Андрей белый направление в литературе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Андрей Белый (1880–1934 гг.) — прозаик, поэт, критик, драматург, мемуарист, литературовед, один из выдающихся теоретиков символизма. Пережил тяжёлые для страны периоды: революцию 1905 года, Первую мировую войну, Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, что отразилось на его жизни и творчестве. Создал уникальные произведения в форме лирической ритмизированной прозы.

Ильиной Галиной Сергеевной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Детские годы

Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев. Он родился в Москве 14 (26) октября 1880 года в семье учёного-математика. От него мальчик перенял любовь к точным наукам. Отец желал, чтобы сын пошёл по его стопам, но в итоге тот выбрал свой путь.

Мальчик был способным, учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова, где впервые проявилась его любовь к литературе. Большое влияние на молодого человека оказала талантливая семья историков и философов Соловьёвых. Долгое время его взгляды и творчество развивались под знаком учения философа Владимира Соловьёва. Важнейшее значение в его поисках нового мироощущения сыграла философия Ф. Ницше, Шопенгауэра, увлечение буддизмом, оккультизмом.

Андрей Белый окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, позже учился на историко-филологическом факультете. Однако математика, по его мнению, не объясняла жизнь, а только систематизировала её, он никогда не работал по специальности. Его увлекало творчество.


Андрей Белый: биография и творчество

Кратко:

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. — Мн.: Современный литератор, 2002

Подробнее:

Андрей Белый (настоящее имя — Борис Николаевич Бугаев) — поэт, прозаик (26.10. [14.10.] 1880 Москва — 8.1.1934 там же). Родился он в высокообразованной дворянской семье. Отец — профессор математики Московского университета. Первые увлечения Андрея Белого связаны с немецкой культурой (Гете, Гейне, Бетховен), с 1897 года он интенсивно занимается Достоевским и Ибсеном, а также современной французской и бельгийской поэзией. По окончании гимназии в 1899 году он становится приверженцем Вл. Соловьева и Ницше. В музыке его любовь принадлежит теперь Григу и Вагнеру. Наряду с философией и музыкой Андрей Белый интересовался естественными науками, что привело его на математический факультет Московского университета, оконченный им в 1903 году, но до 1906 г. он продолжал посещать и филологический факультет.

С 1910 года начинается новый, длившийся приблизительно до 1920 период творчества Белого, обусловленный его философскими увлечениями. В 1910-11 гг. он предпринимает путешествие в Италию, Египет, Тунис и Палестину. С 1912 по 1916 он живет по преимуществу в Западной Европе, некоторое время — в Дорнахе у Рудольфа Штейнера, антропософское учение которого сильно повлияло на него. В Германии Андрей Белый подружился с Кристианом Моргенштерном.

Писательская деятельность

Город воплощен как исторический рок, который преследует и губит героев. В романе сочетаются высокий пафос и комедийное начало, психология героев раскрывается через лирические интонации и гротеск. Писатель использует звукопись и авторские неологизмы. И это было новое для нашей литературы прозаическое повествование.

Биография


Портрет Андрея Белого

Видя некое раздвоение окружающего мира, литератор и философ Белый сделал вывод, что источник социальных потрясений кроется в противостоянии двух мировоззренческих стихий – Востока и Запада. Ценители его творчества уверены, что Андрей Белый лучше всех современников изобразил такое сложное явление, как переломная эпоха.

Военные годы

Первая мировая война воспринимается Андреем Белым как катастрофа, выражающая кризис западной культуры. Накануне февральской революции он возвращается в Россию.

Поэзия Белого

Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел, самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника и Семинарист). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия (1907):

Довольно: не жди, не надейся, – Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год.

И оно заканчивается словами:

Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!

Через десять лет, с высоты второй революции, он переписал эти стихи, закончив их так:

Россия! Россия! Россия! – Мессия грядущего дня.

Смерть

Впоследствии, по прошествии многих лет, творчество Андрея Белого перестало восприниматься критиками настолько категорично, как при его жизни, и было признано в широких кругах общества и оценено по достоинству.

Личная жизнь


В 1909 году Белый познакомился с художницей, племянницей великого русского писателя Ивана Тургенева. Девушку звали Анна (близкие люди называли её Ася), они сблизились и стали жить гражданским браком. Она разделила с ним годы странствий, когда с 1910 по 1912 годы он путешествовал по Египту, Палестине, Тунису и Сицилии. Весной 1914 года Андрей женился на Асе официально, их бракосочетание прошло в Бёрне.

В 1916 году он один уехал в Россию, Ася за ним не последовала, оставшись в Дорнах. Спустя пять лет он вернулся к жене, но после объяснений стало понятно, что дальнейшее совместное проживание уже невозможно.


Поскитавшись пару лет за границей, Белый вернулся в Москву. Супружеская жизнь с Анной Тургеневой осталась в прошлом, но в его судьбе появилась другая женщина. Васильева Клавдия Николаевна стала последней возлюбленной поэта. В 1925 году по приглашению своих друзей они уехали в Кучино, где поселились на даче знакомых. Как говорил потом Андрей Белый, эта усадьба стала для него как Ясная Поляна для Льва Толстого или как Ялта для Антона Чехова. Здесь он наконец-то смог с головою погрузиться в творчество. В 1931 году Клавдия и Андрей узаконили свои отношения.

Клавдия Николаевна сделала последние годы жизни Белого счастливыми, она была тихой и очень заботливой, окружила его своим вниманием, а он в ответ ласково называл её Клодя.

8 января 1934 года у Андрея случился инсульт, он умер на руках своей супруги, похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.

Поэт и писатель, критик и философ, один из самых значимых представителей символизма, Андрей Белый проявил себя как смелый экспериментатор. Творчество его было непрерывным поиском видов и форм, которые смогли бы передать содержание его главной мысли – антиномию порядка и хаоса.

Происхождение и ранние годы


Николай Васильевич Бугаев

26 октября 1880 года, в Москве появился на свет Борис Николаевич Бугаев, в литературном мире – Андрей Белый. Отец, Николай Васильевич, преподавал математику в Московском университете, имел профессорское звание и был деканом факультета. Мать Бориса – Александра Дмитриевна, была аристократкой и, к тому же, очень красивой женщиной. С нее писал картину знаменитый К. Маковский.


Детство Белый вспоминал как постоянную борьбу между родителями. Скрытая, а порой и явная война друг с другом выливалась в непримиримую, ожесточенную битву за ребенка, что не могло не терзать душу маленького мальчика. Как писал он сам, в нем с детства надломилось всяческое равновесие, что ярко отразилось потом на его творчестве.

Образование

В 1891 году Борис поступил в мужскую гимназию Поливанова. Здесь он всерьез увлекся литературой. Предпочтение отдавалось изучению творчества Брюсова, Ницше, Бальмонта. Помимо этого, в те же годы начинается увлечение буддизмом и оккультными науками.

Творчество


Андрей и Ася Тургенева

В 1904 году началось тесное сотрудничество с А. Блоком, и в том же году Белый снова поступает в свой университет, но уже на историко-филологический факультет. Проучившись 2 года, Андрей уходит из университета и полностью погружается в литературу.

В течение года, с 1906 по 1907 гг. Белый путешествует по Европе, надолго задерживается в Мюнхене, затем в Париже. Продолжается его сотрудничество с Гиппиус и Мережковским. Вернувшись в Россию, он пишет статьи о символизме, участвует в диспутах, сотрудничает с печатными издательствами.


Дом-музей Белого в Балашихе

В этом же году он знакомится с будущей женой Асей Тургеневой, племянницей известного писателя. Вместе они путешествуют по Палестине, Сицилии, Египту. В 1912 году, будучи в Германии, молодая пара знакомится с Штейнером, известным мистиком, проповедующим антропософию. Это учение настолько захватило Андрея Белого, что, вернувшись в Москву, он в 1913 году основал такое же общество.

1927-1929 годы прошли в поездках по Армении и Грузии. В последние годы жизни вышла его автобиографическая трилогия.

Фрагмент стихотворения

Всё подсохло. И почки уж есть.

Зацветут скоро ландыши, кашки.

Вот плывут облачка, как барашки.

Громче, громче весенняя весть.

Я встревожен назойливым писком:

Подоткнувшись, ворчливая Фекла,

нависая над улицей с риском,

протирает оконные стекла.

Тут известку счищают ножом…

Тут стаканчики с ядом… Тут вата…

Грудь апрельским восторгом объята.

Ветер пылью крутит за окном.

Главные произведения



Последний приют поэта

Последние годы

Андрей Белый (1880–1934 гг.) — прозаик, поэт, критик, драматург, мемуарист, литературовед, один из выдающихся теоретиков символизма. Пережил тяжёлые для страны периоды: революцию 1905 года, Первую мировую войну, Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, что отразилось на его жизни и творчестве. Создал уникальные произведения в форме лирической ритмизированной прозы.


Детские годы

Настоящее имя поэта — Борис Николаевич Бугаев.
Он родился в Москве 14 (26) октября 1880 года в семье учёного-математика. От него мальчик перенял любовь к точным наукам. Отец желал, чтобы сын пошёл по его стопам, но в итоге тот выбрал свой путь.

Мальчик был способным, учился в московской частной гимназии Л. И. Поливанова, где впервые проявилась его любовь к литературе. Большое влияние на молодого человека оказала талантливая семья историков и философов Соловьёвых. Долгое время его взгляды и творчество развивались под знаком учения философа Владимира Соловьёва. Важнейшее значение в его поисках нового мироощущения сыграла философия Ф. Ницше, Шопенгауэра, увлечение буддизмом, оккультизмом.

Андрей Белый окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, позже учился на историко-филологическом факультете. Однако математика, по его мнению, не объясняла жизнь, а только систематизировала её, он никогда не работал по специальности. Его увлекало творчество.

Писательская деятельность

Город воплощен как исторический рок, который преследует и губит героев. В романе сочетаются высокий пафос и комедийное начало, психология героев раскрывается через лирические интонации и гротеск. Писатель использует звукопись и авторские неологизмы. И это было новое для нашей литературы прозаическое повествование.

Военные годы

Первая мировая война воспринимается Андреем Белым как катастрофа, выражающая кризис западной культуры. Накануне февральской революции он возвращается в Россию.

Личная жизнь

Краткая биография Андрея Белого будет неполной, если не упомянуть два брака, в которых он состоял. Вначале он был женат на Анне Тургеневой, которая приходилась родственницей И. С. Тургеневу. Однако их брак продлился недолгое время, и они расстались.

К. Н. Васильева, впоследствии ставшая его второй женой, повлияла на его решение о возвращении из Германии в Россию. У Андрея Белого не было детей.

Смерть

Впоследствии, по прошествии многих лет, творчество Андрея Белого перестало восприниматься критиками настолько категорично, как при его жизни, и было признано в широких кругах общества и оценено по достоинству.


Андрей Белый — писательское имя Бориса Николаевича Бугаева.

Главнейшие креативные заслуги данного этапа — изданные в 1909 году подлинники стихов Пепел и Урна. Позже А. Белый едет в Европу для организации издания собственных книг и образовать в Берлине подразделение Вольной философской организации. Он опубликовывает в Европе 16 книг. Величайшая часть наследства А. Белого, его труды по филологии. Поэтический и прозаический опыт А. Белого повлиял на современников той эпохи (Есенина, Цветаеву, Маяковского) и на дальнейшее развитие русской литературы ХХ века.

Так писала об Андрее Белом советский режиссер, педагог, доктор искусствоведения Мария Осиповна Кнебель: «Однажды мне нужно было договориться с ним о запланированной лекции. Он жил тогда вблизи от Москвы, на станции Кучино. Была снежная зима. Подхожу к калитке. На дорожке, ведущей от калитки к даче, стоят Борис Николаевич и дворник. У дворника метла в руках. Борис Николаевич прочно держит дворника за пуговицу пальто и что-то темпераментно приводить доказательства ему. На Белом шапка и короткая драповая куртка, из-под которой виден длинный тёплый халат. Всё это обильно заснежено. Диалог, по-видимому, шёл уже давненько. Старик дворник был искренно рад моему наступлению. Приветствуя меня, Борис Николаевич должен был выпустить его, дворник использовал этот короткий промежуток и в один миг испарился. — Представьте себе, — сказал мне Белый, удивлённо ища глазами старца, ‑

На творчество А. Белого значительное влияние оказали мистические идеи Ф. Ницше, В. С. Соловьева и Р. Штайнера.

В 1912 году А. Белый знакомится в Германии с основоположником теософского течения Р. Штейнером и стает его преданным другом. В антропософии видит выражение собственных внутренних идеалов, постижение желанного созвучия среди фантастического и научного постижения. В 1912–1916 гг. А. Белый выслушал свыше 30 курсов Р. Штейнера. В 1914–1916 гг. учувствует в построении антропософского храма Гетеанума в Дорнахе, Швейцария и все глубже углубляется в постижение мистической традиции.

Что бы понять суть символизма А. Белого необходимо осуществить изучение особенностей образного мышления автора, непрерывно ощущавшего собственную глубокую соединение с другими мирами и видавшего сущность искусства в познании этих миров, установке связей с ними. Особенности поэтики А. Белого состоят в соединении трех аспектов бытия (личности, внеположенного материального мира и иной действительности), апокалиптическое миропонимание и настоящее чувство борьбы Христа и Антихриста, Софии и Сатаны во вселенной и в народе.

Таким образом, мы видим, что в России в 1900-х годах символизм проявлялся в двух направлениях:

Представителями были Д. Мережковский, В. Брюсов, З. Гиппиус, И. Анненский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб (Ф. Тетерников), Н. Минский.

Представители: А. Блок, А. Белый (Б. Бугаев), С. Соловьев, В. Иванов, Эллис (Л. Кобылинский).

Они выступали как сторонники философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Владимира Соловьева.

Всех представителей этих течений объединяло общее неприятие реалистического искусства.

Поэзия символистов — это поэзия для избранных, для аристократов духа. Символ — это эхо, указание, намек, он несет глубокий смысл. Символисты стремятся к созданию сложной, ассоциативной метафоры, иррациональной и абстрактной.

На творчество А. Белого значительное влияние оказали мистические идеи Ф. Ницше, В. С. Соловьева и Р. Штайнера.

  1. Андрей Белый. Символизм как миропонимание [Текст] / А. Белый — М.: Республика, 1994. — 528 с.
  2. Андрей Белый. Хронологическая канва жизни и творчества / Составитель А. В. Лавров // Андрей Белый: Проблемы творчества. М., 1988.
  3. Колобаева Л. А. Русский символизм [Текст] / Л. А. Колобаева — М.: Изд-во МГУ, 2000. — 296 с.
  4. Пайман Аврил. История русского символизма [Текст] / Авторизованный пер. с англ. В. В. Исаакович. — М.: Республика, 2000. — 415 с.
  5. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка. / Сост. Ж.Кассу. — М.: Республика, 1998. — 429 с.

Основные термины (генерируются автоматически): вымышленное имя, Россия, русский символизм, балаганная драма, белый цвет, гармоническое слияние, значительное влияние, полное бытие, русская литература, русская революция.

Похожие статьи

Русский символизм как литературное течение | Статья в журнале.

Значительное влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев, в учении которого было заложено представление, сложившееся под влиянием трудов

В России символизм развивался по двум основным направлениям, а именно

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов.

В данной статье рассматривается символика белого цвета как проявление философско-поэтической идеи поэтов.

Литературные салоны и их роль в процессе развития русской.

Возникновение литературных кружков не следует связывать с влияниями

В свою очередь, взаимодействие салона с литературой значительно проще.

Изучение школьниками основ русской культуры в процессе знакомства с детской православной литературой.

Способность к наименованию становится первым шагом к осмыслению и разделению объектов бытия, тем самым открывая дорогу разумной жизни, пришедшей взамен животного

Кузьмина С. Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века. Учебное пособие.

Легенда о Граале в русской литературе ХХ века

Максимилиан Волошин является одним из выдающихся поэтов начала XX столетия, современником И. Бунина, К. Бальмонта, Вяч. Иванова, А. Блока, В. Брюсова, А. Белого и других поэтов Серебряного века.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале.

Русских имен здесь достаточно много: можно назвать некоторые из них, которые показывают

Купец-исследователь познал и увидел многое. Это было первое в русской литературе

Тебе, Казбек, о страж Востока, Принес я, странник, свой поклон. Чалмою белою от века.

Эстетические принципы В.Я. Брюсова | Статья в сборнике.

Русская литература ХХ в. 1890-1910. Под ред. Проф. С.А. Венгерова. М.: Издательский дом XXI век – Согласие.

Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию через множество образов-символов, что доказывает влияние символизма в его начальном этапе творчества. Ключевые слова: Б. К. Лившиц, любовная лирика, Серебряный век, символизм, кубофутуризм, русская поэзия.

Литературное течение Серебряного века — имажинизм

Имажинизм в России возник в послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Русский символизм как литературное течение.

Русский символизм как литературное течение | Статья в журнале.

Значительное влияние на русских символистов оказал философ и поэт Владимир Соловьев, в учении которого было заложено представление, сложившееся под влиянием трудов

В России символизм развивался по двум основным направлениям, а именно

Символика белого цвета в любовной поэзии А. А. Блока.

Символизм — направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х годов.

В данной статье рассматривается символика белого цвета как проявление философско-поэтической идеи поэтов.

Литературные салоны и их роль в процессе развития русской.

Возникновение литературных кружков не следует связывать с влияниями

В свою очередь, взаимодействие салона с литературой значительно проще.

Изучение школьниками основ русской культуры в процессе знакомства с детской православной литературой.

Способность к наименованию становится первым шагом к осмыслению и разделению объектов бытия, тем самым открывая дорогу разумной жизни, пришедшей взамен животного

Кузьмина С. Ф. История русской литературы XX века. Поэзия Серебряного века. Учебное пособие.

Легенда о Граале в русской литературе ХХ века

Максимилиан Волошин является одним из выдающихся поэтов начала XX столетия, современником И. Бунина, К. Бальмонта, Вяч. Иванова, А. Блока, В. Брюсова, А. Белого и других поэтов Серебряного века.

Влияние Востока на культуру и поэзию России | Статья в журнале.

Русских имен здесь достаточно много: можно назвать некоторые из них, которые показывают

Купец-исследователь познал и увидел многое. Это было первое в русской литературе

Тебе, Казбек, о страж Востока, Принес я, странник, свой поклон. Чалмою белою от века.

Эстетические принципы В.Я. Брюсова | Статья в сборнике.

Русская литература ХХ в. 1890-1910. Под ред. Проф. С.А. Венгерова. М.: Издательский дом XXI век – Согласие.

Б. К. Лившиц раскрывает свою концепцию через множество образов-символов, что доказывает влияние символизма в его начальном этапе творчества. Ключевые слова: Б. К. Лившиц, любовная лирика, Серебряный век, символизм, кубофутуризм, русская поэзия.

Литературное течение Серебряного века — имажинизм

Имажинизм в России возник в послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Русский символизм как литературное течение.

Читайте также: