Предмет ведения это кратко
Обновлено: 04.07.2024
круг правовых вопросов, отнесенных к ведению тех или иных государственных органов.
круг правовых вопросов, отнесенных к ведению тех или иных государственных органов, в отдельных случаях по их поручению - общественных объединений. Предмет ведения очерчивает пределы государственно-властной деятельности государственного органа, содержание его работы. Формы и методы деятельности, полномочия, права и обязанности государственного органа, должностного лица, общественного объединения фиксируются в их компетенции.
понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов. Согласно Конституции РФ П.в. могут быть исключительными (принадлежащими только РФ или ее субъекту) и совместными. Последние означают круг конкретно закрепленных вопросов, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий. От П.в. следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по П.в. Полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.
(В.Ч.)
Статья 2. Основные понятия, используемые для целей настоящего Федерального закона
1. Предмет ведения Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации исключительно к компетенции Российской Федерации.
2. Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (далее - предмет совместного ведения) - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации и к компетенции Российской Федерации, и к компетенции субъектов Российской Федерации.
3. Предмет ведения субъекта Российской Федерации - сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией Российской Федерации к компетенции субъектов Российской Федерации.
4. Компетенция органа государственной власти - совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с Конституцией Российской Федерации конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
5. Полномочия органа государственной власти - права и обязанности органа государственной власти в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно - властных действий.
6. Договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий (далее - договор) - правовая форма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
7. Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий (далее - соглашение) - правовая форма передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий.
8. Уполномоченное лицо субъекта Российской Федерации - лицо, уполномоченное конституцией (уставом) или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации представлять субъект Российской Федерации.
Предметы ведения - это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов. Круг конкретно закрепленных полномочий, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, образует предметы ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. От предмета ведения следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения. В свою очередь полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.
Под способами разграничения предметов ведения понимается предусмотренный конституцией и федеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Вопрос о том, что является прерогативами федерации, а что ее субъектов, относится к числу главных вопросов федеративного государства. Формула решения этой сложной проблемы выработана мировой практикой федерализма, в соответствии с которой в федеративном государстве компетенция подразделяется на: 1) исключительную компетенцию федеральных органов власти (предметы ведения федерации); 2) совместную компетенцию органов власти федерации и ее субъектов (предметы совместного ведения); 3) исключительную компетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации).
Такой принцип распределения компетенции (предметов ведения) признан Российской Федерацией. Первоначально предметы ведения и полномочий между РФ и ее субъектами были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., с принятием новой Конституции - ею. Конституция РФ содержит перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений. Конституция устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст. 78).
Предметами ведения Российской Федерации являются закрепленные в Конституции РФ полномочия, исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. Предметы ведения РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетентности РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Перечень исключительных полномочий РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим:
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами), а также территория РФ (определение состава, границ России);
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
система федеральных законов;
законодательная, исполнительная и судебная власти, порядок их организации и деятельности;
федеральная государственная собственность и управление ею;
установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
установление правовых основ единого рынка;
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;
федеральные энергетические системы;
вопросы войны, мира;
оборона и безопасность;
оборонное производство и др.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию.
Предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов. Предмет совместного ведения - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел (ст. 72). Перечень таких вопросов также является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ): обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.
До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Предметы ведения - это понятие, используемое в федеративных государствах для характеристики сферы общественных отношений, регулирование которой отнесено к компетенции федерации и ее субъектов. Круг конкретно закрепленных полномочий, которые органы государственной власти РФ и ее субъектов правомочны осуществлять в соответствии с принципом разграничения предметов ведения и полномочий, образует предметы ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. От предмета ведения следует отличать компетенцию органа государственной власти, под которой понимается совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения. В свою очередь полномочия органа государственной власти - это его права и обязанности в отношении принятия правовых актов, а также осуществления иных государственно-властных действий.
Под способами разграничения предметов ведения понимается предусмотренный конституцией и федеративным договором способ распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Вопрос о том, что является прерогативами федерации, а что ее субъектов, относится к числу главных вопросов федеративного государства. Формула решения этой сложной проблемы выработана мировой практикой федерализма, в соответствии с которой в федеративном государстве компетенция подразделяется на: 1) исключительную компетенцию федеральных органов власти (предметы ведения федерации); 2) совместную компетенцию органов власти федерации и ее субъектов (предметы совместного ведения); 3) исключительную компетенцию субъектов федерации (предметы ведения субъектов федерации).
Такой принцип распределения компетенции (предметов ведения) признан Российской Федерацией. Первоначально предметы ведения и полномочий между РФ и ее субъектами были разграничены Федеративным договором от 31 марта 1992 г., с принятием новой Конституции - ею. Конституция РФ содержит перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении Федерации (ст. 71) и совместном ведении Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). В остальных вопросах последние обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и осуществляют собственное правовое регулирование, включая собственное принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция РФ предусматривает возможность перераспределения сфер ведения и полномочий между РФ и ее субъектами посредством отдельных соглашений. Конституция устанавливает, что такие соглашения возможны между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ч. 2 и 3 ст. 78).
Предметами ведения Российской Федерации являются закрепленные в Конституции РФ полномочия, исключительная прерогатива в осуществлении которых принадлежит федеральным органам государственной власти. Предметы ведения РФ - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетентности РФ. К ведению РФ отнесено то, что необходимо и вместе с тем достаточно для установления и защиты суверенитета и верховенства РФ, целостности и неприкосновенности территории, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал. Перечень исключительных полномочий РФ, содержащийся в Конституции (ст. 71), является исчерпывающим:
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
федеративное устройство (определение состава, порядка формирования и полномочий федеральных органов, отношений между Федерацией и ее субъектами), а также территория РФ (определение состава, границ России);
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в РФ, регулирование и защита прав национальных меньшинств;
система федеральных законов;
законодательная, исполнительная и судебная власти, порядок их организации и деятельности;
федеральная государственная собственность и управление ею;
установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
установление правовых основ единого рынка;
федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы;
федеральные энергетические системы;
вопросы войны, мира;
оборона и безопасность;
оборонное производство и др.
По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Кроме того, реализуя исключительную компетенцию, федеральные органы государственной власти вправе принимать и иные акты: указы Президента, постановления Правительства, акты федеральных органов исполнительной власти. Указанные в ст. 71 Конституции РФ предметы ведения РФ могут быть изменены только с соблюдением процедур, установленных федеральным законом для внесения поправок в Конституцию.
Предметы совместного ведения образуют круг полномочий, в осуществлении которых могут принимать участие органы государственной власти Федерации и ее субъектов. Предмет совместного ведения - это сфера общественных отношений, регулирование которой отнесено Конституцией РФ и к компетенции РФ, и к компетенции субъектов РФ. К совместному ведению РФ и ее субъектов Конституция относит те вопросы, по которым Федерация и субъекты координируют свои усилия и солидарно несут ответственность за состояние дел (ст. 72). Перечень таких вопросов также является исчерпывающим (ст. 72 Конституции РФ): обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ; административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат и др.
До их принятия субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Определим предмет ведения Российской Федерации.
Предмет ведения Российской Федерации формируют полномочия, которые закреплены за РФ в Основном законе.
Согласно положениям статьи 71 Конституции России предмет ведения РФ составляют следующие правомочия:
– принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также контроль за их соблюдением;
– федеративное устройство и территория Российской Федерации;
– регламентирование и защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств
– разрешение вопросов гражданства Российской Федерации;
– определение и формирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также порядка их организации и деятельности;
– непосредственно федеральная государственная собственность и механизм управления ею;
– разработка основ федеральной политики и программ в сфере государственного, экономического, социального, культурного, национального и экологического развития РФ;
– установление правовых основ функционирования и развития единого рынка;
– финансовое, кредитное, валютное и таможенное регулирование, а также денежная эмиссия и основы ценовой политики;
– федеральные экономические службы;
– федеральные бюджет, сборы и налоги, фонды регионального развития;
– федеральные энергетические системы, а также ядерная энергетика;
– внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры, а также вопросы войны и мира;
– внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
– оборона и безопасность, производство вооружения, установление порядка купли-продажи оружия, боеприпасов, военной техники и иного военного имущества;
– вопросы производства ядовитых веществ и наркотических средств, а также порядка их использования;
– регламентация статуса и защиты государственной границы, воздушного пространства, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации;
– система судоустройства и прокуратуры;
– уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство;
– решение вопросов амнистии и помилования;
– правовое регулирование интеллектуальной собственности;
– официальный бухгалтерский и статистический учет;
– федеральная государственная служба;
– государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
– метеорологическая служба, стандарты и эталоны, метрическая система и исчисление времени, картография, геодезия, наименования географических объектов;
– федеральное коллизионное право.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ), которые отличаются прямым действием на территории всей РФ. При этом ФЗ не могут противоречить ФКЗ и устанавливать новые элементы предмета ведения Российской Федерации.
В пределах предмета ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ общегосударственные и региональные органы исполнительной власти формируют единую систему исполнительной власти в России.
Для осуществления своих полномочий общегосударственные органы исполнительной власти могут создавать территориальные органы и соответственно назначать должностных лиц.
По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ федеральные органы могут передавать им на осуществление часть своих полномочий в случаях, если это не противоречит положениям Конституции и ФЗ.
По соглашению с федеральными органами исполнительной власти региональные органы вправе передавать им на осуществление часть полномочий из своего предмета ведения.
Президент и Правительство обязаны обеспечивать осуществление общегосударственными органами власти полномочий из своего предмета ведения на всей территории РФ в полном соответствии с положениями Конституции Российской Федерации.
Читайте также: