Новаторство толстого в романе петр 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Люди должны знать историю своей страны, чтобы в будущем знать, как поступать в том или ином случае. Алексей Толстой, вдохновившись эпохой Петра 1, решил показать нам все тонкости и трудности петровской эпохи. Как известно, он вложил в работу почти 10 лет своей жизни и потратил множество часов, чтобы изучить в точности эпоху преобразований и изменений в нашей стране.

История создания

Алексея Николаевича Толстого очень интересовала судьба императора Петра 1, более двадцати лет писатель изучал биографию и исторические факты из жизни правителя. Этот случай можно назвать одним из тех, когда творчество автора, в попытках передать характер эпохи и личности, граничит с научной исторической литературой.

Изначально произведение задумывалось как роман-эпопея, который бы позволил при своем объеме показать все позиции и смену мыслей человека советского. Писателю это в полной мере удалось, ведь через образ Петра проглядывает личность покровителя и почитателя Толстого – И. В. Сталина. В своем романе Толстой хотел показать ценность преобразований того времени, он описывает, как мудрость правителя определяет дальнейшее развитие государства. Но читателю совсем нетрудно уловить связь между тем временем и новой советской эпохой, где народу также нелегко измениться к лучшему, где люди не хотят принимать необходимость перемен. В такой ситуации стране нужен жестокий, но сильный и дальновидный руководитель, которого автор видел и в Петре Первом, и в генеральном секретаре партии КПСС.

Жанр, направление

“Петр Первый” — исторический роман, включает в себя элементы романа становления и героического повествования. Также можно найти черты биографического романа.

Направление – реализм. Автор воспроизводил быт и нравы, основываясь на исторических хрониках. Он писал только то, что было на самом деле.

В первой книге перед нами предстает Петр-преобразователь. Личность, еще до конца сформировавшаяся, но стремившаяся к становлению на истинный и правильный путь. Автор показывает нам царя как человека, близкого к своему народу, способного понять все проблемы и постараться найти их решение.

  1. Первый том показывает нам еще совсем маленького Петра, напуганного грядущими трудностями правления. С этого момента начинается наше знакомство со становлением будущего царя, способного изменить судьбу своей страны. Мы можем наблюдать как маленький правитель учится справляться с дворцовыми интригами, предательствами, переживает первые неудачи, учится исправлять свои ошибки и решать сложные, даже, казалось бы, неразрешимые проблемы.
  2. Во втором томе мы видим Петра уже подросшего, способного наравне с простым народом трудиться на благо процветания страны. Прошло уже много времени, молодой правитель готовится к первым преобразованиям и подписаниям законов. Петр заботится о воем народе, стараясь не допускать произвола со стороны бояр. Так, страница за страницей, у нас на глазах происходит становление царя, из маленького напуганного мальчишки в зрелого мудрого правителя.
  3. В третьем томе перед нами предстает уже состоявшийся как личность человек, царь, мужчина. Вот уже стоит на берегу Невы Петербург, прекращены многолетние войны. Как и Петр, страна встает на новый путь, изменений и улучшений. Третий том является финалом и показателем положительных последствий реформ, происходит культурный подъем жизни людей, растет и военная мощь государства.

Главные герои

  • Петр Алексеевич — царь России. Писатель постарался раскрыть образ правителя многогранно и полноценно, показав как положительные, так и некоторые отрицательные качества Петра. Монарх предстает перед нами в разном свете, начиная с молодых лет, заканчивая пиком успешных реформ состоявшейся исторической личности. Герой отличается трудолюбием, целеустремленностью, дальновидностью и силой воли.
  • Александр Данилович Меншиков — соратник Петра, готовый на все ради правителя, ему Петр доверял полностью, считал своей правой рукой. Меньшиков сбежал из семьи, будучи совсем молодым, выживал как мог, перебивался с копейки на копейку. Благодаря своему уму, попал во дворец, где работал постельничим. Когда же Петр понял истинную ценность этого человека, тот стал правой рукой государя. Он отличался умом, деловитостью и способностью усваивать новые веяния.
  • Франц Лефорт — наставник Петра, его друг, помогавший раскрыть потенциал царя. Франц предстает перед нами уже зрелым мужчиной, можно сказать, что он был главным по всем делам иностранцев в России. Лефорт служил советником Петра по военным вопросам, по социальным и экономическим делам, подсказывал, как лучше поступить во время дворцовой борьбы с Софьей.

Есть и другие герои романа, которые не менее важны для сюжета, но описать каждого нет возможности, у нас же не статья-эпопея. Но если Вам кого-то не хватило, смело пишите об это в комментариях, добавим.

Темы и проблемы

  1. Основная тема — патриотизм. Автор показывает, что наша земля богата различными природными залежами, но они растрачиваются впустую. Таким образом, в нашей стране есть потенциал, но он либо не используется, либо используется неправильно. Это может изменить только сильный и волевой человек, по мнению писателя. Каждый из нас ради своей родины, ради своего будущего должен стать таким человеком.
  2. Главная проблема – власть и ее влияние на личность. Петру пришлось столкнуться с родственными интригами, родные люди готовы были избавиться от него, лишь бы занять престол. Тяга к власти выбивает из человека все самое хорошее, оставляя на месте души выжженное поле.
  3. Проблема социальной несправедливости. Петр поставил себя на место обычного работника и понял, как тяжела жизнь народа под гнетом боярского произвола. Поэтому он так ополчился против знати, которая своей алчностью тянула страну назад, изнуряя крестьянина и живя за его счет.
  4. Социальная проблематика также включает в себя и вопрос о готовности народа к переменам. Новаторам очень трудно менять мир, они постоянно сталкиваются с непониманием и агрессией тех, кто привык жить по старинке.

Главная мысль

Основная идея романа заключается в том, что большой стране нужен дальновидный, целеустремленный и решительный лидер, который силой своей воли направит страну вперед. Без сильной и твердой руки невозможно эффективное управление. Без нее элита никогда не согласится менять хоть что-либо, ведь ей и так хорошо живется, а народ из страха перемен или невежества будет плавно погружаться в застой. Таким образом, настоящий лидер – это жесткий и непреклонный человек, который обязан идти на жертвы, чтобы творить историю.

С этим посылом можно не согласиться, он очень спорный. Автор, который вернулся из эмиграции и (благодаря протекции Горького) устроился при враждебном ему режиме, мог выполнять политический заказ, смысл которого в том, чтобы оправдать жестокую диктатуру Сталина, прикрывая репрессии исторической необходимостью.

Чему учит?

Изменения, приносящие пользу, нужны всегда. Жизнь не может стоять на месте, особенно в таком большом государстве, как наша страна. Но хоть сколько-нибудь значимые преобразования не могут свершиться сами собой, без нашей готовности к ним. Книга учит людей брать ответственность за будущее страны в свои руки и смотреть в будущее.

Нередко сами люди тормозят прогресс, и их действительно приходится подталкивать сверху, таково прямое назначение правительства. Но и сам человек должен идти навстречу позитивным переменам, должен развиваться и адаптироваться в современности, а не стоять на месте и упираться в то, что уже есть. Тогда и подталкивать никого не придется.

Критика

И. Эренбург указывал на то, что работа Толстого была похожа на творчество Достоевского. Сам автор не знал, что сделают герои, они оживали в его голове и делали то, что сами считали нужным. Никогда эти писатели не знали, чем кончится та или иная книга.

В. Инбер вспоминал, что Толстой был удивительно цельной натурой и героя выбрал себе под стать. Он также любил Россию, как и первый ее император.

Ю. Олеша отмечал подлинность прозы коллеги по перу. Он часто представлял то, что написано в романе, и строки оживали в его голове. Текст мастерки описывал все то, что хотел сказать литератор.

В. Лидин говорил, что в Толстом он ценит, прежде всего, народность. Его царь – как будто человек из народа, живущий интересами простых людей. Автор виртуозно передал русский дух, уделив внимание живой русской речи, которая украшает текст и передает тончайшие оттенки смыслов.

Л. Коган описывал подробности бесед с писателем, тот считал, что переломным моментом в русской истории является полтавская битва, именно там царь и народ соединились в едином порыве.

Г. Уланова полагала, что Толстой жил в душах своих героев, как будто бы сам переживал их эмоции, будто бы видел историю своими глазами.

Во-первых, главный герой здесь – представитель власти, самодержец.

Этот нетипичный для романов 20-х герой так же нетипично представлен. К образу Петра не добавлено романтизма. Если народных вождей изображали порой слишком идеализированно, большое внимание уделялось их внутренней жизни и нравственным мотивам, то Петр в романе Толстого – практик и деятель, действиями которого руководит вовсе не любовь к Родине и желание облегчить жизнь своего народа. Сюжет построен так, что чаще всего мы видим Петра в ситуации напряжения, когда от него требуются немедленные действия и решения. Но даже заставляя героя решать проблемы поистине мирового масштаба Толстой не гиперболизирует его образ.

Обладая яркими чертами деятельного лидера Петр 1 тем не менее развивается как личность. В отличие от многих героев других произведений, его образ дан читателю в процессе формирования характера и взглядов, линии его поведения не предопределены.

Важной чертой романа является и то, что герой здесь дан нам не как личность сама по себе, в отрыве от окружения, что было свойственно историческому роману ранее. Автор раскрывает личность Петра через его отношения с другими персонажами, через их оценку правителя и петровской эпохи. Важную роль для понимания личности Петра в романе играют Анна Монс, Меншиков, Лефорта и др.

Интерес сюжет романа и его развязка. Если типичный герой исторического романа 20-х годов всегда пытался противостоять власти и был заранее обречен на поражение, то результат деятельности Петра в реальной жизни трудно назвать однозначно успешным и неверным. Возможно поэтому Толстой, создавая третью часть книги не мог определиться, каким событием он должен закончить свой роман. К чему стоило привести эту грандиозную личность?

К сожалению, замысла автора мы уже не узнаем. Как всем известно, Алексею Толстому не удалось закончить роман.

Работая над его созданием Толстой старался сохранить эпический тон романа. Он рисует картину максимально объективную. Петр 1 в изображении Толстого не безгрешен и неидеален. Конечно, негативным чертам характера императора не уделяется много внимания и оно на них не акцентируется. При этом негативные стороны правителя не замалчиваются.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

История создания трилогии

Во время работы над этим романом Толстому пришлось исследовать обширный исторический материал: документы, исторические труды, мемуары современников Петра, фольклорные источники XVII-XVIII веков. Так же большое количество времени Толстой уделил изучению быта того времени, архитектуры, одежды. Все эти данные легли в основу романа. Особо важное значение писатель уделял особенностям языка. В своем романе он использует слова, выражения, обороты, которые в наибольшей степени отражали колорит той эпохи.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

История создания

Роман Толстого охватывает этап становления будущего императора, начиная с детства и заканчивая началом правления, уже зрелостью главного героя. Точность с исторической точки зрения обусловлена тем, что Алексей Толстой много лет до написания своего романа интересовался императором, изучал его не только как правителя, но и как личность.

Личность русского царя Петра I и время его правления привлекали внимание многих литераторов. Одним из лучших произведений на эту тему является роман Алексея Толстого «Петр Первый

Алексей Толстой называет роман в честь главного героя. Все события связаны с личностью Петра Первого. Автор сосредотачивает внимание читателя на роли этого царя в становлении новой России.

Образ героя раскрывается постепенно в течение времени. В первой части романа показаны детские годы Петра. Его становление на трон после Федора Алексеевича было скорее счастливой случайностью. Выбор был между двумя младшими братьями предыдущего царя.

Люди видят Петра впервые в образе мальчика в пестром кафтане. Даже одним нарядом наследник контрастировал с общей нищетой населения. Петр приходит ко власти во времена неразберихи и бедности.

Герой в первой части – еще несформированная личность. Один из первых эпизодов – смотрины наследника на требование стрельцов-бунтарей. Петр здесь еще всего лишь напуганный ребенок. Смешно смотрится на нем съехавшая набок мономаховая шапка.

На протяжении романа наблюдаем динамику образа Петра Первого. После описания раннего детства следуют эпизоды, где уже Петр — отрок лет двенадцати. Его голос глуховат, а немигающие глаза похожи на совиные. В этих эпизодах появляется важный герой – Алексашка Меньшиков

, который в будущем станет фаворитом царя.

А пока что Алексашка обучает подростка Петра ловкости и хитрости.

Еще будучи юношей с еле-еле пробивающимися усиками над верхней губой, Петр дает отпор родственникам, которые тоже претендуют на престол. Он прерывает церковный обряд для того, чтобы вступить в пререкания со старшей сестрой. Уже сейчас в нем начинает формироваться сильная личность, которая не станет подстраиваться под привычные устои общества, а будет преобразовывать жизнь.

В произведении Алексей Толстой подчеркивает, что юные годы царя были довольно драматичными. Это связано с его постоянной борьбой за власть. В романе есть антагонист Петра – Голицын, который является фаворитом Софьи

. В отличие от него, Петр обладает сильным деятельным характером. Он хочет как можно быстрее проявить свои качества. Первым новшеством царя стали потешные полки. Таким образом Петр продемонстрировал свою безграничную власть. И хотя вначале это казалось всего лишь потехой, после эти полки стали надежной опорой для царя.

В романе показана борьба Петра со старым устоем жизни в России, хранительницей которого была его сестра. Прогрессивные идеи нового царя поддерживают стрельцы и бояре.

Личность Петра Первого раскрыта разнопланово. Он одновременно прогрессивный политик и неограниченный во власти демонический монарх.

Произведение не было закончено писателем, но в нем образ Петра показан хорошо.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

Образ Петра в романе Толстого

Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и

В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра?

Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом ХII?

Какие действия Петра имеют историческое значение?

Выводы

16.11

Домашняя работа

Алексей Николаевич Толстой (1883 — 1945

П лан
(примерный)
1.Влияние среды и исторических событий на формирование личности Петра Первого.

2. Пётр Первый – сын своего времени.

3. Пётр Алексеевич Романов – государственный деятель:

3.1 Патриотизм, чувство национальной гордости.

3.2.Стремление преобразовать страну.

3.3 Тяга к знаниям.

3.4. Государственная мудрость.

3.5. Настойчивость в достижении цели, сильная воля, решительность,

3.6. Любовь к труду, отношение к простым людям.

3.7. Полководческий талант, уважение к солдатам.

4. Мастерство Алексея Николаевича Толстого в создании образа Петра Первого.

Сегодня речь о пойдет о романе Алексея Толстого "Петр Первый". Прежде всего хочу отметить, что это не просто очередная талантливая вещь каких в нашей литературе по счастью немало и не просто книга в общемировом печатном потоке, а именно "явление".

Именно этому роману выпала честь стать основой русской школы исторической прозы, стиль и содержание которой с тех пор стали диаметально отличаться от европейских литературных традиций этого жанра. Вместо легенькой приключенческой истории на фоне малобюджетных исторических декораций советский автор предложил читателям настоящий научно-художественный труд.

Как следствие со шпагами на страницах его романа никто не бегал, но как раз это и находило самый живой отклик в сердцах читателей и обозначило будущую исключительность соответствующего литературного направления у нас в стране. Установив это перейдем непосредственно к основному содержанию нашего сегодняшнего разговора.

Имя Петра I известно каждому с детских лет. Он, пожалуй, самая часто упоминаемая личность в русской истории, а полемика, разгоревшаяся вокруг его роли в российской государственности уже давно, не ослабевает и поныне. Самое же значительное произведение русской литературы ему посвященное– это несомненно роман Алексея Николаевича Толстого с одноименным названием. Тема великого русского царя всегда увлекала писателя хотя бы потому, что один из его предков Петр Толстой был виднейшим сторонником Петра.

Работа над романом началась в 1929 году. Автор тратил много времени на поиск нужного для написания книги материала и его работа сравнима с трудом настоящего историка. Чтобы усилить яркость и емкость языка своих персонажей, автор, отвергая громоздкие церковно-славянские обороты, которые якобы показывали колорит эпохи, использовал вместо них записки и дневники современников царя, написанные простым и емким понятным читателю языком.

Многоплановым историческим полотном предстает перед читателями фигура Петра на страницах романа. Мы с интересом наблюдаем его взросление, возмужание.

В произведении Толстого исторические личности выглядят весьма характерными. Они даже в своем величии либо низости не лишены человеческих качеств, свойственных каждому из нас.

Благородство, доблесть, честь обман, предательство– все эти эмоции выражены без украшательства, такими, какие они есть.

Отметим, что личность Петра в романе раскрывается постепенно, но уже в начале мы видим его буйную натуру и делотелостный нрав.

Ему тесно и душно в дворцовых теремах. Бойкая натура еще молодого царя не переносит ленного и сонного уклада старобоярской Московии. Он стремится прочь из дворцовых палат, реализовывать свои мечты и чаяния о свободной и независимой жизни себя и своего народа. Уже в этом его кредо угадывается будущий, пока негласный оппозиционер порядкам прошлого.

Примечательно, что натура Софьи в чем то схожа с петровской. Она тоже непокорная бунтарка. Все царские дочери до ее появления жили затворницами и редко даже выходили из дворца, а она сумела стать правительницей России. Ее распря и борьба за власть с повзрослевшим братом выглядит как схватка двух одинаково сильных личностей, сопоставимая со сражением титанов.

Стрелецкое восстание, ставшее апогеем конфронтации между двумя царскими наследниками выглядит у автора как сражение из гомеровского эпоса. Его картины удивительно ярки.

Толстой описывая те события, не лукавит с читателем и везде подчиняется исторической правде.

Такое же колоссальное впечатление, как и само восстание в романе производит и стрелецкая казнь, знаменующая его завершение. Толстой придает ей огромное символическое значение. Вместе с потоками крови согласно мыслям писателя утекает в прошлое старая эпоха.

Старая русская история заканчивается….. Начинается новая, с европейскими платьями, с состриганием бород, с все возрастающей ролью Кукуй-города (Немецкой слободы), в которой Петр проводит очень много времени.

Поездки туда для него глоток свежего воздуха там он чувствует себя не венценосной особой, а простым человеком, имеющим право вести себя, так как ему хочется, а не как требует этикет. Как верно замечала критика Кукуй-город является кусочком Европы влияние, которой позже распространилось на всю Россию. [1]

Весьма богатым и образным выглядит язык писателя. В отношении оценки его изящества и легкости очень помогает самое начало романа.

Попробуйте внимательно вчитаться в эти строки: Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, — вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы. Чуть голубоватый свет брезжил в окошечко сквозь снег. Студено. Обледенела кадка с водой, обледенел деревянный ковшик.

Чада прыгали с ноги на ногу, — все были босы, у Саньки голова повязана платком, Гаврилка и Артамошка в одних рубашках до пупка.

Мать стояла у печи. На шестке ярко загорелись лучины. Материно морщинистое лицо осветилось огнем. Страшнее всего блеснули из-под рваного плата исплаканные глаза, — как на иконе. Санька отчего-то забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. Потом зачерпнула пахучую воду, хлебнула, укусила льдинку и дала напиться братикам. Прошептала:

Не вдаваясь в подробные описания, автор емкими, яркими штрихами дает нам полноценное представление о русской жизни давно ушедшего столетия. В приведенном выше отрывке не уделяется внимания чертам персонажей и не так подробно говорится о виде их одежды, а между тем благодаря мастерству писателя мы видим их как будто наяву.

Такое поразительное авторское мастерство всемерно характеризует Толстого как талантливейшего рассказчика и художника. Не одна сторона русской жизни не обойдена им в своем романе. Жизнь и быт духовенства крестьянства и купечества в рамках одного либо двух персонажей отражает сущность общественного класса. Сам царь раскрывается с очень разных сторон. Это одновременно и великий государь и просто человек, не лишенный недостатков и пороков, что лишь способствует его сближению с читателем на протяжении чтения романа. Руководствуясь теми же принципами, Толстой рисует перед нами и образы сподвижников царя Александра Меньщикова, Алексея Бровкина и конечно Франца Лефорта. Все они захвачены реформаторскими настроениями царя, а он, почитая их как ближайших друзей, просит их указывать ему на свои ошибки. Это замечательная галерея образов сопровождает читателя, и мы можем живо проследить путь их развития. Ближе к концу романа Петр становится полновесным правителем великого государства, Алексей Бровкин сыном богатого купца, а Алексашка Меньщиков его ближайшим советником. Мораль концовки произведения очевидна: каждый из персонажей нашел свое место в жизни чего автор между строк желает и самому читателю.

К сожалению Толстой, не успел завершить свой гениальный замысел. Последнее что он успел написать была шестая глава третьего тома. Подводя итог разговору о романе, Петр I необходимо заметить, что он является классическим представителем жанра исторического романа без модной сегодня приключенческой составляющей.

Если вы хотите понять, что же такое исторический роман вам следует прочесть именно эту книгу.

[2] Варламов .А.Н. Алексей Толстой. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2008

Читайте также: