Великие державы это кратко

Обновлено: 05.07.2024

термин, вошедший в международное право со времен Венского конгресса (1814-1815 гг.) и принятый для обозначения держав, играющих ведущую роль в мировой политике. Статусом великих держав обладали после второй мировой войны СССР, США, Англия, Франция, Китай.

государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных отношений. После Второй мировой войны В.д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. В последние годы многие государства поднимают вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, в частности за счет Бразилии, Германии, Индии и др.

термин, вошедший в политический лексикон и международное право со времени Венского конгресса (181415) и принятый для обозначения держав, играющих ведущую роль в мировой политике и международных отношениях. После второй мировой войны (1939— 45) по Уставу ООН юридическим статусом В. д. обладают СССР, США, Великобритания, Франция, Китай, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности. Особые права этих держав вытекают из той ответственности, к-рую они несут за сохранение мира. Устав ООН предоставляет В. д. соответствующие права, обязывая их действовать с соблюдением принципа единогласия (см. Единогласия принцип).

государства, которые благодаря своему военно‑политическому потенциалу наносят определяющее влияние на систему международных и международно‑правовых отношений. После Второй мировой войны большими государствами формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Россия (до 25 декабря 1991 г. – СССР), США, Франция, Великобритания и Китай. Современный статус больших государств не противоречит принципу суверенного равенства государств, а являет собой политико‑правовое отбивание их реальной роли в международной жизни. Особенное положение больших государств, закрепленное в Уставе ООН, объясняется формально положенной на большие государства главной ответственностью за поддержку мира и общей безопасности. В связи с этим В. д. наделены особенным правом, воплощенным в принципе единогласия этих стран в Совете Безопасности ООН.

так со времени Венского конгреса 1815 г. до шестидесятых годов назывались пять европейских держав: Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия и Россия, потому что они преимущественно управляли политическою жизнью Европы. В настоящее время шестою В. державою признается обыкновенно Италия.

термин, принятый для обозначения наиболее мощных государств, играющих ведущую роль на международной арене. После 2-й мировой войны 1939—45 В. д. считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: СССР, США, Великобритания, Франция и Китай (его место в Совете Безопасности незаконно занимает поддерживаемый западными державами чанкайшист).

Великие державы — так со времени Венского конгреса 1815 г. до шестидесятых годов назывались пять европейских держав: Великобритания, Франция, Австрия, Пруссия и Россия, потому что они преимущественно управляли политическою жизнью Европы. В настоящее время шестой В. державой признается обыкновенно Италия.

термин, принятый для обозначения наиболее мощных гос-в, играющих ведущую роль на междунар. арене. В наст. время такими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН - СССР, США, Великобритания, Франция и Китай (по воле реакц. кругов империалистич. Гос-в место КНР в Совете Безопасности пока еще незаконно занимает чанкайшист). Устав ООН, признавая за всеми гос-вами принцип суверенного равенства, независимо от их размера, политич. влияния, воен. и экономич. уровня развития, в то же время возлагает на вышеназванные В. д. гл. ответственность за сохранение междунар. мира и безопасности.

В различные историч. эпохи разные державы претендовали на роль "великих". В период феодально-абсолютистских монархий каждое более или менее крупное гос-во считало себя великим. Это приводило к многочисл. спорам о старшинстве государей и их дипломатич. представителей. Венский конгресс 1814-15 констатировал наличие пяти В. д.: Австрии, Великобритании, Пруссии, России и Франции. После создания объединенных германского (1871) и итальянского (1861-70) гос-в Германия заняла место Пруссии, в число В. д. вошла Италия. На рубеже 19-20 вв. усилилась роль нек-рых др. гос-в. В. д. стали признаваться США и Япония. После 1-й мировой войны 1914-18 утратила значение В. д. и перестала существовать как гос-во Австро-Венгрия, временно снизилась роль в междунар. отношениях Германии. В результате 2-й мировой войны 1939-45 Германия и ее союзники - Италия и Япония, потеряли значение В. д. В число В. д. вошел Китай. В наст. время к В. д. могут быть отнесены Индия и Индонезия, располагающие крупными территориями и большим населением. Эти гос-ва играют все возрастающую роль в междунар. отношениях, в частности в ООН и др. междунар. орг-циях, конференциях и совещаниях. Своей миролюбивой политикой Индия и Индонезия завоевали себе признанный авторитет на междунар. арене, и в наст. время значит. число крупных междунар. вопросов решается, как правило, с их участием.

- государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение реальной роли В.д. в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, объясняется формально лежащей на В д главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности.Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в принципе единогласия В.д, в Совете Безопасности ООН. Включение этого принципа в Устав ООН объясняется тем, что без единства действий В.д. не могут быть обеспечены мир и безопасность народов. Возложив на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание пира и безопасности и наделив его особыми полномочиями, правом принимать решения, обязательные для всех членов ООН, в т.ч. решения о применении коллективных принудительных мер к нарушителям международного мира и безопасности, государства - члены ООН признают тем самым особое значение постоянных членов Совета Безопасности в осуществлении целей и принципов ООН, в обеспечении международного мира. Принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности учитывает ту политическую реальность, что обеспечение мирного сотрудничества В д и их согласованные действия по созданию коллективной безопасности являются наиболее существенной гарантией международного мира и предпосылкой развития мирных отношений между всеми государствами. В последнее время многие государства поднимают вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, в частности, за счет Германии, Индии, Бразилии и т.д.

государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение реальной роли В.д. в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, объясняется формально лежащей на В д главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в принципе единогласия В.д, в Совете Безопасности ООН. Включение этого принципа в Устав ООН объясняется тем, что без единства действий В.д. не могут быть обеспечены мир и безопасность народов. Возложив на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание пира и безопасности и наделив его особыми полномочиями, правом принимать решения, обязательные для всех членов ООН, в т.ч. решения о применении коллективных принудительных мер к нарушителям международного мира и безопасности, государства члены ООН признают тем самым особое значение постоянных членов Совета Безопасности в осуществлении целей и принципов ООН, в обеспечении международного мира. Принцип единогласия постоянных членов Совета Безопасности учитывает ту политическую реальность, что обеспечение мирного сотрудничества В д и их согласованные действия по созданию коллективной безопасности являются наиболее существенной гарантией международного мира и предпосылкой развития мирных отношений между всеми государствами. В последнее время многие государства поднимают вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности ООН, в частности, за счет Германии, Индии, Бразилии и т.д.

государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В.д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение их реальной роли в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, формально объясняется лежащей на них главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в единогласия принципе этих стран в Совете Безопасности ООН.

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ — государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В.д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. — СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение их реальной роли в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, формально объясняется лежащей на них главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в единогласия принципе этих стран в Совете Безопасности ООН.

ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ - государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений. После Второй мировой войны В.д. формально считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: РФ (до 25 декабря 1991 г. - СССР), США, Великобритания, Франция и Китай. Современный статус В.д. не противоречит принципу суверенного равенства государств, а представляет собой политико-правовое отражение их реальной роли в международной жизни. Особое положение В.д., закрепленное в Уставе ООН, формально объясняется лежащей на них главной ответственностью за поддержание мира и всеобщей безопасности. Соответственно вытекающим из этой ответственности обязанностям В.д. наделены особым правом, воплощенным в единогласия принципе этих стран в Совете Безопасности ООН.

Великие державы - государства, которые благодаря своему военно-политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и международно-правовых отношений.
Великие державы - формально - постоянные члены Совета Безопасности ООН. Уставом ООН на великие державы возлагается главная ответственность за поддержание мира и всеобщей безопасности.

Вели́кая держа́ва — условное, неюридическое обозначение государств (держав), которые благодаря своему военному и экономическому потенциалу оказывают определяющее политическое влияние на систему Файл:CongressVienna.jpg

Венский конгресс великих держав в начале XIX века

Современные великие державы на карте мира

После XIX века Италия претендовала на вхождение в клуб великих держав. А в начале XX века из числа восьми великих держав фактически вышла распавшаяся Австро-Венгрия, как и распалась Османская империя, которая приблизилась было к статусу великих держав. К внеевропейским великим державам в конце XIX — начале XX века стали причислять новую первую экономику мира Соединённые Штаты Америки (которые, впрочем, большого влияния на международную политику до Первой мировой войны не оказывали) и модернизировавшуюся США, Великобритания, СССР. Во время Второй мировой войны нацистская Германия и Совета Безопасности ООН : США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Эти же державы приобрели дополнительное влияние благодаря обладанию ядерным оружием. Великобритания утратила статус сверхдержавы ввиду распада Британской империи; США и СССР в эпоху Холодной войны стали сверхдержавами, возглавлявшими мощнейшие военно-политические блоки (НАТО и ОВД соответственно), имевшие военно-стратегический паритет . Япония и воссоединившаяся Германия.

В первое время после окончания холодной войны и распада Советского Союза, несмотря на признанное полноправное правопреемничество от СССР (в т.ч. в ООН) и унаследованные советские ядерные силы, России утратила свои статусы великой державы и сверхдержавы, так как испытала системный экономический, внутриполитический и военный кризис. Связанные с благоприятной мировой конъюнктурой экономические успехи и политическая стабильность России с начала XXI века позволили ей усилить свое положение в мире и особенно в СНГ.

В современном мире Китай приблизился к статусу сверхдержавы и активно обсуждается необходимость реформы Совета Безопасности ООН . Германия, Япония, Индия, Бразилия и реже ЮАР, Италия, Мексика рассматриваются как кандидаты в число постоянных членов расширенного состава Совета Безопасности. Однако из них только Япония (как экономически-технологически-финансово вторая ключевая страна Запада с конца XX века) и Германия (как лидер Европейского союза), а также называемые иногда потенциальными сверхдержавами Индия (как ядерная держава и вторая миллиардная по населению страна с экономикой и наукой, бурно растущими с начала XXI века) и Бразилия (как лидер развития Латинской Америки) могут консенсусно считаться в качестве новых фактических великих держав современности.

Мировые державы – это страны, обладающие наибольшей геополитической силой, которые могут оказать влияние на мировую политику или политику отдельных регионов. Мировые державы подразделяются на сверхдержавы, великие державы и региональные державы.

Содержание статьи

Великие державы на карте мира

  • Какие государства можно назвать мировыми державами
  • Что такое мировое сообщество
  • Какова роль России в мировой политике

Сверхдержавы

Сверхдержавой называют государство с огромным политическим влиянием, обладающее экономическим и военным превосходством над другими государствами мира. Геополитическое положение сверхдержав позволяет им оказывать влияние на государства в самых удаленных точках планеты. В современном мире сверхдержавы должны обладать стратегическим запасом ядерного оружия.

Среди политологов существует мнение, что эпоха сверхдержав ушла в прошлое. Нынешний мир становится многополярным, с несколькими центрами влияния и возрастающей ролью потенциальных и региональных сверхдержав. К потенциальным сверхдержавам сейчас относят Китай, Бразилию, Европейский союз, Индию и Россию.

Великие державы

Великими державами называют государства, которые в силу своего политического влияния играют определяющую роль в мировой геополитической ситуации. Это название является неофициальным, оно появилось после наполеоновских войн и введено в официальный оборот Леопольдом фон Ранке.

В новейшей истории статус великих держав имели пять стран – членов Совета безопасности ООН. Все великие державы участвовали в большинстве мировых конфликтов и являются ядерными державами.

В современном мире выделяют 10 великих держав: США, Китай, Россия, Индия, Япония, Германия, Франция, Бразилия и Великобритания.

Региональные державы

Региональные державы – это неюридическое название государств, которые благодаря своему экономическому и политическому потенциалу играют главную роль в системе международных отношений в отдельных макрорегионах. При этом, в мировой политике они не обладают большим влиянием, за исключением тех региональных держав, которые одновременно являются великими державами.

В современном мире насчитывается 24 региональные державы. В Ближневосточной Азии это Израиль, Иран, Саудовская Аравия и Израиль. В Восточной Азии – Китай, Япония и Южная Корея. В Южной Азии – Индия и Пакистан. В Юго-Восточной Азии – Индонезия. В Америке – США и Канада. В Латинской Америке – Бразилия и Мексика. В Северной Африке – Египет. В Западной и Центральной Африке – Нигерия. В Южной Африке – ЮАР. В Западной Европе – Великобритания, Германия, Испания, Италия и Франция. В Восточной Европе – Россия. В Океании – Австралия.

Читайте также: