Федеральное собрание лекция кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Федеральное Собрание РФ

Федеральное собрание как орган законодательной власти.

Структура Федерального Собрания.

Полномочия Федерального Собрания

Законодательная власть имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни.

В Российской Федерации представительным и законодательным органом — парламентом — является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Российский парламент, в соответствии со ст. 99 Конституции РФ, является постоянно действующим органом государственной власти.

Согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

. • Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации — нижняя палата которого, формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием пропорциональной избирательной системы.

Совет Федерации – верхняя палата, состоит из выборных должностных лиц.

Федеральное Собрание РФ - это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает вместе с тем, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

2. Двухпалатная структура Федерального Собрания и особенности конституционно-правового статуса каждой из палат обусловливают определенную специфику их внутренней структуры и организации работы. Во многом структуры палат совпадают, но имеются и существенные различия. Ключевое отличие состоит в том, что Государственная Дума формируется из депутатов, представляющих интересы всего населения России, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих субъекты РФ, представителей РФ и Президента, который пребывает в отставке.

Государственную Думу, соответственно, считается символом прямого представительства российского народа, а Совет Федерации является участником системы отношений опосредованного народного представительства.

Конституция закрепляет, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ч. 3 ст. 100, что палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Согласно статье 101 Конституции РФ Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Согласно положению ч. 2 ст. 96 Конституции РФ процедура избрания Государственной Думы РФ и формирования Совета Федерации РФ устанавливается следующими нормативными правовыми актами:

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Государственная Дума избирается сроком на пять лет (ст. 96 Конституции РФ). В соответствии со ст. 97 Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Статья 98 Конституции РФ устанавливает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. Должностными лицами Государственной Думы являются Председатель Государственной Думы; первые заместители и заместители Председателя Государственной Думы, число которых определяется самой Государственной Думой.

В состав Совета Федерации входят:

а) по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа;

б) Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации;

в) не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Должностными лицами Совета Федерации являются Председатель Совета Федерации; первый заместитель и заместитель Председателя Совета Федерации; председатель комитета, комиссии Совета Федерации, его первый заместитель и заместитель (председатель подкомитета, подкомиссии); член комитета, комиссии Совета Федерации. Компетенция палат Федерального Собрания определена исходя из принципа разделения властей и включает принятие законов, бюджета и контроль за деятельностью иных государственных органов в пределах полномочий, закрепленных Конституцией РФ.

Основным направлением деятельности Федерального Собрания РФ является принятие законов, обладающих после Конституции РФ высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными правовыми актами. Благодаря этому обеспечивается единство правового пространства на территории России. Посредством законов Федеральное Собрание осуществляет правовую регламентацию основных прав, свобод и обязанностей личности на территории России; экономической, политической, социальной основ конституционного строя; федеративного устройства России; порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 102 Конституции РФ закрепляет полномочия Совета Федерации. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Так, к ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; лишение неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий ;

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации ;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации ;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации

Статья 103 Конституции РФ закрепляет полномочия Государственной Думы. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Так, к ведению Государственной Думы относятся: а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации ;

а.1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте "д.1" статьи 83 Конституции Российской Федерации ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г.1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации

д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации ;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации ;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности .

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Прези­дента Российской Федерации шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения от должности, в признании не соответствующими Консти­туции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы меха­низмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федераль­ными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратеги­ческие направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в слу­чае необходимости корректировать политику Президента с ис­пользованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосно­венности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от наро­да на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.


На данном занятии мы рассмотрим структуру и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, основываясь на 5 главе Конституции России.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Федеральное Собрание. Государственная Думa"

Федеральное Собрание – это парламент Российской Федерации, который является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом и состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Давайте с вами рассмотрим структуру и полномочия Государственной думы, основываясь на 5 главе Конституции Российской Федерации.

Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации – это нижняя палата Федерального собрания Федерации. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации.


Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Депутатом Государственной Думы может быть:

· избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;

· постоянно проживающий в Российской Федерации;

· не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть также депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации Государственной Думе.

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.


Государственная Дума и Совет Федерации заседают раздельно, но палаты могут и собираться совместно, например, для заслушивания посланий Президента Российской Федерации.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Государственная Дума вправе образовывать комитеты и комиссии, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания, принять свой регламент и решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

На заседаниях комитетов и комиссии ведётся работа по подготовке заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы, и их предварительное рассмотрение.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Государственной Думы относятся:

· утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства;

· утверждение по представлению Председателя Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

· решение вопроса о доверии Правительству;

· заслушивание ежегодных отчётов Правительства о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

· назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка;

· заслушивание ежегодных отчётов Центрального банка;

· назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины от общего числа аудиторов Счётной палаты по представлению Президента;

· выдвижение обвинения против Президента в целях отрешения его от должности или против Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности;

· назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.

Уполномоченным по правам человека может быть:

· гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации;

· не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

По всем вопросам, отнесённым к его ведению Государственной Думы Конституцией, принимаются постановления. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц.

Государственной Думе принадлежит и право законодательной инициативы.

Законодательная инициатива – это стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона.

Законопроекты в Государственную Думу могут быть внесены:

· Президентом Российской Федерации;

· сенатором Российской Федерации;

· депутатом Государственной Думы;

· Правительством Российской Федерации;

· законодательным (представительным) органом субъектов Российской Федерации;

· Конституционным Судом Российской Федерации по вопросам его ведения;

· Верховным Судом Российской Федерации по вопросам его ведения.

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Главной задачей Государственной Думы является разработка и принятие законов.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые Государственной Думой, представляют собой основной источник права, обладают высшей юридической силой в Российской Федерации, регулируют наиболее важные общественные отношения и имеют прямое действие.


Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

· федеральных налогов и сборов;

· финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

· ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

· статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон.

Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.


Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом Российской Федерации.

Если Конституционный Суд Российской Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трёхдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения.

Если Конституционный Суд Российской Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания.

В отличие от Совета Федерации, государственная Дума может быть распущена Президентом.

Такое решение может быть принято в следующих случаях:

· после трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства;

· после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации;

· после трёхкратного отклонения Государственной Думой представленных Председателем Правительства кандидатур (за исключением федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности), вследствие чего более одной трети должностей членов Правительства Российской Федерации остались вакантными;

· если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена на следующих основаниях, если:

· Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, в течение года после её избрания;

· с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

· в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

В конце нашего занятия попробуйте ответить на следующие вопросы:

1. Какую роль играет Государственная Дума в структуре Федерального собрания Российской Федерации?

2. Кто может стать депутатом Государственной Думы?

3. Какими полномочиями обладает Государственная Дума Российской Федерации?

Конституция РФ в гл. 5 определяет статус Федерального Собрания как парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа Российской Федерации (ст. 94). Это постоянно действующий орган. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, которые заседают раздельно. Основная функция Федерального Собрания - принятие законов (ст. 95).

Принципом формирования Совета Федерации является представительство субъектов Федерации. Каждый из 85 субъектов независимо от их статуса представлен в Совете Федерации двумя членами: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95). Конституция РФ установила срок деятельности Государственной Думы - пять лет (ст. 96).

Каждая из палат имеет свои полномочия. К ведению Совета Федерации относятся следующие полномочия (ст. 102):

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
  • назначение выборов Президента РФ;
  • отрешение Президента РФ от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума имеет следующие полномочия (ст. 103):

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Процедура принятия закона в Федеральном Собрании называется законодательным процессом. Он состоит из нескольких стадий, которые регулируются Конституцией и регламентами Государственной Думы и Совета Федерации.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105). Совет Федерации участвует в принятии законов путем одобрения их.

Законодательный процесс начинается с законодательной инициативы (ст. 104). Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации. По вопросам своего ведения такое право имеют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ. Проекты федеральных законов вносятся в Государственную Думу.

Далее проходит обсуждение законопроектов в Государственной Думе и Совете Федерации, которое подробно регулируется регламентами палат Федерального Собрания, состоит из нескольких чтений, позволяющих всесторонне обсудить проект закона.

Принятие закона - следующая стадия законодательного процесса. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Установлены особые правила принятия федеральных конституционных законов. За них должно проголосовать не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы. После этого они обязательно направляются в Совет Федерации, где должны получить одобрение не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации.

После принятия закона Государственной Думой он в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет закон большинством голосов своих членов. Если Совет Федерации в течение четырнадцати дней не рассмотрит закон, он считается одобренным. Если же Совет Федерации отклонит федеральный закон, для преодоления возникших между палатами разногласий может создаваться согласительная комиссия. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой.

В случае несогласия с решением Совета Федерации Государственная Дума при повторном голосовании для принятия закона должна получить не менее двух третей от общего числа депутатов.

Конституция перечисляет вопросы, по которым должны быть обязательно приняты законы, рассмотренные Советом Федерации (ст. 106). Это: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование , денежная эмиссия, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статус и защита государственной границы РФ, вопросы войны и мира. В отношении других законов действует правило: если в течение четырнадцати дней Совет Федерации не приступил к рассмотрению закона, направленного ему Государственной Думой, закон считается принятым по умолчанию.

Последняя стадия законодательного процесса - подписание и обнародование федерального закона. Президент подписывает закон в течение четырнадцати дней. Если в течение этого времени он отклонит закон, то Государственная Дума и Совет Федерации повторно, в установленном порядке, будут рассматривать закон. В случае одобрения его в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы закон должен быть подписан в течение семи дней и обнародован. Федеральный конституционный закон подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и не может быть им отклонен.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации обладают особым статусом. Они имеют права , позволяющие им активно работать в палатах Федерального Собрания, несут обязанности, обладают неприкосновенностью.

Органы исполнительной власти Российской Федерации

Правительство Российской Федерации, его структура и полномочия. Статус Правительства России закреплен в главе 6 Конституции Российской Федерации. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ст. 110). В состав Правительства входят Председатель Правительства РФ, его заместители и федеральные министры.

Порядок формирования Правительства РФ весьма сложен. В нем участвуют Президент РФ, Государственная Дума, Председатель Правительства РФ. Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111).

Конституцией РФ предусмотрено, что Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ, который предлагает Государственной Думе кандидатуру нового Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока после вступления в должность. Такой же срок установлен для внесения Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ в случае отставки Правительства РФ.

Государственная Дума должна рассмотреть предложение Президента РФ о кандидатуре Председателя Правительства РФ в течение недели и может ее отклонить. Если Государственная Дума трижды отклоняет кандидатуры, представленные Президентом РФ, последний сам назначает Председателя Правительства РФ, одновременно распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст. 111).

После назначения на должность Председатель Правительства в недельный срок представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ст. 112). Эти предложения оформляются указом Президента РФ.

Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры для назначения на должность заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ, являясь высшим должностным лицом государства в исполнительной власти, определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу, руководствуясь при этом Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ (ст. 112).

Срок полномочий Правительства РФ связан с выборами Президента РФ. По общим правилам он начинается после формирования Правительства РФ вновь избранным Президентом РФ и заканчивается формированием нового Правительства РФ Президентом РФ, избранным на новых выборах.

Однако возможны случаи досрочного прекращения полномочий Правительства РФ. Это связано с отставкой Правительства или выражения ему недоверия (ст. 117).

Правительство РФ может само подать в отставку, которая либо принимается, либо отклоняется Президентом РФ. Непосредственно Президент РФ имеет право принять решение об отставке Правительства РФ.

Недоверие Правительству может выразить Государственная Дума. При этом она либо сама ставит вопрос о недоверии Правительству РФ, либо Правительство РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии ему. Постановление о недоверии Правительству Государственная Дума принимает большинством голосов от общего числа его депутатов. Окончательное решение после голосования в Государственной Думе о недоверии Правительству РФ принимает Президент РФ. Он либо объявляет об отставке Правительства РФ, либо не соглашается с решением Государственной Думы. В последнем случае Государственная Дума может вновь обратиться к тому же вопросу, и если в течение трех месяцев она повторно выразит недоверие Правительству РФ, то Президент РФ или объявляет об отставке Правительства РФ, или распускает Государственную Думу.

Правительство РФ само может выступать инициатором голосования в Государственной Думе о доверии ему. В случае получения отказа о таком доверии Президент в семидневный срок принимает решение либо об отставке Правительства РФ, либо о роспуске Государственной Думы.

Деятельность Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти проявляется в его полномочиях. Они перечисляются в Конституции РФ (ст. 114).

Среди них имеются полномочия, касающиеся федерального бюджета (разработка, представление на утверждение Государственной Думе, обеспечение исполнения, а также представление отчета об исполнении).

Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью. Оно отвечает за обеспечение обороны и государственной безопасности, законности, прав и свобод человека, охраны собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Читайте также: