Президентский контроль административное право кратко

Обновлено: 02.07.2024

Президентский контроль – это направление государственного внешнего контроля, представляющее собой целенаправленную деятельность и систему нормативно регламентированных мероприятий, реализуемых президентом страны и подразделениями его администрации с целью установления соответствия деятельности органов публичного управления требованиям закона, возложенным на них функциям и задачам.

Сущность и место президентского контроля в системе государственного контроля

Публичное управление – это специальная сфера деятельности, система взаимосвязанных субъектов, реализующих нормативно предусмотренные полномочия для обеспечения прав личности, благосостояния населения. Такая деятельность реализуется специальными субъектами, должностными лицами, организациями, органами публичного управления, полномочия которых определяются нормативно.

При этом, как всякая система, система публичного управления нуждается в контроле собственной деятельности. Такой контроль может реализовываться внутри и вовне.

Так, современная теория государственного управления предлагает следующую классификацию видов контроля над системой публичного управления исходя из субъекта, который реализует контрольные полномочия:

  • контроль со стороны населения или институтов гражданского общества, так называемый общественный контроль;
  • контроль, реализуемый органами и должностными лицами публичного управления, как общей, так и специальной компетенции, так называемый государственный контроль;
  • международный контроль, реализуемый международными организациями на основании международных договоров, соглашений, конвенций;
  • частный контроль, который реализуется организациями и отдельными физическими лицами, осуществляющими аудиторскую и иную контрольную деятельность.

Президентский контроль представляет собой вид контроля государственного и занимает особое место в системе государственного контроля, что обусловлено ролью главы государства в системе публичного управления.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, положения Основного закона страны позволяют утверждать, что реализация мероприятий государственного контроля в отношении соблюдения федерального законодательства относится к ведению России. Кроме того, Конституцией РФ установлено, что государственная власть в России реализуется главой государства, парламентом и правительством. В компетенцию названных высших органов управления включены вопросы внешнего государственного контроля.

Президентский контроль реализуется как внешний вневедомственный контроль, это предполагает, что субъекты, реализующие контрольные мероприятия, и объект контроля находятся в разных функциональных элементах системы управления.

Важнейшая роль президентского контроля обусловлена теми полномочиями, которыми глава государства наделен в России. Так, в соответствии с Конституцией РФ президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех элементов системы публичного управления.

Необходимо отметить, что реализация контрольных полномочий вместе с президентом в рамках президентского контроля осуществляется уполномоченными им субъектами. Это те органы или их подразделения, а также должностные лица, которые соответствующими нормативно-правовыми актами наделены специальными полномочиям по реализации контрольных мероприятий. Прежде всего, это администрация президента и его полномочные представители в федеральных округах.

Кроме того, необходимо отметить, что президент реализует и полномочия внутреннего контроля в отношении собственной администрации, а именно реализует контрольные мероприятия в отношении исполнения принятых решений.

Итак, изложенное позволяет охарактеризовать президентский контроль как целенаправленную деятельность главы государства, уполномоченных на проведение контрольных мероприятий субъектов в отношении должностных лиц и органов управления.

Значение и сущность президентского контроля

Система президентского контроля в отношении должностных лиц и органов публичного управления направлена не только на установление соответствия требованиям закона деятельности исполнительной власти, но и на выявление и устранение нарушений в такой деятельности, в том числе и на предупреждение будущих нарушений.

При этом необходимо подчеркнуть, что президентский контроль предполагает исследование не только соответствия деятельности подконтрольных органов требованиям закона, но и качественный анализ эффективности их функционирования, а именно, полноты выполнения возложенных на них задач и полномочий, достижения ими социально полезного результата, на которой направлена их деятельность, и в конечном итоге, обеспечения безопасности населения, благосостояния населения и соблюдения прав и свобод личности.

Важно отграничивать контрольные мероприятия, которые реализуются администрацией главы государства и непосредственно главой государства. Контрольные полномочия президента регламентируются Конституцией, в то время как полномочия президентского контроля, реализуемые администрацией, находят закрепление в подзаконных нормативно-правовых актах.

В соответствии с положениями, регулирующими деятельность администрации президента, администрация реализует полномочия в соответствии с Конституцией РФ по обеспечению деятельности главы государства и реализации контрольных мероприятий в отношении исполнения решений президента.

Контрольные мероприятия администрации реализуются в отношении исполнительных федеральных и региональных органов в части соблюдения ими федеральных законов, касающихся полномочий главы государства, а также исполнения указаний, распоряжений, посланий и других решений, принимаемых президентом.

Организация контрольных мероприятий на уровне федерации, регионов осуществляется самостоятельным подразделением администрации главы государства – контрольным управлением. Управление наделено функциями внутреннего контроля, то есть может осуществлять контроль над иными подразделениями администрации и полномочными представителями главы государства в федеральных округах. Иные подразделения администрации главы государства также частично реализуют контрольные полномочия.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ.

И хотя прямо Конституция РФ не говорит о президентском контроле, эта возможность неразрывно связана с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ; отменять акты Правительства РФ; назначать и освобождать от должности министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, военачальников, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и других должностных лиц; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Президент РФ осуществляет как непосредственно, так и главным образом через Администрацию Президента РФ, многие структурные подразделения которой вправе контролировать определенные направления работы федеральных органов и органов субъектов РФ.

Важным звеном в системе Администрации Президента РФ, активно осуществляющим контрольные полномочия, является Контрольное управление Президента Российской Федерации. Это управление является структурным подразделением Администрации Президента РФ. Контрольное управление Президента действует с первых дней существования Администрации Президента, учрежденной 19 июля 1991 г. Приоритеты в деятельности Контрольного управления определяются Президентом и Руководителем его Администрации.

Основными задачами Управления являются: контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

контроль за реализацией общенациональных проектов; контроль и проверка исполнения поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ;

контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланий и иных программных документов Президента РФ;

информирование Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ о результатах проверок и подготовка на их основе предложений по предупреждению и устранению выявленных нарушений.

Основными функциями Контрольного управления являются:

  • организация и проведение проверок и иных мероприятий по контролю;
  • рассмотрение докладов об исполнении поручений Президента РФ и подготовка предложений о снятии с контроля или продлении сроков исполнения этих поручений;
  • осуществление контроля деятельности самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ по поручению Президента РФ или Руководителя Администрации Президента РФ;
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ контроля за исполнением сметы Администрации Президента РФ;
  • осуществление по поручению Руководителя Администрации Президента РФ координации деятельности по вопросам контроля полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, а также осуществление методического руководства этой деятельностью;
  • участие в предупреждении и устранении выявленных нарушений;
  • участие в подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ;
  • изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран.

Управление для осуществления своих задач и функций имеет право:

создавать комиссии с привлечением в установленном порядке работников аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов;

направлять работников Управления на заседания Правительства РФ, коллегий федеральных органов исполнительной власти, а также на совещания по вопросам контроля, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

вносить в установленном порядке предложения Президенту РФ, в Правительство РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к дисциплинарной ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;

вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу неисполнения или ненадлежащего исполнения федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента РФ;

направлять в органы прокуратуры РФ, органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности и иные государственные органы материалы о выявленных в результате проверок нарушениях;

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций и должностных лиц;

пользоваться банками данных Администрации Президента РФ и федеральных органов исполнительной власти;

привлекать для осуществления отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

Контрольное управление работает в тесном контакте с Правительством, Советом Безопасности, Федеральным Собранием, самостоятельными подразделениями Администрации Президента и его полномочными представителями в федеральных округах, руководителями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, федеральными и региональными органами контроля и надзора. Мнение федеральных органов власти, а также органов, осуществляющих контрольные и надзорные функции, учитывается при подготовке плана контрольных проверок.

Важная роль в осуществлении президентских контрольных полномочий принадлежит полномочным представителям Президента РФ.

Одними из основных задач полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе являются:

организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач среди прочего:

анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в этих органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения;

согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти;

организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;

согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа;

вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;

взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры РФ при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Для реализации указанных полномочий полномочный представитель Президента РФ имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ, федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;

организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента РФ, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;

направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;

привлекать сотрудников Контрольного управления Президента РФ, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа, и др.

Президентский контроль – это направление государственного внешнего контроля, представляющее собой целенаправленную деятельность и систему нормативно регламентированных мероприятий, реализуемых президентом страны и подразделениями его администрации с целью установления соответствия деятельности органов публичного управления требованиям закона, возложенным на них функциям и задачам.

Статус Президента: 1) орган 2) должностное лицо

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ обладает большими полномочиями по контролю за деятельностью органов исполнительной власти. Соответствующие права ему предоставлены как главе государства, гаранту Конституции РФ.

Президент как гарант Конституции: 1) право законодательного вето 2) контроль за соблюдением конституционных норм; 3) приостановление актов органов власти.

И хотя прямо Конституция РФ не говорит о президентском контроле, эта возможность неразрывно связана с такими его правами, как принимать решения об отставке Правительства РФ; отменять акты Правительства РФ; назначать и освобождать от должности министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, военачальников, дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и других должностных лиц; приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, а также другими полномочиями, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью органов исполнительной власти Президент РФ осуществляет как непосредственно, так и главным образом через Администрацию Президента РФ, многие структурные подразделения которой вправе контролировать определенные направления работы федеральных органов и органов субъектов РФ.

В соответствии с положениями, регулирующими деятельность администрации президента, администрация реализует полномочия в соответствии с Конституцией РФ по обеспечению деятельности главы государства и реализации контрольных мероприятий в отношении исполнения решений президента. Контрольные мероприятия администрации реализуются в отношении исполнительных федеральных и региональных органов в части соблюдения ими федеральных законов, касающихся полномочий главы государства, а также исполнения указаний, распоряжений, посланий и других решений, принимаемых президентом. Организация контрольных мероприятий на уровне федерации, регионов осуществляется самостоятельным подразделением администрации главы государства – контрольным управлением. Управление наделено функциями внутреннего контроля, то есть может осуществлять контроль над иными подразделениями администрации и полномочными представителями главы государства в федеральных округах. Иные подразделения администрации главы государства также частично реализуют контрольные полномочия.

Как уже отмечалось, Президент РФ осуществляет контроль непосредственно (лично) и через соответствующие президентские структуры, прежде всего Администрацию Президента РФ. Ее важнейшая задача — обеспечение контроля Президента РФ за деятельностью органов исполнительной власти РФ.

Большую работу в данном направлении проводит Главное контрольное управление Президента РФ, которое является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

При осуществлении контроля над деятельностью Правительства РФ, Президент РФ имеет право отменять постановления и распоряжения Правительства РФ, если они противоречат Конституции РФ, принимать решения об отставке Правительства РФ. Президент осуществляет свои контрольные полномочия за деятельностью Правительства и других органов исполнительной власти и в процессе председательствования на заседаниях Правительства РФ.

Президенту РФ, как Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами РФ, непосредственно подчинены, подотчетны и подконтрольны все силовые органы исполнительной власти.

Президент осуществляет постоянный контроль за соответствием федеральным законам подзаконных правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти. Им могут быть отменены постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент РФ, в определенных законодательством случаях, вправе приостанавливать действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов.

Президент Российской федерации в соответствии с Конститу­цией РФ обладает большими полномочиями по контролю за ис­полнительными органами. Соответствующие права ему предо­ставлены как главе государства, гаранту Конституции. И хотя прямо Основной закон не говорит о президентском контроле, та­кая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115), приостанавливать действие актов органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочия­ми, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент России осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов испол­нительной власти, назначенных им военачальников, дипломати­ческих представителей в иностранных государствах, глав адми­нистраций и других должностных лиц.

На Администрацию Президента возложено обеспечение кон­троля Президента за деятельностью органов исполнительной вла­сти. Многие структурные подразделения Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной ад­министрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента РФ по специальным президентским программам обя­зан контролировать выполнение федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их корректировке.

На другое структурное подразделение Администрации — Глав­ное управление Президента РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан — возложено осуществление контро­ля за своевременным и полным рассмотрением обращений граж­дан, направленных в федеральные органы государственной вла­сти и органы государственной власти субъектов Федерации. Ему поручены также анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого опера­тивное и периодическое информирование Президента о количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложе­ния по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

16 марта 1996 г. Президент утвердил Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ'. Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту.

Основными функциями Главного управления являются: — контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Пре­зидента;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента и Руководителя Администрации Президента;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нару­шений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов Федерации.

В соответствии со своими основными функциями Главное кон­трольное управление выполняет следующие задачи:

1) организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей;

2) взаимодействует с федеральными органами государствен­ной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при осуществлении контроля и проверки исполнения феде­ральных законов;

3) осуществляет контроль и проверку деятельности подразде­лений Администрации Президента Российской Федерации;

4) координирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнитель­ной власти и их подразделений в субъектах Федерации;

5) вносит по результатам проверок предложения Президенту Российской Федерации о совершенствовании деятельности феде­ральных органов исполнительной власти;

6) направляет в необходимых случаях в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопас­ности и другие органы исполнительной власти материалы о вы­явленных нарушениях. Управление имеет право:




— создавать комиссии с привлечением представителей право­охранительных и контролирующих органов, а также специалис­тов федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов Федерации для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

— направлять должностных лиц Главного управления на засе­дания Правительства Российской Федерации, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и совещания, про­водимые федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Федерации;

— требовать самостоятельно или через привлеченных к про­верке представителей соответствующих органов государственной власти от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также от органи­заций документы, объяснения и другую информацию, необходи­мые для проведения проверок в соответствии с задачами, возло­женными на Главное управление;

— вносить предложения Президенту Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации о привлече­нии к ответственности и приостановлении деятельности соответ­ствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;

— вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Россий­ской Федерации;

— ставить перед соответствующими руководителями федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязаннос­тей, а также о временном отстранении государственных служа­щих, допустивших должностной проступок, от исполнения долж­ностных обязанностей;

— направлять предписания об устранении выявленных нару­шений руководителям федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Пред­писание подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений и о ре­зультатах должно быть сообщено в Главное управление; и др.

Еще одной формой президентского контроля за исполнитель­ной властью является деятельность полномочных представите­лей Президента в субъектах Федерации. Они обязаны содейство­вать исполнению правовых актов Президента и Правительства РФ, контролировать выполнение этих актов органами исполни­тельной власти субъектов Федерации.

Полномочные представители Президента в субъекте Федера­ции назначаются на должность Президентом РФ и подчиняются ему. Деятельность полномочных представителей координирует и обеспечивает Управление Администрации Президента по работе с территориями.

Полномочные представители Президента обязаны представлять Президенту аналитическую и иную информацию об экономичес­ких, социальных и политических процессах на территории и вно­сить соответствующие предложения. Они вправе:

— вносить в соответствующие органы государственной власти представления о нарушениях Конституции, указов и распоряже­ний Президента, постановлений Правительства. Представления рассматриваются соответствующими органами исполнительной власти в десятидневный срок;

— вносить предложения по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных служб федеральных органов исполнительной власти на соответствующей территории;

— запрашивать и получать у государственных органов, пред­приятий, организаций и учреждений необходимые сведения, до­кументы и материалы;

— принимать участие в работе органов исполнительной власти; — осуществлять по отдельным поручениям Президента другие полномочия.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности прези­дентского контроля:

1) он охватывает все сферы деятельности федеральной испол­нительной власти;

2) он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

3) он осуществляется структурными подразделениями и долж­ностными лицами, находящимися в системе Администрации Пре­зидента;

4) его результаты могут быть использованы Президентом Рос­сийской Федерации для принятия мер воздействия, предусмот­ренных Конституцией РФ, привлечения виновных к дисципли­нарной ответственности, поощрения отличившихся;

5) субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Пре­зиденту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить пред­ставления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в де­ятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие сле­дует принять меры.

Президент Российской федерации в соответствии с Конститу­цией РФ обладает большими полномочиями по контролю за ис­полнительными органами. Соответствующие права ему предо­ставлены как главе государства, гаранту Конституции. И хотя прямо Основной закон не говорит о президентском контроле, та­кая возможность неразрывно связана с его правом принимать решения об отставке Правительства (ст. 117), отменять его акты (ст. 115), приостанавливать действие актов органов исполнитель­ной власти субъектов Федерации (ст. 85) и другими полномочия­ми, предоставленными ему Конституцией РФ.

Контроль за деятельностью исполнительной власти в стране Президент России осуществляет непосредственно, но главным образом через свою Администрацию. Он реализует контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов испол­нительной власти, назначенных им военачальников, дипломати­ческих представителей в иностранных государствах, глав адми­нистраций и других должностных лиц.

На Администрацию Президента возложено обеспечение кон­троля Президента за деятельностью органов исполнительной вла­сти. Многие структурные подразделения Администрации вправе контролировать определенные направления работы публичной ад­министрации. Например, Аналитический центр Администрации Президента РФ по специальным президентским программам обя­зан контролировать выполнение федеральных государственных программ и разрабатывать предложения по их корректировке.

На другое структурное подразделение Администрации — Глав­ное управление Президента РФ по вопросам конституционных гарантийных прав граждан — возложено осуществление контро­ля за своевременным и полным рассмотрением обращений граж­дан, направленных в федеральные органы государственной вла­сти и органы государственной власти субъектов Федерации. Ему поручены также анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на личном приеме, и на основе этого опера­тивное и периодическое информирование Президента о количестве и характере обращений граждан. Управление готовит предложе­ния по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы.

16 марта 1996 г. Президент утвердил Положение о Главном контрольном управлении Президента РФ'. Управление является самостоятельным подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту.

Основными функциями Главного управления являются: — контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Пре­зидента;

— контроль и проверка исполнения поручений Президента и Руководителя Администрации Президента;

— подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нару­шений и совершенствовании деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов Федерации.

В соответствии со своими основными функциями Главное кон­трольное управление выполняет следующие задачи:

1) организует контроль и проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, организаций и их руководителей;

2) взаимодействует с федеральными органами государствен­ной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при осуществлении контроля и проверки исполнения феде­ральных законов;

3) осуществляет контроль и проверку деятельности подразде­лений Администрации Президента Российской Федерации;

4) координирует при осуществлении проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов исполнитель­ной власти и их подразделений в субъектах Федерации;

5) вносит по результатам проверок предложения Президенту Российской Федерации о совершенствовании деятельности феде­ральных органов исполнительной власти;

6) направляет в необходимых случаях в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопас­ности и другие органы исполнительной власти материалы о вы­явленных нарушениях. Управление имеет право:

— создавать комиссии с привлечением представителей право­охранительных и контролирующих органов, а также специалис­тов федеральных органов исполнительной власти, органов испол­нительной власти субъектов Федерации для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;

— направлять должностных лиц Главного управления на засе­дания Правительства Российской Федерации, его Президиума, коллегий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и совещания, про­водимые федеральными органами исполнительной власти и орга­нами исполнительной власти субъектов Федерации;

— требовать самостоятельно или через привлеченных к про­верке представителей соответствующих органов государственной власти от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также от органи­заций документы, объяснения и другую информацию, необходи­мые для проведения проверок в соответствии с задачами, возло­женными на Главное управление;

— вносить предложения Президенту Российской Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, ор­ганов исполнительной власти субъектов Федерации о привлече­нии к ответственности и приостановлении деятельности соответ­ствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;

— вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Россий­ской Федерации;

— ставить перед соответствующими руководителями федераль­ных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла­сти субъектов Федерации вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязаннос­тей, а также о временном отстранении государственных служа­щих, допустивших должностной проступок, от исполнения долж­ностных обязанностей;

— направлять предписания об устранении выявленных нару­шений руководителям федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Пред­писание подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, должны быть приняты меры по устранению нарушений и о ре­зультатах должно быть сообщено в Главное управление; и др.

Еще одной формой президентского контроля за исполнитель­ной властью является деятельность полномочных представите­лей Президента в субъектах Федерации. Они обязаны содейство­вать исполнению правовых актов Президента и Правительства РФ, контролировать выполнение этих актов органами исполни­тельной власти субъектов Федерации.

Полномочные представители Президента в субъекте Федера­ции назначаются на должность Президентом РФ и подчиняются ему. Деятельность полномочных представителей координирует и обеспечивает Управление Администрации Президента по работе с территориями.

Полномочные представители Президента обязаны представлять Президенту аналитическую и иную информацию об экономичес­ких, социальных и политических процессах на территории и вно­сить соответствующие предложения. Они вправе:

— вносить в соответствующие органы государственной власти представления о нарушениях Конституции, указов и распоряже­ний Президента, постановлений Правительства. Представления рассматриваются соответствующими органами исполнительной власти в десятидневный срок;

— вносить предложения по назначению и освобождению от должности руководителей территориальных служб федеральных органов исполнительной власти на соответствующей территории;

— запрашивать и получать у государственных органов, пред­приятий, организаций и учреждений необходимые сведения, до­кументы и материалы;

— принимать участие в работе органов исполнительной власти; — осуществлять по отдельным поручениям Президента другие полномочия.

Подводя итоги, можно выделить основные особенности прези­дентского контроля:

1) он охватывает все сферы деятельности федеральной испол­нительной власти;

2) он состоит в проверке выполнения положений Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента и Правительства России;

3) он осуществляется структурными подразделениями и долж­ностными лицами, находящимися в системе Администрации Пре­зидента;

4) его результаты могут быть использованы Президентом Рос­сийской Федерации для принятия мер воздействия, предусмот­ренных Конституцией РФ, привлечения виновных к дисципли­нарной ответственности, поощрения отличившихся;

5) субъекты, осуществляющие контроль, вправе доложить Пре­зиденту об обнаруженных недостатках, а сами могут вносить пред­ставления, делать предписания. Они не могут вмешиваться в де­ятельность проверяемых организаций, применять какие-либо принудительные меры, наказывать виновных. Они обеспечивают Президента необходимой информацией, а он решает, какие сле­дует принять меры.

Читайте также: