Правление гетманского правительства 1734 1750 гг кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вместо воеводств были созданы полки и сотни. Органы власти на местах – полковник и полковое правительство, сотник и сотенное правительство. Полковников избирал полковой казацкий совет при участии представителей гетмана. Однако широко практиковалось назначение полковников гетманом. Сотников избирал сотенный казацкий совет. Выборы сотника утверждал гетман или полковник. Исполнительно-распорядительными органами, которые ведали военными, административно-хозяйственными, финансовыми и судебными делами, осуществляли нотариальные функции, сосредоточивали делопроизводство полка или сотни, были полковая и сотенная канцелярии.

Города с Магдебургским правом сохранили все права на самоуправление. Функции управления в магистратских городах осуществляли бургомистры, радники, лавники во главе с войтом.

Источники права:

Обычное право. Государство санкционировало нормы такого права и признавало его официальным источником права.

Литовские статуты 1529, 1566 и 1588 гг.

Российское законодательство. Это были грамоты, указы, манифесты, регламенты, положения, уставы, уcтановления.

Гетманское законодательство. Это – универсалы, ордера, письма, декреты, грамоты, инструкции, регулировавшие административные, гражданские, земельные отношения, подтверждавшие права собственности на землю.

Церковное право. Это – номоканон, решение вселенских соборов, книги святого письма, кормчие книги, церковные уставы Владимира и Ярослава Мудрого, указы русского императора и Синода относительно церкви, правила, принятые соборами Русской православной церкви, постановления русского патриарха.

67. Ограничение царизмом автономии Малой Руси. Первая Малороссийская коллегия и Правление гетманского правительства.

В начале XVIII в. царским правительством был установлен новый порядок избрания гетманского старшины: по представлению гетмана старшина назначался царским указом. В 1715 г. отменяется выборность полкового и сотенного старшин.

В 1728 году, гетман поехал с Наумовым и старейшинами в Москву на коронацию. Апостол был милостиво принят Петром II и из Москвы привез Решительные пункты — статьи, утверждённые государем, по которым восстановлены прежнее выборное управление, свой суд, войсковой скарб, уничтожены подати, наложенные Малороссийскою коллегиею.

Правление гетманского правительства - орган власти, созданный правительством российской императрицы Анны Иоановны после смерти гетмана Данилы Апостола для управления Гетманщиной, который существовал с 1734 по 1750 год. Правление, на момент создания, состояло из трех представителей России и трех представителей Гетманщины. В своей деятельности Правление гетманского правительства руководствовалось Решительными пунктами. Также на политику этого органа влияли тайные инструкции, которые получали царские резиденты из Петербурга. В соответствии с ними необходимо было провести унификацию порядков Гетманщины с общероссийскими, а также способствовать интеграции казацкой старшины с российским дворянством. Правление гетманского правительства также утверждало кандидатуры на должности полковой старшины. При этом наметилась тенденция все чаще назначать на эти должности не представителей Гетманщины, а российских офицеров. Во время русско-турецкой войны 1735-1739 годов Гетманщина была тылом российской армии. На Правление гетманского правительства были возложены вопросы снабжения российской армии хлебом, конями, волами. В 1750 году Правление гетманского правительства было ликвидировано в связи с избранием гетманом Кирилла Розумовского.

68. Вторая Малороссийская коллегия и разгром царизмом Запорожской сечи.

Императорским указом от 10 ноября 1764 года гетманское правление было опять отменено, Генеральная войсковая канцелярия упразднена и восстановлена на прежних правах Малороссийская коллегия. Президентом коллегии был назначен главнокомандующий русскими войсками на Украине, он же генерал-губернатор края (в чине генерал-аншефа П.А. Румянцев). В присутствие этой второй Малороссийской коллегии входили 8 членов: 4 русских из генералов и штаб-офицеров местных гарнизонов и 4 украинца из казачьей генеральной старшины. Имелся и прокурор (русский) в чине подполковника.

69. Политика самодержавия к малороссийским гетманам. Ликвидация автономии Малой Руси.

До 1775 г. губернии Российской империи делились на провинции, а провинции — на уезды. Согласно новому указу губернии стали делиться только на уезды. Основной целью реформы было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

Деление осуществлялось без учёта географических, национальных и экономических признаков; в его основу был положен исключительно количественный критерий — численность населения. По новому указу на территории каждой губернии проживало от 300 до 400 тыс. душ, на территории уезда — около 30 тыс. душ.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансами и хозяйственными делами занималась Казённая палата. Школами и богоугодными заведениями — Приказ общественного призрения, в котором заседали выборные представители сословий под председательством чиновника. Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих.

Органом исполнительной власти в уездах был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

Руководство несколькими губерниями поручалось генерал-губернатору, состоявшему под непосредственным контролем императрицы и Сената. Генерал-губернатор контролировал деятельность губернаторов подведомственных ему губерний и областей, осуществлял общий надзор за чиновниками, следил за политическими настроениями сословий.

В связи с принятием губернской реформы 1775 г. полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Все суды были выборными, исключая суды нижней расправы, которые назначал губернатор.

70. Формирование русской, украинской, белорусской народностей: их основные признаки и ранняя история в составе Великого княжества Литовского.

Политические события XIII в. и последующего времени предопределили ход процессов, кардинально изменивших этническую карту восточнославянского мира. В 30-х годах XIII в. на русские земли обрушивается монголо-татарское нашествие, после чего они делятся на западную часть, вошедшую в состав Великого княжества Литовского и восточную, подчинявшуюся Золотой орде.

Понятие Белая Русь на протяжении исторического развития применялось к различным территориям. В XII в. так назывались земли Владимиро-Суздальского княжества, в XIII-XIV – Московские, Смоленские и Псковские земли, в XV-начале XVII в. Белая Русь локализовалась, главным образом, на востоке современной Белоруссии, на территории Верхнего и отчасти Среднего Поднепровья. С XV в. у населения этого края появляются такие характерные особенности языка, как дзеканье, цеканье, твердое "р", аканье и т.д. При сохранении общей древнерусской основы у населения, жившего по берегам рек Западная Двина, Западный Буг, Сож и Припять, стали развиваться особенности в обычаях, быту, материальной и духовной культуре, что было свидетельством формирования еще одной народности - белорусской.

71. Государственное устройство на территории России и Малороссии в первой половине 19 столетия.

В 1826 году образована Собственная Его Величества канцелярия. Государственный совет утратил монополию на законотворческую деятельность. Канцелярия состояла из 6 отделений: первое - контролировало работу министерств, ведало кадровой политикой и готовило законопроекты; второе осуществляло кодификационную деятельность, обобщало юридическую практику; третье отделение руководило борьбой с государственными преступлениями; четвертое - занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями; пятое - готовило проект реформы по управлению государственными крестьянами; шестое - координировало работу по управлению Кавказом.

Царствование Александра I знаменовалось умалением роли Сената. Законосовещательные функции отошли к Государственному совету, исполнительно-распорядительные - к Комитету министров. Судебные полномочия Сената были ограничены в 1813 году, когда Государственный совет получил право высшего апелляционного суда. Координацию работы сенатских департаментов осуществлял генерал-прокурор, ставший одновременно министром юстиции.

Верховным исполнительно-распорядительным учреждением с начала XIX века стал Комитет министров. Компетенция этого учреждения не имела ясно очерченных пределов. Комитет имел значение и законодательного учреждения, и Совета министров, и Комиссии прошений, и высшей административной инстанции. Все заключения Комитета получали силу только после их утверждения государем.

Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи.

В первой половине XIX века начался первый этап раскрепощения крестьян. В 1803 году был принят Указ о вольных хлебопашцах, выходивших на волю за выкуп, в 1816-1819 годах освобождались крестьяне остзейских губерний, но без земли; в 1842 году Указом об обязанных крестьянах помещикам разрешалось передавать крестьянам земли в арендное пользование за определенные повинности. В 1848 году частновладельческим крестьянам было позволено покупать недвижимое имущество.

В 1801 году была создана новая кодификационная комиссия. В 1803 году ее передали в ведение министерства юстиции. Только в 1826 году кодификационная комиссия, преобразованная во Второе отделение Собственной Его Величества канцелярии, продолжила работу. Комиссия составила первое Полное собрание законов Российской империи, начиная с Соборного уложения и заканчивая Манифестом 12 декабря 1825 года о восшествии на престол Николая I. Одновременно составлялось второе Полное собрание законов (с 12 декабря 1825 года).

Вторым этапом систематизации законодательства явилось составление Свода законов Российской империи. В отличие от Полного собрания Свод включал действующие законы, систематизированные не по хронологическому, а по отраслевому принципу. Свод был составлен в 1832 году и тогда же издан. В нём были затронуты вопросы гражданско-правовых отношений, обязательственного права (развитая система договоров, неустойка, залог и т.д.). В рассматриваемый период сложились новые виды гражданского права: авторское, промышленное, торговое, вексельное, морское, горное, водное и лесное право. Семейно-брачные отношения по-прежнему регулировались государством и церковью. Законодательством предусматривалось два порядка наследования - по завещанию и по закону. После 1823 года завещание должно было составляться только в письменной форме (до этого допускалась и устная форма) домашним или нотариальным порядком. В связи с рядом ограничений, при наследовании по завещанию наследник утверждался в правах наследования судом. Также были изданы Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, сельский судебного устав 1839 года.

Манифест от 25 июня 1811 года закрепил за Министерством юстиции функции судебного управления (ранее они принадлежали Сенату). Кроме того, Министерство юстиции осуществляло общий надзор за деятельностью судебных учреждений. Сводом предусматривалось пятнадцать исключительных порядков судопроизводства. Приговор суда утверждался министром.

В целом состояние системы правосудия первой половины XIX века оценивалось современниками как неудовлетворительное. Суд не был отделен от администрации, и зачастую принимал решения по ее указанию.

72. Общая характеристика крестьянской реформы 1861 года.

Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права были сделаны Павлом I и Александром I в 1797 и 1803 годах подписанием Манифеста о трёхдневной барщине об ограничении подневольного труда и Указа о вольных хлебопашцах, в котором прописано правовое положение отпускаемых на волю крестьян. В течение царствования Николая I было создано около десятка различных комиссий для решения вопроса об упразднении крепостного права, но все они оказались бесплодными ввиду противодействия помещиков.

Основными причинами реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Крестьяне, к которым царская власть обратилась за помощью, призывая в ополчение, полагали тем самым, что своей службой они заслужат себе свободу от крепостной зависимости. Надежды крестьян не оправдались. Росло число крестьянских выступлений. Если за 10 лет с 1845 по 1854 гг. произошло 348 выступлений, то за последующие 6 лет (1855 по 1860 гг.) — 474.

3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек (бывший шеф жандармов А. Ф. Орлов, М. Н. Муравьёв, П. П. Гагарин и т. д.) 26 июля министром внутренних дел и членом комитета С. С. Ланским был представлен официальный проект реформы. Эта программа была узаконена 20 ноября в рескрипте на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова.

Программа правительства, изложенная в рескрипте императора Александра II от 20 ноября 1857 года виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову, предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков (вотчинная власть над крестьянами также, согласно документу, оставалась за помещиками); предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). Юридическая зависимость ликвидировалась не сразу, а только по истечении переходного периода (10 лет).

- Крестьянские дома, постройки, всё движимое имущество крестьян было признано их личной собственностью.

- Крестьяне получали выборное самоуправление, низшей (хозяйственной) единицей самоуправления было сельское общество, высшей (административной) единицей — волость.

- За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 49 лет.

- Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.

- Государство на льготных условиях предоставило помещикам финансовые гарантии получения выкупных платежей (выкупная операция), приняв их выплату на себя; крестьяне, соответственно, должны были выплачивать выкупные платежи государству.

Ге́тманщина (укр. Гетьма́нщина; белор. Гетманшчына; в официальных документах — Войско Запорожское, укр. Військо Запорозьке, также использовались и другие названия) — историографическое название части казацких земель на территории современных Украины, России (Стародубье), Белоруссии (Лоев и восточная часть Белорусского Полесья) и Приднестровья, на которые в разные исторические периоды распространялась власть гетмана Войска Запорожского.

Генера́льная старши́на — военно-административный аппарат Запорожской Сечи, Войска Запорожского (реестрового), Гетманщины и Слободской Украины, представители которого получили впоследствии в Российской Империи дворянское звание по Высочайшему указу 20 марта 1835 года.

Украинская держава (укр. Українська Держава, неофиц. Второй Гетманат укр. Другий Гетьманат) — государственное образование в период Гражданской войны на территории современной Украины, находившееся под протекторатом Германской империи (апрель — декабрь 1918 года). Полумонархический диктаторский гетманский режим был установлен 29-30 апреля 1918 года в результате государственного переворота, которому предшествовал разгон оккупационными властями Центральной рады. Во главе провозглашённой Украинской державы.

Восстановление казачества на Правобережной Украине — реформа, проведенная правительством Речи Посполитой в 1685 году, восстанавливающая казацкие полки на территории Правобережной Украины.

Генеральная войсковая рада (укр. Генеральна військова рада) — высший совещательный и исполнительный орган при гетмане Запорожской Сечи, Войска Запорожского (реестрового), Гетманщины и Слободской Украины. Один из органов центральной власти наравне с властью гетмана и Рады генеральной старши́ны.

Ра́да генера́льной старши́ны — совет, узкий совещательный и исполнительный орган при гетмане Запорожской Сечи, Войска Запорожского (реестрового), Гетманщины и Слободской Украины. Один из органов центральной власти наравне с властью гетмана и Генеральной войсковой радой.

Ге́тман в Речи Посполитой — должностное лицо в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском, командующий армией.

Малороссийская коллегия или Коллегия Малороссийская — правительственный орган военного и гражданского управления, центральное учреждение Российской империи, образованное в 1722 году в Глухове вместо должности воеводы при гетмане и Малороссийского приказа.

Ге́тман (Headman англосаксов и скандинавов, нем. Hauptmann, чеш. hejtman, польск. hetman, укр. гетьман, рум. hatman) — историческое звание командующего армией в Чехии времён таборитов, в Речи Посполитой, Российском царстве, Молдавском княжестве и Войске Запорожском. На Украине в 1918 году — правитель возрожденного государства.

Воссоединение Малоросии с Россией — историографический и публицистический термин, которым обозначают событие, заключавшееся в переходе реестрового Войска Запорожского и части подконтрольных ему территорий современной Украины (Гетманщина) в российское подданство (Русское царство) в 1654 году.

Универсал (польск. uniwersal — королевская грамота, от лат. universales litterae — послания, предназначенные для всех, открытые, публичные, торжественные) — письменный манифест, законодательный или распорядительный акт административно-политического содержания в Речи Посполитой (в XV—XVIII веках) и Гетманщине (в XVII—XVIII веках). Издавался королями польскими, сеймом, гетманами Короны Польской, Великого княжества Литовского и Войска Запорожского. В Войске Запорожском иногда издавались представителями.

Малоросси́йский прика́з или Прика́з Ма́лой Росси́и — центральное государственное учреждение. Создан в 1662 году в Москве для управления территориями Левобережной Украины (Глухов, Киев, Нежин, Немиров, Новгород-Северский, Переяслав, Погар, Почеп, Ромны, Стародуб, Чернигов, Чигирин).

Реестровое казачество или приписное казачество — часть казаков Поднепровья, принятых Польшей на государственную военную службу для организации обороны южных границ польско-литовского государства и выполнения полицейских функций (в Речи Посполитой, прежде всего, против остальных казаков). Служба казаков была организована в Войске Запорожском, состав которого регламентировался правительственным списком (реестром). Обязанности, плата за службу и привилегии реестровых казаков определялись сеймом и королём.

Украи́нская Наро́дная Респу́блика (укр. Українська Народна Республіка), УНР — государственное образование в федеративной связи с Российской Республикой, провозглашённое III Универсалом Украинской Центральной рады 7 (20) ноября 1917 года, после свержения Временного правительства России.

Тарговицкая конфедерация (польск. Konfederacja targowicka) — союз польских магнатов, направленный против реформ, принятых Четырёхлетним сеймом 1788—1792 годов, в том числе принятия конституции Речи Посполитой в 1791 году. Конфедерация была создана 14 мая 1792 года в местечке Торговице (ныне Кировоградская область Украины).

Разде́лы Ре́чи Посполи́той, разде́лы По́льши (польск. Rozbiory Polski, rozbiory Rzeczpospolitej) — раздел территории польско-литовского государства (Речи Посполитой) между Прусским королевством, Российской империей и Австрийской империей в конце XVIII века (1772—1795).

Распа́д Росси́йской импе́рии — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике, социальной структуре, общественной и политической сфере Российской империи, приведшие к прекращению существования Российской империи.

Восстание полуботковцев — вооружённое выступление солдат Второго украинского полка им. гетмана Павла Полуботка, произошедшее в ночь с 4 (17) июля на 5 (18) июля 1917 года в Киеве.

Забайкальская белая государственность (в некоторых источниках также Забайкальская республика, Забайкальская казачья республика)— структуры власти, возникшие в ходе Гражданской войны на территории Забайкалья в рамках Белого движения, существовавшие с 1918 по 1920 год.

Куба́нская наро́дная респу́блика (с 4 декабря 1918 года официально — Кубанский край) — государственное образование на территории бывшей Кубанской области и Кубанского казачьего войска, созданное после распада Российской империи и существовавшее в 1918—1920 годах.

Совет государственной обороны (СГО) — верховная военно-руководящая инстанция в Российской империи в 1905—1909 годах, надведомственный и внеправительственный орган, призванный координировать деятельность военного и морского ведомств и согласовывать её с внешнеполитическим курсом государства. Был создан в самом конце русско-японской войны 1904—1905 годов, выявившей серьёзные недостатки в центральном управлении, организации, системе комплектования, боевой подготовке и техническом оснащении армии и флота.

Золотой век Российского дворянства — принятый в историографии период с 1762 по 1796 года, когда дворянство Российской империи переживало свой наивысший расцвет. Принято считать, что период начался с правления Екатерины II, однако некоторые историки утверждают, что период начался с правления Петра III, так как он своим манифестом от 18 февраля 1762 г. объявлял дворян свободными от обязательной военной службы.

Возрождённое казачество (также современное казачество) — термин, применяемый для обозначения организаций казачества, созданных после Гражданской войны.

Верхо́вный прави́тель России — временная должность главы Российского государства, учреждённая в результате государственного переворота 18 ноября 1918 года и признанная всеми лидерами Белого движения.

Четырёхлетний сейм (польск. Sejm Czteroletni) или Великий Сейм (польск. Sejm Wielki) — сейм Речи Посполитой, длившийся с 6 октября 1788 до 29 мая 1792 года и совершивший весьма важные преобразования в общественно-политическом устройстве Речи Посполитой. Его целями стало восстановление суверенитета и политическое и экономическое реформирование польско-литовского государства. Главным достижением Сейма стало принятие в 1791 году Конституции 3 мая. Результаты реформ Великого сейма были ликвидированы.

Польский комитет национального освобождения, ПКНО (польск. Polski Komitet Wyzwolenia Narodowego) — временный (c 21 июля по 31 декабря 1944 года) орган исполнительной власти Польши.

Старший султан, или ага-султан (каз. Аға-сұлтан) — управляющий административно-территориальным округом в казахских степях в царский период, для замены ханской власти. Ага-султан избирался лишь султанами на три года для управления округом, и утверждался областным начальством. Все дела производил через окружной Приказ. Старший султан имел в суде только право председателя. Во время пребывания в должности за ним признавался чин майора по всей территории Российской империи. После избрания на должность.

Среди́нная Литва́ (польск. Litwa Środkowa, белор. Сярэдняя Літва, лит. Vidurinė Lietuva) — частично признанное государство (октябрь 1920 — март 1922) на территориях современной Литвы и Белоруссии, занятых в октябре 1920 войсками генерала Люциана Желиговского, с центром в Вильне. Образовалось при негласной поддержке польских властей и де-факто являлось марионеточным государством Польши, которая была единственным государством, признавшим её независимость. Позже вошло в её состав.

Не путать с Донецкой Советской Республикой.Донска́я Сове́тская Респу́блика (ДСР)— территориальное образование времён гражданской войны в составе РСФСР с центром в Ростове-на-Дону, реально существовавшее в период с 23 марта по 4 мая 1918 года (нового стиля), а номинально по 30 сентября 1918 года на территории Области Войска Донского (фактически, всю территорию области не контролировала). Первоначально (до середины апреля 1918 года) — Донска́я Респу́блика.

Временное Терско-Дагестанское правительство — орган власти, созданный 1 декабря 1917 года решением совещания представителей Центрального комитета объединённых горцев Кавказа, Войскового правительства Терского казачества, Союза городов Терско-Дагестанского края. По мнению историков, правительство не имело реальной власти. Временное Терско-Дагестанское правительство распалось в марте 1918 года после провозглашения Терской советской республики, при этом Войсковой круг Терского казачьего войска был распущен.

Ви́ленский каштеля́н (лит. vilniaus kaštelionas, польск. kasztelan wileński, белор. кашталян віленскі) — второе по значимости должностное лицо после воеводы в Виленском воеводстве Великого княжества Литовского.

Верхо́вный главнокома́ндующий (верховный командующий, главковерх) — высший начальник вооружённых сил государства (или коалиции государств), обычно в военное время, а иногда и в мирных условиях.

Царский наместник в царстве Польском — эквивалент генерал-губернатора. Первоначально представитель императора в регионе, а затем глава государственного аппарата на данной территории.

Се́веро-За́падное прави́тельство (также употребляется термин Прави́тельство Ру́сской Се́веро-За́падной о́бласти) — коалиционное правительство, сформированное 11 августа 1919 года в Ревеле на совместном заседании представителей политических партий России и командования союзников при содействии представителя английской военной миссии генерала Марша. В состав правительства вошли представители кадетов, правых эсеров и меньшевиков. Основными задачами правительства были ликвидация большевизма в Псковской.

Оренбургское Казачье Войско, Оренбургский Казачий Круг — антибольшевистское федеративное образование в 1917−20 гг. на территории Южного Урала в составе Российской республики, а после и Российского государства адмирала Колчака, учреждённого в результате государственного переворота 18 ноября 1918 года. Верховные органы власти: Казачий Круг, сформированный атаманом Оренбургского казачьего войска генерал-лейтенантом А. И. Дутовым.

Старши́на каза́цкая (устар. старши́на малоросси́йская, иногда в обратном порядке малоросси́йская старши́на, каза́цкая старши́на, укр. коза́цька старши́на, чаще просто старши́на) — в узком смысле слова привилегированное сословие урядников в Запорожской Сечи, Войске Запорожском Реестровом, а также в полковых местах Слободской Украины. В широком смысле слова, представители казацкого сословия и состояния, а также их дети, получавшие в потомственное владение от государственной власти Российской империи.

Главнокома́ндующий: временная или постоянная высшая воинская должность на каком-либо театре войны (театре военных действий) или стратегическом направлении (регионе);

Наме́стник — историческая должность (чин, звание) в России, Великом княжестве Литовском и других странах, руководитель крупной административно-территориальной единицы.

Белору́сская Наро́дная Респу́блика (БНР; белор. Беларуская Народная Рэспубліка) — идея создания государства, провозглашённая 9 марта 1918 года 2-й Уставной грамотой Рады Белорусской Народной Республики, объявившее независимость 25 марта 1918 года на оккупированных немецкими войсками территории бывшей Российской империи.

Латвийское самоуправление (нем. Landesselbstverwaltung; латыш. zemes pašpārvalde) — марионеточный орган власти, созданный под руководством нацистской гражданской оккупационной администрации на территории Латвии. Параллельно с этим создавались и другие местные самоуправления в Эстонии (Эстонское самоуправление) и Литве (Литовское самоуправление).

Литовский провинциальный комитет — центр по подготовке вооруженного восстания 1863—1864 годов на территории современных Белоруссии и Литвы. Штаб-квартира располагалась в Вильне.

Важным инструментом подчинения Украины стало присутствие российских войск на ее территории. Они обеспечивали реализацию решений имперского центра и Правления гетманского уряда. Кроме того, российским офицерам доверялись полицейские и контрольно-ревизорские функции. И хотя в 1731 г. Д. Апостол добился сокращения количества российских полков до шести, но после его смерти российское военное присутствие в регионе постоянно нарастало. Способствовала этому и очередная российско-турецкая война 1735—1739 гг. Например, в 1737 г. на территории Малороссии находилось 75 полков, содержание которых было тягостно для местного населения. Грабежи и разрушения несли частые турецко-татарские рейды. Во время войны в действующую армию и на обозную службу было привлечено 57 тыс. украинских казаков и 205 тыс. крестьян, из которых погибло 35 тыс. Россия же, несмотря на ряд побед в войне (были взяты Очаков, Азов, Хотин, Перекоп, у Ставучан в августе 1739 г. разбиты турецкие войска), по Белградскому миру (август 1739 г.) получила лишь Азов без права возведения укреплений.

Ге́тманщина (укр. Гетьма́нщина ; официально Войско Запорожское [4] укр. Військо Запорозьке ) — исторический регион [5] , полуофициальное название [6] казацкого (украинского) [7] [8] [1] [3] государства [7] [8] [1] [3] [9] [10] [11] либо государственного образования [12] , возникшего в ходе восстания Хмельницкого в 1649 году. В результате гражданской войны 1657−1687 гг. Гетманщина утратила территориальную целостность и находилась в различных формах политической зависимости от Речи Посполитой, Российского государства, Османской империи.

Содержание

История



Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 28 мая 2012.

Восстание Хмельницкого

Бунт реестровых казаков, восстание селян Украины

В 1648 году полковник реестровых казаков Его королевской милости Войска Запорожского Богдан Хмельницкий, найдя поддержку у запорожских казаков и гарнизона реестровых казаков, стоящих на Запорожье, поднял восстание в Речи Посполитой [13] . Чтобы привлечь на свою сторону крымского хана Ислама III Гирея, Хмельницкий направил к нему своих послов, которые сообщили хану о планах короля напасть с запорожцами на Крым [14] . Хан дал уклончивый ответ — не объявляя формально войны Польше, он велел перекопскому мурзе Тугай-бею выступать с Хмельницким. 18 апреля 1648

Одержав за короткий срок ряд побед над коронным войском — под Желтыми Водами, Корсунем, Пилявцами и Зборовом, восставшие в 1649 году заключили с королем Яном-Казимиром Зборовский договор.

Зборовский договор

Согласно статьям этого договора: уряды в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах должны были занимать представители православной шляхты; список реестровых казаков увеличивался до 40-тысячного реестрового войска, которое должно было формироваться из 16 военно-административных единиц — полков; коронное войско и евреи не имели права находиться в Киевском, Черниговском и Брацлавском воеводствах.

Посполитые Украины были разочарованы результатами Зборовского договора. По договору они должны были вернуться в зависимое (крепостное) состояние от шляхты (как украинской (православной), так и польской (католической)). Поэтому уже в 1651 война продолжилась. В битве под Берестечком в 1651 году король Ян-Казимир нанес тяжелое поражение войску гетмана Богдана Хмельницкого, основной массой которого было селянство. В том же году между Войском Запорожским и центральной властью Речи Посполитой был заключен Белоцерковский мирный договор, ограничивающий гетманскую власть Киевским воеводством.

В 1652 году Хмельницкий взял реванш у Короны за поражение под Берестечком, разгромив коронное войско под Батогом. В 1653 году войско короля Яна-Казимира попало в окружение под Жванцем. Ненадежность союза с Крымским ханством, провал Молдавской кампании вынудило Хмельницкого активизировать союзнические переговоры с Московским государством.

Переяславская Рада

Вступление в войну Русского (Московского) царства

Уже 23 октября (2 ноября) 1653 г. Русское царство торжественно объявило в Москве войну Речи Посполитой за освобождение Украины и Белоруссии. [16]

Летом 1654 года началась война Русского царства с Речью Посполитой. Казацкие войска заняли Гомель, Чичерск, Новый Быхов, Рогачев и др. города, царские войска — Смоленск и др. города.

В конце 1654 года союзные Речь Посполитая и Крымское ханство нанесли комбинированный удар по Гетманщине, в результате которого на Подолье погибло и было уведено в рабство около 200 тысяч человек. Войска Хмельницкого и корпус Шереметьева, выступившие против поляков и татар, в январе 1655 года были окружены под Охматовом.

В 1655 году продолжились наступательные операции царского и казацкого войск. Так, войска гетмана Хмельницкого и воеводы Бутурлина в октябре 1655 года взяли в осаду город Львов. Также в кампании 1655 года наказному гетману Даниилу Выговскому удалось взять Люблин, Раву и др. города.

Шведский потоп и поход корпуса Антона Ждановича

Гадячский договор

Руина

Институты государственного управления

Роль реестровых казаков в государственном управлении



По форме государственного правления Гетманщина объединяла элементы республики и монархии [3] . При правлении гетманов Хмельницкого, Выговского, Многогрешного, Самойловича и Мазепы наметилась тенденция к утверждению монархической формы правления. Политический режим Гетманщины совмещал в себе черты как демократии, так и авторитаризма. Форму осуществления власти при гетманстве Хмельницкого Н. Н. Яковенко определила как военную диктатуру.

Во главе Гетманщины стоял выборный гетман. Гетман формально избирался пожизненно [источник не указан 213 дней] . Власть гетмана в своей основе была ограниченной, однако он сосредоточивал в своих руках чрезвычайно широкий круг властных полномочий: созывал Генеральную раду и раду старшин, курировал ими, принимал участие в обсуждении вопросов и принятии решений рады, организовывал их выполнение, возглавляя администрацию. Гетман выдавал важные распоряжения и приказы-универсалы, а также возглавлял судопроизводство как высшая апелляционная инстанция; организовывал и руководил финансами; определял направления внешнеполитической деятельности страны; стоял во главе войска.

1. Генеральный обозный — второй после гетмана чин. Ведал артиллерией, снабжением войска продовольствием и вооружением, принимал должность наказного гетмана (исполняющего обязанности в случае отсутствия, смерти, низложения гетмана). Руководил строительством укрепленных лагерей и, по обычаю, становился их комендантом. Нередко принимал командование над отдельным казацким корпусом. В его обязанности входило также составление казацкого реестра;

2. Генеральный писарь возглавлял войсковую канцелярию, исполняя обязанности государственного секретаря: ведал всей войсковой и государственной документацией, готовил указы и приказы, занимался корреспонденцией, отвечал за сохранность войсковой печати. Был первым советником гетмана, участвовал в переговорах на высшем уровне, принимал послов иностранных государств и войск. В военное время исполнял функции, близкие к функциям современного начальника Генерального штаба.

3-4. Два генеральных есаула были помощниками гетмана: помогали составлять казацкий реестр, рассматривали апелляции, которые поступали из полковых и сотенных судов, жалобы и предложения старшин; следили за соблюдением законности, обычаев и традиций в войсках, проводили учения и смотры войска, поддерживали порядок на Генеральном военном совете. В военное время исполняли особые поручения гетмана, могли командовать определённой частью войска, возглавлять группу парламентеров во время переговоров с командованием противника.

5-6. Два генеральных подскарбея (казначей) руководили всеми финансами и организацией сбора налогов. Пост учрежден в 1729 году.

7. Генеральный хорунжий — изначально пост задумывался для старшин, которые должны были оберегать и отвечать за охрану больших гетманских знамен (хоругвей). В реальной жизни — примерный аналог современного офицера Генерального штаба, наделенного комендантскими функциями. Вел следствие в делах, связанных с преступлениями старшин. Иногда возглавлял личную охрану гетмана. В военное время мог командовать отдельными казацкими соединениями, исполнять обязанности наказного гетмана.

8. Генеральный бунчужный персонально отвечал за сохранение бунчука. Выполнял особые поручения гетмана, инспектируя отдельные казацкие полки, проверяя жалобы. Во время войны мог командовать отдельным казацким корпусом или рейдовым отрядом.

Судебную власть представлял Генеральный суд во главе с
9. генеральным судьей. Он толковал обычаи и законы, вершил суд над государственными преступниками, рассматривало апелляции и прошения о помиловании, контролировал работу местных судов. На заседания Генерального суда созывали подконтрольных генеральному судье судей из городов и поселков. Все судьи были выборными.

Генеральная войсковая канцелярия, возглавляемая генеральным писарем, исполняла функции центрального органа внутреннего управления (хотя в первые годы Гетманщины она была аналогом Генерального штаба). Канцелярия занималась как военными делами (комплектация войсковых подразделений, пропагандистско-агитационная деятельность, обеспечение войска оружием, продовольствием и фуражом), так и государственно-административными: формировала посольства, писала письма, составляла тексты договоров, готовила гетманские универсалы, формировала административно-территориальное устройство Гетманщины, наделяла имениями и отнимала их; рассматривала разные вопросы политической и хозяйственной жизни, направляла и контролировала работу полковых и сотенных канцелярий; формировала военно-государственный архив, вела специальные диариуши, то есть дневники (хроники). В штате канцелярии были военные канцеляристы, канцеляристы, служители-подписки (писцы), копиисты, толмачи (переводчики), протоколисты, которые протоколировали совещания и переговоры (при Скоропадском (1918 г.) насчитывалось 25 штатных и около 10 внештатных — учеников и практикантов — чиновников канцелярии). Комплектовалась преимущественно выпускниками украинских высших учебных заведений. Во время войны или похода действовала Генеральная походная войсковая канцелярия. Возглавлял её также генеральный писарь, а в случае его отсутствия — один из старших писарей, или же казаки выбирали наказного (исполняющего обязанности) генерального писаря. Генеральная канцелярия была упразднена в 1764 году [17] .

Гетманщина имела самобытное административно-территориальное устройство, которое сложилось на основе традиций казацкого самоуправления. Она разделялась на полки и сотни. На Правобережье полково-сотенный уклад просуществовал до 1714 года; на Левобережье он сохранился до 1782 года. Количество полков и сотен не были постоянным. Так, на Левобережной Украине в 1672 году насчитывалось 117 сотен, а в конце XVII века — 163 сотни. В конце XVII века на Левобережной Гетманщине были около 2 тысяч населённых пунктов, в которых проживало около 1,5 миллионов человек.

Высшую военную, административную и судебную власть на территории полка осуществлял полковник. Основным исполнительным органом были полковые канцелярии. Полковники назначались гетманом. Важную роль играли полковые старшины: генеральный обозный, два генеральных есаула, генеральный судья, генеральный писарь. Вспомогательным органом служил полковой совет казаков и старшин. На территории сотен власть принадлежала сотнику, который или избирался казаками, или назначался полковником. К сотенной администрации принадлежали писарь, есаул и атаман, существовал также сотенный совет. В поселках и селах казаки входили в курень, который выбирал атамана, а селяне и мещане выбирали войта. Атаманы и войты составляли низшее звено администрации. Города с магдебургским правом сохраняли свои права и возглавлялись войтами. В состав городского управления входили бурмистры, райцы и лавники. Другие города и поселки, имевшие самоуправление, назывались ратушными; в то же время в них власть имели казацкие старшины, которым подчинялись казаки. На Левобережье вместо существовавших при Речи Посполитой гродских, земских, подкоморных и доминиальных (панских) судов были действовали полковые и сотенные суды. Юрисдикции казацких судов подлежали не только казаки, но и мещане и селяне, особенно в делах разбоя и убийств. В городах и поселках суд вершили коллегии лавников и ратуши, в селах — войты и атаманы. В северных районах Левобережья действовали копные суды — суды сельской общины [18] .

Роль низовых казаков в государственном управлении

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Экономика



В 1723—1781 гг. финансами, налогами, военными и ранговыми имениями ведала Генеральная канцелярия Скарба войскового, возглавлявшаяся двумя генеральными подскарбеями. Аппарат скарбовой канцелярии формировался из канцеляристов, секретаря и калькуляторов (счетоводов). Государственный контроль за деятельностью канцелярии возлагался на специальную счетную комиссию (1734—1776). После окончательной ликвидации Гетманщины канцелярия подчинялась Второй Малороссийской коллегии и выполняла преимущественно ревизионные функции относительно правильности и целесообразности использования средств [19] .

Общество. Культура

Социальная структура общества

Немаловажную роль в становлении Гетманщины в 1649—50-х годах сыграла православная шляхта Речи Посполитой. На службе у гетмана Хмельницкого весной 1649 года, по свидетельству московского посла Григория Кунакова, находилось около 6 тысяч шляхтичей, а в присяжных списках 1654 года вписано около 200 лиц шляхетского происхождения. Должности в Генеральной войсковой канцелярии при гетманстве Хмельницкого и Выговского занимали в основном представители шляхты.

Основную массу населения Гетманщины составляли селяне. Во времена Хмельниччины были ликвидированы крупные феодальные землевладения, фольварковая система хозяйства, крепостничество. После смерти Хмельницкого положение селян постоянно ухудшалось. При гетмане Иване Мазепе панщина была ограничена двумя днями в неделю. В середине XVIII века селянин мог выполнять трудовые повинности в пользу землевладельца три и более дней в неделю.

Города в Гетманщине развивались медленно. На Левобережье в конце XVII—XVIII веков существовало около 200 городов и городков, в которых жило 6 % населения. Магдебургским правом были наделены Киев, Нежин, Переяслав, Чернигов, Стародуб и др. города. Нередко в Гетманщине возникали конфликты между представителями городского самоуправления и старшинской администрации. Мещане занимались в основном ремесленничеством, торговлей.

Большое влияние на социальные процессы, протекавшие в Гетманщине, оказывало православное духовенство. Духовенство имело автономную администрацию, судопроизводство, было освобождено от уплаты налогов, военной службы, трудовых повинностей. Православная церковь в Гетманщине была крупным землевладельцем. В середине XVIII монастырям принадлежало около 10 тысяч имений, или 17 % земель Гетманщины.

Образование





Большой вклад в развитие системы образования Гетманщины внес гетман Иван Мазепа, который отдавал на развитие просветительских заведений часть своих личных доходов. Так, при его гетманстве был возведен главный корпус Киево-Могилянской академии, количество студентов академии доведено до 2 тысяч, учрежден Черниговский коллегиум, основаны новые школы, типографии.

Религия

Барокко в Гетманщине

В Гетманшине во второй половине XVII века стал распространяться стиль барокко, под воздействием которого развивались все виды и жанры искусства. В каменном сакральном строительстве выделяются два направления. Первое направление — трехдольное одно-, трехверхое сооружение и крестовидные пяти-, семи-, девятидольные сооружения. В этом архитектурном стиле построены Троицкая церковь в Густыне (1671), Ільинская церковь в Киеве (1692), надвратная церковь Всех Святых в Киево-Печерской лавре (1696—1698), Вознесенский собор в Переяславе (1700), Георгиевская церковь Выдубицкого монастыря в Киеве (1696—1701), Екатерининская церковь в Чернигове (1710) и др. Второе направление — сочетание трансформированного древнерусского храма с классической композицией фасадов, это собор Троицко-Ильинского монастыря в Чернигове (1679), собор Мгарского монастыря вблизи Лубнов (конец 1689—1709) и др. Ведущим музыкальным жанром в Гетманщине эпохи барокко было многоголосое партесное пение. Живопись также вобрала лучшие достижения барокко — богатый декор, сложную композицию, соединив их с традициями народного творчества.

Литература

В эпоху барокко литература в Гетманщине постепенно отходит от религиозных догматов. Так, к светскому направлению в литературе приходят Дмитрий Туптало, Климентий Зиновиев и др. Большое влияние на культурную жизнь Гетманщины имели сочинения богослова и мыслителя Феофана Прокоповича. Иван Галятовский создал первый украинский курс гомилетики, а также прославился написанием ряда полемико-богословских трактатов. Выдающимися представителями ораторско-проповеднической прозы были Лазарь Баранович и Антоний Радивиловский. Стихотворения писались различного содержания — бытовые, исторические, панегирические и др.

Особое место в литературе Гетманщины занимают казацкие летописи. Первая казацкая летопись — Летопись Самовидца, написанная современником Хмельниччины. Также составили летописи полковник Григорий Грабянка и выпускник Киево-Могилянского коллегиума Самойло Величко.

Читайте также: