Уголовно исполнительный кодекс кратко

Обновлено: 08.07.2024

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) — кодифицированный нормативно-правовой акт, основной источник уголовно-исполнительного права, регулирующий общественные отношения, возникающие в процессе и по поводу исполнения всех видов уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера на территории Российской Федерации.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс был принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года, одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года и подписан Президентом 8 января 1997 года.

Структура Уголовно-исполнительного кодекса

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации представляет собой кодифицированный нормативный акт, состоящий из двух частей (восемь разделов) и приложения:

  • Общая часть
    • Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
    • Правовое положение осуждённых
    • Учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью
    • Исполнение наказания в виде обязательных работ
    • Исполнение наказания в виде штрафа
    • Исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью
    • Исполнение наказания в виде исправительных работ
    • Исполнение наказания в виде ограничения свободы
    • Исполнение дополнительных видов наказания
    • Исполнение наказания в виде ареста
    • Исполнение наказания в виде лишения свободы
    • Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарной воинской части в отношении осужденных военнослужащих
    • Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
    • Исполнение наказания в виде смертной казни
    • Контроль за условно осужденными

    Разделы состоят из глав (24), которые, в свою очередь, делятся на статьи (190).

    Ссылки

    См. также

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Уголовно-исполнительный кодекс РФ" в других словарях:

    УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ — основной федеральный закон, который в сочетании с другим законодательством устанавливает: общие положения и принципы исполнения наказания, применения иных мер уголовно правового характера; порядок и условия исполнения и отбывания наказания,… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ — Угол овно исполн ительный к одекс РФ … Русский орфографический словарь

    Уголовно-исполнительный кодекс Украины — это нормативный акт, который регулирует порядок отбывания уголовного наказания. Вступил в силу с 1 января 2004 года, при этом потерял силу Исполнительно трудовой кодекс УССР. Содержание 1 Структура 2 Цель УПК Украины … Википедия

    Уголовно-исполнительное законодательство — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

    Уголовно-исполнительная инспекция — Уголовно исполнительная инспекция в Российской Федерации учреждения, исполняющие в соответствии с уголовно исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества[1]. Уголовно исполнительные … Википедия

    Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

    Уголовно-исполнительное законодательство РФ — Уголовно исполнительное законодательство совокупность законодательных нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общие положения, принципы, порядок и условия исполнения уголовных наказаний, применения средств исправления… … Википедия

    Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ

    С изменениями и дополнениями от:

    8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 4 ноября 2004 г., 1 февраля, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 5, 9 января, 3 апреля, 2 мая, 30 декабря 2006 г., 6 июня, 19, 21, 24 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 3 апреля, 14, 23 июля, 8 ноября, 3, 22 декабря 2008 г., 14 февраля, 3 июня, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 21 февраля, 29 марта, 5 апреля, 1 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 6 апреля, 27 июня, 6 ноября, 3, 7 декабря 2011 г., 29 февраля, 1 апреля, 3 мая, 1, 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 7 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28, 31 декабря 2013 г., 3 февраля, 5 мая, 23 июня, 24 ноября, 1 декабря 2014 г., 8, 30 марта, 6, 20 апреля, 13 июля, 28 ноября 2015 г., 5 апреля, 28 мая, 26, 29 июля, 16 октября, 20 декабря 2017 г., 27 декабря 2018 г., 18, 26 июля, 2, 27 декабря 2019 г., 1 апреля, 20, 31 июля, 23 ноября 2020 г., 9 марта, 5 апреля, 26 мая, 11 июня, 21 декабря 2021 г.

    Принят Государственной Думой 18 декабря 1996 года

    Одобрен Советом Федерации 25 декабря 1996 года

    ГАРАНТ:

    См. Федеральный закон от 8 января 1997 г. N 2-ФЗ "О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"

    О практике назначения судами уголовного наказания см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 58

    1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

    2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

    Комментарии к ст. 1 УИК РФ

    1. В комментируемой статье определяются цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства. Данная норма имеет принципиальное значение, поскольку все дальнейшее содержание УИК РФ определяется на основе и с учетом стоящих перед законом целей и задач.

    В научной литературе понятия целей и задач нередко отождествляются, и они употребляются как синонимы. Но в данном случае законодатель разделяет эти понятия, наполняя каждое из них собственным содержанием.

    Под целями уголовно-исполнительного законодательства следует понимать те конечные результаты правового регулирования исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера, на достижение которых направлено действие закона. Эти результаты выражаются в общих и наиболее значимых достижениях, имеющих социальный характер.

    Однако достижение целей невозможно без решения отдельных вопросов, направлений промежуточного плана, связанных с реализацией не всего законодательства в целом, а его конкретных институтов и норм. Достижение этих промежуточных результатов и является задачей уголовно-исполнительного законодательства, что в совокупности обеспечивает возможность достижения его целей.

    К целям уголовно-исполнительного законодательства отнесены исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Необходимо отметить, что цели уголовно-исполнительного законодательства практически полностью совпадают с целями уголовного наказания, закрепленными в ч. 2 ст. 43 УК РФ, где сказано, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

    Подобное совпадение вполне объяснимо, поскольку уголовный закон является базовой и материальной основой закона уголовно-исполнительного.

    Наиболее важной целью, стоящей перед уголовно-исполнительным законодательством, является исправление осужденных. В научной литературе имеются различные позиции, касающиеся понятия "исправление", но в целом все они сводятся к тому, что исправление предполагает правопослушное поведение осужденного в период отбывания наказания и после освобождения от отбывания наказания. Исправление осужденного достигается комплексом мер правового, организационного, психолого-педагогического характера, которые применяются к осужденному в период отбывания наказания. Более подробно содержание понятия "исправление" приводится при анализе положений ст. 9 УИК РФ.

    Понятие предупреждения преступлений разработано наукой криминологией. Под предупреждением преступлений понимается система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой.

    Эти меры связаны с воздействием на всех людей (общее предупреждение), определенные группы людей (групповое предупреждение), на отдельных лиц (специальное предупреждение).

    Значительную роль в предупреждении преступлений играет и уголовно-исполнительный закон. Его общепредупредительное значение заключается в воздействии на сознание граждан путем информирования их об условиях и порядке отбывания уголовных наказаний различного вида, материально-бытовом и медико-санитарном обеспечении осужденных в период отбывания наказания, их правах и обязанностях, различных мерах воздействия, применяемых к осужденным. В этой связи уголовно-исполнительный закон способствует формированию определенных сдерживающих начал при определении жизненных установок человека, линии его поведения. В ряде случаев это удерживает человека от совершения преступления, хотя значительное число граждан не совершает преступление не из страха перед наказанием, а исходя из своих моральных и нравственных позиций.

    Однако в большей мере уголовно-исполнительный закон способствует специальному предупреждению, т.е. предупреждению совершения преступлений лицами, отбывающими уголовное наказание. В этом отношении эффективность уголовно-исполнительного закона достигается в результате применения целого комплекса мер к осужденным. Это режим отбывания наказания, правоограничения, применяемые к осужденным, применение мер безопасности и иные меры. В результате осужденный или лишается возможности совершить новое преступление, или такая возможность существенно ограничивается. Кроме того, нельзя не принимать во внимание и индивидуально-профилактическую работу, проводимую с осужденными, в том числе и воспитательную работу. Таким образом, условия, связанные с отбыванием наказания, психолого-педагогическое воздействие на осужденного способствуют формированию у него позиции социально полезного и законопослушного лица.

    Предупредительное значение имеет и то обстоятельство, что уголовно-исполнительный закон дает основания применения ряда мер предупредительного характера не к осужденным, а к гражданам, которые негативно влияют на процесс исправления осужденных (в частности, проносят на территорию исправительного учреждения наркотики, спиртное, деньги, иные запрещенные предметы, способствуют совершению осужденными преступлений, например побегу, уклонению от отбывания наказания).

    2. Задачи уголовно-исполнительного законодательства сформулированы в ч. 2 комментируемой статьи. Этими задачами являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

    Задача регулирования порядка и условий отбывания наказания решается и в Общей части УИК РФ, где определяются общие условия исполнения и отбывания наказания, и в Особенной части, где указанные условия и порядок конкретизируются применительно к отдельным видам наказания.

    Аналогичным образом решаются и иные задачи. Так, задача определения средств исправления осужденных решается путем указания этих средств в ст. 9 УИК РФ, а затем конкретизируется и уточняется применительно к специфике исполнения и отбывания отдельных видов уголовного наказания.

    Задача охраны прав, свобод осужденных и законных интересов осужденных находит свое разрешение в нормах о правовом статусе осужденных, их основных правах, обращениях осужденных и более подробно - в нормах, регламентирующих права и законные интересы осужденных различных категорий.

    Важное место в уголовно-исполнительном законодательстве отведено и задаче оказания осужденным помощи в социальной адаптации. Это обусловлено тем, что успешная социальная адаптация после освобождения от отбывания наказания существенно снижает риск совершения осужденным нового преступления. Длительный отрыв от общества, трудового коллектива, семьи ведет к утрате осужденным социально полезных связей. Поэтому при исполнении наказания уделяется большое внимание ресоциализации осужденных, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве, оказанию им психологической помощи. Социальная адаптация осужденных предполагает также и контроль за поведением осужденных отдельных категорий после освобождения.


    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    (с изменениями на 21 декабря 2021 года)

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:

    Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (Российская газета, N 153-154, 12.08.98) (вступил в силу с 6 января 2000 года);

    Федеральным законом от 4 ноября 2004 года N 129-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации N 45, 08.11.2004);

    Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 159, 25.07.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);

    Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года).

    Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 325-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

    Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 66-ФЗ (Российская газета, N 75, 08.04.2011) (вступил в силу с 1 июля 2011 года);

    В документе учтено:

    Положения настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) в части домашнего ареста, отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией, применяются с 1 января 2012 года - см. пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ.

    Принят
    Государственной Думой
    18 декабря 1996 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    25 декабря 1996 года

    ОБЩАЯ ЧАСТЬ

    РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

    1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

    2. Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

    Статья 2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

    1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.

    2. Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных; порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядок освобождения от наказания; порядок оказания помощи освобождаемым лицам.

    Статья 3. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты

    1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными (часть в редакции, введенной в действие с 20 апреля 2008 года Федеральным законом от 3 апреля 2008 года N 40-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

    4. Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.

    Статья 4. Нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний

    Федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.

    Статья 5. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в отношении осужденных военнослужащих

    1. Наказания осужденных военнослужащих исполняются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 22 ноября 2008 года Федеральным законом от 8 ноября 2008 года N 194-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    2. Осужденные военнослужащие отбывают наказания и проходят военную службу в соответствии с законодательством Российской Федерации. На них распространяются ограничения, предусмотренные нормативными правовыми актами, указанными в части первой настоящей статьи.

    Статья 6. Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени

    1. Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации.

    2. Исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.

    Статья 7. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера

    Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

    Статья 8. Принципы уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации

    Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием.

    Статья 9. Исправление осужденных и его основные средства

    1. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

    2. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    3. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

    ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ

    Статья 10. Основы правового положения осужденных

    1. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

    2. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

    3. Осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

    4. Права и обязанности осужденных определяются настоящим Кодексом исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

    Статья 11. Основные обязанности осужденных

    1. Осужденные должны исполнять установленные законодательством Российской Федерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

    2. Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

    3. Осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

    4. Осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным.

    5. Осужденные обязаны являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

    6. Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

    Статья 12. Основные права осужденных

    1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

    2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона (часть дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

    3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований (часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 191-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

    (Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; дополнена с 7 августа 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 132-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 304-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

    5. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

    6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

    6_1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия (часть дополнительно включена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ).

    7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 14 марта 2001 года Федеральным законом от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

    8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

    9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

    Читайте также: