Религия в франции в 18 веке кратко

Обновлено: 14.05.2024

Начало трансформации французской абсолютной монархии в конституционную;
отделение Церкви от государства и начало антиклерикальной политики
(лето 1787- зима 1790).

Франция накануне революции являлась одной из богатейших стран Европы

В начале нашего исследования сразу отметим, что Франция накануне первой революции, в конце XVIII века, являлась одной из самых богатейших и густонаселённых стран Европы (по численности населения уступая только Российской империи – 27 млн. против 30 млн.). Французское королевство в течение всего XVIII века – страна № 2 в мире (после Великобритании) по уровню развития объёма промышленности, трансокеанической колониальной торговли и капиталистического производства [1] .

Католическая церковь во Франции старалась сгладить социальные противоречия

Тем самым, именно Католическая церковь во Франции старалась сгладить социальные противоречия и устранить хотя бы некоторые причины недовольства, и поэтому именно она и стала одной из главных мишеней революционеров, планировавших разрушение традиционных государственных устоев.

На самом деле, при объективном рассмотрении ситуации, экономические причины краха французской христианской государственности были всего лишь поводом, но никак не решающим фактором. В частности, когда говорят о неурожаях 1787 и 1788 гг., то почему-то забывают о том, что неурожай 1774 года был также тяжёлым, но тогда Людовик XVI приказал за счёт казны закупать зерно и принял меры к снижению цен на продовольствие, и серьёзный продовольственный кризис в то время вовсе не привёл к краху государства. Кроме того, финансовый коллапс и упадок экономики из-за долгой, тяжёлой и неудачной для Франции Семилетней войны были ещё большими, чем в конце 1780-х гг., однако страна всё равно их успешно преодолела без каких-либо крупномасштабных социальных взрывов.

Больше того, справедливости ради, необходимо отметить, что положение французских крестьян в конце XVIII века было одним из лучших в Европе. Историки-марксисты по понятным причинам не любят вспоминать, что французское крестьянство было лично свободным ещё с конца Средневековья, с XV столетия. Да, обширные земли принадлежали феодалам, да, многие крестьяне были обязаны сеньорам рядом личных повинностей, но не более. Ничего подобного тому положению, в котором находились крепостные крестьяне на территории ряда германских государств, не говоря уже о Российской империи (где крепостные к тому времени стали прямыми рабами и где лишь в 1801-м году император Павел I запретил даже не куплю-продажу крепостных крестьян как таковую, а только повелел прекратить печатать объявления об этом в газетах и устраивать публичные аукционы), не было.

Приведём показательный пример уровня жизни накануне Первой французской революции: во Франции конца XVIII века даже простые крестьяне использовали в быту наборы оловянной или иной металлической посуды; лишь беднейшие использовали глиняную посуду, а из дерева делали только лохани и корыта для корма скота. В то же время вспомним, для сравнения, наше Отечество: вплоть до начала XX века большая часть крестьянской посуды в российских деревнях была изготовлена из дерева, иногда – сделана из глины, а металлические посудные наборы были большой редкостью. И если, как утверждали лжепророки марксизма, следует ориентироваться исключительно на материальное, то становится совершенно непонятно, почему, несмотря на такой разрыв в уровне жизни, революция в намного более экономически благополучной Франции произошла на 130 лет раньше, чем в России.

Ничто не предвещало трагических событий, которые вскоре обрушились на Францию

Соответственный процент образованных людей во всех слоях французского общества того времени был, по-видимому, одним из самых высоких среди иных стран Европы (уступая, вероятно, лишь Голландии, Швейцарии, Великобритании и Швеции).

Так один из самых выдающихся правителей Французского королевства и один из самых добросердечных по отношению к простому народу королей сделал первый шаг на свой эшафот… Пройдёт ещё 10 лет, наполнивших французское общество кровью и ужасом, когда Наполеон Бонапарт всего с ротой солдат распустит 9 ноября 1799 года этот орган власти, захватив трон, – но только для того, чтобы следующие 14 лет снова заливать потоками крови уже всю Европу…

Следующий шаг на пути к дехристианизации французского общества был сделан 2 ноября 1789 года, когда все сословия, включая даже избранных депутатов от католического духовенства, опять-таки якобы заботясь о благосостоянии казны, приняли декрет о конфискации церковной собственности, держаний и бенефициев клириков. В обмен на это священники и церковный причт должны были получать содержание от государства, что многие из них, особенно из числа бедных простых клириков, восприняли первоначально как добрую новость. Итак, решающий шаг был сделан: Католическая церковь превратилась из старинного внегосударственного сакрального института во всего лишь ещё один отдел чиновничьего аппарата.

Появление первых законов против Католической церкви во Франции
и начало политики репрессий в отношении католического духовенства
(весна 1790 – зима 1791).

Конечно, многие монашеские объединения неофициально продолжили свою деятельность, даже будучи вынужденными покинуть свои обители и оставшись без средств; однако нашлись и такие монахи и монахини, которые с радостью отказывались от своих обетов и начинали вновь жить светской жизнью, вступая в брак и т.п.

Принятие подобного указа впервые вызвало эмиграцию французского духовенства: как внутреннюю (многие монашеские братства предпочли перейти на нелегальное положение и переехать из крупных городов в глухую французскую провинцию), так и внешнюю (некоторые монахи и монахини предпочли выехать, часто целыми обителями, из Франции в соседние государства, в основном в Испанию, Италию и Австрию, где никаких гонений на Католическую церковь в тот период не было). Однако, к сожалению, большинство монашествующих осталось на территории Франции, не решившись бросить свою паству и надеясь переждать революционную бурю, видимо, полагаясь на волю Господа. В то время действительно мало кто мог предположить, что подобные надежды будут тщетны, и земли этой страны вскоре будут напоены кровью десятков тысяч христиан…

М. Робеспьер, Ж. Дантон и Ж.-П. Марат. Художник: Альфред Лудэ, 1882 г.

М. Робеспьер, Ж. Дантон и Ж.-П. Марат. Художник: Альфред Лудэ, 1882 г.

Трансформация французской конституционной монархии в республику
и начало массовых репрессий новой власти в отношении католического духовенства
(весна 1791 – лето 1792).

В этот период натиск на Католическую церковь со стороны французских революционеров продолжился. Зимой-весной 1791 года усиливается репрессивный нажим на священников с целью приведения их к присяге; тех, кто отказывался, начинают уже не просто лишать должностей, но лишать всех гражданских прав, ссылать в глухие провинции или сажать в тюрьмы.

Католический священник Ноэль Пино перед судом французского революционного трибунала. Ноэль Пино отказался принять революционную присягу Конституции и новой власти, продолжал тайно служить мессы и совершать таинства для верных. Был предан одним из прихожан, арестован республиканскими властями и казнён, отказавшись отречься от веры и сана

Католический священник Ноэль Пино перед судом французского революционного трибунала. Ноэль Пино отказался принять революционную присягу Конституции и новой власти, продолжал тайно служить мессы и совершать таинства для верных. Был предан одним из прихожан, арестован республиканскими властями и казнён, отказавшись отречься от веры и сана

Католический священник Соломон Леклерк, не присягнувший новым властям и требовавший от французов сохранять до конца верность Богу и своему королю, один из многих клириков, погибших от рук французских революционеров в 1792 г.

Католический священник Соломон Леклерк, не присягнувший новым властям и требовавший от французов сохранять до конца верность Богу и своему королю, один из многих клириков, погибших от рук французских революционеров в 1792 г.

Одновременно с этим французские вооружённые силы, возглавляемые республиканскими политиками, оккупировали независимые папские владения на территории Франции – Авиньон и Венсен. В этот же период многие католические храмы, лишившиеся своих приходских священников, отказавшихся присягать, и так и не получившие новых, разоряются народом и закрываются (так, например, в Руане из 37 основных приходов 24 было официально упразднено и разграблено).

Штурм дворца Тюильри 10 августа 1792 г.

Штурм дворца Тюильри 10 августа 1792 г.

Король Франции, вопреки советам своей царственной супруги, ряда офицеров швейцарской гвардии и сохранивших верность ему и решительно настроенных дворян, перед началом переворота, уже зная о нём, отказывается от упреждающих радикальных действий. Не решившись пролить кровь части своих подданных, он тем самым вызывает массовое пролитие крови уже защитников своего трона, и всё это вовсе не останавливает, а только приближает огромный поток крови, который захлестнёт Францию в самом ближайшем будущем.

Взятие Тюильри, а вовсе не захват Бастилии, считается концом Французского христианского королевства

Аполлон Либер, попирающий Невежество

Аполлон Либер, попирающий Невежество

1 февраля 2018 г.

[1] Forrest, Alan. The Revolution in Provincial France: Aquitaine, 1789-1799. – Oxford: Clarendon Press, 1996. – р. 16.

[2] Voyelle, Michel. 1793. La Révolution contre l’Église, de la Raison à l’Être supreme. – Bruxelles: Complexe, 1988. – р. 112.

[3] Edelstein, Dan. The Terror of Natural Right : Republicanism, the Cult of Nature and the French Revolution . – Chicago (Illinois): University of Chicago Press, 2009, XI. – p. 244.

[4] Hibbert, Christopher. The Days of the French Revolution. – New York: William Morrow&Co, 1999. – p. 211.

[5] Biard, Michel . La liberté ou la mort : mourir en député, 1792-1795. – Paris: Tallandier, 2015. – p. 48.

[7] Loomis, Stanley. Paris in the Terror. – Philadelphia and New York: J.B.Avon Books, 1973. – р. 94.

[8] Doyle, William. The Oxford History of the French Revolution. – Oxford: Clarendon Press, 1989. – p. 139.

Религия Франции Связь культуры и религии во Франции

Франция — страна свободного вероисповедания. Наиболее популярные религии здесь — католическое христианство, ислам, иудаизм. Согласно опросу, проведенному в 2010 году, 27% французов верят в то, что Бог есть, 33% ответили, что допускают существование какой-то энергии или высшего разума, и 40% ответили, что не верят ни в Бога, ни в наличие у человека души, ни в энергию. В этом отношении Францию можно считать одним из самых нерелигиозных государств. Но культура и вера в этой стране тесно связаны между собой. Так какая религия во Франции является преобладающей и почему существуют другие? Об этом мы расскажем в этой статье.

Исторический обзор

В последнее тысячелетие Франция оставалась одной из тех европейских стран, где принципиальной считалась религия католицизма. Со времен Карла Великого и до возникновения протестантизма в 16 веке это государство было одним из самых могущественных на континенте, где католицизм, за исключением традиционных форм, являлся единственным направлением христианства. Во Франции прочно утвердилась католическая вера, в то время как в других частях Европы, включая Англию, Швейцарию, исторические Нидерланды, большую часть Германии и Скандинавии, господствовали различные формы протестантизма.

После революции 1798 года религия Франции была взята под государственный контроль с целью сдержать революционные настроения. Монашеские общины прекратили свое существование. Но в 1801 году Наполеон подписал договор с Ватиканом, благодаря которому положение церкви было восстановлено.

Религия Франции Связь культуры и религии во Франции

Религия во Франции в 19 веке

На протяжении почти всего этого столетия рассматриваемая страна официально считалась католическим государством. Но в 1905 году случилось масштабное событие, благодаря которому религия во Франции в начале 19 века претерпела существенные изменения, — произошло отделение государства от церкви. С тех пор, даже несмотря на то, что католицизм не переставал быть преобладающей религией в этой стране, католическая церковь, согласно Конституции, стала всего лишь одной из многих других религиозных организаций. Новообразованное светское государство наделило своих граждан правом выбора вероисповедания. И сегодня в этой стране католицизм свободно уживается с протестантизмом, исламом, буддизмом, иудаизмом и сторонними культами.

Религия в наши дни

Основная религия Франции — католицизм. Но сегодня, несмотря на то, что это вероисповедание на территории светского государства все еще имеет больше сторонников, чем любое другое, то время, когда большинство французов считали себя католиками, прошло. Таковыми называет себя менее половины населения в наши дни. Результаты опроса, проведенного в 2011 году, показывают, что 45% французов считают себя христианами, большинство из которых католическими. В то же время 35% не относят себя ни к одной религии, а 3% исповедуют мусульманство.

Религия Франции Связь культуры и религии во Франции

Количество церковных прихожан, по данным общественного опроса, здесь одно из самых низких в мире. Фактически это только 5% населения, и лишь 10% из тех, кто считает себя католиками, сегодня посещают церковную службу. Но, несмотря на это, культура Франции до сих пор остается во многом католической, что подчеркивал в своих выступлениях предыдущий глава государства Саркози.

Религия Франции Связь культуры и религии во Франции

Особая территория — провинция Эльзас

В провинции Эльзас и Мозеле отношения между государством и церковью иное, нежели на всей территории Франции, несмотря на утвержденное единство республик. Здесь священники получают государственное жалование, а религиозное обучение в государственных школах и колледжах является обязательным. В Страсбургском университете есть богословский факультет, единственный в государственном вузе во Франции.

Протестантизм

Протестантизм, еще одна религия Франции, имеет свою историю. В средние века, до того как появился этот термин, многие жители юго-западной Франции отказались от католицизма и перешли к еретическому типу христианства, известному как катаризм. Протестантская вера была принята во многих регионах страны во время реформации. Эта религия хоть и не поощрялась, но и не запрещалась. В 1598 году король Генрих IV, сам бывший последователь протестантизма, вынужденный обратиться в католицизм, чтобы стать монархом Франции, подписал Нантский эдикт. Согласно этому документу, кальвинистам, известным как гугеноты, гарантировалась свобода вероисповедания и совести. Многие области Франции, особенно на юго-востоке, обратились тогда в протестантизм, а города, такие как Ла-Рошель, стали главными оплотами этой религии в стране, официально считающийся католической.

Религия Франции Связь культуры и религии во Франции

Упадок и возрождение протестантизма

Но в 1685 году эдикт был упразднен Людовиком XIV, что повлекло за собой массовые эмиграции протестантов из Франции. Религия во Франции в 17 веке оказалась в некотором смятении. По существующим данным, около полумиллиона последователей этого учения покинули тогда страну и обосновались в Великобритании, Северной Америке, Швейцарии и исторических Нидерландах. Протестантизм как религия во Франции в 18 веке после смерти короля Людовика XIV начал медленно возрождаться на некоторых территориях. А по завершении Великой французской революции он был официально признан одной из многих существующих форм вероисповедания. Сегодня протестантизм местами существует по всей территории страны, но больше всего последователей этого религиозного течения можно встретить в провинции Эльзас и Северном Франш-Конте в восточной Франции, а также в Севеннах на юге страны.

Религия Франции Связь культуры и религии во Франции

Ислам

Еще одна религия Франции — ислам. Точных цифр нет, но, по приблизительной оценке, от 6 до 7 миллионов человек, то есть около 8% населения, являются мусульманами. Треть из них, чуть больше двух миллионов, соблюдают религиозные ритуалы. Для сравнения: на территории страны проживают 10 миллионов практикующих католиков. Большинство мусульман во Франции — выходцы из Северной Африки, то есть потомки тех, кто жил когда-то в бывших ее колониях — Тунисе, Алжире и Марокко.

Согласно исследованию социолога Самира Эль-Амгара, во Франции проживает от 12 до 15 тысяч салафитов, или радикальных мусульман, но лишь небольшая их часть разделяет взгляды так называемых исламистов. С 2000 года в стране начали усиленно строиться мечети, и сейчас их насчитывается более 2000. Выполнены они в основном в очень сдержанном стиле. Что касается образования, то во Франции действует 30 мусульманских, 282 еврейских и 8485 католических школ.

Религия Франции Связь культуры и религии во Франции

Связь культуры и религии

В заключение хочется сказать, что в этой статье были рассмотрены только основные религии. Нужно помнить, что их существует гораздо больше. Каждая форма вероисповедания значительно влияет на культурную жизнь Франции и находит своих почитателей в этой стране.


5 октября 1793 года считается датой начала политики дехристианизации во Франции. Что это был за процесс, как она связана с Великой Французской Революцией, и каковы его последствия для христиан, не только Франции. Читайте ниже.


ПОДПИСАТЬСЯ ↓↓↓

Новинки христианской музыки (LOGOS | Music)

Христианские цитаты и афоризмы на разные темы (LOGOS)

Во время французской революции христианство подверглось тяжелой опасности. Оно было потрясено и поколеблено бурным натиском преследований, оно согнулось под напором и, может быть, оно было бы вырвано с корнем, если бы этот напор мог продолжаться.

Во время Революции церковь стала объектом преследования со стороны государства.

Как пишет Альфонс Олар, в последние годы старого режима и в начале революции христианство во Франции находилось как-будто в полном расцвете.

Религия католическая, апостолическая и римская была господствующей во Франции. Это была религия короля, который назывался христианнейшим королем. Это была религия нации, которую папы называли старшей дочерью церкви. Французы почитались исповедующими одну единственную религию - католическую. Религиозное единство, о котором так хлопотали Людовики XIV и XV, казалось осуществленным, и это было больше, чем голая видимость, так как нехристиан было во Франции очень мало, а некатоликов тоже очень немного.

Нехристианами были иудеи: к ним относились терпимо, и они образовывали небольшие общины, жившие преимущественно на юго-западе, на востоке и в Париже, отдельные же евреи были рассеяны по многим городам. Существование иудеев, однако, нисколько не задевало религиозного единства Франции, так как их вовсе и не считали французами. Они не вели никакой пропаганды, они не были популярны, ни один из современных этой эпохе источников не называет католиков, которые расстались бы со своей религией и обратились в иудейство. Папы не боялись израильской религии. Иногда даже помогали иудейской колонии, способствовали ее росту.

Что касается протестантов, то со времени ноябрьского эдикта 1878 года французский гражданин приобрел право открыто называть себя протестантом. He-католики, таким образом, получили некоторую легализацию. Но все же протестанты отнюдь не получили полной свободы исповедания, они не могли публично проводить служения, их вера официально считалась как бы позором, который терпели, но скрывали, или вернее, который только тогда и терпели, когда его скрывали.


Как проходила дехристианизация и что она собой представляла


Открытие Генеральных Штатов

В большом декрете от 19 февраля 1790 г. Собрание запретило уход в монастырь, упразднило все монашеские ордена и конгрегации. Члены этих орденов получили право свободного выхода из них: им давалась соответствующая пенсия (размеры ее были определены разными другими декретами). Тем же, кто отказались бы выйти из ордена, должно было быть указано соответствующее место жительства. Все это касалось мужчин. Монахини же могли оставаться там, где они жили до декрета. Что же касается Конгрегации белого духовенства, то в Собрании было много предложений относительно них, но Собрание по этим соображениям не высказалось.

Это упразднение черного духовенства не произвело особого впечатления, но оно сделало многих монахов врагами революции.

Подчинение церкви государству, стало еще более заметным и чувствительным 27 ноября 1790 года, когда собрание выработало форму присяги, которую обязаны были принести все духовные лица, присяги на верность и повиновение гражданской Конституции. Однако, на практике это обязательство присягнуть гражданской Конституции должно было разрушить единение церкви и государства вызвав раздоры, явившиеся провозвестниками грядущей гражданской войны.

Государство присваивает себе права регистрировать браки, рождения и смерти (светский ЗАГС).


Штурм Тюильри 10 августа 1792 года

Из всех событий, приведших Францию к тому состоянию умов, из которого выросла попытка дехристианизации, именно вандейское восстание было наиболее важным, наиболее влиятельным. Вполне возможно, что без Вандеи не было бы культа Разума.

Непосредственным последствием этого восстания было усиление кар, направленных против неприсягнувших священников.

13 марта 1793 года Конвент декретирует смертную казнь для священников, замешанных в волнениях по случаю военного набора. В этот же день Конвент постановляет, что священники, изгнанные из пределов Франции, подлежат в случае обнаружения их на французской территории военному суду и расстрелу в 24 часа. 23-го апреля Конвент выносит постановление, согласно которому церковники, не присягнувшие свободе и равенству, подлежат немедленной ссылке на Гвиану.

Таким образом, закон этот поставил под легальным подозрением все католическое духовенство, присягнувших так же, как и неприсягнувших, церковников, являющихся должностными лицами, так же, как и церковников, снятых с их должностей.

Недавно еще противопоставляли добрых священников дурным. Ныне распространенным является уже убеждение, что нет, что больше уже нет хороших священников. Католическая религия дискредитирована в сознании многих воинствующих патриотов. Все распространеннее делается убеждение, что необходимо упразднить культ, раз он является препятствием и помехой для национальной обороны, для Революции.

Дехристианизаторское движение быстро распространилось в Париже. Секции почти все отказались от культа, закрыли свои приходские церкви и затем открыли их в качестве храмов Разума. Это был атеистический культ, который был открыт в 1793 году под руководством Жака-Рене Эбера и кровожадного Жака Фуше. Главные ценности культа - истина и свобода. По всей Франции церкви превратили в храмы Разуму, а 10 ноября 1793 объявлено Праздником Разуму. В Соборе Парижской Богоматери была поставлена Богиня Разум в лице женщины (ниже).

Культ Разума был почти повсюду деистическим (а не материалистическим или атеистическим). В Париже, когда в нем участвовал народ, он носил веселый, радостный характер. Несмотря на педантизм некоторых книжников, он носил характер проказливой забавы. Провинция восприняла культ Разума всерьез. В провинциальных городах, по крайней мере, имели место серьезные и искренние попытки упразднить старую религию и утвердить на ее месте рационалистический культ. Богинь разума почти повсюду там изображали не актрисы или проказливые работницы, а красивые молодые девушки, добродетельные и серьезные, принадлежавшие к цвету буржуазии (этого не отрицают самые враждебные свидетели).

К весне 1794г культ Разуму утратил популярность, и революционер-деист Робеспьер покровительствовал новый культ Высшему Существу.

Этот культ высшего Существа казался некоторым современникам, оглядывавшимся назад, реакцией, не только официальной, но и народной, против культа Разума. Говорят, что некоторые невежественные католики настолько заблуждались в смысле этого культа, что увидели в нем первый шаг к восстановлению католицизма.

И под видом высшего Существа, и под именем Разума - французы в эти времена поклоняются, прежде всего, отечеству, и культ высшего Существа, как и культ Разума, очень скоро должен был в глазах народа, плохо различавшего оба названных культа один от другого, слиться с патриотизмом и потонуть в нем.

В конце-концов, когда военные победы положили конец террору, получилось впечатление, что связь церкви с государством стала немыслимой в виду той контрреволюционной позиции, которую заняло духовенство в целом, даже конституционное духовенство. Вместе с тем, немыслимым стало казаться теперь, когда ослабела пружина революционного нажима, насильственное разрушение христианства.

29 сентября 1795 г. Конвент принял большой закон об общем управлении религий, который поглотил все предшествовавшие ему законы.

Этот закон дал возможность возродиться тому католицизму, который недавно был как-будто окончательно раздавлен напором революции, в среде народа, который в религиозном отношении распадался на неверующее меньшинство, на меньшинство верующее и на безразличную массу.

Вывод

Большинство историков полагает, что Великая французская революция, частью которой стала дехристианизация, имела огромное международное значение, способствовала распространению прогрессивных идей во всём мире, оказала влияние на серию революций в Латинской Америке, в результате которых последняя освободилась от колониальной зависимости, и на ряд других событий первой половины XIX в.

Несмотря на то, что эти события произошли в далеком 18 веке, процессы дехристианизации продолжаются и сегодня.

Процесс дехристианизации наблюдается на Западе последние десятилетия. Он имеет несколько измерений. Он проявляется в уменьшении числа людей, открыто называющих себя христианами, в законодательном закреплении норм, противоречащем христианской этике, и фактическом нарушении прав христиан, и может привести к тому, что нормы христианской культуры перестанут оказывать серьезное влияние на поведение людей, живущих на Западе. Таким образом, дехристианизация может означать, что христианская этика перестанет влиять на повседневное хозяйственное поведение жителей западных стран.

А вот данные международных организаций: каждые пять минут в мире убивают христианина. За сутки — около трехсот человек, более 100 тысяч в год. Сегодня на христиан обрушились такие гонения, каких не было никогда, — ни в Римской империи, ни в Советском Союзе.

В Ираке было полтора миллиона христиан — осталось 150 тысяч; в Сирии полтора миллиона — осталось 500 тысяч. В Нигерии зверствуют радикалы-фундаменталисты, убивая христиан, вырезая целые селения. То же самое происходит в Пакистане, в Афганистане — никакой защиты. Человека убивают только потому, что он в воскресенье в храм ходит, и его никто не защищает.

Традиционная религия Франции – католицизм.

Франция - светское государство. В стране представлены все ветви религии.

Сегодня официально около 60% французов являются католиками, но на деле большинство из них не посещают церковь и не задумываются о религии. Тем не менее, католическая церковь продолжает существовать, и традиции религиозных обрядов во Франции не утрачены. Так, более половины французов венчаются и крестят своих детей.

Во Франции действуют законы, запрещающие носить в школах религиозную символику и молиться на улицах. Причиной их возникновения стали мусульмане, которые активно мигрируют во Францию с 60-х годов XX века. Сегодня ислам – вторая по распространенности религия в стране, в которой проживает около 5 миллионов выходцев из мусульманских стран, в основном из Северной Африки.

С XVI века во Франции появилось течение протестантизма в виде общины гугенотов. Несмотря на запреты и преследования, это направление христианства постепенно развивалось, появлялось все больше протестантских семей. Сегодня доля протестантов среди французов невелика – около 800 тысяч человек. Протестантизм стоит на третьем месте среди религий Франции по распространенности.

Четвертое место занимает иудаизм. Первые еврейские общества существовали на территории современной страны еще во времена Римской Империи, но в средневековье из-за преследований их почти не осталось. Сегодня во Франции проживает около 600 тысяч евреев. Во стране также существуют приверженцы буддизма, но их количество несущественно по сравнению с другими религиями. Кроме того, по данным социологических опросов, около 32% французов считают себя атеистами.


Аренда лучших шале
для роскошного горнолыжного отдыха и встречи Нового Года в Альпах Франции
Мы подобрали для вас самые эксклюзивные варианты шале и апартаментов в Куршевеле, Мерибеле, Межеве и Валь-д-Изере.

Читайте также: