Транспортировка живой рыбы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Живую рыбу, рыбопосадочный материал (мальков, молодняк) относят к категории специальных грузов (по разделам спецификации: скоропортящийся, влажный, живые животные). Перевозка рыбы автотранспортом осуществляется в специальных автоцистернах или в изотермических контейнерах. Наличие специального оборудования, обеспечение оптимальных условий транспортировки рыбы и опыт специалистов фирмы-перевозчика имеют определяющее значение при выполнении данного вида работ.

Длительная перевозка живой рыбы осуществляется под наблюдением экспедитора. Своевременный анализ состояния груза, проведение мероприятий по аэрации, оксигенации и поддержанию заданного температурного режима водной среды обеспечат доставку без потерь.

Подготовка к перевозке живой рыбы.

Отправитель предоставляет фирме-перевозчику полную информацию о состоянии и характере груза, а также передает ветеринарные свидетельства, сертификаты соответствия (качества), выписанные в день транспортировки рыбы с указанием сроков ее доставки. Перед погрузкой проводят проверку автомобиля и оборудования, поддерживающего жизнедеятельность груза в пути. Емкости для рыбы тщательно очищают, дезинфицируют, промывают чистой водой. Непосредственно для перевозки рыбы воду в цистерны следует набирать из среды обитания перевозимой партии.

Температура воды в цистерне должна соответствовать температуре воды садка, где до этого находился груз, при резком скачке рыба может испытать температурный шок. Не допускается использование хлорсодержащих препаратов для дезинфекции воды. Расчет количества воды на 1 кг живого веса определяют исходя из вида и возраста рыбы, а также времени в пути. Наполняемость емкости для транспортировки рыбы должна составлять не более 70% от общего объема.

В момент погрузки специалист должен контролировать состояние перевозимой партии и удалять из нее больные экземпляры. Вялых, истощенных и травмированных особей также нужно отбраковывать. Гибель в пути одной или нескольких особей может повлечь за собой массовый мор перевозимой рыбы.

За сутки до отправки рыбу перестают кормить, обрабатывают пятипроцентным раствором поваренной соли, и несколько часов выдерживают в проточной воде, чтобы уменьшить риск отравления продуктами жизнедеятельности.

Условия перевозки живой рыбы.

Перевозка рыбы автотранспортом должна быть выполнена максимально быстро. Выбор маршрута, профессионализм водителя, наличие специального оборудования и состояние техники являются определяющими факторами для доставки живого груза в целости и полной сохранности. В дороге водитель (экспедитор) регулярно проверяет состояние цистерн, контролирует показания приборов, обеспечивая требуемые параметры температуры, чистоты и насыщенности воды кислородом.

При длительной транспортировке в воду поступают вредные вещества, количество кислорода сокращается. Поэтому, если перевозка рыбы осуществляется в емкостях, автоматически не поддерживающих режимы жизнедеятельности, то оптимальные условия поддерживают охлаждением (колотый лед) и добавлением воды нужной температуры. Процедуру проводят в несколько этапов, небольшими порциями. Чтобы сохранить груз живым проводят насыщение воды кислородом и озоном. Для этого используют специальное оборудование и баллоны со сжиженным газом. При отсутствии спецтехники аэрацию проводят механически – перемешиванием, такой способ перевозки рыбы допустим, если время в пути не превышает 3–4 часа.

Погрузку и выгрузку живого груза проводят по возможности аккуратно, избегая повреждений. По прибытии на место, экспедитор проверяет состояние груза. Среда, куда будет выгружена доставленная рыба, не должна резко отличаться от привычной для нее. Не соблюдение данных рекомендаций может вызвать массовую гибель всей партии. Если рыба предназначается для дальнейшего разведения, то она должна пройти обязательный карантин в течение 20 суток в карантинных прудах или специальных бассейнах.

При выявлении заболеваний привезенной рыбы ее размещают в водоемы, на которые накладывают длительный карантин. Когда отсутствует такая возможность, по рекомендации ветеринарного надзора рыбу следует использовать в пищу, либо уничтожить. При этом составляется акт, который подписывают представители ветеринарной службы, транспортной организации, грузополучателя и лица, сопровождавшего рыбу во время перевозки. Воду из цистерн после разгрузки рыбы необходимо сливать в специальные приемники для обезвреживания, после этого цистерны обязательно дезинфицируют и промывают водой.

ВНИМАНИЕ: Запрещается перевозка рыбы из хозяйств, в которых диагностированы такие заболевания, как фурункулез, краснуха, бранхиомикоз, вертеж лососевых, инфекционная анемия и дискокотилоз форели. Также не допускается перевозка живой рыбы, у которой наблюдается пучеглазие, ерошение чешуи, вздутие брюшка, разрушение жабр и их побеление, искривление позвоночника, почернение задней части тела, а также наличие не характерных для данного вида рыбы темных точек на поверхности тела, плавников и жабр.

Рыба требует специфических условий хранения. Её желательно перевозить в прохладную погоду, чтобы обезопасит от сильного нагревания воды. Иначе, рыба может пропасть. Обязательным условием является то, что при перевозке живой рыбы водный температурный режим должен быть ниже 15 градусов.

При перевозке сазана карася и карпа, требуются температура плюс 8 градусов. А для большой рыбы, такой как: форель, сёмга, стерлядь требуется температура 6 градусов. При длительных перевозках охлаждение воды до требуемой температуры происходит благодаря льду. Для этого применяется ёмкость с отверстиями, в которую укладывается лёд. При погружении такой ёмкости в воду, происходит таяние льда, охлаждается воды и кроме этого происходит обогащение кислородом.

Ёмкость для перевозки рыбы в обязательном порядке должна быть чистой. Стерильность в данных условиях не является обязательной, так как рыба неприхотлива к чистоте. Требуемые нормы и правила гласят не иметь на стенках никаких остатков от предыдущих перевозок. Перед тем как загружать рыбу необходимо убрать все загрязнения.

Важно учитывать, что вода для перевозки рыбы должна быть пресной, а не хлорированной. Непозволительно использование мутной воды. При нарушении вышеописанных условий рыба может пропасть еще во время перевозки.

Запрещается перекладывать в емкость для транспортировки повреждённую рыбу. Подготовку рыбы для транспортировки необходимо начинать заблаговременно. Перевозимую рыбу сначала откладывают в отдельные садки, а затем, обследуют на присутствие болезней и ранок. Рыбу, предрасположенную к заболеваниям и повреждениям, перевозят в отдельной емкости. Емкость желательно заполнять на 70—75%, от общего объема водой.

Желательно заливать в емкость именно ту воду, в которой рыба разводилась. После перегрузки в емкость для транспортировки рыбы выжидают несколько минут, чтобы рыба успокоилась и привыкла к новой среде обитания, после чего можно отправляться в путь. Во время движения нужно осматривать состояние транспортируемого груза.

При увеличении температуры воды, её охлаждают колотым льдом или доливают воду из аналогичного водоема. Если нужно сменить воду, её заменяют частично. Нельзя допускать резких перепадов температур в воде, где перевозится рыба. Необходимо совершать замену воды маленькими частями для благополучия рыбы. Важно осуществлять процедуру обогащения кислородом. Благодаря этому процессу рыба живет дольше. Повышение содержания кислорода в воде выполняются перемешиванием длинной, тонкой тростью.

Допускается кратковременная транспортировка живой рыбы без наличия воды в емкости. Такую операцию можно осуществить только при условии длительностью не более чем на 3 —4 часа. Запрещается совершать остановки и задержки в пути. Двигаться нужно предельно быстро, чтобы сохранить живучесть рыбы.

Транспортировка и пересадка рыб являются очень распространенными мероприятиями. Во время их осуществления необходимо принимать во внимание следующие факторы: скопления рыб в маленьком контейнере вскоре погибнут от недостатка кислорода; рыба не должна переноситься воду, температура которой сильно отличается от температуры воды в прежней емкости; процесс переноса рыб и выдерживание их в скоплениях является стрессом, поэтому делает их более восприимчивыми к заболеваниям.

Перевозка рыбы на короткие расстояния

Когда особи переносятся на короткие расстояния в пределах одного хозяйства, они могут транспортироваться в ведрах (например, Tilapia rendalli и сомы), накрытых сверху сеткой или крышкой. Особи, которые случайно выпрыгнули из ведра и упали на землю, теряют защитный покров слизи на коже и часто погибают несколько дней спустя.

Перевозка на длинные расстояния

Для транспортировки рыб на дальние расстояния необходимо проведение специальных процедур. В течение 24 часов (48 часов для видов с длинным кишечником, например, тиляпий) их не следует кормить, в противном случае они будут испражняться, усиленно выделять аммиак и мочевину и, следовательно, отравлять себя и других особей в контейнере. Во время голодания рыбок содержат в чистой, лишенной водорослей, проточной воде. Это также необходимо для сортировки особей по размеру. Так как в замкнутом пространстве крупные рыбы часто наносят увечья более мелким, вместе транспортируют только равновеликие экземпляры.

Упаковка личинок, мальков и сеголеток

Как правило, транспортировка личинок рыб происходит из инкубатора до выростных емкостей. Личинки и мальки рыб могут переноситься в пластиковых мешках с кислородом под давлением. Важно не допускать сильных всплесков в мешке, которые могут оказаться смертельными для личинок.

Пакет для перевозки мальков

Пакет для перевозки мальков

Мальков и сеголеток (3-8 см) можно упаковывать в двойные пластиковые мешки, которые затем помещаются в коробки. Вода в мешках должна быть чистой и иметь температуру, при которой содержались особи. Для транспортировки нельзя брать воду из водоемов с рыбой, потому что она загрязнена аммонием и имеет низкую концентрацию растворенного кислорода. Толщина мешков должна составлять, по крайней мере, 40 мкм для мелкой и 60-80 мкм для средней и крупной рыбы, имеющей острые жесткие лучи плавников. Внутренний мешок на 1/3 наполняется водой и на 2/3 чистым кислородом. Его горлышко несколько раз обматывается, затем сгибается и оплетается резинкой. После этого, во избежание забивания мелких рыбок в тесные углы мешка, он помещается вверх ногами во внешний мешок. Это очень важная часто игнорируемая процедура определяет выживание рыбок. Если несколько особей застрянут в углах, то они быстро погибнут, начнут гнить и, соответственно, вызовут порчу воды и отравление соседей. Несколько мешков затем вставляются в картонную или пенопластовую коробку или ведро для предотвращения их прокола. Пенопластовые коробки также предохраняют воду от резких перепадов температур.

Во время перевозки коробки должны быть закрыты от прямого контакта с холодным воздухом или прямыми солнечными лучами. Их необходимо накрывать. По прибытии мешки оставляют плавать в течение 15 минут на поверхности аквариума или пруда для выравнивания температуры, а лишь затем выпускают рыбу.

Емкость для перевозки рыбы

Упаковка крупной рыбы
Особи размером более 10-12 см легко рвут мешок, поэтому используются другие емкости. Наилучшим решением являются синие или зеленые пластиковые 50-200 литровые бочки с округлым дном и герметично закупориваемой крышкой. В течение короткого времени ( Емкость для перевозки рыбы

Перед перевозкой, бочки наполняются на 30%, затем помещаются в автомобиль и наполняются на 80%, чтобы предотвратить сильные всплески и удары рыб о стенки емкости. Всю процедуру следует производить в тени, во избежание перегрева воды и снижения содержания растворенного кислорода. Длительная транспортировка (более 2 часов) обязательно должна сопровождаться аэрацией воды. Обычно для этого достаточно обычного компрессора, работающего от разъема прикуривателя, но при высокой плотности посадки могут потребоваться баллоны с чистым кислородом.

По прибытии бочку сливают, оставляя 30% воды, и опускают на землю. Если температура в водоеме и бочке различается, то последнюю заполняют водой из водоема и лишь потом выпускают рыбу.

Упаковка неочищенной рыбы, выловленных из естественных водоемов
Неразумно упаковывать особей, изымаемых из пруда или емкости, в которой они недавно ели. Их кишечник полон корма, поэтому вскоре рыбы начнут загрязнять воду своими испражнениями и аммонием. Особенно остро стоит вопрос для видов с длинным кишечником. Например, неочищенные тиляпии в течение 30 минут могут сделать воду черной, а потом погибнуть от отравления. В данном случае осуществима транспортировка на близкие расстояния. Не исключена возможность выдерживания выловленных рыб в течение несколько часов в искусственном пруду с чистой водой, в тенистом участке. Если этого нельзя сделать, то рекомендуемая плотность посадки при 4-6 часовой перевозке составляет 6-10 взрослых рыб на 100 литров воды.

A Manual For Rural Freshwater Aquaculture. Rural Fisheries Programme Department Of Ichthyology And Fisheries Science Rhodes University, 2010

Рыбное хозяйство часто сталкивается с такой проблемой, как перевозка живой рыбы. Однако этот процесс имеет ряд особенностей, вроде транспорта или условий перевозки. Это мы еще не говорим о температуре и емкостях. Обо всех тонкостях процесса перевозки – в нашей статье. Возможно вас заинтересует полезная информация об оценке стоимости с выездом и демонтаж электронного и радиооборудования.


Подготовка к перевозке

Прежде всего нужно подготовить условия для перевозки живой рыбы. Люди, которые уже занимаются, или занимались выращиванием и разведением рыбы в закрытых водоемах, уже знают, что изначально требуются мальки. Сами ведь они в водоем не попадут, а значит нужна перевозка. Здесь есть два варианта – найти подрядчика, который занимается перевозкой, или же самому осуществить процесс.


Если покупать мальков в крупном хозяйстве, есть высокая вероятность того, что у них есть своя доставка. Обычно этим вопросом занимаются с определенных масштабов предприятия, чтоб постоянно не искать подрядчиков со стороны.


Если же у вас мелкий поставщик – нужно будет решить эту проблему самому. Для начала нужно провести ряд подготовительных процедур.

Прежде всего за 2-3 часа до перевозки отправьте рыбу в проточную воду. Важно, чтоб она была чистой. В таких условиях за пару часов рыба избавится от остатков пищи и прочистит дыхательные каналы.


Дальше готовим тару. Емкость для перевозки живой рыбы подготавливается отдельно от самого транспорта. В то время, как рыба принимает очищающую ванну, емкости для перевозки стоит наполнить водой.


Желательно, чтобы она содержала много кислорода, чтоб рыбам было комфортно дышать. Размер тары и количество в ней воды зависит только от рыбы, которая будет в ней ехать – чем больше рыба, тем больше емкость.


Не стоит менять температуру воды. Рыбы негативно реагируют на резкую смену обстановки, а потому изменения температуры окружающей среды крайне нежелательно. Зимой вода должна быть подогрета до нужного уровня, а летом можно использовать лед, чтоб понизить ее температуру.


Обратите внимание, что вся вода должна быть чистой и взятой из природных источников вроде реки или пруда – вода из водопровода для этого не подходит.


Транспортировка

Продолжим подбор оборудования для перевозки живой рыбы. То, что нам нужна тара мы уже знаем, а вот какая – не совсем.


Короткие перевозки можно осуществлять в бидонах или пакетах. Такой вариант отлично подходит для мальков или небольшого количества рыбы. В этой таре рыба может находиться не больше 5-ти часов. Все потому, что в такой ситуации весь доступный рыбе кислород уже находиться в воде, и как только он закончиться – рыба начнет умирать.


Чуть интереснее выглядят канны. Они легкие, достаточно прочные и прозрачные, из-за чего рыба будет испытывать меньший стресс.


Есть вариант перемещения и без воды. Такое можно провернуть только со взрослыми особями. Для этого используются ящики или лотки. Емкость и саму рыбу нужно смочить водой, после чего дно лотка накрыть плотным куском ткани, который тоже должен быть мокрым.


Далее на эту ткать укладывается рыба, которую сверху нужно накрыть мокрой травой. Этот процесс не должен занимать больше 3-4 часов. Даже обычное авто подойдет для перевозки живой рыбы этим способом. Все потому, что вам не нужно беспокоиться за большие емкости с жидкостью, которые могут быть открытыми.










Температура и вода

Как мы уже говорили, температура перевозки играет одну из важнейших ролей. По сути это и есть тот самый микроклимат, в котором находится рыба в процессе транспортировки.


Если переезд будет занимать больше 6-ти часов, машина для перевозки живой рыбы должна обладать возможностью регулировки температуры воздуха в отсеке с рыбой.


Думаю, все смотрели старый советский мультфильм, в котором был момент с машиной, в которой перевозилась живая рыба. Как не печально признавать, но подобные вещи можно встретить и сейчас, однако развитие сферы не стояло на одном месте, а потому люди поняли, что такие условия негативно сказываются на рыбе.


Однако есть еще одно условие. Вода, которую вы берете, должна быть не просто с природного водоема, но еще и чистой. Например, если в речке, откуда вы берете воду, живут другие рыбы и не только, которые являются переносчиками инфекций, вы рискуете принести заразу своим питомцам. Пострадать могут как мальки, так и взрослые особи. Потому нужно проводить дезинфекцию воды.


Альтернативные способы

Если прицеп для перевозки живой рыбы, или машина с характерной надписью, вас не устраивают, можно воспользоваться альтернативными способами перевозки.











Подобным образом работают и другие виды транспорта – железные дороги и самолеты. Первый вариант хорошо за счет того, что достаточно просто поместить нужную рыбу в специальный вагон для подобных перевозок.


Самолеты же используются для скоростных перевозок по всему миру. Обычно в ней нуждаются особо редкие и дорогие породы рыб.


Фото советы по перевозке живой рыбы


























Рекомендуем прочитать! Виды аквариумных рыбок: 150 фото самых популярных и уникальных обитателей аквариумов

Читайте также: