Падение византии независимость русской православной церкви кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как Русская православная церковь стала самостоятельной?

1. Православие в начале XV в.

К началу XV в. центром православия оставалась Византия. В Константинополе находилась резиденция вселенского (константинопольского) патриарха, считавшегося главой всех православных христиан мира. В Александрии был расположен центр африканской православной общины. Возглавлял её патриарх александрийский (которого именовали папой). Антиохийский патриарх имел резиденцию в Дамаске. Он был главой православных на Ближнем Востоке. Иерусалимский патриарх являлся первосвященником для православных христиан, живших в Палестине. Русская православная церковь в то время не имела самостоятельности. Её главой считался митрополит Киевский и всея Руси, назначавшийся вселенским патриархом. После разорения Киева Батыем митрополит чаще жил на северо-востоке Руси. В 1299 г. резиденция митрополита была окончательно перенесена во Владимир, а с 1325 г. митрополит Пётр перенёс её в Москву.

В надежде спасти гибнущую Византию её император Иоанн VIII Палеолог в 1437 г. во главе огромного посольства приехал в Рим к папе римскому. Его сопровождали 600 самых знатных людей империи и всё высшее церковное руководство во главе с константинопольским патриархом Иосифом II , патриархами александрийским, антиохийским и иерусалимским. В составе греческой делегации был и только что назначенный новый митрополит всея Руси грек Исидор. Именно он представлял особый интерес для папы, так как появлялась надежда добиться приобщения Руси к католической вере.


Монахи. Миниатюра из летописи

2. Флорентийская уния и Русь

В 1438 г. начал работу церковный собор, который должен был обсудить вопрос об объединении (унии) Католической и Православной церквей. Полтора года 700 делегатов из многих стран вели богословские споры. Католиками ставился вопрос и о признании римского папы единым главой всех христиан, и о признании православными главных католических догматов при сохранении своих обрядов. В обмен на это папа римский обещал военную помощь Византии со стороны католических стран в борьбе с турками-османами.

Патриарх Иосиф II отказывался отступать от православных обычаев и признавать главенство папы римского. Однако в разгар споров он умер.

Под давлением римского папы и византийского императора почти все византийские делегаты одобрили унию. Она была подписана во Флоренции в 1439 г. Единственным участником собора, отказавшимся подписывать Флорентийскую унию, был эфесский митрополит Марк.

Митрополит Киевский и всея Руси Исидор был горячим сторонником Флорентийской унии и поставил свою подпись под этим документом. Унию поддержали и многие православные церковные деятели Великого княжества Литовского. Однако большинство православных людей ни в Византии, ни в других странах не были согласны с унией.

Вскоре митрополит Исидор прибыл в Москву.

Он провёл службу в Успенском соборе, на которой приказал нести католический крест, помянул папу римского и зачитал текст Флорентийской унии. Всё это вызвало негодование москвичей. Великий князь Василий II приказал заточить Исидора в монастырь, но вскоре тот бежал за границу. Флорентийская уния была отвергнута собором русского духовенства и объявлена ересью.

3. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви

Заключив унию, Византийская империя так и не получила существенной помощи от католических стран Европы. На Руси и в других православных землях взятие Константинополя турками-османами в 1453 г. расценили как расплату за отход от веры предков.

Теперь вопрос о назначении константинопольского патриарха оказался в руках правителя Османской империи — султана. За право вступления в должность будущий патриарх должен был заплатить огромную сумму денег. Заинтересованность султанов в частой смене патриархов привела к тому, что из 159 константинопольских патриархов за период существования Османской империи 105 были смещены, 27 вынужденно отреклись, 6 были казнены и лишь 21 умер своей смертью, находясь на должности.



Монастырь в Московской Руси. Художник А. М. Васнецов

Бегство Исидора дало основание русскому духовенству лишить его сана митрополита Киевского и всея Руси. В 1448 г. был созван церковный собор, на котором впервые без согласия Константинополя митрополитом Киевским и всея Руси был избран епископ рязанский и муромский Иона. Этот шаг означал закрепление самостоятельности (автокефалии) Русской православной церкви, её независимости от вселенского патриарха. Все последующие митрополиты всея Руси (так стали теперь называть главу Церкви) вводились в сан без участия константинопольских первосвященников.

4. Русская православная церковь в XV в.

Утратив свои позиции в Москве, Константинополь пытался сохранить их в Великом княжестве Литовском. В этом его поддерживали власти княжества. В 1458 г. вселенский патриарх и папа римский, несмотря на протесты митрополита Ионы, признали митрополитом Киевским и всея Руси сторонника унии Григория, ученика Исидора. С тех пор одновременно действовали два митрополита всея Руси. В Киев митрополитов назначал Константинополь, а в Москве их избирало высшее духовенство. Такое положение сохранялось до конца XVII в.



Спасо-Андроников монастырь в Москве


Встреча русских переселенцев с языческим шаманом. Художник К. В. Лебедев

После завоевания османами Византии и ряда южноевропейских стран Русское государство осталось единственной независимой православной державой.

На протяжении всего XV в. наблюдался рост авторитета и влияния Русской православной церкви среди различных слоёв населения. В условиях непрерывных войн и конфликтов люди стремились увидеть образец для подражания в служении подвижников. К лику святых в то время причисляли в основном церковных деятелей, а не князей, как это бывало прежде.

Христианские проповедники проникали в самые отдалённые районы страны, под их влиянием крещение принимали долго сохранявшие традиционные верования народы Русского Севера, Приуралья. Ещё во второй половине XIV в. в землях зырян и перми проповедовал епископ Стефан Пермский, близкий соратник Сергия Радонежского. Стефан Пермский разработал алфавит для местных народов, он вошёл в их историю как друг и учитель.

С конца XV в. в ряде русских земель началось распространение ересей. Прежде всего это касалось Новгородской, Псковской и других земель, имевших развитые связи со странами Запада. Первоначально еретики выступали против некоторых сторон богослужения.

Но уже вскоре начались серьёзные столкновения между сторонниками и противниками обновления Церкви. Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа, отвергали почитание икон, монашество. Подобные идеи нашли поддержку среди части духовенства и даже людей, близких к государю всея Руси Ивану III. Поначалу он сам сочувственно относился к еретикам, так как, обличая Церковь, они поддерживали его власть. Однако вскоре Иван III отверг идеи еретиков. Их руководители были казнены.

Как боролись с еретиками в Средние века в Западной Европе?

Главным событием в истории Русской православной церкви в XV в. явилось обретение её независимости (автокефалии). Церковь сыграла большую роль в становлении нового Российского государства.

Вопросы и задания для работы с текстом

1. Какую цель ставило перед собой византийское посольство, отправившееся из Константинополя в Рим в 1438 г.? Была ли эта цель достигнута? 2. Что такое Флорентийская уния? 3. Когда Русская православная церковь стала автокефальной? Что это означало? 4. Почему на территориях бывшего Древнерусского государства возникли два центра Русской православной церкви? Где они находились? 5. Оцените роль великих князей московских в укреплении позиций Русской православной церкви.

ИЗ ОБРАЩЕНИЯ МАРКА ЭФЕССКОГО К ПРАВОСЛАВНЫМ

Мы говорим, что прибавление в Символе веры возникло беззаконно и противозаконно и противно отцам; а они (католики. — Авт.) утверждают, что оно законно и благословенно. Для нас папа представляется как один из патриархов, и то если бы он был православным, а они с большою важностью объявляют его викарием Христа, отцом и учителем всех христиан. Итак, братие, бегите от них и от общения с ними.

1. Выпишите из текста в тетрадь незнакомые слова и с помощью Интернета найдите их значение. 2. Сформулируйте главную мысль автора документа. 3. Докажите с помощью текста документа, что его автор был участником Флорентийского собора.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. В чём состоят основные различия православия и католичества? Составьте в тетради сравнительную таблицу. Подготовьте презентацию на эту тему.

2. Обретение Русской православной церковью независимости от константинопольского патриарха, с одной стороны, повысило её авторитет, а с другой — усилило её зависимость от великих князей. Объясните почему.

3. Используя материалы Интернета, подготовьте слайд-экскурсию по одному из известных православных монастырей России.

4. Выясните, какие символы украшают религиозные сооружения. Что они означают? Составьте в тетради справку о любом из таких символов.

Запоминаем новые слова

Автокефалия — в православии самостоятельная поместная церковь.

Догмат — основное положение религии, принимаемое за непреложную истину, не подлежащее сомнению.

Из истории отношений Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата

Святейший патриарх Иов
Святейший патриарх Иов
Наибольшего обострения отношения между Русской Церковью и Константинополем достигли после Ферраро-Флорентийского Собора.

Естественно, греки в большинстве своем рассчитывали на то, что им удастся убедить католиков в заблуждениях и заключить унию на православных основаниях. Впрочем, достаточно сильной была и партия, которую поддерживал правящий император, считавшая, что возможны уступки католикам. Эта позиция обуславливалась серьезным политическим обстоятельством: Византия находилась на краю гибели, теснимая турками. Подписанная уния давала византийцам возможность надеяться, что братский христианский Запад тут же отправит своим восстановленным единоверцам военную помощь, и враг общими усилиями будет отброшен. Однако на Соборе выяснилось, что воссоединение Церквей на условиях принятия православных догматов невозможно. Преобладавшая на Соборе католическая сторона имела все преимущества и рычаги давления. Грекам же в условиях катастрофического положения империи приходилось принимать условия со стороны. Настаивать на своих условиях им было не под силу.

Кульминацией Ферраро-Флорентийского Собора стало подписание унии в июле 1439 года, согласно условиям которой Константинопольский Патриархат признавал основные догматические положения западно-христианской Церкви, верховную власть папы Римского, но сохранял сложившиеся церковные структуры и обрядность. Подписана была уния и делегацией Русской Церкви во главе с первым лицом – митрополитом-греком Исидором, который стал ярым сторонником и проводником унии в жизнь. (Впоследствии некоторые члены делегации заявили, что согласились поставить подписи под соборным определением исключительно под нажимом со стороны.)

Но уния, подписанная в Италии, не была принята на Руси.

После разоблачения на Соборе Исидора заключили под стражу в Чудовом монастыре Московского Кремля до выяснения всех обстоятельств: на Руси все еще опасались самостоятельно решать сложные богословские вопросы, тем более непосредственно затрагивающие интересы Патриархии Константинопольской. Из Чудова монастыря митрополит вскоре бежал (или, что более вероятно, ему дали бежать) в Литву – еще одно проявление опасений Москвы за собственные чрезмерно самостоятельные действия. Русская Православная Церковь осталась без архипастыря.

Все эти обстоятельства способствовали тому, что в высших церковных и светских московских кругах крепла уверенность в правильности выбранного пути – к автокефалии.

Но у каждой медали есть своя оборотная сторона. Дело в том, что с восшествием на Константинопольскую патриаршую кафедру главы ортодоксальной православной партии Геннадия Схолария в январе 1454 года – уже после падения Константинополя – Флорентийская уния, не встретившая сочувствия у большинства населения Греции, была окончательно отвергнута, и Греческая Церковь вернулась в лоно Православия. Таким образом исчезал прецедент, благодаря которому Русская Церковь заявила о своей независимости. Следующим шагом, по идее, должно было стать воссоединение Церквей. Но автокефалия в равной степени была нужна и крепнущему Русскому Православию, и только-только рождавшемуся из пепла феодальной раздробленности единому Русскому государству. Путь назад был невозможен.

Определяющую роль играло и то, что с исторической арены сошло православное Византийское государство. Над Вселенским Константинопольским Патриархатом нависла всепоглощающая тень новой империи – теперь уже исламской. Не только крупный военачальник своего времени, но и тонкий политик, покоритель Византии султан Мехмед II уже через считанные месяцы после захвата Константинополя предпринял шаги по реставрации патриаршей власти: кафедра патриархов Константинополя вдовствовала еще с 1451 года, после бегства на Запад униатского патриарха Григория Маммы. Показательно, что Мехмед II остановил свой выбор на убежденном противнике Флорентийской унии Геннадии Схоларии. Еще более примечательно то, что Геннадий Схоларий, попавший в плен в дни падения Константинополя, а затем проданный в рабство, разыскивается и выкупается султаном специально для последующего определения на патриаршую кафедру.

Серьезность положения в отношениях между Церквами очевидна.

Однако и тогда исторические обстоятельства в конечном счете взяли верх. Во второй половине XV – начале XVI века после трех с лишним столетий феодальной раздробленности, двух с лишним столетий зависимости от Золотой Орды было создано централизованное Русское государство – крупнейшая в Европе держава. Более того, к концу XV столетия Россия оказывается фактически единственной независимой православной страной в мире (!), и взоры покоренных православных народов обращались к ней – к их последней надежде. За помощью, в первую очередь – финансовой, в далекую Москву поехали и крупнейшие церковные иерархи, и посланники политической элиты со всех уголков православного мира: из Египта, Палестины, с Синая, Балкан…

Византия – одна из наиболее долгоживущих империй в истории человечества. Она существовала тысячу лет, на протяжении всего Средневековья. С военно-политической и экономической точек зрения в 6-7 веках Византия являлась самым могущественным государством Европы. В культурном же плане это государство доминировало вплоть до своей гибели в 15 веке. Почему и как произошло падение Византийской империи? В чём заключается историческая и духовная связь России и Византии? Какие уроки мы сегодня можем извлечь из судьбы этой великой средневековой державы?

падение Византийской империи

Современная реконструкция средневекового Константинополя

Краткая история Византии

В конце 4 века произошёл распад империи на Западную (с центром Риме) и Восточную (с центром в Константинополе). Первая вскоре была захвачена варварами и прекратила своё существование. Восточная же стала единственной наследницей распавшейся Римской империи.

Основным языком в Византии был среднегреческий, государственной религией – Православие. Византийские императоры именовались василевсами. Историк Александр Дворкин отмечает:

Максимального расцвета Византийская империя достигла при Юстиниане I в середине 6 века. Государство тогда имело наибольшую площадь и включало почти всё Средиземноморье, а также большую часть Причерноморья. В последующие столетия под натиском многочисленных завоевателей (славяне, булгары, лангобарды, арабы, османы и др.) государство постепенно теряло свои территории. Примерно половина населения империи погибла при эпидемии чумы в 6-7 веках.

Официальный раскол христианской Церкви на латинскую (Католичество) и греческую (Православие) в 1054 году усугубил и без того плохие отношения с Западом. В 1204 году Константинополь был разорён крестоносцами (Четвёртый крестовый поход), Византийская империя распалась на несколько государств. Отвоевание столицы и изгнание латинян произошло спустя полвека силами Никейского правителя Михаила III Палеолога. Однако вернуться к былому величию Византия уже не смогла.

Падение Византийской империи

Из-за непрекращающихся войн с многочисленными враждебными соседями экономика империи веками находилась в упадке. Торговля почти полностью перешла под контроль западноевропейских купцов. Обнищание населения вызывало народные восстания. Государство ослабевало из-за коррупции чиновников, внутренних заговоров и междоусобных конфликтов.

На протяжении десятилетий турецкие султаны постепенно захватывали византийские земли. К середине 15 века от некогда могущественной империи остались лишь столица и несколько островов. Когда пал Константинополь? Это произошло 29 мая 1453 года после двухмесячной осады города Мехмедом II. При обороне столицы погиб последний византийский император Константин XI. Тысячелетняя Ромейская империя окончательно угасла.

Духовные причины падения Византийской империи

Православная традиция усматривает не только материальные, но и глубинные, духовные причины гибели Византии. Постепенное ослабление империи и её крах стали закономерным итогом духовно-нравственного разложения и предательства истинной веры.

Так, несмотря на сопротивление большинства церковных иерархов, византийские императоры ради военно-экономической помощи Запада заключили с католической церковью Лионскую (1274 г.) и Флорентийскую (1439 г.) унии. Формально это был акт объединения церквей, фактически же – подчинение греческого христианства латинскому с признанием католических догматов. Первая уния не была принята византийским духовенством. Вторую осудили Иерусалимский (1443 г.) и Константинопольский (1484 г.) Соборы Православной церкви. Прекратила общение с униатами и Русская митрополия.

Заключение уний не только не оправдало прагматических ожиданий византийских правителей, но и обернулось пагубными для государства последствиями. Императоры-изменники внесли раскол и смуту в общество, подорвали свой авторитет в народе.

В последние столетия существования Византии её жители всё больше отступали от Православия. Одни были готовы стать католиками ради защиты от турок. Другие были не против перейти под власть мусульман и принять их веру, чтобы стать независимыми от Запада. Также распространились различные языческие течения и суеверия. Настолько разобщённое и духовно дезориентированное общество не могло защитить свою Родину. Поэтому падение Византии было неизбежным.

Духовные писатели того времени свидетельствовали о вопиющем падении нравов в империи. Усиливались разврат, пьянство, увлечение колдовством. Приведём слова монаха и проповедника 14-15 веков Иосифа Вриенния:

Византия и Россия: историческая и духовная связь

Уже в 9 веке между Византией и Древней Русью установились тесные военно-политические, экономические и культурно-религиозные связи. Эти отношения далеко не всегда были добрососедскими. Историк-византолог Геннадий Литаврин отмечает:

Именно из Византии княгиня Ольга приняла христианство в середине 10 века. А в 988 году её внук Владимир избрал греческую веру в качестве государственной религии Руси. Этот выбор определил вектор становления и развития Древнерусского государства. В короткие сроки оно впитало богатую и глубокую культуру ромеев: от письменности и образования до архитектуры и иконописи.

После падения Константинополя среди русских людей сложилось представление о России как о духовной преемнице Византии. Москва воспринимала себя как третий Рим – новую и последнюю хранительницу истинной и неповреждённой Христовой веры. Предыдущие два Рима были покараны Богом за измену Православию. Если же и Москва отпадёт от Бога и погрязнет в грехах, то четвёртого Рима не будет, поскольку больше нет крупных православных государств. Следовательно, наступит конец времён.

Считается, что впервые данная религиозно-политическая концепция была сформулирована псковским старцем Филофеем в его посланиях Великому князю Василию Ивановичу в 1523-1524 годах. Однако существует версия, что подобные тезисы ещё в конце 15 века были изложены митрополитом Московским Зосимой.

Падение Византийской империи: православные фильмы

Лента отца Тихона вызвала широкую общественную дискуссию и получила полярные оценки от историков, общественных и церковных деятелей. Одни нашли фильм талантливым и актуальным. Приведём слова доктора исторических наук Наталии Нарочницкой:

Фактически император управлял лишь столицей. Однако и она была в то время в крайне печальном состоянии. Ранее богатейший и крупнейший город Средневековья, население которого составляло более 500 тысяч человек, в результате войн, эпидемий и общего экономического упадка находился в полуразрушенном состоянии, а его население едва ли превышало 50 тысяч человек. По сути, город внутри стен представлял собой конгломерат деревень, разделенных полями и садами. От былого величия столицы могущественной империи не осталось и следа.

Одной из причин упадка как Константинополя, так и самой Византии был Четвертый крестовый поход. В 1204 году банды западных крестоносцев осадили имперскую столицу. Изначальной целью экспедиции был Египет, однако недостаток в средствах заставил предводителей крестоносцев влезть в долги перед Венецией, которая в качестве расчета предложила им захватить Константинополь, а затем поделиться его богатствами. В результате захвата столицы Византии сокровища из тогдашней мировой столицы православия вывозили без малого 50 лет, а одной только драгоценной моменты было вывезено сотни тонн, и это при том, что годовой бюджет самых богатых государств западной Европы тогда не превышал двух тонн. Люди, называвшие себя христианами и призванные защищать веру, подвергли одну из столиц мирового христианства тотальному погрому и разграблению.

Силы осажденных под предводительском императора Константина XI были гораздо меньше: около пяти тысяч греков, 600 живших в городе генуэзцев, несколько сотен константинопольских венецианцев, критян, 600 турок (претендент на османский престол принц Орхан и его гвардия) и некоторые другие отряды. Всего не более 7 тысяч человек. Против минимум 150. Перевес сил у османов был более чем 20-кратный.


После многочисленных стычек у мощной крепостной стены Константинополя, где турки атаками своей многочисленной пехоты так и не смогли сломить сопротивление византийцев, а также непрекращающегося в течение 6 недель мощного артиллерийского обстрела города из всех орудий, 21 мая Мехмед направил Константину предложение о сдаче. Султан обещал в этом случае помиловать осажденных и даровать им жизнь. В ответ последний император Византии ответил, что готов отдать султану все земли, но только не сам город. После этого османы начали готовиться к решающему штурму.

Штурм Константинополя

Турки начали решающий штурм в ночь с 28 на 29 мая. Первыми в бой пошли ополченцы - башибузуки. Накатываясь всё новыми и новыми волнами на к тому времени изрядно разрушенные артиллерийским огнем стены, они каждый раз терпели неудачу. Малочисленный гарнизон осажденных под командованием самого императора стойко отбивал все атаки. После башибузуков в бой пошли элитные османские части – янычары. Бой был страшным: море крови, крики боли и отчаяния вперемешку с артиллерийской пальбой с одной стороны и стройным хором колоколов всех городских церквей с другой.

Византийцы и их немногочисленные союзники дрались мужественно, но силы были слишком неравны. Оборона Константинополя начала рушиться после ранения и ухода с поля боя командира прикрывавших один из наиболее важных участков стены генуэзцев Джованни Джустиниани. Уход итальянцев сразу оголил огромный кусок стены. К тому же турки обнаружили в укреплениях открытую калитку – Керкопорту, которую греки, по всей видимости, забыли закрыть после очередной вылазки. Одна маленькая калитка в итоге и сыграла роковую роль в судьбе тысячелетней империи. Дравшийся до последнего император Константин XI погиб, окруженный врагами у одного из городских ворот.

После этого турки кинулись в пределы города, рассчитывая сыскать в нем колоссальные богатства. Горожане же, узнав о случившемся, бросились к колонне Константина Великого в самом центре столицы. По древнему преданию, если враги ворвутся в город и дойдут до колонны, то с неба спустится ангел с карающим огненным мечом в руке и прогонит захватчиков прочь. Ангел, тем не менее, с неба не явился. Турки грабили город три дня, после чего в него въехал сам султан. Первым делом Мехмед прочитал у собора Святой Софии молитву, превратив таким образом христианский собор в исламскую мечеть. Так и закончилась история одной из величайших мировых империй, бывшей религиозным и культурным центром Европы на протяжении многих веков.

Кроме этого, история Византии наглядно демонстрирует нам простую истину – никогда нельзя надеяться на соблюдение Западом своих договоренностей, даже если он стократ это пообещает. Вспомните Михаила Горбачева, поверившего в своё время, что НАТО не будет расширяться на Восток. Теперь войска Североатлантического альянса стоят вплотную у наших границ. Современной России, принимая во внимание весь этот трагический опыт, ни в коем случае не стоит идти на поводу у западных стран, принимая на веру их увещевания, в том числе относительно санкций, которые они, якобы, снимут, когда мы пойдем на уступки по украинскому вопросу.

Помимо всего прочего, принятие Византией церковной унией с Западом, а значит и фактическое предательство православной веры, говорит нам о необходимости держаться своих религиозных основ, ни в коем случае не жертвуя ими в угоду политической, идеологической, культурной и любой другой конъюнктуры. Византийское общество раскололось после заключения унии, оно перестало быть единым, что помогло врагам империи окончательно её сокрушить. Единым перед внешними угрозами должен быть сейчас и российский народ. И православие здесь составляет одну из важнейших основ нашего морально-нравственного и духовного единства. А когда мы вместе , то мы непобедимы.

Кстати говоря, до сих существует легенда, по которой священник собора Святой Софии, увидев, как в него ворвались для грабежа османские солдаты, вошел в стену и растворился в ней. А выйдет он из неё, по народному поверью, только тогда, когда Константинополь вновь станет христианским. И как здесь не вспомнить пророчества святого преподобного старца Паисия Святогорского, который предсказал, что Константинополю суждено вновь стать православным городом. И владеть им будет именно Россия – духовная наследница Византийской империи.

Читайте также: