Образ дома в романе белая гвардия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Булгаков восхищается этим домом. Несмотря на ужасы войны, здесь всегда уютно и тепло, царит атмосфера любви и доброжелательности. Алексей, Николка и в особенности Елена, хранительница домашнего очага и семейного уюта, тщательно оберегают эту атмосферу. Центральный предмет в квартире – голландская изразцовая печь, где постоянно горит яркое, живительное пламя.

Семья Турбиных – люди с высокоразвитыми нравственностью и моральными убеждениями. Порядочность, справедливость, честь, мужество, искренность, сострадание, благородство – все эти качества для них незыблемы и непреложны. Они презирают ложь и трусость, именно поэтому Алексей корил себя за то, что пожал руку Тальбергу перед его бегством из Города. Душевная красота – стержень характера этих людей. В этом доме чтят и с готовностью исполняют завет матери - жить дружно. Турбины дорожат тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия не в классовом, а в общечеловеческом понимании. Даже во времена бушующей Гражданской войны для них по-прежнему важны книги, музыка, искусство, любовь, доброта, гостеприимство. Время вторгается в этот дом, разоряет семейное гнездо, но, несмотря на это, герои не меняются нравственно. Двери дома Турбиных всегда открыты для тех, кто в нем нуждается, будь то друзья семьи, а именно Шервинский, Мышлаевский и Студзинский, или дальние родственники (Лариосик), или даже Лисовичи, вынужденные искать помощи из-за ограбления.

Таким образом, дом для Булгакова – нечто большее, чем обычное жилище. Это место, способное объединить людей, обезопасить от невзгод, подарить тепло семейных традиций, олицетворение мирной жизни и покоя. Именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро и гармонию.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.

Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.




Центр интерьера и всего дома - пышущая жаром изразцовая печь, легендарный домашний очаг, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций. Она же - хранительница семейной истории: надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это альбом-хроника, книга, по которой можно прочитать, чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов.

Для Булгакова семья – это святое, это место, где человек обретает покой, которого ему так не хватает за пределами дома. Закон этой семьи – честь. Честь не только в верности отечеству, присяге, но и в верности и преданности всем членам семьи. А еще в этой Семье культ порядочности. Порядочности во всем: и в отношении друг к другу, и в отношении к тем, кто приходит в дом Турбиных.

Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса – “инженер и трус, буржуй и несимпатичный”. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но они не станут считать купоны, затаившись, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала.

Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара – отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой. Все честное и чистое, как магнитом, притягивается домом.

В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или не уклоняющийся от того, что выпало на его долю Алексей Турбин, или Лариосик. Именно Лариосик сумел достаточно точно выразить суть дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия: там, за окнами, – беспощадное разрушение всего ценного, здесь, за шторами, – непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах.

Мышлаевский, Степанов и Шервинский, младший брат Николка – все взволнованно обсуждают происходящее в городе. А также здесь присутствует Елена – сестра Алексея и Николки.












Образ Дома и Города в романе Булгакова “Белая гвардия”

В романе “Белая гвардия” писатель обращается ко многим серьезным и вечным темам. Революция, а затем и Гражданская война заставили людей переосмыслить все усвоенные ранее ценности. Писатель тяжело переживал происходящие события и всей душой пытался понять окружающую его действительность. И он осознавал, что главная беда России – в падении уровня нравственности, в бескультурье и невежестве, что, по его мнению, было связано с уничтожением интеллигенции, которая в течение долгого времени выступала основным носителем нравственных ценностей.


Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.




Предательство Тальберга

Комната Елены (половина Тальбергов)

Вот он, бок той же печки – в углу комнаты, а внизу чугунная дверца-заслонка: через нее печь и топится.


В спальне у Елены в печке пылают дрова. Сквозь заслонку выпрыгивают пятна и жарко пляшут на стене.

Очаровала меня изразцовая печка, да оно и не удивительно. Но давайте все-таки отвлечемся от нее и оглядимся по сторонам. На предыдущей фотографии виден комод, над которым развешены семейные фотографии. Центральная рама – для портрета самой Елены, но рама пуста. Это потому что в образе Елены слились сразу четыре сестры Булгакова: Вера, Надежда, Варвара и Елена. Нарисуйте в пустой раме портрет силой своего воображения.

А вот портрет ее мужа – капитана Тальберга – можно увидеть и без воображения. У него единственный прототип: это муж Варвары Булгаковой – Леонид Карум.



Леонид Карум с женой Варварой (прототип Тальберга и ¼ прототипа Елены Турбиной)



? Рассмотрите на нем Еленину комнату: не пугайтесь, это не медведь лезет из-под кровати, а всего лишь лежит на полу пушистая медвежья шкура. Над кроватью видит белый гобелен с белым соколом на руке белого Алексея Михайловича, а по правую лапу медведя стоит белая тумбочка с лампой, прикрытой знаменитым красным (увы, тоже белым) капором. Когда-то, в мирные годы, ездила Елена в этом капоре вечерами в театр, но вот обветшал капор, истёрся, и годится разве для того, чтобы приглушить свет лампы, томящий Елену.


Вообще, комната Елены белая практически целиком – не дожила до нашего времени здешняя обстановка. Однако один очень важный предмет, находящийся здесь, целиком искупает отсутствие прочего. Не закрывайте план: смотрите, в углу у окна висит икона. Именно перед ней Елена истово молилась Богородице о спасении умирающего брата, и именно благодаря ней происходит главное чудо романа. Икона подлинная, принадлежавшая в начале века семье Булгаковых; а при реставрации дома в стене был даже найден крюк, на котором она когда-то висела. После открытия музея Казанская Божья Матерь снова утвердилась на прежнем месте.


Фото Дарины Маркеловой


Маститые булгаковеды в один голос твердят, что такой фокус как раз в духе театрализованных булгаковских розыгрышей, и самому Булгакову обязательно бы понравился. Ну, если бы Булгакову понравился, тогда ладно, отправимся в шкаф.

Автобиографичное произведение

Дом на Андреевском спуске



Дом Булгакова на Андреевском спуске, он же Дом Турбиных на Алексеевском
Дом находится на Андреевском (в романе – Алексеевском) спуске, под номером тринадцать. Поскольку ему выпало существовать сразу в двух реальностях – в нашей и в литературной, он вообще двойственен по натуре. Это хорошо видно изнутри, но это можно заметить еще на улице, если обратить внимание на жестяной указатель с номером: идешь слева направо – проходишь мимо дома Булгаковых (номер тринадцать по Андреевскому спуску), идешь справа налево – проходишь мимо дома Турбиных (тот же тринадцатый номер уже по спуску Алексеевскому). Смотрите сами:



Номер дома на булгаковском музее

Спуск пролегает между двух гор, и дом стоит на склоне одной из них. Такое расположение и послужило причиной описанной в романе особенности постройки: на улицу квартира Турбиных оказывается во втором этаже, а во внутренний двор с противоположной стороны – в первом. В этом дворе под самой стеной дома зияет провал, заглянув в который можно увидеть подвальный дворик соседей с первого этажа. Туда, вниз, со двора ведет лестница, а над провалом вдоль стены флигеля перекинут деревянный мостик к веранде Булгаковых-Турбиных.



Вид на террасу турбинского дома с заднего дворика

Фотографировать, к сожалению, в квартире Булгаковых нам не разрешили – авторскую экспозицию снимать почему-то нельзя. Да что ж такое, сговорились что ли булгаковские квартиры Киева?! Ладно, мы люди законопослушные – нельзя, стало быть, нельзя. Особенно если фотографии музея и так можно найти в интернете. Я надеюсь, их авторы не обидятся, если я покажу вам некоторые из них.

Итак, пора бы уже начать нашу виртуальную экскурсию по турбинской квартире, а то я всё вокруг да около. Чтобы вам легче было понять расположение комнат в доме Булгаковых-Турбиных, я нарисовал план второго этажа. Потом этот рисунок как-то незаметно оброс мебелью, и получился до того подробный, что прямо самому приятно.

Вы можете и по ходу моего рассказа время от времени переключаться на него, чтобы следить за нашими перемещениями по квартире.

Всеобщая ненависть

Режим работы

  • Ежедневно с 10:00 до 18:00 (касса до 17:00).
  • Выходной — среда.
  • В понедельник с 10:00 до 12:00 — санитарный час.
  • Санитарный день — первый вторник месяца.
  • Заказ экскурсий по телефону: +38
  • Стоимость билетов 30 грн. Стоимость экскурсии 100 грн с группы 10 чел. (цены указаны по состоянию на 30 июня 2012 года)
  • Каждый месяц 13 числа в музее проходит журфикс — музыкальный вечер классической музыки.
  • Ежегодно в сентябре — день сбора винограда.

Завет матери

Большое внимание автор уделил элементам интерьера в доме Турбиных. Благодаря мелким деталям создается яркий контраст между этой квартирой и той, которая находится этажом ниже. В доме Лисовича обстановка холодная и неуютная. А после ограбления Василиса отправляется к Турбиным за душевной поддержкой. Даже этот на первый взгляд неприятный персонаж чувствует в доме Елены и Алексея себя в безопасности.

Мир, находящийся за пределами этого дома, погряз в неразберихе. Но здесь все так же поют песни, искренне улыбаются друг другу и смело смотрят опасности в глаза. Эта атмосфера привлекает и другого персонажа – Лариосика. Родственник Тальберга почти сразу здесь стал своим, что не удалось мужу Елены. Все дело в том, что прибывший гость из Житомира обладает такими качествами, как доброта, порядочность и искренность. А они являются обязательными для длительного пребывания в доме, образ которого изобразил столь живо и красочно Булгаков.

Гостиная

Начинается экскурсия с гостиной – главной комнаты дома, всегда с готовностью принимавшей гостей семьи Булгаковых. Столь же гостеприимна она была и романе, и даже в самые трудные времена служила неизменным местом встречи турбинских друзей.

Давайте попытаемся разобраться, кто здесь кто. Судя по всему, стоят в таком порядке: Лариосик, Мышлаевский, Студзинский, Алексей Турбин, Николка, Шервинский. Сидит, разумеется, Елена. Но на предыдущей фотографии – гостиная Турбиных на сцене МХАТа, а мы давайте оглядимся в настоящей гостиной Булгаковых.

Сравните обстановку в гостиной тех лет с нынешней, и попытайтесь найти отличия: тот же стол с той же лампой, то же кресло, те же цветы – разве что сплошь белые. Не дожила до наших дней и рама портрета. А вот сам портрет отца семейства, профессора Афанасия Ивановича Булгакова – подлинный.



– отца писателя. Фото Елены Шарашидзе

Слева на этом фото можно заметить угол печи, расположенной в углу гостиной и греющей сразу три смежные комнаты. Это – тот самый Саардам, на изразцы которого гостями и хозяевами дома были нанесены знаменитые надписи. Только надписи эти были не тут, в гостиной, а с другой стороны печи – с того ее боку, который выходит в столовую за стенкой (мы еще дойдем туда). А оставшийся бок треугольного изразцового столба выходит в комнату Елены. Давайте выйдем туда и мы.




Кабинет

Нам повезло: нам не просто позволили сделать еще один круг по квартире, но даже в виде особой любезности открыли угловую комнату с выходом на балкон – комнату эту во время экскурсии мы почему-то не проходили (кажется, в ней проходит реставрация). Благодаря удобному положению – отдельному входу с лестницы – эта комнатка после возвращения доктора Булгакова в Киев в восемнадцатом году использовалась им для приема пациентов. Сейчас, правда, отдельного входа уже нет – дверь заложена кирпичом, и попасть в кабинет можно только из гостиной. Впрочем, помнится, в романе посетители доктора Турбина тоже проходили в кабинет через гостиную, так что кто знает, когда вход с лестницы исчез на самом деле? На я нарисовал на месте этой двери полупрозрачную стенку – то ли есть ход, то ли нет.



Дверь была (или не была) в стене, у которой стоит кушетка Фото maucat

Если бы мы вошли сквозь эту призрачную дверь, то нам открылся бы такой вид:



Справа от стола – дверь на балкон Фото maucat

Да, стоит ли говорить, что доктор Турбин облюбовал себе тот же кабинет, что и доктор Булгаков? Сейчас в этой комнатке можно увидеть табличку, выскочившую в реальность из романа – вон она висит на спинке стула:

Доктор А.В.Турбин

Венерические болезни и сифилис 606 – 914 Прием с 4-х до 6-ти

Заходить в кабинет доктора нам, правда, не разрешили, чтобы мы не потоптали тамошний реставрируемый паркет.

Столовая

Из комнаты Лариосика мы наконец-то оказываемся в столовой, самой лучшей и уютной комнате особнячка. Вот он, Саардамский Плотник – печь, обратную сторону которой мы уже видели в гостиной.



Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе знойная роза, утверждающая красоту и прочность жизни.

А через несколько дней зыбкий уют разлетится вдребезги, билет на Аиду превратится в билет в Аид, и раненый доктор Турбин, бледный до синевы, будет лежать на диванчике под старыми часами, а рядом будет метаться Елена. Спальня Алексея тут, через стенку, и лежа в своей постели, умирающий доктор будет мучиться в тяжелом, жарком, липком бреду. Когда-то в этой комнатке умирал Афанасий Иванович Булгаков, а теперь суждено умирать Турбину.

Булгаков – мистический писатель. Всмотритесь в зеркало, висящее в углу столовой. Если в столовой погаснет свет, вам удастся заглянуть сквозь него в болезненный бред Турбина: вы увидите в зазеркалье пляшущий в стол, снежную вьюгу восемнадцатого года, а затем сменяющее всё сияние звезд над головой. Это – одно из чудес, приготовленных для вас музеем.

Видением звезд в зеркале и заканчивается экскурсия по дому Турбиных. Но давайте не торопиться покидать его. Если мы дождемся, пока все прочие посетители спустятся вниз, и подойдем к экскурсоводу, он наверняка не откажет нам в просьбе немного здесь задержаться.

Булгаковский паркет

Да, кстати, о паркете. Историческую ценность для булгаковедов представляет лишь гомеопатически малая доля содержащегося в доме паркета: кусочек плинтуса, еще заставший Булгакова, содержится на первом этаже музея. Хранится он в окладе под стеклом как святыня – разве что не в специальном ларце-ковчеге. Как следует из приложенного сертификата, обретение частицы истинного плинтуса Михаила Афанасьевича произошло благодаря Александру Крылову, преподнесшего булгаковскому дому такой подарок.


На реликвии прилеплена голограмма за нумером S-1426, удостоверяющая подлинность раритета. Музей готов безвозмездно отдать его человеку, который подарит Фонду Булгакова 10 000 гривен. Вас как, не интересует?


А я вот думаю: если кусочек булгаковского плинтуса размером со спичечный коробок стоит больше тысячи евро, то сколько же будет стоить целая булгаковская квартира – ну, та самая, номер 34 в доме на Садовой? Ее пока не превратили в музей, а, значит, можно ее купить и поселиться там же, где когда-то поселился Воланд. Только трудновато, пожалуй, будет накопить на нее, при таких-то расценках. А раз так, то бог с ней, с московской квартирой писателя, вернемся к киевской.

Раз уж заговорили о паркете, скажем вот еще о чем. Если при посещении музея у вас не окажется денег на вышеозначенный плинтус, не огорчайтесь. Лучше обратите внимание на первую ступеньку лестницы, ведущей в турбинскую квартиру. Эта единственная сохранившаяся с начала прошлого века ступенька, по ней Булгаков поднимался к себе на второй этаж. И постоять на ней можно совершенно бесплатно.


На этой оптимистической ноте мы и закончим нашу экскурсию по дому Турбиных. Музей этот оставляет очень хорошее послевкусие – будете в Киеве, обязательно загляните туда (только обязательно заранее позаботьтесь раздобыть его телефон и за несколько дней до визита записаться на экскурсию). Там, кстати, есть хорошая традиция поить гостей чаем на веранде. Мы вот, увы, не смогли этого оценить из-за кутерьмы по случаю булгаковского юбилея. А вы, если попадете туда, обязательно попробуйте чай (особенно хвалят крымский). И не забудьте поделиться своими впечатлениями.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ дома в романе Белая гвардия.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Булгаков восхищается этим домом. Несмотря на ужасы войны, здесь всегда уютно и тепло, царит атмосфера любви и доброжелательности. Алексей, Николка и в особенности Елена, хранительница домашнего очага и семейного уюта, тщательно оберегают эту атмосферу. Центральный предмет в квартире – голландская изразцовая печь, где постоянно горит яркое, живительное пламя.

Семья Турбиных – люди с высокоразвитыми нравственностью и моральными убеждениями. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Порядочность, справедливость, честь, мужество, искренность, сострадание, благородство – все эти качества для них незыблемы и непреложны. Они презирают ложь и трусость, именно поэтому Алексей корил себя за то, что пожал руку Тальбергу перед его бегством из Города. Душевная красота – стержень характера этих людей. В этом доме чтят и с готовностью исполняют завет матери - жить дружно. Турбины дорожат тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия не в классовом, а в общечеловеческом понимании. Даже во времена бушующей Гражданской войны для них по-прежнему важны книги, музыка, искусство, любовь, доброта, гостеприимство. Время вторгается в этот дом, разоряет семейное гнездо, но, несмотря на это, герои не меняются нравственно. Двери дома Турбиных всегда открыты для тех, кто в нем нуждается, будь то друзья семьи, а именно Шервинский, Мышлаевский и Студзинский, или дальние родственники (Лариосик), или даже Лисовичи, вынужденные искать помощи из-за ограбления.

Таким образом, дом для Булгакова – нечто большее, чем обычное жилище. Это место, способное объединить людей, обезопасить от невзгод, подарить тепло семейных традиций, олицетворение мирной жизни и покоя. Именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро и гармонию.

Читайте также: