Я и другой одиночество дружба коммуникация кратко

Обновлено: 08.07.2024

  • онтологии (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр и др.),
  • гносеологии (Р. Декарт, Т. Гоббс, Г.В. Лейбниц),
  • антропологии (М. Шелер, Х. Плеснер, А. Гелен),
  • этики ( И.Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Иммануил Кант подробнее , И. Фихте и др.),
  • и др.

Наибольший интерес к вопросу о статусе Другого проявлялся в философии $XX$ века, в основном в экзистенциализме и психоанализе.

Проблема Другого касается популярной в современной интеллектуальной культуре интерсубъективности. Англоязычные мыслители склонны рассматривать интерсубъективность аналитически. Это позволяет говорить о своего рода объективности. С другой стороны, с точки зрения феноменологии интерсубъективность приобретает субъективный и психологический характер. Вместе с тем, до сих пор очень мало работ, посвященных осмыслению метафизических и онтологических основ интерсубъективности.

Отношение человека к Другому – база для коммуникации. Кроме того, что человек встречает в Другом собеседника и друга, при помощи встречи с ним он обнаруживает и осмысливает себя.

Все это выводит нас на решение вопроса о подлинности и не подлинности общения. Современное общество грешит утратой личностных связей между людьми. Общение становится суше и реже.

Готовые работы на аналогичную тему

Онтологическое значение

Гносеологическое значение

В связи с коммуникационными связями Я и Другого встает вопрос о природе истины. Личность каждого человека в процессе его коммуникации с миром и обществом являет себя как ценность, уникальность не подлежащая сомнению. При этом указанная уникальность персонального я не может быть всецело передана другому, а следовательно, и понята им.

Личностное общение Я и Другого поэтому носит очень сложный и откровенный характер, когда участники пытаются выразить и концептуализировать в словах свой внутренний мир.

Исходя из этого, приобретение истинного знания – это результат совместной работы людей по установлению коммуникативных связей.

Экзистенциальное значение

Экзистенциализм отношения Я и Другого выражается в том, услышан ли, понят ли каждый из участников диалога. Позитивный исход этого – открытость человека по направлению к миру, по направлению к обществу и каждому его представителю. Негативный же исход рождает замкнутость и изоляцию человека, которые носят характер психологический и духовный. Это, с одной стороны, нарушает внутреннюю жизнь человека, с другой стороны, не позволяет в полном объеме чувствовать себя частью сообщества.

Я и другой

ДОСЬЕ

Автор более 600 публикаций. Лауреат премии Фонда Виктора Франкла города Вены (2004) за достижения в области ориентированной на смысл гуманистической психотерапии.

Когда же наконец человек покорит межчеловеческое пространство?
Станислав Ежи Лец

Мы смотрели в глаза друг другу. Я видел себя, и она себя.
Станислав Ежи Лец

Отношения делятся на две категории. Первая – это симбиотические отношения, предшествующие самостоятельности человека. Это та привязанность, которая существует еще на биологическом уровне и является необходимым элементом психологического симбиоза. Она – наше биологическое наследие, к которому мы не можем никак отнестись – мы его не выбираем.

После того, как человек осознал себя как психологического индивида, возникают вторичные отношения. Без обретения личной идентичности невозможно установление подлинно близких межличностных отношений. Привязанность – пожалуйста, а отношения – нет.

Итак, вокруг люди, и мы никак не можем уйти от взаимодействия с ними. Но взаимодействуем очень по-разному.

Про диалог много говорят, но мало его осмысляют. В словарях и энциклопедиях можно найти только формальное литературоведческое определение диалога – это последовательный обмен репликами. Оно сужает суть диалога. Настоящий диалог возможен там, где есть сознание своего несовершенства, осознание риска своей неполной правоты. Если один из партнеров в каком-то отношении полагает себя совершенным, никакой диалог не возможен. Часто родители в силу того, что они старше, полагают себя в отношении своих детей совершенными существами, которые ничему не могут у детей научиться и должны только учить их, и много лет проходит без диалога…

Все мы одинокие корабли в темном море. Мы видим огни других кораблей - нам до них не добраться, но их присутствие и сходное с нашим положение дают нам большое утешение. Мы осознаем свое абсолютное одиночество и беспомощность. Но если нам удается вырваться из своей клетки без окон, мы начинаем осознавать других, встречающихся с тем же ужасом одиночества. Наше чувство изолированности открывает нам путь к сочувствию другим, и мы уже не так сильно боимся.
Ирвин Ялом

Коммуникации- действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие. Основная функция Коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Структура простейшей Коммуникации включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; 2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты, выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание Коммуникации.
Современный философский словарь.

Вольясь в земного времени поток
стечением случайных совпадений,
любой из нас настолько одинок,
что счастлив от любых соединений.
Губерман

Тема Коммуникации, интерсубъективности и диалога становится одной из главных в философии 20 века.


Интерсубьективность — понятие, означающее 1) особую общность; 2) определенную совокупность людей, обладающих общностью установок и воззрений; 3) обобщенный опыт представления предметов.

Индивидуальное одиночество лежит на конусе ментального горизонта

«Иной раз при общении с близкими людьми мы переживаем недоумение, даже отчаяние и возмущение: "Неужели ты не понимаешь! Ну как ты не можешь понять таких простых вещей!" А если вдуматься, то следовало бы удивиться не тому, что нас не понимают, а тому, что нас все-таки могут понимать другие люди. Ведь мысли и чувства, наполняющие нас, невозможно просто взять и передать другому человеку, как вещь. Поскольку мышление индивида не может быть отчуждено и передано в пользование другому, каждый вынужден сам учиться понимать мир. Но где гарантия, что у каждого из нас в результате индивидуального опыта сложится сходное видение и понимание мира? Не получится ли так, что два человека, глядя на "один и тот же" предмет, увидят и поймут его по-разному, или, произнося какое-то слово, вложат и "извлекут" из него разный смысл? Если бы каждый индивид видел мир совершенно "по-своему", мы не понимали бы друг друга, и невозможно было бы существование коммуникации и человеческого общества… Очевидно, мое понимание другого основано на моей самоинтерпретации, истолковании самого себя. Я приписываю действиям другого, прежде всего, те смыслы и мотивы, которыми руководствовался бы я сам при совершении подобных же действий. Если же я сам подобных действий не совершаю, то пытаюсь припомнить некоторый тип личности, которому свойственны подобные действия, а затем приписываю наблюдаемому мной другому такие мотивы, которые, насколько мне известно, характерны для данного типа личности. Таким образом, "другой и его действия объясняются как простые примеры, образчики данного типа личности". Шюц А. Структура повседневного мышления. С.133-134.
Мое видение обусловлено моим единственным и неповторимым жизненным опытом
Если же мы все-таки понимаем друг друга (и общество существует), значит, есть какие-то "механизмы", приводящие наши мысли и чувства к "общему знаменателю", обеспечивающие интерсубъективность, т.е. общность восприятия и понимания мира у множества индивидов.
А.Б.Демидов. ФЕНОМЕНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ Минск: ЗАО Издательский центр "Экономпресс", 1999
Собирались наскоро,
обнимались ласково,
пели, балагурили,
пили и курили.
День прошел - как не было.
Не поговорили.

Виделись, не виделись,
ни за что обиделись,
помирились, встретились,
шуму натворили.
Год прошел - как не было.
Не поговорили.

Так и жили - наскоро,
и дружили наскоро,
не жалея тратили,
не скупясь дарили.
Жизнь прошла - как не было.
Не поговорили.
Левитанский

Гуссерль, Э.'' Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. — Мн., М., 2000. — С. 433—515.

Необходимо различать экзистенциальную Коммуникации как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве Коммуникации - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований. Об этом типе коммуникации мы поговорим в отдельной главе, посвященной экзистенции.

Коммуникации необходим Другой

Именно встреча с одиночеством, в конечном счете, делает возможной для человека глубокую и осмысленную включенность в другого .
Ирвин Ялом.

Другой — центральная категория современной философии. Актуализация данного понятия связана с такими событиями, как антропологический и лингвистический поворот. Другой — это не Я, тот, кто противостоит мне, находится по ту сторону меня, моих ценностей, моего мировоззрения. И вместе с тем, Другой такой же как Я: он мыслит, чувствует, ходит и т. д.
Проблема Другого была центральной
в работах следующих мыслителей:
* Ф. Ницше
* З. Фрейд
* Э. Гуссерль
* М. Хайдеггер
* Ж.-П. Сартр
* М. Мерло-Понти
* Э. Левинас
* Ж. Лакан
* М. Бубер
* М. М. Бахтин
* Б. Вальденфельс
* Ж.-Л. Нанси и др.

Коммуникации оказывается в центре и социальной теории. Так Хабермас, разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает в качестве базового социального процесса. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация, а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества.

Одиночество, проистекающее из невозможности общаться на языке, является одной из причин любви детей к домашним животным: ведь тем не нужно что-либо говорить. Животные помогают человеку в одиночестве

Когда говорят, что собака - друг человека, выражаются неточно, ибо собака - последний друг человека.
Зиновьев

21 августа 1923 в городе Каламазу (штат Мичиган) издано постановление о запрете танцев с пристальным взглядом в глаза партнёра.

Я — это имя, профессия, ценности, чувства, образование, сумма знаний? Достаточно ли всех этих граней меня, чтобы меня определить? Нет, но мне нужно узнать и принять их, чтобы ощутить, что я живу в полной мере, уверен Жан-Луи Серван-Шрейбер. Увлекательное занятие. на всю жизнь.

Предъявляя документ на паспортном контроле, я — гражданин своей страны. У колыбели сына я — отец. В постели я — мужчина. На работе я — бухгалтер или юрист. На бизнес-встрече я — старший менеджер, консультант или кто-то еще, чья должность написана на моей визитке. Все это мои роли, которые часто сменяют друг друга даже на протяжении одного дня. Они говорят о том, как меня видят со стороны, чего от меня ждут — но это лишь единицы из тысяч моих граней. Какой мне смысл быть бухгалтером в постели или старшим менеджером, когда надо убаюкать сына?

То, что я есть, — это одновременно то, что я делаю, то, что я чувствую, то, что я знаю, и то, что другие видят во мне. Этот последний элемент может меня обременять или беспокоить гораздо больше разумного. Ведь мне гораздо яснее тот образ себя, который я хотел бы создать для других, чем то, что реально во мне происходит. Я получил определенное образование и выбрал определенную профессию — но было ли это следствием моих глубинных склонностей или же желанием сделать приятное семье, реализовать планы, которые были на мой счет у других? Я вступил вот в эту конкретную связь, начал эти отношения — но было ли это по моей собственной инициативе или же я отвечал на желание моей партнерши?

А если все это иллюзия?

Познать себя, как нам предписывает Сократ, означает в полной мере осознать, что делает нашу жизнь уникальной и такой ценной. Но парадоксальным образом это еще и способ узнать все человечество. Разве наша внутренняя жизнь — не единственный неоспоримый опыт человеческого существования, который дан нам в распоряжение?

И все же настоящая проба на знание себя, высший опыт самопознания — это, наверное, любовь. Тот, кто любит меня, говорит мне самым убедительным и самым приятным способом, что я существую. А если любви мне не хватает, я уже не так уверен ни в моей ценности, ни в моем существовании вообще. Потому что для меня совершенно невозможно знать, кто я, не опираясь на то, кем я являюсь для других. Наша природа, наша индивидуальность конкретно проявляется только в творческом акте, предназначенном для других, или в более или менее плодотворном общении с теми, кто нас окружает. Я не могу ограничиться тем, чтобы определять себя как функцию других, но и не могу обойтись без других, определяя себя.

Вероятно, именно это делает взаимное общение представителей рода человеческого необходимым и, несмотря ни на что, совместимым с жизнью.

Читайте также: