Судостроение в ссср кратко

Обновлено: 08.07.2024

Октябрьская Революция — тип трёхпалубных речных теплоходов, строившихся на верфи Národný Podnik Škoda Komárno (Slovenské Lodenice n.p. Komárno) в Комарно Чехословакия в 1957—1962 годах, известный также как проект 26-37, словацкое обозначение - MOL 1575 (словац. motorova osobna lod - пассажирский теплоход 1575 л.с. Проекту 26-37 практически идентичен проект 588 Родина, суда по которому строились в ГДР.

Всего для СССР построено 14 таких судов чехословацкого проекта и 49 судов проекта Родина в ГДР.

Проект B-30 (ПНР), тип Soldek

Серия пароходов-углевозов состояла из 24 судов и была построена на Гданьской судоверфи Польша
суда были построены для СССР.

3 судна середине 50-х годов были переоборудованы в плавучие мастерские и переданы в ВМФ СССР.
Ещё 4 судна в 1956-1958 годах были переоборудованы в кабельные суда и также переданы в ВМФ СССР.
---------------------------------------- ---------------------------------------- -------
Проект B-31 (ПНР), тип Донбасс пароход, балкер 1980-1986 год построено 10 судов Польша

СЕРИЙНЫЕ СУДА ОКЕАНСКОГО КЛАССА:

Суда типа "Анна Ахматова"
Страна постройки: Польша
Год постройки: 1989
Всего судов: 2

Суда типа "Дмитрий Шостакович"
Страна постройки: Польша
Год постройки: 1980-1986
Всего судов: 7

Суда типа "Белоруссия"
Страна постройки: Финляндия
Год постройки: 1975-1976
Всего судов: 5

Суда типа "Мария Ермолова"
Страна постройки: СФРЮ(Югославия)
Год постройки: 1974-1978
Всего судов: 8

Суда типа "Юшар"
Страна постройки: Болгария
Год постройки: 1970
Всего судов: 3

Суда типа "Иван Франко"
Страна постройки: ГДР
Год постройки: 1964-1972
Всего судов: 5

Суда типа "Алупка"
Страна постройки: Болгария
Год постройки: 1960-1965
Всего судов: 12

Суда типа "Леонид Собинов"
Страна постройки: Великобритания
Год постройки: 1954-1955
Всего судов: 2

Суда типа "Норильск"
Страна постройки: Италия
Год постройки: 1951
Всего судов: 2

Морской рефрижератор судоверфи "Kieler Howaldtswerke" (г.Киль, ФРГ). Построено 3 судна для СССР 1961 год
---------------------------------------- ---------------------------------------
Сухогруз Тип Белорецк, (Дания) Построено 6 единиц для СССР 1962-64 год
---------------------------------------- --------------------------------------
Тип Сергей Кузнецов, проект (ФРГ) пакетовоз-контейнеровоз 2 судна 1987 год

Морской рефрижератор судоверфи "Kieler Howaldtswerke" (г.Киль, ФРГ). Построено 3 судна для СССР 1961 год
---------------------------------------- ---------------------------------------
Сухогруз Тип Белорецк, (Дания) Построено 6 единиц для СССР 1962-64 год
---------------------------------------- --------------------------------------
Тип Сергей Кузнецов, проект (ФРГ) пакетовоз-контейнеровоз 2 судна 1987 год

Фактически постройка кораблей основных классов во время войны прекратилась; новые не закладывались, а корпуса спроектированных ранее ржавели на стапелях или на воде в недостроенном виде.

Между тем коренной перелом в ходе войны (1943 год) предопределил поражение государств фашистского блока. В послевоенном мировом устройстве на первые места выдвигались сильнейшие морские державы – США и Англия. Эти два государства, не обремененные, в отличие от СССР, огромными сухопутными фронтами, во время войны интенсивно строили боевые корабли всех классов, наращивая мощь своих флотов. Не отрицая большого значения военной помощи союзников, следует особо отметить, что среди кораблей, поставленных в СССР по ленд-лизу, не было новых кораблей основных классов – линкоров, авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Американские и английские поставки строго ограничивались торпедными катерами, малыми и большими охотниками, тральщиками и фрегатами – эскортными миноносцами. Вместо подлежащих разделу кораблей итальянского флота США и Англия в 1944 году предоставили СССР своих заслуженных ветеранов, выведенных или ожидавших вывода из состава своих флотов. На приобретение современных крейсеров и эсминцев у союзников надежды было мало, и хотя такую попытку предпринял И.В. Сталин в 1945 году (под предлогом войны с Японией), она потерпела неудачу. США и Англия не были заинтересованы в реальном усилении Советского ВМФ, который к концу войны оказался материально и морально устаревшим.

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Эти обстоятельства осознавались работниками Наркомата ВМФ, которые в 1944 году, учитывая мнения военных советов действующих флотов, готовили соображения о послевоенном развитии ВМФ. Обоснование послевоенного состава флотов проводилось в оперативном управлении Главного морского штаба (ГМШ) ВМФ под общим руководством его начальников – вице-адмиралов Г.А. Степанова и В.А. Алафузова. Опыт боевых действий на море во Второй мировой войне также анализировался и учитывался, но пока без достоверных данных о результатах сражений у Марианских островов (Филиппинское море, 1944 год) и в заливе Лейте (1944 год).

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

В августе 1944 года в I отделе Оперативного управления ГМШ были подготовлены соображения о составе флотов ВМФ СССР в послевоенный период. В основу расчетов корабельного состава легли оперативно-стратегические задачи, мнения военных советов флотов и результаты анализа опыта военных действий.

Так, например, для Северного флота основными задачами считались: оборона своего побережья, оборона своих внутренних (прибрежных), заокеанских и европейских коммуникаций, нарушение коммуникаций противника в Атлантическом океане и в европейских водах, содействие Красной Армии на ее фланге, десантные операции [1] . Конкретный вероятный противник не указывался, но расчеты были многовариантны и учитывали мощь наиболее сильных флотов недалекого будущего – Англии и США. Например, коммуникации с европейскими странами предполагалось оборонять в случае неучастия английского флота в боевых действиях.

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)
Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)
Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)
Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)
Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Для разработки заданий на перспективное проектирование кораблей нарком ВМФ 6 января 1945 года приказал создать специальную комплексную комиссию, в которую входили авторитетные адмиралы и офицеры флота. Подкомиссию по линкорам и крейсерам возглавил начальник ВМА вице-адмирал С.П. Ставицкий, по эсминцам – контр-адмирал А.В. Добротворский. В подкомиссиях работали такие известные теоретики, как контр-адмиралы И.П. Чернышев, А.В. Томашевич, инженер-контр-адмирал А.П. Шершов, вице-адмирал Л.Г. Гончаров и другие.

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Летом 1945 года стало известно об атомных бомбах большой разрушительной силы, примененных американцами против Японии, а также о достижениях германского подводного кораблестроения, которые вывели подводные лодки на качественно новый уровень. Однако эти известия непосредственно не повлияли на ход разработки кораблестроительной программы. Германский опыт активно изучали и рассчитывали использовать в новых проектах лодок. С учетом же появления атомной бомбы вскоре посчитали необходимым лишь

Проект Наркомата ВМФ предусматривал строительство мощного сбалансированного флота, состоящего из боевых кораблей всех классов. На 1 января 1956 года этот флот должен был включать в себя 4 линкора (водоизмещением по 75 000 т), 10 тяжелых крейсеров (по 25 000 т), 30 крейсеров, 54 легких крейсера, по 6 больших и малых авианосцев, 132 больших эсминца, 226 эсминцев, 168 больших подводных лодок, 204 средние и 123 малые [2] , а также другие корабли и суда, в том числе десантные и многочисленные вспомогательные.

Ведущая роль в разрешении спорных вопросов, естественно, принадлежала И.В. Сталину – тогда Генеральному секретарю ЦК ВКП (б) и Председателю СНК СССР. Сталин рассматривал флот в качестве сильного аргумента во внешней политике, но при этом в стратегическом плане никогда не ставил ему задачу заокеанской экспансии, а заботился о

Только уступая просьбам руководства НКСП, Сталин согласился сократить количество тяжелых крейсеров программы до четырех, а под влиянием моряков в принципе первоначально одобрил достройку одного (в Молотовске) и закладку двух линкоров, а также строительство двух малых авианосцев. Сильные возражения вождя вызвали также предложения НКВМФ по количеству больших океанских подводных лодок, которое подлежало сокращению более чем в четыре раза.

В специальных же вопросах – особенно в отношении элементов будущих крейсеров, эсминцев и подводных лодок Наркомат ВМФ встретил сильную оппозицию в лице руководства НКСП – наркома И.И. Носенко и его заместителя А.М. Редькина. Они считали, что для выполнения требований флота потребуется несколько лет работы по восстановлению разрушенных войной и созданию новых заводов и конструкторских бюро. С целью получения средств на модернизацию промышленности с учетом ее реальных возможностей они настаивали на крупносерийной постройке новых крейсеров, эсминцев и подводных лодок по откорректированным проектам 1939-1940 годов, для этих кораблей имелись частично или полностью готовые образцы главных энергетических установок и вооружения. Учет опыта войны и достижений мирового кораблестроения при этом сводился к установке РЛС и гидролокаторов и применению новой технологии – сварки корпусов. Возможное же начало строительства новых кораблей, особенно крупных, руководство НКСП откладывало на 50-е годы.

В вопросе об эсминцах Сталин встал на сторону НКСП.

Маршал Берия являлся наиболее подходящей фигурой для претворения в жизнь установок вождя, которые сводились к механическому исключению из программы ряда крупных кораблей. В отношении же типов и сроков постройки Берия ориентировался на позицию, занятую Сталиным в споре между наркоматами ВМФ и судостроительной промышленности.

Таким образом, Носенко фактически предлагал, в сокращенном виде, вновь запустить остановленный войной маховик программы третьей пятилетки, утвержденной Правительством в январе 1940 года.

Десятилетний план предусматривал постройку 5850 боевых кораблей и вспомогательных судов, в том числе 589 кораблей основных классов. Из последних 199 должны были вступить в строй до 1 января 1951 года. Кроме того, в 1953–1955 годах предполагалось дополнительно заложить два линейных корабля (1955 год), три тяжелых крейсера (один – в 1953 году и два – в 1955-м) и семь легких крейсеров (два – в 1953 году, три – в 1954-м, два – в 1955-м).

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Несмотря на впечатляющий количественный объем десятилетнего строительства флота, последнему даже к 1956 году не обеспечивалась возможность развертывания во внешних морях и в океанах, где авианосные соединения американского и английского флотов сохраняли преимущества в ударной мощи и боевой устойчивости. Подводные лодки Советского ВМФ, направленные на океанские коммуникации, ожидала совершенная система противолодочной обороны, доказавшая во время Второй мировой войны свое превосходство над многочисленным германским подводным флотом.

Утвержденный Десятилетний план предусматривал постепенное наращивание темпов кораблестроения, достигавшего максимума к 1955 году. В этом году, в частности, предусматривалось ввести в строй 2 тяжелых, 5 легких крейсеров, 36 эсминцев, 39 сторожевых кораблей, 6 больших, 42 средние подводные лодки и десятки других кораблей и катеров. Наркомсудпрому, Наркомстрою, Главвоенпромстрою, Наркомтрансмашу и НКВД предстояло до 1950 года восстановить и реконструировать 27 судостроительных заводов, в том числе завершить строительство заводов № 402 в Молотовске и № 199 в Комсомольске-на-Амуре. Кроме этого, предполагалось построить восемь новых специализированных судостроительных заводов в Ленинграде, Таллине, Николаеве, Херсоне, Осипенко [6] , Комсомольске-на-Амуре и Благовещенске.

На предприятия, обеспечивающие судостроительные заводы вооружением, броней, механизмами, также возлагались конкретные задачи. К 1956 году предстояло выпустить пятнадцать 220-мм, сто одиннадцать 152-мм и четыреста семь 130-мм башен, 193 тыс. т корабельной брони.

Разногласия по поводу Десятилетнего плана, а также попытка отстоять свои взгляды у И.В. Сталина о нецелесообразности разделения Балтийского флота на два дорого обошлись Н.Г. Кузнецову. В феврале 1947 года, после проверки ГМШ комиссией Министерства вооруженных сил, Николая Герасимовича сняли с должности и направили в Ленинград начальником Управления военно-морских учебных заведений. Главнокомандующим ВМС назначили адмирала И.С. Юмашева. К этому времени были отстранены от дел и наиболее квалифицированные помощники Н.Г. Кузнецова – адмиралы В.А. Алафузов и Л.М. Галлер. В начале 1948 года они вместе с вице-адмиралом Г.А. Степановым, как известно, стали жертвами неправедного суда.

В феврале 1950 года, когда выполнение Десятилетнего плана набрало высокие темпы, И.В. Сталин восстановил Военно-морское министерство. Адмирал И.С. Юмашев стал министром, но вскоре полностью лишился доверия вождя и в июле 1951 года был заменен возвращенным из опалы вице-адмиралом Н.Г. Кузнецовым. Поводом для обсуждения поначалу деятельности и затем отстранения министра и начальника Морского генерального штаба адмирала А.Г. Головко стало адресованное И.В. Сталину письмо главного инспектора ВМС адмирала Г.И. Левченко. По воспоминаниям адмирала В.И. Платонова [7] ,

При обсуждении положения на заседании Политбюро и Главного военного совета ВМС

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)
Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)
Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)
Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)
Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Вскоре после своего возвращения в Москву, разобравшись в обстановке, Н.Г. Кузнецов 1 сентября 1951 года направил Председателю Совета Министров И.В. Сталину доклад о корректировках Десятилетнего плана. Однако вождь в то время постепенно отходил от непосредственного руководства военным строительством, и этот доклад остался без последствий. Аналогичная участь постигла и доклад министра ВМС от 31 июля 1952 года о недостатках в судостроении, хотя он и рассматривался на заседании Президиума Совета Министров 7 августа того же года. Более того, новый министр судостроительной промышленности (одновременно – заместитель Председателя Совмина) В.А. Малышев ответил Н.Г. Кузнецову обвинением в искажении истины и преувеличении недостатков в промышленности.

Может быть, поэтому Минсудпром и опередил руководство ВМС в инициативе создания атомной подводной лодки, начало работ по проектированию которой было положено 9 сентября 1952 года. Флотских специалистов привлекли к этим работам спустя почти два года.

В свою очередь, Н.Г. Кузнецов возобновил с конца 1951 года процесс проектирования тяжелого (по терминологии тех лет – среднего [8] ) крейсера с 220-мм артиллерией (проект 66). В серийной постройке эсминцы проекта 30-бис с 1953 года были заменены кораблями проекта 56, а подводные лодки XV серии – лодками проекта А615.

Первые крупные изменения в Десятилетний план были внесены сразу после смерти И.В. Сталина. Так, в апреле 1953 года прекратилось строительство крейсеров проекта 82. Самостоятельное Военно-морское министерство прекратило существование, и флот вошел в единое Министерство обороны, возглавляемое Маршалом Советского Союза Н.А. Булганиным. Личность министра, очевидно, предопределила и судьбу очередного доклада вновь ставшего Главнокомандующим ВМС Н.Г. Кузнецова. 6 августа 1953 года последний представил Н.А. Булганину письменное изложение взглядов на задачи флота. В этом докладе, в частности, обосновывалась необходимость создания авианосцев противовоздушной обороны [9] для обеспечения истребительного прикрытия эскадр в открытом море. Однако конкретного решения по докладу министр обороны не принял, за исключением приказания Главкому ВМС представить план судостроения.

План был представлен высшему военному руководству страны 31 марта 1954 года и обсуждался с участием маршалов А.М. Василевского, Г.К. Жукова и начальника Генштаба В.Д. Соколовского. Руководство Министерства обороны потребовало от Н.Г. Кузнецова значительной переработки проекта. Сказалось влияние нового политического курса: правительство Н.С. Хрущева искало пути сокращения Вооруженных Сил и военных расходов. При этом армейские начальники, недостаточно знакомые со спецификой морской войны и упрощавшие значение флота для государства, рассчитывали сэкономить средства за счет дорогостоящего военно-морского строительства.

В июле 1955 года первым заместителем Главкома ВМФ был назначен адмирал С.Г. Горшков и вскоре стал исполнять обязанности тяжело заболевшего Н.Г. Кузнецова. Болезнь главнокомандующего являлась прямым следствием обсуждения перспектив развития ВМФ. Летом 1955 года Н.С. Хрущев и Г.К. Жуков, не считаясь с мнением моряков, высказались за ограничение задач флота, что неизбежно вело к общему сокращению корабельного состава и уменьшению объема нового кораблестроения.

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Обращает на себя внимание небывалый ранее в СССР (и в России) объем нового кораблестроения. За десять лет (1948–1957 годы) были спущены на воду 124 крейсера и эсминца общим полным водоизмещением 710 960 т [10] и 315 подводных лодок общим надводным водоизмещением свыше 300 000 т, что в сумме дает более 1 млн т или 100 тыс. т в год. Этот результат следует признать выдающимся достижением отечественной судостроительной промышленности, которая в ходе реализации Десятилетнего плана добилась полной самостоятельности и независимости в проектировании и массовом строительстве боевых кораблей. Флот СССР не только обновился, но и обогнал по тоннажу ВМС Великобритании, выйдя на второе место в мире, и вновь занял первое место по количеству подводных лодок.

В то же время построенные корабли по техническому уровню соответствовали высшим мировым достижениям только середины 40-х годов. К концу 50-х годов уже наблюдалось моральное устаревание вступающих в строй новых боевых единиц, что отмечалось тогда в приемных актах. Требовались модернизация вооружения и проектирование новых типов боевых кораблей для реализации очередной долговременной программы.

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)

Первая послевоенная кораблестроительная программа ВМФ СССР (1946-1955 годы)


Итак, кораблестроительная программа в СССР была запущена сразу после войны. В первый этап (1950 – 1961 год) были построены:

  • крейсеры 68 проекта –— 14. Средний срок строительства – 36 мес. Минимальный – 31 мес.
  • эсминцы 56 проекта — 31. Средний срок строительства – 29 мес. Минимальный – 18 мес.
  • большие противолодочные корабли (далее - БПК) 57 проекта — 4. Средний срок строительства – 29 мес. Минимальный – 27 мес.

Под сроком строительства понимается период от закладки корабля до дня подъёма военно-морского флага, т.е. зачисления его в состав ВМФ. Как мы видим, сроки строительства даже крейсеров (экипаж более 1000 человек) не превышают трёх лет. В 1956 году вошло в строй 13 кораблей. А дальше – хрущёвский погром, когда корабли резались на стапелях, как при Ельцине.

Второй этап – это первые советские корабли с ракетным оружием, а именно:

  • Ракетные крейсеры 58 проекта — 4. Средний срок строительства – 45 мес. Минимальный – 35 мес.
  • БПК пр. 61 — 25. Средний срок строительства – 39 мес. Минимальный – 29 мес. В этой большой серии, которая строилась с 1962 по 1987 год, были разные модификации, чем объясняется разбег между минимальным и средним сроком строительства.
  • Ракетные крейсеры пр. 1134 — 4. Средний срок строительства – 43 мес. Минимальный – 39 мес.
  • БПК проектов 1134А, 1134Б — 17. Средний срок строительства – 43 мес. Минимальный – 33 мес.
  • Противолодочные крейсеры (авианесущие) пр. 1123 — 2. Средний срок строительства – 57 мес. Минимальный – 53 мес.
  • БПК (впоследствии – СКР) проекта 1135 — 32. Средний срок строительства – 26 мес. Минимальный – 17 мес.

Третий этап – завершающие серии кораблей ВМФ СССР. То, что от них осталось и называется сегодня ВМФ РФ.

  • Ракетные крейсеры проекта 1164 — 3, в т.ч. Слава (Москва) – 75 мес., Адмирал флота Лобов (Устинов) – 97 мес., Червона Украина – 127 мес. Один крейсер этой серии, заложенный в СССР, ещё строится на Украине.
  • Тяжёлые авианесущие крейсеры: Киев – 66 мес., Минск – 77 мес., Новороссийск – 84 мес., Баку (Горшков) – 119 мес., Рига (Кузнецов) – 101 мес.
  • Эсминцы 956 проекта — 15. Средний срок строительства – 56 мес. Минимальный – 41 мес.
  • БПК проекта 1155 — 12. Средний срок строительства – 47 мес. Минимальный – 27 мес.
  • Атомные тяжёлые ракетные крейсеры (Киров, Фрунзе, Калинин). Средний срок строительства – 76 мес. Минимальный – 68 мес.

Кроме того, анализ показывает, что сроки постройки крейсера и эсминца примерно в одинаковы (за исключением атомных и авианесущих (см. приложения). Следовательно, срок строительства определяется сборкой корпуса, а монтаж оружия ничего не определяет – оно поступает с других заводов и устанавливается с участием специалистов производителя. Самые хорошие результаты у артиллерийских эсминцев 56 проекта и СКР с ракетным вооружением проекта 1135. Очевидно, что разбег сроков строительства внутри серии на одном заводе можно объяснить только одной причиной – задержками от поставщиков. А это уже вопрос макроэкономического уровня, т.е. организация взаимодействия между предприятиями. И вот тут становится понятен рост сроков строительства в 80-х годах. Смежников, очевидно, перестали поощрять и наказывать. И мы видим по строительству кораблей, как экономика СССР пошла вразнос. Но Горбачёву это было уже всё равно, у него были важные дела. Так или иначе, СССР подошёл к 1990 году как крупнейшая военно – морская держава. По количеству вымпелов мы практически сравнялись с США. Но мы сейчас не о войне, а о промышленности, которая корабли строить могла, что бесспорно.

Теперь перейдём к кораблестроению РФ. Сначала посмотрим на корабли, которые были заложены в СССР, а достраивались уже в демократической России. А таких немного:

Российское надводное судостроение прошло значительный путь рыночной трансформации. Ряд заводов и особенно НИИ КБ остались в руках государства. Но одновременно возникли и достаточно крупные частные структуры — вполне устойчивые и работоспособные. Что касается подводного судостроения, то оно никак не было затронуто приватизацией. [5]

Общее состояние отрасли на 2007 год можно сравнить с состоянием авиастроения, каким оно было несколько лет назад. Отечественные корабелы имеют определённый поток экспортных заказов — главным образом военных,— с которым пока успешно справляются, а также удовлетворяют потребности очень маленького, по современным понятиям, внутреннего рынка. Вместе с тем на мировом рынке крупных гражданских судов — самом ёмком и перспективном — российские производители практически не присутствуют, и, если ситуация не изменится, шансов выхода на него у России почти не остаётся. Прорыв возможен при сочетании двух обстоятельств: правильный выбор рыночной ниши и строительство новых, современных верфей, значительно более крупных, чем существующие. [6]

Выбор государства — снова консолидация. В течение 2005—2006 годов обсуждались различные принципы и варианты, весной 2007 года решение было найдено. Оно оказалось совсем не таким, как в авиастроении. Было решено объединять лишь государственные активы, причём по региональному принципу. В соответствии с указом президента России В. В. Путина и постановлениями правительства формируется Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), в рамках которой будет три центра: Западный, Северный и Дальневосточный. В ОСК войдут все НИИ, КБ и заводы, контролируемые государством, а также находящиеся в федеральной собственности пакеты акций в частных предприятиях. [7]

По официальной версии, переговоры о покупке государством этих активов велись, но Межпромбанк от продажи отказался. [11]

Попытка предотвратить развал судостроения предпринималась ещё до кризисного 2008 года. Изначально ставка делалась на изменения правил регистрации в Российском морском регистре судоходства (РМРС), призванные создать благоприятные условия для работы флота под российским флагом. Созданная в 2007 году ОСК приступила к консолидации судостроительных активов, многие из которых пребывали в стадии банкротства. Была запущена система государственных финансовых инструментов, таких как субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на строительство судов на отечественных верфях, субсидирование лизинговых платежей. В 2008 году утверждена Транспортная стратегия РФ на период до 2030-го, обозначившая вектор государственной политики в транспортной отрасли и потребности страны на длительную перспективу. [14]

Читайте также: