Европейский союз расширение на восток кратко

Обновлено: 02.07.2024

Европейский союз — объединение европейских государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ.
Предшественниками ЕС были:
1951–1957 – Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС);
1957–1967 – Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);
1967–1992 – Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС);
1 ноября 1993 – Европейский Союз.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач МЭО итог.doc

Вопрос расширения ЕС неразделимо связан с вопросом углубления данной организации. До 1990-х гг. Европейский союз в своей практике следовал принципу: "Сначала углубление, затем расширение". В начале 1990-х гг. после подписания Маастрихтского договора ЕС вышел на качественно новый этап интеграции, который совпал с коренными изменениями в ЦВЕ, требовавшими незамедлительного реагирования. Вопрос очередности и соотношения процессов углубления и расширения приобрел жаркую дискуссию внутри ЕС.

Немецкий исследователь Вольфганг Весселс различает в своих исследованиях четыре "школы" внутри ЕС, каждая из которых или придерживается одной из двух опций — "расширение" или "углубление" или высказывается за их одновременную реализацию. Эти четыре "школы" соответствуют реальным позициям важнейших членов ЕС — Великобритании, Германии и Франции. Позиции остальных государств — членов ЕС совпадают с представлениями одной из "школ" и могут быть приравнены к точке зрения Великобритании, Франции или Германии.
Первая школа, согласно Весселсу, считает приоритетным расширение Европейского союза. Такая позиция основывается на следующих аргументах:

  • после изменений, произошедших в Центральной и Восточной Европе, должен быть использован шанс для преодоления разделения континента на два лагеря, так называемого состояния "Европы после Ялты".
  • быстрый прием в ЕС будет содействовать стабилизации экономических и политических трансформационных процессов в ЦВЕ. ЕС обладает значительной организационной силой и способностью воздействовать на внутриполитическое развитие данных стран. Это должно обеспечить невозможность возврата к ксенофобии, авторитаризму, политическому и экономическому отставанию.
  • отвергается возможность продолжения процесса углубления до расширения вследствие того, что дальнейшее углубление, с одной стороны, усилит "непрозрачность" функционирования и процедур ЕС для стран-кандидатов, а с другой стороны, увеличит фактический объем требований для последующего вступления, так как будет постоянно возрастать объем общесоюзного законодательства ЕС, который нужно будет имплементировать странам-кандидатам.

Расширение ЕС на Восток находится в сфере интересов Германии. ФРГ не только поддерживает очень тесные экономические отношения со странами ЦВЕ, что связано с давней традицией культурного, политического и социального сотрудничества с государствами на ее восточной границе, но и может оказаться главным "носителем страданий", если Восточная Европа окажется в ситуации политической нестабильности и продолжительного экономического кризиса с ожидаемыми последствиями (потоки миграции на Запад и т. д.).
Кроме прямой поддержки расширения ЕС на Восток Германия использовала также косвенный инструмент, чтобы ускорить прием стран ЦВЕ в ЕС. Приветствуя расширение ЕС за счет стран ЕАСТ, ФРГ старалась усилить внутри ЕС лагерь тех государств, которые были бы тоже позитивно настроены в отношении расширения ЕС на Восток. Три государства, вступившие в ЕС 1 января 1995 г. (Австрия, Швеция и Финляндия), в силу их географического положения были, как и Германия, заинтересованы в политической стабильности и экономическом процветании в ЦВЕ. Кроме того, Австрия, Швеция и Финляндия внесли значительный вклад в финансовую консолидацию ЕС, что способствовало снижению опасений в отношении финансовых последствий для ЕС расширения за счет стран ЦВЕ.
В целом можно констатировать, что степень положительного или отрицательного отношения к расширению среди стран — членов ЕС определяется совокупностью следующих факторов: экономическое положение и уровень финансирования из общего бюджета ЕС соответствующего члена ЕС; наличие общей границы и традиционных связей (исторических, экономических, культурных) со странами ЦВЕ; видение будущего Европы, конечной цели интеграционного процесса в рамках ЕС — так называемой политической завершенности ЕС.


В настоящий момент ведутся переговоры о вступлении с несколькими государствами. Иногда процесс расширения также называют Европейской интеграцией. Однако этот термин используется и когда речь идёт об усилении сотрудничества между государствами-членами ЕС, когда их правительства постепенно гармонизируют внутригосударственное законодательство.

Чтобы присоединиться к Европейскому союзу, государство-заявитель должно удовлетворять политическим и экономическим условиям, общеизвестным как Копенгагенские критерии (в честь прошедшего в Копенгагене саммита 1993 года): стабильное демократичное правительство, признающее верховенство закона и соответствующих свобод и институтов. Согласно Маастрихтскому договору каждое текущее государство-член, а также Европарламент должны прийти к согласию по поводу любого расширения.

Содержание

Политика расширения

На сегодняшний день процесс вступления сопровождается целым рядом формальных шагов, начиная с предвступительного договора и кончая ратификацией заключительного договора о вступлении. Над этими шагами осуществляет контроль Еврокомиссия (Главуправление по расширению), но актуальные переговоры проводятся между странами-членами союза и страной-кандидатом.

Условия

В теории любая Европейская страна может присоединиться к Евросоюзу. Совет ЕС консультируется с Комиссией и Европарламентом и выносит решение о начале переговоров по вступлению. Совет отклоняет или одобряет заявку только единодушно. Чтобы получить одобрение заявки, страна должна отвечать следующим критериям:

Для получения членства требуется следующее:

В декабре 1995 года Мадридским Евросоветом были пересмотрены критерии членства, чтобы включать условия для интеграции государства-члена через соответствующее регулирование его административных структур: так как важно, чтобы законодательство Евросоюза отражалось в национальном законодательстве, важно, чтобы пересмотренное национальное законодательство осуществлялось эффективно через соответствующие административные и судебные структуры.

Процесс

Прежде чем страна подаст заявку на вступление, она обычно должна подписать соглашение об ассоциированном членстве, чтобы помочь подготовить страну к статусу кандидата и, возможно, члена. Многие страны не удовлетворяют даже критериям, необходимым для того, чтобы начать переговоры раньше, чем они начнут применяться, поэтому они нуждаются в долгих годах, чтобы подготовиться к процессу. Соглашение об ассоциированном членстве помогает подготовиться к этому первому шагу. В случае с Западными Балканами специальный процесс, Стабилизационный и Ассоциативный процесс существуют для того, чтобы не вступать в противоречие с обстоятельствами. Когда страна официально запрашивает членство, Совет просит Комиссию высказать мнения относительно готовности страны начать переговоры. Совет может принять или отклонить мнение Комиссии. Совет лишь раз отклонил мнение Комиссии - в случае с Грецией, когда Комиссия отговаривала Совет от вводных переговоров. Если совет решает открыть переговоры, начинается процесс проверки. Это процесс, в течение которого ЕС и страна-кандидат исследуют свои законы и законы ЕС, определяя существующие различия. После этого Совет рекомендует начать переговоры относительно "глав" закона, когда решает, что имеется достаточно точек соприкосновения для конструктивных переговоров. Переговоры обычно заключаются в том, что государство-кандидат пытается убедить ЕС, что его законы и административное управление достаточно развиты, чтобы выполнять Европейский закон, который может осуществляться, как сочтено целесообразным государствами-членами.

История расширения

Отказано из-за
вето Франции

Отказано из-за
вето Франции
на вступление
Великобритании

Отказано из-за
вето Франции
на вступление
Великобритании

Отклонено
Европейским
советом [2]

Отказано из-за
вето Франции
на вступление
Великобритании

Отклонено
по результатам
референдума
в Норвегии [3]

Отклонено
по результатам
референдума
в Норвегии [4]

Заморожено из-за
плохих показателей
общественного
мнения [5]

Члены учредители

Первые расширения

Как только де Голль покинул занимаемый им пост, возможность вступить в Сообщество вновь открылась. Вместе с Великобританией Дания, Ирландия и Норвегия подали заявки и получили одобрение, однако норвежское правительство проиграло национальный референдум по членству в Сообществе и, следовательно, не вступало в Сообщество 1 января 1973 года наравне с другими странами. Гибралтар - британская заграничная территория - был присоединён к Сообществу с Великобританией.

В 1970 произошло восстановление в Греции, Испании и Португалии демократии. Греция (в 1981 г.), а за ней и обе иберийские страны (в 1986 г.), получили допуск в сообщество. В 1985 году Гренландия, получив автономию от Дании, тут же воспользовалась своим правом выйти из состава Европейского сообщества. Марокко и Турция подали заявки в 1987 году, Марокко отказали, поскольку не сочли европейским государством. Заявление Турции было принято к рассмотрению, но лишь в 2000 году Турция получила статус кандидата, и лишь в 2004 году начались официальные переговоры о вступлении Турции в Сообщество.

После холодной войны

Расширения Восточного блока

Болгария и Румыния, которые не были готовы к расширению 2004 года, получили членство 1 января 2007 года. Как и страны, вступившие в 2004 году, они оказались перед лицом некоторых ограничений. Недостаточность прогресса в некоторых областях, таких как судебная власть, привели к дальнейшим ограничениям: в частности, средства из фондов ЕС они будут получать в обычном режиме, пока не добьются прогресса в проблемных областях.

Хронология


Дальнейшее расширение

Дальнейшее расширение открыто для любой европейской демократической страны со свободным рынком, имеющей желание и возможности для приведения законодательства в соответствие с правом ЕС. [6] Условия вступления включены в Копенгагенские критерии, согласованы в 1992 году и закреплены в Маастрихтском договоре (статья 49). Является ли страна европейской определяется политической оценкой, проводимой институтами ЕС. [7]

В настоящий момент шесть стран имеют статус кандидата: Исландия (подала заявку в 2009 году [8] ), Македония (в 2004), Сербия (в 2009 [9] ), Турция (в 1987), Хорватия (в 2003) и Черногория (в 2008 [10] ), при этом Македония и Сербия ещё не начали переговоров по присоединению [11] . Остальные государства Западных Балкан подписали Соглашение о стабилизации и ассоциации, которое уже вступило в силу для Албании, Македонии, Хорватии и Черногории и которое обычно предшествует подаче заявления на членство [12] . Албания подала заявление в апреле 2009 [13] , но Европейская комиссия ещё не вынесла по ней решения. Стоит отметить, что Черногория является второй после Хорватии по уровню соответствия Копенгагенским критериям, и, согласно предположениям экспертов, её вступление может произойти до 2014 года [14] .

Расширение Европейского Союза произошло в 2004 году, когда в состав ЕС вошли новые страны из восточной и южной Европы (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр). Три другие страны – Болгария, Румыния и Турция – также являются кандидатами на вступление в ЕС.

Впервые с 1951г., с момента создания Европейского объединения угля и стали, сразу столько много стран, причем достаточно отсталых по сравнению с уже существующими давно в ЕС странами, одновременно пополняют его ряды. Ранее страны принимались по одной: Ирландия, Греция, Испания, Австрия.

Был строгий отбор, долгая подготовка, потом с помощью различных дотаций новичка потягивали до среднего уровня. Из всех 10 странновоевропейцев только три – Мальта, Кипр и Словения – относительно приближены к среднеевропейскому уровню жизни и к среднеевропейскому уровню ВВП в пересчете на душу населения и составляет порядка 70 процентов от уровня Западной Европы. У остальных этот показатель колеблется от 35 процентов у Латвии, до 60 процентов – у Чехии.

По расчетам, чтобы достичь уровня жизни Старой Европы, восточноевропейцам потребуется от 30 до 50 лет при условии, что темпы роста экономики в этих странах будут в два раза выше, чем у старых членов Евросоюза. Однако это сделать будет сложно, так как все вновь выбранные страны имеют высокий уровень госдолга. Например, у Эстонии и Мальты – внешний и внутренний госдолг превышает 60 процентов от уровня национального ВВП, у Кипра – 57, у Венгрии – 54, у Польши – 49.

Кроме того, вновь вступившие страны получили весьма символическую сумму в виде дотаций на сельское хозяйство и инфраструктуру. В итоге фермеры Восточной Европы будут получать в три раза меньше дотаций, чем их западноевропейские конкуренты. Поэтому страны Восточной Европы ввели 10-летний мораторий на продажу земли сельхозназначения иностранцам.

Вступление в европейский валютный союз

В пересчете на единую европейскую валюту в странах, вступающих в ЕС, находится в обращении от 35 до 40 млрд. евро. Всего лишь два-три процента от суммы, циркулирующей в еврозоне сейчас. Однако для стран- новичков речь идет о большем. Именно с введением новой валюты, а не со вступлением в ЕС связывают они, прежде всего свои надежды на рост экономики и благосостояния.

В то время как страны-новички убеждены в преимуществах введения евро, в среде западных экономистов раздаются предупреждающие ноты. Главной причиной, вызывающей опасение экспертов, является то, что вступающие в ЕС страны отличаются в экономическом развитии, а это затруднит проведение единой финансовой политики.

“При введении евро правительства и эмиссионные банки новых стран ЕС будут больше не в состоянии свободно ориентировать экономическую политику на потребности своей страны”, – говорит профессор экономики Геттингенского университета Ренате Ор (Renate Ohr).

Этот риск видит и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Его эксперты считают, что оптимальным является курс на конвергенцию и постепенное преодоление экономических различий между странами ЕС. Они предупреждают, что поспешное введение евро окажет негативное воздействие, прежде всего на экономику самих стран-новичков. Но новичков, похоже, не испугать. “Эстония хотела бы стать одним из первых новых членов клуба государств, входящих в еврозону и как можно скорее ввести евро”, – сформулировал позицию своей страны Вахур Крафт, президент эстонского Центробанка.

Прибалтийские страны уже привели свои финансовые системы в соответствие с требованиями, предъявляемыми при вступлении в валютный союз. По-иному обстоят дела в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Этим странам предстоит еще много сделать для стабилизации своих финансов и приведение их в соответствие с Маастрихтскими критериями.

Причем, предупреждают эксперты, слишком быстрый и радикальный путь стабилизации может привести к серьезным дополнительным нагрузкам на экономику. Кроме того, ЕЦБ указывает, что для введения евро недостаточно только исполнить эти критерии, а необходимо еще приблизиться к западным стандартам уровня производительности труда и доходов на душу населения.

Условием для введения евро в качестве денежной единицы является соблюдение критериев Пакта стабильности. А вот до этого некоторым восточноевропейским странам еще очень далеко. Так, Польша, Чехия и Венгрия, пытающиеся добиться подъема в экономике путем экспансивной финансовой политики, существенно превысили допустимый предел дефицита государственного бюджета в три процента от валового внутреннего продукта.

И вряд ли приходится рассчитывать на то, что этим трем странам удастся в короткие сроки привести в порядок свою казну. Если же они, желая сократить дефицит бюджета, и дальше будут выпускать все новые и новые облигации и поглощать, таким образом, сбережения населения, то предприятиям будет все труднее получать кредиты. Тем более, что банковская система в странах Восточной Европы еще не достаточно развита. Особенные трудности испытывают мелкие и средние предприятия, что замедляет динамику развития внутренних рынков этих государств.

Рассчитывать на импульсы экономического роста со стороны иностранных инвесторов, как это было в 90-е годы, восточноевропейские страны больше не могут. Так что придется им всерьез заняться укреплением своей хозяйственной мощи. В противном случае высокие показатели роста валового внутреннего продукта очень быстро могут стать историей.

Экономический рост в государствах еврозоны в 2004 году может существенно замедлиться. К такому выводу пришли эксперты восьми ведущих европейских экономических научно-исследовательских институтов, рассчитывающие так называемый евро-индикатор, регулярно публикуемый на страницах экономической газеты Financial Times Deutschland.

По мнению аналитиков, основная причина снижения темпов роста европейской экономики заключается в чрезмерно высоком курсе единой европейской валюты, стоимость которой за прошлый год увеличилась на 40 процентов по отношению к американскому доллару.



Что касается влияния процесса расширения на весь ЕС, то цифры говорят сами за себя. ВВП десяти вновь вступивших стран, составляет всего 5 процентов от совокупного ВВП ЕС. Ясно, что они затормозят экономический рост Европы. В 2003г. Пятнадцать стран ЕС добились роста ВВП менее 2 процента, тогда как мировая экономика в целом выросла на 4,5 процента.

В 1957 г. шесть европейских стран (Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и Италия) создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в 1993 г. трансформировалось в Европейский союз. В настоящее время ЕС насчитывает 28 стран, на территории которых проживает 503 млн человек.

За время своего существования Европейский союз пережил семь расширений:

- 1 января 1973 г. членами ЕС стали Великобритания, Дания и Ирландия;

- 1 января 1981 г. к ЕС присоединилась Греция;

- 1 января 1986 г. - Испания и Португалия;

- 1 января 1995 г. в состав ЕС вошли Австрия, Финляндия и Швеция;

- 1 мая 2004 г. произошло самое крупное расширение Евросоюза, его членами стали сразу 10 стран Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья - Кипр, Мальта, Литва, Латвия, Эстония, Словения, Словакия, Чехия, Польша и Венгрия;

Читайте также: