 августа 1942 года, состоится концерт симфонического оркестра. Дирижер - К. И. Элиасбегр. Будет исполнена Седьмая симфония Шостаковича (впервые в Ленинграде)".

Точно в назначенный срок - 9 августа — зал Филармонии был до отказа заполнен публикой. В ложе разместились руководители города. Партер и балкон заняли пропахшие порохом балтийские моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие ленинградские блокадники - в мирное время завсегдатаи Филармонии, а так же известные литераторы: Николай Тихонов, Вера Инбер, Всеволод Вишневский.



Первое исполнение в Москве симфонии №7 в Колонном зале Дома Союзов.

Фашисты знали о готовящемся концерте и намеривались мощным артиллерийским огнем сорвать исполнение, "расстрелять музыку".

Однако за час до концерта наши артиллерийские полки обрушили на позиции гитлеровцев лавину огня. Пушечной прелюдией дирижировал генерал-майор Михаил Михалкин.

В результате ни один фашистский снаряд не упал рядом с Филармонией.
В назначенной время Карл Элиасберг взмахнул дирижёрской палочкой, и в зал полилась гениальная музыка Шостаковича.

Победа света и Добра.

Мирно и лирично звучали скрипки, рассказывающие о беззаботном и счастливом бытии.
Но в какой-то момент возникла тема войны — сухая, четкая, жёсткая и страшная. Тревога нарастала. Но в тревожном ритме уже возникала линия сопротивления, линия борьбы добра с вселенным злом. Скрипки и альты запели слаженнее и громче. Они оказались сильнее хаоса разрушения, ужаса войны. Тема нашествия зла сменилась мощной темой ренессанса, символизирующей возрождение красоты из праха и пепла. В заключительной части симфонии музыка звала в будущее, утверждая победу света, добра, гармонии.

Едва стихла последняя нота, на оркестрантов обрушился шквал аплодисментов. На глазах зрителей блестели слезы.

Музыка Шостаковича сумела выразить то, что объединяло людей в невыносимо трудное время: стойкость, жертвенность, любовь к своему городу и вера в победу.

Исполнение Седьмой симфонии транслировалось по радио, изнеможенные ленинградцы приникли к черным кругляшам радиоточек. Улицы и проспекты так же заполнила музыка. Ее передавали громкоговорители городской радиосети.

Музыку слышали не только жители города, но и осадившие Ленинград немцы.

Много лет спустя турист из ГДР Фриц Херман, попавший в плен в ходе прорыва блокады, прошедший сибирский лагерь и вернувшийся в родной Дрезден, разыскал Карла Элиасберга и в откровенной беседе признался ему:

"Тогда, 9 августа 1942 года, мы, немцы, поняли, что проиграем войну. Мы думали, что Ленинград после наших обстрелов и бомбежек мертв. Но когда зазвучала симфония, мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть"

Исполнение Седьмой симфонии в блокадном Ленинграде имело огромный международный резонанс. Мировая пресса посветила этому событию сотни публикаций. В период 1942-43 годах она разлетелась по многим странам мира США, Нью-Йорк, Лондон, Латинская Америка.

Гениальная музыка Шостаковича стала символом стойкости жителей и защитников осажденного города на Неве.

В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Фото: Борис Кудояров /Фотохроника ТАСС

В дни блокады в Большом зале Ленинградской филармонии была исполнена Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, написанная в осажденном городе. Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Фото: Борис Кудояров /Фотохроника ТАСС

Советский дирижер Карл Ильич Элиасберг (справа) и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета во время репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича

Советский дирижер Карл Ильич Элиасберг (справа) и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета во время репетиции Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича Фото: ТАСС

Что это за симфония

8 июля 1941 г. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС

8 июля 1941 г. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС

В октябре 1941-го Шостаковича с семьей (он был женат, воспитывал двоих маленьких детей) эвакуировали в Куйбышев (сейчас это Самара). 27 декабря 1941 года симфония была закончена.

Композитор Дмитрий Шостакович за рабочим столом. Фото: Георгий Петрусов/ТАСС

Симфония имеет классическую четырехчастную структуру. Теоретики музыки посвятили немало подробных трудов скрупулезному анализу симфонии. Мы же опишем это произведение кратко, чтобы даже далекий от симфонической музыки слушатель в общих чертах понимал, о чем эта музыка.

2 часть. Мягкое скерцо, затишье после битвы.

4 часть. Неукротимая борьба и гнев, перемежаемый воспоминанием о павших, предвестие победы.

Состав оркестра:

- деревянные духовые: 4 флейты, 3 гобоя, 5кларнетов, 3 фагота;

- медные духовые: 8 валторн,6 труб, 6 тромбонов, туба;

- ударные: литавры, треугольник, 2 малых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, ксилофон;

- щипковые струнные: 2 арфы;

струнные: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

Общая длительность симфонии — около 68 минут.

Симфонию Шостакович дописал, еще раз напомним, в конце 1942-го. До конца войны оставалось еще 2,5 года. Только представьте, какой силой духа надо было обладать, чтобы сочинить в это время симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм (не говоря уже о композиторском таланте).

Где ее исполнили впервые

Исторически ленинградская премьера 9 августа 1942 года стала самой важной, символизирующей стойкость советского народа в целом и ленинградцев в частности. Но впервые Седьмая симфония прозвучала в Куйбышеве - 5 марта 1942-го. Ее исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Исполнение транслировалось по радио и мгновенно стало мировым событием - о нем сообщили ведущие западные информационные агентства, а перед началом выступил сам Дмитрий Шостакович. В конце марта оркестр Самосуда исполнил симфонию в Москве.

Естественно, оркестры стран антигитлеровской коалиции заинтересовались сочинением. Партитуру пересняли на микропленку и переправили через линию фронта. 22 июня 1942 года (спустя ровно год после вторжения гитлеровских войск в СССР!) произведение исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда, а 19 июля — Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.

А в СССР было принято беспрецедентное решение: сыграть симфонию в городе, которому она посвящена. В городе в кольце фашистской блокады.

Карл Ильич Элиасберг

Как это было на самом деле

На первую репетицию возрождаемого оркестра удалось собрать 15 человек — при том, что требовалось 80. Через 15 минут ее пришлось прекратить: у музыкантов не было сил. Широко известен случай, как трубач не мог издать ни звука. Гобоистка Ксения Матус рассказывала, как принесла инструмент в починку, а мастер попросил в качестве оплаты принести ему кошечку. Но это было уже невозможно: всех кошек, равно как собак и птиц, в Ленинграде уже давно съели.

5 апреля оркестр дал свой первый концерт, все были воодушевлены. И вот в Ленинград спецсамолетом прибывает партитура Седьмой симфонии.

Тем не менее Элиасберг был строг, настойчив и требовал безукоризненной игры. Музыкантов искали по объявлениям, во фронтовых агитбригадах. Элиасбергу выдали велосипед, чтобы хоть как-то облегчить поиски. Наконец, состав был набран.

Хлеб тогда выдавали по карточкам. Трупы людей, умерших прямо на улице, были привычным делом. От многих домов остались только руины. Вот на каком фоне предстояло репетировать героическую музыку. Оркестрантов поставили на довольствие и кормили обедами — впрочем, довольно скудными. Репетировали по 6 часов в день. За день до премьеры дирижер искал в Ленинграде хотя бы несколько картофелин, чтобы добыть из них крахмал и накрахмалить воротничок.

. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии был переполнен. Здание было ярко освещено. Накануне и в день концерта велась мощная артподготовка, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский бомбардировщик. Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям. Изнеможденные ленинградцы слушали героическую музыку, что стало невероятным событием и мощным ударом по боевому духу фашистских войск.

В 1945 году Карла Элиасберга наградили Орденом Красной Звезды.

Выращивание овощей на Исаакиевской площади во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны.

Выращивание овощей на Исаакиевской площади во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны. Фото: ТАСС

Как это покажут в сериале

Со дня Ленинградской премьеры Седьмой симфонии прошло более 79 лет. О музыкантах оркестра известно многое, но восстановить доподлинно их биографии доподлинно невозможно, да в этом и нет нужды. Создавая образы, сценаристы стремились к художественной правде, избегая художественного вымысла.

На протяжении 8 серий зритель становится свидетелем репетиций и слышит фрагменты Седьмой симфонии (в записи фонограмм для сериала участвовали музыканты Санкт-Петербургского симфонического филармонического оркестра, оркестры Михайловского и Мариинского театров).

Карл Ильич Элиасберг (Алексей Гуськов). Один из немногих персонажей, сохранивший реальное имя прототипа. Многие эпизоды сериала действительно имели место. Так, Элиасберг в самом деле спас от голодной смерти барабанщика Жавдета - в действительности он обнаружил его в морге.

Надежда Бронникова, пианистка, жена Элиасберга (Наталья Рогожкина). Жену дирижера действительно звали именно так. В сериале Бронникову арестовывает НКВД за укрытие брата-дезертира — это художественный момент.

Анатолий Серегин, старший лейтенант НКВД (Алексей Кравченко). Жена и дети погибли в бомбежке. Прикреплен к Элиасбергу для оказания помощи в поиске музыкантов. В начале сериала относится к дирижеру с презрением, считает музыку недостойным занятием, но постепенно меняется. Собирательный персонаж.

Музыканты оркестра:

Вера Пребраженская, флейтистка (Лиза Боярская). Потеряла ребенка, работала на лесозаготовках.

Туся Черникова, скрипачка, влюблена в Элиасберга (Дарья Коныжева). Совершает подлый поступок по отношению к жене дирижера и затем раскаивается.

Леонид Клейман, альтист (Тимофей Трибунцев). В сложных отношениях с Преображенской и с бывшей женой Лидой.

Екатерина Прудникова, гобоистка, глава парторганизации радиокомитета (Лидия Вележева). Образ отчасти вдохновлен личностью реального скрипача и заместителя дирижера Семена Аркина.

Александр Рейснер, инспектор оркестра, ассистент дирижера (Сергей Барковский). В нем также есть черты Семена Аркина.

ДОСЛОВНО

Режиссер Александр Котт:

Актер и продюсер Алексей Гуськов:

Режиссер: Александр Котт.

Сценарий: Алексей Караулов, Наталья Назарова, Александр Котт, Зоя Кудря, при участии Семена Воронина и Георгия Кесояна.

Композитор: Юрий Потеенко.

В ролях: Алексей Гуськов, Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Наталья Рогожкина, Виктория Толстоганова, Дарья Коныжева, Лидия Вележева, Тимофей Трибунцев, Борис Смолкин, Игорь Ясулович, Анна Цуканова-Котт, Янина Студилина, Михаил Евланов, Игорь Лепихин, Сергей Барковский, Данил Стеклов, Макар Мозжевилов.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: